Картины с русалками известных художников австрийских. Красавицы-русалки на картинах известных художников

1879 г. Масло, холст.

Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»

Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В. Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку. Творчеством художника он остался доволен.

Что же так потрясло критиков и императора?

Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, отмечавшийся в «русальную неделю» с 19 по 24 июня. Русалки считались силой темной, нечистой. Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода. Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.

Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю. Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам. Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки. Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.

Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.

Лучшие картины Маковского К.Е.

Иван Крамской. Русалки.
(на сюжет из произведения Н.В. Гоголя «Майская ночь»).
1871. Холст, масло. 88 x 132.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Период 1870-х годов в жизни Крамского непосредственно связан с напряженной деятельностью по организации Товарищества передвижников, поэтому письма этого времени проникнуты неутомимой энергией духовного лидера передвижников. Вместе с тем в этих же письмах живет другой Крамской, который упоенно описывает красоту лунной украинской ночи, завороженный тайной ночного света.

Первую выставку товарищества решено было открыть в конце 1871 года. К этой выставке Крамской хотел кончить работу над картиной «Русалки». Много лет назад Крамской записал в свой дневник: «О, какой удивительный человек был этот Гоголь!» Он любил Гоголя , много раз перечитывал все его произведения, особенно «Вечера на хуторе близ Диканьки». И теперь, читая «Майскую ночь», он снова погрузился в мир украинской народной сказки с ее ведьмами, колдунами, русалками, с волшебными лунными ночами. И пусть это только сказка, и сказочным кажется дом на горе, и дремучий лес, и глухой, заросший пруд, и девушки-русалки, но ведь в каждой сказке всегда есть зерно правды, и Крамской хотел написать картину так, чтобы зритель за этой сказкой увидел настоящую жизнь, услышал задушевную украинскую песню, почувствовал беспокойство и жалость к тем «земным» крестьянским девушкам, у которых так печально сложилась судьба.

Картина стоила Крамскому немалого труда. Сохранились эскизы, наглядно показывающие, как постепенно художник отходил от иллюстративного метода, искал средства живописного воплощения поэзии лунной ночи: того «впечатления сказочного», о котором он писал Васильеву в августе 1871 года, когда, с опозданием прибыв в имение П.С.Строганова Хотень Харьковской губернии, где они сговорились встретиться, не застал уже Васильева, выехавшего в Ялту. О том влиянии, которое двадцатилетний Васильев оказывал не только на ровесников, но и на Крамского, свидетельствуют и сама картина, и письма, Крамской так и не сумел добиться результата, который удовлетворил бы его самого: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука - луна».

«Поймать луну», показать, как при ее свете все преображается, становится чудесным, чуть тревожным, было мучительно трудно. Но луну он все-таки «поймал» и написал чудесную поэтическую картину лунной ночи.

Картина представляет берег реки в лунную ночь. Справа пригорок, на нем усадьба, окруженная тополями. На заднем плане лес. На заросшем тростником берегу, на стволе свалившегося, перекинутого через реку гиганта-тополя в мягких волнах лунного света расположился целый сонм утопленниц. Живописные позы их унылы, бледные лица полны безысходной тоски. На всей картине лежит глубокая печать поэзии и тихой грусти. Общий тон гармонирует с характером таланта художника, который сам причислял себя к разряду «тихоструйных».

Сам Крамской картиной был не совсем доволен - требовательность его к себе не знала границ. Несколько раз он принимался переделывать картину и даже через год после того, как она была куплена Третьяковым, писал ему и просил прислать картину: «Я ее хотел немного переработать, летом я кое-что наблюдал еще, и мне хотелось бы ее поправить».

И все же произведение Крамского было по-своему знаменательно для русской живописи, поскольку в нем, как и в «Бабушкиных сказках» В.М.Максимова, впервые проявился интерес к народной поэзии, пока еще опосредованный, воспринятый в литературной обработке, но уже прокладывающий тропинку, по которой пойдет сначала В.М.Васнецов , а затем и другие русские художники.

Рецензенты с большим удовольствием отмечали в картине Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна», и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи, предвзятости. «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление», — отмечала пресса по выставке.



Константин Егорович Маковский Русалки 1879

Маковский, Константин Егорович — русский живописец; сын известного в свое время московского любителя искусства, одного из основателей тамошнего училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича М. (1800—1886), род. в Москве в 1839 г.; под отцовским влиянием 12 лет от роду поступил в ученики упомянутого училища, в котором его наставниками были М. Скотти, С. Зарянко и В. Тропинин, и получил в 1857 г. малую серебряную медаль от Акд. художеств. В следующем за тем году переселился в СПб. и записался в ученики академии; был награжден малой золотой медалью за картину "Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова", в 1862 г. По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали, но он вместе с 12 своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, вышел из академии с званием художника 2 степени и принял участие в учреждении СПб. художнической артели, членом которой, оставался, однако, недолго. В 1867 г. за картины "Бедные дети" (находится у Д. В. Стасова в СПб.) и "Селедочница" и за три портрета (ген. Кауфмана, ген. Рокасовского и г-жи Ворониной) был признан академиком, а через год, за колоссальную и сложную картину "Масленица в Петербурге", возведен в профессоры. В 1876 г. сделал поездку на Балканский полуо-в и в Египет. Многочисленные произведения М. — портреты и картины историческо-бытового, чисто жанрового и отчасти фантастического содержания — составили ему репутацию одного из талантливейших представителей современной русской живописи. С этими произведениями он являлся сперва на годичных академических выставках, а потом (с 1874 по 1883) на выставках Товарищества передвижных выставок, впоследствии же стал устраивать из них отдельные выставки. Некоторые его картины были, кроме того, выставлены в Париже и Сев. Америке и распространили его известность за пределы России. Эффектность композиции и освещения, выразительный, хотя и недостаточно верный рисунок, сильный, блестящий, но излишне цветистый колорит, мастерство кисти, особенно при выписке костюмов и проч. аксессуаров, отличают все вообще работы М., между которыми, сверх вышепоименованных, главными могут считаться: "Похороны в деревне" (1872; у К. Солдатенкова в Москве), "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 в Имп. Эрмит., повторение в Аничковском дворце), "Болгарские мученицы" (1878), "Русалки" (1879, в Имп. Эрмит.), "Свадебный пир в боярской семье" (1885), "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (1886), " Смерть Иоанна Грозного" (1888), "Под венец" (1890), портреты: А. С. Даргомыжского, сенатора Веймарна, А. Е. Тимашева, жены художника с детьми, гр. Муравьева-Амурского, гр. С. Р. Строганова, певца О. Петрова и нек. др.

«Русалок» Маковского показывали на 7-ой Передвижной выставке в 1879 году. И тогда она получила откровенно хреновую критику лютых пугал от искусства Стасова и Гаршина (за «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов») и порицание коллег по цеху. Остальных передвижников бесила радужная увлечённость сказочными бабами и оторванность Маковского от народной повестки, которая так чесалась у всех правоверных передвижников.

Хуже того, Александр II, который, как уже было сказано, не разбирался в искусстве, был до того впечатлён теми самыми эффектной пластикой и салонными приёмами, что сделал Маковского чуть ли не придворным художником и с ходу заказал ему серию портретов семьи. Радости коллег, конечно, не было предела.

Все развлечения русалий по версии LiveJournal Media , 2016

Почему вам будет легко понять Маковского?

Парадокс: Маковский умудрился пострадать за искусство, не признанное коллегами, зато одобренное исте​**ишментом. За этот сюжет крепко досталось только ему, при том, что своих русалок писали и другие члены кружка - Репин и Крамской , например.

Но у Репина русалки - это всего лишь эскорт морского царя, на приём к которому попал Садко. Позы их выражают покорность и, в общем, не раздражают. Опять же, на картине изображен угнетенный класс, а передвижникам это очень даже подходило.

Русалки Крамского, созданные по гоголевским мотивам, вообще сплошная нежить, ни о какой эротике или социальной несправедливости там и речи не идёт (ну, разве что если считать, будто мёртвых дискриминируют живые). Единственную претензию к картине высказывал коллекционер Третьяков, чьи домашние якобы теряли сознание в комнате, где расположились русалки, а одна из гостей, насмотревшись на полотно, даже сиганула насмерть в Яузу;

– Это картина про зомби. Её героини - это не только те, что сидят на ветвях в русских сказках и олицетворяют собой всё волшебное и прекрасное. Согласно славянской традиции, русалками становятся незамужние девушки и просватанные невесты, умершие на специальной Русальной неделе, которая проходит с 19-го по 24-ое июля. Именно в это время скопления симпатичных живых мертвецов можно наблюдать у водоёмов и на заливных лугах. В лесу тоже можно, ведь они действительно обожают раскачиваться на ветках. Всё это мероприятие с купаниями, хороводами и качелями называется русалиями - такой шабаш для приличных, но мёртвых девушек;


«Русалки» Маковского, висят в Русском музее в Петербурге, 1879

Как читать полотно с резвящимися ню?

Одетая обнажёнка

Стоит всё же договориться, что русалки по определению не голые, а перманентно полуголые существа, потому что у них есть хвосты и волосы. Художники диснеевской «Русалочки» своеобразно утвердили этот момент, снабдив верхнюю часть хвоста Ариэль дополнительной складкой чешуи, создающей эффект бикини или банного полотенца на бёдрах.

Не по-детски соблазнительная Ариэль из мультика

Но русалки Маковского - мёртвые славянки, а не, например, немки. Поэтому хвостов у них нет. Наготу восточноевропейских русалок традиционно скрывают длинные волосы. Волосы русые, конечно же, - это один их признаков вида и один и вариантов происхождения названия конкретной нежити.

Своя атмосфера

Картину Маковский писал в самом подходящем для сюжета месте, в поместье Загоны, недалеко от Диканьки, на границе Черниговской и Полтавской губерний. И тихую украинскую ночь писал с натуры, как, вероятно, и центральную фигуру, томно потягивающуюся в лунном свете. Маковского критиковали и за чересчур реалистичное изображение девичьих тел, но он всего лишь был верен преданию - фольклор настаивает на том, что никакого белья русалки не носят, хотя в своих жалобных и хитрых песнях, которые можно услышать июльской ночью, они могут просить живых об одежде. Но это всего лишь способ заманить к себе в круг какого-нибудь глупого ребёнка и заплясать его до смерти.

Церковь всегда согреет их

Русалии - мероприятие языческое и богомерзкое, и, видимо, дабы показать, что всё под контролем Господа, Маковский изображает в углу оккультное сооружение. Получилось странно: нечисть с особым цинизмом резвится перед храмом божьим. Представители церкви, в общем, тоже картину не поняли.

Каналы передачи нечисти

Вода, деревья и традиционный ведьминский хоровод-очередь (как на европейских средневековых гравюрах) - это традиционные пути перехода между мирами живых и мёртвых. Маковский валит всё в изящную кучу, а под корягой размещает привет прерафаэлитам - дамочку, лежащую в кувшинках.

Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:

Многие художники посвящали свои картинам загадочным, удивительным, сказочным и мифологическим девам рек, морей и океанов. Русалки издревле занимали умы людей, потому нет ничего удивительного в том, что даже самые великие художники обращали на этих прекрасных и опасных созданий своё внимание.

Русалки - это мифологические и сказочные существа, которые присутствуют в мифологии многих народов мира. Удивительная особенность этих существ заключается в том, что они совмещают в себе такие вещи, которые вызывают искреннее любопытство у людей. И дело здесь даже не в том, что русалки - это жительницы подводного мира, который долгое время не был изучен людьми и представлял собой некий загадочный мир, населённый диковинными существами. Причина здесь кроется совсем в другом.

Русалки обладают двумя основными характеристиками, которые при этом прекрасно уживаются друг с другом.

Во-первых, русалки - это прекрасные девы. В разных культурах мира русалки представлялись или с рыбьим хвостом или полностью схожие с человеком, однако в первую очередь они были настоящими красавицами, равных которым просто нет. Пожалуй, любовь мужчины к русалке воспета во всех культурах мира.

Во-вторых, русалки - крайне опасные существа (если судить по тем же мифам и сказкам). Встреча с русалками, нимфами, нереидами и т. д., не сулит ничего хорошего человеку. Во многих преданиях говорится, что встреча с русалкой может быть очень опасной для человека, так как, несмотря на то, что они безумные красавицы, в первую очередь они остаются созданиями своего мира, который враждебен миру человека.


Именно эта двойственность и возбуждает интерес человека. Прекрасная дева, в которую можно влюбиться с первого взгляда, и которая всегда останется для человека неприступной, к которой нельзя приблизиться и к которой нельзя притронуться - это тот самый фактор, который вызывает интерес и любопытство к сказочным (а может быть и не сказочным) существам.





К. Васильев — Русалка

Дж. Уотерхаус — Русалка

Тема русалок интересна тем, что каждому они представляются по-своему. Особенно приятно, когда твои представления совпадают с чужими. А если же еще их напишут на холсте… Хотелось познакомить вас с пятью известными художниками, чьи картины вы могли видеть в интернете.
1. Виктор Низовцев, художник-иллюстратор.
Виктор родился в 1965 году в Улан-Удэ. Там же он сначала окончил художественную академию, после поступил в столицу Молдовы, где закончил училище и наконец институт. На данный момент художник проживает в США вместе со своей женой и маленькой дочерью.
Отличительный чертой работ данного художника, является яркий контраст, который создает характерную сказочную атмосферу. Многие из его работ перекликаются между собой, как к примеру картина русалок и лягушек.

В наш век высоких технологий, большинство иллюстраций выполняется на компьютерах. Любителей традиционной живописи в данном направлении осталось совсем мало. Оттого работы Виктора Низовцева становятся более привлекательными, ведь здесь только холст, кисть и душа художника.
Еще фото работ Виктора Низовцева с русалками

Обратите внимание, как красиво и реалистично нарисованы чешуйки на у русалочки. Они блестят, переливаются всеми цветам и выглядят как настоящие. Русалочка предстает перед нами как сказочное существо с прекрасными длинными волосами.



2. Владимир Казак (Vladimir von Kozak)
Современный российский художник из Твери. О своих работах он говорит, что «больше всего любит писать женщин и самолеты. Даже наоборот, сначала самолеты, потом женщин».
Что совершенно не мешает ему развивать тему русалок в своем творчестве. Его сюжеты могут совершенно разными, от юмора до трагедии.
Фото работ Казака с русалками


3. Виктор Корольков
Виктора Королькова можно отнести к художникам-славянистам. Практически все его работы используют для раскрытия сюжета тему старой Руси, с ее мифологией и язычеством. Прежде чем начать новую картину, Виктор предпочитает досконально изучить выбранную тему, для того чтобы не допустить ошибок в истории. Именно поэтому его картины так хорошо отображают аспекты из прошлого.
Фото работ художника

Работы представляют собой сказочные образы русалочек на Руси.




4. Павел Оринянский
Изначально данный художник не планировал посвящать себя искусству, и даже закончил Суворовское военное училище, после поступив в Ленинградское военно-топографическое. Но природа взяла свое и художник перепоступил на художественную специальность в Муху, где окунулся с головой в творчество.
Павел работает в стиле Ар Нуво, работал иллюстратор в различных издательствах. Многие из читателей могут помнить его по работам к «Руслану и Людмиле» и «Мастеру и Маргарите».
Тема русалок не обошла стороной и его. Возможно потому что в ар нуво приветствуется пластика форм, которые мы часто можем наблюдать у волшебных полудев.
Фото работ

5. Борис Ольшанский
Борис Ольшанский — сторонник старой школы академизма. В начале своей творческой карьеры (как впрочем и сейчас) тренировался писать работы с натуры и по памяти. Его мастерство полностью разветривает теорию о том, что академизм убивает творчество.
В сюжетах своих картин Борис предпочитает славянское направление. Часто выполняет иллюстрации к русским народным сказкам.
Фото работ




Несмотря на то, что сейчас вы могли видеть множество работ сразу пяти художников, не стоит забывать, что именно их связывает. А именно — тема волшебных русалок