Казанское хореографическое училище как поступить. Прощальная гастроль

В суд на Казанское хореографическое училище подал отец начинающей танцовщицы Наили Габидуллиной. 29 декабря девочка была отчислена из учебного заведения. Поводом в училище считают грубое нарушение устава. Репетиции в массовке казанского спектакля "Морозко" ученица предпочла главную роль в "Щелкунчике" в Набережных Челнах.

На днях Наиле исполнилось пятнадцать, а танцами она занимается с пяти лет. По словам матери, девочка мечтала стать балериной, получив диплом Казанского хореографического училища. Однако проучилась всего полгода. Будет ли учиться дальше, должен решить Вахитовский райсуд.

Девочка была с неплохими способностями, одна из лучших в нынешнем приеме, - рассказала корреспонденту "ВК" директор хореографического училища Татьяна Шахнина. - Она была занята у нас в спектакле "Морозко", мы на нее ставку делали, в выходной должна была проходить репетиция. А тут звонит мама Наили и говорит, что девочка уже в автобусе и едет в Челны. Я против двойных стандартов и считаю, что правила одинаковы для всех. Так что, когда я сообщила об ее отчислении педсовету, коллеги меня не только поддержали, а просто зааплодировали!

По словам директора, Наилю и других учеников знакомили с приказом по училищу, который категорически запрещает танцорам участвовать в самодеятельности, так что девочка и ее родители знали, чем это чревато. Кроме того, Татьяна Шахнина уверяет, что учеба в Казани давалась Наиле тяжело в эмоциональном плане - она часто плакала, скучала по маме, просилась домой: "Ребенок не пострадал, ее уже зачислили на такое же отделение в хореографическое училище Набережных Челнов".

"С мечтой о балетной карьере пришлось расстаться, в Челнах прекрасные хореографы, но только на отделении народного танца, классического здесь вообще нет", - переживает мать Наили. С ее отцом Гульсия Габидуллина в разводе, но судебный иск поддерживает. Рассказывает, что в 2009 году дочь, еще обучаясь в Челнах, исполняла роль Мари в спектакле "Щелкунчик", а в конце 2010-го ее попросили сыграть на бис в органном зале автограда, на бенефисе руководителя детского театра.

Она отпросилась у своего преподавателя, приехала, сыграла и вернулась в Казань к началу занятий, - говорит Гульсия Габидуллина. - Не знаю, зачем они теперь на нее наговаривают, что она и раньше прогуливала. Надо знать этого ребенка - она же даже в 30-градусный мороз с радостью на репетицию бежала!.. А теперь даже если суд в нашу пользу решит, учиться ей вряд ли дадут.

Рассмотрение иска в Вахитовском райсуде намечено на 17 февраля. Как сообщили "ВК" в пресс-службе суда, отец ученицы оспаривает приказ об отчислении дочери и добивается ее восстановления в училище. Он считает, что в выходной день руководство учебного заведения не должно заставлять детей участвовать в репетициях спектакля, даже если доходы от него потом будут потрачены на нужды училища. Кроме того, в исковом заявлении говорится, что с уставом и правилами хореографического училища родителей не знакомили, а значит, не вправе и требовать его исполнения.

Спокойней всех отнеслась к этой истории сама Наиля. На вопрос корреспондента "ВК", чего она ждет от результатов судебного рассмотрения, 15-летняя девочка как-то очень по-взрослому ответила:

Я хочу, чтобы все было достойно... Если после восстановления на меня будут коситься, то мне это не нужно. Очень нравилось в Казани учиться, но этот случай все перечеркнул.

Сейчас Наиля учится в Набережночелнинском колледже искусств. По словам его директора Рамиля Бадретдинова, в этом учебном заведении случаев отчисления учеников за гастроли не было ни разу: "Мы с удовольствием отпускаем детей - это же наша реклама! Только организаторы концертов или спектаклей должны прислать официальное письмо с просьбой отпустить ученика в такой-то день...".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Казанское хореографическое училище отпраздновало юбилей – 25 лет со дня основания. Директор училища Татьяна Шахнина рассказала корреспонденту «Татар-информ», можно ли в детстве распознать звезду балета, почему дети в училище не любят каникул и страшна ли пенсия артистам балета.

Даже на экзамене не все понятно…

– 25 лет – дата красивая. Четверть века – это много или мало для вас?

– Конечно, с одной стороны это дата не очень большая, если мы будем сравнивать 280 лет вагановской школы, с Академией хореографии Москвы. Даже по сравнению с пермской школой мы, в общем-то, юные. Но 25 лет – это с другой стороны дата серьезная, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать: есть о чем говорить и чем гордиться, есть результаты. При этом впереди у нас огромные перспективы, что, безусловно, радует.

– В каком возрасте можно увидеть у ребенка задатки для успешной балетной карьеры? Увидеть, что девочка, например, может стать примой?

– Я бы сейчас вообще слово «прима» убрала. Потому что определить, прима она или не прима, станет возможно только по ходу ее профессиональной карьеры, как сложится ее творческая судьба, творческая карьера. Но вот должен ли учиться ребенок в хореографическом училище или ему стоит любить балет вне стен учебного заведения, бывает понятно уже на приемных экзаменах. Но и здесь не всегда вопрос закрывается однозначно, потому что в процессе учебы становится понятно, следует ему продолжать этот нелегкий труд для того, чтобы потом стать артистом балета или артистом танца, либо все-таки уйти из училища и вовремя получить другую профессию.

Отчисления во благо

– Получается, даже если примут, вполне возможно, что отчислят впоследствии?

– Отчисления бывают, и достаточно часто. Просто не надо к этому относиться как к трагедии, лучше как к благу. Счастье уже то, что ты поучился здесь, провел несколько лет в этой ауре, среди педагогов замечательных, полюбил искренне, всей душой и навек балет, и теперь ты отдаешь себя и все свои силы другой профессии.

Трагическое и страшное – это когда ты отучился и потратил огромное количество времени и сил, а результат – ты не идешь никуда, тебя никто не пригласил, и путь на сцену театра заказан. Вот это печально, вот это трагедия. Значит, что-то не так ты делал, где-то допустил ошибку.



– Это как в фильме «Приходите завтра»: «Несчастные те, кто здесь остался. Таланта нет, а уж приняли»?.. В каком возрасте поступают в училище?

– У нас два отделения. На отделение классического танца по специальности «артист балета» дети приходят поступать после четвертого класса. На отделение народного танца приходят после седьмого класса общеобразовательной школы. Понятно, что общие предметы ведутся как в школе, к ним добавляются занятия по специальности.

– Успеваемость по общим предметам смотрится? Или только физические данные, гибкость и выворотность имеют значение?

– А как же? Мы все как в школе. Нам нужны образованные люди, и только выворотности мало. И если человек плохо учится, он редко становится хорошим танцовщиком. Дети так же сдают ГИА, ЕГЭ, получают аттестаты о среднем образовании, мы ведь по единым образовательным процессам учимся.

– Обучение бесплатное, на бюджетной основе?

– Безусловно, да. Более того скажу вам, хорошо обучающимся мы платим стипендии.

Торт – педагогам, овощи-фрукты – ученикам

– При училище есть интернат. Для кого он предназначен?

– Это раньше, еще при императрице Екатерине, когда создавалось вагановское училище, в интернате, как в пансионате, проживали все ученицы. Сейчас, конечно, только иногородние. Казанские ученики живут в семьях. У нас великолепный интернат, там проживают 40 детей. Это ребята из районов Татарстана, Якутии, Крыма, Улан-Удэ, из Сибири. Со всей России, в общем.

– Проживание тоже бесплатно?

– Нет, родители доплачивают за проживание и питание, которое, кстати, великолепное, пятиразовое.

– Раньше, говоря о праздновании 25-летия, вы обмолвились о большом вкусном торте в честь юбилея. А как же диета?

– Это торт для педагогов (смеется). Конечно, мы регулируем питание, но было бы неправдой, если я сказала, что дети сидят только на твороге и капусте. Нет. Мы не едим хлеб с пельменями, пиццу или макароны. Делаем акцент на рыбе, мясе, фруктах, овощах.

Поработать в каникулы? Ура!

– Сколько часов в день дети учатся?

– Адский труд. Они начинают занятия в 9 утра со специальных дисциплин: классика, гимнастика и так далее. Занимаются практически весь день до пяти часов вечера. Здесь и общеобразовательный цикл, и музыкальные дисциплины есть. Все обучаются игре на фортепьяно, истории музыки, потому что артист балета или танца, который не слышит музыку, – это не наш вариант. После уроков иногда бывают репетиции, а дальше – и спектакли на сцене татарского театра оперы и балета, в которых участвуют дети. Да, дети очень загружены, но я думаю, что это во благо, да и сами они уже не представляют себе жизни вне стен училища, настолько любят свое дело уже в этом возрасте.

Вы знаете, очень смешно было, когда в дни школьных каникул, а в это время мы традиционно даем спектакли в театр, шло уже 20-е представление. Я пришла и решила разрядить обстановку, собрала детей и говорю: «Ребята, я должна вам сказать жуткую вещь: продали билеты еще на пять спектаклей!». Сначала пауза повисла, и вдруг в тишине – дружное «Урааа!!!» То есть им все мало! Более того, дети после общих каникул зимой уходят, наконец, на собственные две недели отдыха. Но редкий случай, когда уже через несколько дней они не приходят и не говорят: «Татьяна Зиновьевна, пустите в зал, мы хотим позаниматься». Они понимают, ради чего они учатся.

Выпускники нарасхват

– У вас учатся, в основном, дети из танцевальных династий? Наверное, редко приходят со стороны?

– Напротив. Львиная доля детей и родителей из числа тех, что вообще даже и не ходили в оперный театр и не знают, что это такое. Удивительное дело. Есть, конечно, у нас дети, чьи родные профессионально танцевали, но я не могу сказать, что это костяк.

– Сейчас ведь нет распределения. Все ли ваши выпускники востребованы, находят работу сразу?

– Я иногда очень жалею, что нет распределения. Потому что бывает (и очень часто), что дети уезжают в другие города, в другие театры, а нам бы хотелось их видеть здесь. С работой проблем не то, что не бывает. Их заранее расхватывают, если можно так сказать. Буквально вчера, например, приезжал художественный руководитель ростовского театра. Посмотрел наших выпускников и говорит: «Беру всех!». Звонят уральский, астраханский, петербургский директора театров. Наш театр, я знаю, уже готов сегодня взять несколько будущих выпускников. В общем, они расходятся все. Мало того, они имеют по 3-4 предложения от различных театров.

Танцуем от маленького лебедя до пенсии

– Я знаю, что у вас еще есть Школа маленьких лебедей. Это подготовительные курсы?

– Нет, подготовительная – это особая тема, на них занимаются дети непосредственно перед поступлением, хотя привилегий перед другими абитуриентами это не дает. В Школу маленьких лебедей мы принимаем малышей с четырех лет, причем, всех желающих. Чему мы их обучаем? Понятно, мы пока не рассматриваем вопрос об их перспективе дальнейшей профессиональной деятельности. Но мы им ставим спинки, делаем растяжки, учим их слушать музыку. Родители, которые приводят детей, поступают очень мудро – все это пригодится в дальнейшей жизни, какой бы путь ребята не выбрали.

– Известно, что карьера артистов балета оканчивается достаточно рано. Как потом складывается их судьба?

– Артисты балета относительно рано выходят на пенсию в 35, 38, 40 лет. Но сейчас обозначилась такая тенденция: уже придя в театр, многие думают на перспективу. Большая часть артистов балета одновременно учатся на заочном отделении, приобретая профессию педагога балета, режиссера, балетмейстера, хореографа и так далее. То есть они без работы не остаются. Профессия безумно востребована.

Как музыковед стала балетным директором

– Татьяна Зиновьевна, у вас тоже не совсем обычная творческая судьба. Вы ведь по образованию музыковед, и в хореографическое училище пришли из музыкального?

– Если сказать, что предложение возглавить хореографическое училище было для меня неожиданным, это не сказать ничего абсолютно! Во-первых, я музыкант, во-вторых, я великолепно чувствовала себя в музыкальном училище, где работала 25 лет. И по нутру я такой богемный человек – свой джаз-клуб у меня был, я приглашала многих артистов выступать на концерты в училище. Это была моя жизнь, и мне в ней было безумно комфортно. Я абсолютно не чиновник, поэтому предложение было для меня неожиданным. Знаете, если бы у меня было время подумать хотя бы день, я бы, наверное, отказалась. Но я приехала в училище с широко открытыми глазами, увидела своих коллег-друзей и буквально на следующий день почувствовала, что именно здесь я дома, мне безумно комфортно.

Ну и потом, не любить детей, которые учатся в училище, невозможно. Это такая прелесть! Вы знаете, это дети, одержимые балетом, удивительные, они все какие-то очень солнечные, позитивные, непосредственные, открытые, искренние, трудолюбивые... Я часами могу говорить о них (смеется). Плюс великолепный костяк, педагогов, это тоже здорово. Работать в окружении такого созвездия людей – это такое счастье и это такая радость...

Даже на экзамене не все понятно…

– 25 лет – дата красивая. Четверть века – это много или мало для вас?

– Конечно, с одной стороны это дата не очень большая, если мы будем сравнивать 280 лет вагановской школы, с Академией хореографии Москвы. Даже по сравнению с пермской школой мы, в общем-то, юные. Но 25 лет – это с другой стороны дата серьезная, и на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать: есть о чем говорить и чем гордиться, есть результаты. При этом впереди у нас огромные перспективы, что, безусловно, радует.

– В каком возрасте можно увидеть у ребенка задатки для успешной балетной карьеры? Увидеть, что девочка, например, может стать примой?

– Я бы сейчас вообще слово «прима» убрала. Потому что определить, прима она или не прима, станет возможно только по ходу ее профессиональной карьеры, как сложится ее творческая судьба, творческая карьера. Но вот должен ли учиться ребенок в хореографическом училище или ему стоит любить балет вне стен учебного заведения, бывает понятно уже на приемных экзаменах. Но и здесь не всегда вопрос закрывается однозначно, потому что в процессе учебы становится понятно, следует ему продолжать этот нелегкий труд для того, чтобы потом стать артистом балета или артистом танца, либо все-таки уйти из училища и вовремя получить другую профессию.

Отчисления во благо

– Получается, даже если примут, вполне возможно, что отчислят впоследствии?

– Отчисления бывают, и достаточно часто. Просто не надо к этому относиться как к трагедии, лучше как к благу. Счастье уже то, что ты поучился здесь, провел несколько лет в этой ауре, среди педагогов замечательных, полюбил искренне, всей душой и навек балет, и теперь ты отдаешь себя и все свои силы другой профессии.

Трагическое и страшное – это когда ты отучился и потратил огромное количество времени и сил, а результат – ты не идешь никуда, тебя никто не пригласил, и путь на сцену театра заказан. Вот это печально, вот это трагедия. Значит, что-то не так ты делал, где-то допустил ошибку.

– Это как в фильме «Приходите завтра»: «Несчастные те, кто здесь остался. Таланта нет, а уж приняли»?.. В каком возрасте поступают в училище?

– У нас два отделения. На отделение классического танца по специальности «артист балета» дети приходят поступать после четвертого класса. На отделение народного танца приходят после седьмого класса общеобразовательной школы. Понятно, что общие предметы ведутся как в школе, к ним добавляются занятия по специальности.

– Успеваемость по общим предметам смотрится? Или только физические данные, гибкость и выворотность имеют значение?

– А как же? Мы все как в школе. Нам нужны образованные люди, и только выворотности мало. И если человек плохо учится, он редко становится хорошим танцовщиком. Дети так же сдают ГИА, ЕГЭ, получают аттестаты о среднем образовании, мы ведь по единым образовательным процессам учимся.

– Обучение бесплатное, на бюджетной основе?

– Безусловно, да. Более того скажу вам, хорошо обучающимся мы платим стипендии.

Торт – педагогам, овощи-фрукты – ученикам

– При училище есть интернат. Для кого он предназначен?

– Это раньше, еще при императрице Екатерине, когда создавалось вагановское училище, в интернате, как в пансионате, проживали все ученицы. Сейчас, конечно, только иногородние. Казанские ученики живут в семьях. У нас великолепный интернат, там проживают 40 детей. Это ребята из районов Татарстана, Якутии, Крыма, Улан-Удэ, из Сибири. Со всей России, в общем.

– Проживание тоже бесплатно?

– Нет, родители доплачивают за проживание и питание, которое, кстати, великолепное, пятиразовое.

– Раньше, говоря о праздновании 25-летия, вы обмолвились о большом вкусном торте в честь юбилея. А как же диета?

– Это торт для педагогов (смеется). Конечно, мы регулируем питание, но было бы неправдой, если я сказала, что дети сидят только на твороге и капусте. Нет. Мы не едим хлеб с пельменями, пиццу или макароны. Делаем акцент на рыбе, мясе, фруктах, овощах.

Поработать в каникулы? Ура!

– Сколько часов в день дети учатся?

– Адский труд. Они начинают занятия в 9 утра со специальных дисциплин: классика, гимнастика и так далее. Занимаются практически весь день до пяти часов вечера. Здесь и общеобразовательный цикл, и музыкальные дисциплины есть. Все обучаются игре на фортепьяно, истории музыки, потому что артист балета или танца, который не слышит музыку, – это не наш вариант. После уроков иногда бывают репетиции, а дальше – и спектакли на сцене татарского театра оперы и балета, в которых участвуют дети. Да, дети очень загружены, но я думаю, что это во благо, да и сами они уже не представляют себе жизни вне стен училища, настолько любят свое дело уже в этом возрасте.

Вы знаете, очень смешно было, когда в дни школьных каникул, а в это время мы традиционно даем спектакли в театр, шло уже 20-е представление. Я пришла и решила разрядить обстановку, собрала детей и говорю: «Ребята, я должна вам сказать жуткую вещь: продали билеты еще на пять спектаклей!». Сначала пауза повисла, и вдруг в тишине – дружное «Урааа!!!» То есть им все мало! Более того, дети после общих каникул зимой уходят, наконец, на собственные две недели отдыха. Но редкий случай, когда уже через несколько дней они не приходят и не говорят: «Татьяна Зиновьевна, пустите в зал, мы хотим позаниматься». Они понимают, ради чего они учатся.

Выпускники нарасхват

– У вас учатся, в основном, дети из танцевальных династий? Наверное, редко приходят со стороны?

– Напротив. Львиная доля детей и родителей из числа тех, что вообще даже и не ходили в оперный театр и не знают, что это такое. Удивительное дело. Есть, конечно, у нас дети, чьи родные профессионально танцевали, но я не могу сказать, что это костяк.

– Сейчас ведь нет распределения. Все ли ваши выпускники востребованы, находят работу сразу?

– Я иногда очень жалею, что нет распределения. Потому что бывает (и очень часто), что дети уезжают в другие города, в другие театры, а нам бы хотелось их видеть здесь. С работой проблем не то, что не бывает. Их заранее расхватывают, если можно так сказать. Буквально вчера, например, приезжал художественный руководитель ростовского театра. Посмотрел наших выпускников и говорит: «Беру всех!». Звонят уральский, астраханский, петербургский директора театров. Наш театр, я знаю, уже готов сегодня взять несколько будущих выпускников. В общем, они расходятся все. Мало того, они имеют по 3-4 предложения от различных театров.

Танцуем от маленького лебедя до пенсии

– Я знаю, что у вас еще есть Школа маленьких лебедей. Это подготовительные курсы?

– Нет, подготовительная – это особая тема, на них занимаются дети непосредственно перед поступлением, хотя привилегий перед другими абитуриентами это не дает. В Школу маленьких лебедей мы принимаем малышей с четырех лет, причем, всех желающих. Чему мы их обучаем? Понятно, мы пока не рассматриваем вопрос об их перспективе дальнейшей профессиональной деятельности. Но мы им ставим спинки, делаем растяжки, учим их слушать музыку. Родители, которые приводят детей, поступают очень мудро – все это пригодится в дальнейшей жизни, какой бы путь ребята не выбрали.

– Известно, что карьера артистов балета оканчивается достаточно рано. Как потом складывается их судьба?

– Артисты балета относительно рано выходят на пенсию в 35, 38, 40 лет. Но сейчас обозначилась такая тенденция: уже придя в театр, многие думают на перспективу. Большая часть артистов балета одновременно учатся на заочном отделении, приобретая профессию педагога балета, режиссера, балетмейстера, хореографа и так далее. То есть они без работы не остаются. Профессия безумно востребована.

Как музыковед стала балетным директором

– Татьяна Зиновьевна, у вас тоже не совсем обычная творческая судьба. Вы ведь по образованию музыковед, и в хореографическое училище пришли из музыкального?

– Если сказать, что предложение возглавить хореографическое училище было для меня неожиданным, это не сказать ничего абсолютно! Во-первых, я музыкант, во-вторых, я великолепно чувствовала себя в музыкальном училище, где работала 25 лет. И по нутру я такой богемный человек – свой джаз-клуб у меня был, я приглашала многих артистов выступать на концерты в училище. Это была моя жизнь, и мне в ней было безумно комфортно. Я абсолютно не чиновник, поэтому предложение было для меня неожиданным. Знаете, если бы у меня было время подумать хотя бы день, я бы, наверное, отказалась. Но я приехала в училище с широко открытыми глазами, увидела своих коллег-друзей и буквально на следующий день почувствовала, что именно здесь я дома, мне безумно комфортно.

Ну и потом, не любить детей, которые учатся в училище, невозможно. Это такая прелесть! Вы знаете, это дети, одержимые балетом, удивительные, они все какие-то очень солнечные, позитивные, непосредственные, открытые, искренние, трудолюбивые... Я часами могу говорить о них (смеется). Плюс великолепный костяк, педагогов, это тоже здорово. Работать в окружении такого созвездия людей – это такое счастье и это такая радость...

Информация взята из открытых источников. Если вы хотите стать модератором страницы
.

Форма обучения:

Диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании

Документ об окончании:

Лицензии:

Аккредитации:

Характеристика колледжа

Общая информация

Становление хореографического училища неразрывно связано с Казанским музыкальным училищем имени И.В.Аухадеева, где в 1972 году было создано хореографическое отделение.
 1 марта 1993 года на базе хореографического отделения музыкального училища было открыто Казанское хореографическое училище.
 Училище осуществляет выпуск учащихся по 2 специальностям: «Искусство балета» и «Искусство танца».
 Выпускник хореографического училища, получивший квалификацию «Артист балета, преподаватель», может заниматься творческо-исполнительской деятельностью в качестве артиста балета в концертно-театральных организациях, а также педагогической деятельностью в детских школах искусств, хореографических школах, образовательных учреждениях дополнительного образования.
 Выпускник хореографического училища, получивший квалификацию «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива; преподаватель», может заниматься творческо-исполнительской деятельностью в качестве артиста балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива - солиста, дуэтного и ансамблевого исполнителя в концертно-театральных организациях и танцевальных коллективах; а также педагогической деятельностью в детских школах искусств, детских хореографических школах, образовательных учреждениях дополнительного образования.
 При хореографическом училище есть подготовительное отделение и открыта «Школа маленьких лебедей» для детей 5-7 лет.
 Выпускники училища танцуют на сценах театров С.-Петербурга, Москвы, Казани, Новосибирска, Петрозаводска, Самары, Йошкар-Олы, Челябинска; работают в известных танцевальных коллективах: Государственном ансамбле песни и танца Республики Татарстан, ансамбле танца НКЦ «Казань», Государственном академическом ансамбле народного танца им.И.Моисеева.
 Трудно представить культурную жизнь республики без творческого участия Казанского хореографического училища в концертных программах и фестивалях, спектаклях на сцене ТАГТОиБ им.М.Джалиля.
 Сегодня среди участников фестивалей и конкурсов зажигаются яркие звездочки: учащиеся училища стали лауреатами и дипломантами Международного конкурса артистов балета и балетмейстеров (г.Москва) , Международного конкурса Ю.Григоровича «Молодой балет мира» Всероссийского конкурса «Молодой балет России», конкурсов «Арабеск», «Vaganova - Prix», Международного фестиваля «Мы все на планете родом из детства», фольклорного фестиваля в Турции.
 Особое внимание в учебном процессе обращается на преемственность традиций, складывающихся между училищем и ТАГТОиБ им. М.Джалиля. Участие в спектаклях: «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Тщетная предосторожность» Л.Герольда, «Дон Кихот», «Баядерка» Л.Минкуса, «Шурале» Ф.Яруллина, «Сказание о Йусуфе» Л.Любовского, «Белоснежка и семь гномов» К.Хачатуряна способствует профессиональному росту будущих артистов балета. В спектаклях Международного фестиваля классического балета им.Р.Нуриева рядом с ведущими солистами России и зарубежья выступают учащиеся хореографического училища.
 Ежегодно на сцене театра с аншлагом проходят спектакли хореографического училища: «Снежная королева», «Морозко», «Щелкунчик», «Белоснежка и семь гномов», «Доктор Айболит». Редко какое учебное заведение имеет в репертуаре столько собственных балетных спектаклей.
 В рамках программы ЮНЕСКО «Язык балета - язык мира» с 2001 года в Казани стал проводиться Международный фестиваль хореографических училищ и школ. Казанское хореографическое училище совместно с Министерством культуры РТ и ТАГТОиБ им.М.Джалиля всегда выступает активным организатором Фестивалей, целью которых является сохранение традиций классического и народного танца, выявление молодых талантов, приобщение детей и юношества к мировому культурному процессу через интернациональный язык танца.
 Мы бесконечно признательны участникам наших Фестивалей: балетным школам Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска, Перми, Уфы, Красноярска, Краснодара, Воронежа, Саратова, Костромы, Йошкар-Олы, Набережных Челнов, Бурятии, Якутии, Республики Коми, Украины, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Австрии, Италии, Германии, Япониии. Воспринимаем их приезд в гостеприимную столицу Татарстана как дань уважения нашей школе.
 Постоянные творческие контакты с ТАГТОиБ им.М.Джалиля, Академией Русского балета им.А.Я.Вагановой, Московской государственной академией хореографии, С.-Петербургской консерваторией им.Н.А.Римского-Корсакова, Школой - студией (техникум) при Государственном академическом ансамбле народного танца им.И.Моисеева, несомненно, способствуют совершенствованию профессионального мастерства преподавателей и учащихся училища.

Смотреть все фотографии

1 из




  • Искусство балета (071201);
  • Искусство танца (по видам) (071203)

Условия поступления

I. Общие положения
1. Настоящие Правила регламентируют прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, лица, поступающие), иностранных граждан, в том числе соотечественников за рубежом (далее - иностранные граждане, лица, поступающие), лиц без гражданства в имеющее государственную аккредитацию государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Татарстан «Казанское хореографическое училище» (далее - образовательное учреждение) для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования углубленной подготовки за счет средств бюджета Республики Татарстан, по договорам с оплатой стоимости обучения с юридическими и (или) физическими лицами (далее - договор с оплатой стоимости обучения)
Обучение в училище ведется по следующим основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования углубленной подготовки с присвоением квалификаций:

071201 Искусство балета /Артист балета; преподаватель.
071203 Искусство танца (по видам / Артист балета ансамбля песни и танца,танцевального коллектива; преподаватель.

2. Училище самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема, определяющие их особенности на соответствующий год, не противоречащие законодательству Российской Федерации, Порядку приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и Правилам приема, определяемым учредителем и закрепленным в уставе Училища.
3. В училище принимаются граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Граждане Российской Федерации имеют право получать на конкурсной основе бесплатное среднее профессиональное образование, если образование данного уровня получается впервые (при условии, что они не поступают в класс платного обучения).
4. Иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию с целью получения образования принимаются в образовательное учреждение:
4.1. по направлениям Министерства образования и науки Российской Федерации, согласованным с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, в пределах контрольных цифр приема, в соответствии с международными договорами (соглашениями), в рамках квоты, определенными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации;
4.2. в соответствии с прямыми договорами (контрактами), заключенными образовательным учреждением с иностранными гражданами, на места в пределах численности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения и на условиях, определяемыми правилами приема.
5. Правом на поступление в хореографическое училище пользуются дети обоего пола, обладающие соответствующими способностями, здоровьем и телосложением, необходимыми для обучения хореографическому искусству.
Прием в Училище для получения среднего профессионального образования за счет бюджета Республики Татарстан осуществляется на конкурсной основе. Условиями приема гарантировано соблюдение права граждан на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования углубленной подготовки.
6. При приеме в Училище установлены вступительные испытания творческой и профессиональной направленности (далее - вступительные испытания).
Перечень специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и профессиональной направленности, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
7. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в Училище принимаются:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
8. Преимущественным правом на поступление в Училище пользуются:
- дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;
- дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами;
9. Объем и структура приема в Училище студентов, обучающихся за счет средств бюджета Республики Татарстан (далее - бюджетные места), определяются в соответствии с заданиями (контрольными цифрами), устанавливаемыми ежегодно Министерством Республики Татарстан и составляют в 2012 году 25 человек по специальности « Искусство балета» и 15 человек по специальности « Искусство танца».
10. Училище вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования прием граждан сверх установленных бюджетных мест для обучения на основе договоров с оплатой стоимости обучения. При этом общее количество обучающихся в Училище не должно превышать предельную численность, установленную в лицензии на право ведения образовательной деятельности;
11. Училище вправе осуществлять прием в порядке перевода из других средних профессиональных учебных заведений граждан в возрасте от11 до 17 лет, окончивших соответствующий возрасту и переводу класс профессионального и основного общего образования СПО, при наличии вакантных мест для учащихся, обучающихся за счет республиканского бюджета, определяемых контрольными цифрами, устанавливаемыми МК РТ на момент осуществления набора в данный класс.

II. Организация приема граждан в образовательное учреждение
12. Организация приема на основании результатов вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности для обучения по освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, осуществляется приемной комиссией Училища (далее - приемная комиссия).
13. Для организации и проведения вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности председателем приемной комиссии создаются экзаменационная комиссия конкурсного отбора и апелляционная комиссия.
14. Порядок формирования, состав, полномочия и деятельность приемной, экзаменационных и апелляционных комиссий регламентируется положениями, утверждаемыми директором Училища.
15. Работу приемной комиссии и делопроизводство, а также личный прием поступающих и их родителей (законных представителей) организует ответственный секретарь, который назначается директором Училища.
16. При приеме Училище директор Училища обеспечивает соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.

III. Организация информирования поступающих
17. Училище объявляет прием для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности по этим образовательным программам.
18. С целью ознакомления поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом Училища, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Училища по каждой из специальностей, дающим право на выдачу документа государственного образца о среднем профессиональном образовании, основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального образования, реализуемыми Училищем, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса и работу приемной комиссии, Училище размещает указанные документы на своем официальном сайте.
19. До начала приема документов Училище объявляет следующее:
19.1. Не позднее 1 февраля:
- ежегодные правила приема в Училище;
- перечень специальностей, на которые Училище объявляет прием в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности очной формы получения образования, указанием основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня и образования, необходимого для поступления.
- перечень и формы проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности на специальности, требующие наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, их программы, правила их проведения, а также систему оценки знаний поступающих (в случае наличия права на проведение таких дополнительных вступительных испытаний на соответствующую специальность);
19.2. Не позднее 1 июня:
- общее количество мест для приема по каждой специальности; количество бюджетных мест для приема по каждой специальности;
- количество бюджетных мест, выделенных для целевого приема по каждой специальности;
- количество мест по каждой специальности по договорам с оплатой стоимости обучения (при их наличии);
- порядок организации приема по специальностям, по группам специальностей, по Училищу в целом при условии совпадения вступительных испытаний совместно или раздельно на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения;
- правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением самостоятельно, дополнительных вступительных испытаний;
- образец договора для поступающих на места по договорам с оплатой стоимости обучения;
20. Информация, упомянутая в пункте 19 Главы III настоящих Правил, помещается на информационном стенде приемной комиссии и на официальном сайте Училища.
21. В период приема документов приемная комиссия информирует о количестве поданных заявлений, конкурсе и сдаче вступительных испытаний по каждой специальности, организует функционирование специальных телефонных линий для ответов на все вопросы поступающих.
22. Информация о количестве поданных заявлений, конкурсе и результатах сдачи вступительных испытаний, в том числе пофамильный перечень лиц, подавших заявление, размещается на официальном сайте Училища и на информационном стенде приемной комиссии.

IV. Прием документов от поступающих
23. Прием документов для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования начинается 20 февраля 2012 года и заканчивается 25 июля 2012 года.
24. Заявления о приеме подаются родителями поступающих на имя директора по установленной форме. К заявлению прилагается:
-справка об обучении в соответствующем классе средней общеобразовательной школы;
-копия свидетельства о рождении;
-3 фотографии размером 3x4;
- медицинская справка (форма №086/У).

Заявления с приложенными документами подаются родителями поступающих лично или направляются по почте в сроки с 20 февраля по10 июля заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
25. Лица, имеющие особые права при поступлении в Училище, установленные законодательством Российской Федерации, представляют соответствующие документы при подаче заявления.
26. В заявлении поступающим фиксируется факт ознакомления с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации Колледжа с приложениями к ним по выбранной специальности или отсутствии указанного свидетельства и заверяется личной подписью поступающего. В том же порядке подписью поступающего фиксируется также следующее:
- получение среднего профессионального образования впервые;
- ознакомление с правилами подачи апелляции по результатам проведения вступительных испытаний;
- согласие на обработку своих персональных данных.
27. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все сданные документы и материалы сдачи дополнительных вступительных испытаний, вступительных испытаний (в том числе выписка из протокола решения апелляционной комиссии образовательного учреждения).
Личные дела поступающих хранятся в образовательном учреждении в течение шести месяцев с момента начала приема документов.
28. Поступающему при личном предоставлении документов выдается расписка о приеме документов.
29. Поступающие, представившие в приемную комиссию заведомо подложные документы, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

V. Вступительные испытания
30. Конкурсный отбор проводится с 28 по 31 мая экзаменационной комиссией конкурсного отбора, назначаемой приказом директора училища.
31. Вступительные испытания состоят из трех туров.
32. Вопрос о допуске поступающих, не явившихся по какой-либо причине на один из отборочных туров в назначенное по расписанию время, решается приемной комиссией в каждом отдельном случае.
33. К каждому последующему туру допускаются поступающие, успешно прошедшие предыдущие испытания и рекомендованные комиссией.
Первый тур - конкурсный просмотр поступающих экзаменационной комиссией:
-определение внешних сценических данных (пропорции тела, физическое сложение отдельных частей);-проверка физических профессиональных данных (выворотность, шаг, подъем, гибкость);-выявление противопоказаний и дефектов.
В сводной ведомости первого тура отражается решение:
-рекомендован ко второму туру; - не рекомендован ко второму туру.
Второй тур - просмотр поступающих медицинской комиссией:
-всестороннее освидетельствование состояния здоровья поступающих на основании обследования врачами-специалистами. Особое внимание обращается на строение скелета и мышц, состояние нервной системы, сердца, легких, вестибулярного аппарата, зрения, слуха.
По окончании просмотра комиссия выносит заключение-рекомендацию:
-рекомендован к третьему туру; - не рекомендован к третьему туру.
Третий тур - просмотр творческих данных поступающих экзаменационной комиссией:
-показ поступающим небольшого заранее подготовленного или сымпровизированного отрывка (32-64 такта);
- определение и оценка художественных способностей ребенка: музыкальности и танцевальности, ритмичности, координации, эмоционально-образной выразительности, пластичности;
- окончательная проверка и оценка внешних сценических и физических профессиональных данных.
34. Результаты всех вступительных испытаний оцениваются по стобалльной шкале.
35. На вступительных испытаниях обеспечивается спокойная и доброжелательная обстановка, предоставляется возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
36. Для поступающих на бюджетные места (по общему конкурсу, по целевому приему, имеющих право на внеконкурсный прием), а также на места по договорам с оплатой стоимости обучения на определенную специальность проводятся одинаковые вступительные испытания.
37. Лица, забравшие документы после завершения приема документов, в том числе получившие на вступительных испытаниях или дополнительных вступительных испытаниях результат ниже установленного минимального количества баллов, подтверждающий успешное прохождение вступительных испытаний или дополнительных вступительных испытаний, выбывают из конкурса.
38. Лица, не явившиеся на вступительные испытания, дополнительные вступительные испытания, по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к ним в параллельных группах, на следующем этапе сдачи вступительных, испытаний, дополнительных вступительных испытаний или индивидуально до их полного завершения.
39. Запрещается засчитывать в качестве вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний выпускные экзамены на подготовительных курсах Училища.
40. Расписание вступительных испытаний утверждается председателем приемной комиссии или его заместителем и объявляется не позднее 15 мая.

VI. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций
41. По результатам вступительного испытания, дополнительного вступительного испытания поступающий имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения испытания и (или) несогласии с его (их) результатами (далее - апелляция).
42. Рассмотрение апелляции не является пересдачей экзамена. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только правильность оценки результатов сдачи вступительного испытания.
43. Апелляция подается поступающим(его законным представителем) лично на следующий день после объявления результатов испытания. Приемная комиссия обеспечивает прием апелляций в течение всего рабочего дня.
Рассмотрение апелляций проводится в течение дня после дня подачи апелляции.
44. Поступающий имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.
Поступающий должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность, и экзаменационный лист.
45. С несовершеннолетним поступающим (до 18 лет) имеет право присутствовать один из его родителей или законных представителей, кроме несовершеннолетних, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными до достижения совершеннолетия.
46. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об оценке по экзамену (как в случае ее повышения, так и понижения).
47. При возникновении разногласий в апелляционной комиссии проводится голосование, и решение утверждается большинством голосов.
Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (под роспись).

VII. Порядок организации целевого приема
48. Целевой прием осуществляется на основе отдельного конкурса среди граждан, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления на целевые места, специально выделенные государственным автономным образовательным учреждением в пределах бюджетных мест.
Количество мест для целевого приема на каждую специальность определяется контрольными цифрами приема.
49. Количество целевых мест не может быть увеличено в ходе приема документов, вступительных испытаний и зачисления.
50. Лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут на основании имеющихся результатов вступительных испытаний и единого государственного экзамена приниматься по различным условиям приема на любые формы получения образования в образовательном учреждении.
51. Целевые места, оставшиеся вакантными после сдачи вступительных испытаний и зачисления, предоставляются лицам, участвующим в общем конкурсе.
Все процедуры по целевому приему оформляются протоколами приемной комиссии образовательного учреждения.

VIII. Зачисление в Училище
52. Зачисление проводится после завершения вступительных испытаний, в том числе дополнительных вступительных испытаний, и заканчивается не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий.
53. Датой окончания вступительных испытаний считается момент объявления на официальном сайте Училища и стенде приемной комиссии пофамильного перечня лиц с указанием количества набранных баллов, зачисление которых рассматривается приемной комиссией по различным условиям приема (далее - пофамильный перечень).
54. Приказ (приказы) о зачислении с указанием количества баллов, набранных на вступительных испытаниях, как на бюджетные места, так и на места по договорам с оплатой стоимости обучения, публикуется на информационном стенде приемной комиссии и официальном сайте Училища.
Зачисление на бюджетные места производится в следующей последовательности:
- лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии), и имеющие право на внеконкурсное зачисление;
- лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии) с учетом преимущественного права на зачисление.
- лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии) ранжированные по мере убывания количества набранных баллов.
55. На места по договорам с оплатой стоимости обучения зачисляются:
- лица, подавшие заявления на платное обучение и успешно прошедшие вступительные испытания;
- лица, подавшие первоначально на бюджетные места, успешно прошедшие вступительные испытания, но не прошедшие по конкурсу.
56. При наличии мест, оставшихся вакантными после зачисления по результатам конкурса, учредитель в исключительных случаях может предоставить Училищу право объявить дополнительный прием на специальности. В этом случае зачисление на дополнительные места должно заканчиваться не позднее 15 сентября.
При этом учредитель в обязательном порядке информирует Министерство образования и науки Российской Федерации о перечне образовательных учреждений, получивших право объявить дополнительный прием.

IX. Особенности проведения приема иностранных граждан
57. Прием иностранных граждан в Училище для обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации за счет средств республиканского и федерального бюджета (в том числе в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты), а также по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
58. Прием иностранных граждан для обучения за счет средств соответствующего бюджета осуществляется:
58.1. В пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 638 "О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 35, ст. 4034), - в федеральные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования по направлениям Федерального агентства по образованию.
58.2. В соответствии с Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств - участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3364), и иными международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.
58.3. На основании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, ставших участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 26, ст. 2820), - в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.
58.4. В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 22, ст. 2670; 2002, № 22, ст. 2031; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 1, ст. 10; № 31, ст. 3420; 2008, № 30, ст. 3616) - в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.
59. Прием иностранных граждан осуществляется на конкурсной основе.
60. Прием иностранных граждан в Училище для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами осуществляется в пределах численности, установленной лицензией на право ведения образовательной деятельности, на условиях, устанавливаемых ежегодными правилами приема.
61. Иностранный гражданин, поступающий на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, представляет документ иностранного государства об образовании, признаваемый эквивалентным в Российской Федерации документу государственного образца об основном общем образовании (при приеме в образовательное учреждение среднего профессионального образования на базе основного общего образования) или среднем (полном) общем образовании.
62. При подаче заявления (на русском языке) о приеме в Училище иностранный гражданин представляет следующие документы:
- оригиналы легализованных в установленном порядке (при необходимости) документа иностранного государства об образовании и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством государства, в котором выдан такой документ об образовании);
- заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа иностранного государства об образовании и приложения к нему;
- копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032);
- копию визы на въезд в Российскую Федерацию, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию по въездной визе;
Все переводы на русский язык должны быть выполнены на имя и фамилию, указанную во въездной визе.
63. Иностранные граждане, поступающие в пределах установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 35, ст. 4034) квоты, представляют также направление Федерального агентства по образованию.
64. Иностранные граждане проходят творческие испытания (глава V).
65. Зачисление иностранных граждан, поступающих на основании направлений Федерального агентства по образованию, проводится в сроки, определяемые Федеральным агентством по образованию.
66. Зачисление иностранных граждан для обучения по договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами осуществляется в сроки, установленные Училищем.

Наверняка уже в следующем учебном году при Казанском хореографическом училище откроется интернат для иногородних учащихся. Его начали строить на улице Большая Красная всего лишь три месяца назад, но такими быстрыми темпами, что уже к ноябрю у четырехэтажного здания должны появиться крыша и все коммуникации, к январю 2015 года строители планируют завершить внутреннюю отделку помещения, а весной приступить к благоустройству прилегающей территории.

У всех авторитетных хореографических школ России - Санкт-Петербургской академии имени Агриппины Вагановой, Московской, Пермского колледжа - есть интернаты для иногородних учащихся. И даже у менее авторитетных школ они есть. Потому что артист балета - профессия штучная: найти способных к ней детей в одном только городе - задача нереальная. В свое время Светлана Захарова, ныне балерина Большого театра России, приехала поступать в Киевское хореографическое училище из Луцка. Ульяна Лопаткина, прима Мариинского театра, в Вагановское училище в Ленинград приехала из Керчи. Обе жили в интернате для иногородних, и если бы только они!..

О необходимости интерната для хореографического училища в Казани специалисты начали говорить еще в 1999 году (тогда у заведения появилось очень маленькое, но собственное здание на улице Карла Маркса). Перейти от слов к делу удалось далеко не сразу.

Это многострадальная история, - вспоминает директор училища Татьяна Шахнина. - Лет 15 назад для строительства интерната нам выделили участок земли на улице Жуковского. Документы оформлялись очень долго: бесконечно менялись постановления. Я и к Шаймиеву ходила, и к Метшину, и к Минниханову... Наконец, выделили деньги на разработку проекта. Его разработали. Проект прошел экспертизу. Но президент Минниханов неожиданно заключил: "Нецелесообразно строить интернат так далеко от училища. Нужно ближе место найти". И дал нам место в три раза больше на Большой Красной! Это было два с половиной года назад. Началось новое оформление документов...

Строительство интерната на Большой Красной буксовало из-за отсутствия финансирования. Татьяна Шахнина не отчаивалась: писала письма Минниханову. Президент потом даже пошутил, что она просит его построить для училища интернат так эмоционально и умно, как обычно жены у мужей шубы выпрашивают.

На сегодняшний день на строительство интерната выделено 78 миллионов рублей. Шахнина, которая с лета ежедневно и не по одному разу ходит на стройку, говорит, что работа явно пошла в гору, когда в команду вошел новый подрядчик - ООО "Восток-С".

Предполагается, что в интернате будет двадцать двухместных комнат. Еще комната отдыха, медицинский кабинет, компьютерный зал и два балетных зала, один из которых будет использоваться и как спортивный.

Сейчас в Казанском хореографическом училище учатся 185 детей, из них иногородних - только трое. Они живут на съемных квартирах.

Это неудобно для всех, - говорит Татьяна Шахнина. - У меня постоянно болит за иногородних ребят душа: а что они едят? А не сидят ли они всю ночь в Интернете? А как до дома добрались?.. Интернат, где мы предполагаем и кормить детей, очень нужен!..

Пока неизвестно, сколько будет стоить проживание в интернате. Оно точно будет платным. И в нем будут жить учащиеся только Казанского хореографического училища.

Возможно, директора других творческих училищ Казани станут просить, чтобы я по возможности предоставляла места в интернате для их учащихся. Нет, такого не будет. Интернат не общежитие, тем более интернат хореографического училища. Это в прямом смысле режимный объект, - объясняет Татьяна Шахнина. - Будут в интернате свободные места - поселим своих учащихся из Казани. К моему великому сожалению, сегодня немало родителей, которые не следят за своими детьми. Могут больного ребенка на занятия привести. Не следят ни за режимом питания своих детей, ни за режимом их сна. В интернате таким детям будет лучше...

Интернат выведет Казанское хореографическое училище на принципиально новый уровень качества. Потому что учиться там смогут не только казанские дети: педагоги планируют искать талантливых по всему Татарстану. Со временем интернат повлияет и на уровень балетной труппы театра имени Мусы Джалиля, поскольку 87 процентов этой труппы - выпускники Казанского хореографического училища.

Мне очень хочется, чтобы мы открыли интернат в сентябре 2015 года. Чтобы это произошло, нужно, чтобы нас включили в бюджет следующего года, - говорит Татьяна Шахнина.

Спрашиваю у нее, интернат какого хореографического заведения в России считается сегодня лучшим. Ожидаю услышать про Московскую академию хореографии или Вагановскую академию в Петербурге. Но Татьяна Зиновьевна называет петербургскую Академию танца Бориса Эйфмана, которая открылась в 2013 году: "Это просто космос! - говорит Шахнина. - Недосягаемый уровень - начиная с финансирования и заканчивая оснащенностью...".