Когда была создана первая гитара. Что это – гитара? История, описание инструмента, классификация

кто придумал гитару?

Гита́ра - струнно-щипковый музыкальный инструмент, один из самых рапространенных в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, а так же как сольный классический инструмент. Является основным инструментом в таких стилях музыки как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и многих формах популярной музыки. Изобретенная в XX веке электрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.
Происхождение
Тар - иранская лютня. Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н.э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: наблу, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Эти инструменты имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы, панциря черепахи, либо выдолбленый из цельного куска дерева. В III-IV веках н.э. в Китае появляются инструменты юань и юкин, у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века.
Происхождении названия
Слово "гитара" происходит от слияния двух слов: санскритского слова "сангита", что означает "музыка" и древнеперсидского "тар", означающего "струна". По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово гитара претерпевало изменения: кифара (ϰιθάϱα) в древней Греции, латинское cithara, gitarra в Испании, guitare во Франции, guitar в Англии и наконец гитара в России. Несмотря на сходство, слово "гитара" не является родственным слову "ситар".
Классическая гитара
В средних веках основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). К XV веке получает распространение изобретенная в Испании гитара с 5-ю сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар. К XVIII веке испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений. Наконец в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придает гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. В России же более популярным становится 7-ми струнный вариант испанской гитары, получивший название "русская гитара".
Электрогитара
Гитара Gibson конструкции Леса ПолаВ XX веке в связи с появлением технологии электронного усиления и обработки звука появился новый тип гитары - электрическая гитара. В 1936 году Жорж Бошамом и Адольфом Рикенбекером, основателями компании "Rickenbacker", запатентована первая электрогитара, с магнитными звукоснимателями и металлическим корпусом. В начале 1950х американские инженер и предприниматель Лео Фендер и инженер и музыкант Лес Пол независимо друг от друга изобретают электрическую гитару со сплошным деревянным корпусом, конструкция которой сохранилась без изменений до настоящего времени.

Происхождение

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро -вавилонский струнный инструмент, упоминается в Библии) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии . В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла , нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. Также к древним струнным инструментам относится и домбра , во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных струнных инструментов среди ранних кочевников , живших на территории Казахстана. А в Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара .

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным - из высушенной тыквы , панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III -IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань) и юэцинь , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века . Позже, в -XVI веках появился инструмент виуэла , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Происхождение названия

По мере распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» претерпевало изменения: «кифара (ϰιθάϱα)» в Древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и, наконец, «гитара» в России. Впервые название «гитара» появилось в европейской средневековой литературе в XIII веке .

Испанская гитара

Русская семиструнная гитара

С начала XIX века в России стремительно распространилась семиструнная гитара , соединившая в себе конструктивные особенности английской гитары и испанской гитары. В 1819 г. была издана первая на русском языке школа игры на семиструнной гитаре Игнация де Гельда , с дополнениями С. Н. Аксёнова. Своей популярностью в первой половине XIX века инструмент (получивший название «русской гитары») во многом обязан деятельности жившего в то время композитора (автора более тысячи сочинений и обработок), гитариста и педагога Андрея Осиповича Сихры . В те же годы для русской гитары писали выдающийся виртуоз Михаил Тимофеевич Высотский , ученик А. О. Сихры Семён Николаевич Аксёнов , Людвиг Сихра и другие композиторы.

Классическая гитара

Классическая гитара включена в программу молодёжных Дельфийских игр России .

Электрогитара

Другие виды гитар

Помимо классической гитары и электрогитары широко распространены эстрадные гитары с металлическими струнами, среди которых можно выделить фолк-гитару, трэвел - («туристическую») гитару и др. Кроме того, наряду с электрической и акустической гитарой существуют гибридные варианты - электроакустическая гитара (акустическая гитара со встроенными датчиками для подключения к аппаратуре; англ. acoustic electric guitar) и полуакустическая гитара (электрическая гитара с полым корпусом, позволяющим играть на ней без подключения; англ. semi-acoustic guitar).

Конструкция

Основные части

Гитара представляет собой корпус с длинной шейкой, называемой «грифом ». Лицевая, рабочая сторона грифа - плоская либо слегка выпуклая. Вдоль неё параллельно натянуты струны , закреплённые одним концом на подставке корпуса, другим - на колковой коробке на окончании грифа. На подставке корпуса струны привязываются или крепятся неподвижно при помощи барашков, на головке грифа с помощью колкового механизма, позволяющего регулировать натяжение струн.

Струна лежит на двух порожках, нижнем и верхнем, расстояние между ними, определяющее максимальную длину рабочей части струны, является мензурой гитары. Верхний порожек находится в верхней части грифа, около головки. Нижний устанавливается на подставке на корпусе гитары. В качестве нижнего порожка могут использоваться так называемые «сёдла» - простые механизмы, позволяющие регулировать длину каждой струны.

Основной способ управления высотой звука при игре на гитаре - это изменение длины колеблющейся части струны. Гитарист прижимает струну к грифу, вызывая сокращение рабочей части струны и повышение издаваемого струной тона (рабочей частью струны в данном случае будет часть струны от нижнего порожка до порожка того лада, на котором находится палец гитариста). Сокращение длины струны вдвое вызывает повышение тона на октаву .

В современной западной музыке используется равномерно темперированный 12-нотный звукоряд . Для облегчения игры в таком звукоряде в гитаре используются так называемые «лады». Лад - это отрезок грифа с длиной, вызывающей повышение звука струны на один полутон . На границе ладов в грифе укрепляются металлические ладовые порожки. При наличии ладовых порожков изменение длины струны и, соответственно, высоты звука становится возможным только дискретным образом.

Расстояние от верхнего порожка до порожка n-го лада вычисляется по формуле:

l = d ⋅ 2 − n 12 , {\displaystyle l=d\cdot 2^{-n \over 12},}

где n {\displaystyle n} - номер лада, а d {\displaystyle d} - мензура гитары.

Струны

В современных гитарах используются стальные , нейлоновые или карбоновые струны. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.

В гитаре используется комплект струн - набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одинаковом натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины - толстые струны, дающие более низкий звук - слева, тонкие - справа (см. рисунок выше). Для гитаристов-левшей порядок струн может меняться на обратный. В настоящее время производится большое количество разновидностей комплектов струн, различающихся по толщине, технологии изготовления, материалу, тембру звука, типу гитар и области применения.

Строй

Соответствие номера струны и музыкального звука, издаваемого этой струной, называется «строем гитары» (настройка гитары). Существует множество вариантов строев, подходящих для разных типов гитар, разных жанров музыки и разных техник исполнения, как, например:

Число струн Строй Струна
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я 8-я 9-я 10-я 11-я 12-я
6 «испанский» e¹ ми b си g соль d ре A ля E ми
6 «Drop C» a f c G C
6 * Eb

(ми-бемоль)

Eb Bb F# C# G# Eb
6 «Drop D» b g d a D
6 квартовый g d A E
7 «русский» (терцовый) b g d B G D
12 стандартный b b g d A a E e

*Строй ми-бемоль отлично подходит для советских гитар, изготовленных на «Черниговской фабрике музыкальных инструментов» .

Усиление звука

Сама по себе колеблющаяся струна звучит очень тихо, что для музыкального инструмента непригодно. Для увеличения громкости в гитаре используются два подхода - акустический и электрический .

При акустическом подходе корпус гитары конструируется в виде акустического резонатора , что позволяет достичь громкости, сопоставимой с громкостью человеческого голоса.

При электрическом подходе на корпусе гитары устанавливаются один или несколько звукоснимателей , электрический сигнал от которых затем усиливается и воспроизводится электронными средствами. Громкость звука гитары при этом ограничена только мощностью используемой аппаратуры.

Возможен также смешанный подход, когда звукосниматель или микрофон применяются для электронного усиления звука акустической гитары. Кроме того, гитара может применяться в качестве устройства ввода для синтезатора звука .

Приблизительные характеристики

Материалы

У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более качественных инструментов и, следовательно, более дорогих, корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра , также используется клён . Есть экзотические варианты, такие как амарант или венге . В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука , красного дерева и других прочных пород. Некоторые мастера в изготовлении электрогитар используют другие материалы. Нэд Штейнбергер основал в 1980 году фирму Steinberger Sound Corporation, которая изготавливала гитары из различных графитовых композитов.

Классификация

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам:

По способу усиления звука

  • Акустическая гитара - гитара, усиливающая звук колеблющихся струн с помощью акустического резонатора , которым служит корпус гитары.
    • Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник-гитара) - разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
  • Электрогитара - гитара, в которой механические колебания струн превращаются в электрический сигнал электромагнитным звукоснимателем . Электрический сигнал обычно подается на отдельный аудиоусилитель и озвучивается акустической системой .
  • Полуакустическая электрогитара - электрическая гитара, но в дополнение к звукоснимателю струн имеется полый акустический корпус, позволяющий гитаре звучать без электроусилителя. (Не следует путать с электроакустической гитарой, в которую вмонтирован пьезозвукосниматель , снимающий звуковые колебания с корпуса а не со струн).
  • Электроакустическая гитара - акустическая гитара, в которую встроен пьезозвукосниматель (пьезо-датчик), преобразующий в электрический сигнал колебания корпуса акустического резонатора гитары.
    • Электроакустическая бас-гитара - как и электрическая бас-гитара зачастую имеет 4 струны, но с корпусом в виде акустического резонатора и встроенным пьезозвукоснимателем .
  • Синтезаторная гитара (MIDI-гитара) - гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса

  • Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Флэттоп - фолк-гитара с плоской верхней декой.
  • Арктоп - акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson .
  • Дредноут (вестерн) - фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонентов в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin.
  • Джамбо - укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший популярным среди кантри- и рок-гитаристов.
  • Цыганская джазовая гитара - акустическая гитара разработанная гитарным мастером Марио Маккаферри в 30-х годах ХХ века. Отличительными особенностями являются выпуклые деки, расположение пружин в корпусе, характерное для мандолины. Есть два типа этой гитары различающиеся формой розетки: большая D-образная и малая о-образная, которые во Франции называются соответственно grand bouchet и petit bouchet. Эта гитара рассчитана на использование металлических струн и имеет характерное громкое звучание с преобладанием обертонов средних частот. Довольно популярно и другое название этих гитар от названия фирмы, впервые пустившей эти инструменты в продажу, - Selmer.
  • До́бро - имеет металлический резонирующий конус вместо звуковых отверстий, он производит металлический тон, который можно услышать в музыке кантри. Некоторые гитары добро имеют гриф с квадратным поперечным сечением (квадратные грифы) и очень большие лады, на них играют с плоским инструментом в руке, стеклянной или металлической пластинкой (слайдом), и они часто называются слайд- гитары.

По диапазону

  • Обычная гитара - в так называемом «классическом» («испанском», «стандартном») строе, от ми большой октавы до до третьей октавы (для гитары с 20-ю ладами). Этот диапазон может различаться в зависимости от количества ладов, количества струн и строя. Использование тремоло-машинки на электрогитарах позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары без дополнительного оборудования составляет около четырёх октав.
  • Бас-гитара - гитара с низким диапазоном звучания, как правило, на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер » в 50-х годах XX века.
  • Тенор-гитара - четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо .
  • Баритон-гитара - гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов

  • Обычная гитара - гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированном строе.
  • Безладовая гитара - гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
  • Слайдовая гитара (слайд-гитара) - гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления - слайда, которым водят по струнам.

По стране (месту) происхождения

  • Испанская гитара - акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII -XV веках .
  • Русская семиструнная гитара - появилась в России в XVIII-XIX веках.
  • Гавайская гитара - слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки

  • Классическая гитара - акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  • Фолк-гитара - акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  • Фламенко-гитара - классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко , отличается более острым тембром звука.
  • Джазовая гитара (оркестровая гитара) - устоявшееся название для арктопов фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра , что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х - 30-х годов XX века .

По роли в исполняемом произведении

  • Соло-гитара - гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.

В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берёт на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре.

  • Ритм-гитара - гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
  • Бас-гитара - гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.

По числу струн

  • Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) - гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар - это бас-гитары либо теноровые гитары.
  • Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) - гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.
  • Семиструнная гитара - гитара, имеющая семь одиночных струн, например, русская семиструнная гитара . Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII-XIX веков до настоящего времени.
  • Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) - гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон . На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты , фолк-музыканты и барды .
  • Прочие - существует большое количество менее распространённых промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Имеет место как простое добавление струн для расширения диапазона инструмента (напр. пяти- и шестиструнные бас-гитары), так и удваивание или даже утраивание нескольких либо всех струн для получения более насыщенного тембра звука. Также встречаются гитары с дополнительными (чаще одним) грифами для удобства сольного исполнения некоторых произведений.

Прочее

  • Гитара До́бро - резонаторная гитара, изобретенная в 1928 году братьями Допера . В настоящее время «Гитара Добро» является торговой маркой принадлежащей фирме Gibson .
  • Гитара русская акустическая новая (ГРАН) - двенадцатиструнная версия классической гитары, содержащая на разной высоте от грифа два комплекта струн - нейлоновые и металлические.
  • Укулеле - миниатюрная четырёхструнная версия гитары, изобретенная в конце XIX века на Гавайских островах .
  • Тэппинговая гитара (тэп-гитара) - гитара, предназначенная для игры способом звукоизвлечения тэппинг .
  • Гитара Уорра - электрическая тэппинговая гитара, имеет корпус аналогичный обычной электрической гитаре, допускает также и другие способы звукоизвлечения. Существуют варианты с 8, 12 или 14 струнами. Не имеет стандартной настройки.
  • Стик Чапмена - электрическая тэппинговая гитара. Не имеет корпуса, допускает игру с двух концов. Имеет 10 или 12 струн. Теоретически возможно одновременное извлечение до 10 нот (1 палец - 1 нота).

Техника игры

При игре на гитаре гитарист зажимает пальцами левой руки струны на грифе, а пальцами правой извлекает звук одним из нескольких способов. Гитара при этом находится перед гитаристом (горизонтально или под углом, с грифом, поднятым до 45 градусов), опираясь на колено, либо висит на ремне, перекинутом через плечо. Некоторые гитаристы, в основном левши переворачивают гитару грифом вправо, соответственно перетягивают струны и меняют функции рук - зажимают струны правой рукой, извлекают звук - левой. Далее названия рук приведены для гитариста-правши, ибо левша «право» должен воспринимать как «лево» и наоборот.

Звукоизвлечение

Основным способом звукоизвлечения на гитаре является щипок - гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами применяют две разновидности щипка: апояндо и тирандо.

Апояндо (от исп. apoyando , опираясь ) - щипок, после которого палец опирается о соседнюю струну. При помощи апояндо исполняются гаммообразные пассажи, а также кантилена , требующая особенно глубокого и полного звука. При тирандо (исп. tirando - дёргать), в отличие от апояндо, палец после щипка не опирается на соседнюю, более толстую струну, а свободно проносится над ней, в нотах, если не указан специальный знак апояндо (^), то произведение проигрывается приёмом тирандо.

Также гитарист может с небольшим усилием ударить тремя или четырьмя пальцами «вразброс» сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется расгеадо (исп. rasgueado ). Также распространено название «чёс».

Щипок и удар могут исполняться пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого плектр (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твёрдого материала - кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп . Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре.

В последние десятилетия активно развивается необычный приём игры, новый способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от лёгких ударов пальцами рук между ладов на грифе. Такой способ звукоизвлечения называется тэппинг (при игре двумя руками - двуручный тэппинг) или TouchStyle. При игре тэппингом звукоизвлечение напоминает игру на фортепиано, при которой каждая рука исполняет свою собственную независимую партию.

Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 - указательный , 2 - средний , 3 - безымянный , 4 - мизинец . Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например, если гитарист зажимает какую-либо струну 1-м пальцем на IV ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Не зажатая струна называется «открытая».

Струны зажимаются подушечками пальцев - таким образом, одним пальцем гитарист прижимает одну струну на определённом ладу. Если же указательный палец положить на гриф плашмя, то прижаты будут сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространённый приём называется «баррэ ». Различают большое баррэ (полное баррэ), когда палец прижимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда прижимается меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время постановки баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах. Существуют также аккорды, в которых, помимо большого баррэ первым пальцем, необходимо взять на другом ладу малое баррэ, для чего используется любой из свободных пальцев, в зависимости от «удобоисполняемости» того или иного аккорда.

Приёмы

Кроме описанной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

  • Перебор - извлечение звука с помощью последовательного чередования (перебора) струн. Исполняется путём последовательного защипывания разных струн несколькими пальцами. Наиболее часто используется для игры арпеджио , но не ограничивается им.
  • Арпеджиато - очень быстрое, одним движением, последовательное извлечение звуков, расположенных на разных струнах.
  • Бенд (подтяжка) - повышение тона путём поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.
    • Простой бенд - струна сначала ударяется и затем подтягивается.
    • Пребенд - струна сначала подтягивается и только потом ударяется.
    • Обратный бенд - беззвучно подтягивается струна, ударяется и опускается к исходной ноте.
    • Легатный бенд - удар по струне, подтяжка, затем струна опускается до исходного тона.
    • Бендовый форшлаг - удар по струне с одновременной подтяжкой.
    • Унисонный бенд - извлекается ударом по двум струнам, затем нижняя нота дотягивается до высоты верхней. Обе ноты звучат одновременно.
    • Микробенд - не фиксированная по высоте подтяжка, примерно на 1/4 тона.
  • Бой - например, вниз большим пальцем, вверх указательным, вниз указательным с заглушкой, вверх указательным.
  • Вибрато - периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила её натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато - последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту. На электрогитарах же, оснащенных «whammy bar » (тремоло-системами), для исполнения вибрато часто применяется рычаг.
  • Глиссандо - плавный скользящий переход между нотами. На гитаре возможно между нотами, расположенными на одной струне, и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.
  • Гольпе (исп. golpe - удар) - перкуссионный приём, постукивание ногтем по деке акустической гитары, во время игры. Применяется в основном в музыке фламенко .
  • Легато - слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.
    • Восходящее (ударное) легато - уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться. Распространено также английское наименование этого приема - хаммер, хаммер-он.
    • Нисходящее легато - палец сдергивается со струны, слегка подцепляя её при этом. Встречается также английское наименование - пул, пул-офф.
    • Трель - быстрое чередование двух нот, исполняемых сочетанием приемов хаммер и пул.
  • Пиццикато - прием игры, при котором извлекаются отрывистые, приглушенные звуки. Правая рука ребром ладони кладется на струны около подставки, и большой палец извлекает звуки.
  • Глушение ладонью правой руки - игра приглушенными звуками, когда правая ладонь кладется частью на подставку (мостик), частью на струны. Английское название этого широко используемого современными гитаристами приема - «палм мьют » (англ. mute - «глушить»).
  • Пульгар (

День добрый всем зашедшим на этот блог! Сегодня у нас с вами будет небольшое путешествие в прошлое. И прежде всего я хочу рассказать вам о том, как же все-таки появилась на свет и эволюционировала с ходом времени гитара, а самое главное — какой была древняя история создания гитары.

Гитара, пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях, при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие.

Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. А лютье или гитарный мастер – это человек, который изготавливает и ремонтирует гитары.

Происхождение гитары

Из самых ранних и сохранившихся по сей день свидетельств, относящихся ко 2 тыс. до н.э., о струнных инструментах, можно выделить следующее:

  • изображения киннора , найденные в Месопотамии при археологических раскопках;

  • музыкальные инструменты в др. Индии – ситар и вина;

  • в др. Египте – цитра , пабла и нефер;

  • в др. Риме и Греции – кифара .

Предшественники современной гитары имели округлый продолговатый резонирующий пустотелый корпус и длинную шейку со струнами натянутыми на ней. Из выдолбленного из цельного куска дерева, панциря черепахи либо из высушенной тыквы изготавливался цельный корпус.

У инструментов юэцинь и жуань, появившихся в Китае в 3 – 4 веках н. э., корпус был деревянный и собирался из нижней и верхней деки и обечайки, которая соединяла всю эту конструкцию воедино.

Около 6 века в Европе появились мавританские и латинские гитары, а довольно интересный инструмент виуэла появился позже в 15 – 16 веках, который оказал большое влияние на последующее формирование конструкции нынешней гитары.

Происхождение названия

Происхождение слова «гитара» обязано слиянию двух слов: «тар » (от древнеперсидского «струна») и «сангита » (от санскритского «музыка»). По другим источникам, это слово имеет происхождение от «кутур » (от санскритского «четырехструнный»). По мере распространенности этого музыкального инструмента из Азии в Европу, название «гитара» претерпевало много изменений, а вот окончательное название было отображено в 18 веке в средневековой литературе.

Испанская гитара

Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была привезена из древнего Рима – так называемая латинская гитара. А вот мавританская гитара была привезена арабскими завоевателями. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Такая гитара получила название «испанская гитара». Эта гитара приобретает 6 струн в процессе эволюции в конце 18 века, а также большой репертуар произведений благодаря итальянскому композитору и гитаристу-виртуозу Мауро Джулиани .

Русская гитара

В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков, а в Россию она попала относительно поздно. Лишь в начале 18 века западная музыка широко стала распространяться в России. Благодаря Карло Коноббио и Джузеппе Сарти, композиторами из Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых и значительных гитаристов и исполнителей на 6-струнном инструменте. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры , популярным становится 7-струнный вариант исполнения гитары. Он написал более тысячи произведений для 7-струнки под названием «русская гитара».

Акустическая гитара

Конструкция испанкой гитары, в течение 18 – 19 веков, значительно претерпевала изменения. Мастера экспериментировали с креплением грифа, формой и размером корпуса, конструкцией механизма колков и другими деталями. И вот, испанский гитарный мастер в 19 веке Антонио Торрес придал акустической гитаре современный размер и форму. Гитары его конструкции сегодня названы классическими. Франсиско Таррега был наиболее известным испанским гитаристом и композитором того времени, который заложил основы игры на гитаре в классическом стиле, а его последователем в 20 веке стал Андрес Сеговия .

Электрогитара

Появившиеся в 20 веке технологии усиления звука, дали зеленый свет созданию нового типа гитары – электрогитара, которая оказала на массовую культуру очень большое влияние.В 1936 году была запатентована первая такая гитара, с металлическим корпусом и магнитными звукоснимателями, основателями компании «Rickenbacker» Адольфом Рикенбекером и Жожем Бошамом. В начале 50-х годов Лео Фендер и Лес Пол изобретают независимо друг от друга электрогитару со сплошным корпусом из дерева. Ее конструкция без изменений сохранилась до настоящего времени. Jimi Hendrix – американский гитарист, живший в середине 20 века, считается наиболее влиятельным исполнителем на этой гитаре.

Бас-гитара

Контрабас, до появления современной бас-гитары, в семействе скрипок являлся самым большим и главным басовым инструментом. У него было много недостатков. Он был очень большого размера и массы, не имел на грифе порожков, обладал относительно невысоким уровнем громкости и имел вертикальное исполнение. Из-за этих недостатков было затруднено широкое применение контрабаса в разных ансамблях современной музыки в начале 20 века.

В 1930-х годах, когда стала очень популярной джазовая музыка, и был распространен автомобильный транспорт, благодаря которому можно было перевозить габаритные инструменты и появлению технологии усиления звука, стало возможным создать идеальный басовый инструмент, не обладающий недостатками контрабаса. В это время фирмы занимавшиеся производством таких музыкальных инструментов не имели особого коммерческого успеха.

Вот, к примеру, некоторые наиболее успешные фирмы:

  • Фирма Gibson с 1912 по 1930 год выпускала бас-мандолину ;

  • Пол Тутмарк – американский предприниматель создал в 1936 году , который обладал многими современными чертами современной бас-гитары (имел сплошной деревянный корпус, горизонтально расположенный гриф с наличием ладовых дорожек);

  • Лео Фендер, основатель одноименной фирмы, создал , разработанный на основе гитары «Fender Telecaster», который стал очень популярным и получил признание многих музыкантов. Идеи, вложенные в этот инструмент, стали стандартом при изготовлении бас-гитар. В 1960 году вышла более усовершенствованная модель Fender Jazz Bass, она была не менее популярна в сравнении с «Пресижн»;

  • Hofner – немецкая фирма, которая в 1955 году выпустила полуакустическую . Этот бас стал известен благодаря музыканту «The Beatles» Полу Маккартни, которая имела форму в виде скрипки.

В 1960-х бас-гитары стали популярны с появлением рок-музыки. Появились новые разновидности этих инструментов, такие как: акустическая и безладовая бас-гитара. Также увеличивалось число струн, добавлялась активная электроника и появились бас-гитары со сдвоенными струнами и без головки грифа. С развитием самих инструментов также активно развивалась и техника игры, например, слэп и игра флажолетами.

Ну что ж, я надеюсь, статья «История создания гитары» была вам полезна. Если хотите что-то от себя добавить оставляйте комментарии. Нажимайте на кнопки соц. сетей и делитесь с друзьями! Удачи вам!

Гитара – это уникальный инструмент. Он используется практически во всех стилях музыки. Этот струнный инструмент также имеет множество видов – электрогитара, аккустическая гитара. Человек, играющий на гитаре зовется гитаристом.

Итак, история происхождения современной гитары , которую мы видим в данный момент, восходит из глубочайшей древности. Ее прародителями считаются инструменты, болие известные в странах Ближнего и Среднего Востока несколько 1000-летий назад. Одними из главных представителей которых являются киннора, египетская гитара, вина, набла и многие другие античные инструменты с резонирующим корпусом и шейкой. Данные приборы имели пустотелый округлый корпус, который в свою очередь традиционно изготавливался из высушенной тыквы, панцерей черепах или целых кусочков древесины. Появление нижней, верхней деки и обечайки было закреплено намного позднее.

В самом начале новейшей эры более известен был инструмент лютня ближний родственник гитары. Само заглавие лютня происходит от арабского эль-дау деревянный, а само слово гитара произошло от слияния 2-ух слов: санскритского слова сангита, что в переводе значит музыка и древнеперсидского тар струна До шестнадцатого века гитара была 4-ех и трехструнной. Играли на ней пальцами и плектором костяной пластинкой нечто похожее на медиатор. И только в уже в семнадцатом веке в Испании появляется первая пятиструнная гитара, которая и получила название испанская гитара На нее ставились двойные струны, а первая стр на певунья нередко была одинарной.

Появление шестиструнной гитары принято относить к 2-ой половине восемнадцатого века, может быть также в Испании. С появлением 6-ой струны, все двойные были изменены на одинарные, собственно В таком облике гитара и предстает перед нами в данный момент. В этот период наступает триумфальное путешествие гитары по странам и континентам. А за счет собственных качеств и музыкальных способностей она приобретает мировое признание.

Слово «гитара» почти у каждого человека вызывает романтические воспоминания и связано с чем-то светлым и приятным. Но немногие задумываются о том, что история такого знакомого и, казалось бы, обыденного инструмента, уходит глубоко в прошедшие тысячелетия. История возникновения гитары начинается около 2 – 2,5 тыс. лет до нашей эры. Этими периодами датируются найденные при раскопках древних цивилизаций предки современной гитары:

  • Кинорра в Месопотамии;
  • Цитра и нефер в Египте;
  • Ситар в Индии;
  • Кифара в Риме и Греции.

Древние инструменты, являющиеся прародителями гитары, имели округлый пустотелый корпус, изготовленный из высушенной тыквы, обработанного куска дерева либо из панциря черепахи.

Китайские предки современной гитары уже имели верхнюю и нижнюю деки, соединенные обечайкой, и выполненные из дерева, хотя форма корпуса была еще округлой и напоминала современную версию очень слабо.

Происхождение гитары

Впервые изображение инструмента, имеющего характерное для гитары строение (корпус, гриф и головку), нашли в Испании, и отнесли его ко II в. нашей эры. Позже, в VIII веке, в рукописях монаха Беатуса Льебана, в нарисованных миниатюрах с изображениями музыкантов, присутствуют музыкальные щипковые инструменты с различным строением. Конструкция многих из них свидетельствует об эволюции строения гитары .

Постепенно щипковые музыкальные инструменты (виола, гитара, виуэла) получают широкое распространение, и с X в. их изображения присутствуют в произведениях искусства, на барельефах и в манускриптах.

С XIII в. гитара пользуется огромной популярностью в Испании. Она становится здесь основным музыкальным инструментом, любимым королями и простым народом. В этот период различают две разновидности гитары:

  1. Мавританская. Имела овальную форму и более резкий звук. Игра производилась медиатором (плектром). Двор монарха Альфонсо X отдавал предпочтение именно этому виду инструмента.
  2. Латинская. Имела более мягкое звучание и усложненную форму. По изображениям на миниатюрах можно судить о том, что эта разновидность получила признание у менестрелей и любителей утонченной музыки.

В XVI в. наибольшее распространение получает ручная виуэла, имеющая по сравнению с гитарой более выпуклый и узкий корпус. Этот инструмент, украшенный богатыми инкрустациями, был особенно любим в знатных домах. Здесь он выступал вначале в качестве аккомпанемента. Впоследствии, благодаря талантливым музыкантам Луису Милано и М. де Фуэнльяна, он становится солирующим инструментом. В этот же период появляются первые пьесы, написанные специально для гитары.

История создания гитары

XVII в. становится для гитары переломным в развитии. Период характеризуется популяризацией музыкальных произведений и написанием первого руководства по обучению игре на гитаре. Испанский композитор и священник Гаспар Санс в 1674 г. опубликовывает «Руководство по игре» для гитары. Благодаря профессиональному подходу к теории игры и советам мастера высшего уровня, книга выдержала несколько переизданий и оставалась лучшим руководством на долгие десятилетия.

Наибольшее признание в качестве концертного инструмента гитара получает в XVIII – XIX в. в. Имеющая первоначально 4, 8, 10 струн, к этому периоду гитара имеет почти современный вид с 6 струнами. Очень важную роль для популяризации инструмента сыграла музыкальная деятельность в эту эпоху знаменитых композиторов, написавших множество концертов, фантазий, пьес, сонат, вариаций именно для гитары соло: итальянцев М. Джулиани и М. Каркасси, испанцев Д. Агуадо и Ф. Сор.

Конечно, история гитары получила наибольшее развитие именно в Испании. Страстные и импульсивные испанцы первые оценили благородство и выразительность инструмента в полной мере.

Агуадо даже называли «Бетховеном гитары», а Сор и сегодня ставится в один ряд с лучшими виртуозами игры.

Многие талантливые композиторы писали для гитары и были поклонниками этого инструмента:

  1. Француз Гектор Берлиоз, живший в 19 в. и являющийся родоначальником симфонической музыки, особо отмечает гитару в качестве инструмента, оказавшего значительное позитивное влияние на его музыкальное образование.
  2. Итальянец Никколо Паганини, известный скрипач, высоко оценивал качества гитары как музыкального инструмента. Музыкант написал множество сонат, пьес и концертов для игры на гитаре, как соло, так и в квартете с другими инструментами. Паганини сам виртуозно играл на гитаре и ставил ее в один ряд со скрипкой. Гитара знаменитого итальянца хранится в музее Парижской консерватории.
  3. Великий Франц Шуберт писал для гитары танцы и песни, сонаты и пьесы. Знаменитый немецкий композитор был любителем гитарной музыки и имел собственный инструмент, который находится в музее Шуберта.
  4. Немецкий композитор Карл Вебер, по свидетельству сына, играл на гитаре столь же виртуозно, как и на фортепиано. Музыкантом был создан ряд песен, сонат и пьес для игры на гитаре в ансамблях.

Вторая половина 19 столетия характеризуется снижением популярности гитарной музыки, на первый план выходит новый инструмент – фортепиано. Звучность, богатство и громкость музыки этого инструмента на некоторое время выдвинули его вперед в музыкальном мире.

Начало 20 века ознаменовало для гитары новый толчок в популяризации:

  • В Мюнхене создается Интернациональный союз гитаристов;
  • Западноевропейские композиторы М. де Фалья, Понс, Руссель в своей деятельности уделяют гитаре значительное место;
  • Появляются новые виртуозы игры: А. Сеговия, М. Льобет, Э. Пухоль, С. де ла Маса;
  • В Америке возникает ряд новых направлений, и открываются школы игры на гитаре.

Повсеместное распространение и популярность гитары неразрывно связаны со скачком научно-технического прогресса. Массовое производство инструмента сделало его доступным для широких масс, а открытие музыкальных школ дало возможность научиться играть всем желающим.

Когда появилась гитара в России

До середины 17 в. инструмент в России изредка можно было встретить в аристократических домах как случайную диковинку. Позже, когда путешественники-итальянцы познакомили русское общество с гитарой поближе, ее необычайно романтическая и душевная музыка получила повсеместное признание.

Основоположником развития в России направления гитарной музыки считается композитор А. Сихра (19 век), который усовершенствовал семиструнную гитару. Она завоевала популярность не только высшего сословия, но и была весьма любима в низших классах.