Конспект урока кубановедения и презентация "Ты и твоё имя" план-конспект урока (1 класс) на тему. Презентация "Ты и твоё имя" Презентация к уроку ты и твое имя

Цели.

1. Познакомить учащихся с историей, значением своеобразием имён.

2. Учить работать со справочным материалом, научно-популярной литературой, текстами художественной литературы, извлекать материал из Интернета.

3. Развивать умение излагать материал перед классом.

4. Способствовать формированию интереса к именам.

Ход урока

Человек умирает, а имя живет.
Пословица

Слово учителя. Человек проносит свое имя через всю жизнь и берет его с собой в могилу. Прекратился род, племя, а имя живет. В любом русском имени – значительный смысл. Имя – это дар. Наука о собственных именах называется ономастикой. Онома – имя. 95% русских носят старые традиционные имена. В Московской Руси имя и отчество использовались по-разному в зависимости от общественного положения. Холопы и прислуга назывались унизительно: Фильками, Петрушками, Ивашками. Ни о каком отчестве для этой категории людей речи не было. Имена использовались в различных значениях: они выражали ласку и нежность (Ванюшка, Мишенька, Машенька, Глашенька), особый суффикс добавлялся к именам незаконнорожденных детей (Ярославец, Мстиславец). Поповские имена писались на -чище (Степанище, Иванчище).

Сегодня на уроке мы познакомимся с происхождением, значением и своеобразием имен, легендами, обычаями, ролью имен в жизни человека.

Послушаем интересные рассказы учеников. Прежде всего, выясним происхождение и значение слова “имя”.

В словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова дается толкование слова “Имя”:

  1. Личное название человека, даваемое при рождении.
  2. Фамилия, семейное название
  3. Личная известность, репутация
  4. Известный, знаменитый человек.
  5. Название предмета, явления.
  6. В грамматике: разряд склоняемых слов.

Учащиеся, работая в группах, ищут в этимологическом словаре происхождение слова “Имя”. Имя от древнерусского “имъти” - “иметь”, “считать”, “принимать” за кого или за что-либо;

Заранее подготовленные ученики по группам рассказывают о значении своего имени о том, как оно пришло в русский язык. Объясняют, почему родители выбрали это имя. Дают астрологическую характеристику своего имени.

Астрологическая характеристика

  1. Имя – происхождение.
  2. Число, год рождения.
  3. Знак зодиака.
  4. Планета – покровитель.
  5. Благоприятные цвета.
  6. Растение.
  7. Камень-талисман.
  8. Знаменитые личности с вашим именем.

Учитель. Слово “Имя” имеет родственников в языке. Приведите примеры родственных слов и составьте словосочетания с ними (имение Толстого, именительный падеж, именины друга, именинник одноклассник, именной указ, наименование детских игр, именитый гость, одноименный роман, именуемый Петром, отымённый, образованный от существительного или прилагательного).

Раздаются учащимся словари пословиц и поговорок.

Задание. Найдите пословицы и поговорки об имени (Богатырь умрет, а имя его останется. Доброе имя лучше богатства. Хороша Маша, да не наша. Федул губы надул. С именем Иван, без имени – болван. У него доброе имя. Не позорь моего имени).

Народные приметы и традиции народов, связанные с именами.

При выборе имени соблюдались определенные правила и запреты. Нельзя называть новорожденного именем недавно умершего члена семьи. В старину, да и в наше время часто называют детей в честь деда, бабушки, близких родственников.

Викторина “Что в имени тебе моем?”

1. Найди имя героя

Н.В.Гоголь “Обломов” Лука Лукич
А.С.Грибоедов “Шинель” Фома Фомич
М.Ю.Лермонтов “Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем” Максим Максимыч
И.А.Гончаров “Ревизор” Акакий Акакиевич
Н.В.Гоголь “Герой нашего времени” Иван Иванович
Н.В.Гоголь “Горе от ума” Илья Ильич

Учитель: Нельзя меняться именами. Поменяться именами – значит поменяться судьбами. Человек с новым именем приобретает новые черты характера. Традиция давать двойные имена пошла от католических обрядов. При крещении давали имя родители и добавляли имя святого, в день которого родился ребенок. В нашей школе тоже есть у ученицы 9Б класса двойное имя – Сикорская Мария-Николетта. Николетта – монашка, которая молилась за появление на свет Марии. Святые покровители являются “оберегом” для человека.

Статистика распространенности имен в 11А классе.

Вывод. Проанализировав статистику имен в нашем классе, можно сказать, что большей популярностью пользуются такие имена, как Михаил, Павел, Александр (мужские), Александра, Анастасия (женские).

(Например, А.С.Пушкин “Евгений Онегин”, А.С.Пушкин “Борис Годунов”, К.Ф.Рылеев “Иван Сусанин”, Л.Н.Толстой “Анна Каренина”, Карамзин “Бедная Лиза”, С.А.Есенин “Анна Снегина”, В.А.Жуковский “Светлана”, “Людмила”, “Слово о полку Игореве”).

3. Какие вы знаете фамилии, образованные от имен людей (Иванов, Петров, Станиславский, Алексеев, Алешин, Аванесов, Ваничкина, Захаров, Григорьева).

Учитель: Есть в морозном январе день, окрашенный радостным, каким-то весенним настроением. Это 25 января - Татьянин день. День всех студентов. Вероятно, это единственный в истории случай, когда на один и тот же день претендуют и служители церкви и студенчество, причем каждая сторона понимает праздник на свой манер.

Татьянин день - праздник студента, прежде всего задорный и искрящийся молодостью. Праздник Татьянин день для тех, кто испытывает тягу к знаниям, всему новому и неизведанному. История праздника Татьянин день насчитывает уже больше двух столетий. Приурочен Татьянин день к открытию первого в Москве университета. История гласит, что в 1755 году в этот день императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об открытии высшего учебного заведения.

4. Какие вам известны праздники, посвященные именам (“Ильин день”, “Ивана Купала”, “День Петра и Февронии”, “Веры, Надежды, Любви”).

5. С именами связаны названия городов, назовите, какие (Владимир, Ярославль, Петербург, Екатеринбург, Иваново, Лида (Белоруссия), Елена (Болгария).

6. Даже цветы носят имена(Роза, Лилия, Анютины глазки, Нарцисс, Иван-да-Марья, Маргаритка, Василёк).

Учитель: Ураганам тоже дают имена, как правило, женские, имена святых, чтобы не пугать эти ураганы, которые в одном и том же районе мира могут подействовать на несколько разных тропических циклонов (Алиса, Катрина, Бренда, Мария, Клара, Шарлотта, Виктория).

7. Имена повсюду: в названиях улиц - Кати Соловьяновой, Ивана Голубца (Анапа), пер. Марьина роща (г. Москва), Карла Маркса (Армавир), магазинов, кафе, гостиниц (“Валентина”, “Людмила”, “У Кузьмича”, “Алиса”, “Дарья”, “Натали”).

8. Все вы любите петь песни. Вспомните и назовите строки из песен, связанные с именами собственными .

Например:

1) “Выходила на берег Катюша…”

2) “Ксюша – юбочка из плюша…”

3) “Утоли мои печали, Натали…”

4) “Шаланды полные кефали

В Одессу Костя приводил…”

5) “Стоит над горою Алеша…”

6) “Стюардесса по имени Жанна…”

Учитель: Живопись - важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

Часто используются в названиях картин собственные имена. Найдите в интернете такие картины (Васенцов “Аленушка”, Иван Царевич на сером волке”, “После побоища Игоря Святославича с половцами”, Тициан “Венера у зеркала”, Рембранд “Даная”, Леонардо да Винчи “Мона Лиза”).

Учитель: Подведем итог урока.

Домашнее задание.

  1. Рассказать об именах святых
  2. Причуды имен
Классный
час
Ты и
твое имя

Говорят, когда человек рождается, на
небе загорается звезда, которая
определяет его судьбу. Влияет на
характер и судьбу человека и созвездие,
под которым он родился. И, конечно
же, большое значение имеет имя,
которое дают родители ребенку при
рождении. Сегодня праздник наших
имен.

Имена, имена, имена …
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
С.Я.Маршак

Ономастика – наука о собственных
именах
(от греческого слова онома – имя)
Антропонимика – наука об именах
людей
(от греческого слова антропос – человек)

Из истории
Древнерусские имена представляют собой
огромный интерес. Они раскрывают богатство
русского народного языка. Древнерусские имена
были разнообразны.
Например: Первак - Первой, Второй, Вторак,
Третьяк отражали порядок появления новых
членов семьи;
имена - Черныш, Беляк, Рябой, Косой, Буян,
Мал, Ждан, Кудряш даны по цвету волос, кожи,
по другим внешним признакам.

Наши предки пользовались и
иносказательными именами: Баран,
Волк, Блоха, Ворона, Дуб.
В летописях сохранились имена: Баран
Филиппов, Паук Иванов.

Иногда в качестве имён брались не реальные, а
желаемые признаки: Светозар (светлый, как
заря), Владислав (владеющий славой), Всемила
(всеми милая). Красивых женских имен
сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна,
Забава, Любава.

Революция и имена
Регистрацию новорождённых стали вести отделы записи
актов гражданского состояния.
Родители могли выбрать любое понравившееся имя или
даже придумать своё. Иногда родители давали своим
детям нелепые, странные имена. Так появились
Индустрии, Тракторины, Октябрины и даже
Электрификации.
Известно около трёх тысяч новых и заимствованных имён,
которые не имели распространения в последующие годы:
Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы
химической таблицы Менделеева: Радий, Иридий,
Вольфрам, Рубин.
Математические термины: Медиана, Алгебрина,
Гипотенуза.

Распространенность некоторых имен с XVII по XX век
(на каждую тысячу именуемых)
XX в.
Имена
XVII в.
XVIII в.
XIX в.
до
1917 г.
40-50-е гг. 70-90-е гг.
Василий
60
47
66
68
10
3
Иван
111
100
111
246
18
6
Михаил
23
20
37
38
28
38
Павел
6
12
29
30
12
12
Петр
23
22
34
18
14
12
Степан
28
34
33
8
4
2
25
22
10
105
29
Виктор
Анна
Нет свед.
63
64
64
51
12
Евдокия
Нет свед.
17
22
8
6
-
Елена
Нет свед.
24
30
32
28
120
Наталья
Нет свед.
18
21
36
12
108
Ольга
Нет свед.
15
27
45
30
70
Прасковья
Нет свед.
34
28
12
3
-
Татьяна
Нет свед.
18
20
36
16
116

Самые популярные имена 21 века

Андрей
Даниил
Кирилл
Дмитрий
Никита
Илья
Матвей
Анастасия
Алина
Софья
Полина
Дарья
Виктория
Мария

Самые редкие имена

У актрисы Ольги Будиной растет Наум по
фамилии Наумов, Валерия Гай Германика растит
дочь Октавию, Анастасия Волочкова - Ариадну. У
Сергея Мельниченко, продюсера группы «Ранетки»,
появилась дочь, которую назвали Рассветой. Детей
Тутты Ларсен зовут Марфа и Лука, детей Тины
Канделаки - Меланья, Леонтий. Дмитрий Певцов и
Ольга Дроздова назвали своего первенца Елисеем.
Близнецов Марии Шукшиной зовут Фока и Фома.
Анастасия Заворотнюк назвала сына Майклом, у
Григория Лепса растет Николь, а сына Леры
Кудрявцевой зовут Жаном,у А.Малинина – Фрол и
Устинья.

Странные имена

Мальчиков называли Дмитрий-Аметист,
Матвей-Радуга, Граф, Дар, Иван-Коловрат,
Меркурий, Март, Князь, Принц, Космос,
Ангел, Ветер, Воля, Дельфин, ЯрославЛютобор, Архип-Урал, Кит, Лука-Счастье,
Огнеслав, Господин, Мир, Тагил.
Девочкам давали следующие имена: Услада,
Голуба, Апрель, Вишня, Индия, Принцесса
Даниэлла, Россия, Заря, Луна, Океана,
Радость, Дельфина, Лиса, София-Солнышко.

В защиту детей
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...

Что означают некоторые имена
Евгений, Евгения (греч.)-благородный,
благородная
Екатерина (греч.) – чистая
Елена (греч.) – светлая, солнечная
Иван (Иоанн) (евр.) – благодать Божия
Татьяна (лат.) - устроительница
Марина (лат.)- море, морская
Наталья (лат) – родная, природная
Александр (греч.) – защитник людей
Софья (греч.) – мудрая
Дарья (перс.) – несущая добро

Имена 5 «Б» класса
Софья
Малика
Александр
Анна
Дмитрий
Вадим
Евгений
Кристина
Дарья
Иван
Виктория
Валентин
Илья
Антон
Анастасия
Матвей
Даниил
Алина
Мария
Екатерина

Малика в переводе с арабского языка означает «госпожа», «принцесса», «царица», «владычица».

Обычно Малика растет очень ласковым и улыбчивым ребенком, но за
лучезарной улыбкой скрывается недетская скрытность и
рассудительность. Девочки с этим именем в психологическом плане
развиваются быстрее сверстниц, очень рано начинают понимать, что
такое «хорошо» и что такое «плохо», имеют собственную позицию по
многим вопросам. Малика с удовольствием учится, схватывает все на
лету. В глубине души носительница этого имени – мечтательная и
впечатлительная натура.

Иван- «благодать Божья»

Распространённое у
славян и некоторых
других народов
(белорусов, болгар,
македонцев, русских)
мужское имя. Друзья
меня называют Ваня,
Ванцо. В семье меня
зовут Ваня, Ванечка,
Ванюшка. Характер у
меня не вспыльчивый,
я добрый, отзывчивый.

Дарья

Имя Дарья русское, православное. «Дарованная, несущая
добро». Дашу можно назвать командиром, она любит,
когда люди следуют за ней. К сожалению, у нее слабая
интуиция, но ее выручает природная
сообразительность и хорошая память. Любит
заниматься домашним хозяйством.
Дома меня ласково называют
Даша, Дашуля, Дарьюшка, Дашуня, Дашута.
Больше всего, конечно, мне нравится Дашуля.
Из тайн моего имени мне свойственно всё, кроме любви
к домашнему хозяйству. Я не люблю убирать комнату.
А еще я импульсивная и уверенная в себе.

Антон

Антон (греч.) – вступающий в бой
Антон трудолюбив, начитан, наблюдателен,
чувствителен, эмоционален, готов к
самопожертвованию, но не уверен в себе,
Из тайн моего имени, я думаю, мне подходит всё.

Матвей

Матвей - дарованный Богом.
Матвей спокоен, лишен
честолюбивых планов. Не любит
выделяться из толпы,
чрезвычайно скромен. Тихо,
терпеливо делает свое дело. Но
если его обвинить в нечестности
или оскорбить, Матвей способен
на самые непредсказуемые
поступки, так что обидчикам не
позавидуешь!

О происхождении этого имени не существует
какого-то сложившегося мнения.
По одной из версий оно произошло от
древнерусского слова «вадити», что означает
«спорить», «обвинять».
По другой версии имя Вадим - это вариация
древнерусского Владимир.
Вадим
Непоседа и любитель постоянного
движения - так можно
охарактеризовать Вадима.
Его постоянно одергивают взрослые,
просят вести себя потише.
Родителей он очень любит и
старается во всем слушаться.
Вадим трудолюбив и
целеустремлен, начатое дело
всегда доводит до конца.

Именины

Православным имя подбиралось по святцам. Каждая дата в
этом календаре связана с именами святых, память которых
празднует в этот день православная церковь.
Ребенка называли именем того святого, день памяти которого
совпадал с днем появления малыша на свет. Так святой
становился невидимым покровителем, защитником человека.
Поэтому праздновать было принято не день рождения, а день
именин. Надо сказать, что в церковном календаре одни и те же
имена зачастую встречаются несколько раз в год.
Например, именины Ивана указаны 24 раза, Андрея – 9 раз,
Марии – тоже 9 раз.
Екатерина – 7 декабря, Наталья – 8 сентября.

Имена в прозе и поэзии

М.Цветаева, А.Блок, А.С.Пушкин,
А.Ахматова, В.Жуковский,
О.Мандельштам, С.А. Есенин,
И.Северянин, А. Куприн,
Я. Смеляков.

Викторина

1. Кто больше назовет женских имен с
удвоенной согласной в корне?
(Анна, Алла, Белла, Виолетта, Генриетта, Жанна,
Изабелла, Инесса, Иоанна, Каллиста, Камилла, Мариетта,
Мирра, Нелли, Нонна, Стелла, Сюзанна, Филиппа,
Шарлотта, Элла, Эллина, Эмма.)

2. Какие имена можно получить, заменив
одну букву?
Таня- Ваня, Саша – Маша, Даша – Паша,
Рома – Тома.

3. Какое женское имя состоит из тридцати
букв «я»?
ЗОЯ

4. Назовите города, состоящие из двух
мужских имен.
Борисоглебск, Петропавловск

5. Образуйте имена из следующих
сочетаний слов:
владеть миром
Владимир
владеть всем
Всеволод
свято славить
Святослав
милая людям
Людмила

6. Вспомните названия растений (цветов,
трав, деревьев), которые созвучны с
женскими и мужскими именами.
Анисья – анис (травянистое растение),
Василий, Василиса - василек, Лилия лилия, Роза, Розалия - роза, Маргарита маргаритка, Агата - агатис, Снежана –
подснежник, Азалия - азалия, Гортензия –
гортензия.

Урок кубановедения в 1-м классе на тему «Ты и твоё имя»

Цели и задачи:

  • дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных;
  • формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;
  • развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;
  • воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе урока.

1.Познавательные:

Формировать умение выделять и формулировать цель занятия; формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

2. Коммуникативные:

Развивать умение с точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими нормами русского языка; формировать умение устанавливать контакт и организовывать взаимодействие в решении общей задачи в паре;

3. Регулятивные:

Развивать умение контролировать свое поведение, действуя по правилам в ходе игровой ситуации;

4. Личностные:

Формирование чувства гордости за свою Малую Родину; развитие познавательных интересов, желания расширять знания об истории и культуре родного края.

Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  1. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

Слайд 1

– У нас сегодня с вами, ребята необычный урок – урок-исследование. Исследование, которое провёл каждый из вас по-отдельности по изучении имён и группа ребят старшеклассников по изучению имён ребят нашей школы.

– Как вы думаете, может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.

Слайд 2

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значения?
Конечно, нет. И в именах есть тайны,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими
Осознаем в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

– Славянские имена самые старые из тех, что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав – святая слава, Владимир – владеющий миром, Людмила – людям милая.

Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами – назвали его Чернышем. Белокурую девочку – Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).

Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.

После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.

II. Толкование имен.

Слайд 3

– А знаете ли вы, почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?

Слайды 4-28

  • Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
  • Выступление группы детей собиравших информацию о значении мужских и женских имен.

III. Пословицы.

Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».

– Какие пословицы и поговорки с именами знаете? (дети вспоминают пословицы и поговорки)

  • Каждая Аленка хвалит свою буренку.
  • Наш Андрей никому не злодей.
  • На всякого Егорку есть поговорка.
  • Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.

IV. Стихи.

– Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.

Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.(по ходу стихов идёт слайд)

АНАСТАСИЯ – воскресшая, возрожденная к жизни - древнегреческое; женская форма мужского имени Анастас.

Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.

СЕРГЕЙ – родовое римское имя.

Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
Наш мальчик замечательный,
Очень примечательный –
Здоровый он и сильный,
И очень он спортивный!

V. Исследование.

Слайд 29

– Инициативная группа ребят нашего класса провела исследование. Вот его результаты (выступают дети ):

В нашей школе всего 1008 детей, имен женских – 58, мужских 64.

Слайд 30

Самые редкие, т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:

Женские имена:

Слайд 31

Мужские имена:

Слайд 32

Самые популярные имена:

Женские

Мужские

Имя

Количество детей

Имя

Количество детей

Александра

Денис

Ирина

Максим

Мария

Алексей

Екатерина

Иван

Юлия

Дмитрий

Елена

Сергей

Дарья

Александр

VI. Знаете ли вы, что…

Слайд 33

Слово учителя

На Руси всех детей до крещения называли Богданами.

Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.

Кристины дочери Артура Пеппера, владельца одной из ливерпульских прачечных, продолжались ровно полдня, т.к. только инициалы девочки составили почти весь латинский алфавит. Ее назвали: Анна Берта Цицилия Диана Эмилия Фанни Гертруда Ипатия Инесса Жанна Катерина Луиза Мод Нора Офелия Пруденс Ребекка Сара Тереза Уиллис Венера Уинфрид Зена Пеппер. Для краткости девочку обычно зовут алфавит Пеппер.

В одной из школ Гонолулу училась дочь владельца местного ресторана, имя которой не помещалось в классном журнале. Оно состояло из 102 букв и звучало по- гавайски примерно так: Напуамахалаонаонаанекавехивехионакуахивеаненававакехоонка к ехаалекесаонанайнананиакекеоао гавайиикаванао, что значит: Многочисленные прекрасные цветы гор и долин начинают наполнять Гавайи в длину и в ширину своим благоуханием.

Слайд 34

В некоторых районах Индии существует обычай особый, разрешения спора между родителями об имени новорождённого. Если отец предлагает одно имя, а мать- другое, то они зажигают две лампы. Чья лампа будет гореть дольше, тот и даст ребёнку имя.

У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.

Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы – это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисунок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто «Второй».

VII. Итог работы. Рефлексия.

Слайд 35


- Какие имена запомнились?

Покажите карточками (красной, жёлтой, зелёной): какую оценку вы себе поставили за работу на уроке.

Использованная литература:

  • Кубановедение: Учебник для 3-4 классов/МирукМ.В., Ерёменко Е.Н. и др. – Краснодар, 2008.
  • Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям.3 класс – Краснодар, 2006.
  • Сайт Интернета: Тайна имени – значение имени человека. names.neolove.ru

Людмила Таранова
Конспект занятия в подготовительной группе «Ты и твоё имя»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области

: «Ты и твоё имя » .

Воспитатель :

Таранова Л. В.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему : «Ты и твоё имя » .

Цель : открыть детям новый мир - мир рождения человеческих имён и фамилий; дети должны чётко понимать – откуда к нам приходят имена; на занимательном материале знакомых и незнакомых книг раскрыть значение имён, объяснить, что такое родословная; раздать детям бумажные деревца, на которых они дома запишут своё древо : корни - прабабушки, бабушки, дедушки, ствол – мамы, папы, ветки – детки.

Оборудование : генеологическое дерево на ватмане, фото родственников, рисунки про семью.

Ход занятия:

Ребята, наше занятие называется открытием. А что мы будем открывать, догадайтесь сами!

Что носит каждый человек

Весь долгий и недолгий век?

Он с ношей этой дорогой

Нигде не расстаётся,

А при рождении внучат

Им ноша достаётся.

Дети, как вы думаете, о какой ноше идёт речь?

Правильно, о фамилии.

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Именно фамилиям посвящается басня С. В. Михалкова.

Она так и называется «Смешная фамилия» .

Каких фамилий только нет :

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед,

Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых : Лисичкин,

Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин,

Телкин, Мокрицын, Волков,

Мотыльков, Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов - Умишко комариный.

Бывает, Коршунов иной Синичкина боится,

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков - лисицей!

А Раков, если не дурак, Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

Плевков фамилию сменил,

Жемчужиным назвался,

Но в основном - ослом он был,

Ослом он и остался!

А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

И вывод, стало быть, таков :

Все дело не в фамилии, а в человеке!

Тема нашего занятия «Ты и твоё имя » . Мы должны узнать, что такое имя для чего оно нам нужно.

Игра «Расшифруй слово»

У вас на столах лежат карточки с заколдованными словами. Используя специальные символы расшифруйте эти слова и напишите это слово. (Дети пишут свои имена) .

Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Ваши имена звучат по- разному. Например : Оля – Ольга.

Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя (воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).

Физкультминутка.

Поднимаем вверх колени,

Мы шагаем, как олени. (ходьба с высоким подниманием бедра, руки скрещены над головой, пальцы расставлены).

Спросить 2 -3х детей.

Теперь поговорим о именах.

Как вы считаете, ребята, какое мужское на Руси было самым любимым? (Иван)

Иван – древнее имя.

Александр – защитник людей.

Дмитрий – принадлежащей Богине Земли.

Сергей – высокий.

Екатерина – чистая.

Андрей – мужественный.

Ирина – мир.

Галина – спокойная, тихая.

Вот какие красивые у вас имена. Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое. Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Алеша, как зовут твоего папу? (Гена) . Значит, твое отчество Геннадьевич – Алексей Геннадьевич. Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество по очереди. (Дети называют свое имя и отчество) .

Что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу : (открывается табличка на доске)

Не имя красит человека, а человек имя.

Как вы понимаете эту пословицу?

Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чьё - то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Итог :

Какая тема нашего занятия , Коля?

Что такое родословная, Яна?

Что означает твоё имя ?

Спасибо, до свидания.

Тема: Ты и твое имя.

Задачи: 1. Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

2.Вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе по истории происхождения имен.

Ход занятия.

    Организованное начало урока.

    Психологический настрой.

    Сообщение темы занятия.

Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя.

Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.

Не знаю, не знаю – пробормотал Комар.

Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени. Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: « Иди к доске …» - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!

Ничего из этого не выйдет,- сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.

*Нужны ли людям имена? Зачем?

Попробуйте хоть один день не употреблять в своей речи имен друзей и знакомых. Вы увидите. Что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо вам придется настолько сложно многословно описывать людей, что вы откажетесь от этой затеи.

Сообщение темы .

II Возникновение имен.

    Древнерусские имена.

Волк Тихомир Вера

Зубр Добрыня Надежда

Белка Светлана Любовь

Некрас Владимир

Нехорошко Людмила

Крив Владислав

Первуша Любомир

*Прочитайте имена в первом столбике. Это одни из древних имен. Как вы думаете, почему родители так странно называют своих детей?

* Как вы думаете, откуда могло появиться имя Первуша, Третьяк?

Можно ли догадаться, почему возникли мена, приведенные во 2 столбике?

    Заимствованные имена.

В русский язык пришло много имен из языков других народов. В таком случае определить их значение, не зная иностранного языка, невозможно. Такие известные имена, как Игорь, Олег, Ольга, носили русские князья, пришли с севера. Это приспособленные к русскому произношению имена Ингвар, Хельг, Хельга.

Игорь Ингвар

Ольга Хельга

Олег Хельг

Много имен пришло к нам из еврейского, греческого, латинского языков. Эти имена тоже имеют свое значение.

Александр - (греч) – защитник людей

Антон - (греч) – противник

Андрей - (греч) – мужественный

Сергей - (греч) – высокий, крепкий

Ирина - (греч) – мир и спокойствие

Мария - (древнегреч) любимая

Акмарал - белый олененок

Айгуль - лунный цветок

Асель - мед

Арман - мечта

Алима - ученая

* А знаете ли вы, что означают ваши имена?

В языкознании существует специальный раздел, который занимается изучением личных имен – ономастика.

III Правописание имен.

Поскольку имя человека призвано выделить его из числа других людей, подчеркнуть его индивидуальность, в письменной речи имена собственные выделяются с большой буквы.

Языковые игры

* Отгадать ребусы


Какие слова в стихотворении произносятся одинаково, а пишутся по-разному? Почему?

На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Саши, а у Сани

С горки сани едут сами.

* Составить предложения с парами слов: Роза-роза, Роман-роман, Сережка-сережка.

* Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.

В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали (Дюймовочка)

Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня…. Снегурочка»

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых? Айболит

* Прослушайте стихотворение Чуковского и скажите сколько в нам упомянуто девочек?

Наталья, Наточка,

Наташенька, Наталенька,

Натуленька, Натусенька.

Екатерина, Катенька,

Катюша, Катерина,

Касенька.

Любовь, Любонька,

Любаня, Любаша,

Любушка, Любочка,

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечкаю

Побежали в лавочку

И купили пряничка.

*Сколько имен упомянуто?

IV Итог занятия

*Что нового вы узнали сегодня на занятии?

* Что же такое имя?

Имя - отличительное название, обозначение человека, которое дается ему при рождении.

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе:

в минуту рождения каждый –

и низкий, и знатный –

имя свое от родителей

в сладостный дар получает.

Когда-то вы все станете родителями и вам придется выбрать имя для своего ребенка. Отнеситесь к этому обдуманно, чтобы не получилось как у С. Маршака

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращенно Дита

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея

Звали мама и сетра

Девочку Идейкой

А ребята со двора стали

Звать Индейкой

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Все придется вековать

Неразлучно детям.

(Пожелание детям)

У вас у всех красивые, звучные имена. Я хочу, чтобы с такими именами ваша судьба была счастлива.