Красота любимой левитаном русской природы. Классный час «Левитан певец русской природы

Исаак Ильич Левитан был одним из крупнейших российских художников конца XIX века, непревзойдённым мастером русского "пейзажа настроения". Недаром его называли "певцом русской природы". Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов и рисунков. К концу жизни к нему пришла европейская известность.

Неполученная медаль

Родился он 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском местечке Кибарты Ковенской губернии, ныне Кибартай (Литва), в интеллигентной, образованной, но бедной еврейской семье железнодорожного служащего.

Его отец, занимаясь самообразованием, овладел французским и немецким языками. Затем, в Ковно, он преподавал эти языки, работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания. Дед же Левитана при всей бедности семьи был уважаемым раввином селения Кибарты. В доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей.

Маленький Исаак не любил суеты, не любил посада с его частыми и громкими скандалами. Он часто бродил по окраинам городка, любовался закатами и ждал появления первой звезды. Мальчик был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с луной, далью полей, пением птиц и шумом ветра. Дома сидеть не любил, и в семье его считали ребёнком со странностями.

В начале семидесятых годов XIX столетия Исаак вместе с семьёй переехал в Москву. В выборе жизненного пути для него решающую роль сыграл его старший брат - художник, который часто брал мальчика с собой на этюды и художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где учился у Василия Дмитриевича Поленова и Алексея Кондратьевича Саврасова.

Отец и мать Исаака недолго прожили в Москве, оба умерли, оставив Левитана с братом и двумя сёстрами "на улице". В Училище живописи, ваяния и зодчества Саврасов пророчил Левитану славу француза Коро, а товарищи Исаака - братья Коровины и Николай Чехов - часто затевали над его картинами споры о прелести подлинно русского пейзажа.

Но, несмотря на всё это жить в Москве юному художнику было трудно и одиноко. Ночевал он в холодных классах художественного училища на Мясницкой, прячась от сторожа по прозвищу "Нечистая сила".

Случалось, он не обедал по три дня подряд. Сестра, живя по чужим людям, изредка подкармливала его. Неоднократно помощь ему оказывали и однокурсники, признававшие его необычайную одарённость.

В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку - вышел царский указ, запрещавший евреям жить в русской столице. В ту пору художнику было 18 лет. Той же осенью Левитан пишет картину "Осенний день. Сокольники".

Это была его первая профессиональная картина и единственный его пейзаж, где присутствует человек, да и то женскую фигуру написал Николай Чехов. Больше на полотнах Левитана люди почти и не появлялись.

Надо сказать, что Левитан, также как Пушкин и Тютчев, был буквально влюблён в осень. Он всегда ждал её как самого дорогого времени года. Даже весна на его полотнах своим настроением часто напоминала осенний день. В общей сложности Левитан создал около ста "осенних" картин, не считая этюдов. "Осенний день. Сокольники" экспонировалась на одной из московских выставок и была куплена известным коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым для его галереи за 100 рублей - немалые по тому времени деньги. Начинающему художнику в ту пору было всего 19 лет.

Годы учёбы в Училище живописи, ваяния и зодчества подходили к концу. В 1885 году Левитан написал дипломную работу: облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Картина удостоилась самой высокой оценки Саврасова, который написал мелом на изнанке: "Большая серебряная медаль". Однако коллеги сочли её недостойной медали, более того, Левитан даже не получил звания художника.

Ему дали диплом учителя рисования, что, впрочем, не помешало ему внести существенный вклад не только в российскую, но и в мировую художественную культуру.

Дружба с Чеховыми

Как отмечают знатоки, Левитан в своём творчестве совершенно преодолел условности классицистко-романтического пейзажа, отчасти ещё сохранившиеся у его современников - художников-"передвижников". Левитановский "пейзаж настроения" при всей его натурной достоверности обрёл беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая в пейзаже не что иное, как жизнь человеческой души, которая словно вглядывается в природу, а в той природе заключены неизъяснимые тайны бытия.

И эти тайны отчётливо видны в левитановских картинах, но словами они невыразимы. Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист. На его картинах всё кажется погружённым в нечто спокойное, синеющее и блестящее. Левитан называл это "нечто" воздухом. Созерцая его картины, мы дышим им, чувствуем его запах, холод, теплоту. Левитан же ощущал его как безграничную среду прозрачного вещества, которое и придавало такую пленительную мягкость его полотнам.

Среди друзей Левитана был Антон Павлович Чехов. Чехов и Левитан были ровесниками, во многом были схожи и их судьбы. Оба приехали в Москву из провинции. Сдружившись с художником Николаем Чеховым, братом писателя, Левитан затем подружился и с Антоном Павловичем, умевшим лечить донимавшие его неврозы, и со всей чеховской семьёй, прожив три лета рядом с ней в бывшем курятнике. С Чеховым у него установились довольно своеобразные отношения, так как они любили поддразнивать друг друга, но те немногие высказывания и письма, которые дошли до нас, говорят о том, что Левитан открывал свою душу только Чехову.

В те годы Чеховы каждое лето проводили в селе Бабкине около Нового Иерусалима. Семья их была шумной и наделённой разнообразными талантами. Шуткам и насмешкам не было конца. С раннего утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот, который не затихал до самого вечера.

Больше всего шутили над Левитаном. Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. Антон Чехов, загримированный прокурором, произнёс обвинительную речь, Николай Чехов изображал придурковатого свидетеля, Александр Чехов - защитник - пропел высокопарную актёрскую речь.

Антон Павлович придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко. "Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. Даже картины самого Левитана в этом плане отличались, - одни были более левитанистыми, чем другие. Черты личности художника были выписаны в чеховском рассказе "Попрыгунья", где отражён роман Левитана с художницей Кувшинниковой. Левитан очень сильно обиделся на этот рассказ. Ведь Кувшинникова - наивная и непосредственная - трогательно любила Левитана. Дружба с Чеховым была прекращена, а примирение шло долго и мучительно. До конца жизни Левитан так и не смог до конца простить Чехову этого рассказа.

Левитан не был женат, у него не было детей. Слишком часто он бывал чрезвычайно безрадостен. Во время хандры он бежал от людей. Они все начинали казаться ему врагами.

Левитан становился груб, дерзок, нетерпим. Он с озлоблением соскабливал краски со своих картин, прятался, уходил с собакой Вестой на охоту, но не охотился, а без цели бродил по лесам.

В такие дни одна лишь природа заменяла ему родного человека. Дважды во время таких приступов депрессии Левитан стрелялся, но остался жив. Оба раза его спасал Чехов. Но хандра проходила, и Левитан возвращался к людям, снова писал, любил, верил, запутывался в сложности человеческих отношений, пока не настигал его новый удар депрессии.

Жизнь Левитана была относительно небогата событиями; путешествовать за границей он не любил, хоть и побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии. Однако граниты Финляндии, её чёрная речная вода и мрачное море нагоняли на Левитана тоску. В Швейцарии его поразили Альпы, но вид этих гор для художника ничем не отличался от видов крикливо размалёванных картонных макетов. В Италии ему понравилась только Венеция, где воздух полон серебристых оттенков, рождённых тусклыми лагунами. В Париже Левитан увидел картины Монэ, но не запомнил их. Только перед смертью он оценил живопись импрессионистов и понял, что он сам отчасти был их русским предшественником.

Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего Волочка, на берегах озера Удомли. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но остался жив. Тяжёлая сердечная болезнь художника из года в год всё прогрессировала, но ни он, ни близкие ему люди не знали об этом, пока она не дала первой бурной вспышки. Левитан не хотел лечиться, боялся идти к врачам, чтобы не услышать смертный приговор.

Незадолго до смерти он тосковал ещё больше, чем в молодые годы. Он знал, что ни врачи, ни спокойная жизнь, ни исступлённо любимая им природа уже не могли отдалить приближающийся конец. Однако лет за пять до смерти у Левитана произошёл всплеск радостного мироощущения. В дневнике Антона Павловича Чехова есть запись, помеченная декабрём 1896 года: "У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни". В эти годы, нося на груди лечебную глину, Левитан написал свои самые жизнеутверждающие вещи: "Март", "Весна, большая вода", "Золотая осень".

В 1898 году Исаак Ильич был избран академиком живописи, его пригласили руководить пейзажным классом в училище, в котором он и сам когда-то учился. Художник никогда не забывал свою бедную юность, не забывал, как доброта товарищей помогала ему выжить и выучиться. Если профессор Левитан видел, что кто-то из его учеников пишет дешёвыми малярными красками, тихонько давал деньги на покупку художественных масляных. Если замечал бледный, истощённый вид того или иного студента - находил возможность подкормить, помочь юноше так, чтоб об этом не судачили.

Болезнь всё прогрессировала. Художник падал в обмороки в мастерской, на выставках, просто на улице. Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. Там в то время жил и Чехов. Старые друзья встретились постаревшими и отчуждёнными, но всё-таки обменялись памятными подарками.

Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всем говорил о своей близкой смерти. Он её откровенно боялся и не скрывал этого. Сердце болело уже почти непрерывно. Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительном переулке. 22 июля (4 августа) 1900 года Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 неоконченных этюдов.

Незадолго до кончины Исаак Ильич попросил своего брата сжечь письма, которые он получил от разных лиц: любимых женщин, друзей, приятелей-художников, меценатов, поклонников, родных. На глазах умирающего огонь пожрал все эти эпистолярные сокровища.

Левитан хотел, чтобы его запомнили прежде всего как художника. Зачем миру знать о его мучениях, слезах, тоске, неудавшихся романах? О том, что почти никогда у него не было своего угла - только и делал, что гостил, снимал квартиры, путешествовал? Зачем потомкам знать, что и он, Левитан, мог быть гневлив, нетерпелив, а порою и робок? Пусть все эти мелочи исчезнут. Пусть останется главное: Россия, Волга, Плёс, вода, небо, деревья, цветы на его полотнах.

Виктор БУМАГИН

НА ГЛАВНУЮ




Не то, что мните вы, природа: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть любовь, В ней есть язык... В ней есть язык... Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев


Исаак Ильич Левитан


Родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна" родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна".


Апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову.


Первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном.


Создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") дарит Павлу Третьякову картину "Владимирка". Вторая поездка за границу создает ряд шедевров яркого, праздничного характера - "Март", "Свежий ветер. Волга", "Золотая осень" в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Левитана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках "мотива для новой песни" тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца). Создает картину "Весна. Большая вода". Третья поездка за границу августа собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. 1 сентября - начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П.Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана умирает 22 июля 1900 года в Москве...


"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности." (Юон К.Ф.)






Классный час

«Левитан - певец русской природы».

Цели:

1. Познакомить учащихся с творчеством И.И.Левитана.

2. Способствовать воспитанию любви к русской природе и
русской живописи.

3. Развивать чувство прекрасного.

В те годы дальние, глухие Всердцах царили сон и мгла, Победоносцев над Россией Простер совиные крыла. И не было ни дня ни ночи, А только тень огромных крыл...

«Боялись громко говорить, посылать письма, читать книги, боялись помогать бедным, учить грамоте»,-так рисовал впоследствии А.П.Чехов в своем «Человеке в футляре» жизнь в победоносцевской России.

Не один талант задохнулся в этом безвременье, не одна жизнь оборвалась трагически. У судьбы бывают баловни, любимцы. Художник Исаак Левитан, выросший в бедной еврейской семье, рано лишившийся отца и матери, был ее пасынком. Она подарила Левитану столько горя и страданий, что их с лихвой хватило бы на несколько человек. В конце концов Левитан победил в единоборстве с нищетой, сумев отстоять свой талант.

Как-то в сумерках Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Незнакомка медленно шла к станции. Левитан не видел ее лица: оно было закрыто зонтиком. В неверном свете, когда она подняла зонтик, оно казалось ему красивым и знакомым. Левитан вернулся в каморку, лег. Чадила свеча, гудел дождь, на станции рыдали пьяные. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце м не покидала Левитана до последних дней его жизни.

Этой же осенью Левитан написал «Осенний день. Сокольники.» Эта поэтическая картина задумчивой и грустной осени - первое произведение художника, его серая и золотая осень, печальная, как русское небо, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

Стоишь перед картиной, смотришь. И постепенно возникает сложное чувство, пропитывающее картину нужной человеку грустью, вызывающее в нем тоску по природе.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день. Сокольники»,- единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие.


  • Крокодил! - зовет Левитан Антона Чехова.

  • Ау! .

  • В лес пора! - кричит Левитан. Он принес ему ружье. Собака Левитана Веста повизгивает от удовольствия. Вскоре они отправляются на охоту.
Так начинался день в Бабкине, даче русского писателя Антона Павловича Чехова. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились кто во что горазд, экспромтом сочиняли и разыгрывали шутливые пьески, писали веселые стихи.:

А вот и флигель Левитана, Позвав к себе собаку Весту,

Художник милый здесь живет, Дает ей крынку молока.

Встает он очень - очень рано И тут же, не вставая с места,

И тотчас чай китайский пьет. Этюд он трогает слегка.

Шутливый тон, который поддерживал Чехов, надолго сохранился в их отношениях. Вечерами уходили в парк и куролесили до глубокой ночи. Антон Павлович в чалме и халате из двух простыней, с измазанным сажей лицом стрелял холостым зарядом в наряженного бедуином Левитана. Потом с песнями и шутками хоронили «убитого». На флигеле, где жил Левитан, повесили надпись «Ссудная касса купца Левитана», не раз устраивали шуточный суд над «ростовщиком».

Смеялись до упаду, разыгрывали друг друга. Но нередко и пересаливали. Бывало, Левитан обидится и уйдет. Пропадет куда - то, дня два - три его не видно. После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Он страдает, чувствуя какую - то отчужденность.

Одинокий, не знавший теплой человеческой дружбы, Левитан всей душой «прилепился» к семье Чехова. Он любит Антона Павловича, мечтает жениться на его сестре Марии Павловне, крепко привязан к своему однокашнику Николаю Чехову.

Здесь, в Бабкине, словно оттаивает душа Левитана, будто куда - то не то ушла, не то притаилась левитановская грусть. Левитану работается легко, радостно. Он пишет картину «Вечер на пашне», создает свежие, солнечные полотна: «Мостик», «Первая зелень. Май», «К вечеру. Река Истра».

Исаак Левитан очень любил великую русскую реку Волгу. Сюда он приезжал рисовать свои удивительные пейзажи. Три года, проведенные на Волге, были заполнены мучительными и радостными поисками, чтобы потом историки живописи могли сказать знаменитую фразу: «Левитан открыл плес, а плес открыл Левитана.» Да, здесь Левитан нашел себя: на его полотнах появилось то неповторимое, что дало Чехову право назвать Левитана «королем среди всех современных пейзажистов». И этот коронованный им пейзажист, действительно, сотворил чудо! Душа, движения сердца отныне во всех его пейзажах.

Левитан был художником печального пейзажа. Пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви...

Великий певец русской природы, художник любил повторять стихи русского поэта Нвгения Баратынского:

С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье... «Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет,- говорил Левитан.- Какое это великое счастье!»

Да, Левитан любил Волгу! Не раз приезжал он на волжские берега. Да вот беда - как он сюда не приедет, стоит ненастная погода. Хмурое небо, хмурая река, сердитый ветер нагоняет мелкие злые волны. Казалось бы, как трудно работать в такое ненастье! Но именно в эту пору и написал Левитан свои известные полотна, посвященные Волге: «После дождя», «Плес», «Вечер на Волге» и много других.

Но в одну их поездок выдался солнечный день. И Левитан увидел Волгу совсем другой. Он создал картину, которую назвал «Свежий ветер».

Легко становится на душе, когда смотришь на этот пейзаж. Краски -радостные, чистые. Голубое небо, синяя вода, расписные баржи, нарядный белый пароход.

Все здесь в движении. Перегоняя друг друга, плывут по реке тяжелые баржи. Навстречу им торопится юркий пароходик, оставляя за собой длинную струю дыма. Стая чаек то поднимается, то проносится над самой водой. Свежий ветер рябит воду, надувает парус, гонит по небу пушистые, взбитые, как пена, облака. Мы ощущаем движение и Деловую жизнь судоходной реки.

Картины Левитана требуют медленного рассмотрения. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дальше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков.

Картина «После дождя» была написана за четыре часа. Тучи и оловянный цвет волжской воды создали мягкое освещение. Оно могло исчезнуть каждую минуту. Левитан торопился.

В картине заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. Блестят лужи. Облака уходят за Волгу, как низкий дым. Пар из пароходных труб ложится на воду. Баржи у берега почернели от сырости.

В такие летние сумерки хорошо войти в сухие сени, в низкие комнаты с только что вымытыми полами, где уже горят лампы и за открытыми окнами шумит от падающих капель и пахнет заброшенный сад. Хорошо слушать игру на старом рояле. Его ослабевшие струны звенят, как гитара. Темный фикус стоит в кадке рядом с роялем. Гимназистка сидит в кресле, поджав ноги, и читает Тургенева. Старый кот бродит по комнатам, и ухо у него нервно вздрагивает, - он слушает, не застучат ли в кухне ножи.

С улицы пахнет рогожами. Завтра - ярмарка, и на Соборную площадь съезжаются телеги. Пароход уходит вниз по реке, догоняет дождевую тучу, закрывавшую полнеба. Гимназистка глядит вслед пароходу, и глаза ее делаются туманными, большими. Пароход идет к низовым городам, где театры, книги, заманчивые встречи.

А вокруг городка день и ночь мокнут растрепанные ржаные поля.

В картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с еще большей силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где темные березы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берез почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо.

Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей. Косые холстины дождя закрывают просторы. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

На безлюдной дороге двое. Молодая красивая женщина в широкополой шляпе. Смуглое лицо контрастирует с белизной шляпы. Большие карие глаза. Темные вьющиеся волосы. В руках голубой зонтик. Софья Петровна Кувшинникова с Левитаном возвращаются домой. Она вместе с ним приехала на Волгу писать этюды.. День клонился к вечеру.


  • Мы не туда попали... Странно!..

  • Да ведь это Владимирка, что ли? Смотрите - верстовой столб!..
Навстречу шла старушка. Повязана черным платком до самых глаз.

  • Куда ведет дорога, бабушка?

  • Какая? Владимирская?

  • Спасибо, бабушка. Все ясно.
Старушка ушла. Левитан со спутницей стоят на развилке дороги, молчат,
глядят вперед.
Вслед за старушкой в черном платке уныло потянулась дорога. Фигура старушки становилась все меньше, вскоре черная точка совсем слилась с серовато - бурой дорогой и пропала где - то у самого горизонта. Днем и ночью, в жару и мороз, снежную пургу и дождь тянутся арестантские этапы по Владимирскому тракту... Окрики конвойных... Звон кандалов... Мерно, шаг за шагом идут люди из тюрьмы в тюрьму, на каторгу, на смерть...

Здесь все дышит горем, великой человеческой трагедией - трава, воздух, даже птицы, летающие над Владимиркой. Левитан нашел в себе силы, чтобы показать людям Владимирку. Он мог перевоплотиться в арестанта, которого невесть за что гонят по Владимирке, мог почувствовать тяжесть кандалов, услышать их звон, увидеть небо над дорогой.. ./Где то,у самого края земли, видна яркая полоска неба, там, видно, выглянуло из-за туч солнце.Что это, надежда? Нет. Пока дойдешь - свет пропадет, там такая же дорога, изматывающая последние силы, и небо такое же серое, как арестантский халат.

Левитан показывает, казалось бы, обыкновенную дорогу, проложенную по степи, под хмурым небом. Тихо. Ни живой души... Но человек стоит перед картиной и чувствует, именно чувствует сердцем своим, всем существом великую трагедию века...
В нескольких верстах от Затишья было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Левитан пришел как-то туда и заметил там старую плотину через реку. Его заинтересовал этот мотив. Баронесса рассказала ему трагическую легенду, передававшуюся об этой тихой заводи из уст в уста. г Он услышал рассказ о трагедии, происшедшей у заброшенной мельницы и

послужившей Пушкину для создания «Русалки». У мельника была красивая дочь Наташа, а у деда баронессы - очень красивый юноша. Молодые люди полюбили друг друга, но когда Наташа ждала ребенка, кто-то донес об их тайной любви барину- деспоту. И тот приказал юношу засечь до полусмерти, а потом отправить на всю жизнь в солдаты. Наташа с горя утопилась в омуте. Левитан слушал этот рассказ, и заброшенная плотина облекалась для него мрачной поэтичностью. Так была задумана картина «У омута» . Глухой уголок леса у заброшенной плотины, который обычно стараются обойти стороной. Левитан прекрасно передал ту атмосферу таинственной и настороженной тишины, которой было окутано в представлении народа «гиблое место». Вечереет. И без того мрачный и дикий лес погружается в тени. Словно завороженные недвижимо стоят глубокие маслянистые воды, одинаково зловещие и в стоячем зеркале справа и в тревожной ряби слева. Золотистые отсветы заходящего солнца подчеркивают их бездонную черную глубину.

Бревенчатые мостики, доски, проложенные на берегу запруды, увлекают взгляд зрителя в жутковатую чащу леса, кажется, кто-то только что прошел по этим доскам и скрылся за кустами. Художник так хорошо сумел передать характер изображенной природы, что при взгляде на картину начинаешь испытывать смутное предчувствие какой-то беды, тревожную напряженность, жуткую таинственность, враждебную человеку, таящую гибель.

Чем ближе к зрелости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.
Картина «Золотая осень». «В багрец и золото» оделся лес. Оранжевым пожаром полыхает листва берез, она первая дает сигнал: осень! Все празднично, нарядно. Воздух до того прозрачен.что видны дальние дали: за зеленой пашней - деревенька у самого горизонта. Краски свежи, ярки, радостны. А небо... Небо синее - синее. И легкие прозрачные облачка медленно проплывают. Речка - тихая, «словно вылита из стекла». Ни ветерка, ни движения в листве деревьев. Все замерло, притаилось... Почему? Не перед дождями ли, холодными туманами, порой увядания, тоскливой, не золотой, а тусклой серой осенью? Почему об этом вспоминается в «Золотой осени»? В левом углу картины видны на земле оравшие листья и березка уже наполовину оголена.

Левитан пишет «Цветущие яблони», «Папоротники в бору», «Летний вечер». Здесь светло, радостно, нарядно. Он без устали работает. Живет то в Москве, то на Волге, ездит за границу, возвращается и снова с кистью в руке где - нибудь на берегу безымянной речонки, или у околицы неказистой деревушки пишет, пишет...

Но сердца не хватило... Левитан знает, что болен, но не подает вида, чтобы не огорчать близких, друзей. Подавляя свои страдания, скрывая болезнь, беспокоится о Чехове, шлет ему письмо за письмом в Крым. О себе Левитан знает, что обречен, что его болезнь сердца неизлечима, но не выпускает из руки кисти. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. Он упорно борется с недугом, не сдается.

Я много выстрадал, многое постиг, многому научился...- говорит он, надеясь по - новому взяться за работу. Но 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только сорок лет.


Исаак Ильич Левитан не стал певцом уныния, безнадежности и скорби. Восьмидесятые годы, годы безвременья, уходили в прошлое.

В 90-е годы в творчестве Левитана отразилась душа эпохи, внешне будничной, задумчивой и печальной, но таившей созревшие силы, новые грозы и бури.

Как-то, выступая на товарищеском обеде передвижников по случаю открытия выставки, Левитан сказал: «Надо жить, и жить красиво». «Надо побороть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом, ее радостью, как блеском солнечного дня».

Левитан, как бы пробужденный, обратился к тому радостному, чем благодетельствует человека природа, и стал писать торжественные гимны земле, а не только смотреть на нее, как на будущую могилу. Он спешил создавать полотна, которые бы остались после него и могли соперничать с величественным бессмертием самой природы.

Он был слишком честен, чтобы не видеть народных страданий. Он стал певцом громадной нищей страны, певцом ее природы. Он смотрел на эту природу глазами измученного народа - в этом его художественная сила и в этом отчасти лежит разгадка его обаяния.

Оборудование классного часа:


  1. Портрет И.И.Левитана.

  2. Репродукции картин И.Левитана.

  3. Кассета с записью музыки П.И.Чайковского, С.Рахманинова, Э.Грига.

Исаак Левитан - величайший русский пейзажист 19 века, который на протяжении всей своей жизни страдал от своей национальности. Тем не менее, он не обижался на антисемитов и воспевал красоты русской природы, которые считал родными. Оставив далеко позади всех своих именитых учителей, он не смог побороть свою натуру, склонную к меланхолии и тоске. Многолетняя дружба, связывавшая его с семейством Чеховых, была отражена впоследствии в произведениях Антона Павловича. Возможно, читатель и не задумывался, что на страницах его произведений отражена судьба великого художника, который стал певцом русского пейзажа.

Левитан родился в семье бедного еврея, в деревне Кибарты, которая находится сейчас на территории Литвы. Отец всю жизнь работал на железной дороге, дед был уважаемым раввином в местной иудейской общине. Но все равно семья нуждалась в деньгах. Поэтому в 1870 году маленький Исаак вместе со своей большой семьей переехал в Москву.
Старший брат его уже тогда занимался живописью и часто брал младшего с собой на лекции известных художников, вместе они посещали выставки. Мальчик мог часами наблюдать за тем, как работает его брат. В 13 лет он и сам смог проявить свой талант, и сразу же был зачислен в Училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали в то время великие Саврасов и Поленов.
К сожалению, родители рано ушли из жизни, и Исаак остался круглым сиротой, посреди негостеприимных московских улиц. Две сестры жили у знакомых. Брат скитался по друзьям, а юный гений коротал холодные ночи в классах родного училища, скрываясь от местного сторожа по кличке "Нечистая сила". Иногда родственники подкармливали его. Огромную поддержку в то время оказали ему товарищи - братья Коровины и Николай Чехов, брат Антона Павловича.
В 1979 году, после покушения на Александра II, был издан указ, который запрещал всем евреям жить в русских столицах. Начались облавы, полиция зверствовала и не щадила никого. Левитану было всего 18 лет, он был беден и зол на общество. У него не было любимой, и вся его жизнь казалась тогда одним черным пятном. Он погрузился в пучину черной меланхолии, которая нагнеталась недовольством собственными холстами. В такие моменты он бежал от людей.
Даже спустя годы его накрывали долгие периоды хандры. В такие моменты он уезжал куда-нибудь в деревню, брал с собой ружье и удалялся в лес. После общения с милой его сердцу природой, он возвращался назад, для того, чтобы творить новые картины. Его совсем не вдохновляли заморские красоты, хотя за границу он все же съездил. Побывал в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии.
Финляндия моментально вернула его в состояние меланхолии. Ему совершенно не нравился вид черных вод Финского залива и суровые, заснеженные леса. Для него природы там не было. Швейцарские Альпы его впечатлили. Однако он считал их картонными и слишком постановочными, чтобы они заслуживали внимания. В Венеции он впервые оцени прелесть заграницы. Там ему понравился воздух, плеск воды и романтическое очарование каналов на закате.
В Париже его познакомили с творчеством Моне. Но Левитан довольно рассеяно и пренебрежительно отнесся к холстам импрессионистов, хотя накануне своей смерти все же вынужден был признать, что сам в определенной степени был их сторонником.
Вернувшись на родину, он вновь отправился в лес, для того, что бы насладиться тем, что было дорого его сердцу - русской природой. Вскоре Чеховы пригласили его к себе в имение. Максим Павлович вспоминал потом в своих письмах: «В верстах трех от нас, по ту сторону реки, на большой Клинской дороге, находилась деревня Максимовка. В ней жил горшечник Василий, горький пьяница, пропивавший буквально все, что имел, и не было времени, когда жена его, Пелагея, не ходила брюхатой. Художник Левитан, приехавший на этюды, поселился у этого горшечника».

Там Левитан написал свои лучшие работы. В Максимовке он был признан чудаком. Однажды он очень обидел местных крестьян бранными словами. Но вскоре уже сожалел о содеянном. Тогда он попросил всех жителей села прийти к нему во двор. Когда люди пришли к дому Левитана, он вышел к ним и, встав на колени, начал просить прощения. Его посчитали странным, но зла на него никто не держал.
Левитан так и не женился, детей у него не было. Зато была история любви, которая закончилась плачевно, но была увековечена в рассказе Чехова "Попрыгунья". Исаак повстречал в доме Чеховых Софью Кувшинникову, с которой у Левитана были сложные отношения. В итоге художник чуть не застрелился. В последний момент его спасли друзья.
Тогда огромную поддержку оказал своему другу Михаил Чехов. Он же рассказал своему брату о том, что происходило с его другом в тот период: «Что было там, я не знаю, но по возвращении оттуда он сообщил мне, что его встретил Левитан с черной повязкой на голове, которую тут же при объяснении с дамами сорвал с себя и бросил на пол. Затем Левитан взял ружье и вышел к озеру. Возвратился он к своей даме с бедной, ни к чему убитой им чайкой, которую и бросил к ее ногам». Возможно, именно эти мотивы и были отражены в легендарной "Чайке".
В конце жизни Левитан преподавал в своем родном училище. Там он создал собственную мастерскую, которая напоминала уголок русского леса. В кадках был высажен папоротник, там же произрастали маленькие ели, пол устилал мох и дерн. На растения свет падал так, словно это была лесная поляна. В мастерской всегда было много свежих цветов. Ученикам своим Левитан говорил, что цветы надо рисовать так, что бы от них пахло цветами, а не краской.
В конце века Левитан, по наказу враче, отправляется в Ялту, где живет Чехов. Но друзья изменились, постарели и с трудом находили общий язык. К тому же Левитана мучали приступы стенокардии, которые он ничем не мог снять. В конечном счете, он вернулся в Москву. Где и скончался в своём доме в июле 1900 года. После себя он оставил боле 1000 картин и набросков, большинство из которых находятся в крупнейших отечественных музеях.

Исаака Левитана (1860-1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передать живое дыхание природы, И.Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартай и еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву. В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваянии и зодчества. Его преподавателями были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов. Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Саввинская слобода под Звенигородом». 1884; «Вечер на Волге». 1888; «Церковь в Плесе». 1888; «Тихая обитель». 1890; «Владимирка». 1892; «Ветреный день». 1892; «Над вечным покоем». 1894; «Корнит. Юг Франции». 1894; «Озеро Комо». 1894; и другие. В 1898 году Левитан начал вести класс пейзажа в том училище, где когда-то учился и сам. Работы учеников вызвали восторженный отзыв посетившего училище И.Репина. В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям. Пейзажи Левитана отличаются особым лиризмом и поэтичностью, в то же время это и философские картины. Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.

Слайд 2 из презентации «Сочинение по картине И. Левитана «Март»»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Сочинение по картине И. Левитана «Март».ppt» можно в zip-архиве размером 2274 КБ.

Скачать презентацию

«Картины Левитана» - Волжский период творчества Левитана продолжается до 1890 года. Пробуждение в творчестве. «Весна. Последний снег». Картина "Озеро" стала лебединой песней художника. «Над вечным покоем» (1894). Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Последние годы жизни. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

«Времена года природа» - Учебные предметы. Осень. Объясните почему вы так думаете? Можно ли по одежде человека узнать время года? Информационно - исследовательский. Какие времена года вы знаете? Какие осадки выпадают зимой? 4 этап лето июнь - август. В какое время года растут цветы и почему? Родители. Какие признаки весны вы знаете?

«Природа света» - Философский словарь. Плоскость поляризации поляризатор поляризованный свет неполяризованный свет. Законы отражения. Работа в группах. Богословский словарь. Дифракция. Цели урока: Прямолинейное распространение. Дуализм природы света – одно из ярких проявлений объективной диалектики природы. Когерентные волны разность хода условие максимума условие минимума.

«Природа 2 класс» - “Остановись! Минутка. Игра “Читайте быстро, целыми словами”. Михаил михайлович пришвин. Проверка домашнего задания. Анималист. И под ноги взгляни! Цели урока: К. Ушинский. Тестирование. Нагнись! Урок литературного чтения во 2-м классе. Активизация словарного запаса. «Охранять природу – значит охранять Родину!».

«Природа родного края» - Знать и изучать наш край, больше знать о своём крае. Чтобы узнавать животных, насекомых, птиц. Потому что растения очищают воздух. Не отравиться ядовитыми грибами или ягодами. Для чего детям надо изучать природу родного края? Кружок «Мой край» учащиеся 3-х классов. Знать к чему в лесу можно прикоснуться.