Латыши кто они. Латыши — простые и трудолюбивые

В Коротко о латышах и Латвии

Краткий набор беглых мыслей по итогам визита в Латвию и общения с местными. Так уж сложилось, что среди представителей прибалтийского региона наиболее тесные личные контакты сложились как раз с латышами, может именно поэтому я так хотел посетить Ригу, что и сделал совсем недавно. В хоккейном чемпионате КХЛ игры с рижским "Динамо" всегда были принципиальными для наших. Можно было влететь условным москвичам, богатым питерцам, упорным сибирякам с разницей в несколько шайб, но вот проиграть латышам в хоккей как-то совсем не комильфо. Латышские болелы активно поддерживали своих и в огромном количестве всегда приезжали в Минск.

Несмотря на принципиальное соперничество на ледовой площадке, по-братски брататься почему-то получалось именно с ними. СПбэшники, к примеру, очень надменные и немного хамоватые. После долгожданного визита в столицу Латвию, наконец, получилось сформировать некоторое целостное впечатление об этой стране. На всякий случай - все, что описано ниже - не более, чем субъективные наблюдения и впечатления, вполне допускаю, что у кого-нибудь может быть иной опыт знакомства с Прибалтикой. Ну и самое главное - не бывает условно плохих или хороших наций, хорошими или плохими могут быть только поступки человека.

1. Традиционно для прибалтийского региона молчаливы и внешне спокойны. Признак хорошего тона - тактичность или умение выслушать, признак дурного тона - публичные обнимашки, эмоции и... навязчивое предложение своей помощи. Поскользнешься и упадешь - пройдут мимо. Не потому, что пофиг и они такие бездушные, просто зачем нарушать личное пространство незнакомого им человека? Это только общие черты, с частностями куда более интереснее.

2. У меня сложился коллективный образ эстонца, я понимаю, что из себя гипотетически может представлять этнический литовец, но вот с латышами у меня полная засада ввиду того, что это самый разобщенный и разнообразный в социокультурном плане этнос, хотя больше всего я лично контактировал как раз с ними.

3. Судя по всему, это связано с изначальной многогранностью латвийского этноса. Нынешние латыши - это исторические латгалы, курши, ливы, финно-угорцы, эсты. Сейчас еще добавились и "ассимилированные русские". К чему все это перечисление? Слишком уж разные и неоднозначные, чтобы делать категорические выводы. Еще сложнее издалека внешне идентифицировать. С литовцами и эстонцами гораздо проще.

4. У латышей любопытная модель выражения национализма и эмоциональных патриотичных чувств. Эстонцы, к примеру, гордятся самим фактом независимости и молчаливо это переносят в себе, у литовцев вообще никаких проблем нет с самосознанием и идентичностью ввиду богатой истории государственности и моноэтничной структуры общества. Латыши, в свою очередь, любят говорить о независимости и навязчиво подчеркивать свою роль в истории. Например, они не очень любят советский период своей истории. При этом всегда обязательно вспомнят латышских стрелков, поддержавших большевиков, востребованность Риги у советских кинематографистов, серебро хоккейного рижского "Динамо" в чемпионате СССР. Идеология здесь не причем, просто важно подчеркнуть наличие самого факта нахождения в истории. Думается, это связано с национальными комплексами ввиду небогатой истории своей государственности.

5. В этой связи нужно упомянуть еще один любопытный в указанном контексте факт. Эстонские и литовские коммунисты не особо стремились занять свою нишу в Политбюро ЦК КПСС, предпочитая оставаться где-то на периферии в секретариатах компартий своих республик. Латыши, в свою очередь, вполне были не прочь зацепиться в Москве - те же А.Я. Пельше, Б.К. Пуго. Опять же - свое место в истории, комплексы национально-государственной идентичности.

6. Вадим Галыгин однажды сформулировал коллективный образ Прибалтики следующим образом: "Если у Вас живёт кот, то это Прибалтика: ест на халяву, пьёт на халяву, мелко пакостит и делает вид, что ни хрена не понимает по-русски ". Понятно, что это все условно и в целях юмористического шоу, но насчет "мелко пакостит" - это как раз про латышский случай. Сосед соседу - потенциальный враг, потому что у него может быть лучше, чем у тебя. Я уже писал, что в свое время ошибочно считал, что прибалты - некий единый монолит и по менталитету и по поступкам. Латыши, к примеру, больше всех любят троллить и "мелко пакостить" в адрес своих прибалтийских географических соседей. Упреки и подколки идут в адрес эстонцев потому, что у них лучше, чем у латышей. Упреки и подколки идут в адрес литовцев, потому что у них хуже, чем у латышей. Понимай, как хочешь.

6. Тем не менее, латыши - наиболее беспроблемные в плане личной коммуникации из прибалтов. Да, они могут "мелко пакостить" в твой адрес, но с ними запросто сойтись. Эстонец может близко к себе не подпустить и пройти мимо, литовец сделать вид, что не понял русского языка или просто радикально высказаться, с латышом же общий язык найти можно. Русский язык здесь прекрасно понимают. Даугавпилс - вообще практически полностью русскоязычный город. Однажды в моей практике был комичный случай. Общались с латышом. Рюмки крепкого и почти крепкого присутствовали. Латыш говорил с явным акцентом, периодически вставляя в разговор слова из лексикона латышского языка. По мере того, как количество спиртного в его организме увеличивалось, русский язык собеседника становился все лучше и лучше. Под конец посиделок акцент стал практически незаметным. С чем это связано - я так и не понял.

7. По моему субъективному наблюдению - немного обидчивы. В плане национального вопроса особенно. Эстонец промолчит и больше никаких дел с тобой не будет вести, литовец жестко выскажется и устроит тираду похлеще всем известного "хохлосрача" (кто там был главным в ВКЛ?). А латыш может просто обидеться...

8. Всем известные шпроты являются у нас деликатесом, в Евросоюзе это считается едва ли не мусорной едой, запрещенной к употреблению. Лично мне шпроты нравятся, ем с удовольствием.

9. Если меня попросят сходу назвать случайным образом пять известных латышей, то, в первую очередь, мне придут на ум следующие личности: Сандис Озолиньш, Артур Ирбе, Раймонд Паулс, Лайма Вайкуле, Марис Лиепа.

10. Анатолий Горбунов, Гунтис Улманис, Вайра Вике-Фрейберга, Валдис Затлерс, Андрис Берзиньш, Раймондс Вейонис... Одного только перечисления противоречивых и абсолютно противоположных по взглядам руководителей постсоветской Латвии достаточно, чтобы сделать вывод о неоднозначности и противоречивости этой страны.

11. В российских новостях почему-то любят говорить об "обязательном" крахе латвийской промышленности, в связи с чем, латыши едва ли не "едят" друг друга... Хотя этнические латыши, которым уже давно за сорок пять, нехорошим словом вспоминают А.Я. Пельше, который взял курс на искусственную индустриализацию Латвийской ССР, хотя изначально по своему менталитету в республике больше хуторян и рыбаков. Промышленность априори не была им свойственна, к тому же, строительство новых предприятий привело к искусственному притоку славянского населения, которое ментально разное с латышами.

12. Лично мне нравятся россияне латышского разлива или "ассимилированные граждане". Большинство национальных черт сохранено, зато в голове нет Ленина, выработался конформизм, сформировалась восприятие европейских ценностей. В принципе, это те же самые россияне, но без "вставания с колен", которое проявилось после зимы 2013-2014. Кто захотел приспособиться к изменившимся условиям - давно выучил латышский и сдал экзамен, кто не хочет этого принципиально - "жалуется на притеснения".

13. Возврат к прошлому невозможен. Но если, не дай бог, в Кремле вдруг решат, что в Латвии тоже "Деды воевали" и это "исконно русские земли", где латвийские "бандеровцы" едят мальчиков, то шансы устроить Новороссию #2 велики именно в Латвии. Сыграть на чувствах "убитой промышленности", к примеру. В Литве такое невозможно в принципе, в Эстонии очень слабые связи местных с русскоязычным населением.

14. "Советская Европа" во времена СССР - это именно Латвия. Эстония слишком скандинавская и северная. У литовцев в принципе отсутствует мультикультурализм и толерантность. Рига в плане атмосферы - самый душевный прибалтийский город.

15. Насчет эстонцев писал, что очень маловероятно, что среди них я нашел бы близкого друга. С латышами в этом плане гораздо легче сходиться. Вообще они самые коммуникативные среди прибалтов. Но со своими особеностями.

Жизнь народа Латвии всегда была насыщенной и разнообразной. Их культура, история и кухня являются доказательством богатства прибалтийских народов. Латвия многое переняла у своих соседей, в том числе Белоруссии, России и Эстонии.

История

Точная дата появления латышей неизвестна. Предполагается, что первые племена здесь появились в 3 тысячелетии до н.э. Считается, однако, что первые представители современного народа Латвии появились в Прибалтике в первом тысячелетии до н.э. Жизненный уклад народа формировался под влиянием племен латгалов. Длительный мирный период позволил людям успешно развиваться до конца Средневековья. В конце 12 века католическая Европа обратила взор на Латвию и отправила в страну войско крестоносцев. Ливонский орден захватил территорию современных Латвии и Эстонии, основав здесь Рижское архиепископство.
К концу 15 века происходит установление крепостничества, что сильно сказывается на жизни коренного населения. Уже тогда начинает зарождаться идея реформации и сопротивления феодальным властям. Несколько стран начинают активные споры за здешние территории. В них участвуют сама Ливония, Россия, Швеция, Дания. Ливония переходит от одного государства у другому, позже к борьбе за земли присоединяется Польша.
Первую независимость страна смогла обрести в 1920 году, когда был подписан договор между СССР и Латвией. Однако уже через 14 лет здесь воцаряется диктатура, затем к власти приходит коммунистическая партия. Позже сюда вторгаются войска фашистской армии. В итоге настоящая независимость ждала Латвию только в 1991 году.

Традиции

Культура праздников в Латвии сложилась особая. Зимой латыши празднуют Рождество, весной - Пасху, летом - праздник Лиго, а осенью - Апъюмибас.
Лиго является главным праздником. Вместе с ним отмечают Иванов день. Это два государственных выходных, поэтому 23–24 июня вы вряд ли сможете увидеть много людей на улицах. Большинство уезжает поближе к природе. Лиго считается языческим праздником, что удивительно для сугубо католической страны. В этот день люди пекут хлеб, варят сыр и пьют пиво. На Лиго принято плести венки, чтобы пустить их по реке. Народ поет песни, а парни с девушками прыгают через костер. В период Рождества люди стремятся посетить церковь и поучаствовать в организуемых повсеместно уличных сценках, посвященных празднику. Латыши едят в этот знаменательный день серый горох.
Пасху празднуют примерно так же, как на Украине и в России. Правда, есть одна примечательная особенность: яйца не только красят, но и устраивают соревнование, в ходе которого одно яйцо должно перекатываясь «обогнать» другое.
Апъюмибас традиционно отмечался с окончанием работ в поле. Сейчас празднество отмечают довольно редко. Оно скорее популярно у сельских жителей, чем горожан.

Язык

Население Латвии разговаривает на официальном латышском языке, который признан государственным. При этом русским языком владеет более 81% населения. Это связано с давними отношениями между странами. Еще несколько веков назад в каждой латвийской школе должны были вести уроки на русском языке. Существовали экзамены, в ходе которых ученики были обязаны читать литературу на русском.

Название

Название страны происходит от названия племен латгалов. Немцы называли Латвию «Леттия», а современное название произошло от литовского «латвяй».

Культура


Большой популярностью в Европе пользуются латвийский театр. Одним из первых драматургов, сумевших прославиться, стал Адольф Алунан, поставивший пьесу в 1869 году. Для латвийского театра тогда были характерны экспрессия и гиперболизация. Позже драматурги стали вдохновляться российской сценой. Примечательными стали пьесы Райниса и Аспазии, в которых история перекликалась с фольклором. Отметим, что пьесы Аспазии были посвящены борьбе за права женщин. Они нашли широкий отклик в массах, а тот факт, что пьесы были написаны женщиной, только усиливал эффект.
Музыка у латышей изначально была народной. После крестового похода на Латвию здесь стали проявляться европейские мотивы. В целом музыкальная культура страны очень развита. Правительство уделяет много внимания строительству филармоний и домов оперы. Сюда приезжают именитые музыканты со всего мира.
Самые известные архитектурные шедевры сосредоточены в Риге. Ее исторический центр включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Уникальность архитектуры страны заключается в использовании готического модерна. Примером ярчайшего достижения архитектуры является здание братства Черноголовых. Многие дома и крепости строились из дерева.

Танец занимал особое место в жизни людей. Во времена феодализма люди тайно собирались в харчевнях и создавали танцы, которые в будущем стали национальным достоянием. Традиционно все они напоминают о жизни сельчан. В движениях угадываются сбор урожая, посев пшеницы, покос травы.

Еда


Формирование латышской кухни длилось очень долго. В ней явно угадываются мотивы немецкой, белорусской, эстонской и российской кухонь. Европейским и арабским народам всегда было свойственно готовить простую, но сытную еду. Латыши пополняют список.
Одним из известных национальных блюд является скабпутра - кислая каша, хотя сейчас она утратила былую популярность. Повседневная еда латышей хорошо знакома каждому, кто родился и вырос в России или на Украине - это котлеты, овощные салаты, запеченная рыба. Основные блюда можно условно разделить на:

  • рыбные
  • мясные
  • овощные и бобовые
  • сладкие
  • хлеб.

Последний является особым ингредиентом. Из хлеба в Латвии могут приготовить йогурт, мороженое, суп. В магазинах хлеб пекут с добавлением сухофруктов, орехов и моркови. Из наиболее популярных видов мяса латыши предпочитают свинину. Раньше в пищу шла вся тушка - от хвоста до ушей. Во многих рижских ресторанах можно попробовать средневековые блюда из свинины. Самым популярным мясным блюдом остается свиная рулька.
Овощи всегда должны присутствовать на столе. К ним добавляют тмин, картофель, капусту. Очень много людей в Латвии ест гороховые супы, а на Рождество бобовые похлебки становятся главным блюдом на столе.

Наиболее распространенными десертами являются булочки. Они уступают место тортам и пирожным. Булочки выпекают простые: с маком, повидлом или творогом. Экзотическими десертами являются буберте, которые готовятся из манки и взбитых сливок, и хлебный суп с добавлением варенья и изюма. Существует ряд чисто национальных блюд.

  1. Крестьянский завтрак - отварная картошка с копченой корейкой, домашней колбасой, залитая яичницей.
  2. Ржаной овощной пирог скландраусис, похожий на ватрушку с добавлением моркови, яиц, сметаны и картофеля.
  3. Бифштекс клопс, приправленный луковым соусом.
  4. Силькю пудиньш - запеканка с сельдью и картофелем.
  5. Для латышей является обычным сочетание творога и картошки. Такое блюдо они едят каждый день.

Внешность


Различные этнографы по-разному описывали латышей. Например, Густав Паули говорил, что латыши сплошь роста среднего, с длинными лицами, толстыми щеками и длинным носом. Меркель называл латышей сильными, румяными, угрюмыми на вид людьми.
Большинство этнографов сходятся во мнении, что латыши преимущественно стройные. Редко среди них можно встретить толстых людей. От природы они довольно сильные и физически развитые.

Одежда


Народный костюм различается в зависимости от региона. Многих историков удивляет, насколько сложными являются элементы исполнения, ведь в давние времена люди шили традиционные наряды вручную. Изготовление одного костюма могло занять целый год. В основном использовали шерсть и лен. Шерсть требовалось промыть, расчесать и высушить. Пряжа вилась исключительно ручным методом. Лен требовал еще больше внимания, ведь он добывался из стеблей дерева. Чтобы получить пригодный для изготовления наряда материал, требовалось проводить комплексную и длительную процедуру подготовки нитей. Далее следовало отбеливание. Красители использовали исключительно натуральные, что еще больше осложняло процесс.
Основным элементом одежды у латышей служила рубашка, причем женские достигали голени. У мужчин были полукафтаны и длинные штаны.
Головным убором пользовались мужчины и женщины, причем у незамужних женщин был простой венок из цветов, а замужние красавицы носили платки. Мужчина был обязан надевать шляпу. Основным вариантом обуви у женщин служили маленькие туфли черного цвета, у мужчин - сапоги. Одежду украшали брошью и подвязывали тканым поясом.

Жизнь

Жизнь жителей столицы и других городов отличается достаточно сильно. Например, Юрмала, считающаяся наиболее известным курортом Прибалтики, привлекает много туристов и считается наиболее востребованной у студентов благодаря регулярному повышению финансирования. Жители небольших городов часто сталкиваются с безработицей, поэтому устремляются в другие страны Европы или в столицу. Правительство старается поддерживать даже такие города, где фиксируется наивысший уровень бедности. Постоянно выделяются дотации и пособия. Однако наиболее комфортный уровень жизни, по отметкам самих латышей, есть только в Риге.
Рига отличается от многих европейских столиц - здесь довольно тихо, мало автомобилей, много кафе и общественных заведений. Город считается небольшим, поэтому до многих мест можно дойти пешком. Одновременно город считается дорогим, если сложить все расходы среднестатистического жителя. Сами местные говорят, что высокие цены компенсируют море, отсутствие суеты и чистота города. Наиболее дорогим является отопление, однако от него можно отказаться. Государство частично компенсирует расходы на оплату детского сада. Развитость информационной сферы позволяет пользоваться многими услугами через интернет. В Латвии сейчас проживают помимо латышей русские, украинцы, белорусы, немцы и другие народности.

Характер

Латыши доброжелательные и улыбчивые люди, однако историю их страны нельзя назвать простой, поэтому туристы часто отмечают угрюмость местных жителей. Латышам не свойственна пунктуальность, они не любят спешить и считают расторопность скорее недостатком, чем достоинством. О прошлом предпочитают не вспоминать, считая это дурным тоном. Большинство людей много работает, поэтому проводят время в развлечениях не часто.
Латыши - народ, которому предстоит еще много интересного в будущем. Благодаря финансовой помощи Европейского союза и большому интересу со стороны туристов, у их страны есть все возможности для дальнейшего развития. Многообразие культуры и постоянный вклад в нее со стороны правительства делает Латвию еще более привлекательной.

Яркий пример насыщенности народных танцев в исполнении горожан.

Представления об антропологическом облике лиц Восточной Прибалтики у меня лично складывались в основном под воздействием великого искусства синематографа.

При слове «Балтия» в сознании первым делом всплывает воспетый культовым режиссером Рогожкиным образ настоящего финского парня из «Особенностей национальной охоты», «Особенностей национальной рыбалки» и прочих национальных особенностей.

С эстонцами дела обстоят несколько хуже. В отличие от своих северных соседей, в фильмах Рогожкина они не снимались, так что представление об этом народе у среднестатистического россиянина крайне размыто. Имеется, правда, огромное количество анекдотов, в которых на все лады воспевается эстонская национальная медлительность. Однако поскольку создатели анекдотов пренебрегли в свое время описанием внешности медлительных эстонцев, к антропологии весь этот фольклор имеет весьма отдаленное отношение. Если говорить об эстонцах, на память приходит лишь блондинистый, не по-эстонски бойкий Урмас Отт – телеведущий, в свое время знаменитый на всю страну, а также виденный в далеком детстве фильм «Приключения желтого чемоданчика» (если не ошибаюсь, главную роль там исполняет великолепная Пельтцер, актриса неделимого СССР без национальностей и границ, но поскольку кино снимали в столице Эстонской республики, в кадре нет-нет да и мелькают настоящие эстонцы).

Если же попробовать воспроизвести внешность литовца или латыша, возникает неясный, один на двоих, расплывчатый образ абстрактного прибалта, навеянный все теми же анекдотами про эстонцев.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Как показывают самые последние генетические исследования в этой области, несмотря на разницу в языках (эстонцы и финны принадлежат к финно-угорской языковой группе, а латыши и литовцы говорят на языках индоевропейской группы), эти народы тесно связаны между собой. Причем эстонцы, например, генетически куда ближе к соседям-латышам, чем к своим лингвистическим родственникам.

Как пишут советские антропологи, не ленившиеся выезжать на полевые работы, собирая исследовательский материал: на северо-западе у литовского, латышского населения, а также у финнов и карелов прослеживаются черты беломоро-балтийской расы. У латышей и эстонцев присутствуют также черты атланто-балтийской расы.

Это говорит о том, что в формировании этих этносов участвовали одинаковые антропологические компоненты – только в разные времена и в разных пропорциях. Этим же обусловлено и их внешнее сходство.

У атланто-белтов – светлая кожа, у каждого второго – светлые волосы, у трех из четырех – светлые глаза. Волосы широковолнистые или прямые, мягкие. Рост бороды средний. Третичный волосяной покров на теле – от среднего до слабого. Достаточно крупные голова и лицо. Нос обычно прямой и узкий, чаще с высоким переносьем.

Беломоро-балтийский тип еще более светлокож и светловолос. Третичный волосяной покров несколько слабее. Рост меньше. Лицо шире и ниже. Более короткий нос, который сравнительно часто имеет вогнутую спинку.

Эстонцы

Из рассматриваемых нами национальностей эстонцы самые высокие – в среднем по стране больше 173 см. Остальные прибалты на 2–3 сантиметра пониже. Но, как замечают антропологи, длина тела – величина неустойчивая. В разные периоды времени она может изменяться. В неблагоприятные для роста годы Второй мировой войны суммарный рост эстонцев понизился на целый сантиметр, вместе с тем уменьшились в размерах и другие балтийские народы. Поэтому эстонцам все равно удалось сохранить свое преимущество.

Эстонцы депигментированы. Это значит, что цвет их глаз, кожи и волос варьируется от светлых до очень светлых тонов. Смуглый эстонец-брюнет – большая редкость. Правда, откровенных блондинов среди эстонцев еще меньше: по данным антропологов – всего около 2%. В основном же представители этой национальности – бледнолицые, русоволосые, светлоглазые.

Светлых глаз – серых и голубых оттенков – подавляющее большинство. Только каждый тридцатый, а то и реже, эстонец может похвастаться темными, например, карими глазами. И у трети населения – глаза смешанных оттенков. Ширина глазной щели средняя. Чаще всего положение глаз горизонтальное, реже встречается, когда наружный уголок выше внутреннего. И уж совсем редко у эстонцев можно увидеть, что наружный угол глаза ниже внутреннего. Эпикантус встречается в единичных случаях, которые с одинаковой частотой проявляются и у литовцев, и у латышей, и у финнов. Развит он слабо, а с возрастом еще более ослабляется.

Чаще всего волосы у эстонцев прямые по форме и мягкие на ощупь. Впрочем, попадаются также и широковолнистые. «Широковолнистые» в переводе с сухого казенного языка антропологических отчетов на общеупотребительный русский язык означает «вьющиеся». Но не мелким бесом, как у африканцев, а ниспадающие эдакими мягкими волнами и локонами.

Рост бровей у основной массы эстонцев, за исключением окраинных районов на северо-западе и востоке республики, развит сравнительно слабо. Совершенно иначе обстоит ситуация с ростом бороды. У жителей центральной части страны растительность на лице ослаблена и по мере продвижения к границам, наоборот, усиливается, в то же время оставаясь относительно слабо развитой.

Головы эстонцев высокие и более широкие, если сравнивать их с другими народами Прибалтики.

Отсюда в пропорциональной зависимости такие же широкие лица и лбы. И если у финнов лоб прямой, то у эстонцев наклон лба сравнительно сильный.

То же можно сказать и про развитие надбровья: у финнов слабо развитое, у эстонцев заметно более выраженное. Челюсти эстонцев – массивные и широкие, а подбородок выступает довольно сильно. При этом по сравнению с прибалтийскими финнами эстонцы отличаются несколько уплощенным лицом. В подавляющем большинстве случаев скулы не выступают. Лишь у каждого двадцатого.

У эстонцев по сравнению с другими балтийцами узкий и высокий нос. Более чем у половины населения – переносье высокое, а сам нос – прямой. Основная масса эстонцев имеет горизонтальное или поднятое положение кончика носа, и только в 8% случаев кончик носа опущен. Эстонцы отличаются широким ртом и средней толщины губами.

Общий для всех эстонских групп и достаточно специфический комплекс признаков отчетливо проявляется в суммарной характеристике: широкое лицо, наклонный лоб, относительно сильно развитое надбровье, высокий рост, русые волосы, светлая пигментация. Вообще эстонцы, как замечают антропологи, отличаются от соседей более выраженной общей массивностью.

Латыши

Антропологический тип, характерный, в том числе и для латышей, локализуется в нижнем течении Немана, по Венте и нижнему течению Западной Двины, в бассейне Гауи, на побережье Финского залива, в районе Чудского озера и Нарвы. В наиболее четкой форме он выявляется не только среди латышей, но и среди западных групп эстонцев.

Рост латвийцев приблизительно такой же, что и у эстонцев. Показатели немного (незаметно для невооруженного сантиметром обывателя) варьируются по убывающей с севера на восток страны.

Светлые оттенки глаз встречаются несколько чаще. Аналогично с этим чаще попадаются и широковолнистые волосы, но цвет волос в среднем чуть темнее. Меньше белокурых и светло-русых, больше русых и темно-русых.

Рост бровей и бороды у латышей развит слабее – особенно бороды. Лица, лоб и скулы такие же широкие. Чуть менее выражен наклон лба. Глазная щель средних размеров. Положение глаз чаще всего горизонтальное. Переносье высокое, нос узкий. Профиль спинки носа в основном прямой, встречается чаще, чем у эстонцев. И точно так же часто встречается вогнутый профиль спинки носа. Основание кончика носа чаще поднятое, чем прямое. Латыши – курносее. И еще у них менее широкий рот.

Литовцы

Антропологический комплекс, к которому относится в том числе и Литва, распространен по всему Двинско-

Припятскому междуречью, в среднем течении Западной Двины, в низовьях Немана, на левом берегу Припяти, в верховьях Днепра, по Березине, Сожу и Ипути. Кроме литовцев, характерными представителями являются еще и некоторые белорусы.

У литовцев рост поменьше, чем у эстонцев, и даже у латышей, около 168–169 см.

У них более узкие и короткие лица, по сравнению с латышами и эстонцами, а волосы светлее. Но вот светлых оттенков глаз – меньше. Зато волнистых волос у литовцев больше.

Редко встречается вогнутый профиль спинки носа. И значительно реже можно встретить курносого литовца. Если у эстонцев более сорока процентов населения обладает поднятым основанием носа и приблизительно столько же у латышей, то у литовцев этот показатель на уровне двадцати процентов.

Финны

В целом финны славятся ростом, длинной и узкой головой, высоким лицом, узким носом, слабо и средне развитым надбровьем и прямым или слабо наклонным лбом. Рост финнов выше среднего – около 173 см, но до эстонцев они все-таки не дотягивают. Нос пошире, надбровье менее развито, менее широкий лоб и лицо.

Прибалтийские финны отличаются очень светлой пигментацией глаз. У них преобладают голубые и серые оттенки радужины – у 53–80% населения. Смешанные оттенки встречаются не так часто, только у 16–43% финнов. Прямые и реже широковолнистые волосы, также очень светлые. В среднем больше процент белокурых и светло-русых. Но в то же время в Финляндии, как это ни удивительно, чаще, чем в Эстонии, встречаются и черные волосы.

Чуть сильнее развит рост бровей и бороды. Скулы выступают еще слабее. Чуть уже ширина глазной щели. Переносье высокое или среднее. Профиль носа у половины населения Финляндии прямой, затем по убывающей идет извилистый, а потом – вогнутый.

Кончик носа – горизонтальный или (реже встречается) поднятый. Ширина рта, так же, как и толщина губ, заметно меньше. Массивный финский подбородок выступает сильнее, нежели у эстонцев.

Российский этнограф Светлана Рыжакова предполагает, что русские и латыши могли бы ладить лучше, если бы разобрались в том, что принято называть национальными особенностями.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук Светлана Рыжакова более 20 лет исследует латышские культуру, историю и язык. По итогам своих научных изысканий Светлана написала несколько книг и несколько десятков статей.

Ее последний труд - «Historica Lettica: национальная история и этническая идентичность. О конструировании и культурном реферировании прошлого латышей» - посвящен вопросу, как латышская национальная историография моделирует и воспринимает свою историю и как это отражается в современной жизни.

Любопытно, что второе поле интереса Светланы Рыжаковой лежит на другом конце Евразии - это история и культура народов Южной Азии. Она специалист по индийской этнографии, индийскому искусству… и профессиональная исполнительница танцевального стиля катхак.

«Суббота» встретилась со Светланой и попыталась понять, почему все так непросто складывается у русских и латышей.

Откуда у вас такая страстная любовь к Прибалтике?

Что касается Латвии - я почти родилась тут. В детстве бабушка и дедушка каждое лето снимали дачу в Латгалии - по соседству с нами отдыхало множество представителей питерской и московской интеллигенции. Латышского языка я тогда практически не слышала, но хорошо помню латышские книги в маленькой сельской библиотеке Вертукшне недалеко от Малты. Мне нравилось их рассматривать и пытаться понять, что там написано. Позднее, уже начав учиться в университете, когда услышала латышскую речь - влюбилась, мне очень нравилось ее звучание.

У меня были чудесные учителя. Академик Владимир Николаевич Топоров, представитель знаменитой московско-тартуской школы, который знал все балтийские (и не только) языки, научил быть внимательной к деталям, но смотреть на все широко. Мой другой учитель - выдающийся российский этнограф, японист, эскимосовед, кавказовед Сергей Александрович Арутюнов назвал это умением чередовать «взгляд в микроскоп» с «взглядом в телескоп».

Я тоже всегда много внимания уделяла мелочам, материальной культуре, быту, конкретике: это безбрежное поле возможностей понимания истории, культуры.

Как возникают этнические культуры? Они ведь не существуют вечно, а появляются, самоопределяются, исчезают, переформировываются… Одним словом, живут. Мне стало интересно проследить, как изначально крестьянская латышская культура набирала темы, вырисовывала конфигурацию и грани: историю, язык, литературу, религию.

Латышский язык вам дался легко?

Вполне. Я впитывала его в живом общении с друзьями, шлифовала на курсах в Обществе латышской культуры, выпевала и проживала. Кстати, моих первых учительниц латышского и хинди звали одинаково - Гита. Обычное имя для латышей и индийцев.

То, что латышский язык близок к русскому, даже не надо доказывать. Все языковые группы индоевропейской семьи «родственники», а славянские и балтийские - вообще «сестры». По лексике и грамматике очевидно, что они разошлись позднее других.

Говоря чисто технически, русским не составляет труда выучить латышский. Английский и немецкий - значительно труднее. Все связано с личным желанием и психологическими установками.

Скажем, сербский и хорватский - практически один язык. Но в ситуации этнического напряжения люди воспринимают этот язык как два разных и подчас умудряются «не понимать» друг друга. Уверена, что многие установки существуют лишь в сознании или политике. Подчас очень далекие вещи мы при желании можем соединить, а в совсем близких вещах ощутить границы.

Однако если лингвистически балтское и славянское пространства очень близки, то культурно они отличаются несколько больше.

Латышские крестьяне и русская империя

В чем принципиальные различия русской и латышской культур?

Нужно понять, что русская культура - по сути дела имперская, она вобрала в себя, ассимилировала много этнических начал. Русским становился кто угодно, кто принимал имперское сознание. В этом смысле нет отличия в понятиях «русский» и «россиянин». И в этом русские похожи на британцев, которые тоже включают в себя много разных этнических культур.

Латышская же культура, хоть и находилась долгое время под влиянием России, оформлялась, моделировалась за пределами имперской модели. Дело в том, что латыши долгое время были крестьянским народом, их интеллигенция начала возникать преимущественно в середине XIX века - тогда и начала строиться нация. Россия как империя тогда уже давно существовала.

В эпоху младолатышей проходило проигрывание нескольких возможных концепций Латвии (это видно по биографиям и работам Кришьяниса Валдемарса, Андрея Пумпурса и др.). Возобладала идея отстраненности от Российской империи и местной немецкой дворянской власти.

Латышская этническая культура формировалась, опираясь на свое - крестьянское и то новое, что создавалось. Латышский язык во второй половине XIX века был обогащен значительным пластом лексики. Впрочем, и крестьянская латышская культура создавалась во многих контактах. Тут, например, очень значимой оказалась культура протестантского движения гернгутеров, нашло мощную поддержку движение хоровых коллективов.

Разумеется, латышская культура формировалась как западная (по сравнению с российской), под значительным католическим и протестантским влиянием. Здесь создавалось много нового, зачастую при участии российского капитала и предпринимателей, но именно здесь, а не где-то еще. Здесь всегда было место встреч - хотя подчас эти встречи были трагедиями (если вспомнить войны). А иногда - благом, если посмотреть, что тут было создано.

Что именно вам нравится в латышской культуре?

Лично я восхищаюсь способностями латышей освоения культурного и социального пространства. Как они умеют организовать праздники, быть вместе, красиво убирать кладбища, чтить память своих предков.

Интересное латышское явление - стремление к образованию. Известен факт, что латышские стрелки, чью историческую роль сейчас оценивают по-разному, на деле в своей повседневной жизни любили петь в хорах, ходить в музеи. Один мой коллега - историк из Ижевска обнаружил, что одно конкретное подразделение латышских стрелков не творило там, в Уральском регионе, приписываемых им ужасов, зато они регулярно писали заявки в центр: пришлите нам такую-то подборку книг. Хотя в истории всякое было, разумеется.

Циклон национализма: пережить как ветрянку

Прошедший год стал годом особого напряжения и разногласий между русской и латышской общинами Латвии. Как вы это объясните?

Я не поклонница мистических теорий Гумилева, но волны национализма - они подчас какого-то… чуть ли не геологического происхождения. Есть в них свои приливы и отливы, жара и холод, муссоны, циклоны. Они то вдруг начинаются, то внезапно сходят на нет.

С национальными напряжениями что-то вроде этого. Пока общаешься с человеком один на один, ты можешь в чем-то его убедить, объяснить свою позицию, договориться (очень важно также - услышать и понять). Но как только вступает в силу массовое поветрие, средний фон - с этим ничего нельзя поделать. Он не обязательно связано с чьим-то злым умыслом или мафией. Его не всегда можно четко объяснить конкретной причиной. Его надо пережить как ветрянку.

Современная Россия тоже не избежала националистических, даже фашистских настроений. Хорошо еще, что пока они не доминируют. Но даже в моем университете иногда видишь нарисованную свастику. И это в сердце Москвы, победившей фашизм… грустно.

В Москву стекаются приезжие из Азии - это естественный процесс, обусловленный и экономикой, и политикой, но он подчас вызывает раздражение людей, которые не хотят задумываться. Национализм - это кроме прочего еще и психологическое явление, перекладывание своих беспокойств на «другого», «чужого».

Тема «других» в регионе Балтии выражена, причем «другим» может быть не обязательно «русский», это может быть и гей, и еще кто-то… В этой стране много полей напряжения, «русский - латыш» - лишь одно из них.

Господа - немцы, шведы, поляки, русские

Почему немцев, под которыми латыши страдали веками, здесь ценят, а на русских гонят телеги?

Потому что немцы были раньше, тема тех страданий уже почти совсем изжита. Вы почитайте публикации начала XIX века - там хорошо видна ее актуальность. На самом деле этнические понятия «немцы», «поляки», «шведы», «русские» очень часто используются как аналоги или метафоры социального слоя господ, которые здесь всегда противопоставлялись «латышам» в смысле трудового народа.

Латвия уже по своему географическому положению всегда была такой - розой ветров. Она как будто прижата к морю сильными государствами: Россией, Польшей, Литвой…

По выражению философа А. М. Пятигорского в интервью журналу Riigas Laiks, это «двойная периферия». Идут войны с запада на восток, с востока на запад, как ветра, которые продувают эти земли насквозь, отчего происходит «заострение породы», которая всеми силами старается удержать свою форму.

Именно поэтому тут всегда было обостренное ощущение «своего» и «чужого», что рождало определенные стратегии поведения, с которыми вы и сталкиваетесь в повседневности.

Как же быть русским в такой обостренной ситуации?

Здесь надо соблюдать определенные законы жизни, которые пишет сама история и география.

Типологически ситуацию Латвии я могу в чем-то сравнить с Индией. Туда в разные времена приходили разные группы, но далеко не всех принимали с распростертыми объятиями. Скажем, когда бежавшие из Персии от мусульман зороастрийцы в VIII-IX веках хотели причалить в Гуджарате - местный правитель прислал на их корабль полный стакан молока: мол, самим места нет. Парсы отправили стакан обратно, насыпав в молоко ложку сахара, тем самым ответив: много места нам не надо, а сахар молоко не ухудшит!

Парсов тогда приняли, но заставили подписать хартию - обязательство принять местный костюм, язык, кухню, не распространять свою религию… И они выполняют эти пункты до сих пор. Сохранили свой язык, но выучили гуджарати, их костюм похож и не похож на индийский, еда очень похожа на местную, но имеет свои черты, религия полностью сохранена внутри общины (они женятся только на своих и передают знания в религиозных школах, среди жрецов).

Парсы считаются лучшими переводчиками и предпринимателями (они очень честны), именно они основали киноиндустрию Бомбея, многие сталелитейные концерны…

Среди них нет нищих - они помогают друг другу, как евреи. В общем, парсы заняли свою успешную нишу и заслужили хорошую славу. Чем-то они похожи на староверов. Для Индии они уже не чужие, но все равно для основной массы индийцев-хинду - «другие». Хотя там таких «других» полно.

В общем, чтобы вписаться в любое общество, нужна определенная стратегия. Распался СССР - это смена карты и ландшафта в голове. Многие люди еще не живут в новой карте, а оперируют понятиями прошлого. Это типичная проблема переналожения двух карт. Чтобы ситуация прояснилась, нужно пройти двум-трем поколениям. Как говорил Михаил Жванецкий: «Время лечит, но когда вы вылечитесь - оно уйдет!»

Какую роль в этом процессе сыграл референдум о русском языке?

Вообще, мне кажется, это в чем-то попытка измерить, какая температура, какое умонастроение. Что-то вроде практического эксперимента. Такого рода вещи очень объединяют противоположную сторону, в данном случае латышей. Сравните с ситуацией на Украине. Вообще-то понятно, что в Латвии сильна повседневная роль русского языка. Также ясно, что молодое поколение русских знает латышский.

Просто надо понимать, что значительную часть латышей беспокоит демографическая и экономическая картина, отток населения. И единственный рецепт тут - уважение, желание понять и время.

Foto: DELFI

"Латыши - роста среднего, иногда и высокого, лицо длинноватое, у мужчин - редко румяное, лоб низкий, нос длинный и прямой, рот малый, щеки толстые, весь стан редко толст", - Густав Теодор Паули (1817-1867), русский этнограф немецкого происхождения.

Рита Гравере собрала наблюдения разных ученых и иных уважаемых людей Латвии и Балтии на рубеже 19-20-го веков о том, как они себе представляли "настоящих латышей". Очень по-разному. Иногда - до смешного, а порой - до слез.

Особенно безжалостен к латышам был известный лифляндский публицист и просветитель немецкого происхождения Гарлиб Хельвиг Меркель (1769-1850), автор книги "Латыши", в которой в самых черных тонах описывалась жизнь лифляндского крестьянства, обличались зверства помещиков-немцев и содержался призыв к правительству России вмешаться в лифляндские дела и облегчить жизнь трудового народа.

Меркель описывал латышей так: "Они (латыши) - высокого роста с сильным строением тела, пунцово-красным лицом, голубыми глазами и гладкими коричневыми волосами. У меня была возможность пожалеть изуродованное человечество в образе латыша. С поугрюмевшими вдруг лицами вам с усмешкой рассказывают о голоде, бесчувственности и рабском труде. Слишком рано истощенный организм никогда не сможет достичь полного расцвета сил…" По его словам, "самая яркая характерная черта лифляндского крестьянина - рабские страхи и недоверие".


Foto: DELFI

"Латышские женщины красивы, а мужчины в молодости не носят бороду", - Карл Филипп Михаэль Снелл (1753-1806), публицист и ректор Домской школы.

"Латыши крупнее и более пропорционально сложены, чем эстонцы, и у них - острый нос", профессор анатомии Тартуского университета Хенрик Фридрих Изенфлам (1771-1828).

"Внешний вид и размер латышей - разные. В целом, они похожи на финнов, больше частью угрюмые, с угловатой головой, тем не менее одаренные, женщины - проворные и красивые". J Georgs (1776), врач.

"У латышей не обнаружил ни славянской округлой полноты, ни эстонских и финских плоских форм", - Иоганн Карл Ульрих Белл (1801-1869), художник, исследователь истории.

"…красивая порода людей, которые по внешнему виду, одежде и укладу похожи на немцев. Они высоки и круглолицы. Волосы у детей желтые, но с возрастом темнеют", - Йохан Эрнест Кристиан фон Траутветтер (1780-1859), немецкий педагог и писатель.

"Латыши - среднего роста, редко высокого, сильные и пропорционально сложены. Полнота встречается редко. Цвет кожи белый, волосы на теле малоразвиты, волосы на голове или гладкие, или более-менее кучерявые, чаще желтоватые, но встречаются и светло-коричневые, реже - темно-коричневые. Цвет глаз в большинстве случаев - серовато-голубой, серый или зеленый, реже - коричневый. Глаза - средней величины, расположение век - горизонтальное. Бороды растут умеренно. Чаще встречаются мужчины с короткой, не очень густой растительностью на щеках, реже - с полной бородой. Усы никто не носит. Большинство латышей бороду полностью сбривают. Голова более-менее длинная и широкая.

Лицо чаще овальное, реже широкое или угловатое, скулы не торчат, только в редчайших случаях лицо слишком вытянутое и худое. Лицо если не румяное, то и не бледное. Лоб высокий, его боковые кости не торчат. Нос прямой и полудлинный, но встречаются также короткие и широкие формы. Рот средней величины, зубы у большинства хорошие и прямые. Губы полные, но не толстые. Про женщин можно сказать примерно то же, но лицо у них чаще румяное, некоторые из них красивы", - Отто Густав Фридрих Вебер (1852-1920), антрополог.

"Их строение тела сильное от природы и от малообразованности (ar primitīvu audzināšanu) еще больше укрепилось. Но ненасытность и чрезмерное употребление алкоголя повредило их нервы и принесло им быструю жизнь и скорую смерть", - рижский врач Отто Гун (1764-1832).

"Курземские крестьяне сравнительно высокого роста со здоровым и сильным строением тела", - профессор Тербатского (Тартусского) университета Даниэл Георг Балк (1764-1826).


Foto: DELFI

"Среди латышей трудно не распознать два типа: один - арийский, другой - финский. Латыши второго типа - никто другие, как ливы, которые переняли латышский язык", - описание в книге "Народы России" (1910-12 годы).