Литературная викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Цель: Обобщение изученного. Проверить знание текста произведения, умение применять отрывки из текста при ответах на вопросы, умение высказывать собственное мнение по вопросу.
Игра состоит из трёх агонов (состязаний), в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Все остальные ребята – теоретики. В случае, если участник затрудняется ответить, либо ответ неверен, вопрос переходит к «теоретикам». После отборочного тура каждый участник выбирает дорожку. За правильные ответы получают жетоны. « У»
Красная дорожка – 2 вопроса. Нельзя ошибиться ни разу.
Жёлтая дорожка - 3 вопроса. Можно ошибиться 1 раз. (1 штрафное очко)
Зелёная дорожка - 4 вопроса. Можно ошибиться 2 раза. (2 штрафных очка).
1-ый отборочный тур.
Вопросы:
Как называется верхний этаж с низкими потолками в старинных дворянских домах (антресоль).
Каким старинным словом называлась окружающая местность, окрестность (околоток).
Кто такой «шорник»? (мастер, изготовляющий сёдла, уздечки и другую ременную упряжь).
2-й отборочный тур.
Вопросы:
Как называлась женщина, ведавшая барским бельём (кастелянша).
Каким старинным словом назывались комнаты в барском доме (покои).
Кто такой «тягловый мужик» (крепостной крестьянин, который был обязан или работать на барщине, или платить помещику оброк.
3-й отборочный тур.
Вопросы:
Как называется оглобля, прикрепляемая к середине передней оси коляски, телеги (обычно при парной упряжке) (дышло).
Каким старинным словом назывался серебряный рубль (целковый).
Кто такой «хожалый» (рассыльный при полиции).

Дополнительные вопросы.
Что значит «неистомная работа» (работа без устали).
Старинная мужская одежда (кафтан).
Как называли крупного упитанного человека (тучный).
Кто такой «ключник»? (слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов).
Что означает слово «глумиться»? (издеваться).
Как назывался платок из хлопчатобумажной ткани (бумажный платок).
Что значит слово «превратности»? (неожиданные несчастья, неприятности).
Что значит «дюжий мужик» (очень сильный, крепкий, здоровый).
Как называлась скамья в виде длинного ящика с крышкой (коник).


Зелёная дорожка. Она была вдова, окружённая многочисленной дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж. (барыня).
Жёлтая дорожка. Этот человек был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок. (Герасим).
Красная дорожка. У этого человека жёлтые глазки и утиный нос. Его должность – главный дворецкий (Гаврила Андреич).

Зелёная: В одной из отдалённых улиц Москвы (в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня)
Жёлтая: Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всём следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную: в доме у неё находились(не только прачки, швеи, столяры портные и портнихи, - был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей. Был домашний лекарь для госпожи, был, наконец один башмачник)
Красная: Ему отвели над кухней каморку; он устроил её сам, по своему вкусу:(соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было бы положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся).

Зелёная: Как отнёсся Герасим к своему новому житью? (Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё. С детства он привык к полевым работам. К деревенскому быту.)
Жёлтая: Что входило в обязанности Герасима в доме барыни? (Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; . Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить).

Зелёная.
Как складывались отношения Герасима с челядью? (Г. Находился в отношениях не то, чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице).

1.задание. Узнайте по портрету героя или героиню.
Зелёная дорожка. Она была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. (Татьяна)
Жёлтая дорожка. Это был мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. (Герасим)
Красная дорожка. Он башмачник. Пьяница горький, почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству. (Капитон Климов).
2. задание. Продолжи описание.
Зелёная. Татьяна не могла похвалится своей участью(С ранней молодости её держали в чёрном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали её плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней всё равно, что не было.).
Жёлтая. Когда-то она (Татьяна) слыла красавицей, но(красота с неё очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить)
Красная. Первая встреча Татьяны с Герасимом. Когда Герасима привезли из деревни, она.чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры, всячески старалась не встречаться с ним, даже жмурилась, бывало, когда ей случалось пробегать мимо него).
3 задание. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.
Зелёная. Как складываются дальнейшие отношения Герасима с Татьяной? (Г. сперва не обращал на неё особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на неё начал, наконец, и вовсе глаз с неё не спускал)
Жёлтая. Какая мысль пришла в голову барыне? Передайте своими словами диалог барыни с Гаврилой. (-А что, Гаврила,- заговорила вдруг она, - не женить ли нам его, как ты думаешь? Может он остепенится.
- Отчего же не женить-с! Можно-с, - ответил Гаврила, - и очень даже будет хорошо-с.).
4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.
Зелёная. Что сдерживало Герасима отправиться к барыне с просьбой жениться на Татьяне? (Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней).

3-ий агон.

1.задание. Узнайте по портрету героя или героиню.
Зелёная. Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой не красива(Муму).
Жёлтая. Дюжий парень, состоящий в должности лакея. (Степан).
Красная. На нём испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги(Капитон).

2. задание.
Красная дорожка. Продолжи описание.
Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения(Барыня взяла его из деревни, глее он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одарённый необычайной силой. Он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать с корней долой)
Зеленая дорожка. Ответить на вопросы, используя цитаты из текста.
В чём была причина смущения, которая овладела дворецким Гаврилой после предложения барыни женить Капитона на Татьяне. (Не доложить же госпоже, что вот Герасим за Татьяной ухаживает стоит этому лешему узнать, что Т.выдают за Капитона, ведь он всё в доме переломает).
Жёлтая дорожка. Как встретил Капитон известие о своей женитьбе на Татьяне? (К. вытаращил глаза.Ведь он меня убьёт, ей-богу, как муху какую-нибудь прихлопнет)...

3 задание.
Зеленая дорожка. Что придумали дворовые, чтобы отворотить Герасима от Татьяны и почему именно это? (Чтобы она притворилась хмельной и прошла бы, пошатываясь и покачиваясь, мимо Герасима. Г. не любил пьяных людей.)
Жёлтая дорожка. Как отнеслась Татьяна к известию о своём замужестве? О чём это свидетельствует.? (Дворецкий пристально посмотрел на неё (Татьяну).
- Ну,- промолвил он, - Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.
- Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают?- прибавила она с нерешительностью.
- Капитона, башмачника.
- Слушаю-с.
- Он легкомысленный человек- это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.
- Слушаю-с).

4 задание. Ответить на вопрос, используя цитаты из текста.
Зелёная. Как отреагировал Герасим на хитрость, придуманную дворовыми, чтобы отворотить Герасима от Татьяны? (Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Т., он сперва по обыкновении, с ласковым мычанием закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошёл к ней, придвинул своё лицо к самому её лицуОна от страха ещё более зашаталась и закрыла глаза,Он схватил её за руку, помчался через весь двор и, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул её прямо к Капитону).

Финал.
1.задание. Ответить на вопросы.
Зелёная дорожка. Поскольку Герасим ничего о себе рассказать на может, представление о нём складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? (Он настоящий богатырь, он работает за четверых: пашет, косит, молотит.и т.д.).
Жёлтая дорожка. Автор называет его работу «неистомной». Какой смысл вкладывает он в это понятие? (Герасим не знает усталости, хотя работает с утра до вечера. Крестьянский труд ему по сердцу, он занимает всё его свободное время и не даёт скучать).
Красная дорожка. Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни).
2задание.
Зелёная дорожка. Какай же волшебной силой обладает одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырём? (Дело не в сказочной силе, просто она помещица а Герасим- крепостной, который полностью находится в её власти).
Жёлтая дорожка. Чем был для Герасима переезд в Москву с точки зрения барыни? (повышением по службе: ведь дворницкая работа легче крестьянской).
Красная дорожка. Барыня очень много говорит о своих волнениях и тревогах. Почему же присутствующим становится неловко от этих разговоров? (Все понимают, что она притворяется больной. Вся её жизнь – сплошное притворство, поэтому Тургенев и назвал её причудливой старухой).
3 задание.
Зелёная дорожка. Изменился ли Герасим после появления в его жизни Муму? (Стал внимательным, нежным, заботливым даже счастливым).
Жёлтая дорожка. Почему Герасим принимает решение самому «уничтожить собаку»? (Ослушаться барыню он не может, но он понимает, что «людишки» не пощадят собаки, в его силах оградить её от мучений).
4задание.
Зелёная дорожка. В чём выразился протест Герасима? Против чего он протестует? (Герасим уходит в деревню).
Дополнительный вопрос.
1. Молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавиделВ моих глазах этот враг имел определённый образ, носил известное имя. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примирятьсяВраг этот был (крепостное право)».
Выводы. Подведение итогов. Выявление победителя игры.

Разделы: Литература

Класс: 5

Цель: проверить, как усвоили ученики содержание рассказа

Задачи:

  • произвести углублённый анализ произведения посредством художественной детали;
  • развивать быстрое художественное мышление;
  • воспитывать чувство прекрасного к русской классической литературе через художественные образы;

Правила игры: игра состоит из 5-х туров; 1-й тур «Отборочный» . Цель его – выбрать 6 игроков для дальнейшей игры. Задаются ведущим (учителем) вопросы по содержанию, кто правильно отвечает на вопросы, получает звёздочку. Во второй тур выходят игроки, набравшие большее количество звёздочек. 2-й тур «Назови героя». Цель его – по описанию правильно выбрать героя данного художественного произведения. Кто больше угадает, тот выходит в 3-й тур, а выходят всего 4 участника игры. 3-й тур «Составь слово» . Цель его – составить слово из букв, которые оказались на верхней грани кубиков, выпавших из трубы-грамотейки. У кого самое короткое слово, тот выбывает, а в следующий тур выходят 3 участника. 4-й тур «Реши логическую задачу» . Цель его – правильно переставить местами таблички со словами : в том порядке, как говорится о них в тексте. Кто меньше дал правильных ответов, выбывает из игры, так как в 5-й тур (финальный) выходят только 2 игрока. 5-й тур «Словесная дуэль». Цель его – кто больше составит коротких слов из одного длинного слова. Примечание: чтобы не получилось одинаковое количество звёздочек, нужно смотреть за тем, кто первый поднимает табличку с правильной цифрой. Только этот игрок (ученик) получает звёздочку; в финале каждая лишняя звёздочка может заменять слово; в финале составлять только имена существительные в именительном падеже; во 2-м туре игроки поднимают одну табличку, а в 4-м – две; для игры нужны: а) пронумерованные таблички (сигнальные карточки можно использовать) от 0 до 8; б) ярко разрисованная «труба» из листа ватмана с задвижкой как в печной трубе; в) 8 кубиков, на гранях которых изображены все буквы алфавита; г) листочки и ручки;

Ход урока: 1. Просмотр мультфильма режиссёра В. Караваева по повести И. С. Тургенева «Муму». (Студия «Союзмультфильм» , 1987 год. Композитор А. Раскатов.)

2. Запись музыки телевизионной игры «Звёздный час»

I-й тур «Отборочный», содержащий вопросы для выбора игроков: 1. Какого роста (скольких вершков) был Герасим? (двенадцати); 2. В какой должности работала у барыни Татьяна? (прачкой); 3. Что прежде всего делала барыня по утрам? (гадала на картах и пила чай); 4. Как называлась комната, в которой жил Герасим? (каморка); 5. Как ласково окликали собачку Герасима дворовые люди? (Мумуней); 6. Назовите должность слуги в трактире по старому времени? (половой); 7. Что держала в руках Татьяна, когда двором шла, и вдруг кто-то схватил её за локоть? (накрахмаленную барынину кофту); 8. Дворецкий, проходя через гостиную, что-то переставил с одного стола на другой. Что именно? (колокольчик); 9. Сколько успел обежать Герасим, когда искал Муму? (пол-Москвы); 10. Кто такой хожалый? (рассыльный при полиции); 11. Что подарил Герасим Татьяне в день её отъезда? (красный бумажный платок); 12. Что значит целковый? (золотой или серебряный рубль); 13. Что было в руках у Герасима, когда он уходил из Москвы? (длинная палка); 14. Чем угощал Герасим свою собачку в трактире? (щами); 15. Как будила Муму Герасима по утрам? (дёргала за полу одежды); Итог : 6-7 учеников (игроков) выходят в следующий тур.

II-й тур «Назови героя» (всё на экране или интерактивной доске)

  1. «В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленной дворней разных должностей. Например, дюжий парень, состоявший в должности лакея, бросался выполнять любое приказание сломя голову…». Итак, лакей! Где же он скрывается? Под каким именем? (Степан; табличка №-4).
  2. «Легкомысленный башмачник вошёл, закинул руки назад и, развязно прислонясь к выдающемуся углу стены подле двери, поставил правую ножку крестообразно перед левой и встряхнул головой. Вот, мол, я. Чего вам потребно?» А потребно нам, чтобы вы вспомнили имя этого башмачника! (Капитон; табличка №-5).
  3. «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения…». Так, где же этот богатырь, как его зовут? (Герасим; табличка №-1)
  4. «Этот человек был приставлен к Герасиму в качестве наблюдателя, когда Герасим сам пообещал уничтожить Муму, хотя в доме у барыни он числился садовником, был бледен, носил жёлтый нанковый казакин…». Как вы считаете, который из них был садовником и «шпионом»? (Ерошка; табличка №-8).
  5. «Как-то раз разговаривала барыня с главным дворецким, человеком, судя по одним его жёлтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом…». Барыня, кстати, называла его по имени. А вы знаете имя главного дворецкого в доме барыни? (Гаврила; табличка №-2).
  6. «Давным-давно, когда блаженной памяти великая царица Екатерина ездила в Крым, был выбран он в провожатые: целых два дня находился он в этой должности и даже удостоился сидеть на козлах с царицыным кучером. И с той самой поры этот человек выучился важно потуплять голову, гладить длинные, закрутившиеся вниз усы и кидать соколиный взгляд исподлобья…». Кто же из наших героев гордился тем, что был провожатым у самой императрицы? (пан Голова; табличка №-0).
  7. «Этот лекарь, всё искусство которого состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал 14 часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишнёвыми каплями по любому поводу…». Странный лекарь, да? Назовите его имя? (Харитон; табличка №-7).
  8. «Был у барыни в подчинении ещё и форейтор – слуга, сопровождавший её при выездах в коляске. Человек этот очень любопытный и хитрый, одним словом, - услужливый подхалим…». Под каким именем скрывается этот форейтор-подхалим? (Антипка; табличка №-3). Итог: в следующий тур выходят 4-5 игроков.

III-й тур «Составь слово». Труба-грамотейка прикреплена к доске. В ней кубики. Они падают на стол. Какие буквы на гранях окажутся вверху, те и записываются игроками на лист бумаги. За одну минуту нужно составить самое длинное слово из этих букв. По правилам можно использовать одну звёздочку вместо любой буквы. Кто составил самое короткое слово, выбывает. Итог: в следующий тур выходят 3 игрока.

IV-й тур «Реши логическую задачу».

2 молотил

3 действовал косой

2 кикимора

2 пряничный петушок

1 прыгала

2 не давалась

3 увёртывалась

2 жжёные перья

2 хватились

3 обшарили

1. Одарённый необычайной силой, Герасим работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, как он справлялся с любой, возложенной на него, работой… А в какой последовательности нужно выполнять работу в деревне, чтобы зимой пользоваться результатами летнего тяжёлого труда? Как вы думаете? (…когда он пахал ,… действовал косой,… молотил цепом…; табличка №-2 и №-3). 2. Но вот Герасима привезли в Москву, дали ему в руки метлу и лопату, определили дворником и купили обновы… Вспомните, в каком порядке ему покупали вещи? (…купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп …; табличка №-2 и №-3). 3. Барыня решила выдать замуж Татьяну за пьяницу Капитона. Капитон страшно испугался и говорил, что Герасим убьёт его, ругался, обзывая Герасима разными словами. Посмотрите, звучали такие слова из уст Капитона или нет? (… да вы ведь сами знаете, Гаврила Андреевич, ведь он, Герасим, - леший, кикимора -то степная, Ведь он убьёт меня, ведь это какой-то зверь, идол …; табличка №-0). 4. Мы знаем причину испуга Капитона – Герасим ухаживал за Татьяной, она попала под его покровительство; Герасим даже сделал ей несколько подарков… Не подскажете ли вы нам, а в какой последовательности он дарил Татьяне эти вещи? (сначала он подарил ей пряничного петушка , с сусальным золотом на хвосте и крыльях, потом ленту , затем, при расставании, красный бумажный платок ; табличка №-1 и №-2). 5. Барыня, впервые увидев Муму в палисаднике, на клумбе, велела привести её в гостиную. Степан бросился исполнять приказание, хотел схватить собачонку, но… она слушалась только Герасима. А что же Муму «вытворяла» перед Степаном? (но проворная собачка не давалась чужому в руки, прыгала и увёртывалась …; табличка №-1 и №-2). 6. Барыня очень рассердилась на Муму, назвав её скверной собачонкой. Она велела Гавриле сегодня же убрать собачонку со двора. Говорила, что та мешает ей спать, что у неё голова болит от лая, что все хотят её смерти…падала при этом в обморок. Домашний лекарь Харитон потчевал барыню разными снадобьями. Посмотрите, пожалуйста, всё ли здесь перечислено? (Харитон в очередной раз поднёс ей лавровишнёвые капли , покурил жжёными перьями , а барыня смазала одеколоном виски и заснула…; табличка №-0). 7. Герасим как мог, знаками, объявил, что он сам берёт на себя уничтожить Муму. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму. По дороге он зашёл в трактир и накормил собачку. Что он попросил для любимой воспитанницы? Не забыли ли мы что-то? (принесли Герасиму щей . Он накрошил туда хлеба , мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть…; табличка №-0).

8. Не выдержал Герасим такого житья в Москве: и женщину любимую сосватали за другого, и собаку любимую пришлось самому утопить. Отправился он домой, в деревню, спешил без оглядки. Он ничего не слышал, но глаза жадно и прямо устремились вдаль и видели перед собой… Что же видел Герасим? (он видел перед собой белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела; видел в небе несчётные звёзды , светившие его путь, а он, как лев, выступал сильно и бодро, пока не взошло солнце и озарило его своими влажно-красными лучами…; табличка №-2 и №3). 9. Через два дня Герасим был уже дома. А в Москве о нём вспомнили только на другой день, дали знать полиции, доложили барыне. Тот позвал людей, и пошли они к каморке Герасима. Что же они там делали, как искали? (когда хватились его, пошли в его каморку, обшарили её, сказали Гавриле. Тот пришёл, посмотрел, пожал плечами…; табличка №-1 и №-2). Итог: в следующий тур выходят 2 игрока.

V- тур (финал) «Словесная дуэль». Финалисты садятся за стол и составляют слова (имена существительные в Им. падеже) из слова ГЕРАСИМ – главного героя повести. Ар, мир, миг, рис, маг, гам, сиг (рыба), рига, срам, мера, ас, сера, грим…

Музыкальная пауза.

Поздравления победителю, игрокам; награждение.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №3»

Сценарий
Литературной викторины
для учащихся 5 – 6 классов
по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Старый Оскол
2014
Цели литературной викторины:
помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа;
выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее;
развивать творческие способности, воображение учащихся;
развивать речевую культуру учащихся.
Задачи викторины:
формирование сознательного отношения к изучению литературы,
развитие коммуникативных способностей учащихся,
формирование умения взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели.
Участники викторины:
Требования к командам – участницам:
В состав команды должны входить учащиеся 5 – 6 классов, не более 10 человек;
Преподаватели выполняют роль организаторов, но не
участников команд;
Каждой команде необходимо подготовить представление своих участников (1 – 1,5 минуты);
Команду представляют учащиеся.
Условия игры: каждой команде необходимо:
Иметь название, атрибутику (эмблему) заданной тематики, девиз.
Представить визитку. Форма выступления произвольная. Время – не более 1,5 минут.
Подготовить домашнее задание.
- Подготовить таблички с цифрами 1, 2, 3, 4 (формат А 4) для удобного и быстрого участия в блиц – опросе.
- Перечитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Оснащение: портрет писателя, фотографии, презентация к игре, выставка детских работ.

Ход викторины
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. В.П.Астафьев показывает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растёт и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести. Случай, описанный в рассказе, который вы прочли дома, как раз из таких.
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
Этап «Представление команд»
Первый этап нашей игры позволит всем поближе познакомиться, представьте, пожалуйста, свои команды.
Команды представляют свои визитки (название команды, девипз)
Этап «Блиц - опрос»
Суть задания: За определенное время необходимо ответить на 14 вопросов, касающихся жизни, творчества Виктора Астафьева, героев его произведений.
1 вопрос:
Виктор Петрович Астафьев является
писателем
поэтом
баснописцем
летописцем
2 вопрос:
В каком веке жил и творил Виктор Петрович Астафьев
в 18
в 19
в 20
в 21
3 вопрос:
Как называлось село, в котором родился писатель
Овсянка
Гречка
Пшеничка
Зёрнышко
4 вопрос:
Определите жанр произведения Астафьева «Конь с розовой гривой»
сказка
былина
рассказ
роман
5 вопрос:
Назовите имя главного героя рассказа
Антон
Мишка
Витька
Петька
6 вопрос:
Как зовут бабушку героя?
Михайловна
Николаевна
Петровна
Васильевна
7 вопрос:
О чём мечтали все деревенские ребятишки в рассказе В.Астафьева?
о прянике конём
об игрушечном коне
о конфете
о настоящем коне
8 вопрос:
За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник?
за уборку в доме
за работу в огороде
за собранные ягоды
за помощь пастухам
9 вопрос:
Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу?
из-за съеденных ими ягод
просто так
потерялись в лесу
10 вопрос:
Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки?
не ходить домой
набрать туесок грибов
всё честно рассказать бабушке
наложить в туесок воды, а сверху засыпать ягодой
11 вопрос:
Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?
калач
булку
шаньгу
конфету
12 вопрос:
Что произошло с матерью героя?
она утонула
её сбила машина
лежала в больнице
она уехапа, бросив своих детей
13 вопрос:
Как назывался предмет, в который ребята собирали ягоды?
лукошко
туесок
ведёрко
кружечка
14 вопрос:
Как звали тётку, которая после побега героя от бабушки накормила его?
Василиса
Петровна
Феня
Глафира
Этап «Диалектные слова»
На этом этапе надо представить результаты исследования 3 диалектных слов из рассказа «Конь с розовой гривой» и подобных диалектов в разговорном наречии своего края
Команды-участницы представляют домашнее задание – компьютерные презентации «Диалектные слова»
Этап «Социологический опрос»
Данный социологический опрос – это результат предварительной работы участников команд по вопросам:
Какие черты характера пыталась воспитать бабушка у своего внука?
Могут ли литературные произведения преподать нам урок нравственности?
За что можно наказывать ребёнка?
Этап «Объяснялки»
Необходимо объяснить предложенное устойчивое выражение и сопоставить его значение с каким – либо эпизодом рассказа:
На уду попался
Тайное становится явным
Друзья познаются в беде
Ни кнутом, а пряником
Выводить на чистую воду
Без зазрения совести
Добро делаем – добро и снится, а худо делаем – худо и снится

Итог игры. Рефлексия
Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. Сегодня у нас была возможность прожить еще один день с героями рассказа «Конь с розовой гривой»
Жюри подводит итоги, объявляет и награждает победителей игры.

Критерии оценки
Рекомендации:
1-й конкурс – «Визитка» (домашнее задание). Обязательно должно прозвучать название и девиз. Оценивается соответствие заявленной тематике игры, оригинальность. Остальное на усмотрение жюри.
2-й конкурс – «Блиц - опрос». Один балл за за каждый верный ответ
3-й конкурс – «Диалектные слова» (компьютерная презентация). Оценивается соответствие тематике и качество выступления (выразительность, умение ориентироваться в материале презентации и др.). Возможно получить по одному баллу за каждое найденное в произведении слово
4-й конкурс – «Социологический опрос». Пять баллов за самое оригинальное интервью, анкету, опрос
5-й конкурс – «Объяснялки». По одному баллу за каждый полный ответ.
№ п/п
Названия команд
Задания
Итого

1
2
3
4
5

«Визитка»
«Блиц - опрос»
«Диалектные слова»
«Социологический опрос»
«Объяснялки»

Список литературы
Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 2001.
Астафьев В.П. Повести и рассказы. М.: Дет.лит., 2002.
Астафьев В.П. Пролётный гусь. Рассказы. Воспоминания. Иркутск, 2001.
Глобачев М. Дар, расцветший на холоде. Писатель Астафьев: в интерьере мирской суеты, но неизменно сам по себе / М. Глобачев //Новое время.-2001.-№ 49.- С. 40-41.
Кузнецова, М. С. " О времени, о жизни, о себе ".: над страницами книги В. П. Астафьева / М. С. Кузнецова //Уроки литературы. Приложение к журналу " Литература в школе " - 2004. - № 9. - C. 13 - 15.
Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 кл. Метод.рекомендации для учителя. М., 2007.

Урок – викторина «Своя игра»

по рассказу Тургенева «Муму».

Цели:

    Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.С. Тургенева;

    Развивающая – формировать у учащихся коммуникативные навыки, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;

    Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным.

Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, мы сегодня с вами проведем урок-викторину.

Давайте разобьемся на 2 команды. Назовите свою команду.

Вначале небольшая разминка. Блиц-опрос

Викторина

по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1. Чей портрет приведён ниже:

«...мужчина , сложенный богатырём... Одарённый необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках...» (Герасим .)

2. Как звали девушку, которая нравилась главному герою произведения? (Татьяна .)

3. Почему Герасим назвал свою собачку Муму? (Он был глухонемым .)

4. Кто жил в такой комнате:

«...кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках...; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках....»? (Герасим .)

5. Почему барыня велела утопить собачку? (Собачка оскалилась на барыню, когда та попыталась погладить её .)

6. Был ли у Герасима прототип? (Был .)

7. Каких героев рассказа можно назвать героями положительными, а каких - отрицательными? (Положительные Герасим, отрицательные - барыня, Капитон, Гаврила .)

8. Каким недугом страдал Герасим? (Немотой .)

9. Кем работал Герасим у барыни? (Дворником .)

10. Что случилось с возлюбленной Герасима в середине рассказа? (Её .)

11. Что она сделала, чтобы избавиться от ухаживаний Герасима? (Притворилась пьяной .)

12. В какое время был написан рассказ? (Во время крепостного права .)

13. Как звали дворецкого барыни? (Гаврила .)

14. Какими словами можно охарактеризовать барыню? (Скучающая старость, капризная, властная .)

15. С какой целью, на ваш взгляд, был написан рассказ? (Чтобы , что при крепостном праве крестьяне не имели никаких прав, они были собственностью помещика, с ними могли поступить как угодно .)

Правила игры :

Выбираете категорию вопроса и количество баллов. Дается 30сек.на обсуждение ответа. Если команда отвечает неверно или не знает ответ, то другой команде предоставляется возможность ответить. В случае верного ответа зачисляются баллы.

Итак, давайте начнем.

Вопросы

Обобщения:

- Чему посвящен рассказ «Муму»?

Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…»
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». Он был написан в 1952году за 9 лет до отмены крепостного права. Крепостное право закрепляло за помещиками возможность владеть живыми людьми, как вещами.

Все население России делилось на сословия ( дворянство, духовенство, купечество, мещанство-мелкие купцы и ремесленники-крестьянство). Границы между сословиями были почти непроницаемыми.

Детали портрета Татьяны : ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье, малый рост, худоба, родинка на левой щеке (худая примета), красота с нее соскочила из-за изнурит.работы, ее держали в черном теле, она нема, т.к.не может сказать слово против.

Детали портрета Капитона: белесоватые волосы, испачканный и оборванный сюртук, заплатанные панталоны, дырявые сапоги, оловянные глазки-пустые, говорит безграмотно, неряшливо, коверкает язык, пустая болтовня.

Детали портрета Гаврилы : желтые глазки и утиный нос, начальник над дворней, не имеет права голоса, положение крепостного сделало его изворотливым, уродливым, хитрым, готовым на все. Крал вместе с Любовью Любимовной сахар и прочую бакалею. Он из разряда людишек.

Словарик

Приживалк а-бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.

Компаньонка -женщина, которую нанимали в барские дома для развлечения дам

Челядь -слуги

Лакей -слуга, подхалим,

Ключник -слуга, которому доверяли ключи от кладовых, погребов

Форейтор -кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом (гуськом)

Кастелянша -женщина, владевшая барским бельем.

Дворецкий -управляющий хозяйством и прислугой в помещичьем хозяйстве.

Домашнее задание пересказ биографии Фета, выразит.чтение «Чудная картина» и вопросы наиз. «Весенний дождь»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальный конкурс методических разработок, посвященных творчеству Максима Горького, И. С. Тургенева

Номинация: внеурочное мероприятие

Методическая разработка учебного занятия по литературе в 5 классе

Место работы: МАОУ «СОШ №1»

Должность: учитель русского языка и

литературы

Артемовский, 2018г.

Класс: 5 класс

Тема: Творчество И.С. Тургенева

Тема мероприятия: Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Продолжительность занятия : 1 урок (40 минут).

Пояснительная записка:

В связи с юбилейной датой И.С. Тургенева, с целью популяризация чтения и актуализации творчества известного классика, воспитания патриотизма и формирования морально-нравственных ориентаций на примере классических произведений русской литературы проведено данное внеурочное мероприятие по рассказу «Муму».

Цель: повторить, закрепить полученные на предыдущих уроках знания;

Задачи мероприятия:

1) развивать умение охарактеризовать литературного героя; умение сопоставлять поступки героев рассказа; делать выводы, рассуждать; умение выражать свои впечатления;

2) продолжить развитие речи учащихся;

З) углубить представление о социальной проблематике художественного произведения;

4) создание установки для вдумчивого чтения художественного произведения путём применения игровых технологии;

5) воспитание сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину;

6) помочь учащимся проникнуть в мир художественного слова

И. С. Тургенева.

Планируемые результаты:

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные : осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Регулятивные : принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные : осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.

Методы и средства обучения: коллективная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, игровые методы обучения.

Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из текста.

Литература:

Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.

Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.

Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М:Дрофа,2012г.

Ход урока

1.Мотивация

Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!

Ребята, о чем это стихотворение? Как оно относится к произведению И.С.Тургенева «Муму»?

(Учащиеся говорят о том, что в стихотворении говорится о душе человека и проводят параллельные линии с образом Герасима)

Сегодня у нас внеурочное мероприятие, посвященное двухсотлетнему юбилею Ивана Сергеевича Тургенева, которое предлагаю провести в форме литературной игры по рассказу «Муму». Надеюсь, наше мероприятие пройдет интересно и познавательно для каждого! Для этого давайте разделимся на три команды.

2.Актуализация знаний в виде блиц-опроса (для каждой команды по 2 вопроса)

Итак, мы начинаем с блиц-опроса.

Я знаю о Тургеневе… (учащиеся ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)

1. Тургенев родился:

А) в Москве в) в Спасском-Лутовинове

Б) в Орле г) в Ясной Поляне

2. Тургенев не владел языком:

А) немецким в) французским

Б) английским г) испанским

3. Тургенев закончил университет:

А) Московский

Б) Петербургский

В) Казанский

4. Тургенев написал:

Б) Записки охотника

В) Дет подземелья

5. Тургенев дал «аннибалову клятву»:

А) в Петербурге

Б) в Москве

В) в Берлине

6.Годы жизни Тургенева:

Ребята отвечают, начиная со слов «я знаю о Тургеневе…»

3.Обобщение и систематизация знаний

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Давайте вспомним героев прочитанного произведения.

Задание №1 «Герой, я тебя знаю»

Конкурс «Чьи это вещи?» (1 балл)

Замок, похожий на калач

Кляча- водовозка

Богатырская кровать

Стул на трёх ножках

Дюжий (крепкий) сундук

Конкурс «По одежке встречают» (1 балл)

Кто так одевался?

1.Истасканный, оборванный сюртук; заплатанные панталоны;

дырявые сапоги; шапка с козырьком.

2.На лето – кафтан, на зиму --- тулуп; армяк;

красная крестьянская рубашка; ждал нового кафтана.

3.Одевалась плохо (бедно); Получила в подарок красный бумажный платок.

О каком герое говорится в анкете? (2 балла)

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ ».

1.Белокурая.

2.Двадцати восьми лет.

3.Маленькая.

4.Прачка. (искусная и учёная прачка)

5.Работает за двоих.

6.Когда-то слыла красавицей.

7.Нрава смирного, запуганного.

8.С родинкой на левой щеке.

9.Безответная душа.

10.Имела кроткое (покорное) выражение лица.

13.Из родни у неё был только дядя - старый ключник.

14.Ласки никакой не видала.

15. Трепетала при одном имени барыни.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ».

1.Двенадцать вершков роста.

2.Дворник.

з. Сложен богатырём.

4.Был исправным тягловым мужиком.

5.Работал за четверых.

б. Усердно исполнял свои обязанности.

7.Нрава был строгого, серьёзного, любил во всём порядок.

8.Жил сначала в деревне

9 . «Смахивал на гусака».

10. Громадная фигура.

11.Одно из прозвищ «леший»

12.Рука – « Минина и Пожарского рука.»

1З. Бьёт - не слышит.

14.Бочку перевёртывал, как детский барабан.

15.Если обещает-сделает непременно.

АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА« МУМУ».

1.Любила прикинуться загнанной и сиротливой, страдающей.

2.Во всём следовала древним обычаям.

4.Уединённо доживала в одной из отдалённых улиц Москвы.

5.Дом у неё был с антресолями.

6.Причудливая старуха.

7 .Всегда гадала по утрам.

8.Вспышки веселья и радости заменялись мрачным и кислым расположением духа

Задание №2 Короткий вопрос-короткий ответ (за правильный ответ 1 балл)

Какая птица водилась на дворе у барыни? /гуси/

От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима? /от 100 пудов/

Что такое антресоль? /верхний этаж с низкими потолками/

Кто такой тягловый мужик? /крепостной крестьянин/

Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?

/двух, стукнул лбами/

Что такое «околоток»? /окрестность, окружающая местность/

Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима? /калач/

Где хранил Герасим ключ от замка каморки? /носил с собой на пояске/

Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена? /во флигеле; коваными сундуками/

В какой должности состояла Татьяна? /в должности прачки/

Кто такой шорник? /мастер по изготовлению седла, уздечки…/

Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке? /предвещанием несчастливой жизни/

Какая должность была у Капитона? /башмачник/

Как звали жену дворецкого Гаврилы? /Устиния Федоровна/

На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок? /на случай бессонницы/

Прозвище старого буфетчика? /дядя Хвост/

Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)? /в чуланчик с водоочистительной машиной/

С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне? /с гусями под мышкой/

Какого цвета был найденный Герасимом щенок? /белый с черными пятнами/

Физкультминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Задание №3 Исследователи текста (каждой команде выдается по карточке, на выполнение работы 10 минут)

Карточки для групповой работы.

Карточка № 1 Каким показан Герасим в экспозиции?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из экспозиции.

Экспозиция

немой и могучий

работал за четверых

смахивал на степенного гусака

сложенный богатырём

Карточка № 2

Герасим в доме у барыни. Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.

Карточка № 3 Каким мы видим Герасимав эпилоге?

Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога.

Эпилог

здоров и могуч по-прежнему

работает за четверых по-прежнему

важен и степенен

богатырская сила

Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота.

Учащиеся строят развернутые ответы, опираясь на текст произведения, которые могут быть оценены в 7 баллов.

4.Рефлексия . Оценочный этап.

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства.

Подводят итоги, делятся впечатлениями.

Домашнее задание. Составление кластера или изображение понравившегося эпизода (на выбор)