Ложные патриоты в войне и мире. Сочинение: Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» (Л

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

Один из основных вопросов, который волнует Толстого - это вопрос о патриотизме и героизме русского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Лев Николаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своём романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.

В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой -- кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салонах Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие и выдвиженчество.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким как Растопчин в романе показан Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет выгоду и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о покупках, которые не являются необходимыми. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти». война мир патриотизм толстой

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины

Идет война в Австрии. Генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода главнокомандующего. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость он проявляется в бою, где “он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера”. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих “трофеях”: “Прошу запомнить, ваше превосходительство!” Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: “Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство”. Везде и всегда Долохов беспокоится о себе, только о себе, все, что он делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал “искать” генерала в стороне от боя. Из-за не переданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусливы, но не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Однако русская армия состояла не только из таких офицеров.

Героизм в романе выглядит буднично и естественно. В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. При описании этого сражения автор показывает, как растерянность охватывала пехотные полки при известии об окружении. “Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешилось в пользу страха ”. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого “дела”, маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. “Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: “Солдаты говорят, что, разувшись ловчее”, -- и смущается, чувствуя, что шутка не удалась. Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смешном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: “Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой”.

Второй герой Шенграбенского сражения -- Тимохин. Битва казалась проиграна. Но в эту минуту наступавшие французы, вдруг побежали назад... и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Его действия происходят по велению сердца. Не численное превосходство, не сложные планы полководцев, а воодушевление ротного, поведшего за собой солдат, решает исход сражения, именно его решимость и воинственность заставили отступить неприятеля. “…С такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой…” Только благодаря Тимохину оборонявшиеся имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Русскими была одержана “победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии”.

Мужество разнообразно. Есть немало людей безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности удесятеряло силы. Чем глубже продвигался Наполеон в глубь России, тем больше росли силы русского войска, тем больше слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патриотизм делает армию непобедимой. Этот вывод следует из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”.

Толстой разделил персонажей своего романа на положительных и отрицательных. Все они по-разному проявляют свой патриотизм. Положительные герои, такие как Наташа Ростова, Пьер Безухов и Андрей Болконский, любят свою родину и готовы жертвовать собой ради её спасения. Отрицательным героям чужды понятия добра и чести, они блюдут только свои интересы. Родная страна для них – лишь нескончаемый источник потребления, которым они с удовольствием пользуются.

Наташа Ростова, стремясь помочь раненым солдатам, предлагает им ночлег в своем доме, ничего не требуя взамен. Несмотря на то, что Наташа молода и вообще далека от военной жизни, она пытается помочь в меру своих сил. Наташа – патриотка своей родины, ведь часто она готова пожертвовать своим комфортом ради благополучия страны. Девушка очень добра к другим людям, поэтому, когда она чувствует, что может оказать помощь, помогает.

Мысль о сдаче французам Москвы приводит Наташу в отчаянье: ей важна судьба своей родины, она не может просто так смириться с тем, что Москва оставлена, но что-то изменить она не в силах.

Пьер Безухов также не остаётся в стороне от войны, сотрясшей Россию. Он организовывает свой полк, который, по его разумению, должен привести страну к долгожданной победе над французами. План его не приводит к тому результату, которого он ожидал, однако молодой человек не отчаивается и готовиться самостоятельно вступить в схватку с неприятелем. Пьер считает, что именно ему суждено убить Наполеона, тем самым освободив свою родину. Он идёт в самое опасное место военных действий и там оказывает посильную помощь солдатам. Его не смущает собственное положение – ведь Пьер являлся графом, – и он борется наравне с остальными солдатами. Пусть он и не оказал большого влияния на результат войны, сам факт его участия в схватке показывает Пьера настоящим патриотом.

На примере Василия Курагина рассмотрим проявление ложного патриотизма. Некогда восхищавшийся фельдмаршалом Кутузовым («Я говорил всегда, что он один способен победить Наполеона»), он буквально на следующий день меняет своё мнение на совершенно противоположное («Я удивляюсь, как можно было поручить такому человеку судьбу России»). Преобладание личных интересов над интересами родины заложено в характере этого человека. Василий может только критиковать других, но сам он никогда не возьмёт в руки оружие и не пойдёт наравне с солдатами в бой.

Таким образом, Толстой в своём романе показал, как разные люди относятся к судьбе своей родины. Истинный патриотизм присущ положительным персонажам, для которых родина – не просто место, где они живут, а что-то более родное и дорогое им, то, ради чего не жаль умереть. Отрицательные персонажи далеки от этого, поэтому их интересы стоят выше других.

На страницах романа «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает патриотизм народных масс, противопос­тавляя ему полное равнодушие к судьбе своей страны и народа представителей высшего света. Война не из­менила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, которая шла по-старому, была насыщена сложной борьбой различных партий, заглушаемой, «как всегда, трубением придворных трутней». «...И из-за хода этой жизни надо было делать большие уси­лия, чтобы сознавать опасность и то трудное положе­ние, в котором находился русский народ».

Толстой разоблачает крикливый патриотизм «растопчинских афишек», написанных псевдонародным языком, лжепатриотизм петербургских салонов, по­сетители которых, воспитанные на французской культуре и утерявшие свой национальный облик, в связи с войной срочно решили не ездить во француз­ский театр, отказаться от французской кухни и пе­рейти на русские щи.

Светское общество было далеко от осмысления уг­розы, нависшей над Россией, оно продолжало жить собственными мелкими интересами: все та же борьба за власть и деньги, все те же интриги и легкий флирт.

Писатель создает яркую картину заседания в Сло­бодском дворце, где «подслеповатые, беззубые, пле­шивые» старики-дворяне, далекие от политической жизни, оторванные от народа, по-настоящему не осве­домленные о состоянии дел, были призваны спасать отечество. Ораторы же из молодых дворян упивались собственным красноречием. Все это очень не похоже на подлинный политический порыв.

Но были среди дворян и настоящие патриоты, та­кие как старик Болконский, энергично собирающий ополчение для борьбы с французами. Его разбивает паралич. Умирающий, он рыдает, оплакивая поги­бель России.

Основная мысль Толстого заключается в том, что близость к народу обогащает, наполняет содержани­ем духовную жизнь. В то время как отдаленность дво­рянского сословия от народных масс свидетельствует о скудности души его представителей, об отсутствии моральных принципов. Чаще всего это лживые и на­сквозь фальшивые придворные типа князя Василия или карьеристы вроде Бориса Друбецкого, желающе­го «устроить себе наилучшее положение, в особенно­сти положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии», или особо неприятные персоны лифляндских немцев наподобие Берга, который в минуту всеобщего горя не упускает возможности поживиться и занят покупкой шифонь­ерки и туалета «с аглицким секретом».

Истинных патриотов, близких к народу, мы видим в лице Пьера, князя Андрея, Наташи. «Народная вой­на» 1812 года несла в себе огромную силу, способст­вующую очищению и нравственному перерождению любимых героев Толстого, благодаря чему они расста­лись с сословными предрассудками, стали человечнее и благороднее. Князь Андрей, оставив свою гордыню, сблизился с простыми солдатами, понял, что главное предназначение человека состоит в служении родине, народу. Смерть обрывает его духовные искания, но сын Николенька продолжает благое дело своего отца. Нравственное обновление Пьера тоже происходит че­рез сближение с солдатами. Показывая эволюцию этого героя, Толстой описал его увлечение европей­ской политикой, масонством, благотворительностью, философией. Но ничто не дало ему такого морального удовлетворения, как обретенная через общение с про­стым народом истина, что цель жизни - в самой жиз­ни: «Пока есть жизнь, есть и счастье».

Многих героев романа война приблизила к основам общенационального единства, приобщила к мыслям и чувствам общегосударственного масштаба, благода­ря чему они открыли в своей душе новый мир, обрели свежие, облагораживающие силы.

Примечательна в этом отношении сцена отъезда Ростовых из Москвы, прекрасна Наташа, в патриоти­ческом порыве принявшая решение вывезти раненых на семейных подводах, оставив на поругание врага до­машнее имущество.

Говоря об истинном и ложном патриотизме, нельзя не отметить разоблачение писателем «русского пат­риотизма» немцев. Это, как уже было сказано, и низкое поведение Берга, и презрительные слова Наташи, произнесенные в ответ на распоряжение матери не разгружать подвод для раненых: «...По-моему, это та­кая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю. Разве мы немцы какие-нибудь?..» И в других эпизодах при­сутствует обличение тупого солдафонства немцев, со­стоящих на русской службе, отмечается их презри­тельное и высокомерное отношение к людям, стране, в которой они живут. И в этом не только отражение го­рячих патриотических чувств Толстого, но и страст­ная борьба за основы русской национальной культу­ры, ее традиций, переживания за влияние на нее ино­странных веяний, ослабляющих сознательность определенных слоев общества, несущих в себе разру­шительную силу. Ведь только знание своих истоков, истории культуры страны и ее народа делает человека истинным патриотом своей родины.

«Война и мир» — роман Льва Николаевича Толстого — национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.

Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам-пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата-реи. Капитан Тушин — рядовой офицер, человек, олицетворяющий на-родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом-бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.

Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче-ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.

По мнению Толстого, война — «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли — долг каждо-го русского человека.

Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз-вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли-же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» — при-мер истинного патриотизма.

Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо-тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка-ждый русский человек по-своему боролся с врагом.

Бородинская битва — это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на-родом навалиться хотят», — говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.

Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.

Кутузов — выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ». Материал с сайта

Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де-нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав-шемся особой удалью. Щербатый — один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.

Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи-церов и простых солдат — вот залог непобедимости русского народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • война и мир - национальная эпопея
  • патриоты в романе война и мир и почему
  • Истиные герои и пптриоты в романе Война и мир
  • патриоты в войне и мире
  • истинные герои и патриоты в романе война и мир

«Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона , и Кутузова , и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.

Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.