Мир отцов и детей. Поколение «отцов» в романе И

Однажды Иван Сергеевич Тургенев заметил, что его роман «Отцы и дети» направлен против дворян как представителей главенствующего класса. При этом автор, по собственному признанию, выбрал из всего дворянства для своего произведения лишь глубоко положительных для того, чтобы их полнейшую несостоятельность.

Дядя Аркадия, Павел Петрович Кирсанов, показан Тургеневым как аристократ, человек хорошо образованный, с отличными манерами, следящий за собой. Он является сыном генерала, в прошлом служил в столице, мог сделать блестящую карьеру военного. Однако в свое время пострадал от несчастной любви, которая опустошила его душу и лишила всего.

Разочаровавшийся в жизни Павел Петрович приезжает в далёкое имение Марьино к родному брату и остается там навсегда. Судьба кардинально изменила его окружение, но она не смогла поломать устоявшиеся манеры и сложившиеся привычки поведения.

Во взглядах героя соединилось западничество и славянофильство. Будучи молодым, он считал себя либералом. Русских людей Кирсанов называет патриархальными. Народ, по его словам, почитает предания минувших лет, живет верой и за это заслуживает уважения.

Однако при разговоре с простолюдинами Павел Петрович всегда морщится и начинает нюхать одеколон. Символом его любви к крестьянам является пепельница в виде лаптя, что стоит на его столе. Иными словами, Павел Петрович – любящий себя аристократ, покончивший с былой жизнью. Он не живет, а существует ныне. Тургенев даже написал, что герой ныне стал мертвецом.

Возникновение рядом Базарова, человека с резко противоположными взглядами и стремлениями, привнесло в вялотекущую жизнь «отцов» активность. И это вызвало некое раздражение. Евгений Базаров не воспринимает ценностей дворян, даже активно выступает против них. Не видит смысла в чтении поэзии, не понимает, как можно наслаждаться пейзажами. Смысл природы он видит лишь в возможности использования ее материалов. Базаров не верит в чувства, в том числе в любовь, воспринимая сие чувство как химическую реакцию. Поэтому Евгению было невозможным понять боль от былых сердечных мучений героя. Он видит эту историю бессмысленной и даже смешной.

Павел Кирсанов буквально с первого взгляда стал презрительно относиться к Базарову, считая того плебеем и нахалом, не достойным уважения. При этом его нельзя назвать злым человеком. Напротив, он тепло относиться к Фенечке, он уважает брата и любит племянника Аркадия. А после дуэли старший Кирсанов даже отметил мужество Евгения.

Все сказанное Базаровым буквально перечеркнуло прошлую жизнь Кирсанова. Ведь, по мнению Базарова, он старик, который сидит, ничего не делает, а все, что он говорит, только пустые слова. На это заявление Кирсанов принимается защищать не только себя, но и все дворянство. И ему удалось отыскать слабое место в философии Базарова: нигилисты все отрицают, ничего не строя взамен, а ведь так можно все разрушить.

Представителем сего поколения является брат Павла Николай Кирсанов. Он очень добрый и тихий человек. Потеряв жену, он нашел свою любовь и ныне живет в счастье рядом с Фенечкой и маленьким ребенком, у его хорошие отношения с сыном Аркадием. Его жизнь состоит из мелких повседневных забот. Он старается улучшить имение, но при этом, как и все дворяне показывает абсолютную неприспособленность к жизни.

Аркадий, несмотря на молодые годы, по своим воззрениям относится к поколению «отцов». Он учится вместе с Базаровым в университете, считает его примером для подражания, уважает в нем силу духа и принципиальность. Аркадий добрый, любит своего отца, он с ранних лет воспринял идеи дворян. Поэтому несмотря на то, что подражает Базарову и называет себя сначала нигилистом, вскоре отходит от всех этих воззрений и находит тихое счастье с Катей Одинцовой. Он видит свое будущее в создании семьи и жизни в родовом имении. Ему нравится покой и безмятежность.

Трогательными героями показаны в произведении родители Базарова. Они простые люди, живут в деревне, сына своего любят и готовы на все ради его благополучия. Отец его был военным, лично знал некоторых декабристов. Он великий созидатель. Мать Базарова была вежливой, тихой женщиной. Никогда ни на кого не повышала, только вот сплетничала иногда. Тургенев описывает стариков Базарова с особой любовью. Эта семья заложила в характер Базарова настоящие нравственности ценности и их нельзя изменить.

Своим романом Тургенев показал важность связи между поколениями. Благодаря этой невидимой нити, связующей представителей одной семьи, удается сохранить все самое ценное и хрупкое и пронести сквозь года.

В конце романа автор сообщает, что «Аркадий сделался рьяным хозяином и «ферма» приносит уже довольно значительный доход». А Николай Петрович работает с мужиками, пытаясь «вразумлять» их к жизни по правилам. Однако все эти попытки, о которых сам автор повествует неуверенно, вряд ли решат назревшие проблемы, тем более что не все помещики согласны были на перемены. Поэтому гораздо решительнее Тургенев обличает ложность идей, фальшивость патриотизма в образе Павла Петровича Кирсанова, который также живёт в мире «отцов», но его мир непонятен и чужд даже близким людям, брату и племяннику. Павел Петрович живёт «на английский манер» не только за границей, но и в родном российском поместье. Он читает не русские, а зарубежные газеты, одевается и держится, как английский аристократ, делами имения не занимается вовсе, а при разговоре с крестьянами ему необходим надушенный платок для защиты изнеженного обоняния от дурных запахов. Но в спорах с Базаровым он рассуждает о роли русского либерализма, о логике истории, об общественном благе. Этот интеллигентный дворянин изображается автором иногда в нелепых или в комических ситуациях. Например, его дуэль с Базаровым, рыцарский поединок, состоялся в защиту крестьянки Фенечки, которая не являлась «дамой сердца» Павла Петровича. И, несмотря на высокопарные заявления этого истинного аристократа о «принсипах», о чести и достоинстве дворянства, Тургенев методично развенчивает его ореол.

В одиннадцатой главе романа автор рисует грустную картину: Николай Петрович, любуясь вечерним пейзажем, вспоминает прошлое и понимает вдруг, что дорогой ему, «волшебный мир», исчез навсегда. «У него… навёртывались слёзы», а когда он попытался объяснить подошедшему брату своё душевное состояние, тот не понял его. Павел Петрович «не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа»; он не испытывал никакой ностальгии по исчезающей прелести «дворянских гнёзд». В конце романа автор сообщает, что Павел Петрович снова покидает родину, о судьбе которой с таким пафосом спорил с Базаровым; он забывает «всякую суету», доказывая всем образом своей жизни, как не нужна ему общественно-политическая борьба, как далеки его мысли и дела от реформ в России. Его почти не волнует (за исключением той грусти, которую он скрывает) собственное будущее, тем более – будущее страны, покинутой им навсегда.

К лагерю «отцов» следует, видимо, причислить и родителей Евгения Базарова, к которым сын относится без особого почтения и уважения. Он снисходительно (если не презрительно) отзывается о жизни и деятельности своего отца, отставного штаб-лекаря, служившего у генерала Кирсанова, деда Аркадия. Василий Иванович очень добросовестно относился к службе, он продолжает и после отставки лечить людей. А его сын считает занятия отца бессмысленными и ничтожными, уравнивая его с теми людьми, которых, по мнению нигилиста Базарова, не за что уважать: «…мои родители… не беспокоятся о собственном ничтожестве…». Так же резко Базаров судит и о людях, которых не знает. Например, о генерале Кирсанове он говорит так: «…дубина была порядочная».

Грустно слышать отцам от детей нелестную оценку своей деятельности, уклада жизни и привычного, дорогого им мира. И отношение автора к изображаемым событиям, к героям неоднозначное: И.С.Тургенев понимает, что дворянство не способно играть роль передового класса, но он сочувствует старшему поколению, как сочувствует и представителям либерально-демократических партий, сдающих свои позиции в общественно-политическом движении.

В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев отобразил общественные процессы в России 59-60-х годы XIX столетия. В это время главным вопросом был вопрос о будущем России, о том, какими должны быть преобразования, чтобы улучшить жизнь народа, ибо все приходили к пониманию необходимости изменить существующие и изживающие себя порядки. По отношению к этому вопросу общество разделилось на два лагеря: революционеров-демократов и либералов в союзе с консерваторами.
В романе И. С. Тургенев представил эти два лагеря как мир “отцов” и “детей”. Единственным представителем поколения “детей” является Евгений Базаров, молодой человек, закончивший университет, увлекающийся медициной и естественными науками. К противоположному лагерю относятся братья Кирсановы - Николай Петрович и Павел Петрович, родители Базарова, а также Аркадий Кирсанов, представитель молодого поколения дворянства.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является антагонистом Базарова, его идейным противником. Если Евгений - нигилист, то есть человек, не верящий в авторитеты и отвергающий принципы, то Павел Петрович, напротив, не мыслит своей жизни без “принсипов” и авторитетов. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя”, - говорит он. Павел Петрович -представитель либерального движения, склоняющийся К консерватизму. Больше всего он преклоняется перед английским аристократизмом. Для него идеал государства - Англия. Павел Петрович считает себя полезным человеком: он иногда заступается за крестьян перед братом, несколько раз одалживал ему деньги, когда имение стояло на грани разорения. Но Базаров упрекает его в том, что, рассуждая о народе, Павел Петрович не способен действовать, он “сидит сложа руки”, а маской неудачливого человека с разбитой судьбой прикрывает свою несостоятельность и бездейственность. Впрочем, Павел Петрович по-своему достойный человек: он любит брата и племянника, уважительно относится к Фенечке, благороден в своих поступках, безукоризненно вежлив. К сожалению, практицизм не является отличительным качеством этого дворянина: видя, что нововведения брата только лишь расстраивают имение, он не может ничего предпринять, чтобы поправить дела. Павел Петрович не соглашается с тем, что “его песенка спета”, он убежден в том, что “дети” не правы и что его идеи гораздо правильнее, чем их. Речь Павла Петровича своеобразна. Он часто употребляет иностранные слова, русские же говорит на французский манер, вместо общепринятых “этим” и “это” говорит “эфтим” и “эфто”. Его речь изобилует выражениями типа “считаю своим долгом”, “не соблаговолите ли вы...” и т. д.
Брат Павла Петровича, Николай Петрович, дворянин, отец семейства и либерал, также является представителем “отцов”. Он либерал и гордится этим. “Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел...; читаю, учусь, стараюсь встать вровень с современными требованиями...” Но все его модные преобразования лишь расстраивают имение. Тургенев показывает картину бедности, отсталости народа: “пруды с худыми плотинами”, деревеньки с “до половины разметанными крышами”, мужички, “обтерханные, на плохих клячонках”... Подслушав слова Базарова о том, что “его песенка спета”, Николай Петрович соглашается с этим, не протестуя. Он охотно поверил в то, что идеи молодежи более современны и полезны. Николай Петрович прекрасный, заботливый и любящий отец, внимательный брат, чуткий и тактичный человек. То, что в сорокалетнем возрасте он играет на виолончели, читает Пушкина и восхищается природой, не вызывает у нас возмущения и непонимания, как у Базарова, но лишь улыбку умиления. Николай Петрович - человек, созданный для семейного счастья, для тихой жизни в своем имении.
Его сын Аркадий, только что закончивший университет, что называется, сын своего отца. Вначале он увлекся идеями Базарова, но, в конце концов, мы видим, что он был лишь временный попутчик молодого нигилиста и в дальнейшем повторит судьбу своего отца.
Итак, на примере образов Кирсановых Тургенев показывает то положение, в котором находилось дворянство пореформенной Руси, их неумение приспособиться к новым условиям, бесплодность их деятельности. Сам Тургенев писал, что он показал “сливки” дворянского общества. Если уж лучшие из дворян не могут выжить в новых условиях, то что же говорить о всех остальных...

Размышления о психологической грани взаимоотношений между поколениями (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Психология человека - это состояние его души, которое определяет его мироощущение, мотивирует поступки и фор­мирует отношение к жизни. Психология - ещё и сфера пере­живаний человека, мир его чувств. На психологию людей влияет их наследственность, окружение и воспитание, а также данные природой черты характера.

Семья Болконских, как описывает её автор в своём гени­альном романе, является одной из самых богатых и влиятель­ных в России благодаря знатности рода, богатству и связям. Глава семьи - старый князь Николай Андреевич Болконский, генерал-аншеф в отставке, в молодости участвовал в военных кампаниях под началом Суворова и Кутузова. Поссорившись с царским двором при императоре Павле, он безвыездно жил в своём имении Лысые Горы, что в Смоленской губернии.

Его имение одно из самых богатых в России; начальники губерний приезжали с поклоном к старому князю на приём и с трепетом ожидали своей очереди в официантской вместе с архитектором, садовником и княжной Марьей - людьми, с которыми можно было не церемониться.

И старый князь, и его сын, молодой Болконский, и дочь, княжна Марья, живут в тесном семейном союзе.

Но у каждого из них свой мир, своё видение жизни и соб­ственное понимание роли в семейных и общественных связях.

Глава семьи - человек очень яркой судьбы, и его прозвище, «прусский король», несколько ироничное, говорит тем не менее об уважительном отношении к нему в высоких кругах Москвы и Петербурга. Старый князь Болконский, гордясь древностью рода и славой своей династии, уверен в собственной исклю­чительности и в праве быть первым. В своём доме, в семье он безусловный владыка и повелитель. Своенравный старик счи­тает: труд души и реальные дела - это то, что свидетельствует о подлинной ценности человека. Каждый должен подавлять в себе свои слабости. Поэтому князь непримирим к праздности и суевериям и противопоставляет им деятельность и ум.

И эти жёсткие требования к людям, наряду с пунктуальным, расписанным до минут, жизненным распорядком лысогорского дома, мучительно тяжелы для окружающих. Но властный старик считает установленные им правила непогрешимыми и не тер­пит ни в ком хотя бы малейшего с ним несогласия.

Именно из-за своего эгоизма он не допускает возможности быть самостоятельными, иметь право на счастье и личную жизнь для самых дорогих для него людей - сына и дочери.

Мучая свою дочь оскорблениями и придирками, старый Бол­конский в то же время не мыслит своей жизни без неё. Покор­ная отцу княжна Марья как безответная жертва его своеволия должна быть полностью от него зависима. Князя не волнует возможное одиночество дочери в будущем и то, что она по его вине будет лишена права быть счастливой женой и матерью. Точно так же он разрушает счастье своего сына Андрея.

Спутниц его жизни, княгиню Лизу и Наташу, он считает не­достойными своего необыкновенного сына. Первая жена Ан­дрея, маленькая княгиня, не выдерживает гнёта своенравного старика и гибнет во время родов. Укор на ее лице видят ее муж и свёкор, и чувство вины будет преследовать их всю жизнь. Князь Андрей полюбил Наташу по-настоящему, но для князя Николая и княжны Марьи их будущая невестка недостаточно хороша. Семья Наташи, графы Ростовы, статусом ниже князей Болконских, да и средства их из-за непрактичности и открытого образа жизни сильно растрачены. Но причины, из-за которых оба семейства не могут соединиться, не только в этом.

В чём же? Болконские, с их требовательностью к себе и окру­жающим, с их суровой моралью и осуждением людских слабо­стей, не приемлют Ростовых с их добротой, душевной щедро­стью и открытостью, готовностью помочь всем и каждому.

Бездушно относится старый князь к чувствам и пережива­ниям князя Андрея и княжны Марьи. По отношению к дочери он рассуждает: «Разве не живут в девках?» По отношению к сыну: «…был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Второе поколение этой семьи - молодые Болконские. Марья, с её жертвенностью, желанием всегда быть покорной воле Бо­жьей и даже стать бедной (в идеале - странницей), - она не так уж боязлива и безответна.

Марья ненавидит Бурьен, француженку, из-за привязанности к ней старика отца. Эту слабость себе князь Николай охотно про­щает. По-своему гордая и своенравная, княжна осуждающе от­носится к возможной женитьбе её брата на молодой Ростовой.

Князь Андрей, с его честностью, суровым характером, посто­янным ощущением собственной правоты, очень похож на отца. Он имеет свою жизненную программу и следует ей неукосни­тельно. И всё же он смягчается перед смертью. Он чувствует в себе желание всех любить и всех простить, даже врагов.

Марья, страдая от деспотичного характера отца, смиряется и жалеет его: ведь он стар и немощен. И старый князь Болкон­ский, умирая, желал бы сказать дочери слова любви и нежности, готов просить у неё прощения. Но в этом главном для себя чув­стве своей жизни он многое потерял безвозвратно.

На примере судеб Болконских автор, изображая психологию героев, утверждает первенство доброты и душевной щедрости в сравнении с суровостью в чувствах, в сравнении с неприятием людских слабостей и уверенностью в собственной непогреши­мости.

Мораль. Человек рождён для радости жизни. Пусть не отни­мает это право у других.

Здесь искали:

  • проблема отцов и детей в романе война и мир
  • проблема отцов и детей в войне и мире
  • война и мир проблема отцов и детей

Мир отцов в романе Тургенева "Отцы и дети" и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей Большаков[гуру]
Основной конфликт романа заключается в столкновении двух “поколений” русского общества: дворянского и разночинно-демократического.
Представителем молодого поколения в романе явл-ся разночинец Базаров, проповедующий нигилизм - учение об отрицании всяких принципов, принятых на веру. Его идейным противником в споре явл-ся бр. Кирсановы, к/ые, представляют собой лучшую часть дворянства того времени.
С Николаем Петровичем Кирсановым мы встречаемся на первой странице романа. “Барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах... ” - так рисует его автор. Николай Петрович имеет поместье в 200 душ, к/ое он наз-ет “фермой”.Помещик из него получился плохой, несмотря на то, что он ведет хоз-во на новый лад и “размежевался с крестьянами”. Он - любящий отец, и искренне радуется приезду сына. “В кои-то веки дождался я Аркаши... Я со вчерашнего дня и насмотреться на него не успел”. Во время жизни с сыном в Петербурге отец старается заводить знакомства с молодыми товарищами, но увлечения Аркадия Базаровым и его идеями он не понимает. “Но отвергать поэзию? - подумал он опять. - Не сочувствовать художеству, природе? ”
Николай Петрович любит помечтать, читает Пушкина, играет на виолончели и восторгается природой - одним словом, живет чувствами. А Базаров высмеивает это: “Удивительное дело.. - эти старенькие романтики! Разовьют в себе нервную систему до раздражения.. . ну, равновесие и нарушено”.
У Николая П. , в отличие от его брата Павла П. , мягкий характер, он многое прощает Базарову и даже защищает его: “Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ”.
Павел П. явл-ся во многом пр/положностью своему брату. Он, бывший светский лев, также живет чувствами. Но если Николаю Петровичу любовь дает счастье и смысл жизни, то в судьбе Павла П. любовь к княгине Р. сыграла роковую роль. Отличают его от брата и такие кач-ва, как высокомерие, наглость, насмешливость.
Павел П. - аристократ до мозга костей. Всегда безупречно одет и выбрит, надушен великолепным одеколоном. Автор так описывает старшего брата Кирсанова:
“...Человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки... На вид ему было лет 45; его красиво остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно привлекательное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной... ”
Павел П. стоит на славянофильских позициях, но при этом одевается в английский костюм, а при разговоре с мужиками “морщится и нюхает одеколон”. В округе его считают гордецом, но уважают за его великолепные манеры. Павел П. дразнит “помещиков старого покроя либеральными выходками” и не сближается с представителями молодого поколения.
В спорах Базаров легко побеждает Кирсановых, которые не могут дать достойный отпор молодому поколению в лице Базарова, энергичному и знающему человеку, к/ый с иронией относится к “старичкам Кирсановым”.Дядю Аркадия он считает “архаичным явлением”, а Николая П. - “отставным человеком”.
Взгляды Базарова не выдерживают испытания любовью, он с негодованием чувствует, что отрицаемая им ранее “романтика” берет в нем верх. Герой умирает по глупой случайности, пережив перед этим кризис своего столь прочного прежде мировоззрения.
Кто же победил в споре? За кем пойдет Аркадий, молодой представитель дворянства?
Но он выбрал жизнь, подобную жизни отца. Кровные узы оказались сильнее всякого нигилизма. Он женится, хозяйствует в имении, продолжая дело своего отца.
Тургенев в романе “Отцы и дети” показал, что дворянство перестает быть передовым классом в обществе. В России нарождается новая сила, имя которой нигилизм. Но автор в этой силе не видит ничего позитивного, а только одно разрушение и отрицание, которые ни к чему хорошему не ведут. При этом Базаров симпатичен и автору, и читателю своей энергией, трудолюбием, целеустремленностью, преданностью своим убеждениям.