Мишка кошевой. Кошевой в доме Мелеховых (анализ эпизода из романа М

Мишка Кошевой – один из героев романа «Тихий Дон», казак из станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков, ухажер Дуняши . Это жестокий и порывистый человек, действующий под влиянием минутных эмоций. Перейдя на сторону «красных», он всю жизнь посвятил борьбе с белыми. Он спокойно убивает сотни людей, оправдывая себя фразой: «Все мы душегубы». По идейным соображениями противопоставлен ему в романе Митька Коршунов , хоть они и схожи по характеру и совершенным зверствам.

В поисках «новой» правды Мишка стал безжалостным убийцей. Для него больше не было друзей, соседей, родных. Они все подразделялись либо на «своих», либо на врагов. Врагами он считал даже детей и стариков, если те были из тех семей, против кого он воевал. Так, мстя за Котлярова и Штокмана, он жестоко убил деда Гришаку и сжег множество домов своих врагов. Вместе со своими зверствующими товарищами он сжег более ста домов в станице Каргинской. Для Мишки в порядке вещей ухаживать за Дуняшой после того, как он убил ее брата – Петра Мелехова . На примере этого героя автор показывает, что правда должна быть какая-то одна, общечеловеческая, а не частная, приводящая к вражде между родными людьми.

В годы империалистической войны он осознал, что, справедливость на стороне народа и организовал агитацию среди казаков, выступая против этих военных сражений. Мишка не мог находиться вне борьбы, когда решается судьба народа. Оказавшись в отарщиках, он не может пребывать в одиночестве, и страшится, что эта степная тишина поглотит его. Если же Гришка Мелехов всегда находился на распутье своих взглядов, то Кошевой не желал выйти из борьбы. Наоборот, осмысленно выбрав правильную дорогу борьбы за изменение жизни во время революции, он справляется с чувством жалости к Григорию и критикует своего товарища, с которым когда-то учился в школе.

Когда в хуторе к власти пришла Советская власть, и Кошевой был избран товарищем председателя Совета, он настоятельно добивается, чтобы Мелехова арестовали. Мишка с особой ненавистью относится к врагам Советов, и поэтому он беспощадно уничтожает дома купцов и священнослужителей, предает смерти деда Гришаку. Но в тоже время Шолохов ярко показывает его душевный мир. Он был мечтательным и любил родные края. Через все годы войны он проявляет любовь к Дуняше и своим детям. С большим тактом писатель изображает те моменты, как ненавистный Ильиничне Кошевой завоевывает ее доверие, после чего у старухи пропадает к нему вся ненависть. Женившись на этой милой девушке, несмотря на тяжелую болезнь, он весь уходит в домашнее хозяйство. Однако, вскоре он начинает осуждать свое трудовое рвение и уходит в борьбу за светлое будущее казаков.

Шолохов на последних страницах произведения сталкивает Кошевого и Григория Мелехова, подчеркивая бдительность и рост в политических взглядах Мишки. Раскрытие характера Кошевого проявляется через все его поступки в процессе борьбы за укрепление советской власти среди донских казаков. В романе он показан как хозяин жизни и представитель трудового казачества, нашедшего правильный путь в революции. Показывая образ Кошевого, Шолохов хотел показать, что такая фанатичная борьба, как у Мишки ни к чему хорошему не приведет.

Мишка Кошевой.

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Щелкунчик Гофмана

    Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» является одним из символов Рождества и Нового года. Даже одноименный балет является гвоздем программы театров именно в это время.

  • Анализ рассказа Контора Тургенева

    Произведение входит в виде составной части в прозаический цикл рассказов писателя, названный «Записки охотника».

  • Сочинение по картине Куинджи Березовая роща (описание)

    Среди полотен мастера выделяется одна из его ранних работ: «Березовая роща». Сейчас картина выставляется в Третьяковской галерее и до сих пор зрители и критики отмечают ее необычную живость

  • Характеристика и образ Людмилы в поэме Руслан и Людмила Пушкина сочинение

    Людмила – младшая дочь киевского князя Владимира. Она не одна в семье – у неё есть крепкие могучие братья. Девушке исполнилось 17 лет. Она красавица – лунолика, черноброва.

  • Сочинение Русалочка (по сказке Андерсена 4 класс)

    Русалочка - это знаменитое сказочное произведение, известное каждому с малого возраста. На его материале отснято большое количество мультиков, с самой различной концовкой сказки.

Образ Михаила Кошевого отражает то, как революционные изменения жизни влияли на развитие характера героя на изменения, его нравственных качеств.

В первой книге, где изображается мирная жизнь, Михаил Кошевой - друг Григория Мелехова, участник кружка Штокмана почти не показан в действии. Автор только набрасывает его портрет. «Был он коренаст, одинаково широк в плечах и бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и странно выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женскими очертаниями матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбою кучерявых волос...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 141. Мужественные черты сочетаются здесь с нежными чертами. Михаил Шолохов подчеркивает детскость, ласковость Кошевого. Так, например, он ласков в обращении с женщинами. Когда Валет в разговоре героем называл Марью Богатыреву распутной, «Михаил, томительно и нежно улыбаясь, поправил его: - Не распутная, а веселая» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 303..

Но простой, веселый деревенский парень в течение бурных лет резко меняется и из второстепенного образа превращается в одного из главных героев.

Повествуя о событиях 1918 года, автор отмечает, что за годы войны «лицо Михаила возмужало и как бы вылиняло...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 297. Когда Григорий Мелехов встречается с Кошевым, которого не видел более полутора лет, он не без удивления разглядывает «...посуровевшее лицо бывшего друга...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 334.

С годами изменяются глаза Михаила. В первой книге у него «...красивое темноглазое лицо...», «...темные глаза...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 1. - М.: Правда, 1975. - С. 141., в третьей книге Григорий, здороваясь с ним, «...засматривается в голубые его глаза...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 127.

После убийства Штокмана, когда до Михаила дошел слух о зверской расправе в хуторе Татарском с Иваном Алексеевичем, Шолохов описывает героя: «Голубыми и холодными, как лед, глазами смотрел на станичника, спрашивал: «Поборолся с советской властью?» - и, не дожидаясь ответа, не глядя на мертвеющее лицо пленного, рубил. Рубил Безжалостно...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 378.

У Михаила, который вернулся с фронта, потухшие, мутные глаза. Но они «оживились», когда он увидел Дуняшку. «Ильинична с удивлением заметила, что потухшие глаза «душегуба» теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 288. Когда же Григорий, вернувшись с фронта домой вслед за Кошевым, хотел обнять его, он «увидел в безулыбчивых глазах его холодок, неприязнь...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 324.

В приобретенной Кошевым с годами манере сжимались губы, стискивать зубы, «...в упрямой складке, которая ложилась у него промеж бровей...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 386., в твёрдой походке, в пристальном взгляде, который он всаживал в собеседника, заставляя того потупиться...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 300., и в том, как «рывком вскидывал свои глаза, и они смотрели прямо в зрачки врага, вонзались в них...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 194. во всём этом видно ожесточение Михаила Кошевого.

Герой не сразу научился действовать уверенно, ранее не раз он испытывал чувство растерянности и стыд. Когда, например, Валет сообщил, что восставшие казаки разбили под станицей Мигулинской красную гвардию, «по лицу Михаила... скользнула растерянность, он сбоку глянул на Валета, переспросил:

Как теперь?» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 2. - М.: Правда, 1975. - С. 297-298.

У Михаила, который униженно просит отарщика Солдатова не выдавать его, - «растерянно бегали глаза...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 32..

Возвращаясь из Вешенской в хутор Татарский, и не зная ещё, что там происходит, Кошевой колеблется: «Что делать? А если и у нас такая заваруха? Кошевой затосковал глазами...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 169. Позднее, когда он спасся от грозившей ему в хуторе смерти, «вспомнил, как брали его в плен, беззащитность свою, винтовку, оставленную в сенях, - мучительно до слёз покраснел...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 171..

Чувство растерянности в различных его оттенках выражают не только глаза, движения Кошевого, но и тон его голоса.

Когда, например, Михаил узнаёт от встречного красноармейца, что хутор Горбатов, в который он направляется, занят белыми, он расспрашивает этого солдата недоумённо и растерянно. «Как же на Бобровский проехать? - растерянно проговорил Михаил...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 377..

В первых трёх книгах «Тихого Дона» растерянность Кошевого проявляется иной раз так резко, как не проявляется растерянность Григория Мелехова. Тем контрастнее выглядят его действия, когда он уверен в своей силе и превосходстве.

Так, например, приступая к обязанности председателя хуторского ревкома, герой не испытывает ничего, кроме раздражения: «Злой донельзя на себя и на все окружающее, Мишка встал из-за стола, оправил гимнастёрку, сказал, глядя в пространство, не разжимая зубов: «Я вам, голуби, покажу, что такое советская власть!» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 307.

Сдержанно и решительно ведёт он себя, явившись в дом дезертира. Михаил, «спокойно улыбаясь», просит его выйти «на минутку» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 314..

Когда Ильинична укоряет его за убийство деда Гришаки, Мишка «добродушно улыбнулся и сказал: «Станет меня совесть точить из-за такого барахла, как этот дед...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 275.

Беспощадность Кошевого происходит не от природной жестокости, как, например, у Митьки Коршунова, а диктуется и объясняется им классовой борьбой. Матери, убитого им, Петра Мелехова, Мишка говорит: «...Не с чего моим глазам зажмуряться! А ежели Петро меня поймал, что бы он сделал? Думаешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 283.

Чувство классовой ненависти господствует у этого героя над всеми другими проявлениями души. Он всё готов сделать ради советской власти.

Так, например, Михаил Кошевой отвечает на сетования земляков о нехватке соли: «Наша власть тут ни при чём... Тут одна власть виновата: бывшая кадетская власть! Это она разруху такую учинила, что даже соль представить, может, не на чем! Все железные дороги побитые, вагоны - то же самое... долго рассказывал старикам о том, как белые при отступлении уничтожали государственное имущество, взрывали заводы, жгли склады, кое-что он видел сам во время войны, остальное вдохновенно придумывал с единственной целью - отвести недовольство от родной советской власти. Чтобы оградить эту власть от упрёков, он безобидно врал, ловчился, а про себя думал: «Не дюже большая беда будет, ежели я на сволочей и наговорю немножко. Все одно они сволочи, и им от этого не убудет, а нам явится польза...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 312.

Даже Дуняшке, единственно родному человеку, Кошевой делает суровое предупреждение из-за того, что та нелестно отозвалась о красных: «ежели ишо раз так будешь говорить - не жить нам с тобой вместе, так и знай! Твои слова - вражьи...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 105. Всё это характеризует фанатизм, бескомпромиссность его позиций.

С другой стороны Михаил Шолохов не скрывает иронии, изображая этого героя. Так, например, повествует автор о наивной удали, которой блеснул Мишка, возвращаясь летом 1919 года в родной хутор:

«...Испокон веков велось так, что служивый, въезжавший в хутор, должен быть нарядным. И Михаил, еще не освободился от казачьих традиций, даже будучи в Красной Армии. Собрался свято соблюсти старинный обычай... Он отвинтил с углов кровати полые внутри шары, привесил их на шелковых шарах к уздечке... Несмотря на то, что зрение коня страдало от блеска... Михаил не снял с уздечки ни одного шара...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 380.

Юмором проникнуты также сцены, когда Михаил впервые отправляется в хуторской ревком исполнять свои обязанности председателя: «...походка его была столь необычна, что кое-кто из хуторных при встрече останавливался и с улыбкой смотрел ему вслед...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 305.

«- Сделаю, тезка, ей богу сделаю, только отойди трошки, а то как бы тебе стружка в глаза не попала, - уговаривал его Кошевой, посмеиваясь и с изумлением думая: «Ну до чего похож, чертенок... вылитый батя! И глаза и брови, и верхнюю губу также подымает... Вот это работенка!» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 4. - М.: Правда, 1975. - С. 287. Здесь прямая речь и внутренний монолог помогают представить одновременное добродушие и изумление на лице Кошевого без каких-либо указаний со стороны автора.

Хотя с годами внешний облик героя изменяется, что-то женственное и ребяческое в Кошевом остается. Так, например, слушая, как Штокмана с невозмутимым видом рассказывает какую-то смешную историю, Михаил «...смеется детским, заливчатым смехом, захлебываясь, и все норовил заглянуть под башлык Штокману...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 166. Когда он, жестоко избитый повстанцами, узнал от матери о восстании, об убийстве Фильки, Тимофея и о бегстве Алексея Ивановича, Штокмана, Давыдки, - «за долгое время в первый раз заплакал Михаил, по-ребячьи всхлипывая...» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 171.

Но все это не вносит в образ Кошевого необходимой гармонии, и в сознании читателей он так и остается отрицательным героем. Михаил Кошевой - это воплощение преданности партии, но по шкале человеческих ценностей он оказывается ниже Григория. Однажды, услышав, что Михаилу угрожает смерть от рук казаков, Григорий, не думая о собственной опасности, мчится к нему на помощь: «...Кровь легла промеж нас, но ить не чужие мы?» Шолохов М. А. Собрание сочинений: В 8- ми т. - Т. 3. - М.: Правда, 1975. - С. 168. Если он постоянно колеблется в политической борьбе, то это происходит потому, что он верен себе, человеческому достоинству, порядочности.

Каковы бы были намерения Шолохова при изображении этого героя, из него едва ли получится светлый образ нового советского человека.

Введение Описание Михаила Кошевого Характеристика Михаила Кошевого Кошевой и Мелеховы Заключение

Введение

Михаил Кошевой в романе ” Тихий Дон ” первоначально является второстепенным лицом. Но постепенно его образ выдвигается на первый план. Именно этот, на первых порах малозначительный персонаж, играет решающую роль в судьбе целого ряда центральных героев произведения.

Описание Михаила Кошевого

В первой части “Тихого Дона” Мишка Кошевой предстает перед нами обычным хуторским парнем с наивным, даже

несколько детским, выражением лица и смешливыми глазами. Именно на глаза героя обращает внимание читателя Шолохов. Темные в первой книге они неожиданно становятся “безулыбчивыми”, “голубыми и холодными, как лед” в третьей.

За годы войны “лицо Михаила возмужало и как бы вылиняло”. Герой ожесточается, хмурится и часто стискивает зубы. Кошевой “рывком вскидывал свои глаза, и они смотрели прямо в зрачки врага, вонзались в них”. Его потухшие глаза ненадолго оживляются только тогда, когда он смотрит на Мишатку и Дуняшку. “Огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли”.

Характеристика Михаила Кошевого

В мирное время Кошевой ведет себя, подобно своим ровесникам. Живет заботами о хозяйстве, принимает участие в развлечениях хуторской молодежи. Меняет его взгляды на жизнь участие в кружке Штокмана. Мишка проникается идеями приезжего члена РСДРП и безоговорочно встает на сторону советской власти. В отличие от Григория Мелехова, Кошевой ни на минуту не сомневается в том, на чьей он стороне. Его преданность идеям партии постепенно доходит до фанатизма, и герой полностью ожесточается. Чувство классовой ненависти вытесняет из его души все общечеловеческое. Окончательное перерождение Кошевого происходит после того, когда он узнает о гибели своих товарищей. “После убийства Штокмана, после того, как до Мишки дошел слух о гибели Ивана Алексеевича и еланских коммунистов, жгучей ненавистью к казакам оделось Мишкино сердце. Он уже не раздумывал, не прислушивался к ненавистному голосу жалости, когда ему в руки попадался пленный казак-повстанец”. Он убивает, выжигает дома. Особенно показательны сцены участия Кошевого в карательной экспедиции в станицу Каргинскую, где он лично пустил “красного кочета” в 150 домов.

Михаил от природы не был жестоким. Он рассказывает, что, в отличие от других казаков, не может даже поросенка зарезать. Но, противники новой власти для него – это уже не люди. По его мнению, они зря живут на свете, на них у Кошевого “рука твердая”. Характерно, что слово “враг”, постоянно звучит в речи героя. Враги видятся ему повсюду. Даже Дуняшу, самого близкого ему человека, он готов выбросить из своей жизни только за то, что она нелестно отозвалась о коммунистах. “Ежели еще раз так будешь говорить – не жить нам с тобой вместе, так и знай! Твои слова – вражьи…” – заявляет Кошевой.

Кошевой и Мелеховы

Сложно складываются отношения Кошевого в “Тихом Доне” с семьей Мелеховых.
Он собственноручно расстреливает пленного Петра, убивает свата Мелеховых, деда Гришаку Коршунова, и поджигает его дом, настаивает на аресте своего бывшего товарища Григория. При всем том он не чувствует своей вины за содеянное. Для него все они не односельчане, с которыми он прожил бок о бок столько лет, а классовые враги. Мишка говорит Ильиничне, упрекающей его за убийство деда,: “Животину не могу убить… а пакость, как этот ваш сват или другой какой вражина, – могу сколько угодно!”. На обвинения в убийстве Петра он отвечает, что Петр поступил бы с ним так же, если бы они поменялись местами.

Интересно, что именно Кошевой, принесший столько горя Мелеховым, берется налаживать ее быт. Он, придя в дом Ильиничны женихом Дуни, ставит плетень, чинит баркас, помогает с покосом. Но, несмотря на эти, казалось бы, положительные моменты, в душе он не способен понять и принять чужую позицию. Он считает мать Дуняши, называющей его “душегубом”, “взбесившийся старухой”. Ненавидит Мишка и Григория, который, даже после всего случившегося, раскрывает ему объятия, считая Кошевого своим.

Если в первых трех книгах у Мишки еще проявляется неуверенность, иногда даже растерянность, то они полностью исчезают в четвертой книге, когда Кошевой становится председателем хуторского ревкома. Единственное чувство, которое он испытывает к односельчанам – это злость за то, что они не хотят безоговорочно принять новую власть, как это сделал он сам.

Заключение

Положительный или отрицательный персонаж Кошевой? С точки зрения политической, конечно, да. Ведь более преданного борца за светлое будущее представить сложно. Но, если посмотреть на героя с общечеловеческих позиций, то становится страшно. Какое светлое будущее может построить фанатик, не имеющий в душе ни понимания, ни сострадания?


Другие работы по этой теме:

  1. Мишка Кошевой Мишка Кошевой – один из героев романа “Тихий Дон”, казак из станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков, ухажер Дуняши. Это жестокий и порывистый...
  2. Эпизод “Кошевой в доме Мелеховых” возвращает нас к трагедии гражданской войны. Многих казаков недосчитались в Татарском. “Добрая половина отступивших навсегда осталась в чужих краях: иные...
  3. 1. Гуманистические идеи автора в эпизоде. 2. Глубинный конфликт героев. 3. Изменение взаимоотношений персонажей. В романе-эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” рассказывается о многих трагических...
  4. Мишка Кошевой является казаком станицы Татарской, которая перешла на сторону большевиков. Он отличается порывистым характером, ему свойственны большая эмоциональность и максимализм. Герой занимает позицию “красных”...
  5. “Тихий Дон” – великое произведение, написанное признанным мастером слова. Роман является своеобразным и достойным продолжением традиций Толстого, Пушкина, Достоевского. “Тихий Дон” – поистине народная эпопея....

В эти дни миллионы телезрителей смотрят главную премьеру канала "Россия " - четвертую экранизацию романа «Тихий Дон» в исполнении режиссера Сергея Урсуляка. Что в литературном произведении, что в телеверсии повествование остановится на самом интересном месте. Неужели мы так и не узнаем, что будет с Григорием Мелеховым и с его сынишкой дальше? Но последующие события можно восстановить исходя из того, что мы знаем о жизни прототипов героев книги и судьбы казачества в целом. Смоделировать дальнейшую биографию персонажей мы попросили знатока истории казачества доктора наук, профессора кафедры отечественной истории Южного федерального университета Андрея Венкова .

ГРИГОРИЮ НЕ НАДО БЫЛО ТОПИТЬ ВИНТОВКУ

В финале Мелехов совершает роковую ошибку, - утверждает Андрей Вадимович. - Если помните, перед тем как вернуться на хутор он утопил винтовку в реке. А у «красных » существовало правило: если ты пришел с повинной и сдал винтовку в сельсовет - получишь амнистию. Если винтовку не сдал, то где гарантия, что ты ее не выкопаешь и снова не начнешь воевать против советской власти? Поэтому Григория шлепнут, когда он вернется в Татарский. А если бы не этот промах, то у казака с такими биографическими данными, как у Мелехова, были шансы дожить до начала тридцатых годов.

- А как же его офицерское прошлое?

Повествование романа «Тихий Дон» заканчивается в 1922 году, тогда к белогвардейскому прошлому относились достаточно спокойно. Во время гражданской войны переход из лагеря в лагерь был естественным явлением. И красные и белые создавали целые части из пленных. А в 1927 году бывших белогвардейцев официально простили по случаю амнистии, связанной с 10-летием Октябрьской революции. Но на их долю выпало всего несколько лет спокойной жизни. Уже с 1929 года был взят курс на их уничтожение, пошли несправедливые приговоры, фальсифицированные процессы... И Мелехов, если смотреть на него, как на реального человека, конечно же в этой мясорубке не выжил бы.

Вы говорите репрессии начались в 1929. Но Харлампия Ермакова, который послужил для Шолохова прототипом образа Григория Мелехова, расстреляли в 1927 году.

Ермаков стал заложником обстоятельств. В 1927 году сложилась предвоенная ситуация. СССР готовился к войне с Польшей . А Ермаков в это время решил поучаствовать на выборах в сельсовет. Он пользовался у односельчан невероятным авторитетом и естественно, что они выбрали Харлампия, а ставленника властей с треском прокатили. Если бы он не засветился так дерзко в этот момент, то о нем бы не вспомнили до поры. А тут у коммунистов помимо обиды возник повод: страна накануне войны, а тут бывшие белые офицеры лезут во власть и пользуются большой популярностью в народе.

СЫН ДОНОСЧИКА ПО ДЕЛУ ЕРМАКОВА СОШЕЛ С УМА

Тут для читателей надо уточнить, что Харлампий действительно был на Дону легендарной фигурой. В первый раз его арестовали спустя две с половиной недели после возвращения домой - 23 февраля 1923 года. Напомним, что Ермаков уволился из Красной армии с должности начальника дивизионной школы 14-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. Но на его защиту встало все население. В уголовном деле Ермакова хранятся протоколы общего собрания граждан Базковского хутора, где жители брали Харлампия на поруки и заверяли, что он не являлся организатором Вешенского восстания. Год Ермаков провел в заключении, но в 1924 году его вынуждены были выпустить...

- Вернемся ко второму уголовному делу, которое завели в 1927 году. У следствия не было доказательств, что Харлампий участвовал в издевательствах и расстрелах пленных. Наоборот, было множество свидетельств в пользу Ермакова. Но вот неожиданно появляются показания некоего Андрея Александрова, который утверждает: «В одном из боев в 1919 году Ермаков лично зарубил 18 матросов. Во время боев на реке Дон, под командованием Ермакова, было потоплено в воде около 500 красноармейцев, никому из комсомольцев, комсоставу красных пощады не давал, рубил всех». Известно что-то о человеке, показания которого во многом решили судьбу Харлампия?

Фамилия Александров часто встречается в станице Каргинской. Но кто именно написал донос сложно сказать. Зато известна характерная деталь относительно другого доносчика - Еланкина , который активно «топил» Ермакова. Сын Еланкина сошел с ума, утверждал, что именно он, а не Шолохов , является настоящим автором «Тихого дона». Его быстро «закрыли» и свои дни он окончил в психиатрической лечебнице.

МИШКУ КОШЕВОГО ХЛОПНУЛИ БЫ В КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЮ

- Получается, из всего романа только Дуняшку Мелехову и Мишку Кошевого ожидает относительно светлое будущее?

Думаю, что Кошевого хлопнули бы во время коллективизации за злоупотребления властью. Когда в 1932 году начался голод, на Украину отправилась комиссия Молотова , а к нам приехала черезвычайка во главе с Лазарем Кагановичем ...

- Голод в Нижнем Поволжье и Донских областей коснулся?

Да, достаточно сказать, что в 1932-33 годах при ростовском НКВД существовал отдел по борьбе с людоедством... Так вот перегибы, тяжести коллективизации, расказачивание, репрессии - все это решили свалить на местную власть. Многих низовых руководителей тогда расстреляли, а у людей с замашками Михаила Кошевого век был недолог. Ну вы посмотрите: сжег пол-хутора, расстреливал людей без суда и следствия. Понятно, что односельчане ему этого не простили. Ему бы всячески мстили, пакостили и подвели в итоге под монастырь.

- В последних главах романа мы видим, что хутор Татарский обезлюдел. А из большой семьи Мелеховых в живых остался только Григорий (и то не надолго) и его маленький сын от законной жены Натальи. Что ожидало хутор в дальнейшем?

Ситуация типичная: донские области после гражданской войны потеряли 1/3 людей. Численность казачьего населения до начала всех этих событий насчитывала 1,5 миллиона человек. 250 тысяч казаков было убито в ходе гражданской войны. Примерно в такую же цифру оцениваются потери гражданского населения от болезней, голода, военных действий и т.д. По данным переписи 1926 года половину (!) мужского населения составляли дети и подростки до 16 лет. В хуторах вроде Татарского остались бабы, старики, да дети. Но хутора не опустели. Казаков просто не выпускали из станиц и хуторов. Существовал паспортный режим: паспорта станичникам на руки не выдавали и легальной возможности уехать не было. А если ловили в городе сбежавшего хуторянина без паспорта - автоматически сажали на 3 года. Свободу передвижения казаки получили только после смерти Сталина в 1953-55 годах. Вот тогда начался массовый отъезд в города и хутора обезлюдели.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Харлампий ЕРМАКОВ - родился 7 февраля 1891года в хуторе Антипов станицы Вешенской. Стал прообразом Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Полный Георгиевский кавалер. С Первой мировой войны вернулся домой в чине урядника. Комдив 1-й повстанческой дивизии в Вёшенском восстании. Затем был командиром в Первой конной армии Буденного . Считался одним из лучших в искусстве владеть шашкой. Обладал невероятной силы «баклановским ударом» - мог с одного маху перерубить 20-сантиметровый ствол березы. Неоднократно общался с Шолоховым во времена между своим первым и вторым арестом (то есть с 1924 по 1927 год). Расстрелян 17 июня 1927 года. В 1989 году реабилитирован «за отсутствием состава преступления»