Московский академический театр сатиры: история, репертуар, труппа. Московский академический театр сатиры: история, репертуар, труппа Главный режиссер театра сатиры до ширвиндта

Сатиры открылся в 1924 году. В его репертуар входят комедии, что видно из названия. Последние 16 лет пост художественного руководителя театра занимает Александр Анатольевич Ширвиндт.

История театра

Московский академический театр сатиры, фото здания которого представлено в данной статье, открыл свои двери, как уже было сказано выше, в 1924 году. Первым его помещением был подвал дома в переулке БольшомГнездниковском, где до этого проживало кабаре «Летучая мышь».

Самым первым руководителем театра был Давид Гутман. Труппа сразу была принята зрителями. В репертуар входили пьески, пародии и сатирические обозрения, что называется на злобу дня. В других театрах такого нельзя было увидеть. Обозрения состояли из интермедий, танцев, куплетов.

Год 1987 стал трагическим для театра. Ушли из жизни два легендарных артиста: Андрей Миронов и В связи с этим из репертуара театра были убраны тринадцать постановок, в которых они играли ведущие роли. Но это нисколько не повлияло на любовь публики. В тяжёлые годы перестройки, театр снизил стоимость билетов, чтобы дать возможность людям продолжить посещать представления и в кризисный для страны период.

Александр Анатольевич Ширвиндт (художественный руководитель театра) стремится сохранять традиции, заложенные ещё В. Плучеком.

Репертуар

Московский академический театр сатиры имеет в своём репертуаре следующие постановки:

  • "Мольер";
  • "Средства от наследства";
  • "Орнифль";
  • "Таланты и поклонники";
  • "Собака на сене";
  • "Вопль женщин";
  • "Невидимые миру слезы";
  • "Свадьба в Малиновке";
  • "Слишком женатый таксист";
  • "Кошмар на улице Лурсин";
  • "Бешеные деньги";
  • "Ночь ошибок";
  • "Дураки";
  • "Укрощение строптивой";
  • "Старик и море";
  • "Чемоданчик";
  • "Незабываемые знакомства";
  • "Малыш и Карлсон" и другие.

Труппа

Московский академический театр сатиры собрал в свою труппу замечательных артистов. Многие из них известны широкой аудитории по своим ролям в фильмах и сериалах.

  • С. Бескакотов;
  • Ю. Воробьёв;
  • А. Ширвиндт;
  • Ф. Добронравов;
  • К. Карасик;
  • З. Матросова;
  • Ю. Нифонтов;
  • Р. Вьюшкин;
  • М. Державин;
  • Е. Подкаминская;
  • А. Чернявский;
  • А. Буглак;
  • Л. Ермакова;
  • О. Кассин;
  • И. Лагутин;
  • С. Рябова;
  • С. Беляев;
  • А. Воеводин;
  • В. Рухманов;
  • С. Лопатин;
  • Н. Феклисова;
  • Ю. Васильев;
  • В. Гурьев;
  • Т. Титова и многие другие.

Художественный руководитель

Художественным руководителем театра вот уже 16 лет является актёр и режиссёр Александр Ширвиндт. Родился народный 19 июля. Окончил Высшее и сразу же был принят актёром в труппу ЛЕНКОМа. Через 12 лет перешёл в драму на Малой Бронной. В Московский академический театр сатиры Александр Анатольевич пришёл в 1970 году сначала в качестве актёра. Должность художественного руководителя получил в 2000 году. А. Ширвиндт знаменит своими ролями не только в театре, но и в кино. Он снялся в таких картинах, как «Приходите завтра», «Принцесса цирка», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Вокзал для двоих», «Небесные ласточки», «Самая обаятельная и привлекательная», «Пёстрые сумерки», «Русский регтайм» и многие другие.

Московский академический театр сатиры 1 октября отмечает 90-летие. Специально к юбилею здесь поставили спектакль-обозрение "Грустно, но смешно", в котором задействован основной состав труппы.

Сегодня театр под художественным руководством Александра Ширвиндта является своеобразной московской меккой юмора и пародии. Здесь ставят классику и пьесы современных авторов, шутят искрометно, смело и по существу. В репертуаре постановки по произведениям Рэя Куни, Астрид Линдгрен, Мольера, Бернарда Слэйда.

О том, как сегодня живет Театр сатиры, почему опасен конвейер юмора, как рождаются смешные спектакли и чем полезен дефицит шуток - рассказал актер, режиссер и сценарист Александр Ширвиндт.

В 1920-х годах прошлого века сатира была смелым и опасным жанром для театра. Сейчас шутить можно над чем и кем угодно. У вас получается в этих условиях шутить также злободневно и привлекать зрителя?

Сатира – слово довольно подозрительное. Вы говорите о прошлом веке, когда были аллюзии, "фиги в кармане", нужно было обязательно что-то показывать через намеки. Например, великий спектакль театра "Доходное место", поставленный Захаровым, был закрытым спектаклем. У Плучека закрыли девять спектаклей. Не то чтобы не разрешили ставить, готовые спектакли закрывали накануне. Но через это табу всегда пробивалось желание сделать.

Дефицит – двигатель эмоций. Я всю жизнь курю трубку, и раньше было только два сорта табака: "Трубка мира" в Петербурге и "Золотое руно" у нас. Мы их смешивали. Покойный артист Ефим Копелян мне присылал "Трубку мира", я ему - "Золотое руно". А сейчас в каждой подворотне можно купить любой табак. То же самое и с сатирой. Как можно сейчас пересатирить полемику Жириновского с Чубайсом или Михалкова с Ксенией Собчак? Поэтому наш театр имени сатиры, памяти сатиры.

И какая она, нынешняя сатира?

Я считаю, что кроме сатиры, которая подразумевает злость, существует ирония, пародия, шарж, юмор, который так необходим сегодня населению. Потому что нельзя нагнетать негатив, катастрофу и апокалипсис. Жизнь одна, должны быть вздохи, как бы не было трудно. Так вот народ и зритель имеет право на вздох – на улыбку, иронию, а если бы еще так рождалась самоирония, то и ожесточения в обществе было бы меньше.

На подготовку празднования юбилея Театра сатиры было отведено 20 дней. Почему так мало?

Потому что театр – такое учреждение, где кроме юбилейных обозрений, нужно еще обеспечивать репертуар. Так как нужно выпускать три - четыре премьеры в месяц, то не до обозрения. В этом году 9 сентября мы успели сыграть премьеру "Лисистрату". С 10 сентября по 1 октября мы должны были подготовить юбилейный спектакль. Не потому что ленились, а потому, что не было времени.

Александр Ширвиндт. Фото: сайт

Специально к юбилею вы готовите спектакль "Грустно, но смешно". Что это будет?

Мы сейчас делаем юбилейное обозрение театра к 1 октября. Это традиция, мы никогда не устраиваем междусобойчиков, корпоративов и пьянок для коллектива. То есть мы пьем, но после. Мы делали обозрения "Нам 50" для театра с оркестром, делали замечательное трогательное произведение с Андреем Мироновым. С этой постановкой мы проехали по всему миру. Пять лет назад мы сделали спектакль "Триумф на Триумфальной". И сейчас делаем обозрение "Грустно, но смешно" – три "но". Такой пародийно-улыбчивый поход по биографии.

В спектакле по-новому обыграют сцены из комедий репертуара Театра сатиры. Захотелось вспомнить прошлое?

Решили немножко пошагать по репертуару, ведь мы хитрые. Реклама двигатель торговли, мы хотим фрагментарно и немножко иронично показать маленькие кусочки из нашего репертуара и тем самым еще раз представить всех наших ведущих артистов. В спектакле задействована вся основная труппа: Вера Кузьминична Васильева, Игорь Борисович Васильев, Алена Юрьевна Яковлева, Федя Добронравов, Леночка Подкаминская.

Давайте поговорим о названии спектакля - “Грустно, но смешно”. Что перевешивает – грусть или радость?

Перевешивает “но”.

Вашему театру сложно сегодня быть смешным?

С юмором очень плохо, потому что как ни крути, без драматургии ничего не сделаешь. Все эти попытки инсценировать классику вторичны, никто ничего не пишет, к сожалению, никаких Рощиных, Гориных и Розовых нет. Молодежь, наверное, замечательная, но что-то я ее не вижу.

Я положительно отношусь к сегодняшней телевизионной юмористике. Галкин, Ваня Ургант, Гальцев - я их помню детьми. Все ребята из Comedy Club и "Уральских пельменей" потрясающие работоспособны. Удивляюсь их фантазии. Но когда круглые сутки существует конвейер, необходимость смешить, это надоедает. Всегда же нужно немножко по чему-то соскучиться, а с каждым витком юмора планка опускается. Это огромная опасность.

История вопроса

Московский академический театр сатиры основан в 1924 году. Поначалу спектакли играли в подвальном помещении в здании, расположенном в Большом Гнездниковском переулке. В 1930-х театр переехал на Садово-Триумфальную улицу. Какое-то время спустя театр обосновался на площади Маяковского.

В разные годы в спектаклях Театра сатиры играли Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин. Художественными руководителями театра были Алексей Алексеев, Николай Горчаков, Николай Петров, Валентин Плучек. С 2000 года худруком театра является Александр Ширвиндт.

Театр Сатиры

Московский академический театр Сатиры

Москва , Триумфальная площадь, 2

Художественный руководитель театра - Александр Ширвиндт

1 октября 1924 года в подвальном этаже дома № 10 в Б. Гнездниковском переулке, называемым «Первым домом Нирнзее», где раньше располагались кабаре «Летучая мышь», потом «Кривой Джимми», теперь учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры. В создании первого спектакля - обозрения «Москва с точки зрения» - принимали участие молодые писатели В.Ардов, Н.Адуев, Вл.Масс, Б.Волин, В.Типот, Н.Эрдман, Л.Никулин, А.Арго. А во главе нового, молодого театра стоял Давид Гутман. В то время ему было сорок лет, он имел опыт и как руководитель театра, и как режиссер, владеющий сценическими трюками. Но главное, что он умел, - расшевелить фантазию любого из молодых авторов увлекательными и веселыми предложениями, умел подхватить и обогатить выдумки собеседников, придумать для каждой сценки миниатюрный сюжет, найти драматургическую форму.

Спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. Москва признала Театр сатиры своим. Обозрения стали ведущим жанром репертуара, а небольшие пьески и пародии оставались теми же обозрениями, поставленными в полуконструктивистском, полутрадиционном стиле, который господствовал в 20-е годы во многих театрах. Обозрений в то время в Москве никто не ставил. Шаблонов не существовало, но принцип сохранялся - на драматургический стержень, сохраняющий основную идею, нанизывались остроты на злобу дня. Цепь динамичных эпизодов прерывалась танцами, интермедиями, куплетами, легко укладывавшимися в драматургическую канву. Декоративное оформление строилось с расчетом на технику молниеносных перемен. «Захолустье», «Спокойно, снимаю», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Ст. 114 уг. код.», «Склока», «Таракановщина», «Всесвалка», «Мелкие козыри», «А не хулиган ли вы, гражданин», «Мишка, верти», «Сорок палок», «Таракановщина», «Насчет любви», «Мелкие козыри», - эти и еще десятки других обозрений значились на афише Театра сатиры вплоть до конца 20-х годов.

В 30-годы театр сменил адрес - из обжитого подвальчика переехал на Садово-Триумфальную, где позже, в 50-е годы, откроется театр «Современник».

Господство обозрения сменилось господством комедии и водевиля. В 1933 г. на смену Гутману и его команде пришел , ученик К.С.Станиславского и Е.Б.Вахтангова. Горчаков любил яркие формы, ему была близка традиция водевиля и легкой, умной комедии. На смену обозрению пришла драматургия, в которой преобладала ирония, склонность к афористичности, парадоксальные ситуации. Из современников ставили В. Шкваркина, В. Катаева, A. Мариенгофа, из классиков - Мольера, Салтыкова-Щедрина.

В Театр сатиры ходили «на актеров» - Курихина, Поля, Милютину, Кара-Дмитриева, Хенкина. Они были королями комедии. Г.П. Менглет, вспоминая Владимира Яковлевича Хенкина, писал о нем: «Он играл каждой частью своего тела, играл рассчитано, с экспрессией, с виртуозностью жонглера».

В середине сороковых театру отдали помещение бывшего ГОСЕТа, где сегодня «прописан» Московский драматический театр на М. Бронной.

Среди режиссеров - Лобанов, Гончаров, Равенских, чья постановка комедии Н. Дьяконова «Свадьба с приданым» с В. Васильевой, В. Дорониным и Т. Пельтцер пользовалась невероятной популярностью. Н.М. Горчакова на посту художественного руководителя сменил П. П. Васильев , Васильева -. Новый этап в жизни Театра сатиры связан с именемВалентина Николаевича Плучека . У него была «страсть создавать театры». Ученик великого В.Э Мейерхольда, до войны Плучек вместе с Алексеем Арбузовым возглавлял студию, создал театр рабочей молодежи электриков, в войну - театр Северного флота, после войны - передвижной театр. В Театре сатиры Плучек дебютировал в 1950 г. спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова; позже поставил вместе с Н. Петровым спектакли «Пролитую чашу» Ван Ши-фу, «Потерянное письмо» Караджале. В 1953 г. состоялась премьера «Бани» Вл. Маяковского, поставленная Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем, в 1955 г. - «Клоп» в постановке В. Плучека и С. Юткевича, в 1957 - «Мистерия-буфф» в постановке В. Плучека.

В 1957 г. «великолепная тройка» режиссеров распалась, В. Плучек стал главным режиссёром театра. В том же году состоялась премьера спектакля «А был ли Иван Иванович?» Назыма Хикмета, а двумя годами позже - «Дамоклов меч». Оба спектакля взбудоражили Москву. «А был ли Иван Иванович?» стал одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Успех был ошеломляющим. Вспоминая об этом, Плучек писал: «На Бронной стоит кордон конной милиции, это был единственно возможный способ поддержки порядка “на подступах” к театру. Был успех. Как говорят в таких случаях, зрители на люстрах висели. Во время спектакля случалось, что зал аплодировал по пять минут подряд и действие прерывалось...». Несмотря на успех, после пяти премьерных показов спектакль по указанию министра культуры СССР Е. Фурцевой был запрещен.

В 1963 г. Театр сатиры покинул здание на М. Бронной, и временно переехал в помещение, где сегодня находится театр «Ромэн». Но Театру сатиры, популярность которого росла с каждым днем, требовался большой зрительный зал, и в 1964 году сатировцы снова вернулся на площадь Маяковского, в помещение, которое в 1911 г. было построено для конного цирка братьев Никитиных. Потом, когда цирк из-за недостатка пищи для животных выехал, сюда въехал Московский мюзик-холл, потом, из мюзик-хольного цирка образовался Театр оперетты. До переезда театр реставрировали, единственное «наследство» цирка - купол - сохранился до нынешнего дня.

На сорокалетнем юбилее в 1964 г. Театр сатиры назвали «собирателем, хранителем и пропагандистом советской комедиографии». К этому времени в театре было поставлено 112 советских комедий - три пьесы Маяковского, пять - В. Катаева, четыре - В. Шкваркина, три - Назыма Хикмета, пьесы Н. Погодина, С. Михалкова, А. Арбузова. Позже – В. Розова, М. Рощина, А. Гельмана, В. Белова, Г. Горина, А. Арканова, М. Булгакова, Н. Эрдмана, В. Войновича, Ю. Полякова, В. Шендеровича. Почти вся советская комедиография в разные годы проходила «испытание на зрителе» в Московском театре сатиры.

В 70-е годы, когда театр уже переехал на Триумфальную площадь, 2, конную милицию не раз вызывали на премьеры, не раз публика сносила двери, чтобы попасть в зрительный зал. Так было и на премьере «Теркина на том свете», которого блистательно сыграл молодой Папанов. «Теркина» Плучек выпустит в 1966 г., и вся редакция «Нового мира» во главе с Твардовским была на премьере. Но через несколько показов спектакль запретили.

Таких запретов было много - Театр сатиры считался рекордсменом. Первый «запрещенный» спектакль Театра сатиры - снятая в 1936 году после первого же просмотра комедия М. Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, запретили спектакль молодого Марка Захарова «Доходное место». Это подогревало интерес, и в середине 70-х годов театр стал самым популярным и труднодоступным в Москве. Валентин Плучек собрал превосходную труппу - Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, а позже - Раиса Этуш, Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина и многие другие.

Театр cатиры был открыт для молодых режиссёров. «Затюканный апостол» А. Макаёнка, поставлен Е. Радомысленским, как режиссёр здесь дебютировал Марк Захаров, поставивший спектакли «Доходное место», «Банкет», «Темп-1929», «Мамаша Кураж и её дети» и ряд других. «Интервенция» Л. Славина, «У времени в плену» А. Штейна, «Женский монастырь» В. Дыховичного и М. Слободского пользовались огромной популярностью.

В 1969 г. состоялась премьера спектакля «Женитьба Фигаро» П.Бомарше с А. А. Мироновым в главной роли, на восемнадцать лет ставший визитной карточной театра. Это был манифест против серости и уныния. «Нужен герой активный, который на интригу отвечает действием, на издевательство - умом и хитростью, как Фигаро…», - считал режиссер. Спектакль, по воспоминаниям критиков, был задуман как гимн человеку. Этот Фигаро Андрея Миронова был свободолюбив, не терпел насилия, унижения, превосходства сильных и богатых. Этот Фигаро был человеком с чувством собственного достоинства.

26 марта 1972 года состоялась премьера «Ревизора». Плучек взглянул на пьесу сквозь призму гоголевской «Шинели». Спектакль был несомненной актерский, здесь были живые, хотя и преувеличенные характеры и страсти, главное - звездная актерская команда - А. Ширвиндт, М. Державин, Г. Менглет, Ю. Авшаров, З. Высоковский, Г. Тусузов, В.Васильева, Т.Васильева, Н.Корниенко. Этот спектакль Плучека - обличение российской реальности, наших бед и несчастий, это был поворот режиссера к реальной сатире, к трагифарсу, происходящему в самом обществе. По Плучеку и Хлестаков - А. Миронов, и Городничий - А. Папанов становятся жертвами психологического гипноза.

В 1976 году в афише театра появилась комедия Грибоедова «Горе от ума». Плучек извлекал из текста признаки готовящегося изгнания - разрыв Чацкого с Софьей, фамусовщиной и всем московским кланом.

Позже он напишет, что «Горе от ума» он ставил о себе. И здесь, как всегда - блестящий актерский состав: Миронов-Чацкий, Папанов-Фамусов, Ширвиндт-Молчалин, Державин-Скалозуб, Пельцер-Хлестова, Софья - Т. Васильева. Для Чацкого, как играл его Миронов, любовь была главным движущим мотивом. Ради Софьи он приехал, ради нее совершал свои поступки. Говоря о Чацком, критик К. Рудницкий отметил, что Миронов был живым предвестьем гласности, он играл Чацкого-диссидента, Чацкого-инакомыслящего, одинокого, скорбного, пылкого.

«Трехгрошовая опера», появившаяся на сцене Театра сатиры в 1980 г., стала «монументальной ораторией» на вечную тему грязного богатства с произволом денег и властью над всеми ценностями и идеалами». А в 1982 г. Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана с Романом Ткачуком в роли Подсекальникова. Пьеса, написанная в 1928 г., при жизни автора не была ни напечатана, ни поставлена. Но спектакль запретили, и в 1986 г. режиссёр восстановил «Самоубийцу» уже с другим составом.

В 80-е годы в афише театра - «Чудак» Н. Хикмета, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Бешеные деньги» в постановке А. Миронова, «Концерт для театра с оркестром» в постановке А. Ширвиндта. А еще «Восемнадцатый верблюд» - режиссерский дебют Е. Каменьковича, «Вишневый сад», «Родненькие мои» в постановке В.Плучека.

В 1987 г. ушли из жизни Анатолий Папанов и Андрей Миронов, тринадцать спектаклей из репертуара пришлось убрать. Но публика продолжала любить театр, любить актеров, спектакли.«Мы никогда не обманывали наших зрителей», - говорит директор театра Мамед Агаев. - «Если в афише написано, что играют Ширвиндт и Аросева, значит, играют именно они». А еще в самые сложные перестроечные годы, когда людям было не до театра, здесь просто снизили цены на билеты, тем самым «сохранили» зрителей.

В 2000 году художественным руководителем театра стал народный артист России Александр Анатольевич Ширвиндт. Его репертуарная политика - сохранение и продолжение традиций, заложенных основоположниками театра и В.Н. Плучеком. Ширвиндт «укрепил» труппу молодыми актерами и сегодня на сцене Театра сатиры работают актеры нескольких поколений - актеры нескольких поколений - Вера Васильева, Зоя Зелинская, Наталья Селезнева, Алена Яковлева, Светлана Рябова, Михаил Державин, Федор Добронравов, Олег Вавилов, Юрий Васильев, Наталья Защипина, Марина Ильина, Наталья Карпунина, Игорь Лагутин, Александр Чернявский, Андрей Зенин, Юрий Нифонтов, Елена Подкаминская, Светлана Малюкова, Евгения Свиридова, Андрей Барило, Константин Карасик, Павел Мисаилов, Сергей Колповский и многие другие.

Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).

Детство прошло в центре Москвы, в старом доме в Скатертном переулке. Его мама, Раиса Самойловна, в молодости начинала как актриса МХАТа, но оставила сцену и долгое время работала редактором в Московской филармонии. Отец, Анатолий Густавович (Теодор Гдальевич), был музыкантом, скрипачом, играл в оркестре Большого театра, затем преподавал в музыкальной школе. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: В. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая. Л. Утёсов...

Дядя (родной брат отца) - первый начальник войсковой конвойной стражи СССР, доктор юридических наук, профессор Евсей Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1891-1958). Другой дядя (брат-близнец отца) - педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук Борис Густавович (Гдальевич) Ширвиндт (1896-1966), старший научный сотрудник Института педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР.

В 1952 году поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, учился в классе Веры Константиновны Львовой. Сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А.Н. Островского и «Ночь ошибок» О. Голдсмита.
Окончив училище с отличием, в 1956 году был принят в Театр имени Ленинского комсомола, которым в то время руководили С.В. Гиацинтова и С.Г. Бирман. Дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Вс. Вишневского «Первая Конная».
Основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.В. Эфросом, который возглавил театр в 1964 году.
Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола актер сыграл более 30 ролей.
В 1968 году перешёл в Московский драматическом театре на Малой Бронной, где проработал 2 года.
С 1970 года - актёр Московского театра Сатиры. В этом театре сыграл более 30 ролей и поставил немало спектаклей как режиссер.
С декабря 2000 года - художественный руководитель театра Сатиры.

Первая роль в Театре сатиры - граф Альмавива в знаменитой постановке В.Н. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1970).
С первых дней работы в Театре сатиры Александр Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!» по пьесе М. Дьярфаша. Неоднократно выступал в качестве автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Г. Гориным: «Нам - 50» (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и «Концерт для театра с оркестром» (1982), а также спектакли по собственным сценариям: «Молчи, грусть, молчи...» (1985), «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная) (1992).
Всего за время работы в Театре сатиры поставил более 10 спектаклей.

Автор и режиссёр-постановщик юбилейных вечеров актёров Театра сатиры Татьяны Пельтцер, Георгия Тусузова, Валентина Плучека, Георгия Менглета, Ольги Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу идущего на сцене обозрения «Молчи, грусть, молчи...».
Особое место в творчестве Александра Ширвиндта занимает эстрада. Как автор и режиссёр работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Л. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым; придумал популярный дуэт «Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична» (В. Тонков и Б. Владимиров), писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.
На эстраде работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым.
Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки «капустников».
В кино дебютировал в 1956 году в роли Ухова в картине «Она вас любит».
Работы на телевидении: циклы передач «Семь нас и джаз», «Терем-теремок»; «Театральные встречи» из Дома актера по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева - телепрограммы о М.И. Жарове, Л.О. Утёсове, Н.В. Богословском.
Принимал участие в бенефисах В. Васильевой, Л. Гурченко, Л. Голубкиной, в программе «Бенефис о бенефисах», поставленных режиссёром Е. Гинзбургом.
С 1958 года преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года - профессор).

Член Союза театральных деятелей (1961), член Союза кинематографистов (1978), действительный член Российской киноакадемии, действительный член Американской Пушкинской академии искусств, член правления и сопредседатель Московского английского клуба, президент и действительный член Академии юмористических авторитетов, член Общественного совета ГУВД города Москвы.

В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт».
В 1994 году вышла в свет книга «Былое без дум», написанная А.А. Ширвиндтом в соавторстве с известным искусствоведом Борисом Поюровским, в 2006 году - «Schirwindt, стёртый с лица земли. Книга воспоминаний».

Жена (с 1957 года) - архитектор Наталья Николаевна Белоусова (род. 1935), племянница химика Б. П. Белоусова; сын - телеведущий Михаил Ширвиндт.

театральные работы

Театр им. Ленинского комсомола
«Трудовой хлеб» А.Н. Островского
«Ночь ошибок» Оливера Голдсмита
«Первая Конная» Всеволода Вишневского. Режиссёр: Б. Н. Норд
«Первая симфония» А. К. Гладкова (10 июля 1957 - ввод), реж. Александр Аронович Рубб
«Товарищи-романтики» Марка Соболя
«До свидания, мальчики!» Бориса Балтера
«Колесо счастья» братьев Тур
«Вам 22, старики!» Эдварда Радзинского
«Когда цветёт акация» Николая Винникова
«Чемодан с наклейками» Дмитрия Угрюмова
«Центр нападения умрет на заре» А. Куссани
«О Лермонтове» О. Ремез и Т. Чеботаревская
«Святая Иоанна» Б. Шоу
«Чайка» А. П. Чехов (реж. А. Эфрос) - Тригорин
«Мольер» М. А. Булгаков (реж. А. Эфрос) - Людовик
«Каждому своё» С. Алешин (реж. А. Эфрос) - Гудериан
«104 страницы про любовь» Э. Радзинского (реж. А. Эфрос) - Феликс
«Снимается кино» Эдварда Радзинского (реж. А. Эфрос) - Нечаев

Театр на Малой Бронной
«Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова
«Ромео и Джульетта» Шекспира

Театр Сатиры
1970 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Режиссёр: В. Н. Плучек - граф Альмавива
1970 - «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичного, М. Слободского - Родион
1971 - «Обыкновенное чудо» Е. Шварца - Министр-администратор
1982 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Добчинский
1972 - «Таблетку под язык» А. Макаенка - Ломтев
1973 - «Чудак-человек» В. Азерникова - Заводское руководство
1973 - «Клоп» В. Маяковского - Президент репортажа
1975 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу - Гектор
1976 - «Клеменс» К. Сая - Рыжебородый чужеземец, Старший купец, Высокая шапка, Большой начальник
1976 - «Горе от ума» А. Грибоедова - Молчалин

1980 - «Чудак» Н. Хикмета - Ахмет Рыза
1982 - «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта - Роберт Пила
1983 - «Крамнэгел» Л. Устинова - Мервин Шпиндельман
1985 - «Бремя решения» Ф. Бурлацкого - Пьер Селинджер
1986 - «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ - Негриш
1995 - «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э. Радзинского - Михалев
1997 - «Счастливцев - Несчастливцев» Г. Горина - Несчастливцев
1999 - «Привет от Цюрупы!» Ф. Искандера - Думающий о России
2001 - «Орнифль» Ж. Ануя - Орнифль
2001 - «Андрюша» А. Арканова и А. Ширвиндта
2013 - «Мольер»(«Кабала святош») - Мольер

Режиссёрские и сценарные работы в театре
1970 - «Проснись и пой!» М. Дьярфаша (с Марком Захаровым)
1973 - «Маленькие комедии большого дома» А. Арканова и Г. Горина (с Андреем Мироновым), и роль Отца
1974 - «Нам - 50» (сценарий совместно с Г. Гориным, постановка с М. Микаэлян)
1978 - «Недоросль» Д. Фонвизина
1979 - «Ее превосходительство» С. Алёшина
1982 - «Концерт для театра с оркестром» (сц. с Г. Гориным)
1985 - «Молчи, грусть, молчи…», сц. и реж.
1988 - «Страсти Черноморья» Ф. Искандера
1992 - «Спартак» (Мишулин) - «Зритель» (сборная), сц. и реж.
2001 - спектакль «Андрюша» (сц. с А. Аркановым)
2003 - «Слишком женатый таксист» Р. Куни
2004 - «Швейк, или гимн идиотизму» по Ярославу Гашеку
2007 - «Женщины без границ» Ю. Полякова
«Кошмар на улице Лурсин» Э. Лабиша
8 ноября 2012 - «Средства от наследства» Ю. Ряшенцева и Г. Полиди
20 апреля 2013 - премьера «Дураки» Нила Саймона

призы и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (19 июля 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 августа 2004).
Орден Дружбы народов (20 июня 1994 года).
Лауреат второй премии на фестивале искусств «Театральная весна-74».
Лауреат премии «Золотой Остап» (1993, за участие в спектакле «Чествование»).
Награждён премией «Хрустальная Турандот» в номинации «За многолетнее доблестное служение театру».
Чеховская медаль (2010).
Почётный знак «Общественное признание».
Лауреат национальной премии «Россиянин года» в номинации «Звезда России» (2005).
Орден "За заслуги перед Отечеством" III-й степени (2014).