Музей Грунинге — лучшая художественная галерея Брюгге. Музей грунинге Ганс Мемлинг "Обручение святой Екатерины"

Groeningemuseum Brugge

Музей изящных искусств Брюгге, известный чаще под названием Музей Гронинге, одна из тех редких общественных художественных коллекций в Бельгии, чья история восходит к началу XVIII столетия. Он образовался в недрах Академии художеств , где и оставался до конца XIX века. В 1716 году Иос ван де Керкхове, Ян Херрегоут, Марк Дювенде и Иос Арсхоот, любители искусства и художники, основали независимую Академию - «Свободное братство рисунка и живописи». Практически они преследовали цель освободить профессию художника из-под ярма Корпорации художников и шорников, в которой каждый художник обязан был состоять, чтобы иметь возможность работать в городе Брюгге.

С благословения городского магистрата эта Академия поместилась в 1720 году в части здания Поортерслоге, где размещались также другие общества. Ныне в этом строении на улице Академии находится Государственный архив. В статуте Академии, одобренном магистратом, можно было прочесть следующие весьма интересные положения: «Все художники и рисовальщики, так же как и иностранные, живущие в этом городе, продавая свои произведения в нем, обязаны сделать дар этому братству в виде произведения их собственной работы, которое постоянно будет украшать помещение этого братства» Это правило не осталось написанным только лишь на бумаге. В конце XVIII века Академия обладала уже большим числом подаренных художниками картин. Она просуществовала с некоторым перерывом до 1755 года, когда при пожаре погибло почти все ее имущество. Однако Академия пользовалась расположением художников, и дары возобновились. В основном коллекция состояла из работ современников. После захвата Бельгии французами началась конфискация художественных ценностей в церквях и монастырях. В 1794 году замечательные памятники искусства, среди которых находились , Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, «Суд Камбиза» Герарда Давида, были отправлены в Париж. Эти шедевры возвратились в Брюгге морем на корабле 3 января 1816 года. Их прибытие стало настоящим праздником в городе. Под звон всех колоколов Брюгге и огромном стечении народа их доставили в ратушу. «Мадонна» Микеланджело была водружена на прежнее место , а «Богоматерь каноника ван дер Пале» ван Эйка и «Триптих Мореля» Мемлинга были переданы Академии. Еще в 1808 году Академия получила ценнейший дар.

Старейшина Корпорации художников и шорников Питер ван Леде, в течение многих лет спасая от притязаний французов драгоценную собственность, купленную им у Корпорации, передал Академии портрет Маргареты ван Эйк работы Яна ван Эйка. В 1828 году сюда же поступили произведения, до той поры хранившиеся в ратуше: Гуго ван дер Гуса, две картины «Суд Камбиза» Герарда Давида и «Страшный суд» Яна Провоста. Произведения были объединены в стенах Академии не только для того, чтобы помочь формированию талантов молодых художников, обучавшихся в Академии, но и с целью основать музей в современном смысле слова, чьи коллекции были бы доступны обозрению широкой публики. В течение всего века музей Академии пополнялся произведениями искусства, подаренными отдельными лицами или купленными городскими властями. Самым большим вкладом была коллекция Шарля ван Леде, содержавшая сорок пять работ, полученных музеем Академии в 1875 году. Сама же свободная Академия к этому времени прекратила свое существование. Так как помещения Поортерслоге пришли в упадок, то Музей был переведен в 1885 году в школу Богарде на улице св. Екатерины. Все, чем обладала Академия, стало достоянием города: архивы, учебные материалы, мебель и произведения искусства. По инвентарю этого времени в музее находилось сто девяносто три картины. В 1898 году в Брюгге был создан Музей современного искусства, расположившийся в бывшем коллеже иезуитов на улице Красильщиков. Часть дара ван Леде была там выставлена.

В начале XX века музей Академии переживает период расцвета. В 1902 году в нем открылась большая выставка «фламандских примитивов» (как тогда называли художников XV столетия) , которая сыграла огромную роль в пробуждении интереса не только к искусству той эпохи, но к обоим музеям. Начиная с этого года необычайно возросли их приобретения при помощи государства и провинции. Основанное в 1903 году «Общество друзей музея» проявило значительную активность за десять лет своего существования, обогатив музей сорока картинами как старых, так и современных художников, в числе которых триптих . Настало время думать о строительстве нового здания музея, так как ни одно старинное сооружение Брюгге не в состоянии было вместить накопившиеся коллекции и выполнять музейные функции. В 1907 году был найден земельный участок по улице Гронинге для постройки будущего Музея, но дело затянулось до первой мировой войны, положившей конец предпринятым усилиям. Проект музея был разработан архитектором Жозефом Вирином только к концу 20-х годов, так как в Брюгге решили открыть музей к столетию провозглашения независимости Бельгии, то есть к 1930 году.
Первый камень был заложен 9 мая 1929 года. Открытие музея состоялось 6 июня 1930 года. По названию улицы, где он находится, его обычно называют Музей Гронинге. В нем объединились коллекции бывшей свободной Академии и Музея современного искусства с улицы Красильщиков. При сооружении здания были предусмотрены необходимые меры для нормальной его эксплуатации как музейного хранилища. Рассеянный свет падает сверху таким образом, чтобы не возникали блики, мешающие смотреть картины. В 1956 году было создано устройство для кондиционирования воздуха и поддержания постоянной температуры и влажности, необходимых для нормального хранения произведений живописи.

Коллекции Музея Гронинге беспрерывно продолжают расти. Государство купило для музея диптих Мемлинга «Благовещение» из прежней коллекции Рендерса. В свою очередь, Брюгге приобрел на аукционе 1956 года в Париже «Портрет Пауля де Нигро» работы А. Изенбранта, нидерландского мастера начала XVI века. Необходимо также упомянуть о ценной коллекции барона Хоутгара, подаренной городу, содержащей изделия из фаянса, старинные рукописи и картины, которую музей получил в 1954 году от городских властей. Из Археологического общества, находившегося в Музее Грютхусе и прекратившего свое существование в 1955 году, городские власти передали Музею Гронинге много интересных работ, в числе которых «Семейный портрет» Николаса Маса, ученика Рембрандта. В 1958 году возродилось вновь «Общество друзей музея», которое приобрело четыре створки алтаря - главную работу Мастера легенды о св. Урсуле (XV век) , принадлежавшую монастырю черных сестер в Брюгге. Кроме живописи Музей Гронинге обладает большими графическими коллекциями, среди которых необходимо выделить собрание рисунков, акварелей и гравюр замечательного английского художника XX века Фрэнка Бренгвина. В настоящее время Музей Гронинге владеет коллекциями из тысячи памятников искусства, многие из которых были созданы мастерами Брюгге.
Наиболее ценной частью музея следует признать знаменитую коллекцию «фламандских примитивов». Она располагается в пяти небольших залах в строго хронологическом порядке. Сотрудники музея предприняли много усилий, чтобы сделать эту часть музейной экспозиции наиболее красивой. Четыре зала обиты стального цвета бархатом.

Музеи Брюгге: музеи искусств, музеи-заповедники, краеведческие, изобразительных искусств, художественные, современные музеи. Телефоны, официальные сайты, адреса основных музеев и галерей Брюгге.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

    самое-самое

    Музей Грунинге

    Брюгге, Dijver, 12

    Богатейшее собрание полотен и рисунков среднеевропейского Ренессанса находится в Музее Грунинге. Еще в начале 18 века местные любители живописи основали Академию художеств и обязали каждого художника подарить ей одну свою картину - как плату за право работать в Брюгге.

    Брюгге - небольшой бельгийский город, но музеев в нем достаточно, чтобы занять приезжего гостя на несколько дней, а то и недель. Разнообразие музейных экспозиций достойно восхищения: живопись разных эпох, археология, история, пиво, кружева и, конечно же, шоколад.

    В Музее изящных искусств (Groeninge Museum) - самом популярном в Бельгии - представлено собрание картин работы фламандских и бельгийских живописцев, охватывающее период длиной в шесть столетий. Наибольшей ценностью обладает коллекция «фламандских примитивистов», среди которых такие известные художники как Ханс Мемлинг и Ян ван Эйк. Всего в музее находится свыше тысячи экспонатов, и число их постоянно растет.

    Музей Грютхюзе (Bruggemuseum-Gruuthuse) находится во дворце, некогда бывшем резиденцией состоятельных лордов Грютхюзе. В 1898 году здание было отреставрировано и превратилось в музей истории и археологии Брюгге периода XV-XIX вв. Нынешние экспонаты музея ранее принадлежали семье Грютхюзе и представляю собой предметы мебели, прекрасные гобелены и полотна, кружева и ювелирные изделия.

    Если вы хотите побольше узнать о традициях города и его прошлом, обязательно посетите Музей народного искусства и традиций (Bruggemuseum-Volkskunde) и Археологический музей Брюгге.

    Первый - целый город конца XIX века, заселенный манекенами, изображающими жителей Брюгге того времени: ремесленников в интерьерах своих мастерских, жителей домов... Во втором музее вы найдете различные фрагменты прошлого этого прекрасного города со времен Каменного века и до наших дней, найденные во время археологических раскопок: изделия из дерева и камня, керамики и стекла, кожи и металла.

    Брюгге - не только шоколадная столица Бельгии: кроме того, он известен как древнейшая алмазная столица Европы.

    Брюгге - не только шоколадная столица Бельгии: кроме того, он известен как древнейшая алмазная столица Европы. В Музее бриллиантов (Diamantmuseum) вы сможете не только полюбоваться на ослепительные алмазы всевозможных видов и размеров, великолепные украшения с ними, но ещё и проследить различные этапы их обработки, начиная с процесса добычи и заканчивая огранкой и шлифовкой.

    Немногим известно о том, что в Брюгге варят прекрасное пиво. Продегустировать его можно, например, в пивоварне Страфф Хендрик (Straffe Hendrik Brewery), а в Музее пивоварни De Halve Maan - еще и прослушать экскурсию, как зародилось и развивалось пивоваренное дело в Бельгии, узнать о процессах получения этого любимого многими пенного напитка.

    Разумеется, совершенно немыслимо приехать в Брюгге и не попасть в Музей шоколада «Choco-Story», который раполагается в историческом доме Кроона (Huis de Croon), изначально построенном как винная таверна. В этом известном во всем мире музее у вас есть замечательная возможность своими глазами увидеть как какао-бобы превращаются в невероятно вкусные сладости, как создаются конфеты ручной работы, а потом попробовать только что приготовленный шоколад. Экспозиция музея рассказывает об истории шоколада, о жизни племен майя и ацтеков, великих ценителей этого божественного лакомства.

    • Где остановиться: любителям совмещать отдых у моря с богатой «экскурсионкой» идеально подойдет курортный

Бельгия является чрезвычайно интересной страной для туриста, который ищет не только новых впечатлений, но и знаний. Бельгия богата на достопримечательности, живописные пейзажи и целые улицы, застроенные уникальными архитектурными сооружениями.

Одним из таких сооружения является музей Грунинге, который представляет интерес не только снаружи, но и внутри. Из числа самых интересных художественных музеев в Бельгии музей Грунинге по праву может считаться лучшим, ведь в нем собраны уникальные произведения. Сам музей располагается в южной части Большой площади, на улице Dijver в .

История музея

Музей Грунинге получил свое необычное название по тому району, в котором он располагается. Часть города, которая имеет одноименное название Грунинге, впервые была упомянута в тринадцатом веке. Такое название район получил благодаря своим живописным видам, а точнее благодаря тому, что здесь росло множество деревьев и разной зелени.

Сам музей был выстроен здесь всего за год в период 1929-1930 годов. Еще тогда музей Грунинге занимал территорию, которая принадлежала древнему аббатству. Изначально, здание музея возводилось только с целью собрания нескольких разрозненных художественных произведений, которые планировалось централизовать в одну коллекцию, чтобы получилась городская галерея с соответствующими условиями хранения.

Первыми жителями данного музея стали известные и ценнейшие работы фламандских мастеров, которые творили в жанре примитивизма. Коллекция постепенно собиралась и сейчас в музее Грунинге хранятся очень ценные экземпляры.

Централизованное собирание коллекции в музее началось еще в восемнадцатом веке. Примерно в 1898 году коллекцию пришлось разделить на две неравные части.

Брюгге является одним из самых романтичных и красивых городов Европы. Это город-музей, так как в нем находятся памятники старины. Многие достопримечательности Брюгге занесены в Список мирового наследия ЮНЕСКО. В XIV-XVI веках Брюгге считался деловым и культурным центром Европы. Что посмотреть в Брюгге, нужно решить заранее, ведь за один приезд посетить все достопримечательности этого бельгийского города не получится. Здесь впервые появилась биржа для торгов, возникла масляная живопись, основателем этой техники рисования являлся художник Ван Эйк. В этом городе сосредоточено множество древних сокровищниц и святынь.

Что посмотреть в Брюгге в первую очередь

В вашем распоряжении обзор достопримечательностей, ради осмотра которых сюда ежегодно приезжают десятки тысяч туристов со всего мира. Одним требуются , а другие предпочитают изучать город самостоятельно. Оба вариант по-своему хороши, но с экскурсоводом туристу не приходится задумываться об организационных нюансах.

1. Гроте-Маркт, Рыночная площадь

Рыночная площадь в Брюгге

Центральное расположение Рыночной площади говорит о том, что в старые времена здесь происходили все главные события и бойко шла торговля товарами, а также находились административные здания. Первоначальные сведения о проведении торгов относятся к Х веку. Вначале торговые ряды были деревянными, затем были заменены на каменные.

Что посетить в Брюгге, находясь на центральной площади? Одно из самых старинных зданий на площади – Боукхоут, находящееся в западной части. В нем сохранились витражи XV века и флюгер, изготовленный мастерами в 1682 году.

С восточной стороны площади имелись крытые причалы. Затем после пожара сооружения были снесены, а на их месте возведена группа зданий, где сейчас находятся губернаторская резиденция, здание суда, Почтамт, а также музей «Хисториум». По центру площади находится монумент героям освободительного движения.

В 1995 году после реставрационных работ на Центральной площади было запрещено передвижение на автомобилях, она стала пешеходной. Множество сувенирных лавок и магазинов, небольших ресторанчиков и кафе расположены по всему периметру площади. По средам открывается рынок.

2. Церковь Богоматери

Церковь Богоматери в городе Брюгге

Если не знаете, что посетить в Брюгге, начните свою экскурсию с посещения Собора Нотр-Дам (Церковь Богоматери). Это башня из кирпича высотой более 120 метров с основанием в форме квадрата и 45-метровым шпилем-короной. Начало возведения церкви относится к XII веку.

В этой достопримечательности Брюгге можно полюбоваться великим творением искусства – статуей «Дева Мария с младенцем» работы Микеланджело. Это единственная прижизненная работа художника, которая была вывезена за пределы Италии.

Среди реликвий церкви – саркофаги с прахом Карла Смелого, во времена властвования которого Брюгге стал процветающим и богатым городом, и Марии – его дочери, трагически погибшей на охоте.

3. Базилика Святой Крови


Базилика Святой Крови в Брюгге

Живший в XII веке граф Эльзасский являлся владельцем двухэтажной часовни, построенной в Брюгге. Для зданий, построенных в те времена, такая архитектура считалась обыденной. Что посмотреть в Брюгге, если вы оказались на экскурсии в Базилике?

Винтообразная лестница ведет на второй этаж, где располагается смотровая площадка, с которой открываются великолепные виды на площадь и нефы самой церкви. Как правило, это место предназначалось для местной знати и аристократии, а первый этаж – для простолюдинов. Вначале часовня была посвящена греческому святому Василию, мощи которого были доставлены из Иерусалима. Позже, после обретения реликвии Святой Крови, она была переименована.

Нижняя часовня состоит из 3 нефов, на которых построена верхняя часть часовни. Каменные стены, своды и столбы – из известняка, добытого в Эйфеле. После восстановительных работ в приделах была установлена статуя «Иисус на Холодном Камне» и экспозиция «Христос во гробу», которые несут во время шествия «Святой Крови». Интересные выводы сделали ученые при находке вмонтированных в стену статуй XIX века, представляющих собой крест и два сосуда. Предположительно это сделали масоны в процессе реставрации часовни. Чаши являются прообразом Святого грааля, а еще в пользу этой теории говорит то, что в церкви хранится кровь Иисуса.

4. Музей Грунинге


Муниципальный музей изобразительных искусств в Брюгге Jennifer Morrow

Датой основания музея считается 9 мая 1929 года, а открытие экспозиций состоялось в июне 1930 года. При возведении были продуманы и воплощены в жизнь меры, необходимые для показа и хранения музейных экспонатов, в том числе система кондиционирования и освещения.

Свет направлен так, чтобы не создавать бликов при просмотре картин. Коллекции картин постоянно пополняются. Что посмотреть в Брюгге в музее Грунинге? На деньги городских властей был куплен диптих «Благовещение», а в ходе аукционных торгов приобретен «Портрет Пауля де Нигро» нидерландского художника XVI века Изенбранта. Художественный интерес представляет коллекция старинных рукописей, картин и изделий из фаянса, подаренная бароном Хоутгаром. В 1955 году экспозиция пополнилась работами из Музея Грютхусе, одна из них очень известна – это «Семейный портрет» Николаса Маса, ученика Рембрандта.

5. Собор Святого Сальватора


Панорама города с собором Святого Сальватора в Брюгге

Многие достопримечательности Брюгге тесно связаны с религиозной тематикой. Например, Собор Святого Сальватора, находящийся в центральной части города. На протяжении ряда столетий здание церкви перестраивалось и изменяло свой облик, а в 1834 году получило статус Кафедрального собора. В XIX веке во время пожара рухнула крыша, были уничтожены витражи, получили повреждения колокола. Куратором работ по восстановлению назначили архитектора Чантрелла из Англии. Согласно его чертежам перестроили башню, верх которой был выполнен в форме короны. В 1871 году установили медный шпиль, в этот же период были получены новые витражи. Стены собора декорированы гобеленами, вытканными в XVIII веке в мануфактурах Брюсселя и картинами с сюжетами из Библии. Достопримечательностью Собора является старинный орган, созданный в 1717 году, и действующий по сей день.

Обязательно посмотрите это красивое видео о Брюгге!

6. Колокольня Брюгге

Колокольня Брюгге Dimitris Kamaras

Многие туристы задаются вопросом: что посетить в Брюгге из самого известного? Колокольня Белфорт – одна из достопримечательностей, куда стоит попасть. Она была возведена в 1240 году, в высоту составляет 83 метра. Башня не раз перестраивалась, а современный вид приобрела в 1822 году, когда верхняя часть была оформлена в неоготическом стиле. В нижней части находятся помещения городского архива, а верх используется как смотровая площадка и колокольня.

Днем каждый час над городом раздается колокольный звон, мелодии – неповторяющиеся. Колокола приводит в действие старинный карильон – барабан. Туристы могут наблюдать, как происходит рождение музыки, ведь с одной стороны карильон отгорожен прозрачной витриной.

7. Ворота Святого Креста


Ворота Святого Креста в Брюгге NH53

Осталось свободное время, и вы ищете, что посмотреть в Брюгге? Посетите Ворота Святого Креста – одну из древнейших достопримечательностей города. Они были установлены в XIV веке и представляли собой сооружение для защиты от недружественных соседей. Сейчас это комплекс, состоящий из массивной арки и башен с флагами.Согласно легенде, если три раза пойти через ворота, то исполнится самое сокровенное желание. Во время военных действий солдаты, выходя через ворота, читали молитвы, прося о благословении.

8. Замок Лоппем


Замок Лоппем в окружении красивого парка

Первыми хозяевами замка являлись барон Карл ван Калоен и его супруга Савина де Гурси. Они были религиозными людьми, и поэтому интерьер их вновь построенного замка был оформлен в духе христианства. Удивляют потолки в Главном Зале – высотой почти 17 метров, камин украшен фамильными гербами семейства. Интересная особенность: в здании не были предусмотрены туалетные комнаты, были достроены позже.

Спиральная лестница, ведущая на второй этаж замка, дополнена резными перилами. В XX веке замок являлся королевской резиденцией Альберта I, а во время Первой мировой войны здесь располагалась штаб-квартира бельгийской армии. Здесь можно увидеть полотна Ван Дейка, а также художников – учеников Рубенса.

Многие достопримечательности Брюгге имеют свою интересную историю и немало загадок, не исключение и Замок Лоппем, который находится в окружении красивого парка, раскинувшегося на площади более 100 гектаров. В нем тенистые аллеи гармонируют с небольшими прудами с водоплавающими птицами. А любители разгадывать головоломки непременно должны пройтись по известному лабиринту, который состоит из длинных коридоров.

9. Музей шоколада в Брюгге


Музей шоколада в Брюгге Mark Healey

Настоящий бельгийский шоколад имеет непревзойденный и оригинальный вкус. Многие любители лакомства делают выбор в пользу бельгийской марки. Поэтому неудивительно, что в Брюгге имеется свой Музей шоколада. Посещая , нужно обязательно посмотреть этот музей! Как и многие достопримечательности Брюгге, музей собрал в себе настоящие произведения искусства, но только из шоколада: от обычных плиток до шоколадных скульптур. Учреждение имеет богатый библиотечный фонд, в котором множество книг об истории возникновения деликатесного продукта, а также с рецептами его изготовления.

Опытные кондитеры преподадут уроки мастерства по приготовлению этого вкусного лакомства. В музее имеется бар, где посетителям предлагается отведать различные шоколадные угощения и коктейли более чем сорока видов.

Брюгге известен своим ежегодным фестивалем шоколада Choco-Late, во время которого кондитеры устраивают кулинарные поединки и удивляют настоящими шоколадными фонтанами.

10. Ворота Gentpoort


Ворота Gentpoort в Брюгге Charlie

В средние века вокруг Брюгге были возведены крепостные стены с воротами, но только четверо ворот сохранились до наших дней. Ezelpoor, Smedenpoort, Gentpoort, Kruispoort – вот их названия. Как и все достопримечательности Брюгге, ворота Генпорт пропитаны духом эпохи Средневековья. У туристов есть возможность дотронуться до стен башни из кирпичей, которым несколько сотен лет!

Ворота Gentpoort были построены в 1400-1406 гг. и выполняли оборонительную функцию во времена военных конфликтов, а в мирное время являлись главным входом в город и служили пропускным пунктом, где проверялись ввозимые и вывозимые товары и собирались подати.

Сейчас в башне этих ворот открыт музей, где можно посмотреть на коллекцию оружия, различные артефакты и древние рукописи, рассказывающие о начале строительства башен и ворот и других исторических событиях прошлой эпохи.

Достопримечательности Брюгге: что еще посетить, находясь в Брюгге

Тем, кому основных архитектурных и природных памяток мало, предлагаем по не столь знаменитым, но от этого не менее замечательным местам. Изучайте список, чтобы окончательно принять решение, куда направиться после приезда в этот небольшой старинный городок, наполненный легендами и сказками.

11. Музей пивоварения в Брюгге

Музей пивоварения в Брюгге Neil Turner

Если вы думаете, что посетили уже все музеи и достопримечательности Брюгге – не забудьте сходить в Музей пивоварения.

Первые упоминания о пивоварне датируются XIX веком. Леон Мэйс занялся варением пива по старинным рецептам, оно получалось темного цвета с кисловатым привкусом. За всю историю существования технология изготовления менялась, появлялись свежие сорта. А в 1997 году хозяйка пивоварни приняла решение открыть залы для посетителей, где проводились праздники, интересные встречи и другие мероприятия. В то же время и был открыт Музей пивоварения. Во время экскурсий можно не только узнать много интересного о процессе изготовления пенного напитка, но и принять в нем непосредственное участие, а затем продегустировать разнообразные сорта пива, хранящиеся в подвалах пивоварни.

12. Ратуша Брюгге


Ратуша в городе Брюгге

Основанием ратуши служит фундамент, заложенный еще в 1376 году графом Лодевейком ван Мале. Многие достопримечательности Брюгге построены в готическом стиле, здание ратуши относится к той же архитектурной стилистике. Фасад украшают богатая лепнина и расположенные в нишах статуи персонажей из Библии и скульптуры известных исторических персон.

Внутреннее убранство также поражает своим великолепием и роскошью. У туристов большой интерес вызывает готический зал Ратуши. Деревянные своды из дуба отделаны шестнадцатью плитами, на которых в аллегорической форме изображены фигуры, представляющие четыре времени года и четыре стихии. На стенах Зала много старинных фресок, принадлежавших кисти художника Альбрехта де Вриндта.

Зал Возрождения открывает взору знаменитый камин мастера Ланселота Блонделя, изготовленный в XVI веке. В Готическом зале в настоящее время проходят собрания Городского совета и регистрируются браки горожан.

13. Парк у озера любви


Парк у озера любви в Брюгге

Озеро Любви находится в старом парке Minnewater. Согласно древней легенде, мост на этом озере обязательно приведет влюбленных к свадьбе, а совершая променад по нему, они обретут счастье в браке.

В былые времена на улице Арсенал существовал небольшой порт, а озеро объединяло каналы города с морем. Но спустя время гавани обмелели. Как ни печально, но многие достопримечательности Брюгге связаны с трагическими событиями в судьбах известных и простых людей. В истории парка Минневатер существует грустное предание о дочери моряка. Молодую девушку хотели насильно выдать замуж. Чтобы избежать своей незавидной участи, невеста решила сбежать и укрыться в лесу. Ее избранник, возвращаясь домой с войны, обнаружил свою суженую в лесу, которая впоследствии умерла у него на руках. В память о своей возлюбленной парень установил камень на берегу. Отсюда и произошло название озера, а на месте камня теперь возвышается башня.

По территории парка можно проехаться на запряженных лошадьми экипажах. Украшением озера являются лебеди – грациозные птицы, которые стали символом города.

14. Бегинаж


Монастырь Бегинаж в Брюгге

Достопримечательности Брюгге включают в себя Монастырь бегинок, который основала графиня Маргарита Константинопольская в 1244 году. В начале своего существования он находился под патронажем короля Филиппа IV Красивого и имел название «Королевский Бегинаж». Вокруг территории здания были вырыты рвы и заполнены водой, что обособляло это место от остального мира. На мосту перед входом расположен ориентир, показывающий границу между городской чертой и Бегинажем. Фраза «Sauve Garde», написанная над воротами, указывает на право укрытия на данной территории. Бегинок считают монахинями, но это не совсем правильно. Они не принимают монашеский постриг, вправе создавать семью и имеют право вернуться к обыденной жизни.

15. Парк королевы Астрид


Парк королевы Астрид в Брюгге Michael Zehrer

История этого парка началась после того, как монахам для строительства обители были отданы земли по улице Брамберг. На протяжении нескольких веков парк служил тихим местом для отдыха иноков. Однако в период запрета религиозных обществ монастырь был подвергнут разрушению, а территория парка попала в частные руки. В XIX веке местными властями часть земель была выкуплена под строительство церкви Святой Магдалины. Вскоре на оставшейся территории был создан общественный парк в староанглийском стиле.

Изначально парк имел название в честь бывших владельцев – Францисканский. Но после трагической гибели королевы Астрид саду дали ее имя. Скульптором Де Виспеларе был создан бронзовый бюст «Снежная принцесса», который находится в центре парка. Небольшое озеро и уютная беседка придают шарм и романтичность этому месту. Читайте также про и вдохновляйтесь на дальнейшее путешествие по Бельгии.

Оба музея стоят того, чтобы остаться там надолго. В эту поездку я выбрала Брюгге, чтобы гулять там поздно вечером, а еще - чтобы никуда не спешить и бродить по залам этих двух музеев, потому что это встреча с любимым XV веком. И гармоничная живопись раннего Северного Возрождения. Зачитывалась книгой Татьяны Седовой "Художественные музеи Бельгии", её и буду цитировать, потому что это неспешное путешествие по самым удивительным картинам, после которого нельзя не обращать внимание на детали и аллегории.

Кратко:
1. Музей Ганса Мемлинга в бывшем госпитале святого Иоанна
(Sint-Janshospitaal Brugge)
Адрес: Memling in Sint-Jan, Mariastraat 38, Brugge
2. Музей изящных искусств Брюгге или музей Гронинге
(Groeningemuseum Brugge)
Адрес: Dijver 12, Brugge
Открыты: вторник-воскресенье с 9.30 до 17.00
Билет: €8

МУЗЕЙ ГАНСА МЕМЛИНГА

Ганс Мемлинг "Поклонение волхвов"

Небольшой трехстворчатый алтарь "Поклонение волхвов" был подарен госпиталю святого Иоанна в 1479 году и с той поры никогда не покидал его стен: фигуру дарителя можно видеть в центральной сцене слева, в амбразуре окна. В композиции чувствуются отголоски некоторых приемов и решений Рогира (ван дер Вейдена, учителя Мемлинга - прим.). Однако Мемлинг предлагает совершенно иное образное содержание. Ему чужды драматизм чувств и графическая экспрессия его учителя. Лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает.

Ганс Мемлинг "Обручение святой Екатерины"

Другой алтарь, принадлежащий госпиталю, "Обручение святой Екатерины", гораздо большего формата, высотой в 176 см, был закончен в 1479 году, о чем свидетельствует старинная надпись на раме, и находился первоначально в капелле госпиталя.
На внешних створках находятся портреты донаторов со своими святыми покровителями. Главная створка открытого алтаря - "Обручение святой Екатерины" - представляет собой широко распространенную в ту эпоху в Италии и на Севере композицию, известную под названием sacre conversazione, святое собеседование. В центре на троне сидит Мария, держа на коленях младенца Христа. По сторонам трона стоят Иоанн Креститель (слева) и Иоанн Евангелист (справа) - святые патроны госпиталя. Маленькие ангелы в иссиня-черных одеждах держат над Богоматерью золотую узорную корону. Слева около трона сидит святая Екатерина, у ног которой видны атрибуты её казни - меч и колесо. Младенец надевает на палец святой кольцо, совершая тем самым таинство мистического обручения. Справа святая Варвара читает книгу. За её спиной - башня, напоминающая о её заточении. Один из ангелов у трона играет на органе, другой держит перед Богоматерью раскрытую книгу. Необычайно празднично нарядны и ярки узоры ковра, балдахина, парчовых одежд святой Екатерины и ангела. Нарядность костюмов соседствует с простотой одеяний, нежная улыбка - с серьезностью и печалью, душевная наивность - с мудростью: картина кажется построенной на тончайших нюансах.
Лица всех присутствующих сосредоточенны. Каждый погружен в размышление. Эта эмоциональная настроенность объединяет всех и рождает особую атмосферу близости, родственности человеческих душ. Тонкая стройная фигурка святой Екатерины пленительно грациозна в парчовом роскошном платье, накинутом поверх другого, пламенно-красного цвета, изнутри отороченного белой тканью. Длинные рукава закрывают руки до пальцев. Один из них она отогнула, чтобы легче было младенцу надеть кольцо, - трогательная и неожиданная деталь в торжественной сцене.
Слева за фигурой Иоанна Крестителя даны сцены из его жизни, которые составляют содержание левой створки. Справа за фигурой Иоанна Евангелиста, между колоннами, видна фигура в черном по традиции признаваемая всеми за автопортрет Ганса Мемлинга. В глубине за ним изображены эпизоды из легенды об Иоанне Евангелисте, продолженные на правой створке алтаря.

Ганс Мемлинг "Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове"

"Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове", хранимый в госпитале святого Иоанна, - единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.
Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году и стал в 1497 году бургомистром. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.
На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой - Мартин Ниувенхове. На первый взгляд кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале (за правым плечом Марии - прим.) и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве навстречу зрителю.
Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой - протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.
Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом.
Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где святой Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело (за левым плечом персонажа - прим.). Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни.

МУЗЕЙ ГРОНИНГЕ

Ян ван Эйк "Богоматерь каноника ван дер Пале"

До сих пор "Богоматерь каноника ван дер Пале" остается самым достойным украшением музея. Картина была заказана художнику каноником церкви святого Донациана Георгом ван дер Пале и была начата в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи видно, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви святого Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Хотя церковь не сохранилась до наших дней.
Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая её фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Трон украшен скульптурными группами "Убийство Каином Авеля" и "Борьба Самсона со львом", а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который Богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами. Мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника святому Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей композиции. Подражание Мемлинга в картине "Обручение святой Екатерины" композиции ван Эйка бросается в глаза с первого взгляда, хотя подражание это имеет достаточно внешний характер.
Образ Богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос. Голову украшает скромная диадема. Святой Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. На шлеме заметно отражение Богоматери, а на щите за его спиной - мужской фигуры, в которой видят самого художника. Святой Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. В правой он держит свой атрибут - колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Его суровое лицо бесстрастно.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к святому Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Но сильный дух сурового каноника торжествует, что невольно вызывает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.

Ганс Мемлинг "Триптих Мореля"

Большой алтарный складень Мемлинга обычно называют "Триптих Мореля", по имени заказчика Виллема Мореля, бывшего в то время бургомистром Брюгге. Центральная часть представляет трех святых: святого Христофора, согласно легенде, перенесшего младенца Христа через реку, святого Маврикия с посохом и святого Жиля с ланью. На левой створке преклонил колена Виллем Морель, сопровождаемый своим святым покровителем Вильгельмом де Малеваль и пятью сыновьями. На правой створке перед скамьей с молитвенником стоит на коленях его жена с одиннадцатью дочерьми и святой Варварой. На внешних створках алтаря изображены Иоанн Креститель с агнцем и святой Георгий, убивающий дракона.

Иероним Босх "Страшный суд"

Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха "Страшный суд", принадлежащего музею. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом. Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. На земле же кишит всяческая нечисть, причудливые фантастические формы, означающие грехи, пороки и заблуждения людей. Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Справа - ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. В его картинах всегда наличествуют сильный элемент интеллектуального начала, страстная язвительная ирония и содержатся намеки и аллегории, которые были понятны его современникам, но далеко еще не все расшифрованы в наше время.

Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну" (копия)

Удивительная встреча в музее Гронинге, сначала даже не поверила своим глазам, потому что привыкла видеть эту картину в Эрмитаже - копия работы Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука, рисующий Мадонну".
По преданию, евангелист Лука не мог изобразить Деву Марию по памяти. Тогда Богоматерь явилась ему, и дело пошло на лад. Так была написана первая икона, а апостол Лука стал первым иконописцем и покровителем художников. Картина, раскрывающая этот сюжет, была написана Рогиром ван дер Вейденом в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений и копий, она снискала огромную популярность у современников.
Этот шедевр Северного Возрождения - одна из самых загадочных картин Эрмитажа. "Святой Лука, рисующий Мадонну" создавался учеником Яна ван Эйка - Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина оказалась в Санкт-Петербурге в виде двух разрозненных частей. Сначала в 1850 году был приобретен Святой Лука, прибывший в город на Неве в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго. Спустя 34 года из Франции приехала Богоматерь с младенцем, пребывавшая долгое время в одном из испанских монастырей.
Большая удача, что обе части полотна оказались в Эрмитаже. Ведь они могли очутиться в разных собраниях и в разных странах. Почему и когда произошло это варварское разделение неизвестно. Вероятнее всего, продать каждую часть по отдельности было значительно проще.
Кроме Брюгге копии картины есть в Мюнхене и Бостоне. Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.