Музыкальный портрет — Гипермаркет знаний. Урок по музыке "Музыкальный портрет

Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель высшей квалификационной категории, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Урок искусства (музыка) в 5 классе III четверть.
Тема урока: Музыкальный портрет.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

  1. обучаюшие:
    1. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать;
    2. развитие умения сравнивать, сопоставлять;
    3. формирование навыка интеграции различных видов искусства;
    4. закрепить понятие - средства музыкальной выразительности: характер, интонация, мелодия, лад, темп, динамика, образ, форма;
    5. учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
    6. познакомить с творчеством М.П.Мусоргского;
    7. научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
  2. развивающие: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений;
  3. коррекционная:
    1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
    2. воспитательные: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
  • словесно-индуктивный (беседа, диалог);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение);
  • частично-поисковый (импровизация);

Оборудование: Аудио и видеооборудование. ИКТ. Портрет М.П. Мусоргского, опорные карточки, презентация POWER POINT.

Музыкальный материал:
"Баба-Яга" М.П. Мусоргский, песня "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.

Презентация по творчеству М. Мусоргского, мультфильм "Картинки с выставки".

Форма работы: групповая, индивидуальная.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Обучающимся предлагается ассоциациативный ряд: портрет "Аленушка" Васнецов, портрет Мусоргского, фрагмент песни "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Обучающиеся должны сами сформулировать тему урока на основе увиденных ассоциаций.

У.: наша сегодняшняя тема "Портрет в музыке". Что такое "портрет" в изобразительном искусстве?

Д.: изображение человека в полный рост; нескольких человек изобразить, если изобразить людей до плеч – это портрет.

У.: что мы с вами можем увидеть на портрете?

Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный.

У.: а чем музыкальный портрет отличается от портрета в живописи?

Д.: Его нельзя увидеть сразу, необходимо послушать всю музыку, чтобы его увидеть в своем воображении. Он длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить каждый свое…

У.: напомните мне, с помощью каких средств выразительности художник создает свои картины?

Д: палитра, цвет, мазок, штрих и т.д.

У: а какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

Д: динамика, темп, регистр, тембр, интонация.

У.: перед вами на доске (карточках) записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
(Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, мелодия)

Д.: темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.

У.: все эти знания помогут нам понять, как же композитор создает музыкальные портреты и что ему в этом помогает.
М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
" Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах" М.П.Мусоргский.
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нём неразрывно соединены выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом, только сказочным.
У нас будут две творческие группы музыкальных экспертов, которые попытаются понять образ-портрет, созданный М.П. Мусоргским.

Класс делится на две творческие группы.
Задания:

  • проследить за развитием музыки,
  • проанализировать средства музыкальной выразительности, их использование,
  • дать название образу на портрете.

Слушание: М.П.Мусоргский "Баба Яга" из цикла "Картинки с выставки".
Анализ прослушанного произведения проводят представители из двух творческих групп.

У: ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения "Баба-Яга" из фортепианного цикла "Картинки с выставки". Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.
Итог урока.

У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась "Портрет в музыке". С чьим портретом мы сегодня познакомились?

Д.: Бабы-Яги!

У.: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.

У.: А теперь – домашнее задание: 1) нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. 2)сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Рефлексия.

У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Обучающимся предлагаются для заполнения листы самооценки).

У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали.

Портрет в музыке и живописи

Цель: Осознание ребятами родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.

Задачи:

  1. Познакомить с “музыкальными портретами”, созданными М.П. Мусоргским и С.С. Прокофьевым и портретами, созданными художниками И.Е. Репиным и Р.М. Волковым.
  2. Продолжить работу над развитием навыка анализа музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.
  3. Способствовать формированию интереса к истории своего Отечества.

Вокально-хоровая работа:

  1. При разучивании музыкальных фрагментов, добиваться изображения характера героя голосом.
  2. Работать над четким произнесением текста.

Оборудование урока:

Компьютер (диск, презентация с репродукциями картин).

Структура урока

  1. Слушание: Песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.
  2. Обсуждение “музыкального портрета”.
  3. Разучивание отрывка из “Песни Варлаама”.
  4. Сопоставление “музыкального портрета” и портрета И.Репина “Протодьякон”.
  5. Разучивание отрывка из “Арии Кутузова”.
  6. Знакомство с портретом Р.М.Волкова “Кутузов”.
  7. Сопоставление двух “портретов”.
  8. Разучивание песни
  9. Вывод.

Форма работы

  1. Фронтальная
  2. Групповая

Ход урока

Учитель

Музыкальный портрет. Михаил Яворский.

Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.

И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Продолжая тему “Можем ли мы увидеть музыку”, сегодня на уроке речь пойдет, как вы уже догадались из стихотворения, о портрете в музыке и живописи. Что такое портрет?

Учащиеся.

Портрет – это изображение донного человека.

Учитель.

И так, слушаем первый портрет.

Слушание: песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.

Учитель.

Исходя из характера музыкального произведения, что можно сказать о данном персонаже? Какими качествами он обладает?

Учащиеся.

Этот герой веселый, в нем чувствуется сила.

Повторное прослушивание.

Разучивание фрагмента.

Учитель.

Сила добрая или злая?

Учащиеся.

Сила, все-таки, злая. Музыка властная, значит и герой очень властный, в тоже время разгульный, жестокий, его все боятся.

Учитель.

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, изображая данного “героя”?

Учащиеся.

Учитель.

А интонация какой песни используется композитором для изображения данного персонажа?

Учащиеся.

Русской народной плясовой

Учитель.

Исходя из перечисленных вами средств музыкальной выразительности, как вы думаете, как выглядит этот человек внешне?

Учащиеся.

Этот человек пожилой, с бородой, взгляд злой и властный.

Показывается портрет И.Репина “Протодьякон”.

Учитель.

Давайте, подумаем, есть ли сходство нашего “музыкального героя” с человеком, изображенным на данной картине? И если есть, то, какое?

Учащиеся.

Сходство есть. Человек, изображенный на картине тоже пожилой, с бородой.

Учитель.

Ребята, а обратите внимание на взгляд этого человека. Попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?

Учащиеся.

Взгляд острый, хищный, злой. Брови густые, черные, вразлет, что делает взгляд тяжелым и властным. Картина, как и в музыке, в темных тонах.

Учитель.

Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и художественный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского (песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга.

Просмотр отрывка из оперы “Борис Годунов” (“Песня Варлаама”).

Учитель.

Ребята, а как вы думаете, почему возникли такие портреты как Варлаам, протодьякон?

Учащиеся.

Композитор и художник увидели таких людей и их изобразили.

Учитель.

Слушая “песню Варлаама” и глядя на картину “Протодьякон”, как вы думаете, как относятся художник и композитор к таким людям, одинаково или по-разному. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

И композитор, и художник не любят таких людей.

Учитель.

Действительно, когда Мусоргский увидел “Протодьякона” он воскликнул: “Да это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

И.Е.Репин в портрете “Протодьякона” обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Учитель.

Скажите, а нам передалось отношение авторов к своим персонажам?

Учащиеся.

Кон

Учитель.

А в наше время вы встречались с такими портретами?

Учащиеся.

Нет.

Учитель.

А почему в наше время таких портретов не создают?

Учащиеся.

Потому, что в наше время таких людей нет. В прошлых веках таких “героев” было много. Такие священники были характерны для того времени. В наши дни таких священнослужителей нет.

Учитель.

То есть искусство отражает окружающую нас реальность.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным портретом.

Слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”.

Разучивание арии.

Класс делится на три группы и получает следующие задания:

1-я группа – дает словесный портрет персонажа (внешний и “внутренний”);

2-я группа – выбирает один портрет, соответствующий данному музыкальному произведению из предложенного видеоряда, обосновывает ответ;

3-я группа – сопоставляет полученный портрет с данным музыкальным произведением.

Учащиеся обосновывают свои ответы, опираясь на средства музыкальной и художественной выразительности, используемые композитором и художником.

Учитель.

Мы с вами познакомились еще с одним портретом, прямо противоположным Варлааму. Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”.

Кто такой Кутузов.

Учащиеся.

Полководец, победивший Наполеона в войне 1812 года.

Учитель.

Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?

Учащиеся.

Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.

Учитель.

А как к этому герою относятся и композитор и художник?

Учащиеся.

Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.

Учитель.

Учащиеся.

Конечно

Учитель.

К какому ранее изученному музыкальному произведению по духу близка эта ария?

Слушание или исполнение отрывка из арии .

Учащиеся.

К “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.

Учитель.

Слушая арию и глядя на картину, можно ли назвать Кутузова богатырем. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

Да, потому, что он сочетает в себе все три качества – Сила, Ум, Добро.

Учитель.

А Варлаама можно назвать богатырем?

Учащиеся.

Нет, в нем есть Сила, Ум, но нет Добра.

(На доске оба портрета)

Учитель.

А почему были созданы портрет Кутузова Прокофьевым и Волковым и “Богатырская” симфония Бородина и картина Васнецова “Богатыри”?

Учащиеся.

Потому, что такие люди, герои существовали на самом деле.

Учитель.

Мы с вами сегодня разучим песню, герои которой обладают Силой, Умом, Добром. А главная их сила в дружбе. Песня из кинофильма “Гардемарины, вперед!” “Песня о дружбе”.

Разучивание песни.

Вывод:

  1. С какими портретами и их авторами мы познакомились на уроке?
  2. Как изображаются в музыке и живописи одни и те же герои?
  3. Что дает нам понять такая “родственность” между музыкой и живописью?

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1.Музыка в произведениях изобразительного искусства

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанро­вые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, пла­кать, говорить...

Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человечес­кого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа­ ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру­ ках мастера, имеет свой характер.

Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была лю­бимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и ка­бачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Звучала скрипка и в аристократических кругах - во дворцах, замках, в богатых домах, - а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, ко­торые играли во время пробуждения и трапез короля и, ко­нечно, исполняли танцевальную музыку на придворных ба­лах.

Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастера­ми Амати, Страдивари, Гварнери.

Посмотри натюрморты со скрипкой - своеобразные портреты скрипок.

Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы





















Рауль Дюфи (1877-1953) Франция.Скрипка

Дмитрий Жилинский (1927г.СССР.) Альтист


Согласись, у каждого от этих картин чело века возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную му зыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инст румента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.

Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрип­ки композиторами разных времен:

Ответь на вопрос:

О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.

Задание 1.

Послушай ещё раз:

1. «Чакона» И.-С. Бах.

2. «Мелоди я» П. Чайковский

3. Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.

Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкаль­ ный язык сочинений, прослушав их ещё раз.

Слушая «Чакону» Баха (финал Партиты № 2), обрати внимание на то, что это сочинение написано композитором для скрипки соло. Эту знамени тую пьесу, мощь которой достигает органного и даже оркес трового звучания, один из музыковедов (Ф. Вольфрум) срав­ нил со «звуковым гигантом, грозящим сломить нежное тело скрипки». Определи характер пьесы.

Обрати внимание на то, как в звучании скрипки мелодия сочета­ ется с аккордами. Эту многоголосную фактуру исполняет один инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появля­ются различные оттенки чувств - скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интона­ций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип разви­тия музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.

Чакона - первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вво­дится в финалы сценических произведений. В XVII-XVIII вв. включа­ется в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах - концерты с оркестром, сонаты, партиты.

«Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского - пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок («Воспоминание о родном месте»).

Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движе­нием, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным рит­мом аккомпанемента на фортепиано.

Очевидно, ты услышал контраст средней части «Мелодии»: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются эле­менты танцевальности, мелодия напоминает тончайшее кружево (вы­сокий регистр, узоры мелодического рисунка), выразительные под­голоски фортепиано словно допевают (досказывают) мелодию скрип­ки. В кульминации пьесы - выразительной трели скрипки - форте­пиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. Вспомни аналогичный диалог солистки и партии фортепиано, который возникал в «Вокализе» С. Рахманинова.

Определённое выразительное значение имеет и неизмен­ный на протяжении всей пьесы мажорный лад.

Почему ком­позитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?

«Мелодию» Чайковского можно сопоставить с картиной Д.Жилинского «Альтист».

Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?

Что различает эти два художествен­ных образа?

3. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке



Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Альфреда Шнитке - музыка современного композитора.

Вслушайся в начальные такты концерта Шнитке, в которых звучат скрипки, а затем сравни это звучание с главной мелодией «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? Обе темы по­хожи друг на друга своей страстностью, взволнованностью, энергией, драматизмом. Тот же трагический минор, тот же ре­читативный склад мелодики.

Наверняка, ты убедился в том, что волевой, целеустремленной начальной теме (по мнению Шнитке, эта тема создавалась им под влиянием стиля А. Вивальди) ком­позитор противопоставляет другой мир - злобный, враждеб­ный. Искажающие звучание чистых тембров скрипки «наплы­вы» воспринимаются слушателями как вторжение сил, проти­востоящих активности главной темы.

Что общего (или различного) ты найдёшь при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни «Скрипка»?


Ве­роятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства - концерта и живописного полот­на - различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, кон­траст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) то­нов. Статика, неподвижность картины отличается от динамич­ной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.

4. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре

Рассмотри портрет Никколы Паганини (1782 - 1840)- итальянец, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым (1874-1971 СССР)


и в живописи Э. Делакруа(1798-1863) Франция

Не­обычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры - увлечённостью игрой на любимом му­зыкальном инструменте.

Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза XIX в. известно всему миру. Его мастерство на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно, одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс №24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу – виртуозу разные композиторы. Так же как
и «Чакона» Баха, Каприс № 24 написан Паганини для скрипки соло. Вы­разительные возможности инструмента в сольном звучании раскрываются особенно ярко.
Повторения короткой начальной интонации с активным ритмическим рисунком позволяют её быстро запомнить.

Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз

Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.

В «Вариациях на тему Паганини» или "Рапсодия на тему Паганини", С. Рахмани­нова (произведение написано в 1934 г.,), ты услышишь черты такого жан­ра, как концерт для фортепиано с оркестром. Послушай Во-первых, здесь явно выделяются два образа. Пер­вый основан на варьировании темы Паганини, которая звучит каждый раз в новом виде - то легко и грациозно, то напори­сто и грозно. Во-вторых, исполнение этой темы переходит от оркестра, его отдельных групп (скрипки) к фортепиано. Вто­рой образ - лирический построен на подлинно русской, пе­сенной, рахманиновской теме. Эта тема - образ вдохновен­ной светлой лирики - начинается спокойно и безмятежно.Ты сможешь самостоятельно услышать её развитие. Постепенно она набирает силу, звучит страстно и торжественно, как светлый гимн Красоте, Человеку. В конце звучание темы словно истаивает, замирая образуя трёхчастность построения. Именно контрастность образов, их симфоническое развитие послужили поводом для создания балета на эту музыку.

Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова "Рапсодия на тему Паганини"



Ответь на вопрос:

1. В какой форме написана интерпретация каприса?

(р. в 1913 г.)

Обрати внимание на сходства и различия с главной темой Капри­са № 24 Паганини. Начало «Вариаций» звучит грозно и решительно, затем композитор использует разнообразные приёмы развития, в которых главная тема то звучит так же, как у Паганини, то приобретает новые черты. Характерной особенностью развития темы Каприса № 24 в
этом произведении является постоянная её узнаваемость. Звучание оркестра и солирующего фортепиано даёт нам повод предположить, что это жанр концерта для фортепиано с оркестром (как и у Рахманинова).

В «Вариациях» мы слышим большую драматизацию
образа, вторжение в звучание активных ритмов, придающих музыке тревожность и суровость, появление новых оркестровых кра­сок, жестких звучностей (гармоний).
Лирические проведения темы Каприса № 24 практически, отсутствуют. Так, компози­тор Лютославский по-новому «прочитал» знаменитую тему Каприса № 24 Паганини, создав под влиянием своего времени» напряженных ритмов жизни XX в., ещё один вариант
интерпретации нестареющей классической мелодии.

Ответь на вопросы:

2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?

3. Что вносит нового в её звучание?

Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом со­провождения, с выделением функции ударных инструментов.

Что же остается без изменения по сравнению с
Каприсом Паганини? Форма вариаций. Обрати внимание на заключительный разделу пьесы - коду. В ней обработчик несколько
раз подчеркнуто повторяет звучание тоники, точки. Такое завершение, возможно, имеет определённый смысл: классическая музыка понятна современным слушателям!
Не случайно Зинчуком выпущены несколько компакт-дисков под названием
«Неоклассика» . Нео - значит «новая», класссика - «образцовая».

В итоге мы пришли к понятию - интерпретация .
Ведь она есть твор­ческое освоение художественных произведений, связанное с его особым, избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
Ты сам, ког­да пытаешься проникнуть в замысел композитора, художника, тоже интерпретируют произведение.

Интерпретации, подобные тем, с которыми ты встретился на этом уроке, пред­ставляют собой переложения музыкального произведения (Каприса Паганини) для других инструментов:
фортепиано и оркестра, рок-группы - и соединяют в себе триединство «ком­позитор- исполнитель - слушатель». Фактически они явля­ются образом-портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся од­новременно и исполнителями.

5.Задание 2

Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.

Сравни три интерпретации Каприса №24 Н.Паганини .

Ответь на вопросы:

1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?

2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?

6.Задание 3

Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского "Струна".

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Его­рова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные ата­ки немцев.

Война застала в Эзеле нескольких актеров - мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали ране­ных и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, ак­теры устраивали концерты и спектакли на маленьких поля­нах в лесу.

Хорошо, - скажете вы, - конечно, в темноте можно
слушать музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разы­грывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители? ...Как только начинался спектакль, зрите­ли наводили на актеров узкие лучи карманных электричес­ких фонариков. Лучи эти все время перелетали, как малень­кие огненные птицы, с одного лица на другое...

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фона­риков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

А Паганини играл и на одной струне...

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спо­койно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не перели­вался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна стру­на запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть бы­ло легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смыч­ком по изуродованной скрипке.

В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдер­жит сердце. И последняя струна действительно не выдержа­ла силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушате­лей только вздохнула.

Егорову не на чем было играть. Он стал обыкновен­ным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину. Его похорони­ли в грубой песчаной земле. Скрипку Егорова бойцы пе­редали летчику, улетавшему в Ленинград. ...Летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя паль­цами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальян­ская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетне­го пения.

Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра, -сказал летчику дирижер.

Где теперь эта скрипка -- я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и лю­бимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Гей­не. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слу­шателей дрожать от гордости за гений своей страны, за ге­ний человека.

Ответь на вопросы:

1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайков­ского могла звучать на ночном концерте?

2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?

4. Вспомни литературные произведения, в которых музы­ка - одно из главных действующих лиц.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету Музыка

3 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)

Тема: Портрет в музыке

Цели:

Воспитательная

  • формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки;
  • развитие культуры речи;
  • сравнение музыкальных образов и оценивание характеров.

Развивающая

  • восприятие музыкальных образов;
  • умение различать музыкальные фрагменты;
  • способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.

Обучающая

  • углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация;
  • использование полученных знаний при составлении музыкального портрета.

Задачи урока:

  • формировать культуру слушателя;
  • дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях;
  • познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа;
  • воспитывать в детях положительные черты характера.

Тип урока: использование и закрепление полученных знаний

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Личностные:

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок;
  • осознавать алгоритм своего действия.

Метапредметные:

Регулятивные

  • самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;
  • принимать и удерживать учебные задачи;
  • включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные

  • с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • понимать художественно-образное содержание музыкального произведения;

Коммуникативные

  • умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
  • различать в музыкальных портретах изобразительность и выразительность;
  • самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Понятия и термины, которые будут введены или закреплены в ходе урока:

портрет в музыке, интонация, выразительность, изобразительность.

Формы работы на уроке:

слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
  • CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 3 класс»
  • Фонохрестоматия. 3 класс;
  • Фортепиано.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задача этапа

Действия учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1-2 мин)

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку
  • приветствует учащихся
  • проверяет готовность к уроку
  • приветствуют учителя
  • организуют свое рабочее место

2.Постановка учебной задачи

  • создать мотивацию к работе на уроке;
  • определить тему урока
  • повторение терминов: выразительность, изобразительность
  • На прошлом уроке мы говорили как музыка описывает утро в природе.
  • Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Может ли музыка изобразить самого человека?
  • Если бы мы были художниками, как бы мы назвали изображенного человека? А в музыке?
  • учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы
  • учащиеся формулируют тему урока

«Портрет в музыке»

3.Актуализация знаний

  • повторение изученных знаний;
  • применение знаний в ходе урока
  • Прочитайте эпиграф или вступление к нашему уроку: В каждой интонации спрятан человек.
  • При помощи чего музыка может изобразить человека?
  • учащиеся читают учебник, отвечают на вопрос

4. Усвоение новых знаний и способов действий

  • алгоритм анализа музыкального произведения
  • Прочитайте стихотворение «Болтунья», назовите автора, попробуйте описать портрет этой девочки своими словами.
  • Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движение или голос?
  • Слушание песни «Болтунья»
  • Как музыка создала ее портрет?
  • учащиеся читают вслух стихотворение, анализируют характер и поведение девочки.
  • отвечают на вопросы учителя, составляют образный и звуковой портрет Лиды
  • слушают и анализируют музыку
  • делают выводы, принимают решение

5. Актуализация полученных знаний

  • применение и закрепление знаний
  • Звучит «Джульетта-девочка»
  • Чей это портрет: мужской или женский, детский или взрослый, какие движения или голоса можно услышать в музыке, какое настроение и характер?
  • учащиеся слушают и анализируют музыку,
  • отвечают на вопросы учителя,
  • делают выводы

6. Информация о домашнем задании

  • инструктаж по выполнению домашнего задания
  • Нарисуйте рисунок-загадку, по которому мы сможем догадаться, чей портрет вам понравился больше.
  • учащиеся записывают домашнее задание в дневник

7. Вокально-хоровая работа

  • развитие вокальных и музыкальных способностей учащихся
  • Давайте вспомним песню-портрет о «Веселом щенке»
  • Как мы исполним ее?
  • учащиеся вспоминают слова и мелодию песни,
  • анализируют способы исполнения и средства музыкальной выразительности
  • исполняют песню

8. Подведение итогов

  • рефлексия
  • Что необычного было на уроке?
  • Выполнили мы все задачи?
  • учащиеся отвечают на вопросы учителя и анализируют свою работу на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Видеть улыбку и радостный взгляд –

Вот оно счастье, так говорят!

Проверьте, все ли приготовились к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как музыка описывает утро в природе.

Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Вспомните, как назывались эти музыкальные произведения?

Ответы детей: П. Чайковский «Утренняя молитва», Э. Григ «Утро»

Учитель: Если музыка говорит о чувствах человека, то в ней есть ….

Ответы детей: выразительность.

Учитель : А если, слушая музыку, мы «видим» картины природы, «слышим» ее голоса, то в ней есть ….

Ответы детей: изобразительность.

Учитель: Может ли музыка изобразить самого человека?

Ответы детей…

Учитель: Как называется изображение человека на картине художника? В музыке?

Ответы детей: Портрет.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока – Музыкальный портрет.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите на живописный портрет, о чем он может рассказать нам?

(Работа с портретом композитора С. Прокофьева)

Ответы детей: о внешности человека, возрасте, одежде, настроении …

Учитель: А музыка может описать внешность человека, возраст, одежду?

Ответы детей: Нет, только настроение.

Учитель: Эпиграф или вступление к нашему уроку говорит: «В каждой интонации спрятан человек». При помощи чего музыка может изобразить человека?

Ответы детей: При помощи интонаций.

Учитель: Но они должны быть очень выразительными, чтобы мы их смогли понять.

Распевка «Разные ребята» (исполнение по группам)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя музыкальными портретами, их создал композитор С. Прокофьев (запись в тетрадь). Давайте прочитаем стихотворение, которое стало основой для одного из них.

Чтение стихотворения Агнии Барто «Болтунья»

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Учитель: Опишите героиню стихотворения!

Ответы детей: Маленькая девочка, школьница, симпатичная, веселая, но слишком болтливая, зовут Лидой.

Учитель: Какие музыкальные интонации могут выразить характер Лиды?

Ответы детей: легкие, светлые, быстрые…

Учитель: Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движения или голос?

Ответы детей: очень быстрые, торопливые, как скороговорка.

Учитель: Давайте послушаем песню, которая получилась у композитора.

Слушание песни.

Учитель: Как музыка создала портрет Лиды? Какой характер у нее?

Ответы детей: Добрый, веселое настроение и очень быстрая речь.

Учитель: Как можно назвать эту песню?

Ответы детей: Веселая болтушка…

Учитель: Давайте отметим в тетради (запись в тетрадь: «Болтунья Лида», изображена речь девочки)

  1. Актуализация полученных знаний

Учитель: А если в музыке нет слов, ее исполняют только музыкальные инструменты, сможет ли она создать образ человека?

Ответы детей…

Учитель: Сейчас мы послушаем еще один музыкальный портрет, а вы угадайте, чей он. А музыка нам подскажет – если она будет говорить о мужчине, в ней появится маршевость, если о женщине - танцевальность, если герой - взрослый, музыка прозвучит серьезно и тяжело, если ребенок – шутливо и легко.

Слушание музыкального фрагмента С. Прокофьева «Джульетта – девочка»

Ответы детей: Музыка говорит о женщине, в ней есть танцевальность, героиня – молодая или маленькая девочка, музыка звучит быстро, легко, весело.

Учитель: Что можно делать вместе с музыкой?

Ответы детей: танцевать, играть, прыгать или бегать.

Учитель: Все верно. Эту героиню зовут Джульетта, а мы прослушали фрагмент балета «Ромео и Джульетта», в котором рассказывается история любви очень молодых героев. А Джульетта изображена в момент ожидания встречи со своим возлюбленным, поэтому ей не сидится на месте, и она, действительно, и бегает, и прыгает, и танцует от нетерпения. Слышите?

Повторное слушание фрагмента

Учитель: Что музыка изобразила больше: движения или речь героини?

Ответы детей: Движения

Учитель: Давайте запишем: «Джульетта», изображены движения (запись в тетрадь)

  1. Домашнее задание

Рисунок – загадка. Нарисуйте один предмет, который принадлежит или Болтунье Лиде, или Джульетте.

  1. Вокально-хоровая работа

Учитель: А хором мы можем создать чей-нибудь портрет?

Ответы детей…

Учитель: Давайте споем песню о маленьком щенке, который отправился на прогулку.

Повторение слов песни по группам:

1куплет – 1-й ряд, 2 куплет – 2-й ряд, 3 куплет -3-й ряд, 4 куплет – все.

Работа над кантиленным исполнением мелодии в куплетах и отрывистым звучанием в припеве.

Исполнение песни.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. Что необычного/интересного было на уроке?

Ответы детей …

Учитель. Выполнили мы все задачи?

Ответы детей …

Учитель. Что понравилось или не понравилось больше всего?

Ответы детей …