Надо на 9 дней. Дни особого поминовения усопшего

В христианской религии принято поминать умерших людей. Для этого отведены специальные дни: третий, девятый и сороковой после смерти .
Где берет истоки эта традиция? С 3 по 9 день умерший человек видит рай, в котором прекращается скорбь о покинутом теле и прошлой жизни на земле. В этот день отдают дань уважения девяти ангельским чинам, которые представляют душу умершего Богу и просят у Всевышнего помиловать душу. На девятый день душа приводится к Богу на поклонение. Близкие люди и родня собираются, чтобы помянуть усопшего.

Девять дней отсчитываются, включая день, когда человека не стало. Этого условия придерживаются даже тогда, когда человек покинул землю поздно вечером (до 12 часов ночи).

Организация поминок на 9й день после смерти

В церкви за покойного ставится свечка, читается молитва за упокой души. Советуется раздать нуждающимся людям милостыню и просфоры и попросить прочитать молитву за мертвого. На могиле принято класть пшено и раскрошенные яйца. На ограду кладут куличи или печенье и конфеты.
Покрывала с зеркал в квартире усопшего снимаются. Комната покойника не трогается. Такого канона в православной религии нет. Это скорее языческий обычай. Люди веровали, что душа усопшего потеряется в зеркалах и не найдет потусторонний мир.
На девятый день принято устраивать поминки с пирогами. Желательно не ставить на стол алкоголь. В беседе обязательно затрагивают положительные стороны усопшего, вспоминают добрыми словами. Они зачтутся в потустороннем мире.
Поминальное застолье не обильно. Здесь важно не само пиршество, а присутствие людей, которые уважали покойного человека. Скромность обеда не свидетельствует о нужде устроителей, скорее это символ бренности бытия перед духовностью.
За столом нельзя шутить, смеяться, петь песни и сквернословить. Нарду с этим нельзя отчаиваться и плакать. Скорбь и печаль в христианстве считаются грехами. Душа умершего покидает земной путь. Покойного люди поминают, пребывая в хорошем настроении. В противном случае покойник подвергнется мучениям.
Внешний вид поминающих людей немаловажен. Женщинам желательно сидеть в платках, а мужчинам без шапок. На поминках нельзя говорить об ушедшем человеке негативно. Каждый в своей речи выражает скорбь и надежду на то, что умершего ожидает рай.

Ключевые моменты поминального обеда на 9 дней

  1. На столе обязательно стоит кутья. Для приготовления отваривается пшеница, в которую добавляются мед и изюм. В церкви такая каша символизирует вечность.
  2. Из блюд подаются щи или же лапша с курицей. Если поминки проводятся во время поста, то меню составляет постный борщ или же лапша с грибами.
  3. На второе подается рыба, котлеты, курица, голубцы фаршированные перцы. На гарнир предлагают отведать гречневую кашу, иногда пюре из гороха или картофеля. Не забывайте, что некоторые люди не придерживаются поста. Поэтому меню дополняется жареной рыбой, отварным мясом и другими закусками. Главное, чтобы участники трапезы отличили постную и мясную еду.
  4. В завершение обеда подаются кисель или компот. На закуску ставятся блины, булки и конфеты. Чай и кофе не обязательны.
  5. По окончании трапезы людям советуется предложить забрать с собой фрукты и сладости, которые не съедены.

На поминки никого специально приглашать не принято. Приходят те люди, которые с чистым сердцем поминают усопшего. Прогонять неугодных людей с поминок недопустимо. Это считается грехом. Много людей увеличат количество молитв о спасении души умершего человека. Душе на пути в рай легче. В это день раздаются угощения встречным.
Жизнь диктует новые правила. Люди, заранее осведомляются о месте проведения поминального застолья и времени мероприятия. Вопросы организации берет на себя группа людей, которые согласовывают детали поминок с участниками.
На девятый день необязательно ходить на кладбище. Для церкви бренные останки на могиле ничего не символизируют. Приветствуется посещение храмов и чтение молитв. Люди сами идут на могилу, но к религии это не относится. В это день вы можете помочь душе усопшего, а можете и навредить ей.

Дополнительно

Вы решили провести поминальный обед на 9 дней после смерти усопшего? Есть разные варианты организации трапезы.

КАК ДОМА, ТАК И В КАФЕ

Проведение поминок 9 дней возможно как дома, так и в многочисленных заведениях общепита:

  • поминки 9 дней в кафе
  • поминки 9 дней в ресторане
  • поминки 9 дней в банкетном зале

Если вы не знаете где провести поминальный обед, обратитесь в организацию «Поминальная трапеза» и мы вам подберем зал. Вы можем организовать трапезу в банкетном зале «Борисов» (Будапештская, 8 корпус 4), а так же в одном из кафе «Поминальная трапеза» (Гжатская, 9, Варшавская, 98) или если вас не устраивают условия, то в одном из кафе и ресторанов в других районах. Мы можем качественно провести кейтеринг и организовать поминки на выезд.

ТРАПЕЗА В ОБЕДЕННОЕ ВРЕМЯ

Поминание усопших на 9 день – это православная традиция в честь того, что душа после пребывания в течение нескольких дней в раю предстанет перед Богом. Священное Писание рекомендует родственникам и знакомым покойного больше молиться о нем.

По обычаю, на поминки на 9 дней собираются родные, близкие друзья и коллеги по работе усопшего. Обычно трапеза проводится дома, однако при большом количестве приглашенных чаще всего ее устраивают в кафе. Время проведения поминок – обеденное или немногим ранее — немногим позднее.

КУТЬЯ, ОСВЯЩЕННАЯ В ЦЕРКВИ

Поминальная трапеза не является обычным застольем, предусматриваются специальное меню и способ сервировки стола. Основное блюдо на поминках — кутья, каша из цельных зерен пшеницы, риса с изюмом и медом.

С этого блюда начинается сама ритуальная трапеза, его пробует каждый, кто пришел помянуть усопшего. На поминальный стол на 9 дней необходимо ставить кутью, освященную в церкви. Компот или кисель из ягод, канун (сыта), блины тоже считаются основными в меню.

НА СТОЛ ПОЛАГАЕТСЯ ПОДАВАТЬ:

Рыбные блюда – соленую селедку, пироги с рыбной начинкой;
горячие мясные блюда – борщ, пироги, гуляш;
холодные закуски — винегрет, нарезку колбасы и сыра, салат.

ВМЕСТО ТОРТА — ПИРОЖКИ И ПРЯНИКИ

В качестве десерта на поминки 9 дней в кафе не нужно предлагать гостям торт и пирожные, более традиционны в этот день коврижки, конфеты, пирожки, пряники. Церковные каноны предлагают не подавать на поминальный обед спиртное, но на практике мало какие поминки обойдутся без алкоголя — водки, красного вина. Спиртное, а также мясные блюда не подают, если семья усопшего соблюдает пост.

ПЛЮС ПРОСТОРНЫЙ ЗАЛ

  • Банкетный зал «Борисов» (ул.Будапештская 8, корп. 4) 8-911-285-78-70
  • «Поминальная трапеза» (ул.Гжатская, 9) 8-911-925-56-46
  • «Поминальная трапеза» (ул.Варшавская, 98) 8-911-157-09-78
  • «Поминальная трапеза» (пр-т Пятилеток 8, корпус 1) 8-981-151-37-38
  • «Поминальная трапеза» (пр-т Тореза, 95) 8-911-119-81-72
  • «Поминальная трапеза» (пр-т Наставников, 34) 8-981-964-96-06
  • «Поминальная трапеза» (пр-т Ветеранов,16) 8-981-172-72-02
  • «Поминальная трапеза» (15 линия Васильевского острова, 76) 8-981-124-24-52
  • «Поминальная трапеза» (Большой Сампсониевский пр-т.,80) 8-911-920-56-46

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».

Каждый человек, который пережил потерю близкого родственника или друга, старается устроить поминки по всем правилам и канонам православной церкви.

Принято считать, что до года душа усопшего исследует рай и ад, а за это время ей подбирается место согласно прожитой жизни и по тому, как о ней скорбят и помнят живые. Поэтому поминки 9 дней, правила проведения которых должен знать каждый православный, имеют особое значение.

Значение даты в православии

В православии принято отмечать третий, девятый, сороковой дни и годовщину после смерти человека. Но у некоторых народов поминальные обеды делают и на полгода. Каждый из этих дней имеет свое особое, сакральное значение, которое следует знать каждому православному человеку.

На девятый день после смерти душа только заканчивает свой земной путь. Она ищет путь в новую жизнь. И если третий день принято считать началом загробной жизни, а сороковой - ее окончанием, то девятый является наиболее важным временем в посмертном путешествии души.

Цифра 9 считается сакральной в православии. Именно такое число ангельских чинов существует в иерархии. Поэтому поминальные молитвы в этот день читаются не только за душу усопшего, но и за то, чтобы эти ангелы защитили ее на Божьем суде.

Вплоть до третьего дня после смерти душу умершего сопровождает его ангел-хранител ь. После этого он отправляется исследовать райские кущи. Еще не зная о том, куда она отправится, душа человека может осмотреть Рай и Ад и узнать, что ждет его дальше.

На 9 день после смерти Господь приказывает ангелам привести к себе душу почившего. Именно в этот день она предстанет перед ликом Господним и узнает о том, что ей предстоит отправиться на исследование Ада. А к сороковому дню ее будет ждать Небесный суд.

Именно в этот день душа усопшего должна пройти испытания совместно с ангелом-хранителем. Если ей удастся выйти из них чистой и непорочной, то весы правосудия склонятся к добру.

Важность для покойного

Для души покойного девятый день после смерти крайне важен. Ведь в это время он готовится найти свое постоянное пристанище. Поэтому родственникам крайне важно постараться отпустить душу покойного и поминать его молитвами, а не слезами и стенаниями. Конечно, полностью забыть умершего и боль, которая последовала за его уходом, невозможно. Но стоит постараться успокоить свою душу и отпустить родного человека.

Молебны за упокой души читаются еще и потому, что в этот день она первый раз предстает пред Господом. А помин помогает душе справиться со страхом перед Всевышним и пройти путь дальше без сожаления и страха.

В это день принято молиться о том, чтобы душа усопшего была причислена к лику ангелов. Так, умерший родственник может стать ангелом-хранителем человека, который молится за него. Ведь не зря язычники тоже верили в то, что духи усопших всегда рядом и помогают живым.

Традиции поминального дня

Согласно традициям православия нужно приготовить поминальный обед, который относится на кладбище. Также близкие родственники идут в церковь и ставят свечи за упокой души усопшего и заказывают помин и чтение молитвы. Традиционными блюдами являются:

  • кутья;
  • кисель;
  • блины и пироги.

Кутью готовят из пшеницы с сахаром или медом. Но современные люди чаще ее делают из риса. Каждое зерно представляет собой рождение новой жизни. Оно представляет собой возрождение человеческой души в загробном мире или после инкарнации. Сахар, мед или варенье, которые добавляются в кутью, являются символом сладости загробной жизни. Приготовленное блюдо следует обязательно окропить святой водой или же освятить в церкви.

Компот и кисель также должны быть на поминальном столе. Часто на кладбище несут блины, которыми поминается усопший. Рыбные блюда также рекомендуется ставить на стол, за которым будут сидеть родственники и друзья усопшего.

Зная, чем поминают на 9 дней умершего, накрыть стол не составит труда. Очень часто на первое блюдо подается обычный борщ. Он является самым популярным блюдом .

Как поминают на 9 день после смерти, может рассказать и служитель церкви. Но следует помнить, что этот день - незваный. То есть, на помин души не зовутся гости. Прийти могут все желающие, кто знал усопшего или присутствовал на похоронах.

Основная молитва на 9 дней после смерти, которая читается за столом в первую очередь - «Отче наш». Читать ее разрешается вслух или про себя, думая об умершем человеке. Только после этого разрешается подавать первое поминальное блюдо - кутью. Ставить на стол алкоголь категорически запрещено. Распитие спиртных напитков - грех, который не принесет успокоения умершему. Поэтому их запрещается нести на кладбище или пить за столом во время поминок.

Готовить слишком много блюд не стоит. Ведь чревоугодие - это тоже большой грех. Здесь важно не вкушение пищи, а то, что близкие люди собрались за одним столом для помина души умершего. А если после застолья остались продукты или блюда, то выбрасывать их не следует. Нужно раздать еду нищим или просто нуждающимся людям.

За столом категорически запрещается веселиться, смеяться и петь песни. Также не следует поминать усопшего дурными словами и вспоминать все его проступки в жизни. Нужно делать следующее:

  • вспомнить все самое лучшее о нем;
  • говорить только приятные вещи о покойном.

Ведь вплоть до сорокового дня будет приниматься решение о том, куда отправится душа умершего, а то, что вспоминают о нем живые, будет учитываться обязательно.

За поминальным столом женщинам полагается быть с покрытой головой и убранными волосами. Сегодня платки надевают только ближайшие родственницы. А мужчинам нужно снимать головной убор на входе в дом.

Правила для родственников

Зная, что делают на 9 дней после смерти родственники покойного, можно избежать множества ошибок. Так, обязательно, чтобы родственники отправились в церковь, и не только поставили свечи за упокой, но и заказали молебен. Также следует помолиться перед иконой о милости Бога и помощи Небесных Защитников. Помолиться разрешается и возле домашней иконы, но молебен нужно заказывать обязательно.

В обед следует посетить могилу усопшего. На ней нужно навести порядок, убрать мусор и принести цветы и венки. В лампадке возле креста или памятника нужно обязательно зажечь свечу. Не следует разговаривать на посторонние темы возле могилы, лучше поговорить о покойном или же прочитать молитву.

Не следует устраивать на кладбище поминки . Распивать спиртные напитки нельзя ни в коем случае, а тем более ставить водку в стакане возле могилы. Это ничего хорошего не принесет душе покойного. Разрешается оставлять обед из сладостей, блинов и кутьи. В большинстве случаев на могилу приносятся те продукты и блюда, которые ставятся на стол во время поминок.

Обязательно нужно подавать милостыню нищим и нуждающимся, чтобы они могли помянуть умершего. Для этого используются либо оставшиеся после поминок продукты, либо деньги .

В доме, где устраиваются поминки, следует зажечь лампаду или свечу возле фотографии усопшего. Завесы с зеркал разрешается снять сразу после поминок. Остаются они только в комнате покойного.

Согласно традициям христианства, основные поминки по усопшему проводятся в день похорон, на 9 дней и на 40 дней. Чаще всего поминки сводятся к поминальной трапезе, однако не стоит думать, что люди собираются просто для того чтобы поесть, это мероприятие имеет цель отдать дань памяти усопшему, помолится за упокоение его души.

1
Христианские обычаи подразумевают, что во время поминальной трапезы собравшиеся молятся об упокоении души умершего. Абсолютно все во время поминок имеет значение, в том числе и меню. Приблизительный план проведения поминок таков.

Прежде чем сесть за стол прочтите молитву «Отче наш». На протяжении всех поминок вспоминайте усопшего, однако воспоминания о каких-то плохих поступках усопшего не приемлемы. За столом не допустимы смех, веселые песни или сквернословие.
2
Первым блюдом подавайте кутью (каша из риса или пшеницы с медом и изюмом). Лучше всего осветить ее во время панихиды или по крайней мере окропите ее святой водой. Данное блюдо есть символ вечной жизни, так как человек, как зерно, прорастет (возродится) во Христе.
Не надо опираться на правило: чем больше еды на столе - тем лучше, это не верно. Совсем наоборот, еда должна быть без изысков, скромной. Важно то, что люди собираются вместе помянуть усопшего, еда - лишь символ.
3
Обратите внимание, если день поминок пришелся на будний день Великого поста, перенесите мероприятие на выходные. Также помните, что мужчины на поминках должны быть с непокрытой головой, женщины же, напротив, с подобранными волосами в платках.
4
Если в день похорон на поминки приглашают всех, кто был на кладбище, то на 9 дней на поминки зовут лишь родственников и самых близких друзей усопшего.
Помните, что употреблять спиртные напитки во время трапезы нельзя, даже вино не рекомендуется ставить на стол. Также не ставьте на стол фотографию покойного с рюмкой водкой, покрытой черным хлебом, все эти обычаи просто пережитки прошлого и православной верой не поддерживаются.
5
Не ограничивайтесь фразой: «Царствие небесное усопшему». Помолитесь за усопшего, приступайте к каждому блюду с краткой молитвы.
6
Также в дни поминок очень хорошо подать нищим, для того чтобы люди, которые нуждаются в пище и находятся ближе к Богу, помолились об упокоении души усопшего.
7
Помимо трапезы заказывают молебен об упокоении усопшего, для этого просто подайте записку с именем покойного (в родительном падеже) в церковный киоск.

Поминать можно не только на 3, 9 и 40 день, существует обычай поминать покойного на годовщину смерти, в день его рождения и в день Ангела, в эти дни люди также ездят на кладбище и ходят в церковь.