Настоящая фамилия стендаля. Биография

Французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX века Мари-Анри Бейль (Marie-Henri Beyle), псевдоним Стендаль (Stendhal), родился 23 января 1783 года в Гренобле (Франция) .

Его отец, Шерюбен Бейль , был адвокатом в Верховном суде Гренобля. Мать писателя, Аделаида-Генриетта Бейль, умерла, когда мальчику было семь лет.

Воспитанием занимался дед, который был знаком с известными литературными деятелями. Анри проучился в школе три года , при этом самостоятельно изучал математику, философию и логику.

В 1799 году Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого поступил на службу в действующую армию.

Получил назначение в качестве второго лейтенанта французской армии, дислоцированной в Италии. Спустя три года подал в отставку, решив снова заняться самообразованием, но в 1805 вернулся на службу. В должности военного чиновника посетил несколько европейских государств: Австрию, Германию, Италию. Был свидетелем Бородинской битвы.

После разгрома Наполеона поселился в Милане (Италия) , где сблизился с республиканцами-карбонариями, завел дружбу с Байроном.

В Италии писатель создал свои первые произведения, среди которых были: "Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио" (Vies de Haydn, de Mozart et de Métastase, 1814), "История живописи в Италии" (L"histoire de la peinture en Italie, 1817), "Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году" (Rome, Naples et Florence, 1917) — первая книга, написанная под псевдонимом Стендаль — и другие.

С 1821 по 1830 годы жил в Париже и сотрудничал с английскими журналами как литературный и художественный критик. За этот период им были написаны книги "О любви" (De l’amour, 1822), "Жизнь Россини" (Vie de Rossini, 1824), "Прогулки по Риму" (Promenades dans Rome, 1829). Во Франции Стендаль издал свой первый роман "Арманс" (Armance, 1827) и новеллу "Ванина Ванини" (Vanina Vanini, 1829).

Также в этот период им был написан роман "Пармский монастырь" (La Chartreuse de Parme, 1839) и одно из самых известных произведений писателя - роман "Красное и черное" (Le Rouge et le Noir, 1930), основанный на происшествии, о котором автор прочел в газетном разделе криминальной хроники.

Несмотря на активную литературную деятельность материальное положение писателя было сложным и в 1930 году Стендаль поступил на государственную службу. Его назначили французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккии.

Не все произведения Стендаля были опубликованы при его жизни. В частности — автобиография писателя "Жизнь Анри Брюлара" (Vie de Henri Brulard) и неоконченный роман "Люсьен Левен" (Lucien Leuwen), имевший в качестве варианта название "Красное и белое".

Писатель умер 23 марта 1842 года в Париже на улице во время прогулки, похоронен на кладбище Монмартр.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Мари-Анри Бейль (Marie-Henri Beyle) (псевдоним Стендаль) – французский писатель, один из основоположников психологического романа – родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля.

Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тётка Серафи и отец. С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с творчеством Вольтера, Дидро и Гельвеция. С тех пор у Стендаля зарождается отвращение к клерикализму. Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

Учась в гренобльской центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал её важность. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того, он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

В 1799 Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники из семейства Дарю выхлопотали для Бейля назначение на север Италии, и юноша навсегда влюбился в эту страну.

В 1802 , постепенно разочаровавшись в Наполеоне, он подаёт в отставку и живёт на протяжении последующих трёх лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Как следует из дневников того времени, будущий Стендаль мечтал о карьере драматурга, «нового Мольера». Влюбившись в актрису Мелани Луазон, молодой человек последовал за ней в Марсель.

В 1805 он снова вернулся на службу в армию, но на этот раз в качестве интенданта. В должности офицера интендантской службы наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.

В 1812 Анри принял участие в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно боевого опыта у него не было.

После падения Наполеона будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815 ), «История живописи в Италии» (1817 ), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Большие куски текста этих книг заимствованы из произведений других авторов.

Претендуя на лавры нового Винкельмана, Анри Бейль принимает в качестве основного псевдонима название родного города этого автора. В Италии Анри сближается с республиканцами - карбонариями. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, супруге польского генерала Я. Дембовского, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его сердце.

В 1820 в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, вынудившее его два года спустя вернуться на родину. Отвращение к реакционному австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель». Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах, ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей.

В 1822 он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 в Париже увидел свет манифест французского романтизма - трактат «Расин и Шекспир».

В 20-е годы Стендаль стяжал себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика. В те же годы он создает несколько произведений, свидетельствующих о его движении в сторону реализма. Издает свой первый роман «Арманс» (1827 ), повесть «Ванина Ванини» (1829 ). В том же 1829 ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму», представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 выходит в свет роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл в газетном разделе криминальной хроники. Эти годы были достаточно тяжёлыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания.

После установления 28 июля 1830 Июльской монархии во Франции, Стендаль поступает на государственную службу. Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивитавеккию, где в качестве консула он проработает до самой смерти. В этом портовом городишке парижанину было скучно и одиноко, чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы развеяться, он часто ездил в Рим. В 1832 начал писать «Воспоминания эготиста», а ещё через 2 года занялся романом «Люсьен Левен», который позднее забросил. С 1835 по 1836 был увлечён написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839 . За это время были написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838 ) и последний роман «Пармская обитель». Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840 привлёк один из популярнейших французских романистов Бальзак в своём «Этюде о Бейле». Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.

Последние годы писатель находился в очень тяжелом состоянии: болезнь прогрессировала. В своём дневнике он писал, что принимает для лечения препараты ртути и иодид калия и что моментами он настолько слаб, что с трудом держит перо, и потому вынужден диктовать тексты. Препараты ртути известны многими побочными эффектами.

23 марта 1842 года в Париже Стендаль, потеряв сознание, упал прямо на улице и через несколько часов скончался. Смерть, вероятнее всего, наступила от повторного инсульта. Двумя годами ранее он перенёс первый инсульт, сопровождавшийся выраженной неврологической симптоматикой, включая афазию. Похоронен Стендаль на кладбище Монмартр.

Произведения:

Романы и повести:

Первый роман - «Арманс» («Armance», т. 1-3, 1827 ) - о девушке из России, которая получает наследство репрессированного декабриста, успеха не имел.

«Ванина Ванини» («Vanina Vanini», 1829 ) - повесть о роковой любви аристократки и карбонария, экранизированная в 1961 г. Роберто Росселлини

«Красное и чёрное» («Le Rouge et le Noir»; 2 т., 1830 ; 6 ч., 1831 ) - важнейшее произведение Стендаля, первый в европейской литературе роман карьеры; получил высокую оценку крупных литераторов, включая Пушкина и Бальзака, но у широкой публики успеха поначалу не имел.

В авантюрном романе «Пармская обитель» (« La Chartreuse de Parme»; 2 т. 1839-1846 ) Стендаль даёт увлекательное описание придворных интриг при маленьком итальянском дворе; к этому сочинению восходит пуританская традиция европейской литературы.

Незаконченные художественные произведения:

Роман «Красное и белое», или «Люсьен Левен» («Lucien Leuwen», 1834-1836 , опубликован 1929 ).

Посмертно опубликованы также автобиографические повести «Жизнь Анри Брюлара» («Vie de Henry Brulard», 1835, изд. 1890 ) и «Воспоминания эготиста» («Souvenirs d"égotisme», 1832, изд. 1892 ), неоконченный роман «Ламьель» («Lamiel», 1839-1842, изд. 1889 , полностью 1928 ) и «Чрезмерная благосклонность губительна» (1839, изд. 1912-1913 ).

(настоящее имя - Анри Мари Бейль)

(1783-1842) французский писатель

Анри Бейль родился в провинциальном французском городе Гренобле в семье нотариуса. Его отец был роялистом и во время Реставрации стал помощником мэра города. Мать писателя умерла, когда Анри был еще ребенком, и его воспитанием занимались отец и тетя, которые были сторонниками консервативного религиозного воспитания. Стендаль рано разошелся с семьей в политических взглядах.

Выбранный отцом в качестве гувернера аббат Райан лишь усилил отвращение мальчика к религии и монархии. Большое влияние на формирование взглядов будущего писателя оказал его дед - энциклопедист Анри Ганьон, который воспитывал своего внука на идеалах просветителей XVIII века.

В 1796 году Стендаль поступил в Центральную школу Гренобля, где проявил большие способности к математике. В 1799 году он окончил школу со специальным призом по математике, что давало ему преимущество при поступлении в Политехническую школу в Париже.

Однако, приехав в Париж, Стендаль неожиданно отказывается поступить в Политехническую школу. В течение нескольких месяцев он находится в состоянии депрессии. Ему помогает его кузен Пьер Дарю, служащий в военном министерстве. Стендаль поступает на службу в военное министерство, а в мае 1800 года уже вместе с армией Наполеона участвует в итальянском походе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление. Позднее он возвращался туда несколько раз и называл ее своей «родиной по выбору».

В 1802 году наступил перерыв в его военной карьере. Выйдя в отставку, Стендаль жил в Париже в тяжелейших материальных условиях. В течение нескольких лет он изучал философию, литературу, психологию. В эти годы Стендаль начал писать свои первые произведения: трагедии, комедии, драмы. Однако ни одно из них не было поставлено в театре, ни одно не было опубликовано.

Лишенный средств к существованию, он вновь поступает на военную службу в 1806 году. С армией Наполеона участвовует в войнах против Пруссии и Австрии. Будучи интендантом, по делам службы он был в различных странах Западной Европы. В качестве адъютанта генерала Мишо участвовал в походе Наполеона на Россию.

Стендаль относился к армии Наполеона как к революционной, а наполеоновские войны воспринимал как продолжение революционной борьбы против монархии и феодального мира. Поэтому, став свидетелем поражения императора в 1814 году, он был глубоко потрясен крахом Наполеона и реставрацией династии Бурбонов. После Реставрации Стендаль, которого события 1814 года застали в Италии, отказался вернуться в Париж. Он участвовал в движении карбонариев - тайной революционной организации, боровшейся за освобождение страны от австрийского владычества. Впоследствии писатель отразил эти события в повести «Ванина Ванини» (1829). В эти же годы Стендаль познакомился с революционными итальянскими романтиками и написал свои первые очерки по истории искусства, среди них - «История живописи в Италии» и «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).

В 1821 году Стендаль, заподозренный в участии в организации карбонариев, был вынужден покинуть Италию и вернулся в Париж. Он приехал во Францию в разгар споров между поэтами-романтиками и поэтами-классицистами. Период с 1822 по 1830 годы - это время активной публицистической деятельности Стендаля. Живя в Париже, он написал трактат «О любви» (1822), свою важнейшую работу по эстетике «Расин и Шекспир» (1823-1825), «Жизнь Россини» (1824). Поддержав романтиков, Стендаль по существу выступил с манифестом писателя-реалиста. В «Расине и Шекспире» он провозгласил принципы нового искусства. Их можно свести к следующим тезисам: нет вечного искусства; искусство, как и понятие прекрасного, создается эпохой; нет единых понятий красоты для всех времен и народов, как утверждали классицисты; искусство должно стоять на уровне больших исторических проблем своего времени и отвечать эстетическим запросам людей определенной исторической эпохи. «Нам нужна не литература, созданная для двора, а литература, созданная народом».

Политические и эстетические взгляды писателя наиболее полно воплотились в его лучшем романе «Красное и черное» (1831). Роман был написан в период острой политической борьбы накануне Июльской революции 1830 г. , положившей конец эпохе Реставрации. Он имеет подзаголовок «Хроника XIX века». «Красное и черное» - это картина эпохи Реставрации, эпохи несправедливости, абсурда, трусливой злобы и подлости. В основе сюжета романа был материал судебной хроники, прочитанный Стендалем в газете в 1827 году: семинарист Антуан Бертье был отправлен на гильотину за то, что стрелял в церкви в свою бывшую любовницу.

Однако из судебной хроники писатель заимствовал простое происхождение героя, мотив преступления из ревности и суть приговора. Частному случаю писатель придал широкий, обобщающий смысл. В центре романа - талантливый плебей, сын крестьянина Жюльен Сорель, погубленный условиями французской действительности. Основной конфликт между героем романа и правящими классами эпохи Реставрации разворачивается в широкую картину современного писателю французского общества. Приговор эпохе Стендаль произносит устами Сореля в заключительной речи на суде, где герой расценивает свой смертный приговор как месть всем простолюдинам, посмевшим попытаться завоевать себе место в обществе, достойное их ума и способностей.

Июльская революция 1830 года принесла Стендалю жестокое разочарование. В марте 1831 года в качестве французского консула в Триесте он вновь едет в Италию. Участвует в итальянском национально-освободительном движении, надеясь на осуществление своих идеалов в этой стране и теряя надежду на скорые перемены на родине. В Италии он продолжает работать над романом «Люсьен Левен» (не окончен), романом «Жизнь Анри Брюлара» и «Итальянскими хрониками».

В 1838 году в период пребывания в Париже Стендаль написал свой последний большой роман - « Пармская обитель» - за 53 дня. Это был своеобразный гимн настоящей любви, свободе, борьбе итальянцев за национальное освобождение.

В 1842 году, вновь приехав из Италии в Париж, Стендаль скоропостижно умер.

Уделом Стендаля была посмертная слава. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из самых крупных ее представителей.

Школа французских реалистов 50-х годов признала его вместе с Бальзаком своим учителем; И.Тэн, один из вдохновителей французского натурализма, написал о нем восторженную статью (1864); Э.Золя считал его представителем нового романа, в котором человек изучен в глубокой связи его с общественной средой. Началось научное изучение Стендаля, главным образом его биографии. В 1880-егоды появляются в свет его автобиографические произведения, черновые наброски, незаконченные повести, которые Р.Коломб не включил в свое издание. Уже в XIX веке его романы переводятся на многие языки.

В России Стендаля оценили очень рано, раньше, чем на его родине. На "Красное и черное" обратили внимание А.С.Пушкин и некоторые его современники. Весьма положительно отозвался о нем Л.Толстой, которого особенно поразили военные сцены "Пармского монастыря". Горький считал его одним из крупнейших мастеров европейского романа. В Советской России были переведены на русский язык все произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, несомненно, является одним из самых любимых иностранных писателей.

Анри Мари Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль, адвокат при местном парламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке "большую энциклопедию наук и искусств" составленную Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан-Жаком Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом Французской революции (1789) их взгляды сильно изменились. Семья обладала достатком, и углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось даже скрываться, и он оказался на стороне старого режима.

После смерти матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность, и воспитание мальчика было передано священнику, скрывавшемуся под гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.

В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее - частное и религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса был отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных инженеров и артиллерийских офицеров.

Но в Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать писателем.

Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию, литературу и английский язык. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, что генерал Бонапарт "стал королем Франции"; в 1804 году коронация Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным "союзом всех обманщиков".

Лучшие дня

Между тем приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809-м - в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу "История живописи в Италии". В 1812 году Стендаль по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа. 1814 году он присутствует при занятиях русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.

Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна для жизни в Париже.

В Италии Стендаль печатает свое первое произведение - три биографии: "Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1814).

В 1814 году Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным образом по книге А.В.Шлегеля "Курс драматической литературы", только что переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно-мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться со Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с1816 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит выражение современных общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским национально-освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило сое отражение в следующей книге Стендаля - "История живописи в Италии" (1817), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.

Одновременно Стендаль печатает книгу "Рим, Неаполь и Флоренция" (1817), в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя.

С 1820 года начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибыл на родину и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.

В это время во Франции вновь с необычайной силой началась реакция. Преданное королю министерство Виллеля проводило мероприятия, глубоко возмущавшие либералов. Пользуясь куцыми "свободами", представляемыми конституцией, либералы вели борьбу в палатах, в печатях, на сценах театров. В оппозицию переходили деятели и органы печати, еще недавно верные королю. В 1827 году после выборов, давших большинство либералам, правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не хотел уступать и решил совершить государственный переворот, чтобы полностью восстановить абсолютизм. В результате чего в Париже вспыхнула революция, сбросившая за три дня старую монархию.

Стендаль остро интересовался происходившей во Франции политической борьбой. Реставрация Бурбонов вызвала его негодование. Приехав в Париж, он открыто принял участие в борьбе либералов с реакцией.

В Париже жизнь была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был ради заработка заниматься поденной литературой: писать мелкие статьи для французских и английских журналов. Он едва находил время для того, чтобы писать роман.

Первым его произведением, напечатанным после возвращения в Париж, была книга "О любви" (1822). Книга эта представляет собою психологический трактат, в котором Стендаль пытался характеризовать различные виды любви, распространенные в тех или иных классах общества и в различные исторические эпохи.

Во время реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры "Расин и Шекспир" (1823 и 1825). Брошюры обратили на себя внимание литературных кругов и сыграли свою роль в борьбе двух литературных направлений.

В 1826 году Стендаль писал свой первый роман - "Арманс"(1827), где изображает современную Францию, ее "высший свет", праздную, ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на свои художественные достоинства, не привлекло внимание читателей.

То был один из самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло его в уныние, материальное положение весьма трудное: работа в английских журналах прекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела приводили его в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по Риму. Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу "Прогулки по Риму" (1829) - в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы французских туристов.

Впечатления от современного Рима легли в основу повести Стендаля "Ванина Ванини, или некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области". Повесть вышла в свет в 1829 году.

В том же году Стендаль начал писать свой роман "Красное и черное", который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой "1831". В это время Стендаля уже не было во Франции.

В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, - самобытные и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в каком либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля "Судебная газета" является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: "Красное и черное". В подзаголовке романа стоит "Хроника XIX века". Под этим "веком" следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин "Хроника" обозначает здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.

Замечательно характеризовал этот роман М.Горький: "Стендаль был первым литератором, который почти на другой день после победы буржуазии начал проницательно и ярко изображать признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость".

28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансовая буржуазия. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи-Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в Триест, а потом в Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он проводил в Риме и часто уезжал в Париж.

В 1832 году он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год - "Воспоминание эготиста", в 1835 - 1836-м - обширную автобиографию, доведенную только до 1800 года - "Жизнь Анри Брюлара". В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа "Люсьен Левен", который также остался незаконченным. В это же время он заинтересовался случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые решил обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление только через несколько лет: первая хроника "Виттория Аккорамбони", появилась в 1837 году.

Во время длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал "Записки туриста" - книгу о своих путешествия по Франции, а еще через год вышел в свет роман "Пармский монастырь", в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839). Это было последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни, "Ламьель", остался незаконченным и был издан через много лет после его смерти.

Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 -1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века - Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников - философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.

Стендаль не верит в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция. Если существует лишь один источник познания - наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, - один из самых сильных стимулов поведения человека.

Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.

Характерная особенность современного французского общества, полагал Стендаль, - лицемерие. В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее приветствовать. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом единственное средство существования и единственную возможность спокойно заниматься своим делом.

Стендаль был страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе "Красное и черное" он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.

Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.

С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим "чистоганом". Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.

Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.

Фредерик Стендаль – одна из самых значимых фигур в мировом литературоведении. Он является не только автором романов, биографий, афоризмов и цикла путевых заметок по Италии, посвященных различным областям жизни, но и основоположником «психологических романов», когда реализм начал обращаться к состоянию внутреннего мира обычного человека с собственными проблемами.

Детство и юность

Мари-Анри Бейль (таково настоящее имя писателя) родился 23 января 1783 года в небольшом городке Гренобль на юго-востоке Франции. Его отец Шерюбен Бейль был адвокатом. Мать Генриетта Бейль умерла, когда мальчику было всего 7 лет. Воспитание сына легло на плечи отца и тети.

Но с ними не сложились теплые доверительные отношения. Наставником и воспитателем будущего знаменитого французского писателя стал дедушка Анри Ганьон. Цитата Стендаля о нем:

«Я был всецело воспитан моим милым дедом Анри Ганьоном. Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят».

В местную центральную школу мальчик пришел с обширным багажом знаний. Домашнее образование, данное дедом, было настолько хорошим, что Мари-Анри проучился в ней всего 3 года. В школе он большое внимание уделил латыни, точным наукам и философии. Кроме того, он внимательно следил за Великой французской революцией и укреплением .


В 1799 году Стендаль покидает школу и едет в Париж. Его целью изначально было поступление в Политехническую школу, но идеи революции не покидали разум. Поэтому юноша уходит на службу в армию, где получает звание сублейтенанта. Через некоторое время благодаря родственным связям писателя переводят в Италию. С этого времени начинается любовь к этой стране, которая пронесется через всю жизнь и станет одной из главных тем его творчества.

В свое время Мари-Анри посещает Германию и Австрию. Каждая поездка ознаменовывалась ведением заметок, в которых подробно описывались искусство, особенно музыка, живопись и стихи. Третья часть этих записок была безвозвратно утеряна при переправе через Березину.

Однако спустя некоторое время ситуация кардинально меняется. Стендаля постигло разочарование: политика Наполеона на деле оказалась совсем иной. Поэтому он решает уволиться из армии и вернуться во Францию. После этого литератор обосновывается в Париже. Свое время он посвящает изучению филологии (в том числе и английский язык), а также философии.

Творчество

После того как Наполеон пал, на французский престол вернулась династия Бурбонов. Стендаль отказался признавать эту власть, поэтому покидает родину и уезжает в Милан. Там он пробудет 7 лет. В это время на свет появляются ранние произведения писателя: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Так появился псевдоним, на деле являющийся родным городом Иоганна Винкельмана – Штендаль. К реалистическому направлению он придет только в 20-е годы.


За время жизни в Италии Стендаль успел приблизиться к обществу карбонариев. Но из-за преследования пришлось срочно возвращаться на родину. Сначала дела шли плохо: за писателем закрепилась сомнительная репутация, поскольку до Франции дошли нелицеприятные слухи о дружбе с представителями карбонариев. Писателю пришлось вести себя как можно осторожнее, чтобы продолжать литературную деятельность. В 1822 году в свет выходит книга «О любви», меняющая представление о личности писателя.


Дебютный реалистический роман «Арманс» был опубликован в 1827 году, а через пару лет – новелла «Ванина Ванини», рассказывающая о запретной связи дочери итальянского аристократа и арестованного карбонария. Существует экранизация 1961 года, режиссера Роберто Росселлини. Рядом с этим произведением стоит “Аббатеса из Кастро”, входящая в итальянские хроники.


В 1830 году Стендаль пишет один из самых знаменитых своих романов – «Красное и черное». В основу сюжета легла история, попавшая на страницы газет в раздел криминальной хроники. Хоть произведение впоследствии было названо классикой, на самом деле Стендалю тяжело давалось творчество. Он не имел постоянной работы и денег, что негативно сказывалось на его душевном спокойствии. Сегодня роман очень известен, его 7 раз брали для съемок фильмов и сериалов.


В этом же году для писателя начинается новая жизнь. Он поступает на службу в консульство Триесты, после чего следует перевод в Чивитавеккию, где романист пробудет всю оставшуюся жизнь. Он практически забросил литературу. Работа отнимала много времени, и город не давал вдохновения для творчества. Самым значимым произведением в этот период стала «Пармская обитель» - последний законченный роман, изданный при жизни писателя. Стремительно развивающаяся болезнь забрала последние силы.

Личная жизнь

В личной жизни писателю очень не везло. Женщины, которые встречались Стендалю на жизненном пути, надолго не задерживались. Он был очень любвеобилен, но его чувства часто оставались безответными. Литератор не хотел сковывать себя узами брака, потому что уже был крепко связан с литературой. Детей у него не было.


Возлюбленные Стендаля: Матильда Висконтини, Вильгельмине фон Грисхайм, Альберте де Рубемпре, Джулия Риньери

Глубокий отпечаток в сердце писателя оставила супруга генерала Яна Дембовского (поляка по национальности) – Матильда Висконтини. Именно ей посвящена книга «О любви». Матильда становилась все холоднее по отношению к Бейлю, а пламя внутри него разжигалось. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, но Стендаль был вынужден уехать в Англию, скрываясь от властей. Висконтини в это время умирает. Ей было тридцать пять лет.

Смерть

С каждым годом романисту становилось все хуже. Врачи диагностировали у него сифилис, запрещали выезжать за пределы города и держать перо для написания произведений. Писать книги самостоятельно Стендаль уже не может, ему требуется помощь. Поэтому он диктует свои произведения для переноса на бумагу. Прописываемые лекарства постепенно отнимали последние силы. Но за неделю до фатального дня умирающему позволили съездить в Париж, попрощаться.


Стендаль умирает во французской столице, когда прогуливается по улицам города, в 1842 году. Мистическим образом он сам себе предсказывает такую смерть за несколько лет до этого. Сегодня причиной смерти ученые указывают инсульт. Это был второй удар, поэтому организм не выдержал. В своем завещании писатель изъявил последнюю волю относительно надгробия. Там должна быть выбита эпитафия на итальянском языке:

«Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Воля Стендаля была исполнена лишь через полвека, когда опознали его могилу на кладбище Монмартр, в северном районе Парижа.

Цитаты Стендаля

«Гибкость ума может заменить красоту».
«Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев».
«Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближает нас к счастью».
«Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение».

Библиография

  • 1827 – «Арманс»
  • 1829 – «Ванина Ванини»
  • 1830 – «Красное и черное»
  • 1832 – «Воспоминания эгоиста»
  • 1834 – Люсьен Левен»
  • 1835 – «Жизнь Анри Брюлара»
  • 1839 – «Ламьел»
  • 1839 – «Чрезмерная благосклонность губительна»
  • 1839 – «Пармская обитель»