Непорочного зачатия пресвятой девы марии. Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии: описание, история, хор, особенности

В Москве имеется несколько католических храмов. Костел на Малой Грузинской улице - едва ли не самый большой из них. Решение о его строительстве было принято в 1894 году. В те времена в Москве жило просто огромное количество католиков. Это были французы, поляки и т. д. (30 тыс. человек). Двух католических храмов (св. Людовика и св. и Павла), уже имевшихся в XIX веке в столице, попросту не хватало. Деньги на новую церковь собирали сами прихожане - как москвичи, так и жители других регионов России. Шли пожертвования и из-за рубежа. К примеру, из Варшавы было прислано 50 тыс. рублей.

Строительство костела

Строить Римско-католический кафедральный собор начали в начале ХХ в. - в 1901 г. Проект разработал один из известнейших архитекторов столицы и всей страны - Богданович-Дворжецкий. Фома Иосифович был прихожанином костела св. Петра и Павла и преподавал живопись, зодчество и ваяние в Московском училище. Для того чтобы построить новый храм, верующим пришлось обращаться за разрешением к Николаю II и Синоду РПЦ. Под собор было выкуплено 10 га земли. На его возведение ушло порядка трехсот тысяч рублей золотом.

Костел после революции

Открытие новой церкви состоялось в декабре 1911 года. Мессы в храме проводились как до революции, так и после нее. В 1937 г. костел на Малой Грузинской первым из всех, действовавших в Москве, был закрыт. После этого бесследно исчезли практически все церковные принадлежности. Вывезли даже орган и алтарь. Красивейший фасад был обезображен. В церкви начали свою работу различные светские организации. Внутри храма возвели огромное количество перегородок и сделали перепланировку, в результате чего интерьер изменился до неузнаваемости.

Костел после войны

Во время ВОВ в Римско-католический кафедральный собор попала бомба. Однако слишком больших повреждений при этом зданию нанесено не было. В первые дни войны были разобраны башенки церкви, поскольку они могли послужить хорошим ориентиром для немецких летчиков. В результате здание полностью потеряло свое очарование. После войны был разрушен и главный шпиль костела.

В 1976 г. храм хотели отдать под зал органной музыки. Однако сбыться этим планам суждено не было. В стенах костела на тот момент действовало около 15 светских организаций. Разумеется, переезжать на новое место никто не захотел.

Вплоть до 90-х годов костел использовался и в качестве склада. О необходимости его возвращения верующим заговорили в 1989 году. 8 декабря 1990 г. священником Тадеушем Пикусом на ступенях храма была отслужена месса. Несмотря на мороз, в костел пришло огромное количество верующих. Все они молились о возвращении им храма. Первая же после 1937 г. официальная месса была проведена в соборе 07.06.1991 г.

Костел на Малой Грузинской в наши дни

В 1992 г. Ю. М. Лужковым было подписано решение о постепенной передаче помещений храма московским католикам. Однако выселить занимающий храм НИИ «Мосспецпромпроект» долго не удавалось. В 1995 г. верующие самостоятельно разобрали стену, отделявшую это светское учреждение от прихода, и попытались освободить помещение от офисной мебели. Однако вмешавшийся ОМОН разрушил планы католиков. Верующие были изгнаны из костела. Некоторые из них даже получили телесные повреждения.

После этого инцидента католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился к Борису Ельцину с просьбой разрешить конфликт между приходом и НИИ. В результате «Мосспецпромпроект» был переведен в другое здание. К концу 1995 г. храм полностью передали верующим. Освящен он был 12.12.1999 г. легатом Папы Римского госсекретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано. К концу века собор был полностью отреставрирован. Деньги на реконструкцию, как и при строительстве храма, собрали прихожане. Руководил работами Анджей Стецкевич. В результате собор стал настоящим украшением даже такого богатого на города, как Москва. Костел на Малой Грузинской в наши дни выглядит великолепно, вы можете убедиться в этом из фотографий, размещенных в статье.

В 2005 году собором Basler Munster (г. Базель, Швеция) костелу был подарен орган. Этот инструмент позволяет абсолютно безупречно исполнять музыкальные композиции самых разных эпох.

Сегодня, как и когда-то, в храме проводятся мессы на армянском, английском, польском, французском и других языках. Священники венчают молодоженов, крестят новорожденных, провожают в последний путь умерших. Как и во всех католических храмах, в костеле звучит орган.

Интерьер храма

Входя в Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской, верующий сразу же видит висящий на стене крест, украшенный цветами. Икон, как и во всех католических храмах, в костеле нет. Зато есть алтарь, возле которого и проводятся мессы. Интерьер костела необыкновенно красив. Особое очарование ему придают витражи - цветные панно, собранные из кусочков стекла. Темнота, высокие своды, мерцание свечей и органная музыка настраивают верующих на соответствующий лад.

Архитектурные особенности

Построено здание из кирпича красного цвета в неоготическом стиле. Это архитектурное направление может считаться в какой-то мере традиционным для католических соборов. Зародился во Франции и очень быстро распространился по всей Европе. Основной его отличительной чертой являются монументальность и стремление всех элементов ввысь. Многие католические соборы, в том числе и костел на Малой Грузинской, украшает огромное количество башенок с тонкими шпилями. Главная ось храма расположена строго на линии Север-Юг. В этом одно из отличий костела от православной церкви, в которой главный вход обычно находится на западе.

Храм на Малой Грузинской представляет собой базилику, построенную в форме латинского креста. Восточный фасад костела очень похож на фасад знаменитого Вестминстерского собора в Великобритании. К главным воротам храма ведет ровно 11 ступеней. Это означает 10 заповедей, плюс символ самого Христа. Лишь соблюдая наказы Иисуса, можно войти в царствие небесное.

В чем разница между католицизмом и православием

Храмы строят и католики, и православные. Разница между двумя этими направлениями христианства, однако, достаточно существенна. Но сначала поговорим об их сходстве. Обе эти церкви отличает наличие жесткой иерархической структуры, своих законов, а также религиозных и культурных традиций. Разумеется, основным объектом поклонения и там и там является Иисус Христос, а также единый Бог Отец. И католики, и православные особо почитают Деву Марию и всех апостолов. В обоих этих направлениях имеются свои великомученики и святые.

В чем же разница? Разделение христианства на католичество и православие произошло очень давно - в XI в. В 1054 г. Патриарх Константинопольский представителей Папы Римского, которые ответили ему тем же. С тех пор католики и православные богослужений вместе не проводят. Объединение этих двух направлений христианства представляется крайне проблематичным и в наши дни. Слишком уж большие изменения первоначальных традиций произошли за века раскола.

Католичество - это прежде всего целостная церковь. Все ее члены и составные части жестко подчинены Папе Римскому. такой монолитностью не отличается. В этом плане она более демократична. Существуют Константинопольская, Русская, Грузинская, Сербская и другие православные церкви. Имеются различия и в религиозных канонах. К примеру, католики уверены в том, что Святой Дух может исходить как от Отца, так и от Сына. Православные же считают, что только от Отца. Различия существуют и в отношении церквей к своим прихожанам. В католицизме, например, разводы категорически запрещены. Православная же церковь иногда их разрешает.

Какие еще католические костелы действуют в Москве на данный момент

Костел на Грузинской не единственная католическая церковь в столице. Имеются и другие:

  1. Костел св. Людовика. Основана эта церковь была еще в 1791 г. В начале XIX века (1827-1830 гг.) на месте старого здания построили новое в стиле базилики. Возведена церковь была по проекту зодчих Д. И. и А. О. Жилярди. После 1917 г. этот храм не закрывался, и мессы в нем продолжали служить. В 1992 г. верующим были возвращены все здания, относившиеся к костелу до 1917 г., в том числе и здание лицея.
  2. и Павла. Это еще один костел в Москве, основанный очень давно - в 1817 г. Новое здание построили в 1903-1913 гг. по проекту архитектора В. Ф. Валькота. После революции храм был закрыт, и в нем располагались различные светские организации. Сегодня эта церковь опять передана верующим.
  3. Англиканская церковь св. Андрея. Основан этот костел был в 1814 г. Нынешнее здание возвели в 1882-1884 гг. Проект храма разработал англичанин Р. К. Фримен. В 1920 г. церковь была закрыта. В настоящий момент она передана верующим.

Костелы Москвы. Адреса

Католические храмы столицы можно посетить по адресам:

  1. Римско-католический кафедральный собор: ул. Малая Грузинская, д. 27.
  2. Церковь апостолов Петра и Павла: пер. Милютинский, д. 19, кв. 18.
  3. Церковь св. Людовика: М. Лубянка, д. 12.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - католический собор архиепархии Матери Божией в Москве, который возглавляет архиепископом Паоло Пецци. Собор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом в России, а также является одним из двух католических храмов, действующих в Москве. Собор расположен по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13.

Богослужения в Церкви проходят на многих зыках: русском, английском, французском, испанском польском, корейском, вьетнамском и даже на латыни. Кроме того, проводятся тридентские св. Мессы и богослужения по армянскому обряду.

В храме организовали молодежные встречи, катехизацию, музыкальные концерты в рамках благотворительных мероприятий и много другое. В ведении Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис российского филиала благотворительной христианской организации и благотворительный фонд «Искусство добра». В соборе проводят обучение григорианскому хоралу и импровизации на органе.

История католического собора на Малой Грузинской

История собора начинается с 1894 году, когда совет Римско-католической церкви св. Петра и Павла попросил московского губернатора соответствующее разрешение на возведение церкви. Губернатор разрешил строительство вдалеке от центра Москвы и значимых православных церквей, при этом не позволив возводить башни и скульптуры снаружи церкви (позже последнее условие). Строительство собора велось по проекту Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Согласно проекту, церковь должна быть построена в неоготическом стиле и вмещать пять тысяч прихожан.

Основное строительство велось с 1901 по 1911 год, а в 1917 году закончились работы по внутренней отделке. Деньги на строительные работы собрали представители польской общины и верующие со всей России. Всего на возведение собора понадобилось 300 тыс. рублей золотом.

21 декабря 1911 года церковь, которая была в статусе филиальной, освятили и назвали «Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». А в 1919 году церковь стала самостоятельным приходом, настоятелем которого стал тридцатичетырехлетний отец Михал Цакуль.

В 1938 году московские власти закрывают храм: его имущество расхищают и делают из церкви общежитие. Вторая мировая война также не прошла мимо церкви: бомбардировки разрушили несколько башенок и шпилей.

В послевоенное время в 1956 году в церкви разместился НИИ «Мосспецпромпроект», из-за чего здание перепланировали, разделив его на четыре этажа, и изменили его интерьер.

В 1989 году диаспора московских поляков «Дом Польский» начала активно добиваться возвращения здания храма Католической Церкви. В начале 1990 года католики организовали приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А восьмого декабря 1990 года, в честь праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус провел св.Мессу у входа в храм с разрешения властей.

Периодическое проведение богослужений началось с седьмого июня 1991 года, а в 1996 году, после долгих разбирательств с руководством института, занимавшего помещение храма, здание передали Католической Церкви.

Несколько лет храм реставрировали и восстанавливали. И двенадцатого декабря 1999 года госсекретарь освятил обновленный Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Весной 2002 года собор участвовал в молитве на Розарии с ныне блаженным папой Иоанном Павлом II и католиками из разных стран благодаря организованному телемосту

Двенадцатого декабря 2009 года Собор отпраздновал десятилетие обновления, а двадцать четвертого сентября 2011 года тожественно было отмечено 100-летие Храма.

Расписание Богослужений католического собора на Малой Грузинской

ВОКРЕСНЫЕ МЕССЫ БУДНИЕ ДНИ
Суббота, Мессы навечерия:
18:00 на латинском (Novus Ordo), 19:00 на русском
Воскресенье:
8:30 на польском языке
10:00 - Св. Месса на русском языке. Сумма.
по первым воскресеньям месяца - поклонение Пресвятым Дарам и Евхаристическая Процессия
10:00 - Божественная Литургия восточного обряда на украинском языке (часовня рядом с Собором)
10:00 - Св. Месса на корейском языке (часовня в крипте)
11:45 - Св. Месса на русском языке. для детей. (Во время летних каникул Месса не служится)
12:15 - Св. Месса на французском и английском языках (часовня в крипте)
13:00 - Св. Месса на польском языке
14:30 - Св. Месса на испанском языке
15:00 - Св. Месса на английском языке (часовня в крипте)
15:30 – Литургия армянского обряда
17:00 - Святая Месса по экстраординарной форме Римского обряда (часовня в крипте)
17:30 - Св. Месса на русском языке
Понедельник:

.
Вторник:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке, после Мессы - поклонение Пресвятым Дарам.
Среда:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на русском языке
Четверг:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Пятница:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Суббота:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
11:00 - Божественная Литургия синодального обряда на церковно-славянском языке (Часовня рядом с Собором)

ИНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕСВЯТЫМ ДАРАМ
Понедельник–суббота
С 8:45 до 11:00.
Вторник
С 8.45 до 18.00 и с 20.00 до 21.00
Пятница
В 18.00 или после общей Вечерни

НОВЕННА К МАТЕРИ БОЖЬЕЙ ПОМОЩНИЦЕ ХРИСТИАН
Среда 17:30

В наши дни, когда православная и католическая церкви в лице своих предстоятелей протянули друг другу руки в поисках путей совместного служения Господу, особое внимание привлекает к себе находящийся в Москве католический кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, история которого во многом схожа с судьбой многочисленных православных храмов России.

Католическая община Москвы на исходе XIX века

Конец XIX века стал для России периодом бурного развития капитализма. Как грибы росли бесчисленные акционерные общества, банки, а также производственные и коммерческие предприятия. Всё это вызвало интенсивный приток в страну большого количества иностранцев, в том числе и из католических стран. Они открывали здесь свой бизнес и, постепенно адаптируясь в новых условиях, оставались, тем не менее, приверженцами своей веры.

В Москве и прежде была их община, совершавшая службы в двух принадлежавших им соборах, но к концу века она настолько разрослась, что её представители были вынуждены в 1894 году обратиться к городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о возведении нового храма. Московский губернатор пошёл им навстречу и подписал документ, на основании которого и был построен собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Разработка проекта храма

Давая своё согласие на постройку губернатор поставил условие: выбранное для него место должно находиться в удалении от центра города и его основных православных святынь. Внёс он ограничения и во внешний облик будущей постройки, запретив возведение башен и установку наружных скульптур. Несмотря на то что для Москвы всегда была характерна религиозная терпимость, в данном случае проявил известную долю осторожности.

Разработку документации поручили архитектору Ф. О. Богдановичу-Дворжецкому, и вскоре его проект, выполненный в неоготическом стиле, был утверждён. Несмотря на то что Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии по замыслу автора не соответствовал выдвинутым ранее требованиям (был нарушен запрет на возведение башен), губернатор дал согласие на его постройку.

Решение проблем финансирования строительства

В те годы на Малой Грузинской улице проживало большое количество поляков, служивших на железной дороге. Их религиозная община была весьма многочисленна, и включала в себя около тридцати тысяч человек. Именно там и был приобретён участок для будущего собора, а сами поляки, образовавшие впоследствии приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, собрали значительную сумму для его постройки. Недостающие средства предоставили католики иных национальностей, населявшие Россию.

Строительные работы продлились до 1911 года и были завершены установкой декоративной ограды. Общая сумма, потребовавшаяся на погашение всех расходов, составила триста тысяч рублей, что по тем временам было весьма немало. Однако ещё в течение шести лет, вплоть до революции, продолжалась отделка внутренних помещений храма. Разумеется, это потребовало дополнительных средств.

Годы тотального атеизма

В первые годы после освящения кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии имел статус филиальной церкви и лишь в 1919 году был преобразован в самостоятельный приход, после чего службы в нём продолжались ещё почти двадцать лет. Но волна всеобщего атеистического безумия, захлестнувшая в те годы страну, не миновала и католический собор. В конце 1938 года он был закрыт, община распущена, а имущество, приобретённое на пожертвования тысяч людей, разграблено.

В годы войны, когда на Москву были обрушены сотни тысяч вражеских бомб и снарядов, повреждения получил и бывший кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Во время одного из авианалётов он лишился нескольких башен и шпилей, но, к счастью, сама постройка устояла. Уже в послевоенные годы она была передана в распоряжение одного из московских научно-исследовательских институтов.

Прежде чем вселиться в предоставленное им здание, руководство научной организации осуществило перестройку его внутренних помещений, окончательно уничтожив остатки церковного интерьера. В частности, всё пространство бывшего собора было поделено на четыре этажа. Коснулись изменения и внешнего облика, безжалостно исказив гармонию его архитектурных форм.

Попытки вернуть собор в сферу духовной жизни

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии строился с учётом законов акустики, благодаря чему в его помещении отмечалось великолепное звучание органа и церковного хора. Было непростительной ошибкой игнорировать такие уникальные особенности здания.

В 1976 году представители творческой интеллигенции столицы обратились в Министерство культуры с предложением: после соответствующей реконструкции использовать собор в качестве концертного зала для исполнения органной музыки. Их инициатива получила одобрение, был даже разработан соответствующий проект, однако его реализация так и не осуществилась.

Трудный путь возвращения собора прихожанам

Римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии обрёл свою новую жизнь уже в период перестройки, когда в 1989 году ассоциация, объединившая в своих рядах московских поляков, обратилась к правительству Москвы с просьбой о передаче им храмового здания.

Возвращению собора верующим, состоявшемуся в 1996 году, предшествовали многолетние бюрократические мытарства, связанные с выселением обосновавшегося в нём института. Несмотря на веяния нового времени, мышление многих чиновников оставалось на прежнем уровне, сложившемся в глухие времена застоя. Это стало причиной многих досадных проволочек.

Однако ещё до наступления желанного дня, в декабре 1990 года, нынешний епископ, а в те годы рядовой священник Януш Вильски отслужил на ступенях собора, принадлежавшего тогда гражданской организации, мессу. Со следующего года соборные службы стали регулярными, но совершались они вне здания.

Освящение восстановленного собора

После завершения всех формальностей потребовалось ещё три года, чтобы придать храму его изначальный вид, устранив все внесённые за долгие годы изменения. Это коснулось и фасада, и планировки внутренних помещений, отделку которых пришлось выполнять заново. Следует заметить, что достичь полного сходства с тем, что являл собой храм в год его первого освящения, не удалось ввиду целого ряда технических причин. Однако, сравнивая итог работы реставраторов с эскизом собора, хранящимся в архиве вместе с прочими документами, относящимися к проекту конца XIX века, следует отметить, что им удалось восстановить стиль и вернуть зданию непередаваемый дух, заложенный автором.

По случаю торжественного освящения вновь открытого собора в Москву прибыла делегация Ватикана, возглавляемая его Государственным секретарём кардиналом Анджело Содано.

Своеобразное и непривычное для прихожан православных храмов мероприятие было проведено в этом соборе в 2002 году. В тот день при помощи телемоста состоялась совместная молитва его настоятеля с Римским папой и главами некоторых западноевропейских католических приходов.

Литургический соборный хор

С давних пор вошло в традицию устраивать в Москве концерты духовной музыки, приуроченные к тем или иным церковным праздникам, на которых особым успехом пользуется хор кафедрального собора Непорочного Зачатия. Его активная концертная и литургическая деятельность началась с 1999 года по благословению архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Сегодня занятия хоровой группы проводятся еженедельно по средам в специально оборудованном классе цокольного этажа здания.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - самый большой католический собор России.

Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (не считая католической часовни святой Ольги).


История собора

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Основной объём храма был построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России.

Статуя перед собором


Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии , был освящен 21 декабря 1911 года.


Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885-1937).


В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному и законному владельцу - Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

###Страница 2

Архитектура собора

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола - купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

Готический собор в Вестминстерском аббатстве

Кафедральный собор в Милане


На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок - гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича.


В нартексе находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа - медаль юбилейного 2000-го года.

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни - конфессионалы. В конце левого нефа - часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.



Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов - 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии . По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.


Трансепт придаёт зданию Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной


###Страница 3

В пресвитерии Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится самый важный элемент храма - алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, - место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии - дар Веронской епархии. На алтаре - изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца. Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды - Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте - 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры - Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.


Орган собора

Орган Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. Инструмент состоит из 74 регистров, 4 мануалов и 5563 труб.


Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве - дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора «Basel M?nster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32`, были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын - Гуннар Шмид.

В 2009 году планируется установка недостающего 32-футового регистра Principal bass 32`

В Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии проходят мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском, армянском языке и латыни, а также проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусства добра».


Собор расположен по адресу: ул. Малая Грузинская, 27/13

Орган – король инструментов. А любая уважающая себя королевская династия ведёт свой род из глубины веков. И это – правда. Предвестие органа можно видеть во флейте Пана и волынке. А изобрёл орган древний грек Ктезибий, живший в египетской Александрии. Правда, был этот орган водяным и звучал во время гладиаторских боёв, а также при церемонии вступления императоров в должность. Изображение водяного органа встречается на монетах императора Нерона – известного любителя музыки.

В IV веке, появились органы, вполне королевские по своему звучанию, а в VII веке папа Виталиан ввёл орган в католическую церковь. Византия же VIII века повсеместно и заслуженно славилась своими органами! Правда, были они грубоваты по виду, а клавиатура была настолько широкой, что по клавишам ударяли не пальцами, а кулаками. Впрочем, и королевские дворы того времени не отличались особой изысканностью нравов.

Уже в XIV веке орган обзавёлся педалями, т.е. клавиатурой для ног. Игра в две руки и в две ноги значительно увеличили возможности исполнителя. А в XV – наконец-то уменьшилась ширина клавиш и увеличилось количество труб. И мы получили того короля музыкальных инструментов, которого знаем и любим сегодня. Дальнейшие усовершенствования имели, хоть и важное, но не столь существенное значение.

Любая королевская династия обязательно владеет какой-то тайной. Есть она и у органа. Орган – исцеляет души. Благородство его столь велико, что любая незатейливая мелодия, исполненная на его трубах, становится высокой музыкой. Кстати, количество труб у некоторых органов доходит до 7000. И, чтобы не запутаться во всём этом многообразии, они сгруппированы по регистрам. Регистр – набор труб с одинаковым тембром и являющимся, как бы, отдельным инструментом. Встречаясь с органом, органист обязательно проводит регистровку. Ведь каждый инструмент абсолютно индивидуален – количество регистров, порой, доходит до 300. А ещё, чтобы не отвлекаться во время игры, органист заранее готовит тембры клавиатур – мануалов. У органа их несколько – на самых больших случается до семи.

Короля делает свита. Чем величественнее король, тем масштабнее шлейф его музыки. А органную музыку писали лучшие композиторы. И, конечно же, самый приближённый и доверенный из них – Иоганн Себастьян Бах. Кстати, Бах, хотя и был великим органистом, к своей игре относился с долей иронии. «Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а всё остальное сделает орган» – отвечал он на вопрос, как это ему удаётся.

Орган подобен оркестру. Но он – величественнее оркестра. За ним – более, чем двухтысячелетняя история. И столь же необозримое будущее. Мы любим орган и признаём его право первенства в прекрасном царстве музыки. Ведь он – истинный король инструментов.

По-настоящему прочувствовать органную музыку можно лишь услышав ее на живом концерте. Не одна, даже самая совершенная акустическая система, не передает вибрации, движения воздуха и волшебство мелодий «короля инструментов». Его мощь и разнообразие обертонов в сочетании со скрипкой, саксофоном и другими инструментами рождают чарующее звучание, которое невозможно забыть.

Благотворительный фонд «Бельканто» предлагает вашему вниманию разнообразную афишу концертов органной музыки в залах Москвы. Выбрать подходящее мероприятие вы можете ниже на этой странице. Наш благотворительный фонд предлагает различный формат программ, от классического органного концерта до аудиовизуальной постановки. Приобрести билет можно зайдя в раздел понравившегося мероприятия, где вы найдете не только описание события, но и время его проведения. Там же вы можете оплатить понравившиеся места удобным способом. Все изменения в расписании сразу же отражаются в афише.