Николай васильевич гоголь. "Ганц Кюхельгартен": о чем эта повесть? Николай васильевич гогольганц кюхельгартенидиллия в картинах

Вильгельму Кюхельбекеру в жизни крупно повезло один только раз, когда в 1811 году он стал лицеистом, одноклассником Пушкина. Вся его последующая жизнь – череда поражений, неудач, физических и душевных страданий.

В Лицее над ним издевались. Нескладная внешность: высокий рост, худоба, длинный нос, тугоухость; несуразный характер: простодушие и вспыльчивость; неуклюжие стихи: очень уж высокопарные и тяжеловесные – все это высмеивалось самым безжалостным образом. Вильгельма снабжают шлейфом обидных прозвищ: Кюхля, Кюхель, Гезель, Бехеркюхель. И довели его до того, что неуклюжий долговязый Вильгельм попытался утопиться в царскосельском пруду. Насилу вытащили – мокрого, несчастного, облепленного вонючей тиной. Однако и не любили лицеисты никого так, как Вильгельма. Пущин и Пушкин стали его друзьями.

При выпуске из Лицея Кюхельбекер получает чин титулярного советника, серебряную медаль и завидный аттестат. Вместе с Пушкиным и будущим канцлером князем Горчаковым он становится чиновником российского внешнеполитического ведомства. В Париже Кюхельбекер выступает с лекциями о русском языке: "История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем установилось крепостное рабство и деспотизм, и впоследствии представлял собою постоянное противоядие пагубному действию угнетения и феодализма".
Вольные слова были замечены "кем надо", Кюхельбекера отозвали в Россию. Он возвращается на службу, оказывается у генерала Ермолова на Кавказе, знакомится там с Грибоедовым, успевает стреляться на дуэли... Ах, недаром писал о нем лицейский наставник: "Гневен, вспыльчив и легкомыслен; не плавно выражается и странен в обращении...".

Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин.

За короткое время Кюхельбекер совершил головокружительный бросок в несчастье. Чувствуя, как сплетается судьба Вильгельма в единый роковой узел с российской историей, Пушкин написал в 1825 году провидчески-тревожное послание, почти молитву:

"Да сохранит тебя твой добрый гений
Под бурями и в тишине".

14 декабря 1825 года Вильгельм Кюхельбекер – на Сенатской площади. Он пытается стрелять в Великого Князя Михаила Павловича, но пистолет дважды дает осечку. Будь пистолет исправен, висеть Кюхельбекеру 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловки – шестым. Он бежал и, намереваясь скрыться за границу, прибыл в Варшаву, где был узнан по приметам, сообщенным его бывшим другом - Булгариным. Приговоренный к смертной казни, он был помилован, по просьбе великого кн. Михаила Павловича, и осужден на вечные каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости. Последовали десять мучительных лет в каменных мешках. Затем – поселение в Сибири. Тяжелейший удар – известие о гибели Пушкина:

Гордись! Никто тебе не равен,
Никто из сверстников-певцов.
Не смеркнешь ты во мгле веков...,
– писал после смерти друга безутешный Кюхельбекер.

В 1837 году Вильгельм Карлович женился на Дросиде Ивановне Артеневой, дочери баргузинского почтмейстера. Их семейная жизнь не была счастливой: первенец родился мертвым, душила нужда, изводило вымогательство тестя. В 1845 году Кюхельбекер ослеп. Умер он в Тобольске, 11 августа 1846 года.

Литературное наследие Кюхельбекера огромно, но почти не востребовано потомками. Очарование же его личности несомненно. Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд". Основные черты его творчества – идеализм и благочестие с мистическим оттенком.

Среди основных тем поэзии Кюхельбекера, как впрочем и большинства декабристов, существенное место занимала религия. Разработка библейских мотивов была очень важна для их романтических устремлений. Примечательно, что страницы Ветхого Завета вдохновляли их чаще, чем образы Евангелия, особенно до 14 декабря. Ведь эти книги почитаются не только христианами, но и представителями других религий.

Егова, случай ли, Ормузд или Зевес
Царя небес
Святое имя? - Но вовеки
Всему начало он, всему конец, -

Писал Кюхельбекер в юношеском стихотворении «Бессмертие есть цель жизни человеческой». Идея веротерпимости вообще входила в этическую и политическую программу декабристов.

Как и другие поэты складывающегося романтизма, они видели в Библии источник высоких тем и образов, близких их идеалам, и в то же время – памятник архаичной эпохи, чью культуру отличают простота и естественность.

Именно с этих позиций в начале 1820-х гг. обращается к изучению Библии Кюхельбекер. Плодом этого изучения явился ряд библейских стилизаций Кюхельбекера («Пятая заповедь», «Упование на Бога» и др.). Следует отметить два момента. В Библии Кюхельбекера привлекали образы пророков, провозвестников слова Божия. Он видел в них идеальную ипостась поэта, который «вещает правду и суд промысла, торжествует о величии родимого края, мечет перуны в супостатов, блажит праведника, клянет изверга». Особенно дорог ему был образ псалмопевца Давида. Вторая особенность в интерпретации Библии Кюхельбекером - стремление воспроизвести исторический и национальный колорит древнего памятника. Этому служил намеренно архаизированный язык, который и отражал дух изображаемой эпохи. Архаизмы употреблялись не для придания языку традиционной высокости, а для стилизации.

Хотя ревнители «новой поэзии» увидели в этом возврат к старым языковым нормам и, не почувствовав языкового эксперимента, осудили Кюхельбекера за его пристрастие к архаизмам, позднее русские поэты воспользовались результатами этого эксперимента и широко использовали архаизмы.

Известно, что время заключения было в творчестве Кюхельбекера наиболее плодотворным. Он писал во всех жанрах: лирические стихи, поэмы, драмы, художественную прозу и литературную критику. Произведения на религиозные темы занимают в творчестве этого периода большое место. Это и поэмы на библейские сюжеты («Давид», «Семь спящих отроков»), и лирические стихотворения, написанные в форме непосредственных обращений к Богу или связанных с церковными праздниками. Религиозное чувство в той или иной степени пронизывает все творчество Кюхельбекера тюремного периода, хотя чувство это отнюдь не становится ортодоксально церковным.

Будучи лютеранином по своему вероисповеданию, Кюхельбекер отличался широкой веротерпимостью и в конце жизни, в ссылке, посещал православную церковь, женившись на православной. Религиозные настроения Кюхельбекера после 14 декабря, видимо, прошли ту же эволюцию, что и у других декабристов: колебания между отчаянием и надеждой в период следствия, состояние глубокой душевной депрессии в первые годы заключения и возрождение к новой жизни, новое обретение себя и своей связи с миром. Кюхельбекеру помогло в этом его творчество.

Поэзия Кюхельбекера проникнута состоянием покинутости и отчаяния, но благодаря обострению религиозного чувства оно преображается в ощущение единения со всей вселенной. Бог - податель вдохновения - спасает узника от нравственной гибели. Душа человеческая как бы растворяется во вселенной, роднится с ней. Этот примиряющий и возвышающий мотив очень характерен для Кюхельбекера и возникает не только в религиозном оформлении.

Один из вещих гулов я
Рыданий плача мирового,

Говорит он в одном из своих стихов. Это ощущение своего родства с миром ярко выражено в одном из лучших стихотворений Кюхельбекера «Поминки». Подзаголовок его «Свеаборгская крепость. 29 сентября 1833 года» - подчеркивает лирическое, автобиографическое начало стихотворения. Чувство любви ко всем, кого мы знали, но кого уже нет с нами, как и к тем, кто идет за нами следом,- главный пафос этого стихотворения, написанного необычайно проникновенно. Напевность интонации, метр, напоминающий народных стих, простота лексики, четкое ритмическое построение придают «Поминкам» какую-то наивность, народный, фольклорный отсвет, хотя в стихотворении нет и намека на стилизацию:

Помянем же родимых,
Ушедших в мир иной,
Возлюбленных, незримых,
Вкушающих покой!
Для них уж нет печали,
Заботы нет для них
Мы только - мы отстали
От спутников своих.…
Еще мы не в пустыне…
Умолк не всех же глас…
Не все друзья поныне
Опередили нас…
Не огорчим ни словом,
Ни взглядом остальных:
Ты, Боже, будь покровом
И мертвых, и живых!

Этот мотив бессмертия и единения со всеми, жившими и оставившими этот мир, – характерный христианский мотив. В творчестве заключенных и сосланных декабристов он получил новую силу.

Для Кюхельбекера характерен подход к народному мировосприятию как мировосприятию прежде всею христианскому, православному, для которого очень значимы идеи смирения и покаяния. Это ярко проявилось в его опытах по созданию больших проблемных произведений, насыщенных философским содержанием. Можно сказать, что все творчество Кюхельбекера 1830–1840-х гг. проникнуто в той или иной мере религиозным мироощущением.

В отличие от Бестужева или Одоевского, он был изолирован и от друзей декабристов и от внешнего мира, проведя в одиночном заключении десять лет. Его творчество питалось в основном чтением книг и журналов, разными путями попадавших к узнику. Большинство его поэм написано на историческом материале. Часть их воплощает историю религии: библейские мифы, легенды о первых христианах, евангельские предания («Давид», «Зоровавель», «Семь спящих отроков», «Агасвер»). Эти произведения отражают как религиозные устремления Кюхельбекера, так и его общефилософские интересы, трактовку им исторического процесса. Особенно относится это к поэме «Агасвер» («Вечный жид»).

В основу поэмы положено предание об иерусалимском сапожнике Агасвере, оттолкнувшем Христа, который по дороге на Голгофу остановился передохнуть у порога его дома. За это Агасвер был наказан вечным скитанием по земле. Такой сюжет позволил Кюхельбекеру изобразить различные моменты мировой истории от времен Христа до XIX в. Поэма состоит из семи отдельных отрывков, каждый из которых посвящен драматическим событиям истории, так или иначе связанных с противоборством между последователями Христа и его противниками. В основе ее – противопоставление двух отношений к миру, два понятия об истине и смысле жизни. В первом «отрывке» Агасвер, бунтарь, погруженный в мирские дела и политическую борьбу, мечтает об освобождении Иудеи из-под владычества римлян. Он идет за Христом с надеждой, что тот осуществит это освобождение. Христос же посвятил себя вечному. Социальное угнетение, национальные проблемы не волнуют его:

Нет, и не мыслит возвратить свободу
Спаситель всех Адамовых сынов
Не терпящему временных оков,
Но к вечным равнодушному народу!

Убедившись в этом, Агасвер покидает Христа и становится его врагом. Эта дилемма: мирское-небесное, временное - вечное - рассматривается во всех последующих отрывках на различном историческом материале. Духовное превосходство последователей чистой веры, пусть даже преследуемых и гонимых, везде подчеркивается Кюхельбекером.

Вместе с тем поэма содержит и социальные мотивировки целого ряда исторических событий, показывает закономерность их возникновения. Показав первый этап Французской революции как широкое движение народных масс, Кюхельбекер делает вывод, что якобинский террор стал гибелью идеалов революции. Якобинцы показаны им как душители свободы, жестокие лицемеры, меньше всего на деле обеспокоенные действительным положением народа.

И наоборот, католические священники, бывшие до революции оплотом несправедливой власти, через страдания и гибель искупают свои грехи и погибают за веру, духовно преображенные. Тема искупления грехов страданием вообще характерна для последекабрьского творчества Кюхельбекера и встречается в ряде его произведений.

С наибольшей последовательностью сказалась она в мистерии «Ижорский», центральной вещи Кюхельбекера, которой было отдано много сил и много лет работы. Главный герой драмы «богатый русский дворянин» Лев Петрович Ижорский - пресытившийся жизнью и ее наслаждениями, разочарованный и циничный молодой человек.

В «Ижорском», как и в «Фаусте» Гете, героя сопровождает бес, который в обмен на душу его, исполняет все желания и прихоти этого рано соскучившегося человека. Кюхельбекер проводит своего героя через разные этапы греха. Обозначив свое драматическое произведение как мистерию, он хотел подчеркнуть связь ее со средневековыми драмами религиозного характера и показать мытарства грешной души, ведомой дьяволом.
Первая часть произведения изображает «землю», вторая - «ад», и третья – «рай». Три части «Ижорского» - это три разных стадии состояния души героя, которые можно условно обозначить как «сомнение», «падение» и «возрождение». Поэт приходит к заключению, что только искренняя религиозность является залогом духовного воскрешения.

Повсюду вижу Бога моего,
Он чад своих отец – и не покинет,
Нет, не отвергнет никогда того,
В ком вера в Милосердного не стынет.
Господь, мой Бог – на суше, на водах,
И в шумном множестве, в мирском волненьи,
И в хижине, и в пышных теремах,
И в пристани души – в уединеньи...
Нет места, коего лучом Своим
Не озарял бы Он, повсюду-сущий;
Нет мрака, нет затменья перед Ним:
Всем близок Благостный и Всемогущий.

Предлагаемое сочинение никогда бы не увидело света, если бы обстоятельства, важные для одного только Автора, не побудили его к тому. Это произведение его восемнадцатилетней юности. Не принимаясь судить ни о достоинстве, ни о недостатках его, и предоставляя это просвещенной публике, скажем только то, что многие из картин сей идиллии, к сожалению, не уцелели; они, вероятно, связывали более ныне разрозненные отрывки и дорисовывали изображение главного характера. По крайней мере мы гордимся тем, что по возможности споспешествовали свету ознакомиться с созданьем юного таланта.

КАРТИНА I

Светает. Вот проглянула деревня,

Дома, сады. Всё видно, всё светло.

Вся в золоте сияет колокольня

И блещет луч на стареньком заборе.

Пленительно оборотилось всё

Вниз головой, в серебряной воде:

Забор, и дом, и садик в ней такие ж.

Всё движется в серебряной воде:

Синеет свод, и волны облак ходят,

И лес живой вот только не шумит.

На берегу далеко вшедшем в море,

Под тенью лип, стоит уютный домик

Пастора. В нем давно старик живет.

Ветшает он, и старенькая кровля

Посунулась; труба вся почернела;

И лепится давно цветистый мох

Уж по стенам; и окна искосились;

Но как-то мило в нем, и ни за что

Старик его б не отдал.

Вот та липа,

Где отдыхать он любит, тож дряхлеет.

Зато вкруг ней зеленые прилавки

Из дерну свежего.

В дуплистых норах

Ее гнездятся птички, старый дом

И сад веселой песнью оглашая.

Пастор всю ночь не спал, да пред рассветом

Уж вышел спать на чистый воздух;

И дремлет он под липой в старых креслах,

И ветерок ему свежит лицо,

И белые взвевает волоса.

Но кто прекрасная подходит?

Как утро свежее, горит

И на него глаза наводит?

Очаровательно стоит?

Взгляните же, как мило будит

Ее лилейная рука,

Его касаяся слегка,

И возвратиться в мир наш нудит.

И вот в полглаза он глядит,

И вот спросонья говорит:

«О дивный, дивный посетитель!

Ты навестил мою обитель!

Зачем же тайная тоска

Всю душу мне насквозь проходит,

И на седого старика

Твой образ дивный сдалека

Волненье странное наводит?

Ты посмотри: уже я хил,

Давно к живущему остыл,

Себя погреб в себе давно я,

Со дня я на день жду покоя,

О нем и мыслить уж привык,

О нем и мелет мой язык.

Чего ж ты, гостья молодая,

К себе так пламенно влечешь?

Или, жилица неба-рая,

Ты мне надежду подаешь,

На небеса меня зовешь?

О, я готов, да недостоин.

Велики тяжкие грехи:

И я был злой на свете воин,

Меня робели пастухи;

Мне лютые дела не новость;

Но дьявола отрекся я,

И остальная жизнь моя -

Заплата малая моя

За прежней жизни злую повесть…»

Тоски, смятения полна,

«Сказать» - подумала она -

«Он, бог знает, куда заедет…

Сказать ему, что он ведь бредит».

Но он в забвенье погружен.

Его объемлет снова сон.

Склонясь над ним, она чуть дышет.

Как почивает! как он спит!

Вздох чуть заметный грудь колышет;

Незримым воздухом обвит,

Его архангел сторожит;

Улыбка райская сияет,

Чело святое осеняет.

Вот он открыл свои глаза:

«Луиза, ты ль? мне снилось… странно…

Ты поднялась, шалунья, рано;

Еще не высохла роса.

Сегодня, кажется, туманно».

«Нет, дедушка, светло, свод чист;

Сквозь рощу солнце светит ярко;

Не колыхнется свежий лист,

И по утру уже всё жарко.

Узнаете ль, зачем я к вам? -

У нас сегодня будет праздник.

У нас уж старый Лодельгам,

Скрыпач, с ним Фриц проказник;

Мы будем ездить по водам…

Когда бы Ганц…» Добросердечный

Пастор с улыбкой хитрой ждет,

О чем рассказ свой поведет

Младенец резвый и беспечный.

«Вы, дедушка, вы можете помочь

Одни неслыханному горю:

Мой Ганц страх болен; день и ночь

Всё ходит к сумрачному морю;

Всё не по нем, всему не рад,

Сам говорит с собой, к нам скучен,

Спросить - ответит невпопад,

И весь ужасно как измучен.

Ему зазнаться уж с тоской -

Да эдак он себя погубит.

При мысли я дрожу одной:

Быть может, недоволен мной;

Быть может, он меня не любит. -

Мне это - в сердце нож стальной.

Я вас просить, мой ангел, смею…»

И кинулась к нему на шею,

Стесненной грудью чуть дыша;

И вся зарделась, вся смешалась

Моя красавица-душа;

Слеза на глазках показалась…

Ах, как Луиза хороша!

«Не плачь, спокойся, друг мой милый!

Ведь стыдно плакать, наконец»,

Духовный молвил ей отец. -

«Бог нам дарит терпенье, силы;

С твоей усердною мольбой,

Тебе ни в чем он не откажет.

Поверь, Ганц дышет лишь тобой;

Поверь, он то тебе докажет.

Зачем же мыслию пустой

Душевный растравлять покой?»

Так утешает он свою Луизу,

Ее к груди дряхлеющей прижав.

Вот старая Гертруда ставит кофий

Горячий и весь светлый, как янтарь.

Старик любил на воздухе пить кофий,

Держа во рту черешневый чубук.

Дым уходил и дельцами ложился.

И, призадумавшись, Луиза хлебом

Кормила с рук своих кота, который

Мурлыча крался, слыша сладкий запах.

Старик привстал с цвеченых старых кресел,

Принес мольбу и руку внучке подал;

И вот надел нарядный свой халат,

Весь из парчи серебряной, блестящей,

И праздничный неношенный колпак -

Его в подарок нашему пастору

Из города привез недавно Ганц, -

И, опираясь на плечо Луизы

Лилейное, старик наш вышел в поле.

Какой же день! Веселые вились

И пели жавронки; ходили волны

От ветру золотого в поле хлеба;

Сгустились вот над ними дерева,

На них плоды пред солнцем наливались

Прозрачные; вдали темнели воды

Зеленые; сквозь радужный туман

Неслись моря душистых ароматов;

Пчела работница срывала мед

С живых цветов; резвунья стрекоза

Треща вилась; разгульная вдали

Неслася песнь, - то песнь гребцов удалых.

Редеет лес, видна уже долина,

По ней мычат игривые стада;

А издали видна уже и кровля

Луизина; краснеют черепицы

И ярко луч по краям их скользит.

КАРТИНА II

Волнуем думой непонятной,

Наш Ганц рассеянно глядел

На мир великий, необъятной,

На свой незнаемый удел.

Доселе тихий, безмятежной

Он жизнью радостно играл;

Душой невинною и нежной

В ней горьких бед не прозревал;

Земного мира уроженец,

Земных губительных страстей

Он не носил в груди своей,

Беспечный, ветренный младенец.

И было весело ему.

Он разрезвлялся мило, живо

В толпе детей; не верил злу;

Пред ним цвел мир как бы на диво.

Его подруга с детских дней

Дитя-Луиза, ангел светлый,

Блистала прелестью речей;

Сквозь кольца русые кудрей

Лукавый взгляд жег неприметно;

В зеленой юбочке сама

Поет, танцует ли она -

Всё простодушно, в ней всё живо,

Всё детски в ней красноречиво;

На шейке розовый платок

С груди слетает понемножку,

И стройно белый башмачок

Ее охватывает ножку.

В лесу ль играет вместе с ним -

Его обгонит, всё проникнет,

В куст притаясь с желаньем злым,

Николай Васильевич Гоголь известен подавляющему большинству населения как автор «Тараса Бульбы», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Вия» и так далее. Однако мало кто знает, что перу его принадлежат и другие, ныне почти забытые работы. Одна из них - «Ганц Кюхельгартен».

Краткая биографическая справка

Николай Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Великие Сорочинцы и был назван так в честь святого Николая Диканьского - мать его верила, что это поможет ребенку выжить (она рожала много раз, но детки появлялись на свет слабенькими и быстро умирали). С детства хорошо рисовал, вообще в учебе же не блистал.

В девятнадцать лет он переехал в Санкт-Петербург, где первое время работал чиновником, а затем служил в театре. Ему не по нраву пришлось ни то, ни другое, и он решил попробовать себя в литературе. Первым произведением, которое принесло успех начинающему автору, стала повесть «Вечер накануне Ивана Купалы». Помимо сочинительства повестей и рассказов, Гоголь занимался драматургией - он все же очень любил театр и хотел хоть как-то быть связанным с ним.

В середине тридцатых писатель много путешествовал, именно за границей он начал работу над первым томом «Мертвых душ». Умер Николай Гоголь 21 февраля 1852 года.

Основные сочинения

Из известных работ Гоголя, кроме уже упомянутых выше, можно выделить следующие: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Ревизор», «Женитьба», «Шинель», «Нос».

Среди трудов Гоголя числится и некий «Ганц Кюхельгартен». Однако он, скорее, напротив, малоизвестен - не изучается ни в школах, ни в институтах. О чем эта повесть («Ганц Кюхельгартен»), будет рассказано выше. Нужно заметить прежде, что, строго говоря, повестью данное произведение назвать нельзя, скорее, это поэма. Сам Гоголь обозначил его как «романтическую идиллию в стихах».

«Ганц Кюхельгартен»: краткое содержание

Как уже можно было понять из сказанного выше, данное произведение является стихотворным. Гоголь разбил его на несколько картин. Помимо Ганца Кюхельгартена, в нем еще несколько героев - его возлюбленная Луиза, с которой он дружит с детства, ее родители, младшая сестренка и бабушка с дедушкой, дедушка притом является пастором, уважаемым и почитаемым человеком в местной деревеньке. Именно появлением пастора открывается данное произведение. Он уже стар; сидя в кресле на свежем воздухе, он то радуется хорошему теплому утру, то дремлет.

Прибежавшая внучка Луиза кажется тревожной, она рассказывает дедушке, что ее «милый Ганц» в последнее время сам не свой, его что-то печалит, он чем-то озабочен. Она переживает, как бы он не разлюбил ее, и просит деда побеседовать с юношей. Когда очередная картина начинается от лица Ганца, читателю становится понятно, что тот увлечен чтением. Он бредит Древней Грецией, ее культурой, ее героями. Он очарован, ему кажется, что вот там - «жизнь», а тут у него - так, прозябание. Дальнейший сюжет «Ганца Кюхельгартена» прост и очевиден - Ганц уходит, оставив Луизе записку и разбив ей сердце. Он отправляется к своей мечте.

Через два года в родной деревушке Ганца многое изменилось - старого пастора, например, уже нет в живых, так и не успело сбыться его желание - побывать на свадьбе внучки. А сама внучка, Луиза, несмотря на прошедшее время, по-прежнему ждет своего Ганца, нет-нет да выглядывая в окно. И дожидается - Ганц возвращается домой, усталый и сломленный - он нашел в Афинах совсем не то, чего ожидал. Иллюзии рухнули, он понял, что истинное счастье всегда было рядом с ним.

История создания

Интересна история создания поэмы «Ганц Кюхельгартен» Гоголя. Поначалу, кстати, не было известно, что она принадлежит перу Гоголя - это выяснилось лишь после смерти прозаика. Написав свою «романтическую идиллию» в восемнадцать лет (а по некоторым источникам, в девятнадцать или двадцать; допустимыми годами сочинения поэмы являются, таким образом, 1827-1829), молодой человек отнес ее издателю Адольфу Плюшару, сообщив, что эта работа его друга, В. Алова. Под таким псевдонимом (и, разумеется, на собственные последние деньги и даже занятые у друзей) поэма и была напечатана.

Гоголь снабдил ее небольшим предисловием, в котором указал, что эта вещь никогда бы не увидела свет, если бы не обстоятельства, «известные одному только автору». О том, что «Ганц Кюхельгартен» принадлежит не какому-то Алову, а самому Гоголю, в то время знали лишь двое - слуга юноши Яким и один из его друзей, с которым он как раз в то время делил кров.

Источники вдохновения

Не секрет, что многие авторы, сочиняя свои произведения, черпают вдохновение в событиях собственной судьбы. Порой они рассказывают о чем-то, что уже произошло с ними или их знакомыми, порой, напротив, сочинив какую-то вещь и отождествляя себя с героем, стремятся осуществить описанное в жизни. Примерно так произошло и с Гоголем.

После окончания гимназии Гоголь уехал в Петербург, который в его мечтах представлялся ему чем-то величественным и возвышенным. Он видел себя в этом городе в ореоле славы, с прекрасной работой, приносящей ему счастье, с успехами на литературном поприще. Он мечтал о том, чего у него не было, но что казалось настолько легко осуществимым - нужно лишь добраться в этот город грез. Именно так рассуждал и герой «Ганца Кюхельгартена» - кстати, на эту поэму Гоголь возлагал немыслимые надежды, полагая, что она принесет ему и славу, и почет.

На деле все оказалось далеко не так радужно, как представлялось в воображении. Впечатление от Петербурга осталось унылым: и город грязный, серый, и жизнь дорогая, и даже на театр не хватает средств, лишь на пропитание. Соблазнов, манивших яркими вывесками и витринами, хватало, но из-за отсутствия денег они были недоступны, что не могло не повергать Гоголя в отчаяние. Не везло ему и с карьерой - желаемого места, достойного его, так и не находилось.

Помимо жизненных неурядиц, очевидно, что источником, вдохновившим Гоголя на создание своей поэмы, стала идиллия Фосса «Луиза» - даже имя главной героини он позаимствовал оттуда. Помимо имени девушки, Гоголь взял из данного сочинения образ пастора и описание сельского быта, которое так напоминает у него пастораль. Тем не менее нельзя говорить об исключительном влиянии работы Фосса на Гоголя хотя бы потому, что у первого прослеживаются черты сентиментальной идиллии, у второго - они тоже есть, но кроме них, можно заметить и воздействие романтизма, пришедшие от Жуковского и Байрона, которых Гоголь несомненно почитал. Также исследователи выделяют в поэме Гоголя кое-что от Пушкина и его поэтики - например сон Луизы очевидно напоминает о сне Татьяны в «Евгении Онегине». И подобных отсылок в содержании «Ганца Кюхельгартена» немало.

Почему в поэме изображена Германия? Это объясняется просто. Молодость Гоголя прошла под знаком немцев - начинающий писатель страстно любил немецкую литературу и философию, увлекался самой страной и ее жителями и, как гораздо позже признавался сам в одном из писем, возможно, просто смешивал любовь к искусству с людьми, создавая некий романтизированный идеал в своем представлении. Немецкие романтики будоражили ум Гоголя, он пытался писать, подстраиваясь под них, и, еще учась в гимназии, приобрел некую известность в качестве поэта среди своих товарищей.

Особенности поэмы

Главная мысль произведения, ясная даже из краткого содержания «Ганца Кюхельгартена» Гоголя, заключается в опасности попасть под влияние своего воображения, оказаться полностью в его власти. Иными словами, в «розовых очках». Гоголь показал в своей работе (и сам ощутил в жизни), к чему может привести подобная ситуация.

Еще одной особенностью поэмы является то, что самим автором она названа идиллией, но при этом разрушает все каноны данного жанра. Классическая идиллия изображает счастье в полной мере, идиллия Гоголя же наполнена элегией, в которой неизбежен конец - далеко не счастливый. Впоследствии разрушение идиллии станет одной из популярных тем в литературе, так что можно считать, что в «Ганце Кюхельгартене» Гоголь сделал к этому первый шаг.

Также существенным отличием поэмы от последующих работ писателя стало то, что в ней он описал события, которых не было в реальности, но которые должны были случиться (он сам планировал путешествие на Запад), а позже, в будущих своих рассказах и повестях, Гоголь писал уже, основываясь исключительно на прошедшем житейском опыте и наблюдениях.

Образ главного героя

Уже очевидно, что своего Ганца Гоголь отождествлял с самим собой. В голову героя автор вложил свои идеи и мечты, свои планы и надежды - это легко проследить, если прочесть письма Гоголя данного периода, которые он писал матери и некоторым друзьям.

Героя «Ганца Кюхельгартена» - стремление распрощаться с ненавистным мещанским миром, выразить свои способности в чем-то ином. Здесь есть намек на декабристов - неслучайно фамилия Ганца так похожа на фамилию участника декабрьского восстания - Вильгельма Кюхельбекера, который был поэтом и другом Пушкина. Так же как и декабристы, так же как и сам Гоголь, Ганц Кюхельгартен терпит поражение в своих попытках и помыслах - все оказывается совершенно иначе, нежели ему представлялось. Жизнь играет с ним злую шутку, но если и остальные декабристы поплатились своей свободой, Ганцу, как и Гоголю самому, пришлось лишь распрощаться со своими иллюзиями. Впрочем, в чем-то и это - отсутствие свободы.

Интересно также имя главного героя - Ганц. В немецком языке слово ganz означает «весь», «целиком» - герой гоголевского произведения тоже хочет «объять необъятное», впустить весь мир в свою жизнь.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 - 1846), поэт, прозаик.

Родился в дворянской семье обрусевших немцев.
Отец его - Карл фон Кюхельбекер , из саксонских дворян, некоторое время был приближен к Павлу I. Мать, урожденная фон Ломен, была в свойстве с М.Б. Барклаем-де-Толли. В одном из писем Кюхельбекер признался: "По отцу и матери я немец, но не по языку: до шести лет я не знал ни слова по-немецки; природный мой язык - русский..."
Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг.
Вильгельму Кюхельбекеру в жизни крупно повезло один только раз, когда в 1811 году он стал лицеистом, одноклассником Пушкина. Вся его последующая жизнь - череда поражений, неудач, физических и душевных страданий.

В Лицее над ним издевались. Нескладная внешность: высокий рост, худоба, длинный нос, туго-ухость; нескладный характер: простодушие и вспыльчивость; нескладные стихи: очень уж высокопарные и тяжеловесные - все это высмеивалось самым безжалостным образом. Вильгельма снабжают шлейфом обидных прозвищ: Кюхля, Кюхель, Гезель, Бехеркюхель.

"Вы знаете, что такое Бехелькюхериада? Бехелькюхериада есть длиннейшая полоса земли, страна, производящая великий торг мерзейшими стихами; у нее есть провинция "Глухое Ухо",- так утонченно измывались юные острословы над Кюхельбекером . И довели его до того, что неуклюжий долговязый Вильгельм попытался утопиться в царскосельском пруду, насилу вытащили - мокрого, несчастного, облепленного вонючей тиной. Однако и не любили лицеисты никого так, как Вильгельма. Пущин и Пушкин стали его друзьями:

Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть
величаво:
Но юность нам
советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты:
Опомнимся - но поздно!
И уныло
Глядим назад,
следов не видя там.
Скажи, Вильгельм,
не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе,
по судьбам?

При выпуске из Лицея Кюхельбекер получает чин титулярного советника, серебряную медаль и завидный аттестат. Вместе с Пушкиным и будущим канцлером князем А.М. Горчаковым он становится чиновником российского внешнеполитического ведомства. В 1820 г. Вильгельму улыбается судьба: в качестве личного секретаря он сопровождает в поездке по Европе обер-камергера А.Л. Нарышкина. В Германии Кюхельбекера принимает великий Гете, некогда дружный с его отцом.
В Париже Кюхельбекер выступает с лекцией о русском языке: "История русского языка, быть может, раскроет перед вами характер народа, говорящего на нем. Свободный, сильный, богатый, он возник раньше, чем установилось крепостное рабство и деспотизм, и впоследствии представлял собою постоянное противоядие пагубному действию угнетения и феодализма".

Вольные слова были замечены "кем надо", Кюхельбекера отозвали в Россию . Он возвращается на службу, оказывается у генерала Ермолова на Кавказе, знакомится там с А.С.Грибоедовым, успевает стреляться на дуэли... Ах, недаром писал о нем лицейский наставник: "Гневен, вспыльчив и легкомыслен; не плавно выражается и странен в обращении...".

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с А. Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь пишет несколько лирических стихотворений, заканчивает трагедию "Аргивяне", сочиняет поэму "Кассандра", начинает поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в . Поэт сблизился с В. Одоевским, вместе с которым издает альманах "Мнемозина", где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер пишет стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение "Участь русских поэтов".

14 декабря 1825 года Вильгельм Кюхельбекер - на Сенатской площади. Он пытается стрелять в Великого Князя Михаила Павловича, но пистолет дважды дает осечку. Будь пистолет исправен, висеть Кюхельбекеру 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловки - шестым, с Пестелем, Рылеевым , Каховским. Это даже не пушкинский вздох: "И я б так мог...", Кюхельбекер именно МОГ, и получил по максимуму: десять лет в каменных мешках Шлиссельбурга, Динабурга, Ревеля, Свеаборга.

После десяти лет одиночного заключения он был сослан в Сибирь. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма "Сирота", трагедии "Прокофий Ляпунов" и "Ижорский", повесть "Последняя Колонна", сказку "Иван, купецкий сын", воспоминания "Тень Рылеева", "Памяти Грибоедова". Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом. После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В 1837 году Вильгельм Карлович женился на Дросиде Ивановне Артеневой, дочери баргузинского почтмейстера. Их семейная жизнь не была счастливой: первенец родился мертвым, душила нужда, изводило вымогательство тестя. В 1845 году Кюхельбекер ослеп. Умер он в Тобольске, 11 августа 1846 года. Там, в Тобольске, постоянно навещал его местный скромнейший чиновник Петр Ершов - автор бессмертного "Конька-горбунка". Пушкин, Дельвиг, Пущин, Ермолов, Грибоедов, Гете, Ершов - каков круг общения!

Литературное наследие Кюхельбекера огромно, но почти не востребовано потомками. Как поэт он, пожалуй, неинтересен. Но очарование его личности несомненно - перечитайте "Кюхлю" Юрия Тынянова.