Никольская церковь село ново-милет. Новый Милет

Храм святителя Николая в старинном селе Милет построен в 1904 г. на средства промышленника и купца С.И. Орлова. Земельный участок пожертвовала княгиня Ухтомская в память о своем муже. Храм отличался прекрасной акустикой и богатым внутренним убранством. Архитектура и наружное убранство храма восходят к образцам XVII в. В храме – бетонный мозаичный пол. Рядом с церковью располагались дом священника, сторожка и обширное кладбище с княжеской усыпальницей. В начале XX в. клириками храма были священник Иоанн Державин, причисленный к Собору новомучеников и исповедников Российских, и пономарь Сергий Протопопов, позже рукоположенный в священный сан и служивший в церкви Преображения Господня в Саввино.

Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 году он окончил Коломенское Духовное училище, а в 1901 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковно-приходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей. 7 августа 1904 года викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердное проповедание слова Божия отец Иоанн в 1911 году был награжден набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что отец Иоанн Державин, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан».

Приход был малочисленным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, продавая из имущества все, что только можно было продать, но священник не покинул приход.

В 1929 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь, 22 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Северный край и дана была рекомендация на все ходатайства о смягчении его участи отвечать отказом. По возвращении из ссылки отец Иоанн был направлен служить в храм в село Ильинское-Ярыгино Сычевского района Смоленской области. 12 февраля 1935 года он был переведен в храм в село Ново-Александровка Шаховского района Московской области, а 5 марта 1937 года в Троицкую церковь в село Каменка Ногинского района. Все это время он жил с семьей в селе Милет. За самоотверженную и безупречную службу отец Иоанн был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями.

29 ноября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Ногинске. Священника обвинили в активной контрреволюционной деятельности, но отец Иоанн не признал себя виновным. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Державин был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в безвестной могиле.

Сам храм в 1930-е гг. был закрыт и подвергся значительному разрушению и поруганию. Здание использовали как склад, а затем в нем был цех местного электромеханического завода. В годы Великой Отечественной войны здесь выпускали полевые кухни, а также цистерны с подогревом для заправки танков дизельным топливом в зимнее время. После войны в храме устроили клуб с кинозалом, а в последние годы – спортзал. Здание было разделено на два этажа, колокольня разрушена, глава снесена, полностью было утрачено внутреннее убранство, все святыни, иконы. Сохранились лишь остатки росписи на сводах. В 1993 г. храм был возвращен православной общине. К настоящему времени проведены большие реставрационные работы.

Ново-милетский храм свт. Николая

Адрес храма: Московская обл., Балашихинский район, с. Ново-Милет , ул. Парковая, д. 7, Телефон: 522-66-26

В 1930-е годы храм был закрыт и за годы безбожного лихолетья подвергся значительному разрушению и поруганию: здание использовали как склад, а затем в нем был цех местного электромеханического завода. В годы Великой Отечественной войны здесь выпускали полевые кухни, а также цистерны с подогревом для заправки танков в зимнее время дизельным топливом. После войны в храме устроили клуб с кинозалом, а в последние годы - спортзал. Здание было разделено на два этажа, колокольня разрушена, глава снесена, полностью было утрачено внутреннее убранство, все святыни, иконы. Сохранилась лишь остатки росписи на сводах.

В году храм был возвращен православной общине. К настоящему времени проведены большие реставрационно-восстановительные работы, здание очищено от пристроек, ликвидированы переделки. Бригада высокопрофессиональных нижегородских каменщиков восстановила художественную кирпичную кладку: оконные наличники, карнизы, апсиду. Восстановлено орнаментальное украшение карнизов и наружная отделка храма, отличающаяся сдержанностью и изяществом; проведены штукатурные работы внутри храма: восстановлены линейные очертания конструктивных элементов интерьера, стены подготовлены к фресковой живописи.

Возле храма на месте сельского погоста, уничтоженного в послевоенные годы, установлен крест и устроен цветник. Построена котельная и проведено газовое отопление. В храме вставлены новые окна, очищен и укреплен мозаичный пол. Появились и иконы: и старинные, в окладах, и вновь написанных; среди последних есть икона преподобного Герасима Иорданского с частицей святых мощей.

Сложная строительная операция была проведена при установке церковной главы и креста, когда при большом стечении народа, после молебна, собранная на земле глава была мощным краном поднята на кровлю храма, и на ней засиял золотом православный крест. Здание храма стало вновь доминантой в местном ландшафте.

Настоятель храма - священник Михаил Егоров - не только восстанавливает храм и совершает богослужения, но и ведет занятия в воскресной школе, окормляет больных в местной больнице.

Богослужения в храме совершаются.

Клириком храма в начале XX в. был священник Иоанн Державин (1873-1937), причисленный к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина.

В 1894 году он окончил Коломенское Духовное училище, а в 1901 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковно-приходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда.

Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей.

7 августа 1904 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника к Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда .

С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище.

За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердное проповедание слова Божия отец Иоанн в 1911 году был награжден набедренником.

В рапорте благочинного отмечалось, что отец Иоанн Державин, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан».

Храм в се­ле Ми­лет был вы­стро­ен в усадь­бе, при­над­ле­жав­шей кня­зьям Го­ли­цы­ны­м Ухтом­ским. Толь­ко в на­ча­ле ХХ ве­ка здесь по­яви­лась при­ход­ская цер­ковь.

Приход был малочисленным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, продавая из имущества все, что только можно было продать, но священник не покинул приход.

В 1929 го­ду уси­ли­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, вла­сти ста­ли ис­кать лже­сви­де­те­лей и до­пра­ши­вать их.

22 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила священника к трем годам ссылки в Северный край и дана была рекомендация на все ходатайства о смягчении его участи отвечать отказом.

12 февраля 1935 года он был назначен служить в храм в село Ново-Александровка Шаховского района Московской области, а 5 марта 1937 года в Троицкую церковь в село Каменка Ногинского района; жил он с семьей в селе Милет Реутовского района.

За самоотверженную и безупречную службу отец Иоанн был возведен в сан протоиерея и награжден крестом с украшениями.


29 но­яб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Но­гин­ске. Свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в ак­тив­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, но отец Иоанн не при­знал се­бя ви­нов­ным.

3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Иоанн Дер­жа­вин был рас­стре­лян 15 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Богослужебные книги о. Иоанна (Державина):


В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви о. Иоанн Державин, как пострадавший за веру, был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

На заседании Епархиальной богослужебной комиссии 03.07.2017 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, были утверждены тропарь, кондак и молитва свщм. Иоанну Державину.

Тропарь, глас 2

Дивный цвет луга духовнаго/ новомучеников Церкве Русския/ явился еси, пастырю добрый, святе Иоанне/, ты бо, чада духовная в вере наставляя,/ лютых гонений не убоялся еси/ и, глад, нищету, темничная заключения претерпевая,/ ложная обвинения отвергл еси./ Сего ради мученическаго венца сподоби тя Подвигоположник Христос,/ Егоже моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 8

Непобедимыя твоея веры мучители не одолеша/ и от любве Божия тя не разлучиша,/ ты бо, яко добрый воин Христов, безбожным противустав,/ оклеветания и темничнаго заточения не убоялся еси/ и Господа даже до смерти исповедал еси./ Темже, восхваляюще подвиги твоя, тепле вопием:/ священномучениче Иоанне,/ моли милостиваго Бога спастися душам нашим.

Молитва

О, избранниче и угодниче Христов, священномучениче Иоанне, Церкве Русския украшение, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче!
Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя.
Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святей, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашым – правило веры, воином – вождь духовный, болящым – врачь изрядный, печальным – утешитель, гонимым – заступник, юным – наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Чудотворные слова: николай чудотворец мощи в москве молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Житие Николая Чудотворца: краткое содержание. Где находятся мощи Николая Чудотворца? Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в работе

В давние времена на той территории Малой Азии, которая сегодня входит в состав Турции, располагалось государство Ликия. Один из его самых крупных и известных в наше время городов назывался Патарой. Там в 270 году появился на свет великий святой христианской церкви Николай Чудотворец, житие и чудеса которого стали частью Священного Предания, свято хранимого на протяжении многих веков.

Сын, вымоленный у Бога

Из жития святителя Николая Чудотворца, составленного вскоре после его блаженного успения, последовавшего около 345 года, явствует, что родители будущего угодника Божьего – Феофан и Нонна – были людьми глубоко набожными и благочестивыми. За добродетели и многие милостыни, творимые в отношении нищих и обездоленных, Господь послал им отрока, ставшего скорым помощником всех истинно верующих людей и их ходатаем перед Престолом Всевышнего.

Своего первенца они назвали Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народов». Это стало по-своему символично, так как в будущем пред его именем склонились многие народы, отдавая дань великому победителю людской злобы и ненависти. Излагая краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя упустить тот немаловажный факт, что он был ребёнком, вымоленным у Бога, поскольку, прожив много лет в браке, Феофан и Нонна не имели детей, и только по их непрестанным молитвам господь послал им, наконец, долгожданное счастье.

Рукоположение во священство

Благочестивые родители с большой охотой откликнулись на предложение их ближайшего родственника – епископа города Патары, советовавшего посвятить сына Богу. Этот архипастырь Божий, тоже носивший имя Николая, приходился будущему святителю родным дядей и с ранних лет взял на себя труд его духовного окормления. Радуясь при виде того, как отрок, отстраняясь от соблазнов суетного мира, непрестанно искал общения с Богом, дядя внутренним оком прозревал в племяннике будущий сосуд истинной веры. С этого времени судьба Николая Чудотворца неразрывно связана со служением Церкви.

После нескольких лет, проведённых за изучением Священного Писания и учения отцов Церкви, епископ Николай рукоположил своего подопечного во священство. В житии святого Николая Чудотворца говорится, что после совершения таинства, архипастырь, обратившись к прихожанам, наполнившим храм, сказал, что Господь явил им «новое солнце, восходящее над землёй». Его слова оказались поистине пророческими.

Став пресвитером, что по древнейшим канонам, соответствовало второй степени священства, святой Николай неустанно трудился, исполняя своё пастырское предназначение. Будучи смертным, как и все окружавшие его люди, он всей душой стремился подражать бесплотным силам, наполняя свою жизнь постами и молитвами. Такая глубокая самоотдача позволила ему взойти на высокую ступень духовного совершенства и стать достойным управлять Церковью.

Во главе христиан Патары

Важным событием, отмеченным в жизнеописании Николая Чудотворца, является отъезд его дяди в Палестину, куда он отправился на поклонение святым местам. Покидая на длительный срок Патары, архипастырь поручил управление всеми церковными делами своему племяннику, поскольку счёл его достаточно возросшим духовно для исполнения столь высокой миссии.

Став во главе церковной жизни города, святитель Николай исполнял свои обязанности столь же ревностно, как и его дядя, пребывавший в то время в Палестине. Этот этап его земного пути отмечен весьма характерным событием, свидетельствующим о приверженности молодого пресвитера вечным ценностям.

Вскоре после отъезда епископа Господь призвал в Свои Небесные чертоги родителей святого Николая, и он стал наследником весьма значительного имения. Однако вместо того, чтобы воспользоваться полученными благами и окружить себя комфортом, он распродал всё полученное им имущество, а деньги раздал нищим. Этим святитель Николай в точности исполнил завет Иисуса Христа, данный им всем желающим обрести вечную жизнь.

Милостыня, творимая втайне

Излагая далее краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя пройти мимо ещё одного эпизода, во всей полноте показывающего его готовность прийти на помощь ближнему и проявить заботу о спасении его души. Известно, что один, прежде весьма богатый и уважаемый житель города Патары, внезапно разорился и впал в крайнюю нищету. Удары судьбы, следовавшие один за другим, повергли его в такое отчаяние, что, не видя иных путей обеспечить себя и трёх своих дочерей пропитанием, он вознамерился отдать их на любодеяние, обратив свой дом в гнездо разврата.

Несчастный отец уже был готов ради хлеба насущного погубить души своих юных дочерей и обречь себя на вечную погибель, но Всемилостивый Господь вселил в сердце раба Своего Николая Чудотворца сострадание к гибнущему семейству. Втайне ото всех (ибо Иисус Христос повелел именно так творить милостыню) он совершил великое благодеяние. Под покровом ночи святой Николай носил в дом этого человека кошели с золотом, чем помог ему выбиться из нужды и выдать дочерей замуж за порядочных и обеспеченных людей. Это лишь один пример милосердия, свойственного угоднику Божьему Николаю Чудотворцу. В житие святого описано много случаев, когда он кормил голодных, одевал нагих и выкупал несостоятельных должников у их заимодавцев.

Путь во святую землю

По прошествии некоторого времени из Палестины вернулся епископ Николай, и его племянник, заслуженно стяжавший славу достойного и уважаемого всеми пастыря, также решил отправиться во святую землю, чтобы воочию узреть места, связанные событиями, описанными в Новом Завете.

Морское путешествие во святую землю стало ещё одним важным эпизодом, вошедшим в жизнеописание Николая Чудотворца, так как с ним связано несколько чудес, прославивших его имя. Известно, в частности, что в то время, когда корабль с паломниками проплывал мимо берегов Египта, и на море был почти полный штиль, святитель неожиданно возвестил своим спутникам о приближении шторма, способного погубить их. Его слова были встречены с сомнением, поскольку даже видавшие виды моряки не усматривали в тот момент признаков близкой беды.

Однако очень скоро небо затянуло тучами, подул ветер и разразилась страшная буря. Волны захлёстывали корабль, и он готов был погрузиться в морскую пучину. Тогда святитель Николай воззвал ко Господу и молил Его спасти их от неминуемой гибели. Его слова были услышаны, вскоре шторм стих. Благодарные паломники восславили Бога и Его верного раба, столь чудесным образом принесшего им спасение.

Вслед за описанием этого чуда, житие святителя Николая Чудотворца содержит рассказ о воскресении им матроса, сорвавшегося с мачты и насмерть разбившегося о настил палубы. Известно, что благодать для свершения столь высоких деяний Господь дарует лишь избранным Своим чадам, и поэтому возвращение к жизни человека, ещё недавно лежавшего на палубе хладным трупом, является доказательством его истинной святости. Описанные выше чудеса, совершённые святителем Николаем по пути во святую землю, стали основанием для признания его покровителем путешествующих.

Поклонение святым местам

Сделав остановку в Александрии и исцелив там многих страждущих, святой угодник Божий продолжил путь и благополучно прибыл в Палестину. Во святом граде Иерусалиме он излил свои тёплые молитвы Господу, стоя на камнях Голгофы, ставших свидетелями Его крестных мучений во спасение рода людского. Обошёл он и прочие места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, везде вознося молитвы и славя Бога.

В книге жития Николая Чудотворца описано, в частности, как перед ним сами собой отворились двери одной запертой на ночь иерусалимской церкви, свидетельствуя тем, что невозбранным является вход во храм Божий тому, для кого отверсты Небесные врата. Пробыв во святой земле длительное время святитель Николай хотел удалиться в пустыню, и там, изнуряя себя аскетическими подвигами, продолжить служение Богу, но глас свыше повелел ему вернуться на родину.

Принятие архиепископского сана

Вернувшись в Ликию, угодник Божий поселился не в Патаре, поскольку там его имя было окружено всеобщим почитанием, а он старался избегать мирской славы. Местом своего жительства он избрал большой и многолюдный город Миры, где его никто не знал. Однако и там его святость не осталась сокрытой от людей. Волей Божьей святитель Николай вскоре сподобился занять освободившееся место архиепископа и главы всей Ликийской церкви.

Приняв архипастырский сан, святитель Николай во всём являл собой пример для подражания своей многочисленной пастве. Двери его дома были постоянно отворены для всех нуждающихся в помощи и поддержке. Подражая святым апостолам, преемником которых он являлся, святой нёс людям слово Божье, но, кроме этого, становился опорой и в их земной жизни, стараясь, по возможности, быть полезным каждому. Именно поэтому вошло в традицию возносить молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе и во всех прочих житейских делах.

Полоса испытаний плоти и духа

На протяжении нескольких лет святитель мирно пас вверенное ему Божье стадо, пока враг рода человеческого не поселил ненависть к христианам в сердца двух нечестивых царей Максимиана и Диоклетиана. Они издали указ, по которому всех, кто исповедовал Христово учение и не желал от него отречься, надлежало бросать в темницы, а затем предавать мучениям и смерти. Среди прочих узников, пострадавших за веру, оказался и любимый всеми архиепископ Николай. Попав в узилище, он с необычайным мужеством переносил страдания и своим архипастырским словом поддерживал окружающих.

Но всемилостивый Господь не попустил нечестивцам долго творить беззаконие. Власть богопротивных царей рухнула, и сменивший их на престоле император Константин I Великий сделал христианство государственной религией. Одним из первых его деяний стал созыв Вселенского собора в городе Никее, на котором святыми отцами церкви, среди которых был и архиепископ Ликийского города Миры, было предано проклятию еретическое учение нечестивца Ария. Житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого легло в основу этого рассказа, со всеми подробностями воспроизводит сцену его пламенной речи, послужившей торжеству истинного христианского учения.

Архипастырское служение Богу и людям

Возвратившись в Миры, архипастырь Божий продолжил своё служение, как и прежде ревностно оберегая души горожан от плевел еретических учений и в то же время ограждая их самих от произвола неправедных правителей. Так, силой, данной ему от Бога, святитель избавил от смерти трёх мужей, осуждённых на казнь по ложному обвинению. Он же заставил неких воевод, направлявшихся во Фригию для усмирения мятежа, удержать от мародёрства и грабежей вверенных им солдат, а затем, когда, вернувшись в Византию, они стали жертвами злобной клеветы, спас их жизни.

Ещё одним ярким доказательством того, что Господь даровал Николаю Чудотворцу силы повелевать ветрами и волнами, может служить эпизод, также описанный в его житии. Со страниц этой книги мы узнаём, как однажды корабль, плывший из Египта, был застигнут штормом, и моряки в отчаянии мысленно воззвали к известному им и весьма почитаемому архиепископу Мир Ликийскому с мольбой о спасении. Святитель тотчас явился им и приказал буре уняться. Ветер тут же стих, волны улеглись, и, стоя у кормила корабля, угодник Божий помог морякам благополучно добраться до берега.

Кончина и начало посмертного почитания

Прожив долгую жизнь в Мирах и посвятив всего себя служению Богу, святой угодник опочил в 345 году. На его погребение съехались все архипастыри земли Ликийской, сопровождаемые многочисленным духовенством и мирянами. Тело усопшего было помещено в соборной церкви и вскоре замироточило, а вокруг него стали совершаться чудеса исцелений. Молва о них быстро разнеслась по стране, и к месту погребения поспешили тысячи больных и увечных. С этого времени началось посмертное поклонение Николаю Чудотворцу, быстро шагнувшее за пределы Ликии и вошедшее в традицию всего христианского мира.

Перенесение мощей в город Бари

Мощи Николая Чудотворца в течение нескольких веков покоились в городе Миры, но со временем Малая Азия была полностью завоёвана арабами, и многие гробницы христианских святых подверглись осквернению. В 792 году такая угроза нависла и над могилой Николая Чудотворца, но посланный для ее разграбления отряд янычар по ошибке вскрыл соседнее захоронение.

В 1087 году попытку спасти святыню от неминуемого осквернения, а заодно поднять религиозный престиж своего города Бари предприняли итальянские купцы. Они хитростью узнали место, где находятся мощи Николая Чудотворца и, вскрыв гробницу, похитили их. Доставив бесценный груз в свой родной город, купцы были встречены всеобщим ликованием. С тех пор Бари вошёл в число наиболее посещаемых центров христианского паломничества. Сегодня, как и на протяжении многих прошедших веков, в него стремятся верующие со всего мира, чтобы поклониться одному из самых известных и почитаемых святых.

Мощи Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя

Святитель Николай Чудотворец является столь значимой фигурой в сознании христиан всего мира, что потребность поклониться его мощам свойственна людям самых разных стран. Поскольку далеко не все из них могут отправиться в паломничество, Церковь идёт им навстречу и периодически даёт возможность приложиться к святыне у себя на родине. Так, в мае 2017 года ковчег с мощами Николая Чудотворца был доставлен в Москву. Это стало знаменательным событием в религиозной жизни всей России.

В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя мощи Николая Чудотворца пробыли до середины июля и после этого были перевезены в Санкт-Петербург. За время их пребывания в столице поклониться Мир Ликийскому святителю пришло 1,8 млн человек, и ещё около миллиона верующих приложилось к ним в городе на Неве. После этого 28 июля драгоценный ковчег вновь вернулся в Италию.

Почитание Николая Чудотворца в России

При всей важности столь знаменательного события, следует отметить, что в самой России есть немало храмов, где находятся мощи Николая Чудотворца, хоть и в виде фрагментов крайне малого размера, что, впрочем, не лишает их благодатной силы. Это вполне объяснимо, поскольку архиепископ Мир Ликийский, или, как его называют в народе, Никола Угодник, входит в число наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. И, соответственно, на протяжении веков прилагалось максимум усилий к тому, чтобы частицы его мощей стали национальным достоянием.

Известно, что почитание святителя широко распространилось на Руси ещё в XI веке, и тогда же был установлен в его честь праздник, приуроченный ко дню перенесения честных мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В настоящее время его память отмечается дважды в год ─ 6 (19) декабря и 29 июля (11 августа). Молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе, семейной жизни и различных житейских делах, возносятся православными верующими как в праздничные, так и в будние дни. Текст одной из них приводится в нашей статье. В ней приводится просьба о помощи в “настоящем сим житии”, то есть во всех аспектах жизни, включая и работу, приносящую нам хлеб насущный.

Во многих городах страны в честь Николая Чудотворца воздвигнуты храмы. Одним из наиболее известных среди них является Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1762 году по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Фото этого поразительного шедевра русского барокко помещено в конце статьи.

Многие эпизоды жизненного пути угодника Божьего стали сюжетами живописных произведений, рассказывающих о его служении Богу, но, несомненно, наиболее полное представление о нём можно получить, прочитав житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого положено в основу этой статьи.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Мощи святого Николая Чудотворца: где находятся, как прикладываться

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

В православии есть некоторое количество святых, которых почитают веряне более всего. Среди них выделяют Святого Николая, образ которого находится практически в каждом доме рядом с ликами Богоматери и Иисуса Христа. Также в любом храме можно найти лик святого, приложиться и произнести ему молитву. Кроме того, каждый верующий обращается к нему со своими самыми заветными желаниями и надеется на сотворение чуда, ведь недаром его называют Чудотворцем.

Кто такой Николай Чудотворец

Есть такая информация, что сразу после смерти святого, начало исходить миро от мощей Николая Чудотворца, после чего к нему потянулись вереницы паломников.

У него есть несколько имен, но наиболее он известен именно как Чудотворец. Его считают покровителем сирот, путешествующих и заключенных. Этого святого очень хорошо знают дети, ведь это именно его с подарками они ждут перед Рождеством. Самым известным его рождественским подарком стало преподнесение приданного трем дочерям разорившегося богача. Таким образом, они смогли найти себе достойных мужей. Многие говорят о том, что это было рождественским чудом. И его считают прообразом Санта Клауса.

Люди обращаются к нему в молитвах для того чтобы:

  • умиротворить враждующих,
  • сотворить чудо,
  • исцелить от заболеваний,
  • уберечь от напрасной смерти,
  • спасти невиновно осужденных и т.д.

Где находятся мощи Николая Чудотворца

Умер святой в городе Миры, где и были похоронены его останки. Но так как со временем они начали мироточить, то было принято решение о постройке базилики над могилой. Затем чуть позже на ее месте возникла церковь Святого Николая, которая сбереглась и до наших времен. Именно в ней до 1087 года пребывали мощи Угодника Божьего. Но так случилось, что итальянцы из города Бари решили украсть мощи и перевезти их к себе на родину. Они забрали останки и перевезли их в город Бари, где поместили в церкви святого Стефана. Через год была построена и освящена новая церковь – Базилика святого Николая, в которой и до сегодняшнего дня находятся останки.

Так как во время своего набега из гробницы была похищена большая часть останков, то небольшие фрагменты местные жители старались спрятать. Но во время крестового похода итальянцы нашли их и вывезли в Венецию, где на острове Лидо была построена церковь святого Николая, где они и хранятся.

Также этого святого считают покровителем моряков. В русской православной церкви есть 3 дня почитания чудотворца Мирликийского:

  • 19 декабря – день смерти,
  • 22 мая – день привоза мощей в город Бари,
  • 11 августа – рождество.

Многие спрашивают о том, в каких храмах есть мощи Николая Чудотворца. Ответ на этот вопрос не сложен. Есть большое количество храмов, где находится хотя бы небольшая частичка мощей. Ознакомится с более детальным перечнем, можно на страницах интернета.

Как прикладываться к останкам

Если Вы все-таки решились на посещение храма с мощами святого, то стоит знать, как правильно приложиться к мощам Николая. Есть определенные негласные правила прикладывания к останкам святого, которые стоит знать каждому верующему:

  • подходя к лику, Кресту или Евангелию – не стоит спешить, толпиться и толкаться;
  • сумки и пакеты желательно кому-то оставить;
  • не принято прикладываться с накрашенными губами;
  • перед прикладыванием нужно сделать 2 поясных поклона, крестясь при этом, а третий – после; делать это надо не после целования, а после помазания.
  • при прикладывании не разрешается целовать святых в лик.

А самым основным правилом является, что совершать данные действия необходимо с чистыми помыслами, искренней верой и светлыми мыслями.