Нравственные искания андрея болконского. Сочинение

Цель:

  • на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенство-вания;
  • создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа (Андрея Болкон-ского);
  • способствовать совершенствованию навыков фи-лологического чтения и анализа художественного текста;
  • пробуждать интерес к духовному миру личности; способ-ствовать воспитанию читательской культуры. Оборудование: учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к ро-ману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые

результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа;

характеризуют Андрея Болконского, выделяя и анали-зируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отноше-ние к герою.

Беседа

Необходимо ли изучение романа JI. Н. Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современно-сти вы обнаружили в романе JI. Н. Толстого?

Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что JI. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это?

Слово учителя

— Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей ли-тературных анкет: “величайший роман в мире”,— я выбрал бы “Войну и мир”. В романе “Война и мир” сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые зна-чительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Анд-рей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие “опоры” русского на-ционального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёх-томная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры “золотого века” »...

«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, сво-бодных от бедности, от невежества и независимых...» — писал JI. Н. Толстой. Человек и его душа были предметом творческих исследований JI. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жиз-ненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетель-ствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым вну-тренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищу-щие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напо-минает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фи- гур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произве-дения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

IV. Работа над темой урока

1.Объяснение учителя (Учащиеся составляют тезисы.)

Жизненный путь и искания героев

— «Война и мир» — произведение с огромным количеством персонажей (их насчитывается более 500). Героев романа нельзя по традиции разделить услов-но на отрицательных и положительных. Автор предлагает другой подход: герои не меняющиеся, застывшие и изменяющиеся.

Такое деление определяется убеждением Л. Н. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы назы-ваем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, текучее вещество».

В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем от-личается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, простой вопрос играет важную роль в искусстве Л. Н. Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь... Зло плохого и хо-рошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признаёт, ставит его пред собой во всей его унизительно-сти и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его | лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуа-ция, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть j достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом». Такой приём изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

2. Комментированное чтение отрывка из романа (раздаточный материал)

Карточка

♦ Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ

Князь Андрей не только знал, что он умрёт, но он чувствовал, что он уми-рает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия...

Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.

Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивьё, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобождённый от удерживавшего его гнёта жизни, распустился этот цветок любви, ной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не ал о ней.

Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило никого не любить, значило жить этою земною жизнию. И, чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну ж, тем лучше...

«Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечно-му источнику...

Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение!»

Ключевые слова

  • Андрей Болконский
  • Вечная любовь
  • Всех любить
  • Любовь мешает смерти
  • Любовь — жизнь
  • Любовь — Бог
  • Вечный источник
  • Смерть — пробуждение

3. Постановка и решение проблемных вопросов

  • Какими тремя понятиями определяется ценность человека?
  • Какие черты характера члена семьи Болконских особенно близки Толстому?
  • На чём основана семейная близость Болконских?

4.Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея Болконского (в группах)

1-я группа «биографы» князя Андрея — выстроить жизненный путь героя.

2-я группа «наблюдатели» — определить приёмы, используемые автором для развития образа Андрея Болконского.

5.Составление таблицы «Духовные искания Андрея Болконского» (запись в тетрадях)

Духовные искания Андрея Болконского

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустер-лицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, кото-рое он видел и понял»

Князь осознал великую истину: жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понят-но, и величия чего-то непонятного, но важнейшего»

Открытие

богат-ства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнаёт о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мёртвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймёт и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе начинают превалировать естественные потребности любви и добра

Лучшие минуты

жизни

Что меняется в герое

Встреча с Пье-ром

в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на-чалась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, но

и вечную, в Бога

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, оказывающие на Болкон-ского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счаст-лив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: “Господи, помилуй меня”»

Встреча с Ната-шей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость об-щения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским

Эмоциональность Наташи, её искренность и восторг дают толчок к душевному возро-ждению князя

Любовь к Ната-ше Ростовой

Меняет своё отношение к Сперанскому, которого уже начал почи-тать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше? »

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 г.

В армии князь — заботливый и внимательный командир. Он отка-зывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь»

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движут не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы

Прощение Ана- толя Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Рас-пустился... цветок любви, вечной, свободной, независимой от этой жизни...»

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Росто-вой. Но это уже другое чувство: «...он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою зем-ною жизнью»

Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способно-го искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.

— Нелёгок путь героев JI. Н. Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова дорога чести Андрея Болкон-ского. Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно даёт-ся ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая всё же наполнит «его счастливое сердце». Перед смертью Андрей обретёт «любовь, которую пропо-ведовал Бог на земле», но жить на этой земле ему уже не суждено. Долог был путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним, он прошёл этот путь и дорого заплатил за него — жизнью.

VI. Домашнее задание

  • Подготовиться к исследовательской работе на тему «Путь духовных иска-ний Пьера Безухова» (с опорой на текст романа).

Духовные искания Андрея Болконского

Героев книги “Война и мир” можно условно разделить на три категории: “мертвые жизни”, статичные персонажи, полагающие внешние салонные проявления жизни ее сущностью; герои, ”ощущающие” жизнь, обладающие способностью чувствовать “полноту жизни” настолько, что не видят необходимости в рефлексии, анализе; и герои, ищущие истину, наиболее близкие и интересные Толстому. К таким героям относится кн. Андрей. Отправной точкой сложных духовных и философских исканий А.Б. становятся его психологические противоречия с петербургским салонным обществом.

Начинающаяся война и назначение на должность адъютанта Кутузова увлекли его возможностью осуществления мечты о личном подвиге, который бы его прославил. Примером такого подвига для А.Б. было взятие Тулона Наполеоном. Проникнутость наполеоновской идеей обнаруживается в первых словах кн. Андрея, вступающего в спор с виконтом на вечере у Анны Павловны. Потом, уже став адъютантом, он настойчиво вызывает в воображении ту ситуацию - решающую минуту сражения, его Тулон или Аркольский мост, где он сможет себя проявить. Ночью перед Аустерлицким сражением эта мысль захватывает его настолько, что он готов, кажется, отказаться от семьи, самых дорогих ему людей, “за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей”, которых он даже не знает. Честолюбие заставляет его осматривать местность и позиции перед сражением, составлять свой план диспозиции. Желание самому быть в трудных местах военных действий вызвано мыслью о том, что “ему-то именно предназначено вывести русскую армию в Австрии из безнадежного положения”. Мысль о славе нераздельна с мыслью о торжестве над людьми. Это проявляется в желании принимать наибольшее участие в жизни других людей. Оно видно, скажем, в “особенном оживлении кн. Андрея, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе”.

Желание быть благодетелем в жизни других людей носит черты того не наполеоновского величия “в госпитале в Яффе, где тот чумным подает руку”. Встреча кн. Андрея с капитаном Тушиным и гл. Багратионом готовит перелом в честолюбивых планах. Его представления о героизме, славе сталкиваются с тем героизмом, который он видит в действиях батареи Тушина, т.е. нетщеславным, вызванным сознанием своего воинского долга. Тогда же еще не наступило разочарования в Тулоне или Аркольском мосте. Кн. Андрею только показалось, что “все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся”, эгоизм его славы раскрывается ему на Аустерлицком поле после ранения.”

Вид высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему облаками” рождает осознание того, что “все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”, тишины и успокоения. В тот же вечер, увидев своего кумира, Болконский “думал о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих”. Этот “строгий и величественный строй мысли”, поднятый “высоким, справедливым и добрым небом”, был тем этапом духовных исканий Андрея, который открыл ему ничтожность интересов, занимавших Наполеона, мелочность его героя, с его мелким тщеславием и радостью победы”. И собственные мысли, занимавшие его до сих пор, в сравнении с открывшейся истиной, должны были казаться. Вернувшись из плена, Андрею пришлось испытать чувство вины перед женой и ответственность за ее смерть. Когда он уходил на войну, жена “связывала” его (он был убежден, что свобода от брака - одно из условий достижения цели), но разочарование в Наполеоне привело и к чувству вины. После Аустер. кампании кн. Андрей твердо решил бросить военную службу, убедив себя в том, что к ней больше не имеет интереса. Он поселился в Богучарове, ограничив себя заботами об имении и о ребенке. Это именно самоограничение, которое внутренне ему не свойственно.

После того, как кн. Андрей отказался от “наполеоновских идей”, которые “не почти, а совсем” погубили его жизнь, он, по его словам, стал “жить для одного себя”. В споре с Пьером, который, напротив, пытается в этот период “жить для других”, “делать добро” крестьянам, Андрей утверждает, что крестьяне не нуждаются в переменах, их нынешнее состояние для них естественно и потому счастливо. Жизнь для себя не нарушает этой естественности и приносит большую пользу, чем “преобразования” Пьера (или, по крайней мере, не приносит вреда). Кн. Андрей, видимо, не считает направленной деятельностью “для других” те реформы, которые он с легкостью осуществлял в своем имении. В разговоре с Пьером он резко высказал равнодушие по всем внешним событиям мира, но они продолжали его по-прежнему занимать. Окончательное возрождение интереса к жизни происходит после его поездки в Отрадное и встречи с Наташей Ростовой. Этот очередной этап духовных поисков Болконского подчеркнут (отмечен) известными сценами встречи с “огромным, в два обхвата дубом” на краю дороги. Его хмурый, неподвижный вид вызывает в душе кн. Андрея “целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных”: он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, решил, что она уже кончена, “что начинать ничего не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”.

Вынужденная поездка в Отрадное и задержка там, встреча с девушкой, довольной “своей отдельной,- верно, глупой,- но веселой жизнью”, случайно услышанный разговор Сони с Наташей,- все это вызвало “неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”.

После второй встречи с тем же дубом, но уже “преображенным, раскинувшимся шатром сочной темной зелени”, кн. Андрей вдруг окончательно, беспеременно решил, что “жизнь не кончена в 31 год”. “Надо, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, но и чтобы на всех она отражалась”. Из вновь возникшего стремления участвовать в жизни людей возникает и жажда активной деятельности. По сути, это те же наполеоновские идеи, только на новом витке, иначе представленные. “Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни”.

“Дело” привлекает теперь кн. Андрея как способ помочь людям. “Но непременное условие своей деятельности он видит в том, чтобы на всех она отражалась”. Поэтому его привлекает сфера государственных интересов, “высшие сферы”, где “готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов”. Новый кумир, заменивший Наполеона, был Сперанский, “лицо таинственное и представлявшееся ему гениальным”. В фигуре Сперанского он старался искать живой идеал совершенства, к которому он стремился. И легко поверил в него, увидев “разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России”. Однако вместе с возвышением Сперанского, “огромное количество людей” кн. Андрей стал считать “презренными и ничтожными существами”. “Страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте”, было, однако, ослаблено некоторыми недостатками Сперанского, которые “неприятно поражали” кн. Андрея - это слишком большое презрение к людям и “разнообразность приемов в доказательствах” своего мнения. Увлечение реформами, впрочем, почти бессознательно усиливалось, и Андрей занимался составлением законов. Разочарование в Сперанском наступает после вечера, где кн. Андрей танцует с Нат. Ростовой. Новое чувство возникающей любви контрастно становится к “административным” увлечениям Болконского. После бала он замечает, что ужин у Сперанского, на который он был приглашен, ему не интересен. Увидев Сперанского в домашней обстановке, смеющегося, он, возможно, “нашел его слабые, человеческие стороны”, которых он раньше не замечал в силу “другого воспитания и нравственных привычек”. Кроме того, все, что раньше казалось Андрею “таинственно и привлекательно в Сперанском”, теперь “вдруг стало ясно и непривлекательно”. Представив себе своих богучаровских крестьян и попытавшись приложить к ним “Права лиц”, разработкой которых он занимался, Болконский удивился, “как он мог так долго заниматься такой праздной работой”. Разочарования и очередной крайности в мировоззрении Болконского не последовало. Общение с Наташей дало ему ощущение сопричастности к совершенно особенному миру, преисполненному каких-то неизвестных ему радостей. Присутствие этого мира в Наташе он почувствовал еще в Отрадном и сейчас “находил в нем новое для себя наслаждение”. Открытие героем чего-то нового - это очередной этап его поисков. В душе Болконского произошло что-то новое и счастливое”, когда он услышал пение Наташа. Хотя он не сознавал, пока, что влюблен в Ростову, вся жизнь представлялась ему в новом свете. Будущее открылось со всеми его радостями; желание пользоваться свободой, силой и молодостью открывает ему новую истину: “Чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастия”. После помолвки с Наташей кн. Андрей совершает ошибку, согласившись с отцом отложить свадьбу на год. Видимо, он не вполне сумел понять существо Наташи Ростовой. Она привлекла его полнотой жизни, но именно это исключало в ней рационализм, расчетливость в любых ее проявлениях. Она не могла подчиниться заранее заготовленной схеме: подождать год, который даст ей возможность проверить свои чувства до свадьбы. Для Наташи, которой было ценно каждое мгновение, год ожидания был оскорбителем своей пустотой, остановкой жизни. Но жизнь неостановима, она требует движения. Наташа нашла его в бегстве из дома с Курагиным. Для Андрея Болконского наступило третье, самое тяжелое разочарование в жизни. Единственным стимулом, живым интересом, им испытываемым, становится месть Курагину. Он вновь возвращается на военную службу, но уже без тщеславных мыслей. Душевной драмой, тем не менее, его философские поиски не заканчиваются, но, наоборот, обостряются. Этому во многом способствует эпоха 1812 года. Кн. Андрей от “высоких сфер”, к которым прежде стремился, спускается к народу, поступал служить в полк. Он пришел к пожеланию того, что история делается в полку, с народом и меньше всего зависит от распоряжения штабов. “От нас действительно будет зависеть завтрашний день”,- говорит Андрей Пьеру перед Бородинским сражением. Болконский получает здесь возможность реально участвовать в совершении крупного исторического события, а значит, в изменении судеб многих людей. Это осуществление его наполеоновской мечты, но на другом уровне. Слияние личной жизни и устремлений с общими, которое здесь становятся возможным,- это выражение кутузовского начала. Таким образом, путь кн.А. от наполеоновского идеала к кутузовской мудрости еще раз утверждает толстовскую историческую концепцию о роевой жизни и решающей роли народа в событиях. Смотря на упавшую рядом гранату и сознавал близость смерти, Болконский думает: “Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь...” Обостренное чувство любви к жизни открывает ему понимание той любви, ”которую проповедовал бог на земле”: ”сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, которой учила кн.Марья”. Мысли кн. Андрея во время болезни были деятельнее, яснее, но действовали вне его воли. Они могли оборваться, заменяться неожиданными представлениями. Теперь все его прошедшее представлялось собой здание из иголок или лучинок, воздвигающееся и разрушающееся под звуки равномерно “шепчущей” музыки. Выстроив это здание, сумев удержать его в мысленном равновесии, кн. Андрей понял сущность “божеской любви”: “Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но божеская любовь не может измениться. Ничто... не может разрушить ее. Она есть сущность души”. Слова кн. Андрея, сказанные Наташе (“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”), подразумевают, что его прежняя - человеческая любовь, соединившись с силой приобретенной, становится “больше” и “лучше”. Но следующий этап душевной эволюции Болконского состоит в противопоставлении божеской и человеческой любви и Андрей, вдумываясь в новое, открытое ему начало вечной любви, отрекался от земной жизни: “Всех любить, жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”. Любовь к земной жизни, временно пробужденная появлением Наташи, терпит поражение в борьбе со смертью. Состояние Болконского, которое Наташа назвала “это сделалось”, было проявлением победы смерти над жизнью.

Уничтожение преграды между жизнью и смертью одновременно воздвигало преграду непонимания живыми уже “наполовину умершего”. Для кн. Андрея сознание отчужденности от всего земного, радостной и странной легкости бытия дало возможность понять и ощутить близость смерти, которой прежде он боялся, а теперь увидел в ней “пробуждение” от жизни, освобождение прежде связанной в нем силы.

На этом уроке мы с вами продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Проанализируем характер одного из главных персонажей романа - князя Андрея Болконского.

Вы помните фразу из письма Толстого к его двоюродной тетке Александре Толстой:

«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».

Всю свою жизнь Толстой искал и говорил об «энергии заблуждения», которая необходима для творчества.

«Все как будто готово для того, чтобы писать - исполнять свою земную обязанность, а недостает толчка веры в себя, в важность дела, недостает энергии заблуждения, земной стихийной энергии, которую выдумать нельзя. И нельзя начинать».

Из письма Толстого к Н.Н Страхову

Без этой энергии творить невозможно, и для Толстого это важно: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поиске».

Важно, что, по словам автора, в этих поисках окончательной истины нет и быть не может. Все, что сейчас кажется истиной, позже окажется очередным заблуждением. И поиск идет благодаря сопряжению своего личного пространства со всем миром. Нужно найти такую форму сопряжения, чтобы это было гармонией, а не противостоянием. Постоянно в поиске находятся любимые герои Льва Толстого - князь Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Князь Андрей в начале романа - носитель наполеоновской идеи. В салоне Анны Павловны он сочувственно цитирует Наполеона, а у него дома Пьер берет с полки первую попавшуюся книгу - «Записки Цезаря» (рис. 2).

Рис. 2. Издание 1783 года. Записки о Галльской войне ()

Эти два человека (Наполеон и Цезарь) чем-то схожи в своих ценностях, морали. После ухода жены князь говорит Пьеру:

«- Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. <...>
- Ты не понимаешь, отчего я это говорю, - продолжал он. - Ведь это целая история жизни. Ты говоришь, Бонапарте и его карьера, - сказал он, хотя Пьер и не говорил про Бонапарте. - Ты говоришь, Бонапарте; но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шел к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели, - и он достиг ее. Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу»
.

Другими словами, жена мешает князю Андрею на пути к его славе.

«...он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производил на других и занятого делом приятным и интересным».

«Князь Андрей был один из тех редких офицеров в штабе, который полагал свой главный интерес в общем ходе военного дела. <...>он боялся гения Бонапарта, который мог оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем не мог допустить позора для своего героя» .

Далее происходит один очень важный эпизод. Жерков, Несвицкий и князь Андрей находятся в коридоре штаба Кутузова, идет австрийский генерал, и Жерков подходит к нему и с шутовским видом заявляет: «Имею честь поздравить, генерал Мак приехал, совсем здоров, только немного тут зашибся, - прибавил он, сияя улыбкой и указывая на свою голову». Генерал Мак вместе со всей своей армий сдался в плен Наполеону. И тут князь Андрей говорит: «Если вы, милостивый государь, - заговорил он пронзительно, с легким дрожанием нижней челюсти, - хотите быть шутом, то я вам в этом не могу воспрепятствовать; но объявляю вам, что если вы осмелитесь другой раз скоморошничать в моем присутствии, то я вас научу, как вести себя». Несвицкий, в свою очередь, недоумевает, почему князь так отреагировал и тогда следует объяснение.

«- Как что? - заговорил князь Андрей, останавливаясь от волнения. - Да ты пойми, что мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».

Мы видим, с одной стороны, высокое представление о своем будущем, о своем долге и роли у князя Андрея, а с другой стороны, шутовство Жеркова, который снижает это высокое представление и тем самым вызывает всплеск негодования у Болконского.

Когда князь Андрей возвращается от австрийцев, зная о поражениях русских, то думает о том, что едет ради спасения армии.

Перейдем к другому эпизоду. В ту ночь, когда княгиня Болконская рожает, появляется князь Андрей. И тут мы наблюдаем излюбленную толстовскую ситуацию: человек перед лицом двух таинств, а именно появления новой жизни и таинства смерти. Важно, что князь Андрей не просто плачет, а у него появляется чувство вины перед покойной женой.

Болконский решает больше никогда не служить, он живет у себя в имении, занимается сыном, тем самым переменяется ролями с отцом. Отец его активен, ездит по делам ополчения. И тут в гости к Болконскому приезжает Пьер, который недавно был посвящен в масоны и рад просветлению.

«Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокоен, как живу для одного себя.
- Да как же жить для одного себя? - разгорячаясь, спросил Пьер. - А сын, сестра, отец?
- Да это все тот же я, это не другие, - сказал князь Андрей, - а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochain - это те твои киевские мужики, которым ты хочешь делать добро».

И это является очень важным: для Болконского «я» - это обширное понятие, он воспринимает свою семью как единое с собой целое.

Дальше следует разговор о крестьянах. Князь Андрей говорит, что их нужно освободить, но не ради них, а ради дворян, потому что привычка владеть другими людьми развивает властолюбие, жестокость и эгоизм. Тогда Пьер понимает, что князь говорит о своем отце. Этот вопрос для современной Толстому России был актуален: как раз прошла реформа 1861 года, и он не может не думать об отношениях с крестьянами.

Важным эпизодом является разговор на пароме, и важен ответ князя Пьеру.

«Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого? Разве я не чувствую, что я в этом бесчисленном количестве существ, в которых проявляется божество, - высшая сила, - как хотите, - что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим? Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница, которой я не вижу конца внизу, она теряется в растениях. Отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше до высших существ? Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда.

- Да, это учение Гердера, - сказал князь Андрей, - но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся), и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть... Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть... Вот что убеждает, вот что убедило меня, - сказал князь Андрей».

Князь не хочет верить, что в следующей жизни он не сможет искупить вину, которую чувствует перед мертвой женой.

Смерть князя Андрея

Чуткая Наташа заметила, что с князем Андреем что-то случилось.

«В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом - холодном, почти враждебном взгляде - чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского». Князя терзает отчужденность. Еще один важный момент - последний сон князя (рис. 3).

Рис. 3. Последний сон князя Андрея ()

«Он видел во сне, что он лежит в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем-то ненужном. Они собираются ехать куда-то. Князь Андрей смутно припоминает, что все это ничтожно и что у него есть другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, какие-то пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к двери, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Оттого, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все-таки болезненно напрягает все свои силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит оно. Но в то же время, как он бессильно-неловко подползает к двери, это что-то ужасное, с другой стороны уже, надавливая, ломится в нее. Что-то не человеческое - смерть - ломится в дверь, и надо удержать ее. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия - запереть уже нельзя - хоть удержать ее; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.
Еще раз оно надавило оттуда. Последние, сверхъестественные усилия тщетны, и обе половинки отворились беззвучно. Оно вошло и оно есть смерть. И князь Андрей умер.
Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся.
«Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!» - вдруг просветлело в его душе, и завеса, скрывавшая до сих пор неведомое, была приподнята перед его душевным взором. Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор не оставляла его. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом».

Потрясающе описано, как князь Андрей механически отвечает на вопросы Наташи и княжны, прощается с сыном. Происходит то, что Толстой называет пробуждением от жизни. И когда князь умирает, то Наташа и Марья спрашивают себя, куда он ушел. Это не окончательная смерть, а переход в иной мир. Не случайно князь Андрей появится во сне сына.

С одной стороны, в князе слишком много эгоизма и, возможно, с этим связана невозможность его счастья с Наташей Ростовой и смерть, а с другой стороны, это ведь тоже слияние с миром. Причем, по Толстому, не исчезновение, а переход в другое состояние.

В этом разговоре князь, обещавший больше никогда не служить, произносит еще одну интересную фразу.

«Ежели бы Бонапарте стоял тут, у Смоленска, угрожая Лысым Горам, и тогда бы я не стал служить в русской армии». И это князь говорит во втором томе, а уже в третьем он снова служит.

Князь Андрей в 1812 г.

Князь Андрей - профессиональный военный, и для создания его образа Толстому нужен взгляд военного. И вновь свои мысли автор высказывает устами героя.

«...нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения<...>Иногда, когда нет труса впереди, который закричит: „Мы отрезаны!» - и побежит, а есть веселый, смелый человек впереди, который крикнет: „Ура!» - отряд в пять тысяч сто́ит тридцати тысяч, как под Шенграбеном, а иногда пятьдесят тысяч бегут перед восемью, как под Аустерлицем» .

Это начало войны 1812 года. Пожар Смоленска - очень важная сцена. Именно здесь появляется новое чувство озлобления против врага. Толстой пишет, что этот пожар был эпохой для князя. Берг не понимает того, что происходит, он готов жаловаться и упрекать князя Андрея в том, что жители поджигают дома и создают пожар, а он бездействует.

Князь размышляет о войне, он считает ее грязным делом, которое не стоит приукрашивать. И это толстовская правда, к которой, по его мнению, приходит каждый участник войны.

«Я знаю, твоя дорога - это дорога чести».

Накануне Бородина именно князь Андрей разъясняет Пьеру, почему нужен был Кутузов, а не Барклай, почему они завтра выиграют сражение и чем оно отличается от битвы при Аустерлице. При этом князь Андрей говорит, что он начал понимать слишком много, что он предчувствует свою смерть. У князя три горя: любовь к женщине, смерть отца и французское нашествие.

«<...>я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»

Именно в этот момент, когда герой остро воспринимает весь окружающий мир, падает бомба и князь Андрей получает смертельные ранения. В госпитале он видит Анатоля Курагина.

Выходит, что князь Андрей осуществляет все, что задумал Пьер. Перевел крестьян в вольных хлебопашцев, построил школы, больницы. Интересно то, как сам князь возражал против них:

«- Ну, давай спорить, - сказал князь Андрей. - Ты говоришь школа, - продолжал он, загибая палец, - поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, - сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, - из его животного состояния и дать ему нравственные потребности. А мне кажется, что единственно возможное счастье - есть счастье животное, а ты его-то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему ни моего ума, ни моих чувств, ни моих средств.<...>

- Ах, да. Больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустишь ему кровь, вылечишь, он калекой будет ходить десять лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Еже ли бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал, - как я смотрю на него, а то ты из любви к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом, что за воображенье, что медицина кого-нибудь вылечивала... Убивать! - так! - сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера».

Радостным моментом была поездка в Отрадное, тот случай, когда он слышит разговор Наташи и Сони. Вспомните описание дуба, первый раз сухого и умирающего, а позже зеленого, вернувшегося к жизни. И князю Андрею начинает казаться, что жизнь его не закончена:

«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул».

Болконский приезжает в Петербург. И место Наполеона в его мыслях теперь занял Сперанский (рис. 4):

«ему стало смешно, как он мог ждать чего-то от Сперанского и от всей своей деятельности, связанной с ним<...>

одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему-то раздражали князя Андрея».

Рис. 4. М. Сперанский ()

«Видно было, что никогда Сперанскому не могла прийти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя все-таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли все то, что я думаю, и все то, во что я верю? И этот-то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея».

Эти мысли князя Андрея буквально совпадают с записями в дневнике Толстого о Дружинине (рис. 5).

Рис. 5. А.В. Дружинин

«Прочел вторую статью Дружинина. Его слабость, что он никогда не усомнится, не вздор ли это все».

Из дневника Л.Н. Толстого

Для Толстого способность ставить свои взгляды под сомнение очень важна.

Князь Андрей и Наташа Ростова

Все помнят сцену бала у екатерининского вельможи в Петербурге. На этом балу Пьер обращает внимание князя Андрея на Наташу и князь приглашает ее на танец (рис. 6)

Рис. 6. Князь Андрей и Наташа Ростова на балу ()

«…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим...»

Наташа - мера истины, которая открывает князю глаза и приводит к разочарованию в Сперанском.

«Какое мне дело <...>до того, что государю было угодно сказать в Сенате? Разве все это может сделать меня счастливее и лучше»?

«...он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона-старосту, и, приложив к ним права лиц, которые распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой».

Любопытны накладки и ошибки Толстого. Например, княжна Марья надевает на брата серебряный образок, а французы с тяжело раненого Андрея снимают золотой. Вот еще одна интересная ошибка автора.

«После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой».

Мы знаем, что князь Андрей уже плакал, когда умирала его жена, но в этот момент для Толстого очень важно подчеркнуть, что князь ранее таких чувств не испытывал.

«Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать? О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее? Да и нет. Главное, о чем ему хотелось плакать, была вдруг живо сознанная им страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределимым, бывшим в нем и чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она. Эта противоположность томила и радовала его во время ее пения».

Для князя Андрея встреча с Наташей была определяющей.

«Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота...»

Далее мы видим, как злится отец Болконского, он не хотел бы отпускать от себя ни дочь, ни сына, он против свадьбы и требует годовой отсрочки. Но Наташа - живая жизнь, и остановить ее на год нельзя. И тут начинается зарождение катастрофы, начало ситуации, которая далее произойдет у Наташи с Анатолем. Тогда Пьер напоминает князю об их разговоре и о его словах, что падшую женщину можно и нужно простить, но Андрей говорит, что не в силах простить Наташу. И снова эгоизм князя не позволяет ему следовать за сердцем, не допускает возможности прощения.

Князь Андрей ищет Курагина для того, чтобы вызвать его на дуэль. Это как раз и было причиной поездки князя на войну, никакого патриотизма он не испытывает. Перед его отъездом он навещает семью, нам показывают эпизод его ссоры с отцом, разговор с княжной.

«Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать».

Дальше князь Андрей едет на фронт, и только пожар Смоленска превращает его поездку в участие в народной войне. Неслучайно его столкновение с Бергом, неслучайна его встреча с Анатолем, которому отнимает ногу и к которому он чувствует христианскую любовь и прощение. И конечно, неслучайна его последняя встреча с Наташей, когда ему кажется, что воздвигается здание из иголок и он чувствует всю горечь разрыва с Наташей и говорит:

«Люблю тебя больше, лучше, чем прежде...»

Список литературы

  1. Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Базовый уровень. В 2 ч., Просвещение, 2012
  2. Маартен М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого, 1850-1870-е гг. - М.: МГУ, 2000. - С. 211. В.Б. Шкловский.
  3. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир», 1928
  1. Интернет портал «Levtolstoy.ru» ()
  2. Интернет портал «Russkay-literatura.ru» ()
  3. Интернет портал «Gold-liter.org.ua» ()

Домашнее задание

1. Напишите сочинение на тему (по выбору):

  • «Духовный облик князя Андрея»
  • «Отношение князя Андрея к семье»

2. Нарисуйте иллюстрацию к одному из эпизодов романа.
3. Сделайте анализ последнего сна князя Андрея Болконского, подумайте, какой скрытый смысл в него вкладывает Толстой.

Эпопея «Война и мир» выросла из замысла Толстого написать роман «Декабристы». Толстой начинал писать свое произведение, оставлял его, снова возвращался к нему, пока в центре его внимания не оказалась Великая французская революция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечественная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом - Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в историческом масштабе показан подвиг русского народа в войне 1812 года. В то же время «Война и мир» - это и «семейная хроника», показывающая дворянское общество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, должен обладать декабрист, Толстой наделил Андрея Болконского.
В романе показана вся жизнь князя Андрея. Наверное, каждый человек однажды в жизни задумывается над вопросами: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и многие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на страницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконскому. Это подтверждает тот факт, что Толстой наделил князя Андрея многими своими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводником идей самого автора.
Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Ше- рер. Уже тогда мы видим, что это неординарная личность.
Князь Андрей хорош собой, он безупречно и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время считалось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Князь Андрей - светский человек. В этом смысле он подвержен всем влияниям моды не только в одежде, но и в поведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и скуку во взгляде. На его лице мы читаем превосходство и самоуверенность. Окружающих он считает ниже себя, а значит и хуже, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожиданно доброю и приятною». Несмотря на то что Пьер моложе Андрея, разговаривают они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей - уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Князю Андрею предстоит пройти через войну, ранение, любовь, медленное умирание, и все это время князь будет познавать самого себя, искать тот «момент истины», через который ему откроется правда жизни.
А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправляется на войну 1805 года. Андрей жаждет стать героем. В своих мечтах он видит, как армия попадает в опасное положение и он в одиночку ее спасает. Кумиром князя, предметом его поклонения является Наполеон. Надо сказать, что многие молодые люди того времени увлекались личностью Наполеона. Андрей хо;ет быть на него похожим и пытается во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Болконский и отправляется на войну. Мы видим князя Андрея в Аустерлицком сражении. Он бежит впереди атакующих солдат со знаменем в руках, потом падает, получив ранение. Первое, что видит Андрей после падения - это небо. Высокое, бесконечное небо, по которому бегут облака. Оно так зовет, манит, завораживает своим величием, что князь Андрей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», - думает Андрей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стремился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслуживающим внимания. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным. Князь Андрей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращаются в родной дом в Лысых Горах, где остались отец, жена, сестра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал военную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожесточенные схватки, озлобленные лица людей показали ему настоящий облик войны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой.
Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар - смерть жены. В свое время князь Андрей несколько охладел к ней, и теперь он читает в ее глазах боль и упрек. После смерти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит новшества в своей деревне. Духовное состояние князя Болконского, его подавленность и разочарование видит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...» Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи прошло много времени и друзья несколько отдалились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болконского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмотря на то что князю Андрею тогда показались спорными эти высказывания, он осознает правоту Пьера. С этого момента начинается возрождение Андрея к жизни.
По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб является символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остался только обман. И князь Андрей соглашается с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!»
В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» - подумал князь Андрей. Но он уже бросает вызов судьбе. Он понимает, что нельзя себя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символичный дуб «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Андрей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».
Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петербург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразовательных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербурге он проводит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратившись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болконский любит Наташу, но он слишком горд и высокомерен, чтобы простить ей измену. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе незаживающую рану.
Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Бородинским сражением. Пьер чувствует, что Андрею не суждено жить, кажется, понимает это и Андрей. В Бородинском сражении Болконский снова получает ранение. Теперь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Наташей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему открывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более того, он прощает и Ана- толя. Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «открылось новое счастье, неотъемлемое от человека... счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает Наташу. Минуты, проведенные с ней, оказываются для Андрея самыми счастливыми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему оставалось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, проснулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна - пробуждение от жизни».
Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для себя, что каждый человек должен жить по-своему. В жизни есть два несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастлив человек только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Андрей осознал истинное счастье - жить для других.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.