Образ праведницы в рассказе матренин двор кратко. Образ праведницы в рассказе А.И

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы для обучающихся 9 класса

учитель Кубышкина Галина Владимировна

гп Приобье

2017 г.

Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

(второй урок в теме «А.И. Солженицын «Матренин двор»)

1. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

Тест по творчеству А.И.Солженицына позволяет выявить уровень знания текста. К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.

Критерии оценивания:

«5» (отлично) - работа выполнена безошибочно

«4» (хорошо) – от 12 до 14 правильных ответов

«3» (удовлетворительно) – от 8 до 11 правильных ответов

Тест по рассказу «Матренин двор» А.И.Солженицына

1.Первоначальное название рассказа:

а) «Не стоит село без праведника»

б) «Не стоит село без Матрены»

в) «Матренины страдания»

г) «Житие Матрены-праведницы»

2.Какая фамилия у Матрены:

а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

3.Какая характеристика подходит для главной героини:

а) «крестьянка 80 лет, безработная»

б) «крестьянка, одинокая женщина 60 лет, отпущенная из колхоза»

в) «одинокая крестьянка 60 лет, репрессированная»

г) «крестьянка, 60 лет, всю жизнь работавшая где-то на заводе»

4.Какая информация о Матрене верная:

а) любила Ефима, вышла за Фаддея

б) любила Фаддея, вышла за Ефима

в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла

г) никогда никого не любила

5.Закончите фразу: «у Матрены из живности были колченогая старая кошка, грязно-белая коза с кривыми рогами, …?.. да …?….»

а) «котята да козлята»

б) «корова да теленок»

в) «мыши да тараканы»

г) «собака да овечка»

6.Объясните, что значит: родила Матрена шестерых детей, но « они не стояли »

а) не вставали на ноги

б) долго не бегали

в) были не самостоятельными

г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую

в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене неверна:

а) вечно она в мужичьи дела мешалась

б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь

в) горницу отдала воспитаннице Кире

г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это:

а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея

в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома:

а) дают участок, но на нем должно стоять строение

б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова

в) для перепродажи и выручки денег

г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена?

а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г) попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга

13.Матренин постоялец работал:

а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г) учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый:

а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это:

а) автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира

Ответы:

2. Создание проблемной ситуации на уроке.

Учитель читает эпиграф, записанный на доске.

…Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт и в моей, и в твоей душе, мой читатель.
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокаиваться, доколе не найду хотя бы то небольшое число трёх праведных,- без которых нет граду стояния.

Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «Праведники»

О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Определите, пожалуйста, тему урока.

Тема урока. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Тема праведничества в рассказе.)

Словарная работа: Кого можно назвать праведником?

Праведник – 1. У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали (ирон).

Праведный – 1. Благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.

2. Основанный на правде, справедливый. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова “Толковый словарь русского языка”).

Определите цели урока.

Цели:

2. выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской;

3. подумать над такими нравственными понятиями, как: доброта, милосердие, чуткость, совесть, человечность; задуматься над смыслом жизни человеческой;

4. развивать умения и навыки анализа прозаического произведения.

3. Анализ текста.

Каково первоначальное название рассказа? Как оно связано с эпиграфом к уроку?

1. «Не стоит село без праведника».

2. К теме праведничества Солженицын подходит ненавязчиво и даже с юмором. Говоря о Матрёне, его герой замечает: “Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та - мышей душила!..” Писатель переосмысливает образы праведников в русской литературе и изображает праведником не человека, который совершил множество грехов, раскаялся и стал жить по-божески, а делает праведничество естественным образом жизни героини.

Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа Матрёна? Обоснуйте своё мнение.

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора с Матрёной? Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца?

Для жителей села Матрена – никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме.

Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.

Чем же Матрёна привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

Чем Матрёна отличалась от других жителей деревни Тальново?

Матрёна выходила на работу, даже если болела; не “сводила счёты” и не обсуждала, “кто вышел, а кто не вышел”; не могла отказать, когда кто-то просил помочь в сельскохозяйственных работах: выкопать картошку, вспахать на себе огород; за работу не брала денег; кормила пастухов продуктами, каких не ела сама; не досаждала никому расспросами; не сплетничала; вырастила чужую девочку; горницу отдала приёмной дочери.

Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

Но не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо

Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Все пользовались Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

И после смерти все отзывы о ней были неодобрительны: “…и за обзаводом не гналась, и не бережная; и даже поросёнка не держала; …и, глупая, помогала чужим людям бесплатно”; не гналась за нарядами, не скопила имущества к смерти.

Таков её мир, так она живет.

Приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину.

Сопоставьте Матрёну и Фаддея. Как ведут они себя в близких жизненных ситуациях? (работа в группах)

Жизненные ситуации

Матрёна

Фаддей

Первая мировая война

Три года затаилась я, ждала. И ни весточки, и ни косточки.

Пошёл он на войну - пропал… а к Миколе зимнему - вернулся… из венгерского плена.

Возвращение Фаддея из плена

В колена б ему бросилась…

…Если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих.

Семейная жизнь

Детей у неё было шестеро и один за другим умирали все очень рано.

Родила ему вторая Матрёна тоже шестерых детей.

Великая Отечественная война

…Ефима взяли… и младший без вести исчез во вторую (войну).

…Не взяли на войну Фаддея из-за слепоты.

Дом в наследство

Отдельный сруб горницы после смерти её отдать в наследство Кире.

Требовал, чтобы она отдала горницу теперь же, при жизни…

Подготовка горницы к вывозу

Ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда… Жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.

Глаза деловито поблёскивали… ловко лазил… живо суетился… горницу яро разбирал по рёбрышкам, чтобы увезти с чужого двора.

Вывоз горницы

А что было двух не срядить? Один бы трактор занемог - другой подтянул…

Старику Фаддею не терпелось сегодня же увезти всю горницу…

Авария на переезде

И зачем на переезд проклятый пошла?

Фаддей для них лесу хорошего не дал, для вторых саней…

Похороны Матрёны

Лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое…

Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была - спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёниных сестёр...

После похорон

Все отзывы её [золовки] о Матрёне были неодобрительны…

…Преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик…

Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей», - прямо заявляет автор.

Матрена оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

В чём вы видите трагизм судьбы Матрёны?

Трагизм не только в потерянном женихе, пропавшем без вести муже и умерших детях. Трагизм проявился тогда, когда Матрёна становится жертвой человеческой жадности, стяжательства, пьянства.

Трагизм и в том, что односельчане не могли понять тех добрых чувств, которыми руководствовалась Матрёна в жизни. Поэтому после её смерти родственники и хотят поскорее захватить “добро”, которое осталось после неё.

Что стало причиной смерти Матрёны?

Внешней причиной гибели явились её самоотверженность, стремление помочь. Именно поэтому она оказывается между санями и трактором на злополучном железнодорожном переезде.

В числе глубинных причин трагической гибели героини привязанность к Фаддею и своей воспитаннице, его дочери Кире. Именно она невольно становится виновницей разрушения дома, где жила вместе с Матрёной и где сама Матрёна прожила сорок лет. Люди, разбиравшие горницу, разрушают дом, главную ценность семьи. Гибель дома предрешила и смерть Матрёны. В изуродованном доме она бы уже не смогла жить. Автором осуждаются алчность и жадность Фаддея, который одержим желанием захватить участок земли. Отсюда и его приказ не делать второго рейса, и вывоз уцелевших брёвен во время похорон и поминок. Виноват и зять Матрёны - железнодорожник, не предупредивший станцию о перевозке.

В чём же нравственный смысл рассказанной писателем истории?

Понятие “праведник” приобрело у Солженицына новое значение.

Нравоучительный смысл рассказа в том, что нельзя жить только для себя, быть стяжателем и накопителем. Смысл человеческого существования в доброте, бескорыстии и том сиянии, которое человек может излучать, освещая судьбы других людей.

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

4. Итог урока. Рефлексия.

Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительной естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души. “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь.

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”. Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия.

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Сегодня взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли огромных размеров, кажется, что не может быть людей, подобных Матрёне. Но я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь, потому что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.

5. Выставление оценок.

6. Домашнее задание . Письменно ответить на один из вопросов.

1. Что изменилось в смысле рассказа Солженицына «Не стоит село без праведника», когда писатель назвал его «Матрёнин двор»?

2. Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

3. В чём праведность Матрёны?

Литература:

1. Интернет-ресурсы.

2. Н.С.Лесков. Предисловие к циклу «Праведники».

3. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

4. А.И. Солженицын. Матренин двор.


Главная героиня Матрена была праведницей, так как жила согласно морально-нравственным ценностям. В какой-то степени можно сказать, что женщина жила согласно Библии. Она никому не желала зла, всем помогала, а за свою жизнь так ничего и не нажила. Зато она жила по совести.

Судьба Матрены была ужасной. Раньше она любила одного человека, но жизнь распорядилась иначе и женщина вышла замуж за младшего брата своего возлюбленного. В стране была война, но не это было самым страшным для Матрены. Женщине судьбой была уготована страшная участь. Она осталась без мужа, да к тому же похоронила шестерых детей. Всю свою любовь она отдала приемной дочери Кире.

Про Матрену поговаривали, что она живет неправильной жизнью. Ей уже много лет, а она так и ничего не нажила. Просто ей не нужны были материальные блага, для нее главной была душа. Зато никто из знакомых и родственников не упускал случая воспользоваться помощью Матрены. Она бескорыстно всем помогала и ни разу никому не отказала.

Когда она умерла, то мне кажется, ее даже никто не пожалел. Все тут же бросились обсуждать то, как она жила, да кому достанется дом. Только Кира горько по ней плакала. Все люди задумались над тем, кто же им теперь будет помогать. Как они будут жить без Матрены? Такое ощущение, что все село только и держалось на этой женщине.

Солженицын не просто так придумал такой образ. Он хотел показать, что таких праведников уже практически не осталось. Люди живут лишь в угоду себе и думают о выгоде. Мало людей, которые как Матрена бескорыстно помогают другим.

Тема праведничества звучит в творчестве художни-ков слова разных времен. Не остались к ней равно-душными и современные писатели. Свое видение этой проблемы дает в рассказе «Матренин двор» А. И. Сол-женицын.

«Матренин двор» — произведение, полностью ав-тобиографичное и достоверное. Описываемая Солже-ницыным история произошла в деревне Мильцево Купловского района Владимирской области. Там и жила Матрена Васильевна Захарова.

Героиня солженицынского рассказа скромна и не-приметна. Автор наделяет ее неброской внешностью и не дает читателю ее развернутого портрета, зато он по-стоянно обращает внимание на улыбку Матрены, лу-чезарную, светлую, добрую. Так Солженицын подчер-кивает внутреннюю красоту Матрены, которая для него куда более важна, чем красота внешняя. Речь Матрены необычна. Она изобилует просторечными и устаревшими словами, диалектной лексикой. Кроме того, героиня постоянно использует слова, придуман-ные ею самой (Не умемши, не варемши — как утрафишь?»). Таким образом автор раскрывает мысль о народности характера Матрены.

Героиня живет «в запущи». Дом Матрены «с че-тырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сто-рону, крытый щепою», «изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и прореди л ась их обвершка». Быт героини неустроен: мыши, тараканы. Она ничего не нажила, кроме фику-сов, козы, колченогой кошки и пальто, перешитого из шинели. Матрена бедна, хотя проработала всю жизнь. Даже крохотную пенсию себе она выхлопота-ла с огромным трудом. Тем не менее описание быта ге-роини дает ощущение гармонии, которой наполнен ее небогатый дом. Рассказчик в ее доме чувствует себя уютно, решение остаться именно у Матрены приходит к нему сразу же. Он отмечает о Матренином дворе: «.. в нем не было ничего злого, в нем не было лжи».

Матрена прожила нелегкую жизнь. Коснулись ее судьбы события Первой мировой войны, на которой попал в плен Фаддей, события войны Великой Отече-ственной, с которой не вернулся муж. Не обошла сто-роной и коллективизация: в колхозе героиня прора-ботала всю свою жизнь, причем «не за деньги — за па-лочки». Ей и в последние дни живется непросто: целыми днями она ходит по инстанциям, пытаясь по-лучить справки для оформления пенсии, у нее боль-шие проблемы с торфом, у нее новый председатель об-резал огород, она не может завести корову, потому что косить нигде не разрешают, даже на поезд билет ку-пить невозможно. Казалось бы, человек давно должен озлобиться, ожесточиться против жизненных обстоя-тельств. Но нет — Матрена не держит зла ни на лю-дей, ни на свою долю. Главные ее качества — неспособность к злу, любовь к ближнему, умение сочувст-вовать и сострадать. Еще при жизни героиня отдает на слом для Киры свою горницу, потому что «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». Она на-ходит утешение в работе и «ко всякой работе ловка». Рассказчик замечает: «..у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа». Встает Матрена ежедневно в четыре-пять утра. Копа-ет «картовь», ходит за торфом, «по ягоды в дальний лес», и «на каждый день приходилось у нее какое-ни-будь другое дело». По первому зову идет героиня на помощь и колхозу, и родственникам, и соседям. При-чем за свой труд она не ждет и не требует вознагражде-ния. Работа для нее — удовольствие. «В охотку копа-ла, уходить с участка не хотелось»,— произносит она однажды. «Возвращалась Матрена уже просветлен-ная, всем довольная, со своей доброй улыбкой»,— го-ворит о ней рассказчик. Окружающим кажется странным такое поведение Матрены. Сегодня они зо-вут ее на помощь, а завтра осуждают за то, что она от нее не отказалась. О ее «сердечности и простоте» гово-рят « с презрительным сожалением». Сами же сельча-не Матрениных проблем будто не замечают, они и проведать-то ее не заходят. Даже на поминках Матре-ны о ней самой никто не говорит. В мыслях у собрав-шихся одно: как поделить ее нехитрое имущество, как ухватить для себя кусок побольше. Героиня была одинока при жизни, одинокой оставалась она и в тот скорбный день.

Матрена противопоставлена другим героям расска-за, да и всему окружающему ее миру тоже. Фаддей, например, озлоблен, бесчеловечен, корыстен. Он по-стоянно истязает свою семью, а в день трагедии дума-ет лишь о том, как «спасти бревна горницы от огня и от козней матрениных сестер». Противопоставлены Матрене и ее подруга Маша, и ее сестры, и ее золовки.

Основа отношений в окружающем героиню мире — ложь, безнравственность. Современное общество ут-ратило нравственное ориентиры, и его спасение Сол-женицын видит в сердцах таких одиноких праведни-ков, как Матрена. Она — тот самый человек, «без ко-торого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

А. Солженицын — продолжатель толстовской тра-диции. В рассказе «Матренин двор» он утверждает толстовскую истину о том, что в основе истинного ве-личия «простота, добро и правда».

Образ праведника встречается во многих произведениях русской литературы. Такой образ можно найти у Лескова в произведении «Очарованный странник», у Чингиза Айтматова в «Плахе», и конечно у Солженицына в повести «Матренин двор».

В произведении «Матренин двор» праведницей является главная героиня книги - Матрена. Матрена - честная и добрая женщина. Ее судьба распорядилась так, что жених Матрены - Фаддей ушел на войну и пропал без вести, ей пришлось выйти замуж за его брата. Дети, которые рождались у них, быстро умирали, и Матрена никак не могла обрести радость материнства. Внезапно с войны вернулся Феддей, он готов был убить их обоих, но потом смирился. Фаддей женился, с женой они народили много детей, одну из его дочерей Киру, Матрена взяла на воспитание и растила как родную.

Всю жизнь Матрена жила ради других: помогала колхозу, соседям, но никто из них не отвечал ей взаимностью. Она помогала людям бескорыстно, несмотря ни на что, она не теряла веру в людей и в правду и продолжала всем помогать. Вся жизнь Матрены - труд, он спасал ее от отчаяния, она работала за двоих. Всегда она была в ладах со своей совестью, была спокойна, жила в гармонии с собой, Матрене не за что было корить сея.

Праведность Матрены заключается в ее способности к состраданию, умении прощать, видеть выход из сложных ситуаций. Матрена никогда не была алчной, жадной, корыстной, не искала выгоды для себя. Все хотели обогатиться за счет главной героини, еще до ее смерти начали разбирать и перевозить Матренину горницу, во время перевоза бревен и изрезал ее проходивший мимо поезд. На ее похоронах все плакали и причитали только потому, что так надо. Никто не говорил о ней даже доброго слова, многие осуждали ее, а ведь, сколько добра она сделала всем этим людям.

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя А. И. Солженицына; учить их самостоятельно добывать знания, формулировать тему и идею произведения; развивать логическое мышление, учить учащихся мыслить, анализировать, делать выводы; воспитывать добро, милосердие, любовь к людям, ответственность за происходящее вокруг нас.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,без которого, по пословице, не стоит село.Ни город.

Ни вся земля наша.А. И. Солженицын

I. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать людям.

Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева.

Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника».

II. Аналитическая беседа.

1) Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

(Такого, который верит в Бога, любит людей…)

2) Объясним лексическое значение слова «праведник» по толковому словарю С.И. Ожегова:

«Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный».

3) Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

(Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание).

Итак, что же сопровождает жизнь праведника?

Праведник

Грешник

Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательство, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.

4) Обратимся к эпиграфу урока. Можно ли согласиться с писателем, что героиня рассказа Матрена Григорьева – праведник?

(Доказательства учащихся: Да, добрая, бескорыстная, жила для людей, благородство души).

5) Сформулируйте тему сегодняшнего урока по проблеме.

(Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»).

6) А цель урока? (Проследить за судьбой русской женщины, доказать, что мы можем считать ее праведником). Учитель корректирует ответы учащихся и сообщает цель урока.

III. Учитель.

Мы с вами еще не изучали творчество Александра Исаевича Солженицына. Кто он? Пророк, наставник или заступник? В нем видели то спасителя Отечества, то врага народа, то учителя жизни. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, затем исчезло на многие года. Почему? Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создал произведения, коФторые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы». Рассказы о лагерной жизни, документально – художественное исследование «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Раковый корпус», роман «В круге первом» - произведения, в основу которых легли страшные воспоминания о тех, кто уцелел после сталинских репрессий. Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы. 1970 год в жизни писателя знаменательный. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Но в феврале 1974 года (в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ») писатель был насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт – на – Майне приземлился самолет с единственным пассажиром. Солженицыну было 55 лет.

IV. Жизнь и творчество (Сообщение 4-х учащихся)

Учитель. 1994 год. «Диссидент № 1» - Александр Исаевич Солженицын- возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, работает с молодыми талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В.Н. Топоров.

V. Учитель. А теперь обратимся к рассказу «Матренин двор», написанному в 1959 году, а действие в рассказе происходит в 1956 году. произведение во многом автобиографичное. Известно, что Солженицын, вернувшись из лагерей, работал в одной из школ, преподавал математику, физику и астрономию. Итак, тема урока вами определена.

VI. Аналитическая беседа.

1) Кто же из русских писателей 19 века обращался к этой теме? (Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Достоевский).Н.С. Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры…»

2) Как изображена в рассказе религиозность героини? (Матрена соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всеношной» (ночная служба) и с утра по праздникам). : «Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила». Игнатич, постоялец Матрены, говорит, что всякое дело она начинала «С Богом».

3) Расскажите, что еще узнал Игнатич о Матрене? (Матрена Васильевна – пожилая женщина, вдова, всю жизнь проработала в колхозе, «не за деньги, а за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетника». Но пенсии так не заработала ни рубля. Жизнь героини трудная. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей. Родные ей почти не помогали. Но самое страшное – она «решила добиваться пенсии», так как, по словам автора, «Наворочено было много несправедливостей с Матреной»). Текст.

4) О чем еще поведала Матрена? Что рассказала о себе постояльцу?

5) Какие художественные детали создают картину быта Матрены? (Текст. Неравнодушна к красоте – фикусы).

6) Понаблюдаем за речью героини.(Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Не умемши, не варемши – как утрафишь», - предупреждала она квартиранта. Текст, стр.37)

7) Ребята, есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему? (В описании внешности Матрены Солженицын опирается на христианские и эстетические традиции).

8) Но на каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль деталей (. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет).

9) Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

10) Анализ эпизода «Матрена слушает музыку».

11) А какой мы видим героиню в работе? (Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке. Текст. Говорила без зависти: «Ах, Игнатич, и крупная картошка же у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Вот такая она – редкой доброты человек).

12) Кого из героинь литературы 19 века напоминает Матрена? Что общего у этих героинь? (Матрену Тимофеевну Корчагину из поэмы Некрасова… «Терплю, а не ропщу!»)

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«… Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла… Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке (золовке), //Жена! – сказал Филипп. //А не вдруг ответила. //Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить //Я снова не могла. //Филипп Ильич прогневался, // Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»

(Еще раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрены – жены Фаддея. Из них – Кира, отданная в приемыши).

Потуги лошадиные //Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь».

13) А чем отличается мир людей, живущих радом с Матреной? (Текст, стр.35)

VII. Работа в группах.

1-я группа – мир тальновцев 2-я группа – образ автора 3-я группа – роль художественных деталей 4-я группа – роль пейзажей Эксперты

VIII. Развитие речи. Рассказ учащихся по заранее подготовленным рисункам к рассказу «Матренин двор» - «Линия судьбы Матрены Григорьевой».

Учитель: 1) Как же сама Матрена принимает свою судьбу? Держит ли она обиду на людей? (Матрену Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть… ее не понимали ни сестры, ни жители села – не похожая на других. Несмотря ни на что, она не ожесточилась; эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить…)

2) Как заканчивается судьба Мартены? (Трагически).

3) Кто виноват в смерти героини? (Матрену убила чужая корысть, жадность, алчность).

Учитель: Лучше всего о своей героине сказал автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это и есть идея рассказа.

IX. Мини – сочинение: Можно ли Матрену Григорьеву считать праведницей?