Образ Софьи в комедии «Горе от ума. Образ Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А

Фамусова Софья Павловна – главная героиня комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова. Софья – юная девушка семнадцати лет, дочь Фамусова. Это сложная и утонченная натура, наделенная острым умом и прекрасной сообразительностью. После смерти матери Софья воспитывалась старой француженкой Розье, а ее лучшим другом детства был Чацкий. По отношению к нему Софья испытала и чувство первой любви, но за время отсутствия Чацкого (3 года) девушка сильно изменилась, и ее чувства также стали другими.

На формирование характера Софьи повлияли московские нравы и привычки, а также книги писателей-сентименталистов, в частности, произведения Карамзина.

В результате, девушка вообразила себя главной героиней «чувствительного» романа и начала поступать согласно выбранной роли. Она отвергает смелого и язвительного Чацкого, глупого и богатого Скалозуба, а на роль своего платонического воздыхателя определяет Молчалина.

В доме отца Софья не имеет возможности духовно развиваться. Она заигралась, воображая себя героиней романа. Девушка стала придумывать сны, напоминающие баллады Жуковского, имитировать обмороки и т. п. Она придумала себе образ романтичного возлюбленного, преданного, робкого, но бедного человека, и наделила этими чертами Молчалина, не заметив, как жестоко обманулась. Чацкий по-своему также интересен Софье, ей не дают покоя воспоминания о трогательном детском чувстве, которое она испытывала по отношению к нему, но теперь она стала другой, и ее раздражает его сарказм и желчность. Кроме того, девушка боится разоблачения своего романтичного «идеала» в образе Молчалина, поэтому пребывание Чацкого в доме Фамусовых становится для нее крайне нежелательным. В этот момент проявляется «московское» воспитание Софьи и открывается истинная натура светской барышни. Именно Софья во время бала распускает слух о безумстве Чацкого. В финале комедии девушка жестоко наказывается за свою клевету: она узнает о предательстве Молчалина, который нагло заигрывает с Лизой и при этом открыто говорит, что Софья его интересует только из корыстных соображений. Узнав о романе Софьи со своим секретарем, Фамусов отсылает дочь «в деревню», «в глушь», а именно, к тетке в Саратов.

В образе Софьи удивительным образом сочетаются такие разные свойства, как женственность и властность, упрямство и эмоциональность, ранимость и жизненная хватка. Ее чувства к Молчалину были по-настоящему искренними, она всеми силами защищала и оберегала свой идеал от разоблачения. Поэтому в конце произведения она так же, как и Чацкий, трагично переживала драму обмана, предательства и разочарования.

Одним из центральных персонажей комедии Грибоедова «Горе от ума» является образ Софьи. Сам автор характеризовал свою героиню так: «девушка сама не глупая». И имя своей героине автор дал соответствующее – София, что означает «мудрость». Но читатель все-таки чувствует неоднозначное отношение автора к героине. И поэтому наше восприятие Софьи тоже неоднозначно. «Кто разгадает вас?» - на этот вопрос, заданный Чацким, мы должны найти ответ.

Чацкий Софью любит, она не такая, как прочие московские барышни. И героиня Чацкого любила, молодой человек оставил значительный след в ее душе, до сих пор он ей небезразличен.

Но на Софье тоже есть «особый отпечаток», как на всех московских. Она получила то воспитание и образование, каких требовало общество. У нее сложился определенный идеал семейной жизни – московский. Правда, на формирование этого идеала оказали влияние и французские романы о необыкновенной любви. Долгое время Чацкого не было рядом с Софьей (он «три года не писал двух слов»). Зато был Молчалин, вполне, с точки зрения героини, подходящий на роль милого, несмелого, робкого возлюбленного.
Подобный образ девушка себе придумала и "наложила его" на Молчалина. Ей нравился не Молчалин, каким он был на самом деле, а Молчалин, каким она себе его представляла. И.А. Гончаров отмечал, что эта героиня «не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты». Софья решительна, она готова бороться за свое счастье, именно поэтому она и придумывает свой сон. Героиня ждет случая, чтобы подготовить отца к мысли об ее браке с Молчалиным. Что нам напоминает ее рассказ о сне? В нем чувствуются черты баллады, столь популярной в эпоху Грибоедова: разлука с любимым, противостояние мира, фантастические чудовища… «Тут все есть, коли нет обмана», – реагирует на этот сон Фамусов.

Софья достаточно умна, чтобы не сердить отца, она хитрит, обманывает, не ощущая при этом угрызений совести. Она остра на язык, язвительна.

И.А. Гончаров дал Софье следующую характеристику: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Образ Софьи играет весьма значимую роль в комедии. С ней связана завязка конфликта любовного, а также и завязка конфликта личности и общества, которая происходит в эпизоде разговора Чацкого и Фамусова о сватовстве, перешедшего на разговор о службе.
Кульминационные моменты этих двух конфликтов совпадают, и точка совпадения – Софья, обмолвившаяся в гневе за Молчалина - «Он не в своем уме». Героиня сознательно подтвеждает сумасшествие Чацкого:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себе примерить?

И развязка связана с Софьей. Девушка посылает Лизу за Молчалиным, слышит, как и Чацкий, их разговор. Появление Фамусова приводит оба конфликта к логическому завершению.

Софья – единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. Молчалин принимает на себя роль влюбленного и безропотно ее играет. Фамусов находится в состоянии каких-то пока не совсем определенных подозрений по отношению к Молчалину, а потом к Чацкому, поскольку Софья его поставила в эти условия. Чацкий ошеломлен холодной встречей и в силу своей углубляющейся любовной драмы неадекватно реагирует на любые обращения к нему со стороны героев пьесы. Сплетня же о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей Фамусова тоже с подачи Софьи. Софья здесь выступает как кукловод, в руках у которого ниточки, приводящие в действие марионеток.

Говоря о Софье, Гончаров писал: «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»».

Драма Софьи в том, что она полюбила недостойного. Появление Чацкого путает ей все карты, но становится катализатором развития ее отношений с Молчалиным. Софья сердится на Чацкого, потому что в душе ее таится смутное ощущение неполного соответствия Молчалина ее идеалу. Но в ней заговорило женское самолюбие: предмет ее любви посмели осуждать. Вдобавок Софья внутренне понимает, что Чацкий прав. От этого ей особенно обидно. Из-за чего у нее обострились отношения с Чацким? Из-за любви. У всех прочих это общественный конфликт, а у нее – любовный.

Почему Грибоедов говорит, что Софье было тяжелее всех? Да потому что рухнула ее идиллия романтической любви Молчалина. Но существенно и другое: героиня унижена не только осознанием того, что не привлекает Молчалина вообще. Страшно, что это произошло на глазах у Чацкого.

Между тем, Софья ведет себя очень достойно и мужественно. Она находит в себе силы признаться в том, что Молчалин – подлец, и признает свою неправоту:

Не продолжайте, я виню себя кругом.
Но кто бы думать мог, чтоб он был так коварен!

Софья привлекает нас своей естественностью и простотой, свободной от предрассудков. Она наделена умом и сильным характером, мечтательностью и горячностью. В то же время она – дитя фамусовского общества, а потому бессознательно действует и живет по тем же законам. Вот почему девушка оказалась способна оклеветать Чацкого.
К сожалению, Софья не может выйти замуж за иного героя, нежели Молчалин. Ей нужен муж–мальчик, ибо она подсознательно стремится к власти. В слепом чувстве любви Софья не увидела, что она нужна Молчалину для того, чтобы пользоваться ее влиянием.

Софья – великолепный женский образ в русской литературе. В галерее русских женских характеров она занимает достойное место как образ сильного человека и мужественной, хоть и наивной девушки.


Денис Иванович Фонвизин написал в далеком 1782 году. Однако и в наше время она остается актуальной. Затронутые в пьесе проблемы воспитания имеют проявления и сегодня. Писатель использует яркие приемы сатиры. Так, например, герои имеют имена и фамилии, соотносящиеся с их настоящей сущностью: Скотинин, Правдин, Стародум и другие.

Главный женский образ – София, чье имя означает «мудрость». Девушка является племянницей Стародума. Так же он становится ее опекуном, когда София теряет своих родителей. На время отъезда с города Стародума девушку «берут под свое крыло» Простаковы. Однако делают они это не из добрых побуждений, а с целью обокрасть Софию. Вот только их планы хоть и преступны, но слишком очевидны и просты. Девушка смотрит на это семейство с иронией. Ведь она, в отличии от Простаковых, имеет хорошее образование. София – умна, насмешлива, но вместе с тем добра и честна. Ее мудрость не только в разуме, но и в душе.

Спустя какое-то время София получает письмо от Стародума, который сообщает, что делает ее своей наследницей. Простакова охвачена теперь навязчивой идеей выдать замуж девушку за своего сына , недоросля. Главная героиня уважительно относится к старшим, считает, что к ним нужно относиться с покорностью. Но когда дело касается ее чувств, то здесь София уверена, что имеет право отстаивать свое право на любовь и дружбу. И поэтому не хочет выходить замуж ни за Митрофана, ни за Скотинина, который тоже мечтает завладеть ее имением.

София влюблена в Милона, которого считает достойным мужчиной. Когда он останавливается в их поселении, то девушка рассказывает о попытках Простаковой выдать ее замуж за другого. Молодой человек ревнует, но когда видит, какой Митрофан, то насмехается над ним.

Когда возвращается , София снова оказывается в затруднительном положении. Ведь он мечтает выдать ее замуж за какого-то достойного человека по его мнению. Девушка набирается смелости и честно признается, что уже давно влюблена в Милона. Дядя, в конце концов, одобряет выбор племянницы.

Просто так не сдается и пытается помешать счастью Софии и выдать все-таки ее замуж за сына. Ее план не удается, влюбленные объединяют усилия и выигрывают битву за любовь. Простакова может понести наказание за злонравие, но София прощает ее, потому что счастлива.

Главная героиня – идеализированный положительный персонаж в комедии, где слишком много иронично прописанных героев. Она – светлая душа, которая притягивает к себе других положительных персонажей, таких как , Стародум. Девушка верит, что почет и состояние должны люди получать за свои заслуги, а не при помощи коварства. Героиня – образ женщины, которая наделена не только чувственностью, но и умением разумно мыслить, бороться за свое счастье и свободу.

Комедия «Недоросль» - это «человеческая» комедия, созданная из галереи ярких образов, которые представляют разные слои общества. Проблема воспитания является в произведении центральной, а уже от нее исходят другие проблемы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ СОШ № 34» Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» Разработка Ермолаевой Инны Леонидовны, Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Рекомендовано: 9 класс 2016 год

История создания Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.

История создания К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе от ума» (первоначально - «Горе уму»).

Широкая известность произведения В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии. «Горе от ума» расходилось в списках. Друг Пушкина декабрист И.И. Пущин привез комедию Грибоедова поэту в Михайловское. Ее приняли восторженно, особенно декабристы. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году. И.И. Пущин

Жанр В комедии "Горе от ума" две сюжетные линии: любовная и социально-политическая. Центральным героем обеих является Чацкий. Грибоедов создал комедию, которая затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и нравственные вопросы. Грибоедову было важно, чтобы его герои прежде всего вызывали смех - смех зрителей над теми недостатками и пороками, которые свойственны им самим.

Композиция 2 действие развитие действия 3 действие кульминация 1 действие завязка 4 действие развязка В пьесе 4 действия:

Сюжет Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге- "горе от собственного ума" полной мерой испил сам герой.

Действие первое Кто, по мнению Лизы, подходит Софье в роли жениха? Как характеризует Скалозуба Софья? О ком Лиза Отзывается с чувством восхищения? Сколько лет отсутствовал Чацкий? Что связывает Софью с Чацким? Перечитайте сцену встречи Софьи с Чацким.

Действие первое Как Фамусов относится к неожиданному приезду Чацкого? Что тревожит Фамусова? Как Чацкий характеризует московское общество?

Действие второе Прочитайте выразительно монолог Фамусова. «Петрушка…» Что можно сказать об образе жизни Фамусова на основании этого монолога? Как Фамусов прореагировал на слова Чацкого «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали»? Перед каким веком преклоняется Фамусов? Выразительное чтение монолога Фамусова «Вот то – то, все вы гордецы!...» На каком основании Фамусов сделал вывод, что Чацкий опасный человек?

Действие второе Как ведет себя Фамусов при появлении Скалозуба? Докажите содержанием текста, что Скалозуб ограниченный человек? Выразительное чтение монолога Чацкого «А судьи кто?». Кого обличает в этом монологе Чацкий? Какая черта характера Молчалина раскрывается в поведении с Софьей после его падения с лошади?

Действие второе Выразительное чтение по ролям 12 явления 2 действия. Как раскрывается характер Молчалина в этом явлении?

Действие третье Какие качества в Молчалине ценит Софья? Почему Чацкий делает вывод: « Шалит, она его не любит.» Выразительное чтение по ролям 3 явления 3 действия. Как раскрывается характер Молчалина и Чацкого в этом явлении?

Действие третье Среди гостей Фамусова Чацкий встречает давнего своего знакомого Платона Михайловича. Как Платон Михайлович оценивает свой образ жизни? С какой целью приезжают на бал князь и княгиня Тугоуховские?

Действие третье С кем Хлестова приезжает в дом Фамусова? Как она относится к своим слугам? Как ведет себя в фамусовском обществе? Что можно сказать о поведении Молчалина по отношению к Хлестовой?

Действие третье Какую новую черту характера Молчалина отмечает Чацкий? (явл. 13) Как получилось, что Чацкого объявили сумасшедшим? В чем видит причину этого фамусовское общество? Докажите содержанием текста комедии. Выразительное чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…» Как данный монолог характеризует Чацкого?

Действие четвертое Как воспринимает Чацкий Репетилова? Какую роль в комедии играет Загорецкий? Верит ли фамусовское общество в сумасшествие Чацкого? Докажите примерами из текста. Как сам Чацкий реагирует на сплетни фамусовского общества? Каким образом Чацкий становится свидетелем неожиданной сцены?

Действие четвертое Выразительное чтение по ролям 12 явления 4 действия. Дайте оценку поведения каждого персонажа в этом явлении. Дайте характеристику Фамусову на основании содержания 13 явления.

Действие четвертое Выразительное чтение монолога Чацкого «Не образумлюсь…виноват…» Почему Чацкий бежит из Москвы?

Развернутый ответ на вопрос Как вы думаете, что произойдет в доме Фамусова после разоблачительной сцены? (письменный ответ)

Самостоятельная работа Задание: Найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы и выписать их.

Самостоятельная работа Задание: продолжите афоризм, вспомните, из чьих уст он звучит. 1. Счастливые часов … 2 . Грех не беда, … 3. Подумаешь. … 4. А горе … 5. Мне все равно, … 6. - Где ж лучше? … 7. И грянул вдруг … 8 . Сон … 9. Служить бы рад, … 10. Свежо предание, …

Афоризмы 11. Кто служит делу, … 12. Ах! Тот скажи любви конец, … 13. Дома новы, … 14. ,он малый … 15. Ах! Злые языки … 16. Но чтоб иметь детей, … 17. Кто беден, … 18. А впрочем, он дойдет до степеней известных, … 19. Нельзя ли для прогулок … 20. И точно, начал …

Афоризмы 21. Что за комиссия, создатель, … 22. И золотой мешок, … 23. Минуй нас пуще всех печалей … 24 . Подписано, … 25. Чуть свет уж на ногах! … 26. И дым Отечества … 27. Вот то-то, все вы гордецы! … 28. Что говорит! … 29. А судьи кто? … 30. И кто влюблен - …

Рассмотрим особенности комедии, которую создал Фонвизин ("Недоросль"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Пьеса эта является шедевром отечественной литературы 18 столетия. Это произведение входит сегодня в фонд русской классической литературы. Оно затрагивает целый ряд "вечных проблем". А красота высокого слога и сегодня привлекает множество читателей. Название этой пьесы связано с изданным Петром I указом, согласно которому "недорослям" (молодым дворянам) запрещается без образования поступать на службу и жениться.

История создания пьесы

Еще в 1778 году возник замысел этой комедии у ее автора, которым является Фонвизин. "Недоросль", анализ которой нас интересует, была написана в 1782 году и в этом же году представлена публике. Следует кратко осветить время создания интересующей нас пьесы.

Во время правления Екатерины II написал Фонвизин "Недоросль". Анализ героев, представленный ниже, доказывает, что они являлись героями своего времени. Период в развитии нашей страны связан с господством идей Они были заимствованы русскими у французских просветителей. Распространению этих идей, их большой популярности в среде образованного мещанства и дворянства способствовала во многом сама императрица. Она, как известно, переписывалась с Дидро, Вольтером, д’Аламбером. Кроме того, Екатерина II открывала библиотеки и школы, поддерживала различными средствами развитие искусства и культуры в России.

Продолжая описывать комедию, которую создал Д. И. Фонвизин ("Недоросль"), анализируя ее особенности, следует отметить, что, как представитель своей эпохи, автор, безусловно, разделял идеи, господствовавшие в то время в дворянском обществе. Он постарался отразить их в своем произведении, перед читателями и зрителями обнажив не только положительные моменты, но и указав на заблуждения и недочеты.

"Недоросль" - образец классицизма

Анализ комедии "Недоросль" Фонвизина требует рассматривать эту пьесу как часть культурной эпохи и литературной традиции. Это произведение считается одним из лучших образцов классицизма. В пьесе наблюдается единство действия (в ней не найти второстепенных сюжетных линий, описывается лишь борьба за руку Софьи и ее имущество), места (персонажи на большие расстояния не перемещаются, все события происходят либо около дома Простаковых, либо внутри него), и времени (не более суток занимают все события). Кроме того, использовал "говорящие" фамилии, которые являются традиционными для пьесы классицистической, Фонвизин ("Недоросль"). Анализ показывает, что, следуя традиции, он разделил своих персонажей на положительных и отрицательных. Положительные - это Правдин, Стародум, Милон, Софья. Их противопоставляет Простакову, Митрофану, Скотинину Д. И. Фонвизин (пьеса "Недоросль"). Анализ их имен показывает, что они дают читателю понять, какие черты в образе того или иного персонажа являются превалирующими. Например, олицетворением морали и правды в произведении является Правдин.

Новый жанр комедии, его особенности

"Недоросль" на момент создания стала важным шагом вперед в развитии литературы нашей страны, в частности, драматургии. Денис Иванович Фонвизин создал новый социально-политической. В ней гармонично совмещается ряд изображенных с сарказмом, иронией, смехом реалистичных сцен из жизни некоторых заурядных представителей высшего общества (дворянства) с проповедями о морали, добродетели, необходимости воспитания человеческих качеств, которые были свойственны просветителям. Поучительные монологи при этом восприятия пьесы не отягощают. Они дополняют это произведение, в результате чего оно становится более глубоким.

Первое действие

На 5 действий поделена пьеса, автор которой - Фонвизин ("Недоросль"). Анализ произведения предполагает описание организации текста. В первом действии мы знакомимся с Простаковыми, Правдиным, Софьей, Митрофаном, Скотининым. Характеры персонажей вырисовываются сразу, и читатель понимает, что Скотинин и Простаковы - а Софья и Правдин - положительные. В первом действии происходит экспозиция и завязка этого произведения. В экспозиции мы знакомимся с героями, узнаем, что на попечении у Простаковых живет Софья, которую собираются выдать за Скотинина. Чтение письма от Стародума - это завязка пьесы. Софья теперь оказывается богатой наследницей. Со дня на день возвращается ее дядя для того, чтобы забрать девушку к себе.

Развитие событий в пьесе, которую создал Фонвизин ("Недоросль")

Анализ произведения продолжим описанием того, как развивались события. 2-е, 3-е и 4-е действия - это их развитие. Мы знакомимся со Стародумом и Милоном. Простакова и Скотинин пытаются понравиться Стародуму, но их лесть, фальшивость, необразованность и огромная жажда наживы лишь отталкивает. Они выглядят глупо и смешно. Наиболее смешной сценой этого произведения является опрос Митрофана, во время которого обнажается глупость не только этого юноши, но также и его матери.

Кульминация и развязка

5-е действие - кульминация и развязка. Следует заметить, что мнения исследователей о том, какой момент следует считать кульминацией, разнятся. Существует 3 самых популярных версии. Согласно первой, это похищение Простаковой Софьи, согласно второй - чтение Правдиным письма, в котором говорится о том, что под его опеку переходит имение Простаковой, и, наконец, третья версия - ярость Простаковой после того, как она понимает собственное бессилие и пытается "отыграться" на своих слугах. Справедлива каждая из этих версий, поскольку рассматривает с разных точек зрения интересующее нас произведение. Первая, например, выделяет сюжетную линию, посвященную женитьбе Софьи. Анализ эпизода комедии Фонвизина "Недоросль", связанного с женитьбой, действительно, позволяет считать его ключевым в произведении. Вторая версия рассматривает пьесу с социально-политической точки зрения, выделяя момент, когда в поместье торжествует справедливость. Третья внимание акцентирует на исторической, согласно которой Простакова является олицетворением ушедших в прошлое обессиливших принципов и идеалов старого дворянства, которые, однако, еще не верят в собственное поражение. Это дворянство, по мнению автора, основано на непросвещенности, необразованности, а также низких моральных устоях. Во время развязки все покидают Простакову. У нее не осталось ничего. Указывая на нее, Стародум говорит, что это "достойные плоды" "злонравия".

Отрицательные персонажи

Как мы уже отмечали, главные персонажи четко делятся на отрицательных и положительных. Митрофан, Скотинин и Простаковы - отрицательные герои. Простакова - женщина, ищущая наживы, необразованная, грубая, властная. Она для получения выгоды умеет льстить. Однако Простакова любит своего сына. "Тенью" жены предстает Простаков. Это безвольный персонаж. Его слово мало значит. Скотинин является братом госпожи Простаковой. Это столь же необразованный и глупый человек, довольно жестокий, подобно его сестре падкий на деньги. Для него прогулка к свиньям на скотный двор - лучшее занятие. Митрофан - типичный сын своей матери. Это избалованный юноша 16-ти лет, унаследовавший от дяди любовь к свиньям.

Вопросы и наследственности

В пьесе, следует отметить, важное место отводит вопросу родственных связей и наследственности Фонвизин ("Недоросль"). Анализируя этот вопрос, скажем, например, что Простакова лишь замужем за своим супругом ("простым" человеком, который не желает многого). Однако она на самом деле Скотинина, сродни своему брату. Сын же ее вобрал качества обоих своих родителей - "животные" качества и глупость от матери и безвольность от отца.

Похожие родственные связи можно проследить и между Софьей и Стародумом. Оба они честны, добродетельны, образованы. Девушка слушает дядю внимательно, уважает его, "впитывает" науку. Пары противоположностей создают отрицательные и положительные герои. Дети - избалованный глупый Митрофан и кроткая умная Софья. Родители любят детей, однако к их воспитанию подходят по-разному - Стародуб беседует на темы правды, чести, морали, а Простакова лишь балует Митрофана и говорит о том, что ему не пригодится образование. Пара женихов - Милон, видящий идеал и своего друга в Софье, любящий ее, и Скотинин, подсчитывающий состояние, которое он получит после женитьбы на этой девушке. Софья при этом как человек ему не интересна. Скотинин даже не пытается обустроить своей невесте удобное жилье. Простаков и Правдин являются в действительности "голосом правды", своеобразными "ревизорами". Но в лице чиновника мы находим активную силу, помощь и реальное действие, а Простаков - персонаж пассивный. Единственное, что смог сказать этот герой - упрекнуть в конце пьесы Митрофана.

Проблемы, которые поднимает автор

Анализируя становится ясно, что в каждой из вышеописанных пар персонажей отражается отдельная проблема, которая раскрывается в произведении. Это проблема образования (которая дополняется примером учителей-недоучек типа Кутейкина, а также самозванцев, таких как Вральман), воспитания, отцов и детей, семейной жизни, взаимоотношений между супругами, отношения дворян к слугам. Через призму просветительских идей рассматривается каждая из этих проблем. Фонвизин, свое внимание обостряя на недостатках эпохи путем использования комических приемов, ударение делает на необходимости изменить устаревшие, традиционные, ставшие неактуальными устои. Они затягивают в болото глупости, злонравия, уподобляют людей животным.

Как показал проведенный нами анализ пьесы Фонвизина "Недоросль", главная идея и тема произведения - необходимость воспитания дворянства в соответствии с просветительскими идеалами, основы которых и сегодня актуальны.