Образец написания рекомендации. Как правильно составить рекомендательное письмо от работодателя с предыдущего места работы

Письмо №1

В период с 10.03.2012 г. по 15.07.3014 г. Колосов Василий Викторович работал в ООО «Innovation» на должности старший IT-программист.

В компетенцию Василия Викторовича входило разработка и обслуживание компьютерного обеспечения для нашей компании. Хотим отметить, что Василий Викторович зарекомендовал себя как ответственный и работоспособный сотрудник, проекты которого всегда отличались особой результативностью.

С уважением,

Александр Васильевич

Письмо №2

Настоящим письмом подтверждается, что в период с 10.03.2014 г. по 21.10.2014 г. Колосов Василий Викторович взял на себя обязанности руководителя проекта «Разработка системы безопасности» для компании «Innovation».

Проект был достаточно сложным, требовал больших физических и умственных затрат, составления кратковременных планов, курирования сотрудниками, налаживания новых деловых контактов, закупку необходимых продуктов и т.д. Однако Колосов Василий Викторович с поставленными руководством задачами справился на отлично. Результаты его деятельности до сих пор приносят неоспоримую пользу нашему бизнесу.

С уважением,

Александр Васильевич

Письмо №3

С 10.03.2014 г. по 17.11.2014 г. я, совместно с Кошевой Анастасией Владимировной курировал проект для компании «Innovation». Хочу отметить, что сотрудничество с Анастасией Владимировной оставило у меня только приятные впечатления.

В обязанности Анастасии Владимировны входило разработка дизайна корпоративного сайта компании. Руководство поставило перед нами довольно сложные задачи, однако Анастасия Владимировна успешно справилась с ними без посторонней помощи.

Помимо высокого профессионализма, этот сотрудник оставляет впечатление приятного и мудрого человека. Анастасия Владимировна мастерски обходит конфликтные ситуации и умеет находить нужный подход к каждому подчиненному.

С уважением,

Александр Васильевич

Письмо №4

Колоссов Василий Викторович в период с 10.11.2013 г. по 20.04.2014 г. замещал должность генерального директора ООО «Innovation». В обязанности Василия Викторовича входило контроль за компанией, курирование отделами, поиск новых партнеров в городах России, разработка и внедрение новых проектов.

Несмотря на все сложности руководящей должности, Василий Викторович проявил себя как ответственный и мудрый директор. Работники компании отметили его уважительное отношении, взвешенные указания и эффективные решения.

Со всей ответственностью заявляю, что могу дать данному сотруднику только самые лучшие рекомендации.

С уважением,

Александр Васильевич

Письмо №5

Кошевая Анастасия Владимировна занимала в компании «Мир на ладони» должность старшего менеджера по туризму в период с 10.10.2013 г. по 17.07.2014 г. В своей деятельности Анастасия Владимировна успешно совмещает два критерия: профессионализм и умение подходить творчески к решению стандартных задач.

Благодаря врожденной коммуникабельности и ответственности, руководство доверяло Анастасии Владимировне самые сложные задачи, с которыми она успешно справлялась. За столь короткий срок работы в нашей компании Анастасия Владимировна успела организовать несколько интересных презентаций, привлечь десятки постоянных клиентов и наладить сотрудничество с зарубежными коллегами.

Не сомневаюсь, что Кошевая Анастасия Владимировна справится и с более серьезными задачами.

С уважением,

Александр Васильевич

Письмо №1

ООО «Дело.ру» является нашим постоянным партнером в области веб-дизайна. За время длительного сотрудничества эта компания смогла неоднократно подтвердить свою высокую профессиональность и компетентность. Проекты, разработанные нами, были выполнены сотрудниками ООО «Дело.ру» качественно и оперативно.

Мы удовлетворены деятельностью ООО «Дело.ру» и рекомендуем эту компанию как профессионального и надежного партнера.

Петр Иванов.

Письмо №2

Компания «Дело.ру», в рамках сотрудничества с ООО «Стандарт качества», в 2013 году взяла на себя обязательство в разработке новых Интернет-проектов для развития нашей фирмы. За время нашего партнерства эта компания заслужила авторитет организации, которой можно доверять решение самых сложных вопросов.

Нас удовлетворил результат совместной работы и мы рекомендуем компанию «Дело.ру» как ответственного партнера.

Петр Иванов.

Письмо №3

ООО «Дело.ру» является партнером компании «Стандарт качества» с 2000 года. За время многолетнего партнерства сотрудники компании «Дело.ру» зарекомендовали себя как высокие профессионалы, которые не допускают срыва сроков проектов и внимательно относятся к поставленным задачам. Заказчики всегда были довольны результатом работы этой компании.

Петр Иванов

Письмо №4

Настоящим письмом подтверждаю, что компания «Дело.ру» действительно сотрудничала с ООО «Знак качества» с 2000 – 2012 года в области веб-дизайна. За время нашего партнерства мы смогли неоднократно убедиться в благонадежности, профессиональности и оперативности в решении рабочих вопросов. Также хотим подчеркнуть неординарный творческий подход сотрудников компании в работе над различными проектами.

Я, как генеральный директор ООО «Знак качества», подтверждаю, что услуги компании «Дело.ру» соответствуют заявленному профилю.

Петр Иванов.

Письмо №5

ООО «Дело.ру» является моим постоянным деловым партнером с 2000 года. За время нашего сотрудничества я ни разу не был разочарован в результате работы над совместными проектами. Сотрудники компании «Дело.ру» привыкли выполнять поставленные задачи с учетом потребностей Заказчика и в соответствии с профессиональными требованиями. Налаживанию тесных партнерских отношений между нашими фирмами также способствовала высокая культура общения руководителей ООО «Дело.ру».

Петр Иванов.

Письмо №6

Настоящим письмом руководство ООО «Стандарт качества» сообщает, что совместное сотрудничество с ООО «Дело.ру» способствовало развитию нашей деятельности на международном рынке и расширению клиентской базы. Хотим обратить Ваше внимание, что сотрудники ООО «Дело.ру» выполняют свои задачи качественно и в срок. Но помимо обязательных требований, эта компания привыкла работать с индивидуальным подходом, учитывая потребности каждого клиента.

Петр Петров.

Письмо №7

За время пятилетнего партнерства с ООО «Результат» сотрудники этой компании зарекомендовали себя с исключительно положительной стороны. Результат их работы всегда отвечал требованиям Заказчика и соответствовал профессиональному уровню. Особенно хочется отметить ответственность и оперативность этой компании в решении любых вопросов.

Петр Иванов.

Письмо №8

Настоящим письмом я, руководитель ООО «Дело.ру», подтверждаю, что компания «Результат» является моим постоянным деловым партнером.

Начиная с 2005 года, мы регулярно обращались в компанию «Результат» для заказа качественной полиграфической продукции. Также могу подтвердить, что эта компания неоднократно становилась нашим деловым партнером, предоставляя полный спектр полиграфических услуг.

За время партнерства я смог убедиться, что сотрудники компании «Результат» работают качественно и профессионально.

Петр Иванов.

Письмо №9

Компания «Знак качества», являясь поставщиком полиграфического оборудования для ООО «Результат», зарекомендовала себя надежным партнером, работающим в строгом соответствии с договорными условиями. За время нашего сотрудничества эта компания ни разу не сорвала сроки и не предоставила некачественную продукцию.

История рекомендательных писем началась в Европе несколько веков назад. В России эта традиция быстро прижилась и с каждым годом приобретает все большую популярность. Чтобы составить такой документ, желательно иметь перед собой образец. Рекомендательных писем бывает много. Все они отчасти похожи друг на друга. Разница состоит лишь в том, кому адресовано такое послание. Все эти вопросы следует рассмотреть более подробно.

Структура документа

По сути, рекомендательное письмо является обычным деловым документом. Поэтому его составление подчиняется общим правилам. Исходя из самого названия, подобный документ оформляется в письменном виде. В принципе, можно разработать один образец рекомендательных писем на разные случаи жизни. Потом останется только уточнить некоторые моменты относительно адресата и подробностей излагаемой информации.

  1. Заголовок (наименование) документа.
  2. Краткая информация о работодателе с подтверждением факта того, что гражданин действительно с такого-то числа на протяжении определенного срока занимал у него конкретную должность.
  3. Перечень выполняемых обязанностей. Желательно, чтобы он был максимально подробным. Это поможет лучше оценить профессиональные навыки и способности кандидата.
  4. Список деловых и личных качеств сотрудника, которые он проявлял на предыдущем месте работы.
  5. Описание его профессиональных достижений.
  6. Причина увольнения.
  7. Рекомендации для будущего работодателя.
  8. Реквизиты составителя рекомендательного письма с обязательным указанием контактных данных. Они нужны на тот случай, если потребуется уточнить предоставленную информацию.
  9. Дата составления документа.

Список пунктов можно увеличить по своему усмотрению, так как законом не установлена конкретная форма такого документа.

Не использовать в тексте дежурные фразы типа «работник проявлял похвальную инициативность» или «сотрудник за время работы показал себя ответственным и исполнительным». Это любой человек и без того указывает в своем резюме. Лучше показать в письме его конкретные действия и достижения, подкрепив все это цифрами.

Вообще, в таком документе новый работодатель желает увидеть ответы всего на три главных вопроса:

  • в чем сильные стороны кандидата;
  • какую пользу он может принести;
  • причина, по которой ему пришлось покинуть прежнее место работы.

Желательно весь текст письма уместить на одном листе. Это исключит возможность подлога со стороны соискателя.

Изложенная информация должна быть правдивой, чтобы избежать неловкой ситуации, когда кто-то захочет ее проверить.

Если человек за все время показал себя как посредственный и безынициативный работник, то лучше отказаться от составления для него рекомендательного письма.

Если учесть все сказанное выше, то документ поможет как бывшему сотруднику, так и его новому работодателю.

Мнения партнеров

Рекомендательное письмо для организации может быть составлено от лица компании-партнера. Оно будет выглядеть как своего рода положительный отзыв о совместной работе. В таком письме одна компания высказывает свое мнение о работе другой, рекомендуя ее в качестве надежного партнера для взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества. Руководители некоторых предприятий часто обращаются с подобной просьбой к своим бывшим клиентам или поставщикам, а потом используют их отзыв как рекламу своей деятельности.

  1. Желательно, чтобы рекомендательное письмо было составлено на фирменном бланке. Это придаст больше достоверности изложенной в нем информации.
  2. Сначала нужно упомянуть о себе, то есть указать, в каких отношениях данная организация находилась и рекомендуемой компанией (клиент, поставщик или партнер).
  3. Указать длительность периода сотрудничества, уточнив, в какой именно области оно происходило (оказание услуг, поставки и другие).
  4. Нужно подчеркнуть сильные стороны партнера, чтобы у других предприятий сразу возникло желание совместной работы. Здесь можно отметить грамотность и обязательность ее сотрудников, а также стабильность и надежность самой компании.
  5. В качестве подтверждения всему сказанному нелишним будет привести несколько реальных примеров.

Сам текст такого письма будет зависеть от цели его написания, а также направления и сферы деятельности рекомендуемой компании.

Частное мнение

В случае когда рекомендательное письмо для организации составляет частное лицо, желательно придерживаться той же методики. Такой документ представляет собой индивидуальное мнение конкретного гражданина. Обычно так бывает, если он:

  • ранее был сотрудником данной фирмы и сейчас просто хочет отрекомендовать ее с лучшей стороны;
  • является клиентом и хочет поблагодарить организацию за хорошую работу.

В обоих случаях получается что-то типа отзыва, который также можно использовать для рекламы. Например, человек обратился за помощью в клининговую компанию и после оказания услуги остался доволен проделанной работой. Он может составить рекомендательное письмо и поместить его в СМИ, призывая остальных обращаться именно в эту организацию с вопросами, касающимися уборки помещений. Для достоверности ему надо будет указать свои данные. Это заставит любого потенциального клиента понимать, что такое мнение не является фикцией. Нужно будет дополнительно указать, какую именно работу выполняли сотрудники компании, как быстро они справились с полученным заданием, и насколько качественно оно было выполнено. Как правило, такое письмо заканчивается призывом ко всем окружающим пользоваться услугами именно этой фирмы.

Услуги няни

Когда в семье появляется ребенок, он требует к себе много внимания и особый уход. Но не все родители в состоянии дать это своему малышу. Чаще всего такая ситуация складывается из-за их повышенной загруженности на работе. В этом случае в дом приглашают няню, которая должна будет взять на себя все заботы, связанные с ребенком. Подбирая кандидатов, обоим супругам нужно тщательно изучать каждого из них. Ведь именно этому человеку в скором времени они должны будут передать любимую крошку. За рубежом в таких ситуациях от работников требуют предоставить рекомендательное письмо. Для няни оно будет дополнительным бонусом при приеме на работу. А такой документ поможет убедиться в том, что сотрудник действительно обладает нужными знаниями и соответствующей квалификацией. Рекомендательное письмо для няни может составить:

  • компания, в которой она ранее работала;
  • семья, которая нанимала ее для ухода за своими детьми.

В Европе для приема на работу от няни давно уже требуют наличие рекомендаций. Прошлые хозяева или бывший работодатель выступают в роли гарантов.

Помощь в трудоустройстве

В случае когда сотрудник меняет место работы или претендует на участие в качестве специалиста в каком-либо проекте, от него иногда требуют предоставить рекомендательное письмо от работодателя, у которого он трудился последнее время.

Трудовая книжка лишь констатирует факт работы на том или ином предприятии. Но в ней ничего не говорится о том, как проявлял себя человек на рабочем месте. Желание найти более престижную работу понятно всем. Но не каждому руководство готово дать рекомендацию. Ленивый и неисполнительный сотрудник может на нее даже не рассчитывать. А вот хорошему специалисту с большим стажем всегда пойдут навстречу. Для составления рекомендательного письма работнику лучше всего обратиться к своему непосредственному руководителю. Ведь только он может по достоинству оценить его профессиональные навыки и человеческие качества. Хотя при желании текст можно составить самому. Останется только убедить руководителя подписать его.

Содействие в бизнесе

Многие предприятия, выходя на мировой рынок, сталкиваются с одной и той же проблемой. Организуя работу за пределами своей страны, им приходится обращаться в иностранные банки с предложением сотрудничества. Но местные финансовые воротилы неохотно идут на контакт с «чужаками». Они опасаются неизвестных клиентов и стараются избегать ненужных рисков. Но из такой ситуации есть очень простой выход. Руководитель предприятия может обратиться в свой банк, где он долгие годы является клиентом, и попросить его составить рекомендательное письмо для банка, находящегося за границей.

В этом документе должны быть отражены следующие обязательные моменты:

  1. Подтверждение того, что указанная компания на протяжении долгого времени (желательно более двух лет) владеет счетом в данном банке.
  2. Фирма является добросовестным бенефициаром, с которым за весь период сотрудничества не было никаких проблем.
  3. Предприятие платежеспособно и не имеет задолженности перед банком.

Эти три пункта обязательно должны быть отражены в письме. Только тогда зарубежный банк будет воспринимать новичка как клиента, с которым можно строить длительные и беспроблемные отношения.

Правила составления документа

Чтобы достичь желаемого результата, необходимо заранее знать, как написать рекомендательное письмо.

Для начала стоит запомнить, что нужно всячески избегать банальных выражений и стандартных фраз. Чем больше их будет в тексте, тем меньше тот, кому адресовано это послание, поверит в суть написанного. Не надо также без причины использовать много хвалебных эпитетов. Понятно, что любой работник или целая компания не идеальны. У них есть свои отрицательные и положительные стороны. О проблемах, естественно, упоминать не стоит, а вот достоинства надо мягко подчеркнуть. Лучше, если это будет сделано на конкретном примере. Тогда все сказанное не вызовет никакого сомнения. Не стоит также писать длинные тексты. Достаточно будет и тысячи слов, чтобы выразить свое отношение к кандидату. Структура такого письма предельно проста. Условно его можно разделить на три части:

  1. Вводная. В ней сначала рекомендатель представляет самого себя. Здесь достаточно будет самых минимальных данных. Затем он должен подробно рассказать о рекомендуемом (Ф.И.О., кем и как долго работает).
  2. Основная. В этой части следует указать все навыки и достоинства рекомендуемого, а также на примере показать, чего он достиг за время работы на данном предприятии. В случае с юридическим лицом можно описать этапы его роста.
  3. Окончание. В заключительной части рекомендатель должен высказать свое мнение и объяснить, почему он считает, что данный сотрудник (или организация) является идеальным претендентом.

Всю информацию лучше излагать своими словами. В противном случае кандидата могут дисквалифицировать, заподозрив подлог.

Для получения образования

Сейчас все больше людей хотят получить высшее образование. Оно обеспечивает перспективу будущего роста и позволяет рассчитывать на серьезные достижения. Абитуриентам, у которых возникло такое желание, может понадобиться рекомендательное письмо в вуз. Его может составить директор или один из педагогов школы.

Для поступления в отечественные институты этого, как правило, не требуется. Но те, кто хочет получать образование за границей, должны обязательно позаботиться об оформлении такого документа. В нем абитуриенту должна быть дана максимально откровенная оценка. Причем отдельно педагогам стоит упомянуть, как особые достижения по определенным дисциплинам, так и личностные качества учащегося. Если оценка будет положительной, то у него появятся большие шансы на поступление в данный вуз. А особо одаренные студенты смогут даже рассчитывать на определенные льготы в период обучения. Ознакомившись с таким рекомендательным письмом, руководство вуза будет иметь полное представление о конкретном абитуриенте и сможет уже принимать решение относительно его приема. Документ составляется по общим правилам и может быть адресован конкретному лицу или самому ВУЗу.

Каркас документа

Тем, кто первый раз берется оценивать чью-то работу, можно посоветовать использовать шаблон рекомендательного письма. Документ подобного рода должен содержать в себе следующую обязательную информацию:

  1. Заголовок. В нем отображается суть данного послания.
  2. Полные данные о рекомендуемом лице (кем, с какого времени и как долго сотрудник работал на данном предприятии).
  3. Конкретные факты его работы в компании (чем занимался и каких высот достиг).
  4. Всесторонняя характеристика сотрудника. Обязательно нужно отметить его сильные стороны, чтобы максимально заинтересовать будущего работодателя.
  5. Контактные данные рекомендателя. Довольно часто руководство обращается на прежнее место работы, чтобы уточнить или проверить некоторые факты, изложенные в письме. Этот человек должен быть готов ответить на все вопросы.

Используя такой шаблон, необходимо учесть, что работодателей всегда интересует практически одна и та же информация:

  • способности будущего сотрудника;
  • его сильные и слабые стороны;
  • проступки и нарушения, которые он, возможно, совершал в прошлом;
  • причина увольнения.

Получив ответ на все эти вопросы, руководитель сможет принять обоснованное решение.

Отдельного внимания заслуживает вопрос трудоустройства граждан в том случае, когда работодателем является физическое лицо. Обычно это няни, садовники, гувернантки или домработницы. Здесь трудовая книжка вряд ли потребуется. Чтобы устроиться в семью, необходимо иметь при себе: резюме, паспорт и рекомендательное письмо от бывших хозяев. Некоторые требуют предоставить и санитарную книжку. Это только на первый взгляд кажется, что легко выбрать человека для работы по дому. На самом деле все намного сложнее. Ведь, по сути, это - посторонний человек. По его внешнему виду трудно определить, на что он способен. Хочется узнать мнение тех, кто знал этого работника раньше. Поэтому новые хозяева, как правило, требуют предоставить им рекомендации с прошлых мест работы. Что должен содержать в себе такой документ? Текст рекомендательного письма для этой категории работников обычно составляется произвольно. В нем бывшие хозяева обязаны дать подробную характеристику своей помощнице. Для такой профессии особенно важными являются следующие качества:

  1. Профессионализм. То есть кандидат хорошо знать порядок и технологию проведения уборки.
  2. Честность и порядочность. Это особенно важно, ведь эта работница часто будет оставаться дома одна. Хозяева должны понимать, стоит ли ей доверять.
  3. Чистоплотность. Грязнуля и неряха не сможет содержать дом в порядке.
  4. Энергичность. С подобной работой смогут справиться только активные и жизнерадостные люди.
  5. Разговорчивость. Работница, привыкшая много болтать, не сможет хранить семейные секреты.
  6. Вредные привычки. Лучше, если новые хозяева узнают о них сразу и решат, подойдет ли им такой работник.

Все это обязательно нужно отразить в тексте письма. Для хорошего работника такая информация будет отличной рекомендацией и гарантией трудоустройства.

В данной статье мы расскажем, для чего потребуется рекомендательное письмо, как его правильно составить и на какие моменты обратить внимание при его составлении. Если вам необходимо составить рекомендательное письмо, образец которого вы не можете найти на Интернет-ресурсах, то данная статья поможет вам в этом разобраться.

Юридически рекомендательные письма принадлежат к другой эпохе. На сегодняшний день трудовое законодательство не позволяет работодателям требовать предоставления рекомендательных писем при трудоустройстве работника, и тем более определять его предоставление обязательным условия для приема на работу.

В наше время этот документ может стать дополнительным бонусом для соискателя желающего получить ту или иную должность, и может значительно повысить его шансы при приеме на работу. О наличии письма необходимо указать в резюме. Тем не менее, нужно знать как написать рекомендательное письмо и что оно собой представляет.

Рекомендательное письмо - это документ который представляет собой характеристику на соискателя, составленную в произвольной форме, которая отражает основные его профессиональные качества. Как правило, его составляет предыдущий работодатель.

Он может быть составлен также и по месту учебы или прохождения производственной практики. В этом документе указываются те качества, которые являются важными в профессиональной деятельности соискателя и которые отметил у него предыдущий работодатель или учебное заведение.

Среди таких правил можно выделить:

  • деловой стиль речи (исключение из употребления художественных выражений, не имеющих смысловой нагрузки, применяемых для украшения речи);
  • соблюдение требований делового обращения (коллега, партнер, обращение на Вы и т.д.);
  • указание составителя бумаги;
  • заверение документа, подписью составившего его лица.

Как было отмечено выше, составление таких документов происходит по месту прошлой работы или учебы. Составляя рекомендательное письмо не обязательно придерживаться образца. Однако, составить пример рекомендательного письма, для того, чтобы иметь общее представление о нем можно. Составлять его необходимо приблизительно так:

  1. Правый верхний угол занимают данные работодателя, на устройство к которому претендует соискатель (в том случае если известны эти данные). Если конкретный работодатель еще не определен, то можно указать, что письмо предназначено «для предъявления по месту требования»
  2. Далее посередине строки указывается наименование документа.
  3. После этого следует непосредственно сам текст: «Я Петров В.В. в период с 01.01.2015 года по 31.05.2017 года являлся непосредственным руководителем Кузовкова С.П. В течение указанного периода, Кузовков С.П. занимал должность начальника отдела сбыта. В его непосредственные обязанности входило: _________(перечислить должностные обязанности). Выполняя свои непосредственны трудовые обязанности, находясь на своей должности, Кузовков С.П. показал себя с положительной стороны, о чем свидетельствуют его достижения __________».
  4. Следующая часть содержит причины, по которым он был уволен с занимаемой должности.
  5. В заключительной его части дается оценка профессиональных качеств соискателя, приводится мнение прошлого работодателя о работнике. Если рассуждать об примере рекомендательного письма, то его заключительная часть должна иметь примерно такой вид: «Подводя итог вышеизложенному и учитывая собственное мнение о профессиональных навыках Кузовкова С.П. можно сделать заключение о том что он полностью соответствует той должности, которую ранее занимал, а также способен выполнять на высоком уровне подобные обязанности на другой работе. Желаю Кузовкову С.П. на новом месте работы совершенствования профессиональных навыков».
  6. После окончания текста документа ставится подпись лица, составившего его, дата когда оно было составлено и печать предприятия.

Как правило, их составляет и визирует руководитель того учреждения или предприятия, где работник осуществлял трудовую деятельность. Это же касается отделений, филиалов или структурных подразделений такого предприятия. В последнее время, учитывая расширение штата многих предприятий и учреждений, и предоставления более широких полномочий кадровым службам эти документы и составляют и заверяют именно они.

Когда существует необходимость получения вышеописанного документа с места обучения на подготовительных курсах соискателя, то заверяет его и составляет руководитель этих курсов.

Получение рекомендации на потенциальных новых сотрудников – справедливое желание работодателей при поиске кандидатов на вакантные должности. Иногда оно прописывается в тексте вакансии в качестве пожелания, и тогда лучше постараться обеспечить ее наличие в числе прочих документов, предоставляемых работодателю. Отказать кандидату по причине ее отсутствия работодатель не может, но найдутся те соискатели, которые выполнят эту просьбу, и их шансы на получение новой должности будут значительно выше.

Вконтакте

Рекомендация с места работы – это отзыв, предоставляемая сотруднику работодателем для того, чтобы подтвердить трудовой стаж в организации и описать профессиональные навыки и личностные особенности специалиста, проявленные при выполнении им должностных обязанностей.

Она может предоставляться в устном и письменном виде. В первом случае менеджеры по персоналу самостоятельно обращаются к рекомендателю, задавая ему интересующие вопросы о кандидате. Во втором – значительно сокращается время на получение рекрутером дополнительной информации о соискателе, поскольку она получена в виде рекомендательного письма.

Для работодателя получение рекомендации может быть как чистой формальностью, так и значимым этапом отбора кандидатов. Благодаря ей будущий работодатель делает вывод о благонадежности соискателя и отсутствии конфликтов на предыдущих местах работы, ведь скандалисту или бездельнику вряд ли удастся получить рекомендации, да еще и на официальном бланке с печатью организации. При этом рекрутеры понимают, что при нынешних технических возможностях можно столкнуться с предоставлением качественно выполненной подделки, но это легко проверить одним звонком в компанию.

Для соискателя рекомендательное письмо от работодателя – отличное дополнение к резюме, поскольку это не его личная оценка собственных профессиональных качеств, а мнение тех, кто работал с ним при решении реальных рабочих задач.

Рекомендация-характеристика может составляться разными специалистами предприятия. Но для сотрудника важно, чтобы ее подписал непосредственный руководитель. Чем выше статус рекомендателя, тем больше вес и значимость представленной характеристики. Наибольшую ценность имеют письма за подписью первых лиц организации или генерального директора. Но возможность получить их есть не у всех.

Нелогично выглядят рекомендации на топ-менеджеров, предоставленные равными по статусу коллегами. Также меньший вес будут иметь отзывы, полученные от руководителей, в чьем непосредственном подчинении специалист никогда не находился.

Как писать рекомендательное письмо, чтобы оно было благосклонно принято адресатом? Различают две основных формы писем в зависимости от того, кто именно является объектом для характеристики: либо работник, либо сама организация.

Как правило, документ составляется на бланке предприятия с указанием его реквизитов . Но встречаются отдельные случаи, когда рекомендатель может быть частным лицом. В этом случае бланк как таковой может отсутствовать, и форму подачи информации выбирает сам автор. Чаще всего такой вариант используется, когда необходимо составить протекцию хорошо знакомому человеку.

Рекомендательное письмо (образец приводится ниже) одной организации для другой имеет особенное значение в начале сотрудничества, при отправке коммерческих предложений, для того, чтобы подтвердить качество предоставляемых услуг.

Для характеристики компании может быть использован отзыв обычного покупателя – физического лица. Примером тому служат отзывы на страницах интернет-магазинов, которые оформляются людьми исключительно по своему желанию и в свободной форме, содержат информацию о качестве обслуживания и рекомендации для сотрудничества.

Правила оформления

  • использование официального бланка организации;
  • указание реквизитов организации;
  • наличие подписи с указанием должности, фамилии, имени и отчества рекомендателя.

Чаще всего характеристика-рекомендация составляется без указания конкретной компании , в которую она будет представляться в дальнейшем. Поэтому вместо оформления правой части бланка с указанием реквизитов получателя пишется стандартная фраза «Для представления по месту требования».

Структура письма

Единых требований к структуре предоставляемой рекомендации нет. Каждый работодатель составляет ее по собственному усмотрению, и иногда создает форму рекомендательного письма – образец для структурных подразделений , чтобы облегчить решение задачи по предоставлению характеристики увольняющимся сотрудникам.

В состав документа могут входить следующие разделы:

  1. Общая часть с реквизитами предприятия.
  2. Вводные сведения о предприятии и подтверждение периода работы сотрудника.
  3. Основная часть с характеристикой работника.
  4. Заключительная часть с похвалой и комплиментами.
  5. Виза предоставляющего сведения.

Что нужно указывать в письме

Основная задача вводной части – подтвердить факт работы специалиста в организации. Для этого можно указать:

  • период сотрудничества;
  • должность и структурное подразделение, в котором работник трудился;
  • данные о непосредственном руководителе;
  • информацию о внутренних перемещениях, свидетельствующих о карьерном росте специалиста.

В основной части необходимо предоставить описание качеств специалиста . Что можно включить в характеристику:

  1. Ключевые функции должности, на которой работал специалист, или области его ответственности.
  2. Результаты, которых он достигал, его эффективность.
  3. Профессиональные компетенции, позволявшие добиваться результатов.
  4. Личностные свойства, влиявшие на взаимодействие в коллективе, и необходимые для взаимодействия, например, с партнерами компании.
  5. При необходимости можно указать причины увольнения специалиста.

При подготовке этой части текста часто возникает вопрос, нужно ли писать о том, какие навыки необходимо сотруднику развивать дальше. Безусловно, это отдается на откуп автору, но важно понимать, что слишком гладкая и «причесанная» характеристика может насторожить своей идеальностью. Если было принято решение отражать не только наилучшие качества работника, то информацию можно преподнести в форме краткого описания возможных перспектив развития , для которых у работника есть все возможности.

В заключительной части необходимо подтвердить готовность рекомендовать специалиста для рассмотрения на вакансии, комплименты по поводу качеств работника. Уместно дополнить этот раздел контактными данными рекомендателя и выразить готовность в случае необходимости дать устные пояснения и дополнения.

Пример рекомендательного письма

Для того чтобы упростить задачу подготовки рекомендаций, приведем примеры рекомендательных писем для сотрудника с прежнего места работы (образец) и для компании.

Иван Аркадьевич Смирнов работал в ООО «Коммерс-центр» в должности менеджера по работе с ключевыми клиентами в Отделе продаж под руководством начальника отдела продаж Гурьяновой Натальи Ивановны с 10.02.2015 по 22.01.2017. Придя в компанию на должность менеджера по продажам, через год он был переведен на должность менеджера по работе с ключевыми клиентами.

Иван Аркадьевич выполнял задачи сопровождения ключевых клиентов компании. Создавал коммерческие предложения, проводил презентации и переговоры с руководителями отделов продаж компаний-клиентов, готовил предложения по расширению ассортимента, отвечал за своевременность и качество отгрузок, успешно решал вопросы, связанные с дебиторской задолженностью партнеров. За время работы им регулярно выполнялись планы продаж.

Иван является лидером в коллективе, имеет спокойный и неконфликтный характер, умеет оказывать поддержку коллегам.

Специалист уволился из компании по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства.

Рекомендую Ивана Аркадьевича для рассмотрения на должности менеджера или ведущего специалиста по работе с ключевыми клиентами. Уверена, что он сможет внести свой вклад в развитие бизнеса компании, в которую будет принят на работу. В случае необходимости готова предоставить дополнительную информацию по тел. +7 (ххх) ххх-хх-хх или отвечу на обращение по электронной почте: [email protected].

Начальник отдела продаж ООО «Коммерс-центр» Гурьянова Н.И.

ООО «Бизнес» работает с ООО «Консалт» с 2011 г. За время сотрудничества совместно с компанией было выполнено 12 проектов в области описания бизнес-процессов нашей компании, разработки положений и регламентов по процессам, оценки квалификации персонала нашей компании.

ООО «Консалт» – профессиональная команда консультантов, способных решать сложные задачи в сроки, оговоренные контрактом. Благодаря выполненным проектам, наша организация смогла внести изменения в свои рабочие процессы, что позволило увеличить эффективность бизнеса, изменить мотивацию персонала, создать кадровый резерв компании.

Генеральный директор ООО «Бизнес» Куликов Илья Михайлович

Кандидаты не всегда могут предоставить письменные рекомендации, и поэтому указывают контактные данные рекомендателей для предоставления устного отзыва. Однако бывают случаи, когда компании отказываются передавать информацию по телефону, и менеджеру по персоналу приходится направлять официальный запрос на получение данных.

Для того чтобы это сделать, необходимо уточнить электронный адрес сотрудника, который мог бы охарактеризовать кандидата, и направить письменный запрос. Допустимо его отправлять, воспользовавшись факсимильной связью.

При письменном обращении необходимо указать:

  • цель обращения;
  • название вакансии, на которую рассматривается соискатель;
  • круг вопросов, на которые необходимо получить ответы;
  • слова благодарности за потраченное время на предоставление информации;
  • контактные данные для отправки ответа по запросу.

Важно! Не стоит игнорировать полученный запрос, правила делового этикета предписывают работодателям составить письменный отзыв для сотрудника, который перешел на новое место работы, и направить его в ответ на полученное обращение.


Подготовка рекомендательных писем требует определенной подготовки, но не является слишком сложной задачей. Главное – определиться, какую информацию необходимо отразить в документе, и помнить о том, что предоставленная характеристика поможет сотруднику трудоустроиться, продолжить свое профессиональное развитие и реализовать амбиции.