Оценка деятельности ярослава мудрого в дореволюционной историографии. Ярослав мудрый Мнения историков ученых почему ярослав стал мудрым

Михеева Наталья Сергеевна

студент 2 курса, кафедра истории России и вспомогательных исторических дисциплин, НГПУ им. К. Минина,
РФ, г. Н. Новгород

Тютина Ольга Сергеевна

научный руководитель, преподаватель кафедры истории России и вспомогательных исторических дисциплин, НГПУ им. К. Минина
РФ, г. Н. Новгород

E - mail : o . tyutina @ mail . ru

Процесс складывания древнерусской государственности в своем развитии прошел ряд этапов. В числе которых особо стоит выделить период, предшествующий периоду феодальной раздробленности Руси. Правление князя Ярослава Мудрого вошло в историю как расцвет древнерусского государства. С его смертью ушла целая эпоха единства правления на Руси, началась феодальная раздробленность.

Общей чертой для большинства дореволюционных исследований является достаточно развитое персоналистическое направление, в дореволюционной России написание «историй» зачастую было приурочено к правлению того или иного монарха. Этим в немалой степени обусловлен интерес к личностям отдельных правителей рода Рюриковичей предшествующих появлению на политической арене династии Романовых.

Первым, кто коснулся вопроса о продолжительности существования Древнерусского государства, был основоположник русской исторической науки В.Н. Татищев. Он особо выделял личность князя, ставя его в один ряд с Рюриком, Владимиром I. Последние, по его мнению «немало удельных князей под собою имели, но их в довольном страхе как подвластных содержали, и наследие престола шло порядком первородства или по определению государя» . В основу повествования о Ярославе В.Н. Татищевым была положена Иакимовская летопись, споры о подлинности который велись с момента выхода «истории государства Российского», и не утихают и по сей день. В рассказе о Ярославе Мудром скорее преобладает летописный стиль повествования, где указана лишь краткая биографическая справка о великом князе.

Важные оценки правления Ярослава были сделаны Н.М. Карамзиным, автор характеризовал князя как сильного благочестивого, набожного правителя. В целом отмечая безусловно прогрессивный характер его правления: «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие. Основанная, возвеличенная единовластием, она утратила силу, блеск и гражданское счастие, будучи снова раздробленною на малые области» . Говоря о частной жизни Великого князя. Карамзин подчеркивает его исключительную набожность с одной стороны и любовь к просвещению с другой. Тем самым говоря о возможности гармоничного сосуществования последних в личности монарха, что является достаточно актуальным на момент выхода «истории» для российского общества.

С.М. Соловьев посвятил целую главу в своей «Истории России с древнейших времен» времени правления Ярослава Мудрого и, что немаловажно, также отдельной главой выделена Русская Правда. Историк также отмечает заслуги Ярослава как правителя, продолжателя дела своего отца: «при одном имело место крещение, при другом – надлежащее наставление в вере» . С.М. Соловьёв рассматривал историю не как перечень завоеваний и смены государей. Он полагал общество целостным организмом, развивающимся «естественно и необходимо». Личность Ярослава Мудрого рассматривается в контексте исторического процесса как такового, поэтому отдельной главы, посвященной деятельности князя, как это есть у Карамзина, у Соловьева мы не наблюдаем. В его истории России деятельность Ярослава представлена в связке с деятельностью его отца Владимира. И Ярослав здесь рассматриватеся скорее как продолжатель традиций, заложенных отцом.

Преемник С.М. Соловьева на кафедре русской истории Историко-филологического факультета Московского университета В.О. Ключевский в своем курсе лекций по Русской истории акцент смещает не на личность Ярослава Мудрого, а на итоги его правления как таковые. Среди которых историй выделяет конец периода самовластия на Руси после смерти Ярослава: «По смерти Ярослава власть над Русской землёй не сосредоточивается более в одном лице: единовластие, случавшееся иногда до Ярослава, не повторяется» . Под влиянием С.М. Соловьева, В.О. Ключевский придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России. подобно Соловьеву, Ключевский рассматривает личность князя лишь в контексте социально- экономических и политических изменений в обществе. В главе 11, например, мы читаем, что: «По смерти Ярослава власть над Русской землёй не сосредоточивается более в одном лице: единовластие, случавшееся иногда до Ярослава, не повторяется». При этом историк, намеренно нивелирует роль личных качеств Ярослава как правителя в установлении им единоличного правления, говоря о последнем, как о некой политической случайности: «единовластие до половины XI в. было политическою случайностью, а не политическим порядком» .

Опираясь на вышеизложенное можно говорить о том, что, во-первых, всеми дореволюционными историками достаточно высоко ценится личность Ярослава, его наделяют такими эпитетами как «благочестивый».

Во-вторых, в отношении его внутриполитического курса, оценки также исключительно положительно окрашены, с акцентами на различные аспекты его деятельности историками, однако, охвачены все сферы преобразований Ярослава. Среди которых, мы можем выделить особо: развитие грамотности на Руси, появление монастырей, строительство Храма Св. Софии, открытие училища, назначение митрополитом Киевским Иллариона (а не ставленника Константинополя). А также появление первого свода законов Русская правда, которую сравнивают с римскими законами 12 таблиц. Став единоличным правителем Руси, Ярослав, однако не сумел сохранить единовластие на законном уровне, что привело к раздробленности древнерусского государства в последствие. Именно ко времени правления Ярослава относят появление русского летописания, создание таких литературных памятников, как Повесть временных лет, слово о законе и благодати Иллариона.

В-третьих, анализируя внешнеполитические успехи князя, особое место занимает успешное ведение международной политики путем заключения династических браков, что позволило России выйти на международную арену, породнившись с ведущими домами Европы. Также при Ярославе был предпринят последний, шестой поход на Константинополь, принесший выгодный торговый договор. Более того, были расширены границы государства, путем присоединения ряда народностей. И в течение всего своего правления Ярослав успешно боролся с печенегами.

Таким образом, можно говорить о том, что особенности внешней политики Ярослава Мудрого по-разному изложены в российской дореволюционной историографии. Менялись акценты за 100 лет русской исторической науки. Так если В.Н. Татищев, опираясь в первую очередь на данные Иоакимовской летописи, дает скорее летописное изложение деятельности князя. То Н.М. Карамзин, например, в центр рассказа о внешней политики ставит династические браки, заключенные Ярославом посредством замужества дочерей и сыновей. Что позволило ему породниться с крупнейшими монаршими дворами Европы. Соловьев же напротив больше внимания уделяет развитию геополитического сюжета, в его работе подробно изложены походы князя против печенегов, и поход на Константинополь. В.О. Ключевский же рассматривает внешнюю политику князя в контексте развития всей древнерусской политики вообще, выделяя в последней элементы как колонизации так и торговли и объясняя деятельность правителя в первую очередь экономическими интересами.

Подводя итог вышеизложенному можно говорить о том, что несмотря на разницу в точках отсчета и веяний эпохи написания «историй» всеми авторами дается очень высокая оценка деятельности Ярослава Владимировича. В зависимости же от характера изложения акцент оценивания смещается в ту или иную сферу деятельности князя. Так Н.М. Карамзин отдает предпочтение династическим бракам и роли личности в истории, что весьма актуально в правление Александра Первого. С.Н. Соловьев же детально разбирает особенности ведения внешней и внутренней политики князя, говоря о нем не только как о завоевателе, но как о народнике страны. Соловьевым были заложены принципы географического детерминизма, которые получили свое боле яркое выражение уже в работах В.О. Ключевского, который правление Ярослава рассматривает в рамках не только истории России, а в контексте мировой истории, где особая роль, в рассматриваемом периоде отводится процессу колонизации. Что также было актуально для Российской империи и мира в конце XIX века.

Список литературы:

  1. Карамзин Н.М. «История государства Российского» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/karamzin/karahist.htm
  2. Ключевский В.О. «Сочинения в девяти томах том 1: Курс русской истории. Часть I» [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm (дата обращения: 30.10.2015).
  3. Соловьев С.М.: «История России с древнейших времен. Книга I. Русь изначальная» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://thelib.ru/books/solovev_sergey_mihaylovich/istoriya_rossii_s_drevneyshih_vremen_kniga_i_rus_iznachalnaya-read.html (дата обращения: 29.10. 2015).
  4. Татищев В.Н. «История Российская» том 1. М.: АСТ: Ермак, 2005. – 568, с.
Любопытные факты о Ярославе Мудром

В феврале 1054 года умер великий князь Ярослав I, чье правление стало "золотым веком" для Руси. Но за образом мудрого государя скрывается свирепый воин, предводитель варягов конунг Ярицлейв, который и сегодня не перестает удивлять потомков…

«На коне»

Во времена средневековья жизнь человека во многом определяли привходящие обстоятельства: слой общества, в котором он родился, физические данные, наличие доброго воспитателя. Казалось, Ярославу, сыну великого князя Владимира, судьба благоприятствовала. Тем не менее, будущее не представлялось безоблачным.

Во-первых, историки полагают, что Ярослав был не старшим сыном, вопреки уже поздним летописям. Во-вторых, исследование останков показали – великий князь был хромым! А физическое увечье для того времени было серьезным препятствием на пути к власти, ведь не в варяжских порядках было отдавать бразды правления тому, кто не сможет показать себя на поле брани. У некоторых народов, например у кельтов, человек с изъяном вообще не мог быть королем – считалось, его правление принесет несчастье.

Но Ярослав победил хромоту, компенсировав ее железной волей. Он приучился ездить в седле, что с его болезнью далось ему не просто, и отныне на коне чувствовал себя намного увереннее, чем на земле. Летописи также упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: « И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить».

Конунг Ярицлейв

Ярослав пришел к власти только после длительной междоусобной борьбы со своими многочисленными братьями, каждый из которых заседал в своем граде. «Ударной силой» нашего героя были норманнские наемники и варяжские конунги. В Новгороде Ярослав специально для них учредил «Поморонь двор», то есть «двор для приезжающих» - место постоянного пребывания скандинавских воинов.

Жили они там, в роскоши и богатстве: «Ярицлейв конунг велел выстроить каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью, и им было дано все, что надо из самых ценных товаров».


Ярослав брал «под крыло» и беглую скандинавскую знать, одним из его воевод был норвежский конунг Эдмунд Рингссон, которому ставят в вину убийство некого «Бурицлава», в образе которого историки видят мученика Бориса Владимировича.

Историю пишут победители

Все мы знаем про кровавого Святополка Окаянного, который захватил власть в Киеве, и решил избавиться от своих ближайших братьев – конкурентов: Бориса Владимировича, которого сам Владимир поставил во главе своей дружины, и Глеба, мести которого боялся.

В 1019 году Ярославу Мудрому, якобы удалось свергнуть брата тирана и с почетом похоронить братьев, которые вскоре были причислены к лику святых. Эту историю описывает нам ранний памятник русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе».


Все бы хорошо, если бы не дошедшая до наших дней «Сага об Эймунде», которая описывает убийство Эймундом по приказу Ярослава уже упомянутого Бурицлава, смерть которого совпадает по описаниям со смертью Бориса из «Сказания». Причем, в саге его убивают дважды – второй раз текст один в один повторяет наши сведения о гибели Святополка на Альте.

К тому же, тирания Святополка сегодня кажется преувеличенной. Зачем Окаянному понадобилось атаковать Киев, который и так бы принадлежал ему по праву старшинства? Сегодня уже невозможно установить правду, но вероятно, за этой историей до сих пор скрывается нераскрытое преступление.

Сбежавшая невеста

Из всех благ, которые Ярослав Мудрый привез на Русь, ценнейшим приобретением называют его жену Ингигерду, шведскую принцессу. Дочь Олафа Шетконунга, Ирина стала настоящим благом для страны, она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах, в частности, именно она основала первый в Киеве женский монастырь. Приближенный Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга».

Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингигерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – первый христианский король Норвегии.

Он потребовал ее в обмен на подписание мирного договора со Швецией. Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что ее вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал. В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.

Библиотека Ярослава Мудрого

Пожалуй, одной из главных загадок Ярослава является местонахождение его легендарной библиотеки, якобы содержащей богатое собрание рукописей и манускриптов, которые могут пролить свет на многие темные пятна в истории Руси. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим по книгам, и многие скопировав и написав, положил в церкви святой Софьи, юже создал сам».


Итак, предполагается, что драгоценное собрание должно было находиться в Софийском соборе. Считают, что книги могли быть похищены Батыем во времена татаро-монгольского нашествия. Существует и другое мнение, что потерянная библиотека Ярослава стала частью не менее легендарной библиотеки Ивана Грозного.

Несмотря на скудность сведений, ученые не перестают надеяться, что библиотека Ярослава не миф. В ее поисках даже прибегали к биолокации. Но результатов пока нет, и сегодня единственным книжным собранием имени Ярослава все еще остается библиотека в городе Ярославль.

Анна Ярославна – королева Франции

Как известно, Ярослав Мудрый проводил активную политику междинастических браков, его дети разъехались по всей Европе. Но, пожалуй, самым известным стал брак младшей дочери Анны с французским королем Генрихом I.


Молодая Анна была чета своей матери, она сразу показала себя активным политическим деятелем. Кстати, она была намного образованней мужа, читала и писала на греческом и латыни, в то время как сам Генрих I подписывался крестиком.

Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

«Был, да сплыл»

Казалось бы – любой школьник знает, где похоронен Ярослав Мудрый, конечно же, в Киевской Софии, где стоит его саркофаг. Но эта информация, оказывается, давно устарела. В XX веке Ярослава тревожили, по крайней мере, трижды – в 1936, 1939 и в 1964 годах.

Несколько лет назад, в 2009 году саркофаг снова вскрыли, только вот Ярослава там уже не было. Зато были советские «Известия» и «Правда», а также останки двух женщин, одна из которых принадлежала к периоду Киевской Руси, очевидно жена Ярослава Елена, а вторая оказалась гостьей из скифской эпохи.


Сегодня основная версия пропажи гласит, что прах Ярослава повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви.

Снимать в приходе запрещено, обсуждать судьбу праха Ярослава Мудрого тоже, по каким-то причинам, отказываются.

Татьяна Шингурова

Почему современники назвали Ярослава мудрым? Что именно сделал князь во благо Киевской Руси, что за ним на много веков закрепилось такое официальное прозвище? Многие правители старались укрепить свою власть, расширить границы государства, повлиять на развитие нации. Но лишь единицы удостаивались исторического признания и уважения. Необходимо рассмотреть картину в целом, чтобы понять значимость тех или иных процессов в развитии великой державы.

Укрепление Киевской Руси «правителем трех престолов»

В современном понимании Ярослав был, прежде всего, Владимировичем, а уж затем - Мудрым. Повести временных лет, рассказывая о женитьбе Владимира Святославовича на Рогнеде, тут же упоминают четырех его сыновей:

  1. Изяслав.
  2. Мстислав.
  3. Ярослав.
  4. Всеволод.

Так впервые в летописях появляется информация о будущем Ярославе Мудром. Историки до сих пор путаются, в каком году появился на свет великий князь. Все же в давние времена манускрипты и летописи часто путались, говоря о конкретных датах.

Касательно проверенной информации: Ярослав успел побывать князем трех престолов. Упоминается три периода его правления:

Ростовский (с 987 по 1010 года). Был князем номинально, так как в силу своего малого возраста не мог принимать взвешенных решений. Реально власть в данный отрезок времени принадлежала его наставнику - воеводе именем Буды (или Будый). Об этом человеке скользит упоминание в летописи 1018 года.

Ярослав Владимирович на заре своего правления в Ростовской земле успел основать город Ярославль.

Новгородский (с 1010 по 1034 года). После управления Ростовским землями последовало «повышение» князя: его направили в Новгород. О данном времени известно лишь то, что Ярослав жил в княжем дворе на Торговой стороне Волхова непосредственно внутри Новгорода. До него правители предпочитали размещаться на Городище возле Новгорода. Именно здесь был совершен первый брак и сделаны весомые шаги по укреплению собственной власти.

Князь не только завоевал доверие народа, но и смог собрать денег для найма заморских варягов.

Киевский (с 1016 по 1018 года и с 1019 по 1054 года). В первый отрезок времени Ярослав поднял бунт против собственного отца и захватил киевский престол. Пришлось в 1018 году отступить перед войсками польского короля Болеслава Храброго, оставив в его плену свою супругу, сестер и мачеху. Местные жители возмутились поведением дружины и начали активно убивать поляков.

Новгородцев возглавил посадник Константин Добрынич, который убедил Ярослава поскорее вернуться с увеличенными силами на Киев (тот уже собирался бежать «за море»). Весной 1019 года состоялась знаменательная битва, победа в которой принесла Ярославу трон в Киеве.

Многочисленные уроки в жизни не прошли даром... Именно в результате многочисленных битв и тесного общения с народом появился Ярослав Мудрый просветитель . Его не надо было уговаривать дважды. Огромная поддержка, высказанная народом в непростой период схваток с Болеславом, дала свои плоды в принятых решениях князя.

Ярослав сделал все возможное и невозможное, чтобы укрепить позиции Руси:

  • Превратил Киев в один из крупнейших и богатейших городов Европы.
  • Вынудил международное сообщество признать державу как великую.
  • Составил свод законов «Русская правда» для наведения порядка в границах государства.
  • Поднял христианство на новый уровень.
  • Завершил создание иерархической организации в церковной среде.
  • Укрепил веру и дух народа, направив его энергию на культурное развитие.
  • Выделил достаточно средств для строительства глобальных строений (крепостные укрепления, Золотые ворота, монастыри св.Георгия и Ирины, храм св.Софии и т.д.).

Мнения историков относительно прозвища князя

Исторические объяснения несколько отличаются. С тех времен никто не дожил до сегодняшних дней, чтобы поведать правду предкам. Если же говорить серьезно, то можно выделить 4 причины появления приставки «Мудрый» рядом с князем Ярославом:

Мудрость - символ всей жизни Ярослава Владимировича. Когда вокруг постоянно вспыхивают войны (и междоусобные также) и есть лишь поверхностные навыки врачевания, возраст 76 лет выглядит весьма солидно. А именно столько лет, по мнению некоторых летописцев, прожил князь. По истине, необходимо было проявить немало смекалки и мудрости, чтобы сохранить умение здраво мыслить в почтенном возрасте.

Все его действия в период правления Русью направлены на укрепление государства. Князь не хотел просто заполучить власть, ему было важно поднять общий уровень жизни. Дальновидности Ярослава могли бы позавидовать многие современные политики... Но самым главным достижением стои считать создание «Русской правды». Этот свод законов закрепил порядок на землях государства.

Прозвище «Мудрый» - придуманный эпитет известным историком Н.Карамзиным. Писатель не мог просто указать о всех деяниях князя. Обладая информацией о других правителях, он понимал огромную разницу между ними. Придуманный эпитет оказался лучшим способом для подчеркивания особого места Ярослава в истории Киевского государства.

Намек на мудрость Божью. Христианство входило на русские земли с некоторой опаской. Слишком явное насаждение новой религии вызывало лишь отторжение народа. Ярослав рассудил, что очень важно создать объединяющий фактор для населения. Христианская религия могла бы стать в этом вопросе отличным подспорьем, но история ясно указывала на все недостатки грубого внедрения новых догм в жизнь простого люда.

Князь решил поступить мудрее: принялся за строительство великолепных зданий. Соборы Святой Софии в Киеве и в Новгороде привлекали внимание, завлекали внутрь одним своим видом. Население добровольно потянулось к религии, которая обещала всем любовь и всепрощение. Как можно назвать подобный подход? - Лишь мудростью Божьей. Если существует Господь, то именно Он должен был подсказать верное направление Ярославу.

Мудрый, потому как хромой... Князь Владимир, отец Ярослава, отличался физическим недостатком (хромотой). Враги прозвали его «хромцом». Соответственно, сын перенял это прозвище отца. Поэзия древних скандинавов подразумевала тесную связь физических недостатков с близостью к высшим силам. Так, Ярослав Хромец по мнению поэтов-скальдов с легкостью превратился в «Мудрого». Ведь хромать человек начинает от избытка мудрости в голове (слишком тяжела ноша).

Жизнь князя была посвящена развитию Руси, так что правитель заслужил свое "говорящее" прозвище.

978—1054

Почти весь XI в.— время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложненных внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.
Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное». В исследовательской же литературе последних лет дается менее «светлый» образ, но более приближенный к реальностям той эпохи: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только «мудрый*, но и довольно грозный и ловкий политик. Впрочем, в оценке сложной фигуры князя нет единодушия среди исследователей.
В науке нет особых споров по поводу биографических данных Ярослава. В «Повести временных лет» под 1054 г. записано, что Ярослав Мудрый умер, прожив 76 лет. Если исходить из этой цифры, то Ярослав родился в 978 г. Матерью Ярослава была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав еще в детстве охромел, и его потом поддразнивали «хромцом». Здесь, впрочем, в литературе существует любопытная «разноголосица» суждений: Н. И. Костомаров сообщает, что киевляне называли Ярослава не «хромцом», а «хоромцем» за страсть к строительству храмов.
Повествование о Ярославе в летописи начинается с 1014 г. Живя до того в Новгороде, Ярослав ежегодно собирал дань— 3 тысячи гривен, из которых две трети посылал в Киев. Такова была годовая норма.
Но именно в этот год Ярослав решает отказаться от выплаты дани, чем вызывает отцовский гнев. При этом восставший сын начинает готовиться к настоящей войне с отцом и нанимает большие отряды варягов в Швеции. Женатый на дочери короля Олафа, Ярослав имел прямые связи с варягами. Весть о кончине 15 июля 1015 г. Владимира породила новую волну борьбы за престол, но теперь уже между братьями. Поздней осенью 1015 г. в битве под Любечем Ярослав разгромил дружину своего брата Святополка, который бежал в Польшу. Ярослав торжественно вошел в Киев. Однако распри продолжались до 1025 г., когда Ярослав с братом Мстиславом «разделиста по Днепр Русьскую землю».
И только после этого утихла десятилетняя усобица, а после кончины Мстислава в 1036 г. Ярослав остался единственным наследником и «бысть самовластець Русьстей земли».
Укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. «Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святые Софья... И при семь нача вера хрестьяньска плодитися и расширяти...».
При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые ученые, производилось обучение и более серьезное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.
Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси, Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви
святой Софии.
Увлечение книжным делом не было для великого князя самоцелью; оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Ярослав и сам любил читать; по словам летописца, он весьма часто читал книги не только днем, но и при свечах ночью. Говоря о повседневной жизни киевского князя, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.
Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвание «Мудрый». Самовластен, всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце жизни Ярослава стали называть царем, как самого византийского императора.
Соперничество с Византией сказывалось не только в застройка Киева или титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви — митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Иллариона.
Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе, на стене которого была сделана торжественная запись об «успении царя нашего».
Годы правления Ярослава — это последняя в XI в. и, может быть, высшая точка истории той единой и сильной Киевской Руси, которая, по «Повести временных лет», начала возникать при Олеге Вещем, достигла расцвета при Владимире и завершилась при Ярославе Мудром. После Ярослава эта Русь начала стремительно распадаться. Поэтому автор «Слова о полку Игореве» имел полное право говорить о «летах Ярослава» как об определенной вехе в истории Руси — это последние времена сильной и единой «старой» Киевской Руси.
Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» — памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.
Помимо светского законодательства существовало и церковное — обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи), а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.

Исследовательская литература о времени княжения Ярослава Мудрого обширна, хотя работ, специально посвященных жизнедеятельности древнерусского князя, нет. Большая группа работ — это источниковедческие исследования ученых, объектом внимания которых были летописные источники, и в особенности «Русская Правда». Начиная с В. Н. Татищева и кончая советскими историками — Б. Д. Грековым, Д. С. Лихачевым, Б. А. Романовым, М. Б. Свердловым, это законодательство пристально изучалось. Однако до настоящего времени спорными и неясными остаются вопросы о содержании, времени и конкретных причинах создания «Русской Правды».

ФАКТЫ И МНЕНИЯ

«В год 6562 (1054 г. по новому летоисчислению.— С.А.). Скончался великий князь русский Ярослав. Еще при жизни своей ни дал завещание сыновьям своим, сказав им: „Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будете жить в любви друг к другу, (юг будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите в мире, слушаясь брат брата. Вот я поручаю заместить меня на столе моем, в Киеве, старшему сыну моему и.брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть он заменит вам меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир (южный), а Вячеславу Смоленск". И так разделил он между ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять (один другого со стола), сказал Изяславу: „Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай обижаемому". И так завещал он сыновьям своим жить в любви».

«Он (Ярослав.— С. А.), как видно, не заслужил такой приятной памяти в народе, как отец его; несмотря на то, и его деятельность имеет важное значение в нашей начальной истории; в скандинавских сагах Ярослава называют скупым, но этот отзыв может служить ему только в похвалу: и.отец его, который вовсе не был скуп, не любил, однако, удовлетворять жадности норманских наемников, которые особенно любили приобретать...
...Подобно отцу — Владимиру, Ярослав не был князем только в значении вождя дружины, который стремился в дальние стороны за завоеваниями, славою и добычею; Ярослав, как видно, был более князем-нарядником страны. Он любил церковные уставы, был знаком с ними: неудивительно, что к его времени относится и первый писаный устав гражданский, так называемая Русская Правда...
...Наконец, Ярослав, подобно отцу своему и вещему Олегу, населял пустынные пространства, строил города; от языческого имени его получил название Ярославль на Волге, от христианского — Юрьев (Дерпт) в земле Чудской».

«Об обширных культурных связях Руси XI—XIII вв. мы можем судить по многим косвенным данным. Французский средневековый эпос часто упоминает „прекрасную Русь" - ее коней, ее красавиц, изделия ремесла и чудесные кольчуги. О Руси как о сказочной и могучей стране говорят и скандинавские саги...
О многом говорят нам и династические связи русских князей. Сестра Ярослава Мудрого Мария была замужем за польским королем Казимиром, а сестра Казимира была женой сына Ярослава — Изяслава. Другой сын Ярослава был женат на сестре трирского епископа Бухардта. Два остальных сына Ярослава были женаты — один на дочери Леопольда, графа Штаденского, а другой на дочери саксонского маркграфа Оттона. Дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за королем Франции Генрихом I. После смерти короля она вышла замуж за графа де Кресси, а после смерти графа до Кресси жила у своего сына — французского короля Филиппа -и одно время управляла Францией... Другая дочь Ярослава — Елизавета была замужем за знаменитым викингом Гаральдом Смелым — впоследствии королем Норвегии».


Великий князь Ярослав (Мудрый) (1019 - 1054).

Ко времени княжения Ярослава только начали складываться довольно разрозненные и во многом противоречивые порядки, определяющие существование гражданского уклада, по которому могло жить и существовать население русских земель. При Ярославе появляется первый и наиболее полный памятник русского права - Русская Правда. Ключевский считает, что только на первый взгляд можно сделать вывод о том, что "Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей XI в. И в нашей древней письменности сохранилась память об Ярославе как установителе правды, закона: ему давалось иногда прозвание Правосуда". Ключевский делает вывод, что Русская Правда создавалась не только Ярославом, но и его детьми и даже его внуком Мономахом. В Русской Правде не было смертной казни, но другие источники того и более позднего периода, свидетельствуют, что княжеский суд мог решать и по-своему, без учета прописанного в Правде закона и, как убийство слуги могли оставить без наказания, так и в случае неуплаты, назначенной за преступление суммы, - могли повесить.

Во вступлении к 10-й главе "Курса русской истории" В. О. Ключевского обнаруживаем вывод автора о положении русских земель во времена Ярослава Мудрого: "Приблизительно к половине IX в. внешние и внутренние отношения в торгово-промышленном мире русских городов сложились в такую комбинацию, в силу которой охрана границ страны и её внешней торговли стала их общим интересом, подчинившим их князю киевскому и сделавшим Киевское варяжское княжество зерном Русского государства".

В названной главе Ключевский анализирует дошедшие предания о князьях киевских IX и Х вв. - Олеге, Игоре, Святославе, Ярополке, Владимире. Упоминаний о Ярославе Мудром в данном контексте не обнаружено.

Великий князь Владимир Мономах (1113 - 1125)

В главе 26 "Курса русской истории" В. О. Ключевского находим "Сказание о Владимире Мономахе". Из него мы узнаем, что Владимир Мономах был сын дочери византийского императора Константина Мономаха, умершего за 50 лет с лишком до вступления своего внука на киевский стол.

Иных упоминаний о происхождении, образовании и воспитании Владимира Мономаха в произведениях В. О. Ключевского не найдено.

Деятельность.

В том же "Сказании" Ключевский передает: В московской летописи, составленной при Грозном, повествуется, что Владимир Мономах, вокняжившись в Киеве, послал воевод своих на Царьград воевать этого самого царя греческого Константина Мономаха, который с целью прекратить войну отправил в Киев с греческим митрополитом крест из животворящего древа и царский венец со своей головы, т.е. мономахову шапку, с сердоликовой чашей, из которой Август, царь римский, веселился, и с золотою цепью. Митрополит именем своего царя просил у князя киевского мира и любви, чтобы все православие в покое пребывало "под общею властью нашего царства и твоего великого самодержавства Великие Руси".

Владимир был венчан этим венцом и стал зваться Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси. "Оттоле, - так заканчивается рассказ, - тем царским венцом венчаются все великие князи владимирские".

Как пишет В. О. Ключевской, основная мысль сказания: значение московских государей как церковно-политических преемников византийских царей основано на установленном при Владимире Мономахе совместном властительстве греческих и русских царей-самодержцев над всем православным миром.

В "Курсе" Ключевского находим, что первым делом было, вступив в княжество соперника-родича, пожечь его села и забрать или истребить его "жизнь", т.е. его хозяйственные запасы, хлеб, скот, челядь. Владимир Мономах был самый добрый и умный из Ярославичей XI-XII вв., но и он не чужд был этого хищничества. В своём Поучении детям он рассказывает, как, напавши раз врасплох на Минск, он не оставил там "ничелядина, ни скотины".

С половины XII столетия становится заметно действие условий, разрушавших общественный порядок и экономическое благосостояние Киевской Руси. Если судить об этой Руси по быту высших классов, можно предполагать в ней значительные успехи материального довольства, гражданственности и просвещения. Руководящая сила народного хозяйства, внешняя торговля, сообщала жизни много движения, приносила на Русь большие богатства. Денежные знаки обращались в изобилии. Владимир Мономах однажды поднёс отцу обеденный подарок в 300 гривен золота.

Очередь, устанавливаемая отношением старшинства князей и выражавшая мысль о нераздельности княжеского владения, остается, по понятиям князей, основанием владельческого их порядка в XI и до конца XII в. В продолжение всего этого времени князья не переставали выражать мысль, что вся совокупность их, весь род Ярослава должен владеть наследием отцов и дедов нераздельно - поочерёдно. Это была целая теория, постепенно сложившаяся в политическом сознании Ярославичей, с помощью которой они старались ориентироваться в путанице своих перекрещивавшихся интересов и пытались исправить практику своих отношений, когда они чересчур осложнялись. Владимир Мономах, похоронив отца в 1093 г., начал размышлять, вероятно, по поводу советов занять киевский стол помимо старшего двоюродного брата Святополка Изяславича: "Сяду я на этот стол - будет у меня рать со Святополком, потому что его отец сидел на том столе прежде моего отца". И, размыслив так, послал он звать Святополка в Киев.

Оценка деятельности.

В работах Ключевского находим следующую оценку деятельности Владимира Мономаха: "Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала: такой рост можно было брать только два года и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, т.е. долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40%. Но едва ли эти ограничительные постановления исполнялись". Иных оценок в работах ученого не обнаружено.

Великий князь Иоанн III (1462 - 1505)

Происхождение. Образование. Воспитание.

Как описывает В. О. Ключевский в лекции 25 своего "Курса русской истории" , еще до Ивана фактическим, не юридическим путем устанавливался в московском княжеском доме порядок преемства великокняжеской власти в прямой нисходящей линии. Все зависело от обстоятельств и хана. Но обстоятельства и воля хана обыкновенно складывались в пользу такого порядка, и образовали обычай, в силу которого великое княжение уже с Димитрия Донского стало не только московской отчиной, но именно отчиной старшего сына московского великого князя. Василий Темный, столько потерпевший в борьбе за этот порядок, придумал средство упрочить его, еще при своей жизни назначив старшего своего сына Ивана великим князем-соправителем.

Из этих строк мы узнаем, что отец Ивана III - Василий Темный. Иных упоминаний о происхождении, образовании и воспитании Ивана III в произведениях В. О. Ключевского обнаружить не удалось.

Деятельность.

В течение всего княжения Ивана III главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство. Как пишет В. О. Ключевский, Иван III продолжал старое дело территориального собирания Руси, но уже не по-старому. В удельное время территориальные приобретения московских князей носили характер или захватов, или частных хозяйственных сделок с соседними князьями. Местные общества еще не принимали заметного деятельного участия в этом территориальном объединении Руси, хотя по временам и проявлялось их нравственное тяготение к Москве. С половины XV в. становится заметно прямое вмешательство самих местных обществ в дело. .

Ключевский отмечает, что не везде одни и те же классы местных обществ обнаруживают открытое влечение к Москве. В Новгороде московская партия состояла преимущественно из простонародья с несколькими боярами, стоявшими во главе его; эта сторона ищет управы на своевольную новгородскую знать у московского великого князя. В княжеской Руси, напротив, высшие служилые классы общества тяготеют к Москве, соблазняясь выгодами службы у богатого и сильного князя.

Когда Иван III только еще собирался в поход на Тверь за ее союз с Литвой, многие тверские бояре и дети боярские стали покидать своего князя и толпами переходить в Москву; даже два тверских удельных князя перешли тогда на московскую службу. Когда Иван III подступил к Твери (1485), новая толпа тверских князей и бояр переехала в московский лагерь и била челом Ивану на службу. То же самое явление повторилось и в другом великом княжестве - Рязанском.

Ключевский выделяет еще одну причину тяготения к Москве. Во времена Ивана III православное русское общество оказывало стойкое противодействие католическим миссионерам. В Западной Руси начиналось сильное брожение, "замятия великая" между католиками и православными. Увлекаемые этим религиозным движением, и православные князья Западной Руси, еще не утратившие прежней самостоятельности в своих владениях под легкою властью великого князя Литовского, начали один за другим приставать к Москве как к своему религиозному центру. Сами местные общества начинают открыто обращаться к Москве, увлекая за собой и свои правительства или увлекаемые ими. Благодаря этому тяготению московское собирание Руси получило иной характер и ускоренный ход. Теперь оно перестало быть делом захвата или частного соглашения, а сделалось национально-религиозным движением. .

С половины XV в. и вольные города со своими областями, и княжества быстро входят в состав московской территории. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в Северной Руси. В 1472 г. приведена была под руку московского государя Пермская земля, в части которой (по р. Вычегде) начало русской колонизации положено было еще в XIV в., во времена св. Стефана Пермского. В 1474 г. князья Ростовские продали Москве остававшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была приобретена Москвой. Эта сделка сопровождалась вступлением князей Ростовских в состав московского боярства. В 1485 г. без боя присягнула Ивану III осажденная им Тверь. В 1489 г. окончательно покорена Вятка. В 1490-х годах князья Вяземские и целый ряд мелких князей Черниговской линии - Одоевские, Новосильские, Воротынские, Мезецкие, а также упомянутые сыновья московских беглецов, князья Черниговский и Северский, все со своими владениями, захватывавшими восточную полосу Смоленской и большую часть Черниговской и Северской земель, признали над собой верховную власть московского государя.

Ключевский делает вывод, что объединявшаяся Великороссия рождала идею народного государства, но не ставила ему пределов, которые в каждый данный момент были случайностью, раздвигаясь с успехами московского оружия и с колонизационным движением великорусского народа.

В главе 26 "Курса" Ключевский характеризует отношения между боярами и властью при Иване III: вследствие политического объединения Великороссии, изменились и состав и настроение московского боярства. Эта перемена неизбежно должна была изменить и добрые отношения, существовавшие между московским государем и его боярством в удельные века. Почувствовав себя в сборе вокруг московского Кремля, титулованные бояре стали смотреть на себя, как не смели смотреть московские бояре удельного времени. Почувствовав себя государем объединенной Великой Руси, великий князь Московский с трудом переносил и прежние свои отношения к боярам как вольным слугам по договору, и совсем не мог ужиться с новыми их притязаниями на раздел власти. Одна и та же причина - объединение Великороссии - сделала московскую верховную власть менее терпеливой и уступчивой, а московское боярство - более притязательным и заносчивым.

Оценка деятельности.

В. О. Ключевский дает следующую оценку деятельности Ивана III:

Благодаря новым территориальным приобретениям московских князей,

1) изменилось внешнее положение Московского княжества;

2) усложнились задачи внешней московской политики, которая теперь, когда Великая Русь образовала единое политическое целое, поставила на очередь вопрос о политическом объединении всей Русской земли. Из этого вопроса вышла вековая борьба двух соседних славянских государств - Руси и Польши.

Увидев себя в новом положении, московский государь нашел недостаточным прежний источник своей власти, каким служила отчина и дедина, т.е. преемство от отца и деда. Теперь он хотел поставить свою власть на более возвышенное основание, освободить ее от всякого земного юридического источника. Идея Божественного происхождения верховной власти была не чужда и предкам Ивана III. Но никто из них не выражал этой идеи так твердо, как он.

Великий князь, прежде превосходивший удельных родичей только размерами своих владений, количеством материальных средств, теперь сосредоточил в своем лице и наибольшее количество политических прав.

Итоги деятельности.

На глазах у русских людей развертывались великие национально-русские и мировые политические события. Еще недавно Московское княжество было лишь клочком земли между бескрайними лесами Русской равнины. Но этот клочок земли постоянно расширялся за счет других удельных княжеств; Московское княжество росло территориально, политически и экономически. Консолидация русских княжеств под властью московского князя, "собирателя Русской земли", была результатом искусной политики, с одной стороны, и роста национального самосознания, с другой "Завершение территориального собирания Северо-Восточной Руси Москвою превратило Московское княжество в национальное великорусское государство", - говорит Ключевский.

По Ключевскому, при Иване III и его преемниках Московское княжество превращалось в национальное великорусское государство, а формирование Боярской думы из потомков когда-то самостоятельных княжат придало ему аристократический фасад.

Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич II (Грозный)

Лекция ХХХ "Курса русской истории" В. О. Ключевского полностью посвящена Ивану Грозному. Рассмотрим, как же Ключевский характеризует жизнь и деятельность Великого князя и царя Иоанна IV Васильевича II (Грозного), основываясь на материале указанной лекции.

Происхождение.

Царь Иван родился в 1530 г. Иван рано осиротел - на четвертом году лишился отца, а на восьмом потерял и мать. Он с детства видел себя среди чужих людей.

Как пишет В. О. Ключевский, родственники не заботились о нем. Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Он отмечает, что как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих.

Образование.

Как пишет Ключевский, Ивана учили грамоте, вероятно, так же, как учили его предков, как вообще учили грамоте в Древней Руси, заставляя твердить часослов и псалтырь с бесконечным повторением задов, прежде пройденного. Изречения из этих книг затверживались механически, на всю жизнь врезывались в память. Кажется, детская мысль Ивана рано начала проникать в это механическое зубрение часослова и псалтыря. Здесь он встречал строки о царе и царстве, о помазаннике божием, о нечестивых советниках, о блаженном муже, который не ходит на их совет, и т.п. С тех пор как стал Иван понимать свое сиротское положение и думать об отношениях своих к окружающим, эти строки должны были живо затрагивать его внимание. Он понимал эти библейские афоризмы по-своему, прилагая их к себе, к своему положению. Они давали ему прямые и желанные ответы на вопросы, какие возбуждались в его голове житейскими столкновениями, подсказывали нравственное оправдание тому чувству злости, какое вызывали в нем эти столкновения.

С раннего детства книги стали любимым предметом его занятий. От псалтыря он перешел к другим частям писания, перечитал много, что мог достать из тогдашнего книжного запаса, вращавшегося в русском читающем обществе. Это был начитаннейший москвич XVI в. Недаром современники называли его "словесной мудрости ритором".

Воспитание.

В детстве Ивана Грозного стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Всего сильнее работал в нем инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства.

По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем.

Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумывались и в зрелом возрасте.

Деятельность.

Начав править государством, царь с избранными своими советниками повел смелую внешнюю и внутреннюю политику, целью которой было, с одной стороны, добиться берега Балтийского моря и войти в непосредственные торговые и культурные сношения с Западной Европой, а с другой - привести в порядок законодательство и устроить областное управление, создать местные земские миры и призвать их к участию не только в местных судебно-административных делах, но и в деятельности центральной власти.

Немного позднее, как отмечает Ключевский, удалив от себя добрых советников, он отдался одностороннему направлению своей мнительной политической мысли, везде подозревавшей козни и крамолы, и неосторожно возбудил старый вопрос об отношении государя к боярству - вопрос, которого он не в состоянии был разрешить и которого потому не следовало возбуждать. Дело заключалось в исторически сложившемся противоречии, в несогласии правительственного положения и политического настроения боярства с характером власти и политическим самосознанием московского государя.

Самодержавие для Ивана не только нормальный, свыше установленный государственный порядок, но и исконный факт нашей истории, идущий из глубины веков. "Самодержавства нашего начало - от святого Владимира; мы родились и выросли на царстве, своим обладаем, а не чужое похитили; русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами, а не бояре и вельможи". Царь Иван был первый, кто высказал на Руси такой взгляд на самодержавие. Вся философия самодержавия у царя Ивана свелась к одному простому заключению: "Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же".

Все государство разделилось на две части - земщину и опричнину; во главе первой осталась Боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь, не отказываясь и от верховного руководительства думой земских бояр.

Началось устроение опричнины. Возникла среди глухих лесов новая резиденция - опричная столица с дворцом, окруженным рвом и валом, со сторожевыми заставами по дорогам. Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы.

Оценка деятельности.

Увлеченный враждой и воображаемыми страхами, Иван Грозный упустил из виду практические задачи и потребности государственной жизни и не умел приладить своей отвлеченной теории к местной исторический действительности. Без этой практической разработки его возвышенная теория верховной власти превратилась в каприз личного самовластия, исказилась в орудие личной злости, безотчетного произвола. Потому стоявшие на очереди практические вопросы государственного порядка остались неразрешенными.

Положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок.

Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишило его практического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка.

Опричнина представляется учреждением, лишенным всякого политического смысла. В самом деле, объявив в послании всех бояр изменниками и расхитителями земли, царь оставил управление землей в руках этих изменников и хищников.

Царь не мог скоро создать другой правительственный класс взамен боярства. Такие перемены требуют времени, навыка: надобно, чтобы правящий класс привык к власти, и чтобы общество привыкло к правящему классу. Но, несомненно, царь подумывал о такой замене и в своей опричнине видел подготовку к ней.

Итоги деятельности.

Нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений.

Превратив политический вопрос о порядке в ожесточенную вражду с лицами, в бесцельную и неразборчивую резню, он своей опричниной внес в общество страшную смуту, а сыноубийством подготовил гибель своей династии. Между тем успешно начатые внешние предприятия и внутренние реформы расстроились, были брошены недоконченными по вине неосторожно обостренной внутренней вражды.