Олег даль причина смерти ненормативная лексика. Олег Даль умер, потому что не хотел жить…

37 лет назад, 3 марта 1981 г., ушел из жизни талантливейший актер театра и кино Олег Даль. До своего 40-летия он не дожил двух месяцев.

Он сыграл около 50 ролей, но их могло бы быть вдвое больше, если бы он не отказывался от них и не терял из-за своего непростого характера. Говорят, он был «неудобным» для режиссеров, срывал спектакли и часто конфликтовал тогда, когда следовало бы искать компромиссы. В его жизни было много страстей, и одна из них его погубила.


Он родился за месяц до начала войны и, как многие дети его поколения, мечтал стать моряком или летчиком. Но из-за проблем с сердцем ему пришлось выбирать другую профессию. Он увлекся литературой и живописью, а после окончания школы решил поступать в Щепкинское театральное училище, хотя его родители были против. Ему удалось сдать экзамены с первой попытки. Во время учебы Олег Даль начал сниматься в кино, и уже тогда он обратил на себя внимание известных режиссеров – ему поступили предложения от Леонида Аграновича и Сергея Бондарчука.


Олег Даль


Владимир Высоцкий и Олег Даль
Всесоюзную популярность Олегу Далю принесла главная роль в фильме «Женя, Женечка и «катюша». Успех закрепил фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». К концу 1960-х гг. он был уже одним из самых популярных и любимых в народе театральных и киноактеров.


Актер театра и кино Олег Даль


Никто не подвергал сомнению его актерский талант, но многие режиссеры опасались с ним сотрудничать: Даль мог взяться за роль, начать репетировать, а потом решить, что фильм или спектакль недостаточно хорош и отказаться от работы. Его называли одной из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. Ему многое прощали за его талант и неординарность, но его чрезмерная прямота и принципиальность, резкость и максимализм, обидчивость и вспыльчивость мешали строить и дружеские, и профессиональные отношения.


Олег Даль в фильме *Женя, Женечка и *катюша*, 1967


Кадр из фильма *Женя, Женечка и *катюша*, 1967
Олег Даль часто конфликтовал с режиссерами – он требовал полной свободы действий и не любил, когда ему мешали делать то, что он считал нужным. Дело часто доходило до выговоров и «разборов полетов» на общем собрании. Олег Ефремов не раз пытался уволить его из «Современника», Даль уходил из театра и снова возвращался. На съемках фильма «Приключения принца Флоризеля» он однажды отказался выходить на съемочную площадку из-за того, что его костюм топорщился и плохо на нем сидел. Одним из немногих, кто был согласен терпеть и срывы, и грубость Даля, был режиссер Григорий Козинцев, который считал, что масштаб актерского дарования перекрывал все трудности характера, и понимал, что ему и самому непросто мириться с собой.


Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968


Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968
Актер часто отказывался от ролей, если сценарий казался ему неинтересным. Так он поступил с фильмами «Безымянная звезда», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Экипаж». Из-за того, что он бросил работу, уже приступив к съемкам в «Экипаже», у него случился серьезный конфликт с руководством «Мосфильма». После чего Олег Даль записал в своем дневнике: «Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня».


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе


Актер театра и кино Олег Даль
Из-за тяжелого характера долгое время Олег Даль не мог найти счастья и в семейной жизни. Два его первых брака распались. Актрисой Нина Дорошина вышла за него замуж назло человеку, которого любила, – Олегу Ефремову, и Даль узнал об этом прямо во время свадьбы. Поэтому этот брак тут же распался. Семейный союз с актрисой Татьяной Лавровой тоже был недолговечным. В 1969 г. актер познакомился с Елизаветой Эйхенбаум, которая была монтажером на съемках, и вскоре они поженились. Его знакомые говорили, что она была единственным человеком, кто смог найти к нему подход.


Кадр из фильма *Земля Санникова*, 1973


Олег Даль в фильме *Земля Санникова*, 1973
В театре Даль часто срывал спектакли из-за того, что позволял себе выходить на сцену в нетрезвом состоянии или вообще не являться. Незадолго до смерти, пропустив свой единственный спектакль в Малом театре, он написал объяснительную: «Ввод был мной провален, и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок – позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас – мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы». Однако побороть алкогольную зависимость актер так и не смог. Его жена вспоминала: «Олег страшно пил. При этом делался похожим на Зилова из «Утиной охоты», даже страшнее. Себя он не способен был убить, но меня как-то чуть не зарезал… Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже».


Кадры из фильма *Не может быть!*, 1975


Олег Даль в фильме *Приключения принца Флоризеля*, 1979
Последней заметной работой Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» в 1979 г. Из-за алкогольной зависимости актера обострились конфликты с режиссерами, что сказалось на здоровье и напомнило о давних проблемах с сердцем. Знакомые говорили, что в последние месяцы жизни актер был в состоянии физического и нервного истощения. Во время гастролей в Киеве 3 марта 1981 г. Олег Даль скончался в гостиничном номере. Официальной причиной смерти был назван сердечный приступ, но говорили, что спровоцирован он был употреблением алкоголя. После его смерти жена призналась: «С Олегом я прожила счастливую жизнь. Не прилагая особых усилий, он сделал меня совершенно другой: я забыла о прежней Лизе Апраксиной и одолела профессию жены Художника, которому трудно. Хоть и научилась смотреть на все его глазами, жить его делами, все равно он так и остался для меня загадкой. Прекрасной. Я умерла вместе с ним».


Актер театра и кино Олег Даль
Сам о себе Олег Даль говорил: «Я не народный, я инородный». Его вдова Лиза признавалась: «Он поражал какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался». Актер Олег Борисов называл его «заповедной личностью». Из-за своих конфликтов с руководством Даль не получал никаких наград, званий и премий, но для миллионов зрителей был и остается истинно народным артистом.


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе

25 мая исполнилось 70 лет со дня рождения великого актера. Он умер тридцать лет назад в возрасте 39 лет, и до сих пор вокруг его неожиданной смерти не утихают споры. Кто-то считает, что виной всему – неумеренное употребление спиртного. Кто-то говорит, что это, в сущности, был добровольный уход из жизни. Режиссеры вспоминают Даля как неуправляемого человека, который на съемочной площадке мог выкинуть все что угодно, а люди все равно любят этого актера.

К сожалению, великий, искрометный Олег Даль не оставил после себя потомства. Именно на нем оборвался его древний род. При жизни актер не знал, является ли он родней тому самому Владимиру Ивановичу Далю, который составил знаменитый словарь русского языка. Но после смерти актера была проведена специальная экспертиза, которая установила, что он – правнук Даля в пятом колене по побочной линии. Правда, на анкетный вопрос «Есть ли дети?» актер обычно писал шокирующее: «Не знаю». Как можно не знать таких вещей? Но в этом был он весь… Например, рассказывал друзьям: стал актером, потому что не смог стать летчиком. Где логика? Ну, просто ведь актер может сыграть человека любой профессии, и летчика тоже.

– Родители Олега были совсем простыми людьми, инженер и учительница, и его решение поступать в театральный вуз приняли в штыки, – вспоминала вдова актера Елизавета Алексеевна. – К тому же он картавил, да и внешними данными не выделялся. Потом родители смирились, но мечтали, чтобы он играл «серьезные» роли – партийных секретарей, начальников. А он играл в сказках…

К счастью, Елизавета Алексеевна не отказывалась общаться с журналистами, когда еще была жива (она умерла в 2003 году, в канун дня рождения мужа). Именно она, не скрывая плохое, могла разъяснить многие вещи. Например, почему же все-таки ее муж так страшно пил. Оказалось, что все началось с трагической женитьбы на Нине Дорошиной (она стала первой женой актера). Они, молодые актеры театра «Современник», познакомились и решили пожениться. Что же тут, кажется, плохого? Но сама Дорошина до сих пор с тоской вспоминает об этой истории.

– Я вышла замуж за Даля назло Олегу Ефремову, с которым у меня разладились отношения, – рассказала нам актриса. – То, что это была страшная ошибка, я поняла еще на свадьбе, куда Ефремов пришел в числе прочих гостей. Выпив, он посадил меня на колени и сказал при всех: «А любишь ты все-таки меня!»

Только тогда наивный Олег понял все и для начала ушел в запой на две недели. Потом все же попытался наладить отношения с молодой женой, но это оказалось невозможным. Нина Дорошина так переживала из-за неразделенной любви к Ефремову, что даже пыталась покончить с собой. В общем, законный муж в этой ситуации оказался не нужен. Да и следующая жена, Татьяна Лаврова, не слишком вникала в его тонкую душевную организацию. «Я понял, что она просто злой человек», – сказал Олег матери после развода. Пока утрясались личные проблемы, алкоголь стал стилем жизни. Правда, и работа в театре этому способствовала.
– К сожалению, мы так все жили, – вспоминал в интервью «Только звездам» Михаил Козаков. – Было странно, если кто-то после репетиции или спектакля отправлялся домой. Как правило, шли в ресторан ЦДЛ или гостиницу «Пекин», где можно было выпить, ну или в Дом кино… Никого не удивляло, что людей потом выносили из ресторана. Это было нормально.

Вот только одним удавалось не забывать о работе в такой обстановке, а другие, увы, спивались. Тот же Козаков понял, что с выпивкой нужно завязывать, только когда оказался в психиатрической клинике. Далю тоже пришлось зашиваться. Но сделал он это уже после третьей женитьбы – на Елизавете. Наконец-то с женой ему повезло. Это было настоящее служение актеру, хотя супруга и не сразу привыкла к образу жизни Даля.

– Олег страшно пил, себя он не способен был убить, но меня как-то чуть не зарезал, – признавалась она. – Такое, знаете, недопитое состояние, когда человек совершенно озверевший. И как-то, когда он меня чуть не придушил и я, вырвавшись, просидела до вечера на чердаке, моя мама, не выдержав, сказала ему: «Олег, уезжай в Москву» – и дала на дорогу 25 рублей. Это было в марте, а 1 апреля вдруг звонок: «Лизка, я зашился на два года!» Оказалось, он в компании с Володей Высоцким действительно зашился.

Именно благодаря тому, что временами Даль одумывался и обращался к врачам, он и вошел в историю кино и театра как великий актер. Хотя работать с ним было тяжело. Если Олега что-то не устраивало в театральной постановке, он яростно спорил с режиссером и мог уйти, если с ним не соглашались. Но зато потом играл так, что в театре были аншлаги. В кино он также отдавал себя без остатка, но, к сожалению, были случаи, когда в один прекрасный день актер на площадку просто не являлся. Он мог подвести… И тем не менее работа была. Он ведь и умер в Киеве, куда приехал, чтобы сниматься. Вечером накануне съемок актер выпивал с друзьями и воодушевленно рассказывал им, что ждет ответа – разрешат ли ему в театре ставить свой спектакль. Как на грех, он в таком состоянии позвонил жене в Москву, и она сообщила печальную новость – постановку не разрешили. Даль упал духом. На другой день после съемок поехал в гостиницу и, закрывая за собой дверь, сказал всем: «Прощайте!» А наутро его нашли мертвым. Ни у кого особых вопросов тогда эта смерть не вызвала. Не выдержало сердце, надо меньше пить! Но супруга актера считала: все было предрешено.

– Как человек с очень тонким восприятием, он последние полгода подсознательно чувствовал, что скоро умрет, и был согласен с этим, – вспоминала она. – Один раз он вдруг сказал: «Как вам тяжело будет без меня», имея в виду меня, тещу и свою мать. Это было за две недели до его смерти.

К сожалению, даже история такого бессребреника, как Даль, не закончилась похоронами. Откуда ни возьмись появилась родная сестра актера, которая стала претендовать на большую четырехкомнатную квартиру Даля. Выкрав старенькую маму из дома, сестра Даля написала от ее имени иск в суд. И для Елизаветы Алексеевны потянулись месяцы судебных разбирательств. Вдова актера признавалась, что из-за этой ситуации была близка к самоубийству. Но ее поддерживала мать. Кстати, у тещи и Олега Ивановича были настолько теплые отношения, что, умирая, она попросила развеять над его могилой ее прах, что и было сделано.

Спустя тридцать лет после смерти актера остался только один человек, который является хранителем его наследия и памяти. Это Лариса Мезинцева, которая стала для вдовы актера Елизаветы Алексеевны помощницей и почти что родственницей. Она поддержала вдову Даля в тяжелый период жизни, когда та осталась совсем одна.

Незадолго до смерти Даля он с Елизаветой Алексеевной взяли к себе своих мам, обеих старушек. Елизавета Алексеевна оставила работу, чтобы ухаживать за ними, а Олег Иванович обеспечивал семью. Он очень боялся, что, когда его не станет, они останутся без средств к существованию…

А потом на Елизавету Алексеевну посыпались удары, один за другим. После смерти мужа она потеряла сначала свекровь, а потом свою мать. И хотя уход за ними требовал от женщины много усилий, полное одиночество оказалось еще страшнее. Поэтому, подружившись с Ларисой в середине девяностых, она пригласила ее жить к себе. Таким образом, когда силы вдовы были истощены, о ней хотя бы было кому позаботиться. Сама Елизавета Алексеевна шутила, что может прожить на пенсию только потому, что у нее есть опыт жизни в блокадном Ленинграде.

В последние годы жизни Елизавета Алексеевна страдала астмой, сердечными заболеваниями. К сожалению, средств на достойное лечение ей не хватало, пенсия была совсем маленькой. Ухаживала за женщиной Лариса Мезинцева, но и она не могла оставить работу, нужно было подрабатывать. Так что однажды, когда она вернулась с работы домой, обнаружила, что Елизавета Алексеевна умерла...

Квартира и творческое наследие актера были завещаны вдовой Ларисе. Она попросила сохранить кабинет актера таким, каким он был, и это было сделано. Кстати, если незнакомый человек попадет в квартиру актера, он так сразу и не найдет этот кабинет. Даль любил мистику и поэтому обустроил «владение» в своем стиле. Он сделал перегородку в виде шкафа с книгами. И для того, чтобы попасть в кабинет, нужно было отодвинуть шкаф и найти потайную дверцу. Такой уж у актера был характер – он не любил открываться людям.

В марте 81-го по Москве поползли слухи: в Киеве покончил жизнь самоубийством Олег Даль. Смерть популярнейшего и молодого – всего-то 39 лет! – актёра стала шоком для всех. Через пару дней выяснили, что никакого суицида не было – у Даля отказало сердце. Сотрудники киевской гостиницы, в номере которой было обнаружено тело актёра, потом рассказывали, что на лице Даля застыло выражение какого-то блаженства. Словно он наконец достиг того, о чём мечтал.

Даль и в самом деле много говорил о смерти. Когда в 80-м году не стало Владимира Высоцкого, с которым его связывала не то чтобы дружба, а скорее взаимное поклонение таланту друг друга, Даль обронил на похоронах: «Следующим буду я». Эту же страшную фразу он произнёс, когда в Малом театре ему выделили гримёрную, принадлежавшую недавно скончавшемуся актёру Алексею Эйбоженко. Даже в последний день своей земной жизни он сказал актёру Леониду Маркову, с которым снимался в одной картине: «Ну, я пошёл к себе. Умирать». Он словно звал смерть. И она откликнулась на его зов.

часто Даль отказывался от заведомо выигрышных ролей. Так, в своё время он отклонил предложение Эльдара Рязанова сыграть Женю Лукашина в «Иронии судьбы», а Александру Митте ответил отказом исполнить главную роль в ставшем затем культовым фильме «Экипаж»

Вообще, у Олега Даля была завидная актёрская судьба. Несмотря на то что его мало снимали в кино, да и в театре он сыграл лишь полпроцента из того, что мог и должен был сыграть, все работы Даля были, что называется, «отборными». И ни за одну из них, как говорила его жена Лиза, ему не было никогда стыдно. Он снялся едва ли в пяти десятках картин.

Но при этом имя Даля знакомо даже тем, кто родился годы спустя после его ухода. Для кого-то он навсегда остался щёголем из комедии «Не может быть!», для кого-то солдатом из «Старой, старой сказки», для кого-то – принцем из «Приключений принца Флоризеля». Его помнят. А не это ли мечта для каждого, кто посвятил жизнь лицедейству?

Кстати, в детстве Олег Даль и не думал, что пойдёт в театральное. Его мечтой было стать лётчиком. Но проблемы с сердцем не позволили ему осуществить заветное. Победить собственное сердце он не смог. Зато сумел преодолеть другой, казалось бы, смертельный для сцены дефект – он картавил. Даль сам занимался речью и в итоге начал говорить так, что никто и подумать не мог, что этот парень когда-то картавил.

Популярность ему принёс первый же фильм, в котором он снялся, – «Мой младший брат» по знаменитой повести Василия Аксёнова «Звёздный билет». Но судьбоносным для Даля фильмом стал «Первый троллейбус», на съёмках которого он впервые по-настоящему влюбился. Избранницей актёра стала Нина Дорошина, с которой Даль служил в театре «Современник».

Дорошина была старше Олега на семь лет и меньше всего могла себе представить, чем для неё закончатся эти съёмки. Она любила руководителя «Современника» Олега Ефремова и именно о нём были все её мысли. Ефремов обещал приехать в Одессу на съёмки, и Дорошина каждый день ждала его. Но Олег Николаевич отчего-то не приезжал.

В один из дней Нина отправилась купаться и вдруг почувствовала, что тонет. В тот момент она и загадала, что тот, кто спасёт её, станет ей мужем. Этим человеком оказался отдыхавший тут же на берегу Олег Даль. Когда они вернулись в Москву, то на единственные в их почти семейном бюджете 15 рублей купили одно обручальное кольцо, которое было решено дать Олегу. В их паре именно жених мечтал о свадьбе.

По теме

Невеста, наоборот, делала всё, чтобы бракосочетание не состоялось. Дорошина придумывала всевозможные предлоги, чтобы отменить торжество. Говорила, что вступила в кооператив и сможет получить квартиру только в том случае, если будет не замужем. В те времена действительно существовали дикие для сегодняшнего человека правила, и отговорка актрисы звучала весьма убедительно. Но Даль всё равно не поверил. Потому что знал, что было реальной причиной их неудавшейся свадьбы. У этой причины даже было имя – Олег Ефремов.

Потом вся театральная Москва будет обсуждать поведение худрука «Современника», который во время свадебного застолья – бракосочетание всё-таки состоялось – посадил к себе на колени невесту и произнёс во всеуслышание: «А любишь ты всё-таки меня, да, лапуля?» Даль, ставший свидетелем этой сцены, как и все, тут же уйдёт из квартиры, а затем и из жизни Дорошиной. Но её предательства не забудет. И когда много лет спустя они окажутся на одной сцене в спектакле «На дне», где Даль сыграл Ваську Пепла, одну из своих самых пронзительных ролей, он с такой силой швырнул Дорошину – Василису, что она отлетела за кулисы. Но из её уст не вырвалось ни слова упрёка...

Даль был очень красив, о его внешности говорили с придыханием. А его знаменитые вельветовые пиджаки и вовсе были притчей во языцех. Неудивительно, что следствием всего этого были десятки поклонниц во всех городах необъятного Союза. Но самому Далю всё это было совершенно не нужно. Однажды его так утомили восторги обступивших девушек и их признания в любви, что он бросился с тротуара в море прямо в одежде и так и доплыл до гостиницы.

Главной женщиной его жизни было суждено стать Лизе Апраксиной, с которой он познакомился на съёмках фильма «Король Лир» режиссёра Григория Козинцева. Так уж совпало, что два самых важных человека его судьбы появились практически одновременно. Великий Козинцев был, пожалуй, единственным режиссёром, который сумел по-настоящему понять масштаб одарённости Олега. И почувствовать, что плата за него окажется чрезвычайно высокой. Козинцев, который терпеть не мог актёрских опозданий и уж тем более увлечения спиртным, Далю прощал всё. Говорил: «Мне его жалко, он не жилец».

Лиза прожила с Далем 10 лет. За это время ей пришлось испытать немало. Первые годы Олег жестоко пил, а когда бросил, то принялся срывать своё недовольство именно на жене. На несколько лет в череде сменяющих друг друга запоев наступил перерыв. Марина Влади привезла из Парижа «торпеду», которая на пару лет положила конец возлияниям Высоцкого и Олега Даля. Но потом кто-то из «друзей» проболтался, что срок действия «торпеды» всего полгода и потом можно начинать по новой. И Высоцкий с Далем снова сорвались.

Лиза Апраксина-Даль вспоминала, как в день рождения Высоцкого, 25 января 1981 года, Олег вышел к завтраку со словами: «Я видел во сне Володю, он ждёт меня». Жена попыталась отшутиться, что Высоцкий может и подождать. Но навстречу к нему торопился уже сам Даль.

Материальная жизнь семьи была тоже весьма непростая. Денег почти не было. А если случалась работа в кино, то Олег мог с лёгкостью отдать весь гонорар в долг, тут же забыв имя человека, которому только что вручил огромную сумму. Даже хоронить Даля пришлось на собранные друзьями деньги – гроб и венки покупали в складчину...

Он, безусловно, знал себе цену как актёру. Об этом свидетельствуют его дневники, которые он вёл последние 10 лет своей жизни. Отгородившись от всего мира в четырёх стенах маленького кабинета в квартире на Садовом кольце, Даль на страницах дневника раскрывал свою душу. Его записи остры, порою ядовиты, факты бьют по нервам, а сама летопись в своей основе довольно трагична. Как и та жизнь, которую пришлось до дна испить автору.

У него почти не было работы. На «Мосфильме» на Даля был наложен негласный запрет. Киноначальство не могло простить строптивому актёру регулярные отказы от съёмок. При этом.

Даль мог в последний момент фактически сбежать из театра, где репетировал сразу две главные роли. Именно так произошло с готовящимися к постановкам пьесами Эдварда Радзинского в Театре на Малой Бронной. Дошло до того, что драматург вместе с директором театра бросился домой к исполнителю главной роли. Он умолял, чтобы Даль вернулся в театр. Оба спектакля обещали стать настоящим событием, недаром во время репетиций даже осветители забывали менять свет, всё внимание было приковано к Олегу. Но он не вернулся. Годы спустя Радзинский поставит ему диагноз – мания совершенства. И расшифрует: выйди Даль на сцену, он просто не смог бы долго выдержать заданного им самим уровня. Правда, у Лизы Даль была иная версия: Олег горел работой, а все вокруг только тлели. А этого он ни понять, ни простить не мог.

Даль сам вызывал огонь на себя. И первый страдал от ударов чиновников. «Они добили меня», – скажет он незадолго до смерти. Но самое главное, что он никогда не жалел о сделанном. Его кумиром был Михаил Лермонтов, ранняя смерть которого не казалась ему странной. «В те времена я бы даже до 20 не дожил, – говорил Даль. – Стрелялся бы через день».

Так получилось, что фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова «Утиная охота», в котором Даль сыграл главную роль, вышел на экраны лишь через несколько лет после смерти актёра. И в этом был некий символ. Даля уже не было среди живых. Но он снова и снова приходил в дома своих зрителей. Как герой потерянного поколения, как столь любимый им Печорин ХХ века.

Когда 25 мая 1941 года в семье Далей появился второй ребёнок - худенький Олежечка - его мама была счастливей всех на свете. Но началась война, и ей вместе с крохотным сыном и старшей дочерью пришлось спешно покинуть родное подмосковное Люблино.

Сестра Олега, Ираида Крылова: "Проводница впихнула нас, народу полно, негде ни присесть, ни расположиться. Олег там уже хрипит, потому что пока бежали, переворачивался несколько раз. Маме уступили место, она попыталась его перепеленать и смотрит в ужасе - он уже вниз головой был. Как она его тащила, когда он рыдал и плакал…"

После войны семья Далей вернулась в Люблино. Ещё долго маленький Олег засыпал с трудом - ему всё чудилось, что самолёты летят бомбить город. И тогда мама читала ему "Буря мглою небо кроет…" Мама вообще обожала своего сына и гордилась его успехами - и когда он пел солистом в хоре Дунаевского, и когда играл негритёнка-Снежка в драматическом кружке, и когда научился играть сначала на пианино, потом на гитаре. И сочинения писал самые лучшие в школе. А после окончания учёбы неожиданно заявил родителям, что хочет стать актёром. Ради этого он даже самостоятельно избавился от дефекта речи (Олег с детства сильно картавил). И поступил, сразив педагогов "Щепки" блистательным прочтением лермонтовского "Мцыри".

Талантливый Даль, ещё будучи студентом, начал сниматься в кино, затем играл в Малом театре. И в "Современник" своего кумира Олега Ефремова пришёл уже большой звездой. Именно там он встретил свою большую любовь, ставшую и его первой женой, - актрису Нину Дорошину. 22-летний Олег влюбился в неё так сильно, что перестал замечать всё вокруг, в том числе и то, что сама Нина, как и все актрисы "Современника", была влюблена в Ефремова. Но даже несмотря на сумасшедшую влюблённость, так и не смог простить ей того, что Ефремов увел её прямо с их свадьбы. Брак развалился, по сути, даже не начавшись. Отныне актёр посвящал себя театру, который, впрочем, не сильно баловал его. Но зато когда ему доверили роль Васьки Пепла из горьковского "На дне", он играл с таким надрывом, что именно на него сбегалась посмотреть чуть ли не вся Москва.

Затем у Олега был второй брак. И тоже неудачный. Даль мучительно хотел семью, детей, а его вторая супруга, актриса Татьяна Лаврова, хотела только одного - играть в театре. Именно театр она любила больше всего на свете… Но, в конце концов, нашлась та самая женщина, которая подарила Далю долгожданный уют, семейный покой - ею стала Елизавета Эйхенбаум, третья жена актёра. Она ездила с ним на съёмки, готовила еду, стирала. В общем, обеспечивала крепкий семейный тыл. Только Олег - вечно ищущий, неугомонный, противоречивый - успокоиться не мог. И виной тому были работа в театре и кино. Он уходил из "Современника" и снова возвращался - потому как постоянно конфликтовал с коллегами, но жить без театра всё-таки не мог. И ещё метался в поисках своего кинорежиссёра. И если вдруг всё совпадало - и сценарий, и режиссёр, то Даль, одетый в вызывающе броский вишнёвый пиджак, мог бросить режиссёру: "Роль, вроде бы, неплохая. Если сойдёмся в позициях, может быть и соглашусь". Так, например, было на пробах к фильму "Женя, Женечка и "Катюша" (1967). Правда, режиссёр Владимир Мотыль с трудом сумел отстоять кандидатуру талантливого, но такого "неудобного" актёра на худсовете ("В нём нет стихийного обаяния", "В его облике не хватает русского национального начала", - утверждали чиновники). И отстоял не зря: роль Жени Колышкина по сей день остаётся одной из лучших в фильмографии Даля.

Потом была картина "Земля Санникова" (1973), которую сам Даль очень не любил - ему не дали спеть песню "Есть только миг", отдав её Олегу Анофриеву. Был фильм "Отпуск в сентябре" (1979), в котором Даль мечтал сняться. Он считал, что роль Зилова - его и только его, что Вампилов и писал её чуть ли не с него. Снялся. Только недолюбливавшие актёра чиновники положили фильм на полку на долгие восемь лет. Были и огромная стопка сценариев, которые Даль отверг по причине казавшейся ему неинтересности. Среди них ставшие легендарными "Безымянная звезда", "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Экипаж". За отказ сняться в "Экипаже" актёр вообще попал в немилость чиновников "Мосфильма". Об этом Олег Иванович очень зло написал в своём дневнике: "Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня".

Последним фильмом для Даля стал "Незваный друг" (1980) Леонида Марягина. Вспоминает Марягин: "За два месяца, по-моему, до трагической гибели Олега он прислал мне письмо. Письмо такое печальное, с просьбой подумать и поискать какую-то работу, может быть, в Питере что-то есть или что-то в других телевизионных объединениях. В общем, крик душевный. А на полях письма нарисованы такие следы рукой Олега. Затем смотрю, нарисован Зилов в кепке. Но по этим полям следы вели к нарисованной аккуратненько могилке…"

В последние годы своей жизни Олег Иванович служил в Малом театре. И свой единственный спектакль в нём, как ему казалось, провалил с треском. Вечером он писал объяснительную записку, хотя никто не просил: "Ввод был мной провален и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок - позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас - мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы". Для него это была трагедия.

Но настоящая трагедия случилась в Киеве, куда Даль приехал на пробы на два дня. Именно поэтому и не взял с собой жену Лизу, которая за ним постоянно присматривала. Переболевший пневмонией, такой худой, что без рентгена все ребра были видны, бородатый (так нужно было для проб) - именно таким Лиза его и видела в последний раз…

Валентин Гафт: "Подошёл к нему художник в Киеве: "Я очень хочу нарисовать ваш портрет, когда это можно сделать?" Он сказал: "У вас в распоряжении один день". Вечером он пошёл на ужин. И дочка одного из артистов, когда они были за столом, вдруг сказала: "Папа, у Олега на лице печать смерти". Не знаю, правда или нет, но он рассказывал, что Олег остался ночевать, не поехал в гостиницу. Утром встал, выпили кофе-чай, и уезжая он сказал не "до свидания", а "прощай". Пришёл в гостиничный номер свой, закрылся. Что там произошло, неизвестно. Говорят какой-то таблеткой подавился, или что… Но когда сломали дверь, потому что ему надо было на пробы, а его не было, уже его не было..."

Олег Даль умер 3 марта 1981 года. "Вечёрка" и "Московский комсомолец" дали два чёрных квадратика - и всё. Потому что он не был не то что народным, даже заслуженным. Зато на площади перед Малым театром собралась огромная толпа, чтобы проститься - нет, не с заслуженным или народным - а просто с любимым артистом.

Олега Даля считают самым ярким и неоднозначным актером. Его талант приводил в восторг многочисленных поклонников, а его поведение на съемочной площадке или сцене бесило коллег. О нем можно было услышать и хорошее и плохое, он сам был человеком, впадающим в крайности. Непосредственный характер помог актеру оказаться на вершине славы, ему многое прощали, и он шел дальше – вперед к своей мечте.

Слава к Олегу Далю пришла после выхода картины «Хроника пикирующего бомбардировщика», хоть до этого у него уже были достаточно успешные работы в кино.

Детство

Родился Олег Даль 25 мая 1941 года в Люблино под Москвой. Отец – Иван Зиновьевич — был крупным железнодорожным инженером, Мама — Павла Петровна — работала учительницей. В семье кроме сына была еще и дочка Ираида.

Особых проблем с учебой в школе у Олега не было. Он любил спорт, особенно баскетбол. Но однажды обнаружилось, что у него больное сердце, и врачи запретили мальчику играть.

Олег легко нашел замену спорту – он увлекся поэзией, литературой и живописью. Когда речь заходила о выборе жизненного пути, то он говорил, что хочет связать свою биографию с небом и выучиться на летчика. Эти мечты так и остались мечтами – из-за больного сердца дорога в летное училище была закрыта.

В школе он увлекся творчеством , одним из любимых произведений стал «Герой нашего времени». Олег решил, что будет актером и сыграет полюбившегося персонажа на сцене. Откуда мальчику, выросшему в послевоенное голодное время, было знать, что пройдет каких-то 15 лет, и он сможет воплотить свою мечту в жизнь.

Юность

В 1959-м школа осталась позади, и парень объявил родителям, что собирается поступать в театральный вуз. Семья встала на дыбы, ведь в роду не было ни одного артиста. Все мамины родственники были учителями и филологами, отец — инженер, член партии, поэтому ни о каком театральном никто даже и слышать не хотел. Актерская профессия казалась им очень нестабильной в плане заработка, и потом, у сына с детства была картавая речь.

Фото: Олег Даль в юности

Олег Даль был очень настойчивым и добивался всего, что задумал. Поэтому он не стал слушать родителей и пошел на экзамены. Парень хорошо подготовился, выучил отрывок из Гоголя и Лермонтова и успешно прошел все испытания. Ему повезло поступить с первого раза и оказаться в мастерской Н.Анненкова, в знаменитой «Щепке». Даль учился вместе и , которые тоже стали известными актерами.

Фильмы

В 1961-м началась экранизация повести «Звездный билет», которую написал . Режиссер А.Зархи долго подыскивал исполнителя главной роли в этом фильме. Он просмотрел множество кандидатур – студентов театральных вузов, отобрал пару десятков претендентов и пригласил на пробы. Удача улыбнулась Олегу Далю – он должен был сыграть Крамера. Съемки начались в 1961 году и проходили в красивейшем городе – Таллине. Картина получила название «Мой младший брат».

После того, как фильм пошел в прокат, молодой актер попал в поле зрения к двум уже прославленным режиссерам: Л.Аграновичу и . Агранович предложил Олегу работу в картине «Человек, который сомневается», причем он должен был сыграть главного персонажа. По сюжету фильма героя Даля Бориса Дуленко арестовывают и предъявляют ему обвинение в убийстве школьницы.

Картина вышла в прокат в 1963-м, как раз к моменту окончания Олегом театрального училища. Дипломный спектакль выпускника Даля пришла посмотреть актриса «Современника» , которой очень понравилась игра талантливого молодого человека. Она предложила Далю прийти к ним в театр. Чтобы стать полноправным актером, нужно было пройти отборочный конкурс, состоящий из двух этапов. Олег блестяще справился с задачей и попал в состав труппы. На его карьере этот успех никак не отразился – ему доверяют только второстепенные роли.

Даля снова позвали в кино. На этот раз в картину «Первый троллейбус», которую зрители увидели в 1964-м. Сюжет был простым и незамысловатым, но очень понравился любителям кинематографа.

Следующие два года нельзя назвать продуктивными, ведь Даль снялся всего в двух проектах, причем роли его были незаметными. В 1966-м на Олега Даля обратил внимание режиссер киностудии «Ленфильм» В.Мотыль. Он как раз искал актера на исполнителя главной роли в картине «Женя, Женечка и «катюша»». Увидев Олега, режиссер даже не сомневался – именно так и должен был выглядеть его герой. Картину не одобрили чиновники от искусства, поэтому ее показывали не часто, хоть зрителям фильм пришелся по душе.

После показа картины, карьера Олега Даля начала постепенно расти вверх. Его приглашают сниматься в проекте о войне «Хроника пикирующего бомбардировщика», где его героем стал летчик Соболевский. Прокат этой картины сделал из Даля всероссийского героя, и вывел его карьеру на высочайший уровень.

Наладились дела и в театре, где он начал снова выходить на сцену. На этот раз роль была значительной – Васька Пепел в постановке «На дне».

В конце 60-х Олегу Далю предлагают сотрудничество режиссеры Н.Кошеверова и Г.Козинцев. Последний позвал актера изобразить Шута в «Короле Лире»- роль, которую потом назвали самой значимой в творческой биографии артиста. Картина вышла в 1971-м и была награждена почетными международными премиями Чикагского, Миланского и Тегеранского кинофестивалей.

Олега Даля пригласили на работу в Ленинградский драматический театр, поэтому он поселился в Северной столице.

70-е годы стали очень успешными, и принесли актеру интересные роли в кинематографе. В 1972-м Олегу предложили роль в картине «Земля Санникова». Он сначала загорелся, а потом пришло разочарование. Артист был уверен, что сюжет интересный, но его постепенно превращают в дешевый балаган. Он отказывается от съемок и после этого с большой тщательностью отбирает себе роли.

Когда-то в детстве Олег мечтал сыграть Печорина, и вот в 1973-м ему выпала такая возможность. Его позвали на съемки фильма «По страницам журнала Печорина», где доверили главную роль. В последующие два года вышло еще пять фильмов с его участием.

Личная жизнь

В личной жизни Олега Даля было три официальных брака, но детей у актера не было ни в одном из них. Первый раз он женился в 1963 году. Избранницей Олега стала актриса «Современника» , но брак существовал недолго.

Вторую жену звали , она тоже была актрисой.


Фото: Олег Даль и его жена

Третьей женой Олега Даля стала Елизавета Апраксина, которая доводилась внучкой литературоведу Борису Эйхенбауму. Они познакомились на съемочной площадке картины «Король Лир» в августе 1969-го, где женщина работала монтажером. Она была единственной из трех жен Даля, которая сумела сладить с его тяжелым характером. Влюбленные поженились и прожили вместе до самой смерти артиста. Даль гордился и любил свою жену, Елизавета окружила мужа женским вниманием и заботой. Она словно нашла тот ключик, которым открывались потаенные дверцы его души, и это помогло супругам жить в мире и согласии, несмотря на сложный характер любимого.

Причина смерти

В конце 70-х актер перестал так много времени проводить на съемочной площадке. Одной из самых значимых работ того периода стала картина «Отпуск в сентябре», снятая в 1979-м. Олег Даль начал сильно выпивать, при этом отказывался бороться с вредной привычкой. Здоровье было основательно подорвано детскими проблемами с сердцем и постоянными разборками с режиссерами.


Фото: Могила Олега Даля

Олег даль умер 03.03.1981 года в одной из гостиниц Киева, куда он приехал в командировку. Смерть наступила в результате сердечного приступа, вызванного употреблением спиртного. Олег Даль в последние годы говорил, что скоро умрет, он даже чувствовал, что это произойдет в ближайшее время. Местом упокоения Олега Даля стало Ваганьковское кладбище в Москве.

Избранная фильмография

  • 1962 - Мой младший брат
  • 1963 - Первый троллейбус
  • 1966 - Строится мост
  • 1967 - Хроника пикирующего бомбардировщика
  • 1968 - Старая, старая сказка
  • 1970 - Король Лир
  • 1971 - Тень
  • 1973 - Пожар во флигеле
  • 1974 - Звезда пленительного счастья
  • 1975 - Вариант «Омега»
  • 1977 - Золотая мина
  • 1978 - Расписание на послезавтра
  • 1979 - Приключения принца Флоризеля
  • 1980 - Незваный друг

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .