Олег давыдов. монументальная двусмыслица

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, также краткая, о трудной судьбе монумента, который профессиональная критика назвала самым лучшим произведением из всех, что создал Церетели на Поклонной горе


Спустя два года после 50-летия Победы на Поклонной горе снова состоялся праздник. На этот раз по случаю открытия композиции "Трагедия народов". Церемония прошла под звуки военного оркестра и речей по случаю 22 июня, начала Великой Отечественной войны. В тот день монумент был официально представлен народу, собравшемуся посмотреть то, о чем так неистово писала и говорила разгоряченная общественность.

В отличие от других монументов на Поклонной горе, Мамаевом кургане и им подобных комплексов, этот посвящался тем, кто нашел смерть во рвах, концлагерях, газовых камерах. Таких людей - миллионы.

В истории монументального искусства хорошо известна скульптурная композиция Огюста Родена, выполненная по заказу муниципалитета города Кале. Она посвящена шести героям - гражданам города. В дни Столетней войны эти люди вышли из крепостных стен навстречу врагу, чтобы принести себя в жертву и спасти всех осажденных.

Церетели заказа от муниципалитета города Москвы не получал, от государства тем более. Он выполнил эту большую многофигурную композицию, отлил ее за свой счет в бронзе по заказу своей души и собственной памяти. Войну он пережил ребенком, слушал рассказы фронтовиков, помнил тех, кто не вернулся домой. Он видел лагеря смерти, ставшие страшными музеями.

Мысль о композиции, как мы знаем, пришла давно, когда он работал в Бразилии. Там он узнал о трагедии одной семьи. Эта история дала импульс создать "Трагедию народов". Это реквием в честь убитых без оружия. Сколько их, замученных, сожженных заживо, удушенных, повешенных, расстрелянных во рвах и оврагах?! Счет невинным жертвам утрачен, их миллионы.

Поэтому так много фигур в его "Трагедии народов". Это сгустки страданий, отлитые в бронзе. Люди стоят, застигнутые бедой врасплох, они попали в западню, их ждет могила… Скорбный ряд начинает семья: отец, мать и мальчик. Родители прикрывают ребенку глаза перед гибелью. Это все, что они в силах сделать для него. За ними люди словно притягиваются землей и превращаются в надгробные камни.

На пятнадцати плитах значится одна и та же надпись на языках бывших республик Советского Союза: "Да будет память о них священна, да сохранится она в веках!" На шестнадцатой плите та же надпись сделана на иврите, в память народа, подвергнувшегося геноциду, катастрофе, тотальному уничтожению на захваченных землях разных стран Европы. Тогда погибло шесть миллионов евреев.

"Композиция талантливая", - говорил о ней мэр Москвы, принимая в дар городу работу главного художника на Поклонной горе.

В отличие от всех других изваяний Церетели она вдохновлялась не радостью, праздником жизни, красотой, как все прежние. Впервые он исполнил трагедию. Для профессионалов такая метаморфоза явилась полной неожиданностью, они привыкли к другим образам автора. "Трагедию народов" критики назвали самым сильным его произведением.

Первой высказалась в прессе тогда неизвестный автору кандидат искусствоведения Мария Чегодаева:

""Трагедия народов" лучшее из всего, что в завидном изобилии изваял Церетели для мемориала на Поклонной горе".

Доктор искусствоведения Никита Воронов сделал более решительное обобщение:

"Среди десятков других произведений, это, пожалуй, самое лучшее, самое сильное создание зрелого мужественного таланта. Здесь художник преодолел свою привязанность к яркой декоративности. В композиции он сумел соединить близкую ему трагедийность грузинских храмов с чертами мирового общечеловеческого искусства".

При всем при том судьба композиции, никого не оставлявшей равнодушным, сложилась трагически. Все началось весной, когда сошел снег. В начале марта 1996 года на Поклонной горе появилась первая мужская фигура композиции отца. В приподнятом настроении Церетели сфотографировался рядом с фигурой. Ни от кого секретов он не делал, строительную площадку не ограждал забор, фигуры не покрывал «тепляк». А надо бы было это сделать.

Каждый, останавливаясь из любопытства, видел группу обнаженных и безволосых людей, словно побритых пред казнью. Реальные образы упрощались и превращались в геометрическую форму, плоскость могильного камня. Пресса могла бы тогда многое сказать людям, разъяснить особенности композиции. Лица ее героев не напоминали лица прохожих. Нельзя было сказать, какой они национальности. В классическом искусстве этот прием используется, чтобы достичь "имперсональность образов". Таким способом монументалисты сознательно стирают различия между людьми и народами, достигая предельной обобщенности. Нагота, обнаженность в скульптуре допускается не только для того, чтобы показать красоту человеческого тела, но и для выражения мученичества во имя веры.

Месяц спустя, когда композиция еще далеко не была завершена, префект Западного административного округа, где расположена Поклонная гора, на первом попавшемся листке бумаги, очевидно во время заседания правительства, написал на имя мэра Москву записку:

Юрий Михайлович!

Может быть, пока окончательно не завершены работы, перенести скульптуры З. Церетели на аллею (любую уместную) Поклонной горы. Причины:

1. Население ворчит.

2. Площадка для гуляний округа в этом месте уже неуместна.

3. Со стороны Рублевского шоссе все будет заставлено торговыми точками.

С Уважением

А. Брячихин.

На том месте, где появилась "Трагедия народов", стояли киоски, торговавшие всякой всячиной. Зимой возле них устраивались проводы зимы с блинами и музыкой.

С этого письма началась трагедия монумента.

Кроме записки на имя мэра префект предпринял другие акции, использовал так называемый административный ресурс. Чиновники префектуры подняли на ноги общественность округа, жилых домов, организации ветеранов войны, расположенные на их территории. Они дружно по команде сверху запротестовали, подписали составленные письма для редакций газет. Таким образом префект устроил "информационную поддержку" своей инициативе. Пресса начала охотно озвучивать "ворчание народа", публиковать негативные высказывания прохожих еще до того, как скульптурная группа приобрела завершенность.

Солдаты в увольнительной:

Так себе памятник. Вот сфотографироваться хотели, но решили, уж лучше на другом фоне.

Кочетова, Татьяна Васильевна, ветеран:

Не нравится. Больно уныло. В общем, не в нашем это стиле (смеется).

Московский школьник:

Ничего памятник. Мрачный только. Серый. Надо покрасить.

Среди страдавших от безработицы московских скульпторов газеты быстро находили недовольных и давали им трибуну:

Какая-то страшная скульптура, мрачная, и, главное, несовременная. Художников много ведь в Москве. И есть талантливые. Это не зависть, но я не понимаю, почему второй такой памятник делает тот же человек. Почему определяет лицо нашего города он, а не другой человек.

В печать запустили миф, что якобы в соседнем доме на Кутузовском проспекте, окна которого смотрят на «Трагедию» упали цены при продаже квартиры. Появился хлесткий фельетон, где покупатель якобы рассказывает:

Я конечно сразу не 50, а 100 тысяч на цену скостил. Хозяева и не сопротивлялись. Им теперь самим хочется отсюда скорее убраться - кому охота видеть из окна то ли живых мертвецов, то ли мертвых жителей парка Победы.

Эту выдумку подхватил баллотировавшийся на выборах в президенты генерал Лебедь, решивший набрать предвыборные очки на критике "Трагедии народов":

Вон Церетели уродов наваял, цены на квартиры в том районе в два раза упали. Встал с утра, посмотрел в окно - на весь день настроение испортилось. Я так понимаю, что это была специально направленная акция.

Не знавший Москвы, не живший на Поклонной горе боевой генерал включился в кампанию по совету «политтехнологов», что доказывает политический характер той шумной кампании в прессе.

На самом деле ничего подобного быть не могло. Цены на квартиры не могли упасть из-за соседства с "Трагедией народов". Потому что из окон ближайшего дома, расположенного на расстоянии метров двухсот, фигуры композиции сливаются и ничего конкретного, никаких «уродов» разглядеть при всем желании было невозможно, если не вооружиться биноклем.

В который раз в нашей истории был использован давно испытанный прием, постоянно применявшейся советской пропагандой - "письма трудящихся", коллективные и индивидуальные.

Считаю недопустимым расходование средств из нашей и без того скудной казны на подобные выдумки. Это письмо, за подписью одного ветерана, который не знал, что автор эту композицию дарил городу.

"За трагедии я денег не беру", - сказал он тогда.

Мы, простые люди, не всегда можем до конца оценить замыслы архитектора, но все же главная аллея символизирует собой долгую и трудную дорогу от начала войны до Победы. Уместно ли размещать памятник "Трагедия народов" на ней? Не логичнее было бы установить его хотя бы рядом с аллей Памяти?

Это строчки из письма коллективного, подписанное ветеранами войны муниципального округа «Дорогомилово», где находится памятник Победы. Они повторяют высказанную в письме префекта мэру Москвы идею - перенести композицию на аллею подальше от главной площади. И шлют свой протест по адресу: "Москва, Кремль" - президенту России. Просят его "навести порядок на Поклонной горе".

Появился тогда и другой коллективный отзыв, подписанный членами президиума Российской академии художеств. Прежде чем ставить автографы под письмом в инстанции, академики вышли из автобуса, который подвез их к Поклонной горе. Они осмотрели со всех сторон композицию, стоявшую на видном месте перед главным входом в музей Отечественной войны. И дали "Трагедии народов" высокую оценку. Другую экскурсию на Поклонную гору провел президиум Академии архитектуры и строительства. И ее отзыв зазвучал в унисон с мнением Академии художеств.

"Произведение имеет большую силу эмоционального воздействия, передает глубокие идеи, заложенные в содержании памятника: темы страшной трагедии народов, скорби и вечной памяти. Поражает выраженная в нем боль за человека.

Памятник звучит как апофеоз человечества, прошедшего через ужасы войн, трагедий, насилия".

Памятник «Трагедия народов» (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мама, отчего ты плачешь, мама отчего ты пла...

Нателла Болтянская «Бабий Яр»

Бесконечная серая очередь голых мужчин, женщин и детей с опущенными головами и руками движется вперед к неизбежному концу. На земле валяются уже ненужная одежда, ботинки, игрушки, книги. На переднем плане семья, отец рефлекторно пытается заслонить жену и сына узловатой натруженной рукой, мать закрыла мальчику лицо, чтобы уберечь от зрелища расправы. Идущие за ними погружены в собственные переживания. Чем дальше, тем меньше у них индивидуальных черт, постепенно фигуры склоняются назад, словно ложась под могильные плиты. Или вставая из-под них, чтобы заглянуть нам в глаза? Автор мемориала скульптор Зураб Церетели сумел необыкновенно сильно выразить бесконечный ужас ожидания неминуемой безвинной смерти.

У памятника всегда лежат свежие цветы. Люди подолгу молча стоят перед ним, многие плачут.

Практическая информация

Адрес: Москва, Поклонная гора, пересечение аллеи Защитников Москвы с аллеей Юных героев.

Как добраться: на метро до ст. «Парк Победы»; на автобусах №№ 157, 205, 339, 818, 840, 91, Н2 или маршрутках №№ 10 м, 139, 40, 474 м, 506 м, 523, 560 м, 818 до остановки «Поклонная Гора»; на автобусах №№ 103, 104, 107, 130, 139, 157к, 187260, 58, 883 или маршрутках №№ 130 м, 304 м, 464 м, 523 м, 704 м до остановки «Кутузовский проспект».

Город с неимоверно интересной историей, древними памятниками архитектуры, современными торговыми центрами и бурной жизнью, о которой мечтают многие провинциальные обитатели. Москву по праву можно назвать одной большой достопримечательностью. Тут куда ни посмотри - везде есть место, представляющее огромный интерес для туристов: Кремль, Красная площадь, Арбат, Третьяковская галерея и много-много других объектов. Одним из таких является «Трагедия народов» - памятник, который находится на Поклонной горе. Именно сюда мы и совершим наше сегодняшнее путешествие.

Поклонная гора

Есть в Москве место, посвященное победе над немецкими фашистами. Имя ему - Поклонная гора. Она являет собой пологий холм, который находится в западной части столицы, между двумя реками - Сетунью и Филькой. Уже в XVI столетии впервые упоминается о существовании Поклонной горы. Но в те далекие времена располагалась она не в самой Москве, а далеко за ее пределами.

Сегодня ученые продолжают биться над разгадкой происхождения названия достопримечательности. С именем «гора» все более или менее ясно: в среднерусской полосе так называли всякое место, которое хоть немного возвышалось над землей. А насчет слова «Поклонная» выдвигаются различные теории: одной из самых распространенных версий является суждение о том, что название «поклонная» появилось от слова «поклон». Именно поклоном в те века было принято выражать свое почтение и уважение. Путешественники, прибывая или уезжая из Москвы, кланялись городу в том месте, где находится памятник.

Поклонная гора многое пережила на своем веку: и встречу послов крымского хана Менгли-Гирея 1508 года, и лагерь польских войск в 1612 году, когда они собирались штурмовать Москву. А в 1812 году здесь Наполеон дожидался ключей от столицы России.

Сегодня это в котором находится много монументов, посвященных победе в Великой Отечественной войне. «Трагедия народов» - памятник, расположившийся на Поклонной горе и заслуживающий наибольшего уважения.

Церетели и его детище

Прежде чем описание памятника «Трагедия народов» появится в нашей статье, хотелось бы несколько слов сказать о его создателе Зурабе Церетели. Монумент посвящен миллионам тех людей, которых смерть настигла в газовых камерах, концлагерях и рвах. Церетели решил увековечить память жертв холокоста. Скульптор создал свой шедевр исключительно из собственных побуждений. Ни государство, ни муниципалитет Москвы не делали ваятелю заказ на создание такой статуи. Церетели вылил эту композицию из бронзы исключительно за свои деньги и по заказу собственной души и памяти. Зураб пережил войну, будучи ребенком, он видел и помнил тех солдат, которым не суждено было вернуться домой.

Создать памятник на Поклонной горе Церетели решил во время своей работы в Бразилии.

Описание памятника

Скульптурная композиция достигает в высоту почти восемь метров. Она была установлена в 1997 году. «Трагедия народов» - памятник, изображающий собой бесконечную череду людей, приговоренных к смерти. Серая очередь состоит из голых и истощенных женщин и мужчин, стариков и детей. Эти люди отличаются между собой ростом, а похожими их делают налысо обритые головы, застывшие лица, невидящие и опущенные руки. Все они обречены и молчаливо стоят в очереди за погибелью.

Памятник на Поклонной горе начинается с трех фигур. Это мужчина, женщина и их подросток-сын. Семья должна первой принять смерть. Муж и жена пытаются хоть как-то защитить своего ребенка: мама прикрыла ладонью ему глаза, папа также сделал попытку уберечь его. Но все напрасно: выжить не удастся никому. Все остальная очередь идет следом, не замечает друг друга. Все думают о своем - это их последние секунды на Земле.

Последние фигуры притягивает земля, они становятся условными и напоминают камни и сливаются с гранитными стелами. На этих 15-ти плитах разными языками республик, входивших в высечены слова «Да будет память о них священна, да сохранится она в веках!» А на последней, 16-й стеле, эти слова написаны на иврите.

Скандал вокруг композиции

«Трагедия народов» - памятник, вызвавший неоднозначные мнения у населения Москвы. Оно даже писало обращение к тогдашнему меру города Лужкову с просьбой перенести монумент в другое место. Свое желание граждане мотивировали тем, что скульптура вызывает тоску, нагоняет скорбные ощущения, и вообще, провоцирует удручающие чувства.

Народ просто требовал того, чтобы сооружение убрали подальше от людских глаз, если его нельзя уничтожить вовсе. В качестве нового пристанища для монумента они называли задний двор музея. По их мнению, там ему самое место, так как не все гости будут посещать эту территорию.

Он будет жить вечно

Поклонная гора (памятник «Трагедия народов»), несмотря на недовольство москвичей, продолжает поражать разум гостей столицы своей монументальностью и величием. Мощное произведение Церетели призвано жить вечно. Сильная композиция выдержала нелегкие испытания, как и народ, которому она посвящена, и продолжает существовать, невзирая на все притеснения и намерения уничтожить ее и сломать.


4 января скульптору Зурабу Церетели исполняется 82 года. Свой день рождения мастер встречает на строительной площадке. На берегу Атлантического океана в Пуэрто-Рико, где начинается завершающий этап сооружения самого высокого памятника человеку на Земле. Об этом памятнике ещё предстоит услышать миру, а мы решили вспомнить 10 самых известных работ Зураба Константиновича.

1. Монумент «Дружба народов»



В 1983 году в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией в Москве был установлен «парный» памятник - монумент «Дружба народов».. Это одна из самых известных ранних работ Церетели.

2. Монумент «Добро побеждает Зло»


Скульптура установлена перед зданием ООН в Нью-Йорке в 1990 году и символизирует окончание холодной войны.

3. Монумент Победы



Эта стела была возведена в рамках мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве, открытого в 1995 году. Высота обелиска составляет 141,8 метра – по 1 дециметру за каждый день войны.

4. Статуя Георгия Победоносца на Поклонной горе



У подножия Монумента Победы установлена ещё одна работа Зураба Церетели – статуя Георгия Победоносца, одного из важных символов в творчестве скульптора.



В городе Севилья в 1995 году была установлена одна из самых известных в мире работ Церетели – монумент «Рождение нового человека», достигающий в высоту 45 метров. Уменьшенная копия этой скульптуры находится в Париже.

6. Памятник Петру I


Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота монумента составляет 98 метров.

7. «Святой Георгий Победоносец»



Эта скульптура установлена на 30-метровой колонне на площади Свободы в Тбилиси – Святой Георгий является покровителем Грузии. Монумент был открыт в апреле 2006 года.

8. «Слеза скорби»



11 сентября 2006 года в США был открыт памятник «Слеза скорби» - подарок американскому народу в знак памяти жертв 11 сентября. На церемонии открытия присутствовали президент США Билл Клинтон и президент России Владимир Путин.



В 2010 году на пересечении улиц Солянка и Подколокольного переулка был установлен монумент в честь погибших во время захвата школы в Беслане в 2004 году.



Установлен вблизи Тбилисского моря. Композиция состоит из трёх рядов 35-метровых колонн, на которых в виде барельефов изображены грузинские цари и поэты. Работа над ним продолжается.