Описание картины серебрякова за обедом. Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) (описание)

"За обедом" (второе название - "За завтраком") относится к числу наиболее известных работ художницы. Датой её написания является 1914 год. Сегодня оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее, а с её репродукцией и описанием можно ознакомиться в этой публикации.

Краткая биография художницы

Прежде чем делать Серебряковой «За обедом», следует несколько слов сказать об её авторе. Зинаида Евгеньевна родилась в 1884 году под Харьковом. Её родителями были художник-график Екатерина Бенуа и скульптор Евгений Лансере. Детские и юношеские годы она провела в Петербурге. Девочка росла в окружении творческих людей и с детства увлечённо рисовала.

В 1905 году Зинаида Евгеньевна вышла замуж за инженера-железнодорожника Бориса Серебрякова. У супружеской пары родилось 4 детей: сыновья Женя и Саша и дочери Таня и Катя. Художница рано овдовела и в 1924 году уехала в Париж, оставшись в нём навсегда. Живя во Франции, она продолжала писать, вкладывая в свои произведения всю душу. Преобладающую часть её полотен составляли портреты. Умерла Серебрякова в 1967 году, оставив после себя солидное творческое наследие.

Главные герои

Всю жизнь для Зинаиды Евгеньевны смыслом жизни оставалась картина. Серебрякова за обедом изобразила своих детей Женю, Шурика и Таню. Младшая дочка художницы Катюша в то время ещё была слишком маленькой и не могла позировать. На полотне запечатлён момент, когда дети обедали (или завтракали) в столовой комнате. Красиво сервированный стол свидетельствует о том, что в семье Серебряковых придерживались европейских традиций.

Описание картины Серебряковой "За обедом" стоит начать с характеристики трёх её главных героев. Мальчики, изображённые на полотне, погодки, сестрёнка младше их на несколько лет. Женя задумчиво пьёт воду. Видно, что его не столько мучает жажда, сколько просто интересует содержимое стакана. В это время бабушка (на картине изображёны только её руки) наливает в его тарелку половником суп. Остальные ребятишки внимательно смотрят в сторону зрителя. Перед Шуриком стоит тарелка, наполненная супом. Он уже успел его немного съесть, однако что-то заставило его оторваться от еды и обернуться назад. Тарелка малышки Танечки пустая, и она терпеливо ждёт, пока бабушка нальёт ей суп. Девочка внимательно устремила взгляд в ту же точку, что и её брат. В больших и выразительных глазах детей читается любопытство.

Характер и внешний вид детей

Не только талантливым художником, но и тонким психологом была Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «За обедом» - это не просто сюжетная картина, в ней автор передала каждого своего ребёнка. Её старший сын Евгений рос спокойным и мечтательным мальчиком, Шурик отличался непоседливостью, а доченька Танюша была очень активной и любопытной девочкой. Эти каждого из детей отчётливо видны на полотне.

Продолжая описание картины Серебряковой «За обедом», стоит уделить немного внимания внешнему виду братьев и сестрички. Мальчишки одеты в синие рубашки, девочку нарядили в белоснежный сарафан, под которым виднеется тёмная кофточка. По одежде видно, что после обеда они собрались на прогулку. У всех детишек очень похожие лица. Танюша аккуратно причёсана, а вот волосы у Шурика и Жени торчат в разные стороны.

Обеденный стол

Описание картины Серебряковой «За обедом» позволяет увидеть, в русских до революции. Белоснежная скатерть, салфетки и красивая посуда в те времена были повседневными атрибутами, без которых в приличных домах не обходилась ни одна семейная трапеза. Кроме большой супницы, мисок и стаканов, на столе можно увидеть графин с водой, жёлтый кувшин, сахарницу, солонку и небольшие тарелочки со свежими булочками и шоколадным печеньем.

Несмотря на отсутствие ярких цветов, у художницы получилась очень солнечная картина. Серебрякова «За обедом» посвятила своим детям, поэтому каждый штрих на полотне выполнен с особой От картины веет теплом и уютом. Глядя на неё, можно понять, что настоящее счастье любой женщины заключается в её малышах.

Другие детские портреты автора

«За обедом» - это не единственное произведение, в котором Серебрякова нарисовала своих детей. После смерти мужа художница создала свою наиболее трагическую картину «Карточный домик». Здесь она изобразила подросших и осиротевших сыновей и дочек. В их лицах читается нескрываемая грусть и отчаяние.

Детская тематика скользит в картинах «Женя», «Таня и Катя. Девочки возле рояля», «Портрет А. Черкесовой-Бенуа с сыном Александром», «Катя в маскарадном костюме» и многих других. По мнению художника А. Н. Бенуа, родного дяди Зинаиды Евгеньевны, в написании портретов детей ей не было равных.

Картина Зинаиды Серебряковой «За обедом» - это портрет, сделанный на семейной кухне. Она изобразила на ней церемонию обеда своих детей. Картину эту я увидел первый раз в Третьяковской галерее, и она мне сразу же понравилась своей теплотой и заботой.

Лица хозяйки не видно на картине, а видно только ее заботливые руки, которые осторожно наливают суп в фарфоровую посуду. На столе стоит большой желтый кувшин, чуть поменьше его стеклянный графин, рядом в ним супница стоит на полосатой деревянной подставке.

Две румяные булочки лежат на круглой деревянной подставке рядом с кувшином, почти по центру стола. Есть маленькая белая солонка, коричневый горшочек, три стакана, печенье, аккуратно скрученная салфетка и одна пустая тарелка для самой кухарки.

Когда она закончит свою работу, тогда сможет поесть. Стол покрыт белоснежной скатертью.Самый старший ребенок в семье это Женя. Ему 8 лет. Мальчик поднес к губам стакан с водой и хочет ее выпить. Его взгляд устремлен на дно бокала.

Младший сын Саша, сидящий спиной к нам, смотрит, повернув голову, на рисующую его маму, с послушным взглядом полным благодарности и внимания. Он держит ложку в своей тарелке с супом. Саша приступил к еде. Ему 7 лет. Спина Саши ровная, как подобает воспитанному ребенку.

Тата же, - маленькая девочка сидит, закинув ногу на стул и положив руку на тарелку с красивой голубой каемочкой. Ей так удобнее. Это самый любимый ребенок в семье. Судя по автопортретам Зинаиды Серебряковой: «в костюме Пьеро» 1911 г, «с кистью», - дети очень похожи на свою маму. У всех у них карие глаза, одного цвета волосы.

У Жени джемпер серого цвета, у Саши пиджак серый в полосочку, а у Таты белая кружевная сорочка поверх черной рубашечки, без воротничка и тоже в полосочку. В бликах на посуде отражается солнце, светящее через окно. На пиджаке Саши видна тень.

Когда мы обедаем с семьей, моя мама сидит рядом с папой посередине стола, а мы с моей сестрою по двум другим сторонам. Обычно у нас обед начинается с супа, потом второе и третье. Я люблю больше всего вишневый компот. Мы едим на обед борщ, щи, куриный бульон, или бульон с фрикадельками. На второе у нас пюре, рис, гречневая каша с молоком и еще макароны. Бывает, мы дома едим салаты: из огурцов и помидоров с майонезом, из маринованной капусты, с курицей и брокколи.

Посуда у нас дома вся стеклянная, кроме ложек с вилками. Я очень люблю как моя мама готовит и чем-то картина Зинаиды Серебряковой напоминает ее, только если бы не было этой кухарки. Нам мама готовит все сама, поэтому я так люблю еду и маму.

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;
  • показать особенности построения текста сравнительного характера;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;
  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Техническое обеспечение:

  • Использование средств ИКТ:
  • Программа Microsoft Word для создания сопроводительного текста к презентации.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Подготовка учителя к уроку. Материал о жизни и творчествеН.С. Лескова

В жизни каждой семьи есть свои традиции, те обычаи, которыми определяются установившиеся порядки в поведении, в быту. В семье русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, жившей в начале 20 века, тоже были свои традиции. (слайд № 2) Об одной из них и пойдет речь на нашем уроке. Сегодня мы обратимся к одной из самых известных картин З. Серебряковой "За завтраком", созданной в 1914 году. (слайд№ 3)

О какой традиции идет речь на этом художественном полотне? (Наверно, когда вся семья собирается на завтрак)

Верно. Раньше в дворянских семьях было принято во время завтрака, обеда, ужина собираться всей семьей. В столовой комнате сервировали стол для трапезы (приёма пищи). Взрослые и дети переодевались к обеду и ужину, спускались к столу.

Задача нашего урока не только описать картину-портрет и изображённых на ней героев, но и произвести их сравнительную характеристику.

Что же такое сравнение и сравнительная характеристика?

Сравнение - одна из разновидностей рассуждения, где необходимо установить сходство и различие между объектами.

Сравнительная характеристика - выявление сходных и различных особенностей в характере, внешности, речи, деятельности сравниваемых людей или героев художественного произведения. (слайд № 4)

2. Беседа по картине (по ходу беседы ученики делают записи в черновиках) (слайд № 5)

1. Как вы считаете, родные ли люди изображены на картине? (Да, это родные люди.Это дети художницы.)

2. По каким признакам вы определили, что это родные?(Дети очень похожи, особенно девочка и мальчик, которые изображены на переднем плане.У них практически одинаков цвет глаз, овал лица.)

3. Что объединяет этих детей? (Это одна семья и в данный момент их объединяет то, что они собрались все вместе позавтракать)

4. На полотне группа людей (детей) - несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета. Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет - вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

Как мы видим, на картине изображено трое детей, в столовой комнате их дома, связанных единым действием - они завтракают.(слайд № 6)

5. Судя по картине, какая атмосфера царит в семье?(слайд № 7)(Хорошая, дружелюбная атмосфера. Здесь царит мир. Это видно по выражению лиц детей. Скорее всего, все хорошо относятся друг к другу, а детей в семье очень любят. И дети не ссорятся между собой).

6. Кто из детей старше? (Наверно, мальчик, который изображён на заднем плане картины.Он пьёт воду и не обращает внимания на то, что так заинтересовало его брата и сестру).

7. Опишите этого мальчика.(слайд № 8) (Тонкие черты лица, прямой нос, тёмно-русые волосы, брови, тонкой дугой пролегающие над глазами. Небольшой румянец на щеках освежает его бледное лицо. Он опустил глаза, и нам трудно сказать о том, каково его выражение глаз, и мы не модем определить характер этого мальчика. Он серьёзен и сосредоточен. Его лицо немного грустное.)

8. А теперь посмотрите на второго мальчика.(слайд № 9) Чем он отличается от старшего? (Более общительный. Оторвался от обеда, обернулся и внимательно смотрит на нас. Его что-то заинтересовало. Первое, что бросается в его внешнем облике, - это большие, тёмно-карие, выразительные глаза, очерченные густыми ресницами. Видно, что он любознательный.)

9. А их младшая сестра? (слайд № 10) Что отличает её от братьев? Опишите внешность девочки. (Она тоже внимательна, смотрит на нас. Она так увлеклась, что даже положила руку на тарелку. У неё открытое лицо, огромные карие глаза. Одна из бровей немного вздёрнута, что также говорит об интересе девочки к происходящему. Но в то же время она серьёзна. Небольшой носик, на щечках яркий румянец. Маленький ротик с тонкими алыми губами. На девочке красивое, нарядное платье тёмно-синего цвета и белый фартук, украшенный кружевами, будто она специально готовилась к тому, что её будут рисовать, это отличает её от братьев).

Итак, мы убедились, что дети, изображённые на картине, имеют общие черты, а с другой стороны, разные. Можно их сгруппировать по общим признакам? Для того, чтобы вам легче было справиться с заданием, давайте составим таблицу, в которой выделим черты сходства и различия наших героев.(слайд №11)

Младший брат и девочка Старший мальчик
Поза Повернули голову к зрителю, сидят в пол-оборота, мальчик держит ложку, а девочка положила руку на тарелку, другой держится за стул Голова наклонена чуть влево, в руках держит стакан с водой, подносит его к губам, локти положил на стол
Лицо Тонкие черты лица, выразительное, яркое Бледное, правильные черты
Глаза Карие, большие, широко раскрыты, живые, блестящие Прищуренные, опущены вниз
Взгляд Обращен к зрителю, внимательный, выразительный, любознательный Отсутствующий, сосредоточенный на своём действии
Нос Маленький, курносый Прямой, острый, средний по величине
Рот, губы Изящный, маленький, "бантиком"; яркие, алые Небольшой; тонкие, ярко-красные, вытянуты "ниточкой"
Волосы Каштановые, прямые, непослушные Русые, короткие, аккуратно уложены
Характер Добрый, покладистый Мечтательный
Одежда Темно-синее платье и белый, с кружевами фартук; темно-синяя в тонкую белую полоску рубашка Тёмно-синяя домашняя рубашка

10. Почему младшие дети так внимательно смотрят на зрителя? (Первое предположение - позируют художнице, второе - пришёл папа, и они смотрят на него).

3. Словарно-орфографическая работа

Как вы понимаете следующие словосочетания (слайд №12)

  • мирная сцена (спокойная, налаженная жизнь);
  • активное состояние детей (их неподвижность, различные действия);

Вставьте пропущенные буквы в слова(слайд №13): жё лтый кувшин, суповая миска, очаровательныедети, белоснежная скатерть, домашняя традиция

Задание на дом: написать сочинение-описание сравнительного характера по картине-портрету З.Е Серебряковой "За завтраком".

За обедом (За завтраком)

Зинаида Серебрякова - очень талантливая художница и одной из ее самых известных картин, является картина «За обедом». С ней дети обычно знакомятся во 2 или 6 классе. На этом полотне художница изобразила троих ребятишек, которые сидят за столом в ожидании завтрака. Это двое мальчишек и одна девочка.

Все они одеты в школьную форму, значит, ребята только что пришли со школы и еще не успели переодеться. Проголодавшись, они сразу прибежали к столу.

На переднем плане изображен мальчик, он сидит на стуле и уже кушает вкусный суп, который приготовила мама. На вид ему около десяти лет, он старший ребенок в этой семье. Мальчик изображен повернутым к художнику и такое ощущение, что его позвали, а он этого совсем не ожидал, ведь даже не успел выпустить ложку из рук.

Следующей художник изобразил девочку. Это очень милая малышка примерно шести лет. Наверное, девочка первоклассница и только привыкает к школе. Она сидит на самом краешке стула, в ожидании своей порции горячего и ароматного супа. Услышав, что кто-то позвал ее брата, она также обернулась на голос.

Третий мальчик сидит с другой стороны стола. Он держит стакан воды и о чем-то задумался. Наверное, у него небольшие проблемы в школе или он получил двойку и боится об этом сказать.

Также художник изобразил руки заботливой матери, которая наливает горячий суп для своего ребенка.

Изображенный стол накрыт красивой белой скатертью, он невероятно большой и сразу видно, что здесь живет большая и дружная семья. Посуда, которая стоит на столе, очень красива, она расписана, необычным синим узором. Из еды, на столе не только горячий и вкусный суп, но и свежеиспеченные булочки, и шоколадное печенье. Рядом с супом стоит свежая сметана, а в кувшин налито парное молочко.

Да, мама с лихвой подготовилась к приходу своих детей со школы, наготовила столько всего вкусненького!
Атмосфера, исходящая с этой картины очень домашняя и теплая. Ведь что может быть лучше большой и дружной семьи?
Удивительно, но Зинаиде Серебряковой удалось передать не только атмосферу, происходящую за столом, но глядя на полотно, мы можем услышать и почувствовать нечто большее.

Вы только посмотрите на эту кастрюлю с супом, чувствуете, какой аромат от него исходит? А озорные и милые ребятишки, вы только посмотрите на них! Наверное, буквально несколько минут назад, эта комната была наполнена их веселыми и звонкими голосами.

Эта картина действительно шедевр, ведь крайне сложно изобразить большое действие в мелочах, а художнице это удалось.

2 класс, 6 класс, 5 класс.

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)

    На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает сквозь густые ветви деревьев.

  • Сочинение по картине Тихого Аисты 9 класс описание

    Иван Антонович Тихий, уникальный русский художник, который написал картину «Аисты», она до сих пор удивляет всех художественных критиков своим величием и натуральностью

Сочинение по картине художницы З.Е. Серебряковой для учащихся 2 класса по программе «Школа России» учебник «Русский язык – 1 часть». На картине изображена комната. В ней стоит стол с белой скатертью, а у него сидят дети. Это дети художницы: мальчики Шурик и Женя и девочка Тата. На столе виден кувшин с компотом, графин с водой, на тарелке лежат вкусные румяные булочки. Один мальчик держит в руках стеклянный стакан и пьет воду. Тата и другой мальчик смотрят на нас. Справа видно, как мама наливает суп или бульон из суповой миски. Раньше приносили суп к столу в таких красивых мисках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За обедом»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Её отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Её братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики. Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату. Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в её творчестве. В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов. В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг её интересов.

В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех. На 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» . Её пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы. Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Её родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все её работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. Творческое общение с балеринами на протяжении 3 лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций. Семья переживает тяжёлые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у неё ничего не получилось. Она любила работать с натурой. В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Её первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям. В 1961 в Париже её навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве. В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве. В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Что изображено на картине? На картине изображён обеденный стол. Почему картина так названа? Кто сидит за столом? Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Какими вы увидели детей? Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Ему 7 лет лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему 8 лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. Что они делают? Шура ест суп. Женя пьёт воду. Тата не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде. Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? На стуле лежит подушечка, девочка маленькая и не достаёт до стола и поэтому она сидит на подушечке.

У детей на щёчках румянец, наверняка они прибежали с прогулки. Поэтому женя так жадно пьёт воду. Что находится на столе? Стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза. А что ещё заметили на картине? Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе. Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми. Заинтересовала ли вас картина? Всё просто и эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

План: 1. Столовая. 2. Дети. 3. Что изображено на столе? 4. Моё впечатление.

столовая светлая комната, довольно большой обеденный стол, накрыт белой скатертью дети Шура – 7 лет Женя, он старший из братьев, ему 8 лет Тата (Татьяна), ей всего два с половиной года Что изображено на столе? изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом; супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза; кувшин с компотом, графин с водой, на тарелке лежат вкусные румяные булочки моё впечатление За столом дружная семья

Примерное сочинение: На картине художницы З.Е.Серебряковой изображена комната. В ней стоит стол с белой скатертью, а у него сидят дети. Это дети художницы: мальчики Шурик и Женя и девочка Тата. На столе виден кувшин с компотом, графин с водой, на тарелке лежат вкусные румяные булочки. Один мальчик держит в руках стеклянный стакан и пьет воду. Тата и другой мальчик смотрят на нас. Справа видно, как мама наливает суп или бульон из суповой миски. Раньше приносили суп к столу в таких красивых мисках. Дети нарядные, они сидят за столом одни, без взрослых. Все ведут себя хорошо. Только Тата подогнула под себя ногу и положила на тарелку руку. Некуда будет поставить суп. Тата ещё маленькая и не очень хорошо ведёт себя за столом. Мне картина понравилась. Она очень красивая.