Определение монополистом оптимального объема производства. Экономические последствия монополии

Прежде чем перейти к анализу экономической деятельности монополии на рынке, необходимо отметить, что можно выделить три типа данных структур, которые различаются по внешним обстоятельствам, способствующим тому, что данная фирма стала единственным производителем на рынке:

  • - закрытая монополия;
  • - естественная монополия;
  • - открытая монополия.

Во-первых, фирма может стать монополистом, если она защищена законом, и в данную сферу деятельности не могут проникнуть другие фирмы- конкуренты. В таком случае возникает закрытая монополия. Примеров таких ситуаций на рынке довольно много: почтовая служба, авторское право, патентная защита. Закрытых монополий со временем становится меньше. В качестве их главного "разрушителя" выступает научно-технический прогресс: например, совсем недавно к закрытым монополиям относили телефонную связь, почту и телеграф. В настоящее время монополизация этих сфер деятельности разрушена за счет появления мобильной связи и Интернета.

Естественная монополия

возникает в том случае, если минимум долгосрочных средних издержек достигается только тогда, когда данная фирма обслуживает весь рынок целиком. При такой ситуации работает эффект масштаба производства, который не позволяет разделить данный рынок между несколькими производителями. Примером может служить метрополитен в крупном городе, водопровод и канализация, обеспечение населения газом. В некоторых случаях естественные монополии могут базироваться на владении каким-либо уникальным ресурсом.

Открытая монополия

Не защищена какими-либо специальными мерами, и возникает в ходе конкурентной борьбы на рынке. Как правило, это крупные фирмы, которые в данный момент являются единственным производителем определенного товара, что не исключает рано или поздно появления других фирм с аналогичными товарами. Они более чувствительны к конкурентной борьбе, и их положение на рынке менее устойчиво, чем первых двух видов монополий.

Такое деление монополий весьма условно, так как на их положение воздействуют различные факторы, в частности научно-технический прогресс. Мы приводили пример с закрытыми монополиями. Такая же ситуация может возникнуть с уникальными природными ресурсами, например, получение газа из биологических отходов, электроэнергии - от использования энергии солнца или ветра. Поэтому в долгосрочной перспективе все монополии можно считать отрытыми. Первоначально рассмотрим общие принципы работы фирмы на рынке в условиях несовершенной конкуренции.

Из предыдущего материала известно, что при несовершенной конкуренции фирма попадает в ту ситуацию, когда каждая последующая единица продукции продается по более низкой цене, т.е. цена не является заданной величиной. Фирма, сталкиваясь с рыночным спросом, осознает, что увеличение объема продаж приводит к уменьшению рыночной цены. Поэтому кривая спроса для монополиста имеет отрицательный наклон.

Крайним случаем работы в условиях несовершенной монополии является "чистая", или абсолютная, монополия. Такие фирмы появляются в том случае, когда они являются единственным производителем продукта, не имеющего близких заменителей, доступ в данную отрасль для других затруднен. Следовательно, абсолютная монополия совпадает с отраслью.

При рассмотрении вопросов эластичности спроса по цене, мы отмечали взаимосвязь между ценой и совокупным доходом (общей выручкой) при изменении спроса: если спрос эластичен, то уменьшение цены вызывает увеличение дохода, и наоборот, неэластичный спрос приводит к падению дохода при снижении цены.

Соединим график спроса и предельного дохода фирмы с графиком общего дохода (рис. 7.16).

Если кривая спроса имеет вид прямой, как на рис. 7.16, то ее верхняя часть (выше точки В) отражает эластичный спрос, т.е. при снижении цены общая выручка 77? растет. В точке В , которая делит линию спроса пополам, Ер= -1, общая выручка принимает максимальное значение (77? = Р*() 2 или площади прямоугольника Р 2 В() 2 <)), а предельный доход МЯ равен 0. Объем продукции 2 2 при цене Р 2 является оптимальным для данной фирмы. Участок линии ниже точки характеризует неэластичный спрос, предельный доход принимает отрицательное значение, а общий доход снижается до 0. Кроме того, следует подчеркнуть, что предельный доход меньше цены при любом объеме выпуска продукции, поэтому кривая МЯ лежит всегда ниже кривой спроса.

Перейдем к рассмотрению условий максимизации прибыли монополиста в коротком периоде.

Рис. 7.16.

для монополиста:

а - взаимосвязь линии спроса и эластичности спроса на товар: б - графическая зависимость общего и предельного доходов от эластичности спроса на товар

Монополист должен определить линию своего поведения: либо ограничить объем продаж для поддержания высокой цены, либо увеличить объем реализации, но уже по сниженной цене. Если фирма-монополист устанавливает цену Р 1? то она сможет продать только 0! единиц товара (см. рис. 7.16, а ), а ее общая выручка составит сумму, равную площади прямоугольника РИ(2]0. С увеличением объема продаж площадь этого прямоугольника, т.е. общая выручка, будет расти, достигнет максимума при объеме (2 2 * а затем начнет снижаться (рис. 7.16, б), пока не станет равна нулю при объеме 0.

Необходимо отметить, что общая выручка растет до тех пор, пока предельная выручка от продажи дополнительной единицы продукции имеет положительное значение. Очевидно, что на графике линия предельной выручки должна начаться в точке (I и пройти через (22-

Вторая точка - 0, 2 определяет тот оптимальный объем производства, при котором общая выручка (ТК) - максимальна. При дальнейшем наращивании производства (больше (2 2) линия предельной выручки уходит в область отрицательных значений, и общая выручка - надает. При объеме (^ общая выручка упала бы до нуля. Как и в случае совершенной конкуренции, "чистый" монополист максимизирует прибыль при условии, когда МЛ = = МС, т.е. когда предельные (дополнительные) затраты сравняются с предельной (дополнительной) выручкой. Но, при этом, для монополиста МЯ < Р.

Условие максимизации прибыли для монополии, принимает вид МС = = МЯ < Р. В отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с рыночной ценой.

Рассмотрим модель поведения фирмы монополиста, стремящегося максимизировать свою прибыль. Соединим на одном рисунке линию спроса

фирмы-монополиста сЫ, предельной выручки МЛ, графика предельных затрат МС и средних общих затрат АТС (рис 7.17).

Рис. 7.17.

конкуренции

Для нахождения объемов продукции, при которых фирма получит максимальную прибыль, находим точку пересечения MR и МС (точка Е). Перпендикуляр, опущенный из точки Е на ось абсцисс, дает нам количество продукции, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли &. Продолжение данного перпендикуляра вверх, дает точку пересечения L с линией спроса del. Проекция данной точки на ось ординат даст возможность определить, по какой цене возможно продать продукцию в количестве (Д. Данная проекция точки L дает равновесную цену Р е.

Общий доход фирмы-монополиста (TR ) определяется величиной произведения равновесной цены на равновесный объем продаж Р е (Д, или площадью прямоугольника P e LQ t , 0. В составе дохода от продажи определенного продукта скрываются общие издержки фирмы и ее прибыль. Общие издержки зависят от средних издержек на единицу продукции и ее количества. Проекция на ось ординат точки пересечения перпендикуляра ОД со средними общими затратами (рис. 7.17 точка К) дает величину АТС. Произведение значения средних общих издержек (р х) на величину равновесного для фирмы-монополиста объема выпуска продукции (Q,) дает величину общих затрат ТС. Если из общей выручки вычесть общие затраты, то получим величину общей прибыли ТР Г которая графически измеряется площадью прямоугольника P (,LKp x .

Возникает вопрос: может ли фирма-монополист, которая диктует на рынке правила поведения для других фирм и свои условия для потребителей, терпеть убытки? Анализ показывает, что при определенных условиях (экономический кризис, свертывание добычи традиционно используемого сырья и других негативных явлениях) даже монополист может оказаться в сложной ситуации и терпеть убытки (рис. 7.18).

Рис. 7.18.

В том случае, если средние общие издержки монополии в краткосрочном периоде будут выше, чем спрос на производимую продукцию, то фирма начнет работать с отрицательной прибылью. Задача фирмы в таком случае свести их к минимуму. Выбрав ситуацию равновесия в точке Е {) (когдаЛ//? = = МС) и подняв перпендикуляр, мы получим, что р" > Р 0 , т.е. себестоимость продукции выше рыночной цены. Оптимизировать данную ситуацию монополист может, использовав правило, которое было установлено при совершенной конкуренции, а именно - производя продукцию в объеме 0(). Любой сдвиг количества производимой продукции в сторону увеличения или уменьшения, только увеличит получаемые фирмой убытки. Дальнейший выход из данного состояния зависит или от ситуации па рынке с ценой, или от возможности монополии снизить затраты.

Известно, что монополистическое положение фирмы на рынке даст ряд преимуществ производителю, ущемляя при этом интересы потребителя. В чем это заключается и как это можно измерить экономически?

На рис. 7.19 отражены АТС и МС, соответствующие работе двух фирм: одна монополист, и другая, которая действует па рынке в условиях совершенной конкуренции. Для монополии равновесие устанавливается в точке Е { при объеме производства, равном (2 1? и цене на рынке Р х. Тогда прибыль, получаемая данной фирмой, будет равна площади прямоугольника Р { АкР ъ. Для конкурентной фирмы ситуация будет складываться иначе: равновесие установится в точке Е 2 , где объем производства будет равен () 2 * а равновесная цена Р 2 . Цепа у конкурентной фирмы будет ниже, а объем производства больше, чем у монополиста.

Сравним ренту потребителей двух фирм: у фирмы-монополиста она будет выражаться площадью треугольника Р { РА , а у конкурентной фирмы - Р 2 РЕ 2 , причем площадь второго треугольника больше, чем первого. Это говорит о том, что, приобретая товар у фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, потребитель экономически выигрывает. Количественно это выражается площадью фигуры Р 2 Р^АЕ 2 , которая складывается из площади прямоугольника Р 2 РЛт , и площади треугольника тАЕ 2 . Следовательно, снижение ренты покупателя, в случае приобретения товара у монополиста, будет равно площади фигуры Р 2 РЛЕ 2 , при этом уменьшение ренты производителя за счет снижения объема производства с целью удержания более высокой цены, будет равно Е { АЕ 2> а часть дохода потребителя (площадь фигуры Р 2 Р { ЛЕ 2) перераспределится в пользу монополиста. Поэтому государство, чтобы защитить права потребителей, использует антимонопольное законодательство.

Рис. 7.19.

Открытая монополия может подвергаться угрозе появления новых производителей на своем рынке. В таком случае она должна выработать такую стратегию в долгосрочном периоде, которая бы ее обезопасила от возможных конкурентов. Здесь возможны две модели поведения. Во-первых, монополист может установить первоначально такую высокую цену, которая даст ему возможность сначала получить очень хорошую экономическую прибыль. Но он должен понимать, что это привлечет в данную сферу производства конкурентов. Это приведет к необходимости снижения цены и потери части экономической прибыли, с чем ему придется смириться. В дальнейшем, полученную ранее экономическую прибыль он может использовать для разработки нового продукта, и первоначально вывести его на рынок опять по высокой цене.

Во-вторых, монополист может вывести новый продукт по умеренной цене. Тогда и получаемая прибыль будет весьма умеренной, и менее привлекательной для других фирм. Такая политика носит название лимитирующего ценообразования. Она дает возможность долгое время оставаться единственным производителем данного продукта. Монополист может использовать смешанные технологии ценообразования с целью "закрепить" за собой данный рыночный сегмент. Например, выставив первоначально свой продукт по высокой цене, дальше фирма "скользит" вниз по кривой спроса постепенно уменьшая цену, что затрудняет выход на данный рынок конкурентов. В случае появления все-таки новых фирм с аналогичным продуктом, первоначальная монополия превращается в олигополию.

Предположим, что, как и в моделях совершенной конкуренции, целью конкретного монополиста является максимизация экономической прибыли. Как и прежде, в данном случае это означает, что монополист на краткосрочном этапе должен придерживаться такого уровня выпуска продукции, при котором разность между валовым доходом и валовыми издержками будет наибольшей. Такое решение для монополиста является менее вынужденным, чем для конкурирующей фирмы, поскольку монополисту приходится тратить меньше усилий для выживания. Другими словами, эволюция от конкуренции к монополии привела к тому, что в условиях монопольного производства максимизация прибыли требует меньших усилий. В дальнейшем в этой главе будет рассмотрено альтернативное допущение, согласно которому монополисты охотнее стремятся максимизировать выпуск продукции, чем экономическую прибыль. Но пока мы будем исследовать поведение монополиста, целью которого является максимизация прибыли.
Кривая валового дохода монополиста
Главное различие между монополией и совершенной конкуренцией - характер изменения валового и предельного доходов при изменении объемов производства продукции. Как было показано в главе 11, кривая спроса для фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, имеет вид горизонтальной линии при цене краткосрочного рыночного равновесия Р*. Фирма совершенной конкуренции просто принимает цену, поскольку доля выпускаемой ею продукции слишком мала, чтобы оказывать сколько-нибудь заметное влияние на рыночную цену. При этом кривая валового дохода совершенной конкурирующей фирмы представляет собой луч, исходящий из начала координат, с углом наклона, равным Р* (рис. 12.2).
)?
Теперь предположим, что фирма-монополист имеет ниспадающую кривую спроса (рис. 12.3). Как для любой фирмы, валовой доход такого монополиста равен произ-ведению цены на количество изделий. Например, в точке Л этой кривой спроса мо-нополист продает в течение недели 100 ед. продукции по цене 60 долл. за единицу, что обеспечит ему валовой доход 6000 долл. в неделю. В точке В он продаст уже 200 ед. по цене 40 долл. за единицу и получит валовой доход в размере 8000 долл. в неделю и т. д. Разница между монополией и совершенной конкуренцией заключается в том, что монополист, желающий продать больше продукции, должен снижать цену, причем не только на дополнительную единицу продукции, но и на всю ранее выпущенную продукцию. Как было сказано в главе 5, эффект ниспадающей кривой спроса проявляется в том, что валовой доход не на всем отрезке пропорционален количеству выпущенной продукции. Как и при совершенной конкуренции, кривая валового дохода монополиста (центральная часть рис. 12.3) проходит через начало координат, поскольку и в том и в другом случае при отсутствии всяких продаж не было бы и никакого дохода. Но при снижении цены валовой доход монополиста не возрастает линейно по отношению к объему выпуска продукции, а достигает максимальной величины при объеме выпуска продукции, соответствующем средней точке на кривой спроса (В в верхней части рис. 12.3), после чего начинает снижаться. Соответствующие значения ценовой эластичности спроса приведены в нижней части рис. 12.3. Заметим, что валовой доход достигает максимума, когда ценовая эластичность спроса равна 1.
Цена (долл./ед. продукции)
УПРАЖНЕНИЕ 12.1
Изобразите графически кривую валового дохода монополиста, для которого кривая спроса представлена уравнением: Р= 100 - 2().
В верхней части рис. 12.4 приведены кривая краткосрочных валовых издержек и кривая валового дохода монополиста, соответствующие кривой спроса, изображенной на рис. 12.3. Экономическая прибыль, показанная в нижней части рисунка, по-ложительна в интервале от Q = 45 до Q - 305 и отрицательна при всех прочих число-вых значениях Q. Точка максимальной прибыли соответствует уровню выпуска про-дукции Q* = 175 ед. в неделю, который расположен слева от объема выпуска про-дукции, максимизирующего валовой доход (Q = 200).
Отметим из рис. 12.4, что расстояние по вертикали между краткосрочными кри-выми валовых издержек и валового дохода является наибольшим, когда эти кривые параллельны, что соответствует точке Q= 175. Предположим другую ситуацию - например, что в точке максимизации прибыли кривая валовых издержек устремляется вверх более круто, чем кривая валового дохода. Тогда можно было бы сэкономить за счет уменьшения объема производства, поскольку снижение издержек при этом превышало бы соответствующее снижение валового дохода. И наоборот, если кривая валовых издержек была бы менее крутой, чем кривая валового дохода, данный монополист смог бы получить более высокую прибыль за счет увеличения выпуска продукции, поскольку валовой доход возрастал бы теперь быстрее, чем валовые издержки.?
Предельный доход
Наклон кривой валовых издержек при любом уровне выпуска продукции по опре-делению равен предельным издержкам при этом уровне выпуска продукции. Наклон кривой валового дохода также по определению представляет собой предельный доход 1. Как и для конкурирующей фирмы, мы можем рассматривать предельный доход монополиста как некоторую величину, на которую изменится его валовой доход при изменении объема продаж на 1 ед. Если предположить, что АТЯ(О) представляет собой изменение валового дохода, происходящее в ответ на некоторое небольшое изменение объема выпуска продукции (АО), то предельный доход (МЯ(О)) может быть определен из уравнения:
Пользуясь таким определением, опытный монополист, стремящийся максими-зировать прибыль на краткосрочном этапе, будет производить объем продукции (?*, при котором
МС(0*) = МЯ(0*).2
Напомним, что аналогичное условие для конкурирующей фирмы заключалось в выборе такого уровня производства, при котором цена и предельные издержки были равны. Обратите внимание, что предельный доход (МЯ) и цена (Р) в условиях совершенной конкуренции совпадают (когда такая фирма увеличивает выпуск своей продукции на 1 ед., ее валовой доход увеличивается на величину Р). Отсюда можно сделать вывод, что условие максимизации прибыли фирмой, работающей в условиях совершенной конкуренции, является просто частным случаем уравнения (12.2).
Для фирмы-монополиста предельный доход всегда будет меньше цены3. Чтобы убедиться в справедливости такого утверждения, рассмотрим кривую спроса на рис. 12.5. Предположим, что монополист планирует увеличить объем продукции с О0 = 100 до С?0 + Л 0~ 150 ед. в неделю. Валовой доход этого монополиста от продажи 100 ед. в неделю составляет 60 долл./ед. 100 ед./нед. = 6000 долл./нед. Чтобы продать дополнительно Л О = 50 ед./нед., он должен снизить свою цену до 60 - АР =
- 50 долл. за единицу, а это означает, что его новый валовой доход составит 50 долл./ед. 150 ед./нед. = 7500 долл./нед. Чтобы определить предельный доход, достаточно вычесть первоначальный валовой доход (6000 долл. в неделю) из нового валового дохода (7500 долл. в неделю) и разделить полученную разность на величи-
1 В терминологии техники вычислений предельный доход представляет собой производ-ную функцию 2 Это условие может быть также подтверждено, если принять во внимание, что перво-очередное условие максимизации прибыли определяется выражением
3 В действительности существует исключение из этого утверждения - для случая совер-шенной дискриминации, осуществляемой монополистом, о чем будет рассказано в дальней-шем. - Прим. авт.
ну приращения выпуска продукции (АО = 50 ед. в неделю). В результате получим МЯ{О0 = 100) = (7500 долл./нед. - 6000 долл./нед.)/50 ед./нед. = 30 долл./ед. Очевидно, что эта величина меньше первоначальной цены, равной 60 долл. за единицу.
Рассмотрим еще одну полезную взаимосвязь между предельным доходом и сум-мами выигрыша от новых продаж и убытков от продаж ранее выпускавшихся изделий по новой, более низкой цене. На рис. 12.5 площадь прямоугольника В (2500 долл. в неделю) представляет собой выигрыш от дополнительных продаж по сниженной цене; площадь прямоугольника А (1000 долл. в неделю) - это убытки, понесенные в результате продажи ранее выпускавшихся 100 ед. изделий в неделю по 50 вместо 60 долл. за единицу. Предельный доход представляет собой разность между выигрышем от дополнительных продаж и убытками от продаж по сниженной цене, деленную на изменение количества продаж. В итоге получим [(2500 долл./нед.
- 1000 долл./нед.)/50 ед./нед.] опять 30 долл. за единицу.
Р (долл./ед.)
Рис. 12.5. Изменения валового дохода в результате снижения цены Площадь прямоугольника А (1000 долл. в неделю) - это убытки, понесенные в результате продажи ранее выпускавшихся изделий по сниженной цене; площадь прямоугольника В (2500 долл. в неделю) - это выигрыш от продажи дополнительных изделий по новой, более низкой цене. Предельный доход представляет собой разность площадей этих двух прямоугольников (2500 долл./нед. - 1000 долл./нед. = 1500 долл./нед.), деленную на изменение количества выпускаемых изделий (50 ед./нед.). В данном случае МЯ составляет 30 долл. за единицу, т. е. меньше, чем новая цена - 50 долл. за единицу.
Чтобы исследовать изменения предельного дохода при перемещении вдоль кривой спроса, рассмотрим конкретную линейную кривую спроса (рис. 12.6). Предположим, что данный монополист планирует увеличить выпуск продукции с О0 до
О0 + АО ед. Его валовой доход от продажи О0 составит Р0(?0. Чтобы продать допол-нительно АО ед., ему придется снизить цену своей продукции до величины Р0 - АР, при этом его новый валовой доход составит (Р0 - АР) (О0 + АО), что равнозначно выражению: РО0О + РйА0 - А Р0$ - А РАО. Чтобы вычислить предельный доход, до
статочно просто вычесть первоначальный валовой доход Р0()0 из нового валового дохода и разделить эту разность на величину изменения выпуска продукции Д(>. В результате получим: МЯ(О0) = Р0 - (ДР/Д0Шо - АР. Из последнего выражения ясно, что МЯ(О0) меньше Р0. Поскольку АР стремится к 0, выражение для расчета предельного дохода имеет вид:
лэда>)=л>--^а>(12.з)
Уравнение 12.3 позволяет интуитивно оценить результат при изменении выпуска продукции (А О) на единицу: тогда Р0 будет представлять собой выигрыш от продажи этой дополнительно произведенной единицы продукции, а (Д7УЛ0ОО = АРб0 будет представлять собой убытки от продажи всех единиц существующего уровня производства по сниженной цене. Из выражения 12.3 также видно, что предельный доход меньше, чем цена при всех положительных уровнях производства.
Площадь прямоугольника В больше площади прямоугольника А (рис. 12.6), а значит, предельный доход при уровне выпуска (?0 является положительным. Однако при увеличении уровня производства, т. е. при его выходе за пределы средней точки М на кривой спроса, предельный доход при дальнейшем расширении производства продукции будет отрицательным. Например, то обстоятельство, что площадь прямоугольника Сбольше площади прямоугольника Д означает, что предельный доход при уровне выпуска 01 меньше 0.
Долл./ед.
Рис. 12.6. Предельный доход на кривой спроса Когда О расположен левее средней точки М на кривой спроса, имеющей вид прямой линии (например, О = О0), выигрыш от дополнительных продаж (площадь В) будет больше убытков от снижения цены при существующем уровне продаж (площадь А). Когда О расположен правее средней точки (например, О = О,), выигрыш от дополнительных продаж (площадь Ь) будет меньше убытков от снижения цены при существующем уровне продаж (площадь С). В средней точке кривой спроса выигрыш и убытки равны. Это означает, что предельный доход в этой точке равен 0.
Предельный доход и эластичность
В соответствующих точках на кривой спроса справедливо и другое полезное со-отношение, связывающее предельный доход с ценовой эластичностью спроса. На-помним, что в главе 5 ценовая эластичность спроса в точке (О, Р) определялась сле-дующим выражением:
-
Д
Здесь А() и АР имеют противоположные знаки, поскольку кривая спроса имеет наклон вниз. Напротив, в уравнении 12.3 АО и АР, также представляющие изменения величин Р и 0 по мере их перемещения вдоль кривой спроса, являются поло-жительными. Предположим, что мы вновь определим величины А? и АРиз уравнения 12.4 таким образом, чтобы они были положительны. Тогда это уравнение примет вид:
I I А О Р
М=др? * - (12.5)
Теперь, когда обе величины А0и АР положительны, мы можем связать уравнение 12.5 с уравнением 12.3. Если теперь решить уравнение 12.5 при АР/А() = = Р/(ОЫ) и подставить это значение в уравнение 12.3, то получим:
Уравнение 12.6 наглядно показывает, что чем меньше будет ценовая эластичность спроса, тем в большей степени цена будет превышать предельный доход1. Из этого выражения также видно, что в случае, когда ценовая эластичность бесконечно велика, предельный доход и цена в точности совпадают. (Напомним из главы 11, что цена и предельный доход совпадают для конкурирующей фирмы, для которой характерна горизонтальная, или абсолютно эластичная, кривая спроса.)
Графическое изображение предельного дохода
С помощью уравнения 12.6 можно без особого труда обозначить на графике зна-чения предельного дохода, соответствующие различным точкам на кривой спроса. Рассмотрим, например, кривую спроса, имеющую вид прямой линии (рис. 12.7), которая пересекает ось ординат в точке, соответствующей значению цены Р= 80. В этой точке эластичность спроса бесконечно велика. Это означает, что МЯ(0) = = 80(1 - 1/°о) = 80. Хотя предельный доход будет меньше цены для монополиста, обе эти величины в точности совпадают при 0=0. Причина этого заключается в том, что при «нулевом» выпуске не существует никаких продаж по цене, сниженной до величины, позволяющей получить доход.
т__чтк__^т=р^р=р {^р} II М-" м
40 с!0 1 Уравнение 12.6 можно вывести с помощью следующих преобразований:
?
?
Переместимся теперь вниз, скажем, на 1/4 часть всей длины кривой спроса, в точку А (100, 60). В этой точке |г|| = 3 (напомним из главы 5, что эластичность спроса в любой точке, расположенной на кривой спроса, имеющей вид прямой линии, представляет собой просто отношение длины отрезка кривой спроса, распо-ложенного ниже этой точки, к длине верхнего отрезка). Таким образом, в этой точке мы имеем АЩЮО) = 60 (1 - 1/3) = 40.
В точке?(200,40), расположенной в середине кривой спроса, М = 1. Очевидно, что при этом МЛ(200) = 40 (1 - 1/1) = 0. Этот результат подтверждает сделанный ранее вывод (см. главу 5) о том, что валовой доход максимален в средней точке пря-молинейной кривой спроса, в которой эластичность равна 1.
Наконец, рассмотрим точку С (300, 20), расположенную на кривой спроса на расстоянии 3/4 ее Длины от точки пересечения с осью ординат. В данном случае (л! ~ 1/3 и соответственно АЩ300) = 20 = 20 (-2) =40. Таким образом, когда Й = 300 ед., валовой доход при продаже каждой дополнительной единицы продукции снижается на 40 долл.
Проводя аналогичные расчеты в каждой точке кривой спроса, нетрудно убедить-ся, что кривая предельного дохода, полученная путем соответствующего преобра-зования кривой спроса, представляет собой прямую линию, наклон которой в 2 раза более крутой, чем наклон кривой спроса. Кривая предельного дохода пересекает ось абсцисс как раз под средней точкой кривой спроса, и все значения предельного дохода правее этой точки будут отрицательными. Таким образом, во всех точках, расположенных справа от проекции средней точки кривой спроса на ось абсцисс, абсолютное значение ценовой эластичности будет меньше 1. Тот факт, что предель-ный доход в этой области является отрицательным, хорошо согласуется с вывода-
ми, сделанными в главе 5: снижение цены будет снижать валовой доход во всех случаях, когда спрос неэластичен по отношению к цене.
ПРИМЕР 12.1
Постройте кривую предельного дохода, соответствующую кривой спроса, отвечающей уравнению Р = 1230.
Кривая предельного дохода будет иметь вдвое большую крутизну наклона, чем заданная кривая спроса. Очевидно, что этим условиям однозначно удовлетворяет только одна кривая, изображенная на рис. 12.8 и выражаемая уравнением МЯ=П-60.
Рис. 12.8. Линейная кривая спроса и соответствующая кривая предельного дохода Кривая предельного дохода МИ отсекает один и тот же отрезок на вертикальной оси, что и кривая спроса, и имеет в 2 раза более крутой наклон, чем соответствующая линейная кривая спроса.
Общая формула для линейной кривой спроса может быть записана в виде Р = аЬ(), где а и Ь - положительные числа. Соответствующая кривая предельного дохода может быть выражена уравнением МЛ = а2 ЪО.
УПРАЖНЕНИЕ 12.2
Изобразите графически кривые спроса и предельного дохода монополиста, кривая рыночного спроса которого имеет вид Р~ 100 - 2(7.
Графическая интерпретация условия максимизации прибыли на краткосрочном этапе
Напомним, что в главе 11 приведена графическая интерпретация точки макси-мизации прибыли для конкурирующей фирмы в краткосрочном периоде. Аналогичная графическая интерпретация возможна и для монополиста. Предположим, что состояние дел монополиста характеризуется кривыми спроса, предельного дохода и краткосрочных издержек, изображенными на рис. 12.9. Уровень выпуска продукции, максимизирующий прибыль данной фирмы, равен 0*, и он соответствует точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. При этом уровне выпуска продукции монополист может назначить цену /*, что позволит ему получить экономическую прибыль, эквивалентную площади заштрихованного прямоугольника Я.
Рис. 12.9. Цена и уровень производства, максимизирующие прибыль монополиста
Максимальная прибыль достигается при объеме продукции О*, когда выигрыш от увели-чения выпуска продукции (или убытки от сокращения выпуска продукции), обознача-емый MR, в точности равен издержкам на расширение выпуска продукции (или эконо-мии, образующейся в результате сокращения выпуска продукции), обозначаемым SMC. При О* фирма назначает цену Р* и зарабатывает экономическую прибыль П.
ПРИМЕР 12.2
ной в данном примере 20. Полагая МЯ = МС, получаем уравнение 100 - 40 = 20; решая его, нетрудно определить, что уровень выпуска продукции, обеспечиваю-щий фирме получение максимальной прибыли, равен О* = 20. Подставляя значе-ние О* = 20 в аналитическое выражение кривой спроса, получим, что цена, обес-печивающая фирме получение максимальной прибыли, составляет Р* = 60. Это решение графически изображено на рис. 12.10. Там же показана кривая средних валовых издержек монополиста. Отметим, что при О* средние валовые издержки (АТС) равны 52. Это означает, что каждая проданная единица продукции принесет монополисту экономическую прибыль, равную 60 - 52 = 8. При количестве проданных единиц продукции О* = 20 суммарная экономическая прибыль составит 160.
$/0
Рис. 12.10. Цена и уровень производства, обеспечивающие максимизацию прибыли при заданных функциях издержек и спроса
Отметим, что постоянные издержки рассматриваемого монополиста (и это под-тверждается расположением кривых на рис. 12.10) не учитывались при определении уровня выпуска продукции и цены, максимизирующих прибыль. Такой вывод напрашивается интуитивно, поскольку постоянные издержки не имеют никакого отношения ни к выигрышам, ни к потерям, обусловленным изменениями объемов производства.
УПРАЖНЕНИЕ 12.3
Каким образом изменятся цена и объем производства, максимизирующие прибыль, если кривая валовых издержек монополиста из примера 12.2 будет выражаться уравнением ТС ~ 640 + 40 0?
Максимизирующий прибыль монополист не производит объема продукции, соответствующего неэластичной части кривой спроса
Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, никогда не будет выпускать продукцию в таком количестве, которое соответствует неэластичной части кривой спроса. В этом случае при увеличении монополистом цен на свою продукцию его валовой доход также будет увеличиваться. Одновременно с этим увеличение цен приводит к сокращению объема производства и как следствие - к снижению валовых издержек на производство. Поскольку экономическая прибыль представляет собой разность между валовым доходом и валовыми издержками, то она обязательно должна возрасти в ответ на повышение цены по сравнению с ее первоначальным значением на неэластичной части кривой спроса. Поэтому уровень продукции, мак-симизирующий прибыль, должен соответствовать эластичной части кривой спроса, где дальнейшее повышение цены будет обусловливать одновременное снижение и дохода, и издержек.
Наценка, максимизирующая прибыль
Условие максимизации прибыли, в соответствии с которым МЯ - МС, можно объединить с формулой 12.6, по которой МЯ - Р . Решая эти 2 уравнения, можно сформулировать правило ценообразования для монополиста, макси-мизирующего прибыль:
Р-МС 1 --я-! (,2-7>
Левая часть уравнения 12.7 представляет собой разность между ценой и предель-ными издержками, выраженную в долях цены, обеспечивающей максимизацию при-были. Если ценовая эластичность спроса, с которой приходится сталкиваться мо-нополисту, равна, например,2, то повышение цены до величины, обеспечивающей максимальную прибыль, составит У2. Это означает, что цена, максимизирующая прибыль, должна быть в 2 раза больше предельных издержек. Уравнение 12.7 свидетельствует о том, что наценка, максимизирующая прибыль, возрастает мед-леннее, когда спрос становится более эластичным. В случае бесконечно эластичного спроса наценка, максимизирующая прибыль, равняется 0 (это означает, что Р - МС), т. е. мы приходим к тому же результату, что и при наличии совершенной конкуренции.
Условия, при которых монополист должен прекратить Г производство
При исследовании совершенной конкуренции было показано, что конкурирующей фирме выгодно быстро прекратить свою деятельность, если цена упадет ниже минимального значения средних переменных издержек. Аналогичное условие для конкретного монополиста означает, что производство не целесообразно ни при каком объеме, для которого кривая спроса расположена выше кривой средних переменных издержек. Например, если состояние дел монополиста характеризуется совокупностью кривых спроса предельного дохода и краткосрочных кривых 5МС и А УС (рис. 12. И), то для него не существует никакого положительного объема выпуска продукции, при котором цена превышала бы средние переменные издержки (АУС), и, следовательно, лучшее, что он может сделать, - как можно быстрее остановить производство. В этом случае ему удастся ограничить свои краткосрочные экономические убытки уровнем постоянных издержек. Монополист ухудшит свое положение, если продолжит выпуск продукции даже в незначительном объеме.
Можно и по-другому определить условие прекращения производства монопо-листом: он должен остановить свое производство, как только его средний доход окажется меньше средних переменных издержек при любом уровне выпуска про-дукции. Средний доход - это просто другое название цены, т. е. значение Р на кривой спроса этого монополиста.
Как видно из рис. 12.11, важной является точка, в которой МЯ = МС. Однако это условие является необходимым, но недостаточным для максимизации прибыли. От-метим, что на рисунке предельный доход равен предельным издержкам и при уровне выпуска продукции (?0. Почему же этот объем выпуска продукции не является точкой максимизации прибыли? Вспомним, что для фирмы совершенной конкуренции условием максимизации прибыли было требование равенства цены предельным издержкам на устремляющемся вверх отрезке кривой предельных издержек, расположенном выше точки минимума на кривой АУС. В рассматриваемом случае для монополиста условие максимизации прибыли несколько иное. Из рис. 12.11 видно, что при @0 кривая МЯ пересекает кривую МС, подходя к ней снизу. Это означает не только то, что 00 не максимизирует прибыль, но, более того, что О0 фактически соответствует более низкому значению прибыли, чем любой другой уровень производства вблизи этой точки. Например, при уровне выпуска продукции, несколько меньшем 0О, выигрыш от сокращения производства (МС) превысит убытки (МЯ), так что фирме лучше выпускать продукции меньше, чем (>0. При уровне же выпуска продукции, несколько превышающем 0О, выигрыш от расширения производства (МЯ) будет больше издержек (МС), поэтому для фирмы целесообразнее, чтобы уровень ее продукции превысил О0. Таким образом, если фирма выпускает 0О изделий, то она может получать более высокие прибыли как за счет уменьшения, так и за счет увеличения выпуска продукции. Значение (>0 соответствует точке локального минимума прибыли.
5/0
Рис. 12.11. Монополист, которому следует прекратить производство в короткий срок
Всякий раз, когда средний доход (численно равный цене на кривой спроса) становится ниже средних переменных издержек при любом количественном уровне выпуска продукции, наилучшим стратегическим решением для монополиста в краткосрочном периоде будет прекращение производства (закрытие предприятия).
Как видно из рис. 12.11, кривая МЯ пересекает кривую МС второй раз в точке, соответствующей уровню выпуска продукции О,В этом случае пересечение проис-ходит сверху и нетрудно убедиться, что именно при уровне С1 монополист получает более высокую прибыль, чем при любом другом уровне выпуска продукции, близком к (?,. (Аргументация доказательств этого в точности аналогична той, которая применялась в предыдущем абзаце.) Следовательно, точки, подобные (?, представ-ляют собой точки локального максимума прибыли. Однако хотя в точке 0, получаемая прибыль выше, чем в любой соседней точке с уровнем выпуска продукции, близким к О, нашему монополисту не удастся покрыть свои средние переменные издержки при том же уровне выпуска продукции, и, таким образом, лучшее, что он может сделать, - это полностью прекратить выпуск продукции. Точка 0* на рис. 12.9 является одновременно точкой локального максимума прибыли и точкой глобального максимума прибыли. В последнем случае речь идет о том, что ни при каком другом уровне выпуска продукции, включая нулевой, не может быть достигнута более высокая прибыль. Для монополиста точка глобального максимума прибыли может находиться как на устремляющемся вверх, так и на ниспадающем отрезках кривой Л/С. Но в любом случае в этой точке кривая МЯ пересекает кривую МС сверху.
Кратко резюмируя сказанное, мы видим, что монополист поступает точно так же, как и владелец конкурирующей фирмы, т. е. каждый из них избирает уровень выпуска продукции, сопоставляя выгоду от расширения (или сокращения) производства с соответствующими издержками. И для владельца конкурирующей фирмы, и для монополиста именно предельные издержки являются соответствующей мерой оценки затрат на увеличение уровня выпуска продукции. В обоих случаях при принятии краткосрочных решений относительно объемов производства постоянные издержки в расчет не принимаются. И для монополиста, и для владельца конкурирующей фирмы выгоды от расширения производства определяются соответствующими величинами предельного дохода. Для владельца фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, предельный доход и цена представляют собой одно и то же. Для монополиста, напротив, предельный доход меньше цены. Владелец конкурирующей фирмы максимизирует прибыль, увеличивая объем продукции до тех пор, пока предельные издержки не станут равными цене. Монополист же максимизирует прибыль за счет увеличения выпуска продукции до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с предельным доходом, и, таким образом, останавливает свой выбор на более низком уровне производства, чем тот, который выбрал бы владелец конкурирующей фирмы. Оба предпринимателя поступят наилучшим образом, приняв решение полностью прекратить производство в краткосрочном периоде, если цена станет меньше средних переменных издержек при любых возможных уровнях выпуска продукции.

Максимизация прибыли монополии

Монополист оказывает влияние на цену путём изменения объема продаж и является ценополучателем. Чем большее количество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу - сокращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополиста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

С ростом выпуска растут издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек, связанных с ее производством, поскольку когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополнительную выручку, монополист терпит убытки.

Рис.1.

Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рm, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ Qm. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рm - АСm). Общая экономическая прибыль равна (Рm - АСm) х Qm (рис.1).

Если спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR = МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис.2).

Рис. 2.

Когда фирма-монополист покрывает все свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.

В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.

Рис. 3.

Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки предельным издержкам предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии.

Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль.

Между предельным доходом, ценой и эластичностью спроса на продукцию фирмы существует тесная взаимозависимость, которую можно представить в виде уравнения. Для того чтобы записать формулу данного уравнения, используем уравнения общего дохода (ТR) и точечного коэффициента ценовой эластичности спроса (Еd).

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ.

Поскольку P=f(Q), то можно записать:

MR=d(PQ)/dQ=P(dQ/dQ)+Q(dP/dQ),

Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по формуле:

можно записать:

(dQ/dP)=Ed:(P/Q),

Подставим полученное выражение в уравнение предельного дохода:

MR=P+Q(P/(EdQ)),

MR=P(1+1/Ed) (1)

где Еd -- коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы-монополиста (Ed<0 в силу убывающего характера кривой спроса).

Из данного уравнения следует важное положение: фирма-монополист всегда выбирает такой объем производства, при котором спрос эластичен по цене. Если спрос неэластичен. т.е. 0<|Ed|<1 (Ed<0), то предельный доход MR<0 и лежит ниже оси объема. В то же время предельные издержки всегда положительны, т.е. МС>0, и, следовательно, условие максимизации прибыли (МС=МR) не выполняется (рис.4).

Рис. 4.

Теперь пусть нам дано:

предельный доход фирмы зависит от цены и коэффициента ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы.

MC=MR -- условие максимизации прибыли.

Следовательно:

(P-MC)/P=-1/Ed (2)

Данную формулу (2) Пиндайк и Рубинфельд называют правилом "большого пальца" для ценообразования. Левая часть уравнения (P-MC)/P показывает степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольную власть фирмы, и определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек.

Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной коэффициенту эластичности спроса, взятой со знаком минус. Перепишем уравнение, выразив цену через предельные издержки:

Крайней противоположностью является чистая монополия.

Монополия предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста.

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение. Практика показывает, что чистая монополия, как правило, существует в теории. Однако многие по основным параметрам очень близки к ситуации чистой монополии, чем к какой-либо другой рыночной модели.

К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие:

1. Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги. В условиях чистой монополии у фирмы нет прямых конкурентов, и поэтому коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, характеризующий взаимозависимость фирм на рынке, близок к нулю. Напомню, что данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.

Чем выше объемная перекрестная , тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. Если же она равна или близка к нулю, то отдельный производитель (как это имеет место при чистой монополии) может сам определять рыночные цены и игнорировать реакцию других фирм на свои действия.

2. Не существует близких товаров-заменителей. Товар, производимый монополией, является уникальным в том смысле, что не только не существует фирм, производящих аналогичный продукт, но и нет фирм, создающих близких (с точки зрения потребителей) аналогов. Это означает, что перекрестная ценовая эластичность спроса, показывающая степень количественного изменения объема продаж фирмы-монополиста i при изменении цены какой-либо другой фирмы j на 1%, также близка к нулю:

В условиях чистой монополии фирма обладает особой рыночной властью , позволяющей ей регулировать рыночные цены на свою продукцию, изменяя объемы продаж. Вместе с тем фирма не может назначать любые цены, поскольку ограничена платежеспособностью потребителей и действием закона спроса.

3. Отсутствие свободы входа на рынок.

Монополия может существовать лишь в условиях, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными.

Среди наиболее важных барьеров входа в отрасль выделяют:

Естественный монополизм — основан на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм .

Рис. 5.1 иллюстрирует ситуацию на рынке естественной монополии.

Рис. 5.1. Естественная монополия

При данной кривой рыночного спроса одна фирма может обеспечить объем в 10 ед. при средних издержках, равных 5 у.е. (совокупные издержки ТС=50 у.е.). Очевидно, что сосуществование в отрасли двух фирм увеличило бы совокупные издержки при том же объеме до
ТС=2(6*5)=60 у.е.

Примером естественной монополии могут служить компании "Газпром", РАО ЕЭС. Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это неэффективно. Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

  • Наличие у фирмы патента на продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении. Патент предоставляет изобретателю или новатору исключительное право на производство и продажу какого-либо товара в течение определенного периода времени. Примерами такого рода монополии могут быть компания General Electric (изобретение Эдиссона позволило фирме господствовать в отрасли с 1892 по 1930 гг.) или компания Xerox (она занимала примерно 75% рынка копировального оборудования до окончания срока действия патента в 1970-х гг).
  • Владение и контроль поставок редкого или стратегически важного сырья (Де Бирс — 70% рынка алмазов).
  • Предоставление фирме правительственной лицензии быть исключительным производителем (продавцом) в данной географической области.
  • Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.
  • Предложение такой продукции, которую потребители предпочитают продукции всех остальных фирм (например, консервированные супы Campbell — 85% объема продаж консервированного супа в США).

4. Совершенное знание всех . Все решения принимаются в условиях определенности. Это означает, что единственный продавец (производитель) и все покупатели знают все необходимые параметры рынка: цены, физические характеристики товара, функции доходов и издержек. При этом предполагается (так же как и при совершенной конкуренции), что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Допущение о совершенной информированности имеет очень большое значение для монополиста. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, рыночная цена представляет собой внешний (экзогенный) фактор, а индивидуальная кривая спроса определяется прямой, параллельной оси выпуска. В этих условиях для максимизации своей прибыли фирме достаточно знать функцию своих издержек. Для монополиста этой информации мало. Ему необходимо знать кривую спроса на свою продукцию, а также (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка на свою продукцию.

Спрос и доход фирмы-монополиста. Особенности кривой спроса монополиста

Основное отличие в поведении совершенного конкурента и чистого монополиста обусловлено характером кривых спроса .

1. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем , т.е. она принимает рыночные цены как данные. Кривая спроса на ее продукцию совершенно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси объема.

Фирма-монополист , будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, сталкивается с совокупным спросом всех потребителей своего товара, и в этом смысле кривая индивидуального спроса монополиста тождественна кривой рыночного спроса , т.е. имеет отрицательный наклон .

2. Кривая спроса на продукцию монополиста, являясь одновременно с этим и кривой среднего дохода (AR) . (Тождественность кривой спроса и кривой среднего дохода можно вывести из соотношения общего и среднего доходов.):

  • AR=TR/Q=PQ/Q=P,
  • AR(Q)=P(Q).

3. Вследствие убывающего характера кривой спроса — AR кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса при любом значении Q>0 .

Докажем это утверждение.

Пусть цена зависит от величины спроса (обратная функция спроса), т.е. P=P(Q) ;

TR=Р*Q=P(Q)*Q — общий доход по определению;

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ — предельный доход по определению.

Используем стандартную формулу (uv)"=u"v+uv ", и перепишем уравнение предельного дохода:

Поскольку в условиях несовершенной монополии, крайним случаем которой является чистая монополия, кривая спроса будет убывающей, то производная Р"(Q) =

Экономический смысл этого неравенства заключается в том, что при убывающей кривой спроса монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену . Изменение его общего дохода (другими словами, его предельный доход ) при увеличении продаж с Q=n до Q=n+1 будет равен новой, сниженной цене минус потери в доходе от продажи всех дополнительных n единиц товара :

MRn+1=Pn+1 — (Pn — Pn+1)Qn,

где MRn+1 — доход от реализации n+1 единиц товара;

Pn, Pn+1 - цены реализации n и n+1 единиц товара;

Qn - объем реализации в размере n единиц.

Поскольку Рn- Pn+1>0 (цена сокращается по мере увеличения объема продаж),

Предельный доход и спрос (случай линейной функции спроса)

Предположим, что кривая спроса монополиста не только имеет отрицательный наклон, но также линейна , как это представлено на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Линейная функция спроса фирмы-монополиста

Тогда функцию спроса (обратную) можно записать в общем виде уравнением

Р=a-bQ,

где а,b — положительные константы.

Соответственно функция совокупного дохода имеет вид

TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2.

Поскольку предельный доход всегда равен первой производной совокупного дохода, уравнение функции MR имеет вид

МR=dTR/dQ=a-2bQ.

Обе функции начинаются при цене Р=а, но наклон кривой MR (-2b) вдвое больше наклона кривой функции спроса (-b). Геометрически кривая MR монополиста делит горизонтальное расстояние между кривой спроса монополиста и вертикальной осью на две равные части, другими словами отрезок АВ=отрезку ВС.

Условия максимизации прибыли фирмы-монополиста

Предположим, что структура издержек фирмы-монополиста задана кривыми АТС и МС и ТС, а предельный доход определяется кривой спроса. Каковы будут оптимальные уровни цен и объема монополиста?

В условиях совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и фирма не может воздействовать на нее, являясь ценополучателем. Для максимизации прибыли (или минимизации своих потерь, если получение прибыли невозможно) фирма должна определить оптимальный в данных рыночных и технологических условиях объем выпуска. При чистой монополии фирма может максимизировать прибыль, выбирая либо соответствующий объем, либо цену.

Два подхода к определению условий максимизации

Существует два уже известных нам взаимосвязанных подхода к определению условий максимизации прибыли.

1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.

Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между ТR и ТС будет максимально большой:

Рис. 5.3. Определение максимального уровня прибыли

На рис. 5.3 видно, что монополист будет получать экономическую в любой точке отрезка АВ, но максимальная прибыль может быть получена лишь в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (п) показывает оптимальный объем производства , т.е. объем, максимизирующий прибыль в краткосрочном периоде.

Необходимое условие максимизации прибыли можно записать следующим образом: Совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором предельная прибыль равна нулю .

Предельная прибыль (Мп) — прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу. Геометрически предельная прибыль равна наклону функции совокупной прибыли и подсчитывается по формуле

Мп=(п)"=dп/dQ.

Если Мп>0 , то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если же Мп<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль. И только при Мп=0 значение совокупной прибыли максимально.

Из необходимого условия максимизации (Мп=0) вытекает второй метод.

2. Метод предельных издержек — предельного дохода.

Мп=(п)"=dп/dQ,

(п)"=dTR/dQ-dTC/dQ.

А поскольку dTR/dQ=MR , а dTC/dQ=МС , то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу:

МС=МR.

Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR ), то монополист может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR ), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR в точке Q* достигается равновесие, как это представлено на рис. 5.4.

Рис. 5.4. Условие экономического равновесия

Равенство MC=MR является условием максимизации, а не условием минимизации прибыли лишь в том случае, когда выполняется условие второго порядка:

п""(Q)=TR""(Q)-TC""(Q)<0

или поскольку MR(Q)=TR"(Q), а MC(Q)=TC"(Q),

то MR"(Q)-MC"(Q)<0.

Графически это означает, что кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек сверху вниз (рис. 5.4). В противном случае равенство MR=MC будет минимизировать прибыль (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Условие минимизации прибыли

Пример 1. Нахождение оптимального объема производства фирмы-монополиста.

Известно, что функция спроса монополиста имеет вид Р=5000-17Q , функция совокупных издержек TC=75000+200Q-17Q2+Q3 .

Определить:

  • объем производства, обеспечивающий фирме максимальную прибыль;
  • оптимальную рыночную цену;
  • величину совокупной прибыли;

Условием максимизации прибыли является равенство MC=MR. Найдем МС и MR из данных уравнений:

1. TR=PQ=(5000-17Q)Q=5000Q-17Q2;

MR=(TR)"=dTR/dQ=5000-34Q;

2. MC=(TC)"=200-34Q+3Q2;

3. MC=MR;

200-34 Q +3 Q 2=5000-34 Q ;

3 Q 2=4800;

Q =-40 Q =40.

Поскольку отрицательное значение не имеет экономического смысла, то оптимальный объем производства Q*=40.

Оптимальная рыночная цена находится путем подстановки Q* в функцию спроса.

4. P=5000-17Q;

P=5000-17(40)=4320 руб.

Совокупная прибыль может быть найдена как разница между TC и TR при Q*=40.

5. п=TR-TC=52000 руб.

Отличие условий максимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии

Основное отличие условий максимизации прибыли при совершенной конкуренции и при монополии заключается в следующем.

Для совершенно конкурентного MR=P , а для монополиста MR. Поэтому уравнение MC=MR не может быть приведено к виду MC=P как при совершенной конкуренции.

Графически это означает, что при совершенной конкуренции точка оптимума определяется пересечением MC и Р, а при монополии — пересечением МС и МR.

Точка оптимума и прибыль монополиста

Способность фирмы-монополиста влиять на цены не является безграничной. Наивысшая цена , которую может назначить монополист, определяется кривой спроса . Из этого следует, что рыночная власть фирмы-монополиста не гарантирует получение положительной экономической прибыли.

Для определения совокупной прибыли фирма сопоставляет средние совокупные издержки (АТС) и цену (Р*), по которой она может реализовать оптимальный объем выпуска Q* (исходя из кривой рыночного спроса).

п=(Р*-АТС)Q*.

Если на вашу продукцию резко сокращается спрос (с D до D", как это представлено на рис. 5.6 б), то прибыль может быть нулевой (особенно это касается локальных монополистов, действующих в рамках небольшого городка или района).

Рис. 5.6. Положительная и нулевая экономическая прибыль

Однако условия закрытия производства при совершенной конкуренции и при монополии отличаются друг от друга. Если точкой закрытия совершенно конкурентного предприятия будет точка min AVC (минимума средних переменных затрат), то для предприятия-монополиста такой единой точки закрытия вообще не существует. Монополист прекратит производство лишь при условии столь значительного сокращения спроса, при котором цена будет ниже средних переменных издержек при оптимальном выпуске, т.е. если

При любой другой ситуации монополия остается на рынке, даже если она не может покрыть свои постоянные издержки краткосрочного периода.

Эластичность спроса и точка оптимума монополиста

Между предельным доходом, ценой и эластичностью спроса на продукцию фирмы существует тесная взаимозависимость, которую можно представить в виде уравнения. Для того чтобы записать формулу данного уравнения, используем уравнения общего дохода (ТR) и точечного коэффициента ценовой эластичности спроса (Еd).

MR=d(TR)/dQ=d(PQ)/dQ.

Поскольку P=f(Q) , то можно записать:

MR=d(PQ)/dQ=P(dQ/dQ)+Q(dP/dQ),

MR=P+Q(dP/dQ).

Коэффициент ценовой эластичности спроса подсчитывается по формуле:

можно записать:

(dQ/dP)=Ed:(P/Q),

dQ/dP=(EdQ)/P,

dP/dQ=P/(EdQ).

Подставим полученное выражение в уравнение предельного дохода:

MR=P+Q(dP/dQ),

MR=P+Q(P/(EdQ)),

MR=P+P/Ed,

MR=P(1+1/Ed),

где Еd — коэффициент ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы-монополиста (Ed<0 в силу убывающего характера кривой спроса).

Из данного уравнения следует важное положение: фирма-монополист всегда выбирает такой объем производства, при котором спрос эластичен по цене.

Если спрос неэластичен. т.е. 0<|Ed|<1 (Ed<0) , то предельный доход MR<0 (рис. 5.7) и лежит ниже оси объема. В то же время предельные издержки всегда положительны, т.е. МС>0 , и, следовательно, условие максимизации прибыли (МС=МR) не выполняется.

Рис. 5.7. Эластичный и неэластиный участки спроса

Прибыль монополиста может быть максимальной лишь при эластичном спросе, когда |Ed|

Это положение важно иметь в виду при выборе из нескольких комбинаций цен и объемов, обеспечивающих одинаковый общий доход фирме. Например, продажа 500 ед. по 20 руб. или 200 ед. по 50 руб.? И в том и в другом случае общий доход равен 10000 руб. Если предположить, что кривая спроса линейна, то, скорее всего, фирма продаст не более 350 ед. Разберем этот пример.

Пример 2. Выбор оптимального объема продаж.

Нам известно, что при Р1=20, Q1=500, при Р2=50, Q2=200. Определить оптимальный объем продаж фирмы.

Функция спроса в общем виде может быть записана как Р=a-bQ. Найдем значения коэффициентов a, b при помощи простейших преобразований.

20= a -500 b,

a =20+500 b.

Подставим значение a в уравнение 50=a-200b и решим его относительно b.

50=(20+500 b )-200 b,

300 b =30,

b =0.1.

Зная b , найдем а .

a =20+500 b,

а =20+500(0,1)=70.

Таким образом, функция спроса имеет вид P=70-0,1Q.

Прибыль монополиста достигает своего максимума при MR=0.

TR = PQ =70 Q -0,1 Q 2 ,

MR =(TR )"=70-0,2 Q =0,

Q =350.

Эластичность спроса и ценообразование при несовершенной конкуренции

На практике руководители фирм обладают, как правило, ограниченной информацией о функциях рыночного — AR, и предельного дохода, что затрудняет выбор точки равновесия. Используем уже известные нам соотношения предельного дохода и коэффициента эластичности (MR=P(1+1/Ed) ), а также условие максимизации прибыли (MC=MR ) для нахождения универсального правила ценообразования.

Пусть нам дано:

MR=P(1+1/Ed) - предельный доход фирмы зависит от цены и коэффициента ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы.

MC=MR — условие максимизации прибыли.

Следовательно:

P(1+1/Ed)=MC,

P+P/Ed=MC,

P-MC=-P/Ed,

(P-MC)/P= -1/Ed .

Данную формулу Пиндайк и Рубинфельд называют правилом "большого пальца" для ценообразования (по аналогии с правилом "большого пальца" в физике, в русскоязычных учебниках — правило "правой руки"). Левая часть уравнения (P-MC)/P показывает степень влияния фирмы на рыночные цены, или монопольную власть фирмы, и определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек.

В теме "Совершенная конкуренция" мы уже упоминали, что данный способ оценки монопольной власти фирмы был впервые предложен в 1934 г. экономистом
Абба Лернером и получил название "показатель монопольной власти Лернера". Количественное значение коэффициента Лернера колеблется от 0 до 1. Чем выше полученный результат, тем в большей степени фирма может воздействовать на рыночную цену и получать тем самым дополнительную прибыль.

Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной коэффициенту эластичности спроса, взятой со знаком минус. Перепишем уравнение, выразив цену через предельные издержки:

Пример 3. Нахождение оптимальной цены.

Эластичность спроса на продукцию фирмы-монополиста Еd=-2. Функция общих издержек задана уравнением ТС=75+3Q2 . Найти цену, обеспечивающую фирме максимальную прибыль при объеме производства Q=10 .

Найдем величину предельных издержек при данном объеме.

МС=(ТС)"=6Q=6(10)=60.

Подставим полученное значение МС и коэффициент Е в универсальную формулу ценообразования:

Р=60:(1-1/2)=120 руб.

Таким образом, оптимальная цена, обеспечивающая фирме максимальную прибыль, равна 120 руб.

Распространенные заблуждения относительно монополистического ценообразования

Анализ условий максимизации прибыли монополистом, представленный на рис. 5.5 и 5.6, позволяет раскрыть несколько наиболее распространенных заблуждений относительно поведения монополиста на рынке:

  • Монополист не назначает максимально высокую цену . Монопольная власть фирмы ограничена рыночным спросом, назначение цены выше Р* повлечет за собой снижение совокупной прибыли монополии.
  • Кривая спроса монополиста не является неэластичной . Обычно большинство кривых спроса бывают эластичными в верхнем интервале и неэластичны в нижнем. Линейная кривая спроса наполовину эластична, а наполовину неэластична (Еd=1 при MR=0). Точка оптимума монополиста всегда лежит в эластичном интервале кривой спроса.
  • Прибыли монополиста не всегда являются сверхвысокими . Рыночный спрос может быть настолько слабым, что монополист будет получать лишь нормальную прибыль. Кроме того, значительно снизить прибыльность фирмы могут неэффективность производства и высокие издержки.

Предложение и издержки фирмы-монополиста

При анализе конкурентного рынка мы вывели, что кривая предложения отдельной фирмы совпадает с возрастающей частью кривой предельных издержек выше минимума краткосрочных средних переменных издержек (SAVC). Функция предложения от цены традиционно определяется как зависимость объема предложения товара или услуги от цены при прочих равных условиях (т.е. при данной технологии, при данных ценах на ресурсы и т.д.). На монополистическом рынке такая зависимость отсутствует, так как количество продукции, которую готов предлагать на рынок монополист, зависит не от цены, а от изменений в спросе.

В зависимости от характера изменения спроса возможны три модели предложения.

На рис. 5.8 представлены возможные изменения цены и объема предложения в зависимости от изменений функции спроса.

Значительное увеличение спроса с D1 до D2 вызывает увеличение точки оптимума с Q1 до Q2 и рост соответствующей цены с Р1 до Р2 . Соединение этих точек, как может показаться на первый взгляд, определяет кривую предложения S1 , имеющую традиционный возрастающий характер .

Однако посмотрим, как изменится объем выпуска монополиста, если произойдет иное изменение функции спроса. Пусть кривая спроса сместится вправо в меньшей степени и займет положение D3 . Как видно из рис. 5.9, точка оптимума не изменится, поскольку MR3 пересекает MC в той же точке, что и MR2 , но цена будет несколько ниже (Р3<Р2 ). Если мы теперь соединим полученные точки, то новая кривая предложения S3 будет носить уже убывающий характер.

Рис. 5.8. Возрастающий характер кривой предложения

Рис. 5.9. Убывающий характер кривой предложения

Таким образом, из рис. 5.9 видно, что вид получаемых нами кривых предложения зависит от того, как изменяется рыночный спрос. Однако из анализа рыночного спроса и предложения мы знаем, что кривые предложения не зависят от функции (кривых) спроса .

Именно поэтому модель кривой предложения, как взаимооднозначное соответствие между ценами и объемами производства, используется только в теории совершенной конкуренции. Для других рыночных структур (монополии, олигополии, монополистической конкуренции) кривой предложения в данном понимании не существует. Для анализа поведения несовершенных конкурентов и в том числе монополистов решающее значение имеет не соотношение спроса и предложения, а соотношение спроса и издержек. Пересечение кривых спроса и предложения, знаменитый крест Маршалла определяют равновесные цены и равновесный объем производства только на гипотетическом рынке совершенной конкуренции.

Монополия и совершенная конкуренция: основные различия. Последствия монополизации рынка

Анализ рыночных условий при чистой монополии и совершенной конкуренции позволяет выявить следующие различия между данными рыночными структурами:

1. При чистой монополии рыночная цена обычно выше, а объем производства ниже , чем при совершенной конкуренции. Как видно на рис. 5.10, при совершенной конкуренции точка оптимума (К) типичной фирмы определяется пересечением спроса и предложения (совпадающего с МС выше min SAVC).

Рис. 5.10. Условия равновесия: чистая монополия и совершенная конкуренция

При чистой монополии оптимальный объем производства (Qm) получается в результате сопоставления предельных издержек и предельного дохода (лежащего ниже кривой спроса), а цена (Pm) — в результате соотношения оптимального объема и кривой спроса . Исходя из нашей модели можно сделать вывод, что монополизация совершенно конкурентной отрасли (при сохранении неизменными рыночного спроса и структуры издержек) неизбежно сократит совокупный объем выработки и повысит рыночные цены. Это имеет своим последствием как прямой ущерб от недопроизводства товара или услуги, так и косвенный ущерб от перераспределения части потребительского излишка в пользу монополии вследствие повышения рыночной цены.

2. На монопольном рынке эффективность использования ресурсов обычно ниже , чем при совершенной конкуренции. Поскольку фирма-монополист заинтересована в сокращении совокупного объема выпуска, то часть ресурсов оказываются невостребованными.

3. Монополист обладает особой рыночной властью , которая позволяет ему диктовать цены и объемы выпуска.

См.далее

Чистая монополия – это рыночная структура, для которой характерно:

1. Существование одного продавца, производящего однородную продукцию, не имеющую близких заменителей;

2. Наличие высоких, труднопреодолимых барьеров входа в данную отрасль. Основными барьерами являются: а) преимущества крупного производства – заключаются в том, что в некоторых отраслях крупные предприятия имеют более низкие средние издержки (положительный эффект масштаба), б) наличие патентов, правительственных лицензий и других исключительных прав на занятие данным видом деятельности или на производство данного продукта, в) монопольное владение или контроль над источниками сырья и других специфических ресурсов и др.

Общее условие максимизации прибыли сохраняет свою силу и для монополии. Однако, это условие модифицируется под влиянием специфических особенностей монополистического рынка.

1. Характер функции спроса на продукцию монополии. Поскольку фирма-монополист является единственным продавцом на том или ином рынке, постольку спрос на ее продукцию совпадает с рыночным (отраслевым) спросом. Графически кривая спроса для монополии имеет отрицательный наклон, так как согласно закону спроса, чем больше количество продукта, которое фирма намерена продать, тем меньше должна быть цена. При этом кривая рыночного спроса выступает для монополии ограничителем, а именно: она задает для нее границы возможных объемов продаж. Это объясняется тем, объем спроса определяется поведением потребителей, и не контролируется монополией.

2. Динамика предельного дохода. Предельный доход монополии меньше цены для каждого объема выпуска продукции, кроме первой единицы: MR< P. Это объясняется тем, что поскольку для монополии спрос является убывающей функцией цены, то для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, она должна снизить цену на всю свою продаваемую продукцию. В этом случае предельный доход будет равен новой, сниженной, ценеминус падение дохода на те единицы продукции, которые раньше могли быть проданы по более высокой цене: . Так как , то . Графически это означает, что кривая предельного дохода: а) имеет отрицательный наклон и б) расположена ниже кривой спроса, то есть угол наклона кривой предельного дохода больше угла наклона кривой спроса.

3. Степень контроля над ценой. Поскольку монополия является единственным продавцом на рынке, то она действует как ценоустановитель, то есть способна контролировать рыночную цену. Следовательно, поведение монополии детерминируется тем, что она должна определить такие цену и объем производства, которые при существующем спросе обеспечат максимальную прибыль. Так как для монополии для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, то условие максимизации прибыли приобретает вид: - фирма-монополист, максимизирующая прибыль, устанавливает цену выше предельных издержек.


Графически равновесие монополии выглядит следующим образом (рис. 6.4.1).

Точка пересечения линий MR и MC (Е ) – точка равновесия монополии. Объем выпуска обеспечивает монополии максимальную прибыль. Этому объему выпуска соответствует на кривой спроса точка В. Опустив из нее перпендикуляр на ось ординат, получим цену (), соответствующую оптимальному объему производства.

Для определения величины прибыли монополии проведем кривую средних издержек. Разница между ценой и средними издержками при оптимальном объеме производства составляет величину BD. Умножив эту величину на объем выпуска, получим величину прибыли. На графике это площадь прямоугольника .

Для монополии, в отличие от совершенной конкуренции, различие между краткосрочным и долгосрочными периодами несущественно. В долгосрочном периоде монополия будет осуществлять производство, если она не терпит убытков (если, например, не произойдет роста издержек производства или сдвиг кривой спроса влево вниз). Если она получает экономическую прибыль, то ее положение не может измениться, поскольку наличие высоких входных барьеров не позволит проникнуть в отрасль новым фирмам. Поэтому монополия получает экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде.

Кроме того, монополия может увеличить прибыль за счет применения политики ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это продажа одного и того же товара разным покупателям по разным ценам. Применяя ценовую дискриминацию, монополия повышает цену выше равновесного уровня или увеличивает объем продаж, за счет чего прибыль увеличивается. Примерами такой политики является продажа монополией своей продукции отдельными партиями; при этом первую партию она продает по более высокой цене, чем последующие (например, политика «снятия сливок», когда при поступлении нового товара на рынок он продается по максимально высокой цене, затем по мере насыщения ажиотажного спроса цена снижается).