Определение понятия инновация.

Слово «инновация» позаимствовано с английского языка. У британцев innovation - изменение, нововведение. Мы также подразумеваем под ним определённые реформы, направленные на совершенствование рабочего процесса в той или иной сфере деятельности.

Характеристика понятия

Инновация - это принципиально новое решение или свежая идея в области технологий, а также техники управления и организации труда. Основана на использовании передового опыта и современных достижениях науки. Цель - повысить качество продукции, сделать производство максимально эффективным. Другими словами, инновация - это внедрение в работу передовых решений, которые помогают не только улучшить процесс, но и достичь желанных результатов.

Часто рассматривается с точки зрения функциональности. То есть инновации делают тот или иной сектор бизнеса конкурентоспособным, он быстро реагирует на различные изменения и ценовые колебания на рынке и в соответствии с ними корректирует свою работу. В успешных организациях инновации - не случайность, а продукт грамотного управления структурой. Инновация обязана решать возникшую проблему и приносить желанный результат. И этого достигают не только с помощью новых технологий, но также при использовании принципиально свежих стратегий, бизнес-планов и так далее.

Международный стандарт

В соответствии с международным стандартом инновация - конечный результат новаторской деятельности, воплотившийся в виде усовершенствованного технологического процесса или продукта, который был внедрён на рынок. Её девиз: «иное и новое». Он характеризует это понятие как многоликое и разнонаправленное. Области инноваций - это все секторы экономики. Например, в сфере услуг - это новшество в самой услуге, её потреблении, предоставлении и производстве, а также в поведении персонала.

Инновация не всегда бывает технической. Часто это интересная идея: застёжки «молния», шариковые авторучки, кольца-открывалки на банках и так далее. Свойства, присущие каждому нововведению: экономическая обоснованность, производственная применимость, соответствие запросам потребителя и, конечно, свежесть и новизна. Отвечая этим требованиям, нововведение преображает экономику и является ценностью для общества. Основываясь на этом, все государства разделены на четыре группы: инновационные лидеры, последователи, страны с умеренным новаторством и отстающие в этом плане державы.

Основные виды инноваций

Если проанализировать сущность реформ, можно их поделить на следующие группы:

  1. Сфера приложения: общественно-политические, экономические, научно-технические, образовательные, идеологические, экологические, социально-культурные.
  2. Место внедрения в экономической системе фирмы или предприятия: финансовые, ценовые, рекламные, маркетинговые, организационные, психологические, логистические, кадровые, информационные, технологические и производственные.
  3. Степень радикальности: революционные, базисные, прирастающие, псевдоинновации.
  4. Характер удовлетворения потребностей: развивающие существующие, создающие новые.
  5. Предмет приложения: продукт, процесс, среда, сервис, рынок.
  6. Глубина изменений: регенерация основных свойств, адаптация, регулировка количества, новый вариант.

Эти виды инноваций имеют чётко выраженную функциональность - они работают только в том секторе, для которого были разработаны.

Другая классификация

Она больше описывает не суть реформы, а степень её действия, направление. Такая классификация инноваций выглядит следующим образом:

  • По причинам формирования - кардинальные, стратегические и адаптивные.
  • По степени распространения - подходящие для одной отрасли или для нескольких сфер.
  • По роли в производстве - случайные, дополнительные и основные.
  • По степени и силе влияния на систему предприятия - фундаментальные, многомерные, линейные, точечные, пространственные, структурные, плоскостные, архитектурные, надсистемные и системные.
  • По механизму проявления - копирующие, открывающие, изобретающие, вдохновляющие, стимулирующие, бенчмаркинговые.
  • По степени связи с наукой - взаимозависимые, нисходящие и восходящие.

Эта классификация инноваций достаточно условная, так как все формы и виды реформ тесно связаны между собой. Поэтому часто рубежи между разными видами размыты: одно нововведение можно отнести как к одному типу, так и к другому.

Возникновение инноваций

Как они появляются? Кто или что стоит у истоков новаторских идей? Если включить логику, то ответить на вопрос не так уж сложно. Только подумайте: инновация - это продукт, в котором нуждается общество. Поэтому исходной точкой для её возникновения является потребность рынка, спрос на определённый вид услуг, товаров. Такие инновации имеют эволюционный характер, так как постоянно подстраиваются под нужды общества, совершенствуются, чтоб принести больше пользы, быть максимально продуктивными. Возьмём, к примеру, молоко: внедрённые изменения призваны сделать его более вкусным, питательным, красиво упакованным и относительно недорогим.

Инновации также возникают благодаря интеллектуальному труду человека, его изобретениям. Люди постоянно экспериментируют, творят, развивают мышление. И как результат, вводят в экономику современные инновации. Обычно это продукт, который ещё не представлен на рынке или несовершенен. Например, лекарство от рака или аппарат, способный ликвидировать озоновые дыры.

Немного о конкуренции

Она также является тем двигателем, который толкает человеческие умы на генерирование новых идей. В гонке за передовыми позициями на рынке, предприниматели изобретают новые и необычные методы ведения бизнеса, которые выгодно выделяют их на фоне других коллег. Конкуренция приводит к тому, что качество продуктов улучшается. В свою очередь роль лидера требует новаторского подхода к делу, сутью которого и становится поиск эффективных решений: происходит развитие инноваций и соперничество между лучшими из них.

Конкуренция - это ситуация, которая создаёт благоприятные условия для поиска креативных решений. Она стимулирует к совершенствованию процесса, продукта, товара, услуги. А конкурентные преимущества становятся результатом реализации инноваций того же самого предпринимательства, так как именно оно является двигателем прогресса. Что касается преодоления кризиса и выхода на путь развития, то эту проблему можно решить с помощью качественных преобразований во всех секторах хозяйства, полной «перезагрузки» методов и форм работы, изменения структуры экономики.

Что общего между реформами?

В нашем мире всё тесно взаимосвязано: изменение в одном звене неизменно ведёт к трансформации соседней ячейки и цепочки в целом. Поэтому все инновации являются системными. При этом отличаются они только степенью воздействия на процесс, что напрямую зависит от разных факторов и условий. Одна инновация может работать только на локальном уровне, провоцируя незначительные изменения. Другая же вызовет цепную реакцию, за которой последуют кардинальные реформы целого сектора.

Все ли инновации системные? Безусловно. Рассмотрим это на примере обычной средней школы. Допустим, министерство решило, что таблицу умножения теперь будут изучать не в третьем, а во втором классе. Это нововведение требует проведения массы других сопутствующих реформ: изменение школьной программы, печать новых учебников, корректировка системы оценивания и проведение аттестационных работ. В данном случае инновация - это отправная точка кардинальных изменений в структуре образования. Она носит системный характер, как и все другие реформы.

Суть системных инноваций

Что же это такое? Во-первых, это те решения, которые создают благоприятную почву для деятельности, стимулируют интеллектуальные и творческие способности коллектива. Часто они провоцируют внедрение инноваций другого характера - новаторские идеи и методы возникают на основе недавних нововведений, которые постепенно переходят в разряд «рутинных».

Во-вторых, системные инновации - это передовые способы оптимизировать работу, активировать её. Они должны максимально нейтрализовать существующие проблемы, которые тормозят процесс. Их цель - обнаружить и задействовать скрытые ресурсы и потенциал.

В-третьих, это реформирование фундамента предприятия, его так называемой ДНК, чтоб в глобальных масштабах повлиять на всю структуру компании, подтолкнуть все её подсистемы к развитию и постоянному совершенству. Часто они меняют модели поведения и мышления сотрудников, что приводит к улучшению качества продукта и жизни в целом.

Самое главное звено

Это, конечно, люди. Именно персонал придумывает новые модели введения бизнеса, влияет на управление инновациями. Если директор хочет сделать компанию передовой на рынке, первый его шаг должен быть направлен в кадровую сторону. Он обязан набрать мыслящую, креативную команду. Идеи и решения, сгенерированные нею, станут тем рычагом, который запустит другие реформы в секторе.

Люди - самый важный актив. Не нужно скупиться вкладывать в них капитал: они вернут прибыль, приумноженную в несколько раз. Коллектив не только делает работу, он также проявляет активность, инициативность, создаёт благоприятные условия и привлекает всевозможные доступные ресурсы. Грамотно подобранный персонал будет генерировать знания, изобретать новые методы, рисковать, идти ва-банк. Обладая возможностью анализировать настоящее и предвидеть будущее, кадры способны создать такие инновации, которые вознесут предприятие на вершину успеха. Никакие станки, роботы и машины не заменят человеческий мозг. Инвесторы доверяют свои деньги живым индивидам, обладающим волей, мудростью и лояльностью.

Пример продуктивной инновации

Основатели огромных бизнес-империй, жившие много лет назад, начинали свою деятельность, полагаясь исключительно на интуицию. В наше время, опираясь на их опыт и вооружившись знаниями про системный подход к новаторству, можно не только достичь тех же успехов, но и покорить недоступные доныне вершины.

В макроэкономическом масштабе блестящее управление инновациями продемонстрировала Япония. В 1950 году во всей стране были внедрены так называемые качества Деминга, которые стали отправной точкой известного на весь мир «японского чуда». Далее, переместившись в другие регионы, они дали старт феноменальному взлёту тихоокеанских тигров: Сингапуру, Гонконгу, Южной Корее и Тайвани. Эти страны на сегодня одни из самых высокоразвитых и передовых на мировой арене.

Таким образом, можно сделать вывод: применение системных инноваций способно даже из бедной, захудалой страны сделать по-настоящему процветающее государство. Экономика заработает и начнёт приносить дивиденды благодаря повышению качества продуктов, созданию здоровой конкуренции и правильной расстановке сил и ресурсов.

В силу того, что инновации являются чрезвычайно сложным и многоаспектным феноменом человеческой жизнедеятельности, существует довольно много их различных пониманий и определений. Кроме этого, в настоящее время используется целый ряд терминов, которые по своей сути довольно сильно подходят под определение понятия Инновация. Среди них "новшество", "нововведение", "новация" и пр. Но, учитывая тот факт, что в подавляющем большинстве случаев используется именно термин "инновация", мы в дальнейшем будем использовать главным образом именно его.

Впервые понятие инновация в научном контексте было введено в употребление в 1911 г. Это сделал американский учёный австрийского происхождения Й. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития". Он обозначил инновацию понятием "осуществление новых комбинаций".

По его мнению, это понятие "...охватывает следующие пять случаев:

1. Изготовление нового, т.е. ещё неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.
2. Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности ещё практически неизвестного, метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.
3. Освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны ещё не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде, или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его ещё только предстояло создать.
5. Проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия".

При этом Шумпетер рассматривает инновацию, прежде всего как использование уже имеющихся ресурсов и благ.

Ещё в начале 20-го в. существовали и развивались другие концепции, описывающие этот феномен человеческой жизнедеятельности, которые являлись зачастую альтернативными по отношению к основным положениям теории Й. Шумпетера. Так, российский экономист Н. Д. Кондратьев в 20-х годах 20-го в. предложил разделять динамические процессы на эволюционные (необратимые) и волнообразные (обратимые). Эволюционные процессы, по его мнению, связаны с изменениями, на которые не влияют "пертурбационные" воздействия. В контексте изучения волнообразных процессов Н.Д. Кондратьев предположил существование "больших циклов" ("длинных волн") продолжительностью около 50 лет, выделив их связь с развитием производства и технологий.

Он считал, что на возникновение и параметры этих волн влияют главным образом экзогенные факторы, такие как:

Изменения в технике и технологиях,
войны,
революции,
появление на экономической арене новых игроков-стран,
динамика цен на золото и пр.

Позже он добавил в этот список и ряд других факторов. Динамика инноваций может исследоваться в контексте протекания этих волн. Н. Д. Кондратьев указывал также на то, что инновации распределяются по времени неравномерно, иногда группируясь и структурируясь различным образом.

Ниже мы дадим ряд определений понятия инновация, что позволит читателю сформировать более полное и целостное представление о многоаспектности и сложности этой категории.

В Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций они рассматриваются как окончательный результат инновационной деятельности. Этот результат может представлять собой новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс либо новый подход к социальным услугам.

В соответствии с современным экономическим словарём, инновации понимаются как нововведения в самых различных областях техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта.

Кроме этого, описанное определение понятия инновация предполагает также использование этих новшеств в различных областях и сферах деятельности.

Ниже приведен ряд уже ставшими классическими определений инноваций, делающих акцент на некоторых их частных сторонах:

Инновация - это успешное приложение к данной ситуации новых средств и методов;
инновация - то новое решение (проблемы, задачи), которое возникает на индивидуальном, групповом или организационном уровнях;
инновация - это продуцирование, принятие и использование новых идей, процессов, продуктов и услуг.

Кроме этого, в научной литературе представлены и другие многочисленные подходы к определению инноваций, акцентирующие также на их следующих сторонах:

Объективной новизне идей;
субъективной новизне;
оригинальных и нестандартных комбинациях поставленных целей и полученных результатов;
сочетании продуктивной и внедренческой деятельности;
процессуальных аспектах инновационного процесса.

В "Руководстве Осло", являющемся методологическим документом, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (OECD - Organization for Economic Co-operation and Development) совместно со Статистическим бюро Европейских сообществ, Евростатом (Eurostat - Statistical Office of the European Communities) и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, принятым и переведённым на русский язык, например, даётся следующее определение: " Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях". Таким образом, в этом определении делается акцент на том, что инновации оказываются бессмысленными без их интенсивного распространения.

Ф. Удвадиа определяет инновацию как "... относящуюся к:

А) принятию деятельности или новых технологий, являющихся новыми для организации;
б) изменениям в структуре организации или используемой в ней управленческой практике;
в) адаптации к рыночным условиям результатов внутрикорпоративных исследований и процессов организационного развития".

Р. Смитс рассматривает инновацию как успешную комбинацию оборудования, технологий и организационного ресурса в контексте определённой социальной либо экономической модели.

Другое определение понятия инновация выглядит следующим образом: "Инновация - это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект".

Анализ научной литературы по инновациям позволяет выделить 2 основных подхода к их определению и пониманию: структуралистский и процессуально-ориентированный.

В рамках структуралистского подхода инновация рассматривается как жёсткая структура, состоящая из фиксированных элементов. Эта структура на определённом этапе создаётся для того, чтобы затем в практически неизменном виде использоваться в своём практическом воплощении. В дальнейшем она может тиражироваться и распространяться. В значительной степени такое понимание инновации нашло своё отражение в теории диффузии инноваций, предложенной Э. Роджерсом, которая будет более подробно описана ниже. Э. Роджерс определяет инновацию как объект, идею или действие, которые воспринимаются потребителем (человеком либо организационной структурой) в качестве новых. Отличительной чертой структуралистского подхода является то, что он подразумевает неизменность инновации на различных этапах её жизненного цикла. Примером может служить идея распределённой обработки и передачи информации. Эта технология, найдя своё первоначальное применение в компьютерной технике для увеличения производительности вычислительных систем, в своей неизменной форме в настоящее время используется как в компьютерной сфере, так и в других областях техники. Другим примером может служить новая управленческая методика, которая в своей неизменной форме может быть передана и распространена по всей глубине управленческой иерархической структуры. В конечном итоге она может оказаться эффективным средством повышения качества управления на разных уровнях. При всех своих преимуществах, позволяющих исследовать специфику структурных характеристик инноваций, указанный подход в настоящее время подвергается критике в силу его чрезмерной акцентированности на социальном и организационном контексте, в котором формируются и функционируют инновации.

Процессуально ориентированный подход в отличие от структуралистского рассматривает инновацию как значительно более динамичную категорию, на формирование и функционирование которой оказывают влияние социальные, политические, экономические и пр. факторы. Процессуальное понимание инноваций в отличие от структуралистского подразумевает также возможности их модификаций и совершенствования на каждом из этапов их функционирования. Примером такого подхода к их пониманию является рассмотрение новой методики формирования и поддержания контакта в психотерапевтической практике не как жёсткого алгоритма шагов консультанта, а как общего руководства к действию, которое подразумевает и приветствует возможные его доработки и модификации, обусловленные спецификой взаимодействия с клиентом в каждом конкретном случае.

В соответствии с процессуальным подходом, инновация понимается как" развитие и внедрение новых идей людьми, которые в течение продолжительного времени вступают во взаимодействие с другими людьми в институциональном контексте". Другое определение в рамках этого популярного в настоящее время подхода выглядит следующим образом: Инновация является не простым и линейным феноменом, а скорее комплексным многоэтапным процессом, включающим в себя циклы как прямой, так и обратной связи".

Некоторыми авторами был предложен исторический подход к определению и исследованию инноваций, позволяющий анализировать динамику развития их моделей. В рамках этого подхода представлены 5 поколений моделей инноваций, начиная с 60-х годов: от простых линейных до сложных интерактивных.

В научной литературе также указывается на необходимость различать инновации и изобретения. В английском языке термины, обозначающие эти две категории, довольно похожи как по написанию, так и по звучанию ("innovation" и "invention"). При этом феномены, ими описываемые, имеют существенные различия. Изобретение и открытие привносит что-то новое в бытие, а инновация делает что-то новое практичным и используемым.

Иначе говоря, открытия в большинстве случаев являются результатом фундаментальных исследований, а инновации - прикладных разработок. "В буквальном смысле инновация (от англ. innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения (от англ. invention). То есть новая идея или новация (от англ. novation) с момента принятия к распространению приобретает новое качество - становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом, а само выведение новшества на рынок - коммерциализацией. Для того, чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью".

Разные авторы по-разному определяют и описывают те основные требования, которым должны удовлетворять инновации. Так, ряд специалистов выделяют следующий ряд характеристик, которыми должны обладать новшества для того, чтобы оказаться успешными.

Среди них:

Новизна или уникальность;
конечная ориентация на продукт, а не на услугу;
направленность на удовлетворение скрытых, а не явных потребностей;
разработка патентоспособной продукции, на основе которой может быть создана новая технологическая платформа.

Требования, которые предъявляются к инновациям, во многом обусловлены их видами.

Слово “инновация” переводится на русский язык как “новизна”, “новшество”, “нововведение”. В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя. Более развернутое определение: Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация – это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.

Под инновацией в XIX в. понимали прежде всего введение элементов одной культуры – в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции.

В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев: 1. Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

2. Внедрение нового, не известного данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара.

3. Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5. Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.

Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:

Научно-техническая новизна;

Производственная применимость;

Коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:

"материализацию" инновации – от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию; "коммерциализацию" инновации – превращение ее в источник дохода.

Инновационная деятельность фирм гораздо более эффективное средство в конкурентной борьбе, чем все традиционные способы. При ней другие способы уже не могут играть существенной роли. Во второй половине XX в. начался бум инноваций во всех сферах жизни общества. В 1979 г. Конгресс США принял "Национальный акт о научно-технических инновациях", в котором говорилось, что инновации – центральный вопрос экономического, экологического и социального процветания США. Инновационная стратегия была призвана уменьшить торговый дефицит, выиграть конкуренцию на мировом рынке, стабилизировать курс доллара. В ФРГ также на государственном уровне было подтверждено, что инновации являются основным средством борьбы со всеми социальными болезнями. Таким образом, то что в 1940-50 гг. было стратегией отдельных фирм, в 1970-80 гг. становится стратегией целых наций, государственной политикой развитых стран.

Одновременно развивалась и наука об инновационной деятельности. Она означала отход от понимания рынка как свободной игры спроса и предложения. Теперь полагалось перехватить у рынка инициативу, управлять рынком, провоцировать появление потребностей массового покупателя, предлагать ему то, о чем он еще и не успел подумать. Такая стратегия и создала "потребительское общество".

Классификация инноваций позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».

Существует несколько подходов к классификации инноваций.

1 Классификация по объектам инновации, месту расположения, степени новизны.

1. В зависимости от вида объекта инновации делятся на:

Предметные инновации – это новые материальные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, комплектующие, продукты. Инновация в виде нового продукта является определяющей и носит название продуктовой инновации. Такая инновация направлена на удовлетворение новых потребностей или существующих потребностей, но по-другому;

Процессные инновации – это новые услуги, производственные процессы, методы организации производства, организационные структуры, системы управления. В этом классе инноваций определяющей является инновация в области производственных процессов, ее также называют – технологическая инновация. Такая инновация направлена на улучшение качества продукта, повышение производительности труда и увеличение объемов производства.

2. По месту в системе предприятия инновации делятся на:

Инновации на входе предприятия – новые материальные ресурсы, сырье, информация;

Инновации внутри системы предприятия – это новые полуфабрикаты, технологические процессы, информационные технологии, организационная структура. Экономический эффект такой инновации остается на предприятии;

Инновации на выходе предприятия это – новые продукты, услуги, технологии и информация, предназначенные для продажи (ноу-хау). Экономический эффект такой инновации получает потребитель.

3. В зависимости от степени новизны выделяют инновации:

Радикальные (базовые) – например, новый продукт на основе изобретения-пионера;

Улучшающие – например, новый продукт на основе изобретения, улучшающего изобретение-пионер;

Модификационные (частные) – например, новый продукт на основе рацпредложения.

Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями “техническое” решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или обороной сферы. Изобретение-пионер – выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия.

Открытие – установление не известных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.

Рациональное предложение – “техническое” решение, обладающее относительной новизной, например, новое для данной отрасли, или для данного рынка или для данной организации.

ИННОВАЦИИ - ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТАДИИ

А.И. Грищенков, Е.А. Дмитриева, М.А. Легченко

Актуальность данной статьи определяется тем, что на сегодняшний день решающим инструментом конкурирования на глобальных рынках стали инновации. В статье проведен анализ научной литературы на предмет определения понятия «инновация», сопутствующих ему «инновационный процесс» и «инновационная деятельность». Структурированы теоретические основы инноваций, выявлена их экономическая сущность.

Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, классификация инноваций, инновационная деятельность, законодательные определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность».

Термин «инновации» впервые был применен в начале XX века известным экономистом Йозефом Шумпетером как изменения в целях реализации и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности .

В настоящее время в научной литературе достаточно много определений инноваций. В своей самой абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенсер: инновации - это нечто совершенно новое в конкретной ситуации, которое может быть использовано, когда мы осознали это . Несмотря на свою абстрактность, это определение включает три важных составляющих:

Инновации - это новое явление для людей, которые имеют отношение к этому явлению;

Инновации - новое явление, осознанное человеком;

Инновации - это такое новое явление, которое может быть использовано непосредственно.

Подход к определению инноваций российскими исследователями является более конкретным. Термин «инновация», как полагают А. Кулагин и В.Логинов, имеет более широкое значение, чем понятие «новой технологии», которое использовалось в течение многих лет в нашей стране. Инновации - это новшества, нововведения в промышленных, институциональных, финансовых, научно-технических и других областях .

По определению, данному в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, инновации являются конечным результатом инновационной деятельности, который получает реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, продаваемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практике .

Некоторые исследователи пытаются найти различия инноваций от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует рассматривать в качестве инновации. Так, Ю.А. Яковец, изучая инноваций с точки зрения макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:

Качественный скачок в уровне технологического развития в результате изобретения (критерий новизны);

Значительное увеличение экономических, социальных и экологических последствий в результате внедрения и применения инновационного продукта (критерий реализации).

Таким образом, инновацией в широком смысле является любое действие, которое максимизирует эффективность технологических и организационных процессов производства и обмена на основе улучшения качества или преобразования.

Для более полного понимания инноваций следует изучить их классификацию.

Различают общую (традиционную) классификацию и классификацию, основанную на этапах инновационного развития.

Изначально рассмотрим традиционную схему классификации по различным критериям (таблица 1).

Таблица 1

Общая (традиционная) классификация инноваций и инновационных продуктов_

Критерий классификации Виды инноваций

1. В качестве источника идей для инноваций открытие, научная идея, научная теория, явление

изобретение, ряд изобретений, лицензии

рационализаторские предложения

другие ситуации

2. Вид инноваций. Инновации в материале, материальной форме могут принимать форму продукта, его структуры или устройства, системы и механизма

технологии, метода, приема

материальной субстанции, вещества

организма, растений

строительства, зданий, сооружений, других архитектурных решений

информации о продукте (проект, исследование, разработка)

других решений

З.-Потребители в процессе научных исследований и производства в промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства научные исследования - процесс изменений в области научных исследований, опытно-конструкторских разработок и технологических работ (далее НИОКР)

технические или пищевые - приводит к изменениям в технологии бизнес-процессов потребителя

технологические возникают при применении более совершенных методов изготовления изделий

информация и связь, изменяют технологию обработки информационных и коммуникационных технологий потребителя

маркетинг, приводят к изменениям рыночных исследований и работы над ними, изменениям марок продуктов и организаций

логистика, приводят к изменениям в организации транспортных потоков, снабжения и продаж

организационно-управленческие приводят к изменениям в институциональных механизмах и системы управления

социально-экономические, правовые и другие, которые меняют социальные, экономические и правовые условия для функционирования предприятия

4.-Потребители в сфере услуг образование

спорт и молодежная политика

культура и шоу

здоровье

юридические услуги и защита

торговля

финансовые услуги и другие

5. С точки зрения новизны инновационных продуктов и услуг могут быть распределены на обладающие признаками мировой новизны

внутригосударственной новизны

отраслевой новизны

новые для фирмы

расширение текущей ассортиментной линейки, портфеля продуктов и услуг

обновленные продукты и услуги

товары и услуги с репозиционированием

с сокращением затрат (производственные инновации)

6. Масштабы инноваций транснациональные

народнохозяйственные и федеральные

региональные

муниципальные

в границах объединений и ассоциаций

в рамках организации

в границах подразделений

7. Широта влияния инноваций глобальная, мировая

национальная экономика

отраслевая

локальная

8. Скорость осуществления инноваций быстрые, растущие

медленные и стабильные

медленно затухающие

9. Этапы жизненного цикла инноваций исследования

развитие

промышленное производство

маркетинг

логистика

диффузия

рутинизация

Сервисное обслуживание

10. По глубине изменений радикальные или базовые

улучшения

модификационные или частные

11. По преемственности открывающие

закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей

отменяющие

ретровведения

Другая классификация - классификация инноваций с учетом развития технологии, основанной на «подрывной» инновации .

«Подрывная» технология - та, которая заменяет устоявшиеся и уже развитые технологии. Она несет с собой новые продукты и новые услуги. «Подрывная» инновация, стратегия постепенно вытесняет поддерживающие инноваций. Вместе с ними происходит кардинальное изменение всей инновационной бизнес-составляющей.

Функции инноваций в социальном развитии отражаются в следующем:

Во-первых, нововведения являются реализующим каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научных и технологических результатов, вносят свой вклад в интеллектуализацию трудовой деятельности, повышение ее научной интенсивности .

Во-вторых, за счет инноваций расширяется ассортимент товаров и услуг, повышается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом, и удовлетворение этих потребностей (закон подъема и дифференциации потребностей).

Первые попытки законодательно определить и закрепить понятие «инновация» и «инновационная деятельность» были сделаны в 1999 г. Спустя 12 лет парламентарии решили «договориться о терминах».

3 февраля 2011 группа депутатов фракции «Справедливая Россия» во главе с Иваном Грачевым, Константин Бесчетновым и Оксаной Дмитриевой внесли в Государственную Думу проект закона «О государственной поддержке инновационной

деятельности».

Итогом законодательных инициатив стало принятие Федерального закона от 21 июля 2011 N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», в котором закреплено законодательные определения инноваций, инновационной деятельности.

Таким образом, инновации определяются как введенный в использование новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный подход в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

В свою очередь, инновационная деятельность определяется как деятельность (в том числе научная, технологическая, организационная, финансовая и коммерческая), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

В научной литературе, наряду с термином «инновация» широко используются понятия «инновационный процесс», «инновационный цикл».

Р. Федерманн под инновационным процессом подразумевает последовательность работ (функций) для подготовки и внедрения инноваций. Он выделяет 12 этапов, охватывающих управление инновациями на предприятии. Эти шаги относятся к таким аспектам управления, как выбор инновационной стратегии, продвижения «критического» сознания, посредством поощрения общения, преодолевая сопротивление к инновациям и так далее .

Американский профессор Дж.Эванс и Б. Берман рассматривают инновационный процесс с точки зрения стадий готовности нового продукта. Они выделяют семь этапов инновационного процесса:

Генерация инноваций;

Оценка продукции;

Проверка концепции;

Экономический анализ;

Разработка продукции;

Пробный маркетинг;

Коммерческая реализация.

П.Н. Завлин под инновационным процессом предлагает понимать последовательную цепочку событий, в которой инновации созревают от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и рассматриваются в экономической практике. В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не заканчивается с введением, первым появлением на рынке нового продукта, услуги или корректировки проектной мощности новой технологии. Этот процесс не останавливается после выполнения, а с распространением (диффузией) инновации модернизируются, совершенствуются, приобретают новые потребительские свойства. Это открывает новые области для их применения, новые рынки и новых клиентов .

Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что инновационные процессы, независимо от их формального определения - рассматриваются как пронизывающие весь научно-технический, производственный цикл предпринимательской деятельности и, в итоге, предназначены для удовлетворения конкретных социальных потребностей посредством рыночного успеха коммерциализация инноваций. Так, Джеймс Брайт прямо говорит, что «это - процесс преобразования научных знаний в физическую реальность, изменяющую общество».

Таким образом, инновационный процесс - уникальное явление, в котором наука и техника тесно переплетаются с развитием экономики, предпринимательства и менеджмент .

Фундаментальные результаты в этой области получены русским ученым Н.Д. Кондратьевым (1892-1938), который связывал генерацию длинных волн с массовым

внедрением новых технологий, с вовлечением в мировую экономику новых. Познакомившись с теорией Кондратьева, И. Шумпетер дал высокую оценку концепции больших циклов конъюнктуры и ввел понятие «Кондратьевские циклы». Объединив свои разработки о роли предпринимателя в процессе экономического развития и теорию долгосрочных колебаний экономической динамики Кондратьев, Шумпетер разработал теорию инновационных циклов, в которых длинноволновые колебания определены в качестве одного из видов экономической динамики, созданные в рамках инновационного процесса .

По Шумпетеру мотивацией к поиску и внедрению новых комбинаций является прибыль, которая, в свою очередь, станет наградой за инновации. Решающую роль здесь играет не качество или цена, а конкуренция новых продуктов, технологий, источников снабжения и организационных форм. Изначально конкуренцией инноваций, которые способствуют росту производства и прибыли, пользуется небольшое число предпринимателей, преимущественно те, кто уже имел определенные наработки. Когда инновации распространяются, то производственные издержки выравниваются и прибыли исчезают.

Исходя из мнения Шумпетера, центральным субъектом в процессе изменений в системе является предприниматель, который внедряет инновации в период спокойствия. Эти нововведения приводят к утрате непрерывности, требуют отказа от старого (продукции, формы организации и др.) в пользу нового, рискованного, устаревшее вытесняется или, другими словами, начинается процесс «созидательного разрушения».

Различные аспекты теории инновационных процессов достаточно хорошо представлены как отечественными, так и зарубежными исследователями:

Систематизация и классификация инноваций находит свое отражение в работах Ф. Валенты, Б. Санто, Б. Твисса, Г. Менша, Л.А. Баева, В.Э. Шугурова т.д.;

Инновационные теории экономической динамики разработаны С. Кузнецовым, Н.Д. Кондратьевым, Й. Шумпетером, Г. Меншем, А. Клайнкнехтом, Дж. Ван Дайном;

Вопросы теории и механизма инноваций в эволюционном аспекте находят свое отражение в работах А. И. Анчишкина, В.И. Маевского, Ю.В. Яковец;

Вопросы продолжительности экономических циклов отражены в трудах Дж. Китчин, С. Кузнецова, Дж. Риггольмен, B. Ньюмена, К. Жюгляр, Парвуса (А. Гельфанда), Я. ВанГельдерен, С. ДеВольфа .

Исследования проблемы трансформации научно-технической и инновационной деятельности в нынешних экономических условиях в России активно ведутся Л.И. Абалкиным, В.Л. Бабуриным, В.А. Васиным, Ю.С. Васильевым, А.Е. Варшавским, В.В. Герасименко, С.Ю. Глазьевым, Р.Н. Завлиным, В.И. Кушлиным, А.А. Коренным, Д.С. Львовым, С.Г. Митиным, К.И. Плетневым, С.Ю. Румянцевой, Г,Ю. Силкиной, А.Н. Фоломьевым и другими экономистами.

Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в теоретической базе изучения инноваций, в этой области по-прежнему много спорных вопросов, таких, как динамика и тенденции инновационных процессов и их влияние на экономическое развитие, а также регулирование инновационных процессов с учетом специфики текущего состояния российской экономики.

Основными особенностями инновационного процесса являются его цикличность, поэтапное внедрение инноваций и чрезвычайно высокая степень риска, связанного с низкой вероятностью успешной реализации новых идей в виде новых продуктов. Инновационный цикл охватывает весь спектр отношений производства и потребления и представляет собой период от зарождения идеи до ее коммерциализации. Понятие «инновационного цикла» подразумевает существование обратной связи между потребительскими товарами и новой научной сферой. Инновационные циклы могут быть разной протяженности в зависимости от того к какой стадии научных исследований обращается пользователь за улучшением способа удовлетворить свои потребности в инновациях .

Различают три формы инновационного процесса:

Простой внутриорганизационный (натуральный);

Простой межорганизационный (коммерческий);

Расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование инноваций в той же организации, новшество в этом случае не принимает себя товарную форму.

В простом межорганизационном инновационном процессе нововведение появляется уже в качестве объекта покупки. Эта форма инновационного процесса определяет разделение функций создателя и производителя инноваций от функций потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-собственника инновации, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемой продукции .

Субъекты инновационного процесса можно разделить на следующие группы:

Новаторы - являются генераторами научно-технических знаний. Они могут быть индивидуальными изобретателями, исследовательскими организациями. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений;

Ранние реципиенты - ранними реципиентами являются предприятия, первыми освоившие инновации. Они стремятся получить дополнительный доход за счет скорейшего продвижения инноваций на рынок;

Раннее большинство - представлено фирмами, которые первыми ввели новшество в производство, что обеспечивает им дополнительный доход;

Отстающие - отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда задержка своевременности использования инноваций приводит к выпуску новых изделий, которые уже устарели .

В связи с ростом инновационной активности во всем мире, преобразуются инновационные процессы, количество и последовательность шагов, в итоге которых появляются новые модели, соответствующие реальным условиям инновационных процессов.

Понимание инновационных процессов и важности взаимосвязи между отдельными ступенями и субъектами инновационной деятельности привело к возникновению теории инновационных систем. Хотя, основные идеи концепции национальной инновационной системы были сформулированы немецким экономистом Ф. Листом в 1841 году, основателем этого нового подхода следует считать К. Фримана, который в 1980-х годах XX века ввел в оборот понятие национальной инновационной системы как сложной системы взаимодействия между экономическими субъектами и государственными учреждениями, которые создают и распространяют новые знания, воплощенные, в свою очередь, в новых технологиях, продуктах и услугах.

Появление концепции национальной инновационной системы является наиболее важным результатом эволюции теории инновационных процессов, потому как позволяет использовать системный подход к работе с инновациями и имеет практическое значение. Ведь наиболее полный синергетический эффект от инноваций может быть получен только путем развития национальной инновационной системы.

The relevance of this item is determined by the fact that today a decisive instrument to compete in the global steel market innovation. The article analyzes the scientific literature on the subject of the definition of «innovation», the attendant «innovation process» and « innovative activity ». Structured theoretical foundations of innovation, revealed their economic substance. Key words: innovation, innovation process, classification of innovations, innovative activity, legal definitions of «innovation» and « innovative activity».

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2009. 254c.

2. Городникова Н.В., Гостева С.Ю., Гохберг Л.М., Грачева Г.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. Изд-во: ГУ-ВШЭ/Государственный Университет - Высшая Школа Экономики, 2009. 488c.

3. Гунин В.Н., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: ИНФРА-М, 2007. 568c.

4. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др. М.: ЮНИТИ, 2007. 368c.

5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Анынина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2009. 271c.

6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Оголевой. М.: ИНФРА-М, 2009. 194c.

7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. П.Л. Завлина, А.К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 2008. - 294c.

8. Круглова Н. Ю. Инновационный менеджмент / Под науч. ред. Д.С. Львова. М.: Ступень, 2008. 348c.

9. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. 158c.

10. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 364c.

11. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. Инфра-М, 2008. 176c.

12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008. 448c.

Грищенков А.И. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Дмитриева Е.А. - начальник планово-экономического отдела Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Легченко М.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Иннова́ция , нововведе́ние - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Иннова́ция - введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях .

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» - «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Шумпетер был одним из первых учёных, кто в 1900-х гг. ввёл в научное употребление данный термин в экономике .

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы . Вопреки распространённому мнению, инновации отличаются от изобретений .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Что такое инновации в бизнесе, инновации в компании

    ✪ [ОтУС] Творчество и инновация

    ✪ Лекция "Творчество и инновация"

    Субтитры

    Что такое инновации в бизнесе и что делать с инновациями в вашей компании именно на этот вопрос мы с вами поговорим и меня зовут Константин Савкин на канале Пяти-минутка соответственно инновации - это все, что определяет нашу конкурентоспособность нашей компании в конкретный временной момент никакой теоретической чепухи почему? потому что именно сейчас именно в текущих экономических условиях мы должны подумать за счет чего? за счет каких инструментов? наша компания будет конкурентной на рынке вот это очень важно не надо думать, что инновации - это менеджмент, это маркетинг, это управление персоналом инновации - определяют все! можем ли мы найти инновации в своей компании? можем что будет являться инновацией в вашей компании? все, что повышает конкурентоспособность будет ли инновацией нечто новое? до сели в мире не известное? помним Шекспира ничто не ново под луной новое - это хорошо забытое старое поэтому, не играйте в теоретические обманки задумайтесь насчет практической составляющей как вы можете применять некие новые подходы в своей работе, в своем бизнесе и последнее возникает один простой вопрос как сделать свою компанию инновационной нацеленной на поиск новых идей на внедрение инноваций на занятие нового устойчивого положения на рынке прежде всего аспект заключается в образовании образовании ваших сотрудников и в том, чтобы использовать правильный тренд на поиск новых идей из каких-то параллельных смежных областей или заимствование новых идей у ваших конкурентов или зарубежных партнеров соответственно возникает один простой вопрос как научиться находить инновации и использовать их в своих компаниях об этом я рассказываю на своем канале Пяти-минутка подписывайтесь об этом мы говорим в частных консультациях и на семинарах вы можете ознакомиться внизу, по ссылке к данному видео и вы кстати можете задать свой вопрос в комментариях я обязательно на него отвечу в следующих видео с вами был Константин Савкин на канале Пяти-минутка до новых встреч

Общее определение инноваций

«Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях .

Инновация - это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом, необходим процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни , удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

  • используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности ; и/или
  • обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или
  • обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;
  • достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.

При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение », обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «Теория экономического развития » (1911).

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение - или использует что-то уже существующее новым образом - для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.

Виды инноваций

  • Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные - совершенствование системы менеджмента .
  • Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Эффективность инновационной деятельности

В современных условиях, правительства различных стран инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность, например Германия на научные исследования и разработки направила около 2,7 % ВВП , США - 2,8 %, Япония - около 3,5 %, страны с переходной экономикой тратят значительно меньше: Белоруссия - 0,74 % ВВП, Россия - 1,04 % . Однако в условиях кризиса мировой экономики на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделяемых предприятиям и научным коллективам. В связи с этим сталкиваемся с понятием экономической эффективности . Для данных целей в странах Европейского союза ежегодно публикуется «Европейское табло инноваций» (European Innovation Scoreboard - EIS) . Так же в 2007 году на основе метода анализа среды функционирования были рассчитаны показатели технической эффективности для ряда стран Европейского союза. На основе полученных результатов эффективности все страны были объединены в 4 группы:

Согласно опросу консалтинговой компании StrategyOne (англ.) русск. , большинство менеджеров ведущих мировых компаний включили Китай в пятёрку самых инновационных стран . При этом в «Индексе верховенства закона» за 2015 год Китай занимает 71 место, рядом с Украиной (70), Кыргызстаном (74), Россией (75) .

Инновации в России и Китае

Центром эффективной инновационной политики в России являются местные инновации, возникающие в десятках частных инновационных инкубаторов или ускорителях по образу и подобию модели IdeaLab или Y-Сombinator. России также нужна стратегия, основанная на создании глобальных инновационных сетей.

Ситуация в Китае сильно отличается от ситуации в России. В инновационную стратегию Китая входят кластеры , созданные вокруг университетов, но не только. Китай предпринимает шаги получения обратных инноваций, получения инноваций из других стран и в конце концов создания глобальных инновационных сетей. Эти глобальные сети фактически поддерживают местные инновации. Промышленные кластеры в Китае стали центрами местного технологического развития, которые вливают в регионы огромное количество зарубежных инвестиций.

В Китае успешно поощряются инновационные деятели, потоки технологий и инвестиций, а также взаимодействие между отечественными и международными рынками. Все эти элементы важны для того, чтобы определить, генерировать, эксплуатировать и продвигать новые бизнес-идеи. Несмотря на то, что в Китае перестройка структуры науки шла медленно, Россия, как высокоинтеллектуальная страна, не настолько привязана к иностранным инновациям, как Китай, и способна сделать это гораздо быстрее.

См. также

  • P2M - Японская методология управления инновационными проектами и программами

Примечания

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О науке и государственной научно-технической политике“» N 254-ФЗ от 21 июля 2011 года
  2. См. также статью «Технологические уклады ».
  3. Базилевич В. Д. 12. 1. 2 Неортодаксальна теорія Й. А. Шумпетера // Історія економічних учень: У 2 ч.. - 3-е издание. - К. : Знання, 2006. - Т. 2. - С. 320. - 575 с. - ISBN 966-346-150-0 .
  4. Милославский И. Новизна с последствиями
  5. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание. Перевод с английского - издание второе исправленное. - М., 2010. - С. 31. - 107 с.