Организация и проведение репетиционной работы. Методика организации репетиционного процесса с различными категориями исполнителей Хоровая репетиция методика ее организации и проведения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива. Хореография в воспитании и развитии личности ребёнка. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей младших школьников. Методы и приемы работы над созданием репертуара.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Психолого-педагогические основы формирования детского коллектива, особенности и главные этапы его развития. Содержание, методы работы по формированию коллектива среди детей дошкольного возраста. Принципы проведения эксперимента, анализ полученных данных.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие вокально-хоровых навыков. Традиция преподавания хорового пения в России. Развитие вокально-хоровых навыков при работе с младшей группой хора. Создание системы музыкально-певческого материала в школе. Особенности вокального воспитания в хоре.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2009

    Проблема формирования общеучебных умений младших школьников в психолого-педагогической и научно-методической литературе. Организация процесса формирования, его этапы. Результаты экспериментального исследования по изучению влияния самостоятельной работы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Руководитель как лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности, особенности функционирования педагога в данном качестве. Требования, предъявляемые к нему в процессе управления детским коллективом.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2014

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Философско-эстетические, психолого-педагогические основы вокально-хорового искусства России. Особенности становления вокально-хоровой музыки до XVII в. Развитие хорового пения на Руси. Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Общая характеристика подросткового детства. Психолого-педагогические доминанты развития (формирование стереотипа, собственной уникальности, необходимая потребность в любви). Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2014

Репетиция – это процесс постепенного, все более совершенного выражения художественной идеи произведения, сопровождающийся обогащением творческого опыта и повышением исполнительского уровня певцов.

В репетиционной работе деятельность хормейстера многофункциональна. Он:

Музыкант-исполнитель, реализующий в живом звучании свои исполнительские намерения (исполнительская функция);

Педагог, прививающий певцам вокально-хоровые навыки, необходимые для успешного решения исполнительских задач (педагогическая функция);

Организатор и руководитель репетиционного процесса (управленческая функция);

Указанные функции взаимосвязаны и тесно переплетены. Ведущая из них – исполнительская. С двумя остальными она соотносится по типу «цель – средства» (исполнение – цель репетиционной работы, обучение певцов и четкая организация репетиционного процесса - необходимые средства для достижения цели).

Различным компонентам профессии хормейстера обучают на занятиях по отдельным дисциплинам (дирижирование, постановка голоса, фортепиано, хороведение, музыкально-теоретические предметы и др.). Однако, умение работать с хором – это нечто иное, нежели простая сумма перечисленных знаний и навыков. Можно уметь хорошо дирижировать, спеть, сыграть, знать методику, но при этом плохо (малорезультативно) работать с хором.

Умение в той или иной степени результативно репетировать основывается на синтезе исполнительского дара с педагогическими и организаторскими способностями и формируется преимущественно в процессе практического общения с коллективом исполнителей.

  1. Планирование репетиционной работы

Во избежание самотека, сумбура, разбросанности каждую репетицию рекомендуется тщательно продумывать и планировать. Роль планирования еще более возрастает, если речь идет о целом ряде репетиций для подготовки концертной программы. Наличие четко разработанной программы действий помогает в этом случае не терять перспективы в работе, уделять должное внимание главному и второстепенному, рациональнее распоряжаться имеющимся запасом репетиционного времени. Различают планирование перспективное и порепетиционное.

Перспективное планирование решает стратегические задачи. По ходу его хормейстер должен:

Определить количество репетиционного времени, необходимое для подготовки хоровой программы (общее количество часов, дата концерта);

Наметить типы репетиций в зависимости от этапа работы (ознакомительная, разводные, сводные, прогоны, генеральная репетиция, опробование зала и др.);

Решить, какое количество часов будет выделено на подготовку каждого из сочинений программы (адекватно уровню сложности партитуры);

Определить, какие сочинения будут репетироваться на каждом занятии;

Наметить стратегию технического и образно-эмоционального развития певцов, т.е. план работы над исполнительскими навыками, требующимися при подготовке данной программы;

Порепетиционное планирование проводится хормейстером перед каждой репетицией на основании перспективного плана. Главные моменты его:

Наметить эпизоды партитуры, подлежащие проработке, последовательность работы над ними и количество репетиционного времени на каждый из них;

Определить цель работы над каждым эпизодом на данной репетиции (направленность добиться чистого интонирования, выразительного произношения, ансамблирования в партии и др.)

Отобрать соответствующие приемы работы для достижения поставленной цели;

Попытаться спрогнозировать трудности технического и образно-эмоционального плана, с которыми встретятся певцы в намеченных эпизодах, и найти способы их преодоления;

Продумать вопросы организации репетиционной работы и инструментовку педагогического воздействия на коллектив (показ голосом и на фортепиано качества исполнения, образно-эмоциональной характеристики музыки, формы предъявления художественных, технических, дисциплинарных требований к певцам, оценка качества исполнения и др.).

Для эффективного осуществления планирования дирижеру необходимо:

К моменту планирования иметь четко сложившиеся исполнительские намерения, знать в деталях, какого художественного результата будет добиваться в работе над данным произведением;

Представлять, какими средствами следует добиваться поставленной цели;

Хорошо знать исполнительские возможности данного хора;

Желательно иметь опыт порепетиционного планирования.

Порепетиционный план может быть в различной степени детализированным. Опытному хормейстеру бывает достаточно продумать лишь основные вехи, детали же он сможет импровизировать. Неопытному руководителю следует знать, что удачная импровизация не беспочвенна, она рождается, как правило, на фундаменте длительной практики и предварительно проведенной кропотливой работы. Путь к ней лежит через детальное планирование репетиций.

Намеченный план в процессе работы может оказаться в той или иной мере невыполнимым. Однако, это не должно служить поводом для отказа от планирования репетиций. Ценность планирования в том, что хормейстер тщательно продумывает предстоящую работу, а это прямо или косвенно сказывается на результативности репетиционного процесса.

Полезно анализировать каждую репетицию с целью совершенствования репетиционного мастерства и опыта планирования. На основе анализа репетиции хормейстером в случае необходимости могут вноситься коррективы, как в перспективный план, так и в планирование следующей репетиции.

В практике работы с хором распространено деление репетиций на два этапа:

1. техническое освоение произведения и его художественное осмысление;

2. раскрытие внутреннего содержания, эмоциональной и образной сущности.

В свою очередь, в зависимости от формы и содержания работы хоровые репетиции можно разделить на две группы:

1. репетиции сводные (общие), ансамблевые, групповые по партиям;

2. репетиции ознакомительные (вводные), рабочие, заключительные и корректирующие.

Этапы рептиционной работы :

- ознакомительный (получение первой информации о новом сочинении, творческом, исполнительском замысле дирижера и освоение нотного текста)

- впевание (рабочий этап). Главная задача – достижение исполнительской свободы, осмысленности и выразительности пения каждого участника коллектива. Приемы, используемые на данном этапе: пение с закрытым ртом, пение на слог, «читка».

- исполнительский (способность певцов хора придать процессу звуковой материализации нотного текста цельность, завершенность и убедительность). Основной формой работы на этом этапе становится сводная репетиция.

Методы работы над сочинением:

1.Пропевание в замедленном темпе. Целесообразность этого приема состоит в том, что медленный темп дает певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для его контроля и анализа).

2. Остановки на звуках или аккордах. Предпосылка действия этого приема та же, что и при пропевании в замедленном темпе. Однако благодаря тому, что он дает возможность сконцентрировать внимание на отдельной интонации, аккорде, его эффективность выше.

3. Ритмическое дробление. Этоспособ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведет к возникновению у артистов хора ощущения постоянной ритмической пульсации. Эффективным приемом преодоления такого рода трудностей является проговаривание литературного текста на одном звуке.

4. Использование вспомогательного материала. В работе над сложными в техническом отношении местами полезно обращаться к упражнениям, построенным как на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.

5. Взаимоотношение элементов художественного и технического в хоровом исполнительстве. Наиболее правильным и эффективным будет метод работы, при котором дирижер, разучивая конкретную хоровую партию, постепенно приближает ее к характеру, близкому к замыслу композитора.

Антиметод:

- «натаскивание» (многократное повторение музыкального материала без конкретно поставленной цели) не развивает эстетическое мышление певцов.

Дирижерские приемы при работе над сочинением:

1. рабочий жест (тактирование, показ вступлений и снятий, показ звуковысотности, жесты, наглядно передающие ритмическое и интонационное строение мелодии);

2. образные жесты (жесты, передающие те или иные особенности хорового звучания: характер звуковедения, кульминация, жесты, передающие музыкально-выразительные особенности мелодии и т.д.)

Задание № 6.

Произведите рефлексию собственной деятельности (после каждой из 6 репетиций в устной форме руководителю практики).

Соотнесите поставленные цели с результатами деятельности; оцените выбранные и использованные Вами методы работы и их эффективность; назовите причины возможных неудач в проделанной работе.

Задание № 7.

Продирижируйте данное сочинение в концертных условиях, используя соответствующие дирижерские приемы.

В условиях концертного выступления особое значение приобретает дирижерское мастерство - единственное средство творческого общения дирижера с исполнителями на сцене. Следовательно, от дирижера требуется соответствующий уровень владения техникой выразительных жестов, способствующих передаче образной сферы сочинения.

Библиография

1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

2. Козырева Г.Г., Якобсон К.А. Словарь по хороведению. Редактор Еловская Н.А. - Красноярск, 2009-105с.

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

Репетицию можно представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.

Художественный руководитель вынужден постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере. Особенно это касается молодых, начинающих художественных руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению.

Знание же ими основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение критически переосмыслить их в соответствии со своей индивидуальной творческой манерой и конкретными особенностями коллектива является важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиций.

Необходимо хотя бы в самых общих чертах знать ряд организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.

Руководитель может пользоваться этими правилами.

Репетицию необходимо:

1. Начинать во время, с разминки.

2. Стараться не покидать репетиционный зал к телефону, директору и так далее.

3. Обязательно планировать репетицию, в противном случае появиться элемент стихийности, разбросанности, самотёка.

4. Чередовать номера (лёгкие с технически сложными, быстрые с медленными).

5. Задействовать в репетиции не одну группу исполнителей, а всех (если репетируешь с двумя, остальным тоже должно быть интересно).

6. Необходимый реквизит нужно готовить заранее.

7. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, через 40-45 минут после начала работы необходимо сделать перерыв.

8. Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным.

9. Нужно отличать репетиции рабочие от генеральных прогонов, у них разные задачи.

Концертно-исполнительской деятельности,

Организация творческих встреч с различными самодеятельными и профессиональными коллективами,

Организация и осуществление гастрольных поездок хора,

Деловые контакты.

В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится работать с людьми разного возраста, различного образовательного и культурного уровня.

Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в области хорового народного искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы, театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии. Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с самодеятельным хором требует от руководителя большой работоспособности, выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства юмора.Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, по существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного хорового коллектива.

Особенности организации самодеятельного хора

Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.

Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано с работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности коллектива.

Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия: материально-техническая база, репетиционное помещение, музыкальные инструменты, необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства на оплату труда руководителя хора и его помощников, приобретение концертных костюмов, нотной библиотеки, фонотеки и т.д.

Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем хорового коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь несколько изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами. Это позволит хору проводить репетиции по партиям (группам). Практика показывает, что такие условия для работы с хором возникают очень редко. Для занятий хора должно быть отведено как минимум два просторных помещения. Необходимо, чтобы каждое помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и освещением. Акустические условия репетиционных помещений требуют особого внимания. Комнаты с плохой акустикой (полное поглощение звука или отражение его с эффектом "эхо") совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении для улучшения акустики задрапировываются углы.

Создание и организация хорового коллектива - сложный процесс, требующий большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании хора по местному радио и в печати и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА

Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).

При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какую-либо песню.После этого определяется диапазон голоса, тип голоса.На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные попевки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух определить несложные интервалы в мелодическом, а затем и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные интервалы. В прослушивание целесообразно включать несложные хроматические построения.

Чувство ритма проверяется повторением несложного ритмического рисунка.

Если у пришедших прослушиваться в хор нет певческого опыта и отсутствует музыкальная подготовка, то прослушивание целесообразно проводить в несколько этапов. На первом этапе можно ограничиться только общим знакомством с поступающим, предложив ему начать посещать занятия хора, а через три-четыре недели провести более тщательное знакомство с вокально-музыкальными данными и только после этого окончательно высказать мнение о его пригодности для участия в хоре. Нередко застенчивость, робость пришедшего на прослушивание мешают выяснить его вокально-музыкальные данные. В этом случаев, как исключение, можно попытаться провести эту работу в процессе репетиции хора.

Формировать состав хора без всякой проверки вокально-музыкальных данных поступающих в хоровой коллектив нецелесообразно.

Следует заботиться о том, чтобы новые участники хорового коллектива не снижали уровень исполнительского мастерства хора. С этой целью желательно иметь подготовительную группу хора.