Особенности конфликта в пьесе «Вишнёвый сад. Что же составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является… В чем своеобразие основного конфликта пьесы вишневый

На уроках литературы мы читали и анализировали пьесу А. П.Чехова “Вишневый сад”. Внешний сюжет “Вишневого сада ” – это смена владельцев дома и сада, продажа имения за долги. Сначала кажется, что в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие разные периоды бытия России того времени: прошлое (Раневская и Гаев), настоящее(Лопахин), будущее (Петя и Аня). Кажется, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни – на продаже вишневого сада

Особенность

Конфликта заключается в отсутствии открытого противостояния. У каждого героя собственный внутренний конфликт.

Для Раневской и Гаева, представителей прошлого, вишневый сад – это единствен­ное место на земле, где они еще могут чувствовать себя дома. В пьесе Чехова призрак покойной ма­тери видится только Раневской. Только она способна уловить в белом вишневом дерев­це что-то знакомое, напоминавшее о материнской ласке, неповторимом детстве, о кра­соте и поэзии. Несмотря на ее доброту, любовь к красоте, она легкомысленная женщина, которая сорит деньгами, беззаботна равнодушна к судьбе России, Именно Раневская

И потратила на любовни­ка все те деньги, которые должны были пойти на уплату процентов. Она отдает последние деньги прохожему, когда у самой дома есть нечего и дает взаймы – “Дай ему. Ему же надо, он вернет”.

Мало того, Раневская и сейчас забирает в Париж все деньги, присланные бабушкой для Ани. “Да здрав­ствует бабушка!” – это восклицание не красит Любовь Андреевну, в нем слышится не толь­ко отчаяние, но и открытый цинизм. Гаев же – человек по-детски беспечный, также любит красивые фразы, добр. Но его слова расходятся с делами, он брезглив к народу. От него ушли слуги – они его не понимают. Также не понимают хода его мыслей и смысл его изречений половые в трактире, которым он рассказывает об искусстве.

Лопахину Ермолаю Алексеевич присущ внутренний конфликт между внутренней самооценкой и внешним благополучием. С одной стороны он – купец, который смог позволить себепокупку вишневого сада и поместья, в котором всю жизнь трудились его отец и дед, с другой стороны он нелестно очинивает себя с внутренней стороны. Это свидетельствует об шатком положении между его сущностью и внешним правлением. “Мой папаша был мужик, идиот. ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья. “

Также внутренний конфликт в себе имеет Петя Трофимов – учитель покойного сына Раневской. Он заключается в несоответствии слов и действий персонажа. Он ругает все то, что тормозит развитие России. критикует интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но Трофимов не замечает, что он сам и есть яркий представитель такой интеллигенции: красивые слова отличны от его действий. Петр отрицает любовь, считая ее чем-то “мелким и призрачным”, он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Т. в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение В финале пьесы Т. разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

В этом и заключается особенность конфликта – нет единого противостояния, а каждый герой углублен в решения своего собственного внутреннего конфликта.

Сочинения по темам:

  1. Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского - несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения «Клоп» и «Баня»,...
  2. Пьеса Н. В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и...
  3. Связь между миром природы и миром человеческих чувств в стихотворении Фета - метонимическая. Лирический герой и его возлюбленная молчат, они...
  4. Стихотворение “Сад” Анны Ахматовой – необыкновенно выразительное произведение, где в четырех строфах раскрыта целая философия. Оно относится к ранней поэзии...

Сочинение: Чехов А. П. - Вишневый сад - "СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”"

"СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”"

СВОЕОБРАЗИЕ

КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗРЕШЕНИЕ В ПЬЕСЕ А. П.

ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”

Павлович Чехов принадлежит к числу великих

русских писателей XIX века.

С его творчеством, я думаю, знаком каждый. Он

написал много замечательных произведений,

одним из которых является пьеса “Вишневый

сад”. Это было последнее произведение

Чехова, завершающее его творческую

биографию.

составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый

сад”? Что является в ней той “пружиной”,

которая движет внешними и внутренними

переживаниями и размышлениями героев?

На первый

взгляд, в “Вишневом саде” дана четкая

расстановка социальных сил в русском

обществе и обозначена борьба между ними:

уходящее дворянство (Раневская и Гаев),

поднимающаяся буржуазия (Лопахин), новые

революционные силы, идущие им на смену (Петя

и Аня). Социальные мотивы встречаются и в

характерах действующих лиц: барская

беспечность Раневской и Гаева,

практическая их беспомощность; буржуазная

деловитость Лопахина, открытость Пети и Ани,

устремленных в “светлое будущее”.

центральное с виду событие - борьба за

вишневый сад - лишено того значения, какое,

казалось бы, требует сама логика

расстановки в пьесе действующих лиц.

Конфликт, основанный на противоборстве

социальных сил, у Чехова приглушен. Лопахин,

русский буржуа, лишен хищнической хватки и

агрессивности по отношению к дворянам

Раневской и Гаеву, которые нисколько не

сопротивляются ему. Получается так, словно

бы имение само плывет ему в руки, а он как бы

нехотя покупает вишневый сад.

главный узел драматического конфликта?

Вероятно, не в экономическом банкротстве

Раневской и Гаева. Ведь уже в самом начале

комедии у них есть прекрасный вариант

экономического процветания, по доброте

сердечной предложенный тем же Лопахиным:

сдать сад в аренду под дачи. Но герои от него

отказываются. Почему? Очевидно, потому, что

драма их существования более глубока, чем

элементарное разорение, глубока настолько,

что деньгами ее не поправишь и угасающую в

героях волю к жизни не вернешь.

стороны, и покупка вишневого сада Лопахиным

тоже не устраняет более глубокого

конфликта этого человека с миром. Торжество

Лопахина кратковременно, оно быстро

сменяется чувством уныния и грусти. Этот

странный купец обращается к Раневской со

словами укора и упрека: “Отчего же, отчего

вы меня не

послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь

теперь”. Со всеми героями пьесы Лопахин

произносит со слезами знаменательную фразу:

“О, скорее бы все это прошло, скорее бы

изменилась как-нибудь наша нескладная,

несчастливая жизнь”.

Лопахин впрямую касается скрытого, но

главного источника драматизма: он заключен

не в борьбе за вишневый сад, а в

недовольстве жизнью, в равной мере, но по-разному

переживаемом всеми без исключения героями

“Вишневого сада”. Жить идеей нелепо и

нескладно, никому не приносит

она ни радости, ни ощущения счастья. Не

только для основных героев несчастлива эта

жизнь, она тяжела и для Шарлотты, одинокой и

никому не нужной со своими фокусами, и для

Епиходова с его постоянными неудачами, и

для Симеонова-Пищика с его вечной

Драма жизни

заключается в разладе самых существенных

ее основ. И потому у всех героев пьесы есть

ощущение временности своего пребывания в

мире, чувство постепенного истощения и

отмирания тех форм жизни, которые когда-то

казались вечными. В пьесе все живут в

ожидании надвигающегося рокового конца.

Распадаются старые основы жизни и вне, и в

душах людей, а новые еще не нарождаются, в

лучшем случае они только предчувствуются,

причем не только молодыми героями драмы.

Тот же Лопахин говорит: “Иной раз, когда не

спится, я думаю: “Господи, ты дал нам

громадные леса, необъятные поля,

глубочайшие горизонты, и живя тут, мы сами

должны бы по-настоящему быть великанами”.

Грядущее

задает людям вопрос, на который они, по

своей че - . ловеческой слабости, не в

состоянии дать ответ. Есть в самочувствии

чеховских героев ощущение какой-то

обреченности их существования. С самого

начала перед нами люди, тревожно

прислушивающиеся к чему-то неотвратимому,

что грядет впереди. Это дыхание конца

вносится в самое начало пьесы. Оно не только

когда вишневый сад будет продан. Есть в этой

дате и иной символический смысл -

абсолютного конца целого тысячелетнего

уклада русской жизни. В свете абсолютного

конца призрачны их разговоры, неустойчивы

отношения. Люди как бы выключены на добрую

половину своего существования из потока

жизни, который постоянно набирает темп...

они живут и чувствуют вполсилы, они

безнадежно опаздывают и отстают.

Символична

и кольцевая композиция пьесы, связанная с

мотивом опоздания сначала к приходу, а

затем к отходу поезда. Чеховские герои

глуховаты по отношению друг к другу не

потому, что они эгоисты, а потому, что в их

ситуации полнокровное общение оказывается

невозможным. Они рады бы достучаться друг

до друга, но что-то постоянно “отзывает” их.

Герои слишком погружены в переживание

внутренней драмы, с грустью оглядываясь

назад и с робкими надеждами всматриваясь

вперед. Настоящее остается вне сферы

главного их внимания, а потому и на полную

взаимную “прислушливость” им просто не

хватает сил.

лицами надвигающихся перемен победа

Лопахина - условная победа, как поражение

Раневской - условное поражение. Уходит

время для тех и других. Через всю пьесу

тянется мотив ускользающего времени.

Время идет!

Но кому суждено быть творцом новой жизни,

кто посадит новый сад? Жизнь не дает пока

ответа на этот вопрос. Готовность есть как

будто бы у Пети и Ани. И там, где Трофимов

говорит о неустроенности жизни старой и

В рассуждениях Пети нет личной силы, в них

много слов, похожих на заклинания. К тому же

он “вечный студент”, “облезлый барин”. Не

такие люди овладевают жизнью и становятся

творцами и хозяевами ее. Напротив, жизнь

сама Петю изрядно потрепала. Подобно всем недотепам в пьесе,

он нескладен и бессилен перед нею.

Молодость, неопытность и жизненная

неприспособленность подчеркнуты и в Ане.

Это “прежде всего ребенок, веселый, до

конца не знающий жизни”.

Россия, как/она

виделась Чехову на рубеже двух веков, еще не

выработала в себе действенный идеал

человека. В ней зреют предчувствия

грядущего переворота, но люди пока к нему не

готовы. Лучики правды, человечности и

красоты есть в каждом герое “Вишневого

сада”. Добро тайно светит повсюду, но

солнца нет. В финале пьесы есть ощущение,

что жизнь кончается для всех и это не

случайно. Герои “Вишневого сада” не

поднялись на высоту, которой требует от них

предстоящее испытание.

А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, - говорил Чехов, - люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Все основные события происходят за сценой, а на сцене все внимание сосредоточено на чувствах и мыслях персонажей.

Особое место среди «пьес жизни» Чехова занимал «Вишневый сад». Перед нами предстает владелица имения за обычной трапезой (чаепитием), не ведающая, что вишневый сад уже продан. Это основное событие произошло как бы помимо воли главных героев. Даже Лопахин покупает имение неожиданно для себя. Нет конфликта между Лопахиным и Раневской по вопросу выкупа имения. Он всей душой пытается сохранить это имение для его хозяйки. Более того, он с детства питает к Раневской неожиданно трогательные для дельца чувства. С нетерпением ждет ее возвращения из Парижа, предвкушая эту столь важную для него встречу. Нет социального конфликта в чеховских пьесах, как у Островского. Отец и дед Ермолая Лопахина были «рабами в этом имении», но между ним и Любовью Андреевной тянется едва заметная ниточка симпатии. Он духовно ближе с ней, чем с Варей, душа которой не взлетает над крышей старого дома. Лопахин воспринимает мир тоньше. Он восторгается картиной посаженного им мака. Он произносит прекрасные слова о России, которая должна бы быть страной «великанов», и мечтает о ее будущем. Он с нежностью говорит об имении, «прекраснее которого ничего нет на свете». Видимо, поэтому он скорее близок Пете Трофимову. На протяжении всей пьесы они перебрасываются колкими словами, но в сцене прощания Петя признается в симпатии к Лопахину: «Как-никак, все-таки Я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа». Лопахин, как никто другой, пытается соединить всех. Он протягивает руку помощи Пете. Но тот с гордостью отвергает ее: «Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти… Я могу обходиться без всех, я могу проходить мимо вас, я силен и горд». Ощущая себя нравственно выше других, он тем самым уходит от людей, а значит, и от верного пути. Он ближе всех к истине, он понимает, что смерть - только первый этап, что, вероятно, человеку известно лишь 5 из 100 видов чувств. Следовательно, меняется и смысл жизни. Но ему неведомо чувство любви. «Мы выше любви», - говорит он о себе и Ане. Не понимает он любви Раневской к «парижанину», предавшему ее. Петя не умеет ни любить, ни прощать.

Каждый осознал только часть правды. Внутреннее неприятие чужой правды мешает им приблизиться к истине. Казалось бы, Аня должна иметь больше шансов найти правильный путь, унаследовав тонкую любящую душу Любови Андреевны и философию Пети. Но какой-то неприятный осадок в конце пьесы остается. Ане было поручено позаботиться о Фирсе, она перепоручила это Яше и успокоилась. Фирс остается один в заколоченном старом доме.

Чехов пытался показать, что между героями гораздо больше общего, чем различий. Но каждый занят только собой. С первой сцены они как бы говорят каждый о своем, не слушая другого. Противопоставление внутренних позиций мешает им не только понять друг друга, но и совершенствовать свое мировоззрение. Все внешние события являются лишь следствиями той внутренней работы, которая идет или нет в душе каждого. Вишневый сад, как символ России, утерян для них. Лопахин, единственный, кто пытался объединить усилия, сохранить имение, потерпел крах. Может быть, в отчаянии он приобретает имение, не видит иного пути. Внутренняя отчужденность ведет к краху, какие бы идеалы за этим ни стояли.

содержимое:

На уроках литературы мы читали и анализировали пьесу А. П.Чехова «Вишневый сад». Внешний сюжет «Вишневого сада » — это смена владельцев дома и сада, продажа имения за долги. Сначала кажется, что в пьесе четко обозначены противодействующие силы, отражающие разные периоды бытия России того времени: прошлое (Раневская и Гаев), настоящее(Лопахин), будущее (Петя и Аня). Кажется, столкновение этих сил и должно породить главный конфликт пьесы. Персонажи сосредоточены на важнейшем событии в их жизни — на продаже вишневого сада

Особенность конфликта заключается в отсутствии открытого противостояния. У каждого героя собственный внутренний конфликт.

Для Раневской и Гаева, представителей прошлого, вишневый сад — это единствен­ное место на земле, где они еще могут чувствовать себя дома. В пьесе Чехова призрак покойной ма­тери видится только Раневской. Только она способна уловить в белом вишневом дерев­це что-то знакомое, напоминавшее о материнской ласке, неповторимом детстве, о кра­соте и поэзии. Несмотря на ее доброту, любовь к красоте, она легкомысленная женщина, которая сорит деньгами, беззаботна равнодушна к судьбе России, Именно Раневская и потратила на любовни­ка все те деньги, которые должны были пойти на уплату процентов. Она отдает последние деньги прохожему, когда у самой дома есть нечего и дает взаймы — «Дай ему. Ему же надо, он вернет».

Мало того, Раневская и сейчас забирает в Париж все деньги, присланные бабушкой для Ани. «Да здрав­ствует бабушка!» — это восклицание не красит Любовь Андреевну, в нем слышится не толь­ко отчаяние, но и открытый цинизм. Гаев же — человек по-детски беспечный, также любит красивые фразы, добр. Но его слова расходятся с делами, он брезглив к народу. От него ушли... слуги — они его не понимают. Также не понимают хода его мыслей и смысл его изречений половые в трактире, которым он рассказывает об искусстве.

Лопахину Ермолаю Алексеевич присущ внутренний конфликт между внутренней самооценкой и внешним благополучием. С одной стороны он — купец, который смог позволить себепокупку вишневого сада и поместья, в котором всю жизнь трудились его отец и дед, с другой стороны он нелестно очинивает себя с внутренней стороны. Это свидетельствует об шатком положении между его сущностью и внешним правлением. «Мой папаша был мужик, идиот. ничего не понимал, меня не учил, а только бил спьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, как свинья. «

Также внутренний конфликт в себе имеет Петя Трофимов — учитель покойного сына Раневской. Он заключается в несоответствии слов и действий персонажа. Он ругает все то, что тормозит развитие России. критикует интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но Трофимов не замечает, что он сам и есть яркий представитель такой интеллигенции: красивые слова отличны от его действий. Петр отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным», он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Т. в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение В финале пьесы Т. разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

Жанр пьесы "Вишнёвый сад" определяют по-разному. А.П. Чехов называл своё сочинение комедией, Станиславский - трагедией, а современники говорили о бессмертном произведении как о драме.

Для всех трёх предположений существуют веские основания в тексте творения Чехова.

Комедия. В "Вишнёвом саду" много комических ситуаций: любовная идиллия Яши и Дуняши, фокусные трюки и речь Шарлотты Ивановны, неудачи Спиходова. Также в героях, которых нельзя назвать абсолютно комическими, много смешного. Например, Лопахин часто смешон со своими шутками - типа "до свиданцыа" или "Охмелия, иди в монастырь", хотя он и богатый, уважаемый всеми человек. А Петя Трофимов - "вечный студент", "смешной человек", "облезлый барин" - часто попадает в нелепые ситуации, например, падает с лестницы.

Трагедия. Вместе с тем в персонажах пьесы много трагического. Так, Шарлотта Ивановна, с одной стороны, считается смешной и нелепой женщиной, а, с другой стороны, одинокий, без Родины и без родственников человек. Фирс смешон со своей глухотой, и в то же самое время судьба "забытого" человека весьма трагична. В пьесе нет ни одного счастливого человека: Варя переживает безответную любовь, Лопахин, не смотря на богатство, выглядит несчастным, Петя так и остаётся бездеятельным мечтателем и философом.

Драма. Главный источник драматизма произведения - не конфликт, который заключается в борьбе за вишнёвый сад, а субъективное недовольство человеческой жизнью. Это недовольство в равной мере переживается всеми героями сочинения А.П.Чехова, без исключения. Жизнь и судьба персонажей протекает нескладно, не так, как хотелось бы, не принося никому ни радости, ни позитивных эмоций, ни чувства безмятежного счастья.

«Вишнёвый сад» - лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время. «Вишнёвый сад» - последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти. Замысел пьесы возник у Чехова в начале 1901 года. Пьеса была закончена 26 сентября 1903 года.

Что бы понять основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» необходимо учитывать время написания этого произведения и обстоятельства его создания.

Чехов писал «Вишневый сад» в начале ХХ века, когда Россия находилась на стыке эпох, когда неотвратимо приближалась революция, и многие чувствовали надвигающиеся громадные перемены всего привычного и устоявшегося образа жизни русского общества. Осмыслить и понять происходящие в стране изменения пытались многие писатели того времени и Антон Павлович не стал исключением. Пьеса «Вишневый сад» была представлена публике в 1904 году, став финальной в творчестве и жизни великого писателя, и в ней Чехов отразил свои раздумья о судьбе своей страны.

Упадок дворянства, вызванный изменениями в социальном укладе и не умение приспособиться к новым условиям; отрыв от своих корней не только землевладельцев, но и крестьян, начавших перебираться в город; зарождение нового класса буржуазии, пришедшего на место купечества; появления интеллигентов, вышедших из простого народа – и все это на фоне зарождающегося всеобщего недовольства жизни – вот, пожалуй, главный исток конфликта комедии «Вишневый сад». Разрушение главенствующих представлений и духовной чистоты влияло на общество, и драматург уловил это на подсознательном уровне.

Ощущая грядущие перемены, Чехов попытался передать свои чувства зрителю через своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад», ставший новым типом, характерный для всей его драматургии. Этот конфликт зарождается не между людьми или социальными силами, он проявляется в несовпадении и отталкивании реальной жизни, её отрицании и замещении. И это нельзя было сыграть, этот конфликт можно было только прочувствовать. К началу ХХ века общество еще не было способно это принять, и требовалось перестраивать не только театр, но и зрителя, а для театра, знавшего и умеющего раскрывать открытые противостояния передать особенности конфликта в пьесе «Вишневый сад» было практически не возможно.

Поэтому- то Чехов и был разочарован премьерным показом. Ведь по привычке конфликтом было обозначено столкновение прошлого в лице обедневших помещиков и будущего. Однако, будущее тесно связанное с Петей Трофимовым и Аней не укладывается в логику Чехова. Навряд ли Антон Павлович связывал будущее с «облезлым барином» и «вечным студентом» Петей, не способного проследить даже за сохранностью своих старых галош, или Аней, при пояснении роли которой, Чехов делал главный упор на ее молодость, и это было главным требованием к исполнительнице.

Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением. Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя. Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.

Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам. Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада. И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль. Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.

Традиционно система образов в пьесе «Вишнёвый сад» делится на три группы, символизирующие настоящее, будущее и прошлое, в которые входят все действующие лица. В процессе постановки спектакля Чехов давал актерам точные указания и рекомендации, как играть каждого персонажа, для него было очень важно донести до зрителя характеры действующих лиц, ведь именно через их образы Чехов постарался показать комедийность происходящего. Кроме этого, на каждое действующее лицо возложена определенная социально-историческая роль. Автор как будто говорит, что возможно скорректировать свою личность, отношения с внешним миром и окружающими людьми, но изменить свое место в общей истории им не под силу.

К героям прошлого относятся Раневская с братом и старый слуга Фирс: они настолько завязли в своих воспоминаниях, что неспособны оценивать адекватно ни настоящее, ни будущее. Лопахин – яркий представитель дня сегодняшнего, человек- действие. Ну и Петя – идеалист, вечный студент, размышляющий о всеобщем благе, которое, несомненно, ждет в будущем.

Видно, что образы в «Вишневом саде» Чехов построил по своему любимому принципу «плохих хороших людей». И ведь на самом деле, нельзя кого-то из героев выделить как злодея, жертву, или абсолютно идеального. У каждого своя правда, а зрителю лишь необходимо решить, чья из них ему ближе.

Одной из особенностей образов Чехова является сочетание положительных и отрицательных свойств. Так, Раневской свойственна непрактичность и эгоизм, но вместе с тем она способна искренне любить, обладает широкой душой и щедростью, она красива и внешне, и внутренне. Гаев, несмотря на свой инфантилизм и сентиментальность, очень добр. Брату с сестрой свойственны те моральные и культурные принципы потомственного дворянства, которые уже стали отголоском уходящего прошлого. «Вечный студент» Петя Трофимов рассуждает очень правильно и красиво, но, как и старые хозяева сада, абсолютно оторван от реальности и не приспособлен к жизни. Своими речами он увлекает и Аню, воплотившую в себя символ молодости и надежду на лучшее будущее, однако абсолютно беспомощную в самостоятельной жизни. Её противоположностью является Варя, приземленность которой, возможно, мешает устроить свое счастье.

Бесспорно, в пьесе «Вишнёвый сад» систему образов возглавляет Лопахин. Чехов настаивал, чтобы его играл непременно сам Станиславский, и драматург старался донести до исполнителя психологию этого персонажа. Пожалуй, он единственный, у кого внутренние убеждения максимально приближены к действиям. Еще одной яркой чертой всех героев в этой пьесе является неумение и не желание слышать друг друга, все настолько заняты собой и своими личными переживаниями, что просто не в состоянии проникнутся в чужие. И вместо того, чтоб вместе пройти через происходящее испытание – лишения дома – они живут представлениями о своем будущем, в котором каждый будет сам по себе.

Символ сада в пьесе «Вишнёвый сад» занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А.П.Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети Трофимова: «Вся Россия – наш сад». Но почему сад именно вишнёвый, а не яблочный, допустим? Примечательно, что Чехов делал особый акцент на произношении названия сада именно через букву «Ё», и для Станиславского, с которым эта пьеса обсуждалась, не сразу стала понятна разница между «вишневым» и «вишнёвым» садом. А разница, по его словам, была заключена в том, что вишневый – это сад, способный приносить прибыль, и он всегда нужен, а вишнёвый – это хранитель уходящего барского быта, цветущий и растущий для услады эстетических вкусов своих хозяев.

Драматургии Чехова свойственно вовлекать в действие не только героев, но и окружающую их обстановку: он считал, что только через описание ежедневной жизни и рутинных дел возможно полностью раскрыть характеры персонажей.

Именно в чеховских пьесах появились «подводные течения» придающие движение всему происходящему. Еще одной особенностью пьес Чехова стало применение символов. Причем эти символы имели две направленности- одна сторона была реальной, и имела весьма предметное очертание, а вторая сторона была неуловимой, ее можно только ощутить на уровне подсознания. Так произошло и в «Вишнёвом саде». Символика пьесы заключена и в саду, и в звуках, раздающихся за сценой, и даже в сломанном Епиходовым бильярдном кие, и в падении Пети Трофимова с лестницы. Но особое значение в драматургии Чехова занимают символы природы, включающие в себя проявления окружающего мира.

Значение символа вишнёвого сада в пьесе, отнюдь не случайно. У многих народов цветущие вишневые деревья символизируют чистоту и юность. Например, в Китае весеннее цветение, кроме перечисленных значений, соотносится с мужеством и женской красотой, а само дерево- это символ удачи и весны. В Японии цветок вишни – эмблема страны и самураев, и означает процветание и богатство. А для Украины вишня второй символ после калины, обозначающий женское начало. Вишня соотносится с красивой молодой девушкой, а вишневый сад в песенном творчестве – любимое место для прогулок. Символика вишнёвого сада около дома на Украине огромна, именно он отгоняет злую силу от дома, исполняя роль оберега. Даже было поверье: если нет сада около хаты, то вокруг нее черти собираются. При переезде сад оставался нетронутым, как напоминание об истоках своего рода. Для Украины вишня – божественное дерево. А ведь в конце пьесы прекрасный вишневый сад идет под топор. Не предупреждение ли это, что впереди не только героев, но и всю Российскую империю ждут великие испытания? Недаром ведь, Россия сравнивается с этим садом.

Для каждого героя символ сада в комедии «Вишнёвый сад» имеет свое значение. Действие пьесы начинается в мае, когда вишнёвый сад, судьбу которого предстоит решить хозяевам, цветет, а оканчивается глубокой осенью, когда вся природа замирает. Цветение напоминает Раневской и Гаеву их детство и молодость, этот сад был рядом с ними всю жизнь, и они просто не представляют, как его может не стать. Они любят его, они восхищаются и гордятся им, рассказывая, что их сад занесен в книгу достопримечательностей местности. Они понимают, что способны лишиться поместья, но в их головах не может уложиться, как возможно вырубить прекрасный сад и на его месте настроить какие-то дачи. А Лопахин видит прибыль, которую он может принести, но это лишь поверхностное отношение к саду. Ведь купив его за огромные деньги, не оставив конкурентам на аукционе ни малейшего шанса завладеть им, признается, что этот вишневый сад, лучшее, что он когда-либо видел. Торжество от покупки связано, в первую очередь, с его гордыней, ведь неграмотный мужик, каким Лопахин себя считал, стал хозяином там, где его дед и отец «были рабами».

Равнодушнее всего к саду относится Петя Трофимов. Он признает, что сад красив, он услаждает взор, придает какой-то важности жизни своих хозяев, но ему каждая веточка и листочек рассказывают о сотнях крепостных крестьян, которые трудились, чтобы сад процветал и что этот сад – пережиток крепостничества, с которым необходимо покончить. Это же он старается донести и до Ани, которая любит сад, но уже не столь сильно как ее родительница, готовая до последнего за него держаться. И Аня понимает, что невозможно начать новую жизнь, сохранив этот сад. Именно она призывает мать уйти, чтоб заложить новый сад, подразумевая, что необходимо начать другую жизнь, которая позволит вписаться в реалии времени.

С судьбой поместья и сада тесно связан и Фирс, прослуживший в нем всю свою жизнь. Он слишком стар, чтобы начинать что-то заново, да и была у него такая возможность, когда крепостное право отменили и хотели его женить, но получение свободы для него стало бы несчастьем, и он прямо говорит об этом. Он глубоко привязан к саду, к дому, к хозяевам. Он даже не обижается, обнаружив, что его забыли в пустом доме, то ли потому, что у него уже нет сил и ему безразлично, то ли потому, что понимает: старое существование закончилось, а в будущем уже ничего для него нет. И как же символично выглядит смерть Фирса под звуки вырубающегося сада, это связано с тем, что заключительной сцене роль символов переплетается – звук лопнувшей струны тонет в звуках ударов топоров, показывая, что прошлое безвозвратно ушло.

На протяжении всей пьесы видно, что герои связаны с вишнёвым садом, кто-то больше, кто-то меньше, но именно через отношение к нему автор постарался раскрыть их значение во временном пространстве прошлого, настоящего и будущего. Символ вишневого сада в пьесе Чехова – это символ России, находящейся на перепутье своего развития, когда смешиваются идеологии, социальные слои и многие люди просто не представляют, что будет дальше. Но это настолько ненавязчиво показано в пьесе, что даже М. Горький, у которого постановка не вызвала высокой оценки, признал, что она пробудила в нем глубокую и необъяснимую тоску.