Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда проект по изобразительному искусству (изо) на тему Методика обучения перспект

Методика преподавания изобразительного искусства

В настоящее время существует очень большое количество методик рисования. И от того как мы научить рисовать детей, а сейчас еще и стало много обучаться искусству и взрослые люди, важно знать как же правильно нужно учить?

Мы в данной контрольной работе рассмотрим исторические периоды, эпохи разных цивилизаций и постараемся понять, что же такого важного и нужного для нашего поколения людей, живущих в период информационных технологий, во времени, где машины способны выполнять очень много функций. Но в этом наша с вами проблема, железо не в состоянии передать такое количество эмоций и переживаний, на которое способно человеческое умение в сфере искусства. На важно уметь понимать разницу между тем, что сделано с душой и теплотой, а что просто на фабрике, наштамповано в многотысячном экземпляре, но без души.

«История методов преподавания рисования - это не просто собрание интересных и достоверных фактов, это прежде всего история развития педагогических идей и взглядов», пишет Ростовцев в своей книге, посвященной изучению методов рисования в зарубежных странах, - «история методов преподавания не только рассказывает о прошлом, но и хранит накопленный опыт предыдущих поколений, помогает правильно решать современные задачи».

Эпоха первобытного общества.

Уже в ранний первобытный период люди стали учиться рисовать. Четкими линиями на поверхности кости или стены пещеры человек твердой и уверенной рукой воспроизводил различные предметы, животных и даже людей.

Для таких четких изображений ему необходимо было тренировать глаза и твердости руки. С таких моментов и в наше время начинается обучение в художественных школах и художественных училищах. Нас также учат контролировались движение руки, координируя ее с глазом и разумом.

Возможно усвоение навыков в древности носило характер непосредственного, живого наблюдения и подражания. Когда человек рисовал животных и сцены охоты, заинтересованная молодежь внимательно следила за его увлекательной работой. Возможно, кое-кто тут же начинал подражать ему, а другие позднее повторяли приемы работы. Такие же приемы используют у нас, проводя различные мастер – классы, открытые занятия.

В период неолита реалистическое направление идет по нисходящей линии. Умельцы постепенно утрачивают навыки правильной передачи форм предметов, изображения становятся все более схематичными и условными, первобытный художник приобретает способность абстрагировать, обобщать, понимать основу формообразования, подмечать сходство и различие в характере формы предметов. Это тоже задания, которые проходят и в наше время, когда учат делать стилизованные, упрощенные рисунки, особенно для тех, кто занимается дизайном.

В завершение древнего периода художник той поры придерживался определенных канонизированных форм и правил, которым он обучал своего ученика. А это тоже есть и у нас, различные пособия и таблицы, обучающие рисованию.

Эпоха Древнего Египта.

Древнего Египет – это время, во время которого впервые создаются специальные художественные школы, с ясной системой обучения, с четкой методикой преподавания рисунка. Эти школы учили правилам и законам построения изображения и требовали от учеников неукоснительного их соблюдения.

Были разработаны каноны для изображения человека, цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Эти раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой - сковывали и ограничивали его творческие возможности. Этот прием интересен нам в том, что на первых порах рисования, по нашему мнению, эту методику можно применить, рассказывая, показывая, а можно даже заучить правила построения многих предметов и живых существ, для того чтобы добиться большей реалистичности в рисунке.

При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски египтяне предварительно расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном рисунке эти клетки уничтожались: заминались пальцем и аккуратно разравнивалась поверхность доски.

Очень похож этот метод на наш, когда мы переносим эскиз на большой формат. Мы также используем сетку, ведь именно такой способ способствует тому, чтобы перенести рисунок правильно и не изменив его пропорции, а только увеличить масштаб.

Эпоха Античности.

Греческие художники позаимствовали у египтян метод изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры - математический расчет. Но при этом греки, изучая природу, наблюдая красоту обнаженного человеческого тела, находили много прелести и гармонии, что не случайно и богов стали изображать по образу и подобию людей.

Это важно и нам научиться чувствовать, а не только механически передавать сходство предметов.

Аполлодор Афинский считается первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени.

А это произошло в V веке до н. э. Кто - то разве усомниться в правильности такого использования красок в современной натуралистической художественной школе. Научиться правильно сочетать цвета важная задачи.

Зевксис, художник Древней Греции, старался найти и установить идеал и канон красоты на основе изучения натуры. Это то чему учит современная школа рисования – научись создавать композицию, используя натурный материал.

Линия в рисунке играла первостепенную роль в эпохе Древней Греции. При изображении предмета художник должен был четкими, без лишних штрихов и росчерков, линиями наметить форму предмета. А это можно было сделать только в результате многолетней школьной выучки. Греческие художники владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела.

Разве мы не учимся рисовать с натуры, запоминать пропорции? Это важно, если мы хотим владеть правильным академическим рисунком.

Греческие художники впервые в истории развития учебного рисунка ввели в употребление светотень и дали образцы перспективного построения изображения на плоскости, заложив основы реалистического рисования с натуры.

Греческие художники-педагоги установили правильный метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры. Впервые у греков рисование как учебный предмет получает нужное направление. Особого внимания в этом отношении заслуживает сикионская школа рисунка и ее фактический глава - Памфил, благодаря которому рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет и было введено во всех общеобразовательных школах Греции. Он первый понял, что рисование развивает пространственное мышление и образное представление, которые необходимы людям всех профессий.

Этот очень важный факт пытаются забыть нынешние учителя и дети в общеобразовательной школе. С каждым годом все меньше часов дается на изучение изо. А это, как мы видим, важный урок развития ребенка.

В эпоху римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества, его в основном интересовала ремесленно-техническая сторона дела. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование с образцов, механическое повторение приемов работы, что в свою очередь заставляло римских художников все больше и больше отходить от тех глубоко продуманных методов обучения.

Этот момент заслуживает нашего внимание, потому что мы всегда должны помнить, то что мы создаем своими руками, мы вкладываем свои эмоции. Не следует слепо повторять за кем-то, не обдумывая и прочувствовав. Если мы хотим сделать то, что заставит многих задуматься над жизнью – вот задача нашей работы. А простым штампованием пусть пользуются менее образованные люди.

Эпоха Средневековья.

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались великие мастера Древней Греции, ни достижений в области методики обучения, с помощью которых те воспитывали замечательных рисовальщиков и живописцев.

Идеологи средневекового изобразительного искусства отвергали реалистические тенденции потому, что реалистически переданная натура вызывала «земное» чувство у зрителя.

Мы можем также использовать этот метод тогда, когда желаем передать глубокий сюжетный смысл в изображении, чем и пользуются художники – абстракционисты.

В средние века очень большое внимание уделялось копированию, этот способ был главным в изображении. Вот один из вариантов, как нужно делать копии: «Если же на задней стороне подлинника нет ни рисунка, ни пятен, то наложи на него непромасленную бумагу, приставь его, против света, к окну или к оконной раме, и, видя все черты, тщательно вырисуй их на бумаге твоей, а света обозначь красною краскою. Снимок, сделанный таким образом, будет сходен с подлинником так же, как и первый».

Этим способом пользуемся и мы в наше время, прислоняя листы к окну, или размещая на стеклянной столешнице, подсвеченной пучком света. Такой метод копирования дает очень точный повторный рисунок.

Метод обучения рисунку в мастерских средневековья был чисто ремесленный: копирование образцов и приемов работы мастера. Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера.

Этот прием могут использовать учителя, которые не хотят научить строгим законам правил пропорций и перспективы. По нашему мнению, такие моменты обучения рисованию применимы в сфере дополнительно образования на занятия внеурочной деятельности, где нет таких строго закрепленных правил рисования, как в противовес художественных школ.

Эпоха Возрождения.

Эпоха возрождения тесно связана с искусством античности. Так как все крупные мастера, изучая раскопки древности, вдохновлялись к созданию своих произведений. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства, они стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства. В своих изысканиях они опираются на достижения оптики, математики, анатомии. Учения о пропорциях, перспективе и пластической анатомии находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства.

Это означает, что для того чтобы создать ценный продукт в искусстве, не достаточно только правильно срисовать, проанализировав предмет. Важно и знать его конструкцию, его функцию, все внутренние части, чтобы суметь правильно передать характер предмета.

Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи» писал: «Знай, что для того, чтобы научиться, надо немало времени: так, сначала в детстве, по крайней мере с год, надо упражняться в рисовании на дощечке. Затем - пробыть некоторое время у учителя в мастерской, чтобы уметь работать во всех отраслях нашего искусства. Затем - приняться за стирание красок и заниматься этим некоторое время, потом молоть гипс, приобрести навык в грунтовке гипсом досок, делать из гипса рельефы, скоблить, золотить, хорошо зернить. И так надо в течение шести лет. Затем - еще шесть лет практиковаться в живописи, орнаментировать при помощи протрав, писать золотые ткани, упражняться в работе на стене, все время рисовать, не пропуская ни праздничных, ни рабочих дней».

Только так и в наше время можно освоить все тонкости изготовления работ. В художественных училищах и высших учреждениях, студентам нужно научиться делать все этапы от изготовления подрамника до написания художественной работы на холсте. При этом стараться не пропускать занятий, работая каждый день, не замечая выходных и праздников.

«Три книги о живописи» создано величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистом Альберти. Альберти рассматривает рисование не как механическое упражнение, а как упражнение ума. Эта мудрая установка, а рисунок дала позже Микеланджело основание сказать: «Рисуют головой, а не руками». Очень важное замечание в практике рисования. Нужно обязательно продумывать, осознавать как и в какой последовательности вести работу.

Характерной особенностью методики преподавания рисования в эту эпоху был метод личного показа.

К методическим установкам относится также совет Альберти давать изображение крупного размера: «Смотри только не делай, как многие, которые учатся рисовать на маленьких дощечках. Я хочу, чтобы ты упражнялся в больших рисунках, почти равных по величине тому, что ты срисовываешь, ибо в маленьких рисунках легко скрадывается любая большая ошибка, но малейшая ошибка прекрасно видна на большом рисунке».

Этот момент важен, ведь и вправду, если научиться верно изображать в большом формате, то в меньшем будет так же легко и правильно.

Леонардо да Винчи неоднократно говорит о том, что научная теория в практической деятельности играет колоссальную роль, поэтому ученику необходимо сначала изучить теорию, а затем переходить к практике, он писал: «Обучайся сначала науке, а затем обратись к практике, порожденной этой наукой».

Из этого следует, что важно не только учиться механически овладевать навыками рисования, но и нужно обязательно изучать теорию. Книги – важное средство для достижения успеха.

Леонардо дает советы, как лучше организовать обучение рисованию: «Я говорю и утверждаю, что рисовать в обществе много лучше, чем одному и по многим основаниям. Первое - это то, что тебе будет стыдно, если в среде рисовальщиков на тебя будут смотреть, как на неуспевающего, и этот стыд будет причиной хорошего учения; во-вторых, хорошая зависть тебя побудит быть в числе более восхваляемых, чем ты, так как похвалы другим будут тебя пришпоривать; и еще то, что ты позаимствуешь от работы тех, кто делает лучше тебя».

Это предложение несет в себе много вопросов: количество воспитанников на занятии, возрастные особенности и т. д. Но сам факт того, что на этапе учения важно находиться в коллективе единомышленников, важный пункт для создания творческой атмосферы.

Труды другого художника эпохи Возрождения-Альбрехта Дюрера мы рассмотрим.

Особенно большую ценность для художественной педагогики представляет разработанный Дюрером метод обобщения формы (позднее получивший название обрубовки). Дать правильное перспективное изображение сложной фигуры, например головы, кисти руки, фигуры человека, очень трудно, а для новичка - просто невозможно. Но если предельно обобщить сложную форму до прямолинейных геометрических форм, то можно легко справиться с задачей не только опытному, но и начинающему художнику.

Этому методу нас учат и сейчас, анализируя фигуры и ее элементы, мы находим множество геометрических фигур, которые упрощают рисунок, избегая ненужной детализации.

В эпоху Возрождения метод конструктивного анализа формы широко применялся художниками - педагогами. Об этом убедительно говорят многие рисунки, в том числе рисунок Гольбейна, где показана не только схема конструктивного строения головы, но и изменения перспективного вида конструкции при каждом повороте. Если голова наклонена вниз, то и вершины конструктивных дуг обращены книзу; если голова запрокинута вверх, то и вершины дуг обращены вверх; если голова находится на уровне зрения рисовальщика, то они превращаются в параллельные прямые.

Эти знания мы применяем на практике, когда трудно определить, наклонена голова вниз или запрокинута вверх, то знание закономерности конструктивного строения головы поможет правильно установить в рисунке ее наклон и поворот.

Труды мастеров эпохи Возрождения в области перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения трехмерной формы предметов на плоскости. Они доказали правильность и обоснованность своих положений как теоретически, так и практически. Много внимания уделяли живописцы Возрождения также изучению пластической анатомии. Почти всех рисовальщиков интересовали законы пропорционального соотношения частей человеческого тела.

Мастера Возрождения умело использовали данные своих наблюдений в практике изобразительного искусства. Их произведения поражают зрителя глубоким знанием анатомии, перспективы, законов оптики.

Положив в основу изобразительного искусства данные науки, художники Возрождения особое внимание уделили рисунку. Рисунок, заявляли они, содержит в себе все самое главное, что требуется для успешной творческой работы.

Эпоха XVII века.

XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становления рисования как учебного предмета и развития новой педагогической системы преподавания - академической. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений -академий художеств и художественных школ, где было серьезно поставлено преподавание рисунка.

Академическая школа Карраччи давала хорошие результаты. Каждый окончивший ее прекрасно владел любым рисовальным материалом, понимал значение тона, знал законы перспективы и пластическую анатомию.

Карраччи впервые в истории обучения рисунку ввели в своей Академии награды за лучшее исполнение учебной работы. Выделение лучшего, поощрение его успехов - плодотворный метод работы с учениками. Распределяя награды среди лучших воспитанников, Карраччи добивались того, что менее успевающие старались приложить все силы к тому, чтобы выйти на первое место и получить награду. Это своеобразное соревнование вселяло в каждого ученика стремление стать первым.

Этот метод поощрения применяется и в наше дни, что особенно важно для студентов, когда за хорошее исполнение можно получить не только приятную оценку, но и материальное вознаграждение.

Характерной чертой всех последующих академий стала традиционность. Изучая наследие и воспринимая художественную культуру своих предшественников, академии несли все это следующему поколению художников, строго оберегая ту великую и незыблемую основу, на которой создалась эта традиция.

В период увлечения новыми течениями в изобразительном искусстве, которое началось в конце XIX и получило широкий размах в первой четверти XX века, академическая система обучения подвергалась порой незаслуженной критике. Многие художники и искусствоведы стали скептически относиться к академическому направлению в искусстве.

По нашему мнению, ничто новое и непонятное не имеет такой ценности, как говорили некоторые «сухой академизм». Нельзя создавать, не зная правил. Только при тщательном обучении всех закономерностей, можно прийти к реалистическому академическому изображению. А вот потом, по настроению каждого художника, можно отправляться на изучение и создание чего – то нового, экстравагантного.

Рисунок - основа основ. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Овладевая рисунком, ученик одновременно познает мир. Так можно делать вывод - занятия рисованием полезны для всех.

Недостатком академической системы обучения того времени было не уделение внимания индивидуальности молодого художника. Здесь сыграла свою роль эстетика классицизма, где индивидуальность целиком подчинена интересам нации, государства, вела к идеализации природы и человека, к отказу от передачи индивидуальных черт натуры.

Эпоха XVIII - середины XIX веков.

Начиная с XVIII и до второй половины XIX века художественные академии франции, Англии, России, Германии переживают свой «золотой век». Они указывают художникам пути к вершинам искусства, воспитывают художественный вкус, определяют эстетический идеал. Рисунок как основа основ изобразительного искусства стоит в центре внимания всех академий. Ему придается особое значение как самостоятельному учебному предмету.

Вот и сегодня начиная с художественных школ рисунок является отдельным самостоятельным предметом.

Особенно много было сделано академиями в области разработки методики преподавания рисунка, живописи, композиции. Почти каждый преподаватель академии думал над тем, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить процесс усвоения материала учениками.

И в наши дни многие создают свои методики, разрабатывают программы по обучению в сфере рисования.

В искусстве идет спор между академизмом и реальностью. Гёте пишет: «Ученику сперва нужно знать, чего ему следует искать, чем может художник воспользоваться в природе, как должен он использовать это в целях искусства. Если же у него нет этих предварительных знаний, то ему не поможет никакой опыт, и он, как многие из наших современников, станет изображать лишь обычное, полузанимательное, или сбившись в сентиментальность, - ложно занимательное». И далее: «Не следует, однако, забывать, что, толкая ученика без художественного образования к природе, его удаляют одновременно и от природы и от искусства».

В современном искусстве мы встретим все жанры, техники исполнения рисования. Нынешнее время очень разнородно. Это и хорошо и плохо. Поэтому очень важно сначала освоить академизм, а затем творить по своему усмотрению, при этом понимая, что является идеалом в искусстве.

Придавая большое значение методическому руководству, впервые в западноевропейской художественной педагогике Рейнольде выдвигает мысль, что преподавание требует творческого подхода, что обучение рисованию - тоже искусство.

Об этом идет речь и сейчас – наука или творчество – из чего же состоит педагогика. Думается, что нужно уметь правильно совместить эти два направления, тогда и появится современное правильное занятие, куда дети захотят пойти учится.

Создавая новое в искусстве, надо бережно относиться к старому, призывает Луи Давид: « Не заблуждайтесь, граждане, музей отнюдь не бесполезное собрание предметов роскоши и развлечения, которые способны лишь удовлетворять любопытство. Он должен сделаться серьезной школой. Учителя пошлют туда своих юных питомцев, отец поведет туда сына. При виде гениальных творений юноша почувствует, как заговорят в нем те способности к наукам или искусству, которые вдохнула в него природа».

Мы и сейчас стараемся не только дать теорию, практику, но и научить видеть и помнить созданные другими художниками произведения. Это в большей мере эмоционально выражается при поездках на экскурсии, выставки, походы в музеи.

Очень интересна методика рисунка Дюпюи: начинать изображение не с частей, а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи Дюпюи сделал специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моделей и отражала определенную методическую последовательность в построении изображения. Например, для объяснения последовательности изображения головы предлагались четыре модели: первая - показывала форму головы в общих чертах; вторая - в виде обрубовки; третья - с намеком на детали и последняя- с детальной проработкой формы. Таким же образом анализировалась форма кистей рук, ног. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что этот метод преподавания нашел широкое распространение и в общеобразовательной школе, и в специальной художественной.

Этот методика рисунка очень познавательна. Многие моменты есть и сейчас, но только небольшого количества главных атрибутов, конечно было бы лучше, если бы все специальные учреждения имели хорошую материальную, наглядную базу.

Песталоцци утверждал, что рисование должно предшествовать письму,- не только потому, что оно облегчает процесс овладения начертанием букв, но и потому, что оно легче усваивается.

Конечно же дети сначала осваивают простые навыки в рисунке, а затем написание букв и цифр, это явно видно в методике преподавания занятий в детских садах.

Педагогическое понимание особенностей развития человека, в особенности в его детские годы, помогает учителям рисования правильно строить учебный процесс в школах. Особая роль рисованию отводится как общеобразовательному предмету.

Наиболее прогрессивным и действенным признается геометральный метод, так как он помогает ребенку анализировать форму предметов, легче усваивать законы перспективы.

Эпоха конца XIX – начала XX века.

Со второй половины XIX века интерес к вопросам методики преподавания рисования в специальной художественной школе заметно ослабевает. В то же время в средней школе методика обучения разрабатывается в более широком плане. Методикой преподавания рисования занимаются не только художники, но и искусствоведы, психологи, врачи; они ведут наблюдения за учениками, проводят эксперименты, на основе которых предлагают формы и методы обучения, применяют специальные модели и наглядные пособия, которые помогают учащимся быстрее и лучше усваивать учебный материал. Особенно много издается пособий по начальному обучению рисованию.

В наше время большое внимание уделяется раннему развитию детей, осваивается с самого раннего возраста методика нетрадиционного рисования.

Л. Тэдд уже начинает включать в предмет рисование в школе более широкий круг занятий - лепку из глины, резьбу по дереву, металлические работы и т. д. По его мнению, «при изображении форм рисунком, глиной или на дереве, благодаря разнообразию материалов, приобретаются и усваиваются всевозможные физические координации. После занятий общего элементарного курса следуют работы столярные, металлические, черчение механическое и архитектурное, рисование и живопись с натуры».

В наше время также существует множество организаций дополнительного образования, училищ, где дети могут освоить разнообразные техники, изучить множество материалов и работу с ними.

Исследуя методы преподавания рисования в общеобразовательных школах в конце XIX - начале XX века мы увидим, что в этот период учебный предмет рисование включал уже четыре вида занятий: рисование с натуры где занимались рисунком и живописью, декоративное рисование (занятия декоративно-прикладным искусством), тематическое рисование и беседы об искусстве

Это все дисциплины включены в современную программу в художественной школе.

Исследуя историю преподавания рисования в общеобразовательных школах с последней четверти XIX века и до середины XX века, мы увидим, что разработка методов обучения пошла по двум направлениям: представители геометрального метода отстаивают академическое направление в обучении рисунку, научное содержание и руководящую роль педагога. Представители натурального метода, отвергая академическое направление в искусстве и направляющую роль учителя в обучении рисунку, придерживаются метода «свободного воспитания».

За короткий промежуток времени на Западе возникают различные художественные направления: неоимпрессионизм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм и многие другие. Беспорядочная борьба мнений и веяний в эту эпоху вносила еще большую неорганизованность и путаницу в методику преподавания художественных дисциплин и прежде всего рисунка. Многие выступали против академического обучения, считая, что в школе художник теряет свои природные качества. В результате господства этих взглядов искусство стало деградировать.

«Изучая историю методов преподавания рисования как в общеобразовательных, так и в художественных учебных заведениях, мы должны взять на вооружение все лучшее, что было в прошлом, и не только из зарубежных школ, но и из нашей русской школы», - пишет Ростовцев.

От того кто и как преподает в учреждениях, обучающих искусство, то такое поколение мы получим в будущем. Нача с вами задача научиться самим синтезировать все знания рисунка и академические и свободолюбивые. Только после мы сможем научить наших воспитанников всему, главное привить им желание творить и создавать красоту.


· Методика обучения как система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части программы.

· Понятия методов и приемов, дидактических принципов, средств и форм обучения.

Методика - совокупность эффективных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может быть общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.

Методика может быть общей, в ней рассматриваются приемы обучения, присущие всем предметам и частной - способы и приемы, применяемые при обучении какому-либо одному предмету.

Методика обучения предмету включает в себя:

Метод обучения - способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.

Прием обучения – это отдельный момент, из нескольких приемов складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.

Цели обучения - заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.

Образовательные цели - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ;

Развивающие цели - развитие способностей (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

Воспитывающие цели - воспитание чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Практическая цель обучения связана с его направленностью, с тем, какой навык формируется в результате процесса обучения

Принципы обучения - дидактические принципы:

· Принцип сознательности и активности - осознанное, осмысленное, целенаправленное обучение (с точки зрения обучаемого).

· Принцип наглядности – использование педагогом зрительного канала восприятия, который позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала и значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения.

· Принцип систематичности и последовательности придает системный характер процессу обучения

· Принцип прочности. Целью этого принципа является прочное и долговременное усвоение полученных знаний.

· Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых.

· Принцип научности заключается в тщательном подборе информации, составляющей содержание обучения. Ученикам должны предлагаться для усвоения только прочно устоявшиеся, научно обоснованные знания.

· Принцип связи теории с практикой, т.к. практика – основной материал для познания.

Средства обучения - совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Формы обучения - это способ взаимодействия участников обучения, способ его существования. Обычно выделяются три группы форм обучения:

Фронтальные (коллективные),

Групповые,

Индивидуальные.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

Конечно, в живом процессе преподавания у каждого педагога складывается своя методика работы, однако она должна строиться в соответствии с общими целями и задачами современного преподавания изобразительного искусства, которые были выработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития.

Методика преподавания ИЗО как науки обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты.

Методика преподавания изобразительного искусства – живая развивающаяся наука, впитывающая в себя все новации. Но для того чтобы новые технологии успешно реализовывались в практику необходимо знать исторический опыт и направления развития преподавания изобразительного искусства.

Развитие творческой личности, ее художественных способностей непосредственно связана с целью и задачами преподавания предмета искусства.

Его основная ЦЕЛЬ - приобщение к духовной культуре как к способу передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых в своей деятельности происходит творческое и нравственное саморазвитие человека, сохранение целостности его внутреннего мира. Так, приобщаясь к духовной культуре, человек одновременно приобщается и к своей природной сущности, развивая свои базовые - универсальные - способности:К целостному, образному мышлению;К сопереживанию с окружающим миром;К творческой деятельности.

Реализацию данной цели осуществляет эстетическое воспитание человека средствами искусства и художественной педагогики. В их основе лежат художественное образование и художественная деятельность. Только в их совокупности мы можем представить себе осуществление целей эстетического воспитания. Это два различных способа развития сознания человека, не заменяющие, а дополняющие друг друга.

Критерии оценки творческого развития человека в области эстетического воспитания, раскрываются в соответствии с задачами формирования гармонично развитого человека. Три взаимосвязанных направления в нем:А) сохранение нравственной целостности личности;Б) развитие ее творческого потенциала;В) обеспечение гармонической соотнесенности в ней социальных и уникальных черт.

Все это естественно реализуется в художественной деятельности человека.

Ребенок в своей познавательно-творческой деятельности усваивается прежде всего ее смысл, связанный с эмоционально-оценочным отношением к жизни. Искусство - это средство накопления, концентрации того жизненного опыта человечества, которое связано с задачами развития нравственного и творческого потенциала людей. Поэтому одна из главных целей искусства - в опоре на универсальные силы человека развивать его нравственный идеал, творческие установки, эстетические эмоции, чувства.

Программой по изо в школе предусмотрены 4 основных вида работ - рисование с натуры, тематическое рисование, декоративное рисование, беседы об изо, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

В задачи занятий изо входит: Развивать зрительное восприятие учащихся. Развивать способности наблюдения, устанавливать сходства и различия, классифицировать предметы по форме и фактуре. Воспитать эстетические и художественные способности, Научить рисовать с натуры, на темы, выполнять иллюстрации и декоративные рисунки, выработать графические и живописные умения и навыки. Развивать умственное и абстрактное мышление.

Ведущий вид рисования-рис. с натуры кот. ведет к общему развитию человека-развивает воображение, умственное, пространственное и абстрактное мышление, глазомер, память.

Школьный курс изо. искусства ставит своей целью:

1. Готовить всесторонне развитых, образованных членов общества,

2. Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.

3. Помочь детям познавать окружающий мир, разв. наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное.

4. Научить пользоваться рисунком в трудовой и общественной деятельности

5. Дать учащимся знание основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изо искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы.

6. Развить творческие и эстетические способности учащихся, Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.

7. Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изо. деятельности.

Предмет методика обучения ИЗО тесно связан со специальными и психолого-педагогическими дисциплинами. Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под методикой понимается совокупность рациональных приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, который изучает правила и законы построения учебного процесса. Методика может быть общей, в ней рассматриваются приемы обучения, присущие всем предметам и частной - способы и приемы, применяемые при обучении какому-либо одному предмету.

Методика преподавания ИЗО как наука теоретически обобщает практический опыт работы, предлагает такие методы обучения, которые уже оправдали себя и дают наилучшие результаты. Цель курса - формирование основ и профессионально-педагогического сознания учителя ИЗО. Задача курса - знание истории, теории, методов научных исследований в области методики преподавания ИЗО, приобретение интеллектуальных и практических навыков решать задачи преподавания ИЗО, создание основ для последующего формирования творческого подхода к деятельности учителя ИЗО, формирование устойчивого интереса к профессии учителя ИЗО. Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками при котором достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость.

Метод обучения складывается из отдельных приемов обучения:- по источнику получения знаний (наглядные, практические, словесные, игровые)- по способу получения знаний (репродуктивные, информационно-рециптивные, исследовательские, эврические)- по характеру деятельности (метод организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля, метод стимулирования и мотивизации обучения)- по типу занятий

Овсянникова Светлана Ивановна,

учитель изобразительного искусства высшей категории

МОУ лицея «Политэк» г. Волгодонска, Ростовской области.

Современные методики преподавания изобразительного искусства.

В опыте своей работы с учащимися я использую множество методик и технологий, но остановиться в своем докладе хочу только на двух, интересных и актуальных для современных школьников: это методика работы по принципу творческой мастерской и методика обучения навыкам компьютерной графики. Обе методики применимы как на уроках, так и во внеурочное время – на занятиях кружка. Однако применение их на кружке более предпочтительно.

Творческая мастерская для ребенка – это неограниченные возможности для развития креативного творческого мышления и деятельности. Творческая мастерская для педагога – неограниченное поле в использовании современных педтехнологий, таких как личностно – ориентированные, помогающие реализовать природные способности учащихся для их развития и применения в различной творческой деятельности; гуманно – личностные, основанные на всестороннем уважении и любви к ребенку, вере в его творческие силы; технологии сотрудничества, позволяющие вырабатывать совместно с учащимися цели, сотворчествовать с ними, быть для них другом, создавать исключительно положительное эмоциональное сопровождение, направленное на развитие устойчивого интереса; дифференцированное обучение по уровню художественно – творческого развития и потенциала; проблемное обучение – позволяющее создавать проблемную ситуацию и активировать самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению; технологию индивидуализации по методу проектирования, который позволяет реализовать индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности и способности в научно –исследовательской и конкурсной деятельности.

Работа по методу творческой мастерской преследует осуществление следующих целей и задач:

    Совершенствование знаний, умений и навыков, полученных ребенком в процессе обучения и жизнедеятельности;

    Развитие самостоятельности в поисковой творческой деятельности;

    Развитие интереса к многообразию видов и жанров искусства, желанию попробовать освоить разнообразные материалы и техники;

    Развитие умений и желаний применять полученные знания на практике, в повседневной жизни, в преобразовывании личной и окружающей среды;

    Воспитание эстетической грамотности, восприятия жизни человека в гармонии с природой, искусством, средой обитания;

    Воспитание любви к родной и мировой культуре, воспитание толерантности;

    Воспитание уверенности в своей нужности, значимости и востребованности для общества, нуждающегося в продуктах творческого труда;

Методика творческой мастерской строится на совместной деятельности педагога и учащегося, где выбор деятельности осуществляет ученик, а педагог лишь консультирует и корректирует ход его работы. Учащийся вправе выбрать в каком виде и жанре изобразительного искусства он хочет начать работу, планирует свою деятельность с помощью педагога: делает эскиз, выбирает материал, готовит рабочий стол, а затем приступает к выполнению задуманного. Каждый ученик в творческой мастерской – это художник, готовящийся к тому, чтобы представить свое произведение на суд зрителям. Каждая работа, выполняемая по методу творческой мастерской, по сути – проект, а законченное изделие – продукт, который ребенок представляет на конкурсы, олимпиады или выставки. За один учебный год, в зависимости от способностей, навыков и динамики один ученик может изготовить или сделать от четырех до двадцати творческих работ в разных видах и жанрах изобразительного искусства. А группа детей, 15-20 человек, готовит полноценную грандиозную выставку, на которой представляются работы, выполненные из самых разнообразных материалов, и в разнообразных техниках.

Работа по методу творческой мастерской позволяет охватить одновременно огромное количество техник и материалов, что в принципе невозможно в традиционном учебном процессе. Так, например, группа ребят из 20 человек, распределившись по интересам, выполняет одновременно совершенно разные по технологиям работы: кто – то делает граттаж, кто-то витраж, кто-то занимается живописью, кто-то графикой, часть учащихся изготавливают панно из бросового материала, а часть занимаются флористикой и т.д. Для педагога деятельность по методу мастерской – тяжелый, но интересный труд, не дающий ему ни на минуту отвлечься от детей, но приносящий творческое удовлетворение от полученных результатов. Работа увлекает не только учащихся, но и родителей, которые приходят посмотреть на их творчество, и готовых оказать любую моральную поддержку.

Не менее важен и психологический аспект методики работы по принципу творческой мастерской. Не секрет, что дети, начинающие заниматься изобразительным искусством, порою имеют ряд комплексов, таких как: неуверенность в себе, заниженная самооценка, страх – «у меня не получится», «будет не красиво», «никому не понравится», «я вообще ничего не умею» и другие. Постепенно эти комплексы исчезают, поскольку задания, выполняемые ребенком в мастерской, не имеют постоянной бальной оценки (оценивается лишь конечный, доведенный до совершенства, результат), нет регламента по времени. В конечном итоге каждый ребенок становится успешным, сам выбирает, как и где может быть использована его законченная работа: поучаствует в выставке, будет отправлена на конкурс или подарена маме.

В век информационных технологий работа по методу творческой мастерской уже невозможна без умения работать с компьютером и вот почему:

    Качественная, интересная, законченная работа может быть использована ребенком для участия в разнообразных конкурсах, олимпиадах, конференциях и выставках.

    Такое участие, зачастую, предполагает наличие полноценного теоретического материала, оформленного по современным требованиям для научной работы, и содержащим графики, таблицы или фотографии

    В положениях многих интернет – конкурсов оговаривается качество и размер посылаемого изображения, количество пикселей на дюйм и т.д.

    Личные выставочные материалы могут быть оформлены ребенком в электронном варианте в виде презентаций.

    Дети могу создать свой личный сайт для презентации своего творчества, для родных, друзей и т.д.

Все это предполагает умение ученика работать с компьютером. Но я остановлюсь лишь на том, что в этом направлении, на мой взгляд, должен сделать учитель изобразительного искусства.

На современном этапе развития общества компьютерная графика становится еще одним видом изобразительного искусства. Поэтому, школьный учитель ИЗО обязан владеть навыками работы в графических редакторах, и должен научить этому своих учеников. Кабинеты, где проводятся уроки изобразительного искусства, на мой взгляд, нецелесообразно оснащать компьютерами на каждый стол, иначе негде будет заниматься с другими материалами. Первичным же по прежнему остается классическая форма обучения изобразительному искусству, то есть работа с художественным материалом. Первый выход из положения – посещение компьютерного класса. Такой вариант нужно закладывать в расписание заранее, так как в большинстве школ всего один компьютерный класс. Второй выход, более доступный – дополнительная внеурочная деятельность, то есть кружок.

В практике моей работы создано два творческих объединения: «Волшебная кисточка» и «Семицветик». Объединения находятся в разных школах, и поэтому условия применения методики обучения компьютерной графики разные. В творческом объединении «Волшебная кисточка» дети занимаются по принципу индивидуального проекта, когда учитель объясняет основные моменты работы с редакторами, а затем дети, во время, отведенное для посещения компьютерного класса или дома за персональным компьютером, самостоятельно создают свои графические произведения, либо обрабатывают фотографии работ, которые собираются отправить на конкурсы по интернету. Таким образом, ребенок, заинтересованный в представлении обществу своих работ и участии в разнообразных интернет конкурсах проделывает следующий путь:

    создание произведения в творческой мастерской художественным, природным и другими материалами;

    фотографирование его;

    обработка в графических редакторах;

    создание изображений в графических редакторах по типу художественных работ средствами компьютерной графики;

    накопление изображений на личном флеш - накопителе;

    отправка электронного варианта на конкурсы;

    создание личной странички или сайта для презентации своего творчества;

Такой метод подходит для детей старше 10 лет, когда помощь учителя носит лишь консультативный характер. В творческое объединение «Семицветик» входит студия «Мышка» для детей 8-10 лет, где работе с графическими редакторами отводится 1 час в неделю. Дети занимаются группой, осваивая различные графические редакторы и их возможности. Конечный результат тот же: выход на интернет - конкурсы, участие в выставках, представление своих работ в сети Интернет.

Остановимся подробно на алгоритме обучения детей работе с графическими редакторами. Считаю, что учащихся необходимо знакомить, по возможности, с большим количеством графических редакторов, так как целостное восприятие их возможностей предоставит ребенку свободу выбора действий и творчества.

    Шаг первый: Программа Paint, при всей своей кажущейся простате, позволяющая создать потрясающие по глубине и сложности композиции произведения, если ребенок применяет все, полученные в классическом рисунке навыки. Все, что нужно сделать учителю – познакомить с панелью инструментов и показать, где и как каждый инструмент можно применить.

Рис.1 Егорова Ксения 11 лет «Комната» Рис.2 Ковалева Дарья 14 лет «Зима»


Рис.3 Бабаниязова Елена 14 лет «Рождество» Рис.4 Гаевская Ирина 13 лет «Город»

    Шаг второй: программа Paint. Net. У этой программы гораздо больше возможностей, позволяющих обрабатывать и моделировать любые изображения. Знакомим с панелью инструментов, эффектами, коррекцией и т.д. Показываем приемы копирования, вырезания, вставки, изменяем и совершенствуем изображение. Надо отметить, что любой графический редактор осваивается детьми очень быстро, если они уже знакомы с Paint.


    Шаг третий: программа Adobe Photoshop. Я знакомлю детей с этой программой после освоения ими Paint. Net, так как Adobe Photoshop более сложна и насыщена. Осваиваем панель инструментов, эффекты разбираем подробно, учимся работать со слоями, затем корректируем, сглаживаем, выравниваем, изменяем размеры, и т.д.


Рис.7 Балымова Елена 13 лет Рис.8 Миланина Татьяна 11 лет «Открытка»

«Отражение весны»


Дети начальной школы должны работать с графическим редактором только под руководством учителя, потому что порою, они так увлекаются, что перегружают изображение лишними деталями. Здесь важно развивать гармоничное восприятие и чувство меры.

    Шаг четвертый: Программа Corel Photo Paint Pro и другие. Надо сказать, что наиболее интересны те графические редакторы, которые имеют огромное количество возможностей, а также, которые создаются программистами –любителями. В этих программах немало любопытных находок. С программой Corel Photo Paint Pro мы работаем второй год, она очень насыщенная и учащиеся постоянно находят в ней что – то новое.


Рис.11 Козлов Данил 9 лет «Паруса» Рис.12 Минина Ольга 9 лет «Цветочный луг»


Рис.13 Лещенко Кристина 9 лет «Осень» Рис.14 Шперле Екатерина 10 лет «Остров»

В программе Corel Photo Paint Pro наиболее интересно детям составлять коллажи, моделировать изображения в соответствии со своими представлениями. Каждый ребенок имеет свою флешку, и сохраняет рисунок туда по окончании работы.

К сожалению, обучение компьютерной графики на сегодняшний день не входит в обязанность учителя ИЗО, и не прописано в образовательных программах по изобразительному искусству. Этим вскользь занимаются учителя информатики, имеющие весьма отдаленное представление об изобразительном искусстве. Считаю, что только человек, владеющий основами живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, дизайна и фотографии может грамотно и правильно обучать детей работе в графических редакторах. Но для этого он сам должен уметь в них работать.

Документ

Дополнительного образования Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства1 Современная система образования в... совершенствую свои методики преподавания изобразительного искусства и интересуюсь новыми методиками преподавания . (Могу...

  • Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства (1)

    Документ

    Учитель ИЗО и МХК, Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства Гуманистический характер образования предусматривает полное... . Способствуют повышению качества образования современные информационные технологии, основой которых...

  • Методика развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве на уроках изобразительного искусства. Выполнила: Иванова А. Е

    Урок

    ... современной национальной культуры (9; С.126). Практика показывает, что на каждом этапе урока изобразительного искусства ... - М., 1984. - С.101, 103. 4. Кузин В.С.. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд...

  • Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

    Введение

    На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных методов и принципов обучения.

    Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?»

    Законы, или правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые её связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности.

    Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе. Все это актуализирует тему исследования.

    Объект исследования: уроки изобразительного искусства и художественного труда.

    Предмет исследования: дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду.

    Гипотеза: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках художественного труда и изобразительного искусства способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а именно:

    · Способствует повышению активности, заинтересованности учеников, что отражается на результатах труда.

    · Способствует развитию любви к изобразительному искусству и художественному труду.

    · Развивает такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль и д.р.

    · Способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые перерастают в умения и навыки.

    · Формирует умения применять полученные знания на практике.

    Ц ель работы: изучение и обоснование влияния дидактических принципов и методов обучения на учебно-воспитательный процесс на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

    Из цели вытекают следующие задачи :

    1.Рассмотреть понятия «дидактические принципы» и методы обучения.

    2.Рассмотреть классификации методов и принципов обучения, их взаимосвязи.

    3.Определить основные методы и принципы обучения, используемые на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

    4.Изучить особенности реализации основных методов и принципов, используемых на этих уроках.

    5.Обосновать влияние дидактических принципов и методов обучения на активность школьников и эффективность учебно-воспитательного процесса.

    При написании работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

    1. Изучение методической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой теме.

    2. Наблюдение за учащимися.

    3. Анализ собственного опыта работы в школе.

    4. Анализ уроков художественного труда и изобразительного искусства.

    Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать в результате подготовки к урокам изобразительного искусства и художественного труда.

    База исследования: средняя школа №165 г. Минска.

    Объем работы: введение, основная часть и заключение.


    1. Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда

    1.1 Понятие дидактических принципов обучения и их классификация

    Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это происходит потому, что деятельность педагога, во время процесса, обучения может преломляться через различные формы и приемы.

    Принципы обучения – руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

    Принципы – основные исходные положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо.

    Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

    Коменский в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал, подробно раскрыл принцип наглядности. Наглядность применялась и до него. О ней говорили педагоги – гуманисты, пример, Томас Мор, характеризуя обучение на острове «утопия». Книги, как рукописные, так и печатные, снабжались нередко рисунками и раньше, но это было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее, которое впервые дал Коменский.

    Он понимал наглядность широко, не только как зрительное восприятие, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Коменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесного толкования о вещах, а с конкретных наблюдений над ними.

    Следует наблюдать, что возможно, в натуре; а в случае невозможности непосредственного наблюдения вещей их надо заменять картинами, моделями, рисунками.

    Велика заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов: он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, снабдив свои учебники рисунками.

    Коменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Он считал, что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон.

    Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать – так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Считаясь с возрастными особенностями детей, Коменский советует сначала развивать ощущения (чувства) учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле.

    Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

    Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им: все имеющее связь должно преподаваться «в связи». Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.

    Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала. Сообщив новый учебный материал учащимся, учитель требует, чтобы вызванный им ученик изложил, повторил то, что было сказано им; вызывает и другого ученика сделать то же. Благодаря такому упражнению и повторению учитель ясно видит, что осталось непонятым учениками из его изложения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и самое усвоение становится более отчетливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы учащиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других.

    «Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», – говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа».

    Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при рисовании и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к рисованию (выполнение упражнений на рисование отдельных форм), и к художественному труду (сначала знакомство с видами швов, а потом изготовление игрушки), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

    Показав учащимся, образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем, который свои замечания подкрепляет ссылкой на правила. При обучении надо сочетать синтез с анализом.

    Коменский стремился, возможно, сильнее развивать познавательные способности учащихся, «воспламенить жажду знания и пылкое усердие к учению», для чего надо, указывал он, соединять приятное с полезным, поощрять детскую любознательность.

    «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении» – писал он.