Отношения в семье курагиных. Доклад: Семья Курагиных в романе Л.Н.Тостого Война и мир

Семья Курагиных в романе “Война и мир” представляет собой особый союз, который держится на общности интересов и целей. Назвать семьёй в полном смысле слова это объединение конечно же нельзя: ни любви, ни заботы, ни искренности в отношениях между родственниками нет.

Характеристика семьи Курагиных

Глава семьи, князь Василий, лицемер, мошенник, обманщик и лгун. Дети переняли у него все моральные принципы, поэтому и Элен, и Ипполит, и Анатоль -также бездушны и лживы, как их отец. Князь Василий, как ни странно, очень уважаем в обществе – что подчёркивает поверхностное отношение знати к истинной сути человека. Красивая обложка, хорошие манеры, умение “держать себя” – этого достаточно, чтобы слыть достойнейшим представителем аристократического общества.

Князь Василий является ближайшим родственником умирающего графа Безухова и всеми возможными средствами пытается достичь получение наследства. Когда его афера с кражей портфеля с документами терпит крах, он сближается с Пьером. Помогает ему справляться с управлением наследством, попутно обворовывая молодого человека. Идея женить богатого наследника на своей дочери становится ещё одним пунктом плана по завладению богатством Пьера Безухова. Любители лёгкой наживы, все члены семьи подыгрывают в этом спектакле, и Пьер оказывается в положении жениха, сам того не желая.

Глава семьи Курагиных имеет массу нужных знакомств, ему интересны только те, кто может быть полезен, за чей счёт можно поднять статус и улучшить материальное положение. В разговорах о детях Василий Сергеевич часто упоминает, что они являются “обузой”, его “крестом”. Тем не менее он хлопочет о карьере сыновей, пытается устроить их судьбы таким образом, чтобы они ни в чём не нуждались.

Про супругу князя Василия – Алину Курагину известно очень мало. В молодые годы эта женщина блистала красотой, с возрастом она изменилась – сильно пополнела. Вероятно именно её внешние данные стали причиной выбора женщины на роль супруги Курагина.

Элен Курагина

Дочь Василия Сергеевича – Элен Курагина считается самой красивой женщиной Петербурга, она юна, изящна, хитра и коварна. Героиня пуста и холодна, она привлекает всех откровенными нарядами, внешностью, загадочностью, за которой нет глубины чувств, душевных качеств, теплоты. Брак с Пьером становится для Элен возможностью блистать в светском обществе, менять наряды, принимать гостей и заводить любовников. Слабохарактерность мужа влечёт ко вседозволенности Элен: она презирает его, изменяет и не скрывает своих чувств. Образ Элен в романе – символ внешней красоты, за которой нет достойного содержания, она олицетворяет светских дам, пустых и холодных. Такие женщины не создают уют, не стремятся завести детей, семью, не способны сопереживать и быть поддержкой мужу. По этой причине автор убирает Элен из сюжета: она умирает от грудной ангины в возрасте 32 лет.

Ипполит и Анатоль

Ипполит – старший сын Курагиных, на характеристику которого выпала львиная доля авторской иронии и сарказма. Толстой называет его “милым” молодым человеком, замечая, что тот удивительно “дурен собой”. Ипполит не только безобразен внешне – в лице и фигуре – его внутренний мир также убог. Природа не наградила отпрыска Курагиных умом и красноречием, он откровенно глуп, а выражение лица выдаёт черты “идиотизма”. Автор прямо отмечает, что оба сына Курагиных – Анатоль и Ипполит – “дурни”. К счастью родителей, Ипполит спокойный “дурень”, чего нельзя сказать об Анатоле. Ипполит, благодаря отцу, занимает место в посольстве на должности секретаря.

Анатоль Курагин – младший сын четы Курагиных – удивительной красоты молодой человек. Его портретная внешность, привычки щёголя – такая же пустая оболочка, как и внешность сестры. Анатоль – любитель драк, пьяница, игрок и повеса. Отец пытается устроить свадьбу сына с богатой невестой – княжной Марьей, но любовь к женскому полу и развлечениям выдаёт его. Анатоль не таков, как отец, он скорее бестолков, чем хитёр. Его страсть – безответственность, распутство и веселье, менять женщин и прожигать свою жизнь – вот то, что является смыслом жизни героя.

В нашей статье даётся описание всех членов семьи Курагиных. Этот материал будет полезен при подготовке к сочинению “Семья Курагиных”.

Тест по произведению

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого - произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. У каждого героя романа своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения. В чем причина того или иного поступка человека? Не в том ли воспитании, что получено в детстве, не в том ли семейном укладе, из которого усвоены понятия о добре и зле, нравственном и безнравственном? Так в ткань романа с первых его страниц вплетается «мысль семейная».

Перед нами проходят жизни нескольких поколений совершенно разных семейных родов: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, Друбецких... Остановлюсь на двух из них.

В своем имении в Лысых Горах живет старый князь Николай Андреевич Болконский, глава древнего, знатного рода, отец семьи с патриархальным уклоном. Он славно послужил России, но теперь в опале. Этот величественный, гордый старик вдов, у него дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум». Главное условие деятельности для него - порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности».

У князя прекрасные дети: Андрей и Марья. Князь хотел воспитать их умными, благородными, честными. Дети выросли. Сын стал таким, как мечталось отцу, да еще и красивым. Правда, это не делает Андрея счастливым: он женат, но жену не любит. А дочь - отцовская боль. Всем хороша, но некрасива. Была бы красива - ее бы полюбили, а так посватаются, конечно, но посватаются за его знатный род и его деньги.

Николай Андреевич вряд ли осознает, насколько сильно он вмешивается в судьбы своих детей. Служа государству, старый князь был заметным деятелем при дворе. Отсюда его собственная и переданная Андрею знаменитая «болконская» гордость, убежденность в необходимости служить Отечеству. Князь Андрей верит в свое предназначение для подвига и величия. К тому же и столичная жизнь ему опостылела, и жена ему надоела, и он отправляется на войну в поисках «своего Тулона», т. е. славы. Раненный при Аустерлице, Андрей понимает призрачность славы и необходимость простого семейного счастья. Но этого счастья ему не дано испытать. Умирает во время родов маленькая княгиня, обвиняя своей смертью «болконскую» гордость и отвлеченность высоких стремлений. Драмой оборачивается и встреча с Наташей. Отец против нового брака сына. В глубине души этому противится и княжна Марья. По настоянию старого князя свадьба отложена на год, и это роковым образом рушит возможное счастье сына.

Но мог ли быть счастлив Андрей с Наташей? Вряд Ли. Очень уж по-разному они воспитаны. Так проста, открыта и непосредственна в своих желаниях и стремлениях Наташа, и так закрыт, эгоистичен Андрей, что между ними все время возникает некая отчужденность. Князь не понимает Наташу. Наверное, поэтому уязвленное самолюбие и не дает ему простить ее увлечения Курагиным, в котором есть и его вина.

Перед смертью Андрей снова встретит Наташу. Только теперь он «понял ее чувство, ее страданья, стыд, раскаянье» и впервые осознал жестокость своего разрыва с нею. Но Толстой не дает герою возможности что-либо исправить. Раньше вину перед женой не позволила загладить ее смерть, теперь, так и не узнав семейного счастья, умирает сам Андрей.

Дикарка от природы, княжна Марья вынуждена жить затворницей в Лысых Горах и не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец часто до боли жесток и бестактен по отношению к дочери. Хотя Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Казалось бы, смерть старого князя освобождает Марью, но одновременно в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Сказывается воспитание старого князя-дочь выросла сильной и активной женщиной.

Самопожертвование - вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея. Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обретает семейное счастье, лишь став графиней Ростовой. Ее семья крепка потому, что основана на постоянной духовной работе графини Марьи, имеющей целью только «нравственное добро детей».

Семейство Курагиных - не просто антипод Болконских. Это, пожалуй, само воплощение безнравственности. Князь Василий Курагин -почти ровесник старого князя Болконского. Он тоже хочет счастья своим детям, только понимание счастья у двух стариков разное. Светский человек, популярный в высших слоях общества и привыкший к этому успеху, обычно Василий Курагин не обдумывал своих планов, как все подлые люди, он не обременял себя мыслями о долге, о правде, о полезных вещах для общества, его занимали только личные интересы.

Для князя Василия семья - это только взаимоподдержка и солидарность, круговая порука. Его сын Ипполит - дипломат в Австрии, уже пристроен, и теперь отец хлопочет, чтобы пристроить красавицу Элен. Бросив все дела, князь опекает и направляет «непутевого» Пьера: определяет его в камер-юнкеры, поселяет в своем доме. А тот, неблагодарный, так и не делает предложения дочери. Пришлось опять все брать на себя, чтобы соединить Пьера и Элен. Теперь дочь - графиня Безухова. Нравственен ли этот брак, счастлива ли дочь или нет - не так уж важно для ее отца. Главное, она пристроена, блистает в свете, богата.

У Элен с Пьером не складывается семья. Но это не волнует Элен. Она лжет мужу, разъезжается с ним, но, поняв в определенный момент, что в глазах света лучше иметь мужа, чем быть одной, настаивает на том, чтобы жить с Пьером под одной крышей, - так ей удобнее. Терзаться муками совести, считать себя виноватой Элен не способна, она всегда и во всем находит себе оправдание.

Но придет время, и она при живом муже будет выбирать одного-из двух претендентов на свою руку. А развод с мужем она затеет как раз в тот момент, когда на Бородинском поле будет решаться судьба России. К тому же она совершит предательство - перейдет в католическую веру, веру неприятеля. Смерть Элен окружена такой же ложью, какой была опутана вся ее жизнь.

Под стать ей и младший сын князя Василия Анатоль - беспутный красавец, кутила, мот и циник. Время военное, полк его выступил, он же, не стесняясь, говорит: «А я числюсь», не зная даже точно, где числится. Красота молодого повесы обольщает сначала княжну Марью. Строгое предупреждение отца («Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей») и стечение обстоятельств: княжна Марья случайно увидела, как приехавший свататься к ней Анатоль обнимал Бурьен, спасают ее от брака с безнравственным человеком.

Курагинскому натиску подвергнется не только княжна Марья, но и Наташа. Поэтическая Наташа и глупый Анатоль - казалось бы, что общего между этими людьми? Анатоль не думал ни о том, как его действия отразятся на других, ни о том, что может выйти из того или иного поступка. Это эгоист, который думает только о сиюминутном удовольствии, он полностью свободен в своем поведении, ощущая полную безнаказанность. В Наташе тоже есть чувство внутренней свободы. Но оно совсем другого рода: это наивное требование немедля, сейчас открытых, прямых, человеческих отношений между людьми. Но именно это ее «все можно» сводит ее с Анатолем. Пережитое помогает ей понять, что свобода человека не может быть вне морали.

Видя в семье предназначение женщины, гармонию и счастье, много рассуждая в своем романе о природе человеческой красоты - внешней и внутренней, Толстой убирает со страниц романа красавицу Элен и ее ослепительного братца и приводит к семейному счастью тех героев, чья красота духовна, - княжну Марью и Наташу.

«Война и мир» - одно из самых монументальных произведений русской литературы и, без сомнения, лучшее творение Л.Н. Толстого. Роман охватывает промежуток времени почти в десятилетие, показывает судьбы целых поколений, и особое внимание в нём уделяется портретам семей. Крайне интересным представляется сравнение Болконских и Курагиных .

Несмотря на то, что оба семейства выходцы из дворянского рода, понятия о том, что есть семья и истинные ценности у Болконских и Курагиных сильно разнятся. Однако сначала о сходствах - помимо очевидного благородного происхождения их объединяет тот факт, что главы семейства остались без своих жён. И Василий Курагин, и Николай Болконский были вынуждены заботиться о детях самостоятельно. Всё бремя родительской опеки легло на их плечи, и они изо всех сил старались сделать так, чтобы их отпрыски были счастливы. Правда, представления о благах у них абсолютно разные.

Семья Болконских в романе представлена Николаем Болконским, его сыном Андреем и дочерью Марьей. Николай - человек военный, строгих нравов и жёсткой дисциплины, что проявляется во всём. Он искренне любит своих детей, но часто просто не умеет показывать эту любовь. Потому хоть его слова порой глубоко ранят их, и Марья, и Андрей знают, что на самом деле отец готов жизнь за них отдать, так же как отдал бы и за Родину.

Отношение к России занимает особое место. Несмотря на то, что Николай Болконский давно отошёл от военной службы, он не перестаёт переживать за судьбу государства и народа. Для него истинные ценности - это долг Родине, отвага, честь, следование традициям и сохранение чувства собственного достоинства.

Очень похож на отца князь Андрей. Он не искал лёгкой славы и денег, поэтому хоть у него и была возможность пойти в армию в более высоком звании, чем адъютант, он ею не воспользовался. Привык, как и отец, всего добиваться своим трудом. Чувство патриотизма Болконского было так велико, что он попросил Кутузова направить его в отряд, получивший смертельно опасно задание. Не мог князь Андрей находиться в стороне, хотел быть на передовой и вершить судьбу своей страны самостоятельно.

Всего себя отдавая России, Болконский был несколько скуп в проявлении чувств с родными. Перед «маленькой княгиней», как часто называл в романе Л.Н. Толстой Лизу Болконскую - жену князя, Андрей чувствует вину. Она подарила жизнь его сыну и умерла при этом. Однако встреча с Наташей Ростовой будто возродила в князе погасший огонь жизнелюбия, правда, именно в отношениях с ней ещё больше подчёркивалась натура Болконского. Они были совершенно разными.

Марья Болконская всегда видела смысл жизни в том, чтобы устроить чужое счастье. На протяжении романа она совершает много поступков во благо других, в чём-то жертвуя собственными интересами. Однако в конце её чрезвычайная доброта, кротость и добрый нрав были вознаграждены, и она обрела истинное женское счастье с Николаем - братом Наташи Ростовой. Ещё Марья очень религиозна, она верит в Бога и живёт по его заповедям.

Если в семье Болконских сосредоточены лучшие человеческие качества, то Курагины совсем другие. Василий - чиновник, а потому высокомерное отношение для него является поведенческой нормой. Он любит интриги, искусно их плетёт, чему обучил и всех детей. Пороки сопровождают Василия Курагина и всю его семью.

Поучая детей, он делает их себе подобными - завистливыми, алчными и готовыми на всё ради достижения своей цели. Лишь один из его детей, а именно Ипполит не слишком сведущ в светском обществе. Он, так же как и другие родственники горд и самоуверен, но это сочетается с глупостью, поэтому Ипполит часто становится предметом насмешек.

Другие дети Василия - Элен и Анатоль имели гораздо больший успех в свете. Элен - настоящая красавица, но душа её крайне уродлива. Обманом она завлекает Пьера Безухова в сети брака, а после изменяет ему с его же товарищем. Единственное, что интересует её - это деньги и любование собственной персоной.

Элен - настоящая распутница и хотя об этом знает весь свет, её охотно принимали на раутах. Анатоль под стать сестре производил настоящий фурор своим появлением. Дамский угодник, нарцисс, видящий жизнь лишь как череду сплошных удовольствий - вот те слова, которые точно характеризуют его. Для него нет понятия чести, оно просто пустой звук.

Сначала он разбивает сердце княжне Марье, когда обещав жениться, заводит интрижку с её же горничной, а после увлекает Наташу Ростову, прекрасно зная о том, что она обещана другому. В той ситуации, где Андрей Болконский проявил бы уважение и сохранил не только свои честь и достоинство, но других причастных к ней, Анатоль поступает иначе. Он идёт на поводу у собственных желаний, не задумываясь о последствиях.

В романе «Война и мир» не существует двух более разных семей, чем Курагины и Болконские. Одни ратуют за честь, справедливость, помощь ближнему, олицетворяя всё самое лучшее, что есть в России и русских людях, другие же есть воплощение порока, всего самого дурного. Л.Н. Толстой чётко даёт понять, что есть истинные ценности и как он относится к ним.

Это прослеживает по судьбам героев. Ни один из семьи Курагиных никогда не был счастлив по-настоящему, и Элен, и Анатоль постигла весьма трагичная участь, в то время как семья Болконских обрела счастье. Некоторые познали его уже на пороге смерти, но даже это великая честь.

Писатель не зря так ярко обозначил черты самого доброго и светлого и противопоставил их всему плохому, Л.Н. Толстой будто хотел показать, что и представил семьи Курагиных, и представитель семьи Болконских есть в каждом из нас. Однако кем быть решать только самому человеку. Стоит только помнить о том, что всякое зло наказуемо, а добро - вознаграждено.

Семья
князя Василия Курагина.

Для Толстого мир семьи - основа человеческого
общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
черты этого семейства.
И сколько разрушений Курагины внесли - князь
Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
Курагины - третье в романе семейное объединение -
лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
желаний.

Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
"…И зачем
родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
может отец". Князь
вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
"она
хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
непрерывное увеселение.
Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
Василия и его дети.

Элен Курагина
Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
действия этой красоты".
Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
в брак только ради своего собственного обогащения.
Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
своей личной жизни.
Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
ли не уважение.
Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
примирению".
Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
"Элен,
возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
Ипполит Курагин .
"…Князь Ипполит поражал своим
необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
неестественное положение".
Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
На приеме у Шерер он предстает нам "в
темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
не смущала.
Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
темы.
Характер Ипполита может служить живым примером того,
что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
душевную пустоту.
Князь Василий называет Ипполита "покойным
дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
Анатоля.

Анатоль Курагин .
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
"Он не был
в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
того, что может выйти из такого или такого его поступка".
Анатоль целиком свободен от соображения
ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
весело.
Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
думал Анатоль.

В своем творчестве Лев Толстой часто обращается к теме семейных ценностей. Взаимоотношения родителей становятся моделью поведения для детей в будущем.

Образ и характеристика семьи Курагиных в романе «Война и мир» отражает неприемлемые нормы морали аристократического общества России начала XIX века.

Князь Василий

Старший Курагин занимал важное место при дворе Александра I. Отцу семейства было за 50 лет уже в начале повествования, он был дальним родственником Пьера Безухова, которого потом благополучно женил на своей дочери. Князь имел некоторое влияние при дворе, но тщательно экономил свои связи, старался подавать прошения в личных целях, часто отказывая просящим родственникам.

Чувствуя себя значительным человеком в высшем обществе, он всегда выражался изысканно покровительственным тоном. Василий Сергеевич был отличным чтецом, ему приходилось читать самой царице, поэтому везде князь держался уверенно, посещал вечера исключительно знатных особ, где мог встретить нужных ему людей.

Вельможа носил мундир со звездами и был всегда вымыт до блеска облысевшего лба. Походка была грациозной, движения свободные, даже фамильярные. Василий Сергеевич говорил басом, способным разрешить все проблемы, которые возникали у него на жизненном пути. Монотонная ленивая речь давала собеседнику понять, что князь говорит о том, о чем прекрасно осведомлен.

Опыт придворной жизни сделал Курагина самоуверенным, равнодушным к чужому горю, насмешливым ко всем, кто ниже его был по чину. Отеческие чувства мало волновали князя, он считал детей обузой жизни, обоих сыновей называл откровенно глупыми.

Князь Василий тщательно выбирает круг общения, стараясь проводить время в кругах, где много людей, выше его рангом. Как только выгодное знакомство появлялось на горизонте, Васили без промедления вступал в контакт, без подготовки и раздумий, стараясь не упустить представившейся случай. Каждую ситуацию, возникшую случайным образом, где можно было повернуть дела на свою пользу, герой использовал в полную силу.

Целью его жизни были новые более выгодные места по службе и нагрудные звезды, подчеркивающие статус и государственную важность.

Младший сын Анатоль

Парень обладал высоким ростом и красивой внешностью. Большие лучезарные глаза придавали лицу победоносное выражение, добродушное и веселое. Румянцы на щеках подчеркивали отменное здоровье кавалергарда. Черные брови указывали на молодецкую удаль. Копна русых волос соблазнительно спадала на белый, правильный лоб.

Сын учился за пределами России. Армейская карьера развивалась удачно при поддержке отца. Имея успех у женщин, Анатоль гордиться своей репутацией ловеласа. В женском обществе щеголь ведет себя свободно, может поддержать разговор на любую тему.

Петербург вскружил голову начинающему офицеру, он не пропускал ни одного кутежа у Долохова, был заводилой всех скандалов и приключений. Алкоголь будоражил кровь молодому человеку, в пьяном виде он был способный на любой поступок.

Младший Курагин мог позволить себе многое, не экономил на развлечениях, отец гневался на него за расточительство. Когда денег не хватало, Анатоль тот час одалживал большую сумму, полагаясь, что отец отдаст долги. Этого человека не волновало, что чувствуют люди вокруг него.

Сватаясь к Марье Болконской Курагин, не задумываясь о последствиях, флиртует с мадамузель Бурьен. Высокомерное отношение к женщинам не уменьшает их интерес к нему, как к знатному жениху. Он свел всех девиц с ума, сам был не против жениться с целью обогащения, высматривал партию с приданным.

В поле зрения попадает юная Наташа Ростова, которая, будучи помолвлена, ждала Андрея Болконского из Турции. Анатоль употребил все свое умение соблазнения девиц, чтобы завоевать расположение девушки. Влюбившись в подлого обманщика, Наташа решается с ним бежать. Побег сорвала Соня, Ростова узнала возмутительные подробности личной жизни несостоявшегося жениха. В результате алчного замысла помолвку с князем Болконским пришлось расторгнуть.

Оказалось, что два года назад Курагин женился в Польше под натиском родителей обесчещенной девушки. Сбежав от жены, Анатоль заплатил отцу за то, чтобы в России мало кто знал об этой оплошности.

Дочь Элен

Черноглазая красавица обладала античными формами и могла покорить любого мужчину. Девушка была модницей, знала толк в драгоценностях, пользовалась шикарным парфюмом. Княжна без труда обворожила молодого Пьера, наследника огромного состояния. Она разожгла в сердце юноши такую страсть, что он болезненно хотел обладать ею. С помощью отца княжна быстро стала графиней Безуховой, чтобы не упустить добычу.

Светскую львицу Элен знает весь Петербург, у нее огромное количество друзей. Графиню Безухову посещают послы других государств. Поклонники высшей аристократических кругов России прикладываются к ее руке. Но Толстой считает героиню глупой, может быть, потому что она не сумела прилично распорядиться своим положением, принести пользу обществу с высоты своего статуса.

Чувственная натура, она любит свое тело, ценит в жизни плотские удовольствия, шампанское и балы. Звезда приемов, украшение праздничного вечера, женщина смогла влюбить в себя даже принца. Это повод считать героиню умной, сам Румянцев посетил ее дом.

Любовникам Элен нет числа, через постель она устраивает карьеру мужа. Страсть заставляет женщину требовать у Пьера развод. Чтобы добиться своей цели, Курагина принимает католическую веру и ждет от Папы Римского разрешение расторгнуть брачные узы с графом Безуховым.

Внезапная болезнь приводит к скоропостижной кончине несчастной. Официально женщина ушла из жизни по причине воспаления легких, но ходили упорные слухи, что истинный диагноз относился к венерической теме и скрывался родственниками по причине стыда.

Сын Ипполит

Во времена Льва Толстого внешний вид старшего из сыновей князя выделялся из аристократической толпы. Парень тщательно следил за собой, придерживался модных тенденций, но носил вычурные вещи. Герой свои панталоны называл цвета испуганной нимфы.

Ипполит не знал, куда пристроить тонкие длинные конечности, которые, казалось, двигались самостоятельно. Стараясь придать умное выражение лицу, князь выглядел весьма глупо и смешно. Отец говорит о нем, как о спокойном дураке, по сравнению с буйным Анатолем.

Одно время Андрей Болконский ревновал героя к своей жене Лизе, хотя считал, что тот ведет себя в высшем обществе, как шут. Его речь выделяется французским акцентом, что часто встречалось в те времена в аристократических семьях. Представители знати говорили лучше на французском языке, чем на родном.

Ипполит хорошо владеет английским языком. Под протекцией отца князь строит карьеру посла.

Автор не распространяется о княгине матери, упоминая о ней только как о старой толстой женщине. Курагины лишены моральных ценностей, их жизненным приоритетом является личная выгода, обогащение и праздность.