"оздоровительно - игровой час". Консультация для педагогов "оздоровительно-игровой час" Оздоровительный час в старшей группе

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ИГРОВОГО ЧАСА

Оздоровительно – игровой час проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем урок физкультуры, продолжительности (до 25 – 30 мин у младших и до 35 – 40 мин – у старших дошкольников). У детей младшего возраста упражнения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается с показом. Рекомендуется структура оздоровительно – игрового часа для детей дошкольного возраста.

Структура оздоровительно – игрового часа

Дни недели

Время, мин

    Разминка

    Подвижная игра с предметами (обруч)

    Сюжетно – ролевая игра

    Выход из занятия

    Разминка

    подвижная игра с предметами (скакалка)

    Сюжетно – ролевая игра

    Выход из занятия

    Разминка

    Подвижная игра с предметами (мяч)

    Сюжетно – ролевая игра

    Выход из занятия

    Разминка

    Подвижная игра с предметами (с обручами – серсо)

    Сюжетно – ролевая игра

    Выход из занятия

    Разминка

    Подвижная игра с предметами (гимнастические палки, булавы)

    Сюжетно – ролевая игра

    Выход из занятия

Наиболее универсальной и эффективный является форма тренировочного занятия. Оно не всегда похоже на традиционный урок, но основные компоненты урока (подготовительная, основная и заключительная части) должны присутствовать при любой форме организации занятия.

Цель разминки – обеспечить постепенную подготовку функциональных систем ребенка к более интенсивным нагрузкам. В период разминки необходимо наиболее тщательно подготовить те мышечные группы, которые будут в наибольшей степени задействованы в основной части занятия. Обычно в разминке используются разнотемповая ходьба, бег, имитационные прыжки и т.п. упражнения для разминки с участием различных групп мышц (1 – 2 мин), дыхательные упражнения 2 – 3 мин).

Основная часть занятия посвящается развитию физических качеств или обучению движениям путем выполнения гимнастических упражнений с различными предметами в игровом или эстафетном режиме 12 – 15 мин) и подвижной сюжетно – ролевой начале основной части занятия, а развивать и совершенствовать физические качества лучше, в следующей последовательности: упражнения на координацию, быстроту, силу, выносливость. Деятельность основной части от 20 – 25 мин у младших дошкольников, до 25 – 30 мин – у старших.

В заключительной части занятия – спокойная ходьба, упражнения на расслабление, легкий бег трусцой, дыхательные упражнения (2 – 3 мин). Занятие провидится с детьми, одетыми в облегченную спортивную форму (в начале в майке и трусиках, затем – только в трусиках), босиком, в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха от 16 до 20 0 , с постепенным снижением в зависимости от физической активности детей до 12 0 . температурный режим оздоровительно – игрового часа при совмещении его с пульсирующим микроклиматом, подробно описан в методическом пособии по закаливанию детей.

В дни проведения оздоровительно – игрового часа урок физкультуры не исключать. Несколько снижают двигательную игровую нагрузку и обращают особое внимание на специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, контрастные ножные ванны и пр.)

Современная концепция организации физической культуры в детском саду предполагает использование подвижных игр как основного компонента плановых физкультурных занятий, входящих составной частью в «Программу воспитания в детском саду». Дети учатся жизни играя. Именно в играх они вступают в разные, порой сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость. Сообразительность. Для детей все вокруг – это веселая, радостная и увлекательная игра. Если она им нравится, они готовы много раз подряд играть в одну и ту же игру. У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре.

Игровой процесс в ДОУ должен быть ориентирован на соблюдение требование, в которых игры должны:

    влиять на психофизиологическое развитие детей;

    развивать моторные умения;

    организовать детей для коллективного действия;

    легко усваиваться детьми;

    по мере возможности проводиться на свежем воздухе;

    легко усваиваться педагогами для проработки с детьми;

    не требовать особых приспособлений и пособий.

Впервые мысль о необходимости придать дополнительным игровым действиям ежедневный режимный характер была выдвинута Ю.Ф. Змановским. Помимо 10 – 15 минутной игры, он ввел в занятия разминку, физкультурную часть (гимнастические упражнения различной направленности) и заключительною часть, в которой большое значение придавал дыхательной гимнастике.

Затем было предложено сочетать с играми прием воздушных ванн: дети проводили игры в полуобнаженном виде – в начале в открытых майках, трусиках, носках и тапочках, а в дальнейшем – только в трусиках и тапочках. Дозировка воздушных ванн колебалась от 7 до 28 мин и находилась в тесной связи с температурными условиями и интенсивностью физического напряжения. Так стали сочетаться применение физических упражнений в виде подвижных игр и закаливающие процедуры, были разработаны их основные положения:

    подвижные игры и упражнения должны вовлекать в действие одновременно большую группу мышц. Этому соответствуют такие движения, как ходьба, бег, прыжки, метания, лазание. Менее приемлемы движения с вовлечением ограниченного числа мышц: повороты головы, боковые повороты туловища, движения плечами и пр.;

    желательны упражнения в выполнение, которого сразу вовлекаются все дети, а не по очереди;

    упражнения должны быть доступны и просты, не требовать длительной подготовки и большой нагрузки на внимание. Следует давать такие задания. Которые дети сразу смогут выполнить после показа воспитателем или которые им уже знакомы;

    важно вызвать у детей интерес к этим занятиям, вызвать желание закаляться:

    во время занятий ценятся те задания, которые ребенок выполняет с радостью, не подозревая о том, что он подчиняется желанию взрослых:

    закаливающие мероприятия, связанные с движением, могут применяться в детском саду в течение всего года на различного вида занятиях.

Убеждены, что игры предпочтительнее, чем обычные гимнастические упражнения. Организованные подвижные игры развивают у детей силу, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Они являются основой гармоничного развития ребенка. Ценность коллективных игр заключается в том, что они представляют первую ступень коллективного общения детей, помогают развивать самостоятельность ребенка, его творческое воображение и фантазию. Преимущество игры еще и в том, что в ней могут участвовать дети, по состоянию здоровья отнесенные к разным (по разрешаемой физической нагрузке) группам.

В игре возможно индивидуальное дозирование нагрузки.

Подвижные игры – один из лучших методов воздушного закаливания, условия для которого создаются на занятиях в закрытых помещениях, если соблюдаются элементарные требования подготовки и содержания физкультурно-игровых занятий.

Чем дольше игра, чем дольше прорабатывается один и тот же комплекс упражнений, тем с большим удовольствием дети включаются в них. Частая смена игр нецелесообразна, лучше усложнять уже знакомые, увеличивая расстояния, которое нужно преодолеть, изменяя правила игры, требующие большей четкости выполнения заданий.

Дети, для которых движения, применяемые в игре, не представляют затруднений, обычно активны и веселы. Если на протяжении игры ребенку не удается пройти, пробежать или бросить предмет, эмоциональный тонус его понижается, он перестает радоваться, становится пассивным. Воспитателю следует обращать внимание именно на таких детей, стараться, чтобы они обязательно делали посильные движения и становились активными.

Не следует захваливать одних детей и подчеркивать неловкость, нерасторопность других. Надо помнить об индивидуально – типологических особенностях: дети, отстающие от своих сверстников, чувствуют свою не полноценность, постепенно отказываются от занятий, делаются малоподвижными.

Игры с детьми должны проводиться ежедневно. Ни один день не должен проходить без игры и гимнастических упражнений, в которые естественным элементом должны вплетаться специальные закаливающие процедуры.

Здоровье подрастающего поколения является одной из проблем сферы образования, где протекает большая часть жизни детей.

По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека зависит на 50-53% от собственного образа жизни, на 20-25% от окружающей среды, на 16-20% от наследственности и на 10-15% от уровня развития здравоохранения в стране.

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень развития здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и др. Движения необходимы ребенку, так как способствует развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Гиподинамия - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают "двигательный дефицит", т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положение (за столом, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы - это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском учреждении из-за "заорганизованности" воспитательно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и рационального чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями, отдыхом и т.д. Стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья ребенка.

Серьезным барьером, осложняющим жизнь ребенка, является тревожность. Причинами тревожности могут быть, во-первых, недостаток эмоциональной поддержки в семье и в детском саду, во-вторых - недостаток информации (либо ее недостоверность), которая порождает эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Тревожность у детей может появляться по отношению к сверстникам, взрослым, к самому себе (личностная тревожность). Если взрослые невнимательность относятся к этой проблеме, она не исчезает бесследно, возникают эмоциональные комплексы, препятствующие полноценному общению с другими людьми.

Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.

Особое внимание следует уделять рациональной организации двигательного режима, так как движения способствуют развитию физиологических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего детского организма.

От двигательной активности во многом зависит состояние здоровья ребенка, развитие физических качеств, умственная работоспособность, а также настроение.

В режиме дня нашего ДОУ предусмотрено 2 занятия физической культуры в спортивном зале и 1 занятие на воздухе. Но учитывая погодные условия с октября по апрель, нет возможности проводить занятия на воздухе. А в актированные дни дети и вовсе не могут выйти на улицу, и по этой причине уменьшается двигательная активность детей. Дети находятся в непроветренном помещении и чаще всего статистической позе. Вследствие всего выше сказанного, рационально и актуально построение гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду), организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности мы попытались объединить в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в познавательную, музыкальную, изобразительную деятельность на основе взаимодействия всех специалистов.<Рисунок2>, <Рисунок3>.

Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников

  • Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника;
  • Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
  • Повышение умственной и физической работоспособности.

"Оздоровительно-игровой час" организуется в ДОУ в актированные дни в первой половине дня. Его длительность составляет 20 - 30 минут в младших и средних группах, и 45 минут в старших и подготовительных группах. В содержание "оздоровительно-игрового часа" входят подвижные игры с оздоравливающим эффектом; дыхательные, артикуляционные, пальчиковые и зрительные гимнастики; логоритмические упражнения; элементы релаксации и аутотренинга <Рисунок1>. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня.

Творческой группой педагогов нашего детского сада был составлен тематический план.

Каждый специалист (педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, хореограф, педагоги дополнительного образования) подобрал и систематизировал материал по использованию оздоровительных технологий в ДОУ, и определил с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа <Рисунок4>, <Рисунок5>.

На каждую тему оздоровительно-игрового часа составляется план мероприятий, в виде таблицы, где помимо содержания и целей, указывается источник и примечания (рекомендации по проведению и применению тех или иных здоровьесберегающих технологий) <

Зубарева Елена Мстиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №274 присмотра и оздоровления"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оздоровительно-игровой час "Витамины - наши друзья!"
Дата публикации: 06.12.2017
Раздел: дошкольное образование

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

План-конспект оздоровительно-игрового часа

Старшая группа

«Витамины - наши друзья!»

Образовательные:

Учить детей проявлять интерес к употреблению продуктов питания

насыщенных витаминами;

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания;

Подвести детей к выводам и обобщениям (о пользе употребления

фруктов, овощей, полезных продуктов).

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный

Воспитательные:

Воспитать у детей желание заботиться о своем здоровье.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила к нам в гости Хрюшу из

передачи «Спокойной ночи, малыши».

(Воспитатель

подходит

подоконнике

лежит записка: «Ребята, извините, пожалуйста. Не могу у вас появиться, у

меня болит живот»).

Воспитатель: А как вы думаете, почему с ним приключилась такая

беда? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, мне тоже кажется, что это от неправильного

питания. Знаете, что я предлагаю? Мы с вами поговорим о правильном

питании. Я запишу всё на магнитофон, и эту запись мы отправим Хрюше,

чтобы он знал, какая еда полезна.

II. Беседа о витаминах и полезных продуктах.

Воспитатель: Что вы любите есть больше всего? (ответы детей)

Воспитатель: Для чего мы едим? (человек питается, чтобы жить).

Пища - не только источник энергии, необходимый для деятельности человека,

но и материал для роста и развития.

Воспитатель:

здоровой

пищей? (ответы детей)

Воспитатель: В продуктах есть очень важные для здоровья человека

вещества витамины.

Воспитатель: Для чего они нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Я вам хочу рассказать немного о витаминах. Витамины

обозначаются

буквами А,

Д. (выставляет

мольберт).

читаются они по латыни. Когда пойдете в школу, вы научитесь читать эти

Витамин А содержится в продуктах питания: дыня, морковь, чеснок,

петрушка,

сельдерей,

красный сладкий перец.

Витамин В - рис, изюм, фасоль, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы,

горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина,

говядина, крабы, моллюски.

Витамин С - черная

смородина,

шиповник,

апельсины,

петрушка, яблоко, кислая капуста.

Витамин Д -

рыбный жир, свежая зелень, печень трески, говяжья

печень, сливочное масло. Солнышко в своих лучах посылает нам витамин

III. Физкультминутка «Обжорка»

пузатый здоровяк(округлое

движение

Съел десять булок натощак (выставить перед собой все пальцы)

молоком (изобразить

пальцами

воображаемый

стакан, а затем выпить из него),

Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки,

ладонью вверх, поднести воображаемый кусок корту)

поджарил (показать

указательными

пальцами

И в брюхо бедного направил (погладить живот)

Раздулся здоровяк, как шар (изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).

IV. Игра «Да-нет»

Воспитатель: А чтобы пища хорошо усваивалась нужно соблюдать

мной, то поднимите зеленый кружок. Если нет - красный.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно в любое время, даже ночью.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Есть надо медленно.

Пищу нужно глотать не жуя.

Полоскать рот после еды вредно.

Воспитатель: Мы с вами повторили правила питания. Для чего они

нужны? (чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу).

V. Беседа о вредных продуктах

Во спитатель:

пожалуйста,

п р од у кт ы

полезны? (ответы детей)

Воспитатель: Чем вреден торт? Лимонад? Да, вы правы, некоторые

продукты лучше не употреблять в пищу. А если очень хочется, то есть в

очень малых количествах.

приготовила

картинки

продуктов,

нечаянно

перепутала их. Помогите мне, пожалуйста, собрать их.

VI. Игра «Собери изображение».

Изображения продуктов разрезаны на несколько частей. Нужно собрать

их, назвать что получилось и рассказать, чем они вредны.

VI. Игра «Кто быстрее наполнит корзинку»

Воспитатель: Сейчас я хочу отправить вас в магазин за покупками. Мы

разделимся на 3 команды. Одна команда будет покупать полезные продукты,

продукты

полезные,

команда продукты не полезные.

Подвести итог игры.

VII. Подведение итогов.

Воспитатель: Что о еде мы сегодня узнали? Что делает еду полезной?

Чтобы полезные вещества усвоились, что нужно соблюдать?

Воспитатель:

отправим

пожелаем

быстрее выздоравливать.

Оборудование: кружки красного и зеленого цвета по количеству

мольберт,

картинки

продуктов,

обозначающие

витамины;

Наталья Абезбаева
Консультация «Оздоровительный игровой час с детьми 5–7 лет»

Наталья Абезбаева Г. Рубцовск Алтайского края

Оздоровительно-игровой час

(для детей 5-7 лет)

Роль современного педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста. Ведь здоровье - важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма.

Ценностным ориентиром традиционного физического воспитания в ДОУ были и остаются принятые в нем нормативные способы организации двигательной активности.

Очень важна организация гибкого, динамического режима, который предусматривает разнообразие деятельности детей, смена помещений (перемещение детей по детскому саду, организация "прогулки" в хорошо проветриваемых помещениях спортивного и музыкального залов, развлекательная программа для детей.

Все эти виды деятельности мы объединяем в такую инновационную форму как "оздоровительно-игровой час", который предполагает комплексный подход, включающий оздоровительные компоненты в познавательную, музыкальную, изобразительную деятельность на основе взаимодействия всех специалистов.

Цель введения оздоровительно-игрового часа в ДОУ: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.

Дети учатся жизни играя. Именно в играх они вступают в разные, порой сложные взаимоотношения со своими сверстниками, проявляя ловкость, смелость, сообразительность. У дошкольников все занятия, которые воспитатель проводит по физкультуре, сводятся к игре, ориентированной на соблюдение требований, в которой оказывается влияние на психофизиологическое развитие детей, развитие моторных умений, организации коллективных действий детей, по мере возможности, проводимых на свежем воздухе, легком усвоении педагогами для проработки с детьми, не требующем особых приспособлений и пособий.

Таким образом, оздоровительно-игровой час является эффективной дополнительной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в деятельности воспитателя.

Оздоровительно – игровой час

старший дошкольный возраст

Сентябрь

Подвижная игра

карточка № 1

«Быстро возьми, быстро положи»

Совершенствовать навыки детей бега в быстром темпе, развивать ловкость.

Оборудование: стулья, погремушки или кубики, корзины.

Описание: На одной стороне площадки стоят 3-4 стула, на каждом по 2-3 погремушки или небольших кубика. На другой стороне на расстоянии 5-6 м стоят 3-4 ящика или корзины. Трем-четырем детям предлагают взять по одному предмету, бегом перенести их и положить в ящик. Физически крепким детям можно добавить еще один предмет или немного (на 1-2 м увеличить расстояние для бега). Детей подбирать примерно одинаковых по силам.

Пальчиковая гимнастика

Карточка 1

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

Загибают пальчики, начиная с большого

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с большого.

«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.

Карточка 4

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять.

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого.

Обе руки идут по столу.

Загибают пальчики, начиная с большего.

Обе руки идут по столу

Дыхательная гимнастика

Карточка №2

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на

коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая.

Поднимать руки вверх над головой с вдохом и

опускать вниз, на пол перед собой с выдохом,

немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Карточка №4

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик

во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола,

обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся

на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком,

затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

Повторите с ребенком три-пять раз.

Гимнастика для глаз

Карточка №1

«Ириски от киски»

Массаж глаз

В гости к нам явилась киска. Потереть друг о друга средние пальцы рук

Всем дает она ириски:

Мышке, лебедю, жуку, Прикрыть неплотно глаза и провести паль-

Псу, зайчонку, петуху. цами, не надавливая сильно на кожу, от

внутреннего края глаза к внешнему.

Рады, рады все гостинцам! Совершать круговые движения зрачками

Это видим мы по лицам. глаз вправо и влево

Все захлопали в ладошки, Хлопки в ладоши

Побежали в гости к кошке. Постучать подушечками пальцев друг о друга.

Упражнения для осанки

Карточка №3

«Стойкий оловянный солдатик»

Цели: развитие умения сохранять равновесие, формирование правильной осанки, укрепление связочно-мышечного аппарата туловища и конечностей.

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик?

И. п. : встать на колени, руки плотно прижать к туловищу. Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, а затем выпрямиться

Игра малой подвижности

Карточка №1

«У меня есть все»

(игра для детей 4-6 дет)

Перед началом игры дети ложатся на ковер, руки вдоль тела, вытягиваются.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Есть у кровати спинка, (Приподнимают голову и плечи, носки ног смотрят строго вверх.)

А у чайника - носик, (Садятся, приставляют два кулачка к носу, один за другим.)

А у тумбочки - ножки, (Садятся на корточки.)

А у кастрюли - ручки. (Руки ставят на пояс или к плечам.)

А в этой большой кастрюле (Встают и показывают кастрюлю, сомкнув руки перед грудью в круг.)

Есть очень вкусный компот. («Заглядывают» в кастрюлю.)

А у меня -

И ножки, (Показывают ножки.)

И ручки, (Показывают ручки.)

И носик, (Показывают носик.)

И спинка, (Показывают спинку.)

И вот ещё что -

Очень голодный живот! (Показывают живот.)

Игровой массаж

Карточка №9

«Дождик»

Массаж спины

Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом

Релаксация

Карточка№2

Релаксация «Воздушный шарик»

(Дети сидят на стульчиках)

Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик.

А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика.

Сделайте паузу, сосчитайте до пяти.

Снова вдохните и наполните легкие воздухом

Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот.

Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.

Оздоровительно – игровой час

старший дошкольный возраст

октябрь

подвижная игра

КАРТОЧКА № 4

«Совушка»

Совершенствовать навыки детей бегать в разных направлениях с выполнением движений, развивать равновесие.

Описание:

Все играющие - птички, один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 секунд снова дается сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети - птички бегают по площадке.

Пальчиковая гимнастика

Карточка 7

На базар ходили мы,

Много груш там и хурмы,

Есть лимоны, апельсины,

Дыни, сливы, мандарины,

Но купили мы арбуз –

Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются и разжимаются в кулак

Соединяем мизинцы, безымянные, средние,

указательные и большие, по очереди.

большой отводится вверх

Карточка 10

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают пальчик.

Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам.

Роняют ладони на стол.

Дыхательная гимнастика

Карточка №5

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.

«Надувая шарик»

широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,

затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед

грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -

ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,

опуская руки и оседая, как шарик, из которого

выпустили воздух.

Карточка №10

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.

Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими

по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».

Гимнастика для глаз

Карточка №3

«Снежинки»

Гимнастика для глаз

Закружились, завертелись «Фонарики»

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей Поднять руки вверх и посмотреть

Легкие пушинки. на них

Чуть затихла злая вьюга- Медленно опустить руки и просле-

Улеглись повсюду. дить за ними взглядом

Заблистали, словно жемчуг,- Развести поочередно руки в стороны

Все дивятся чуду. и проследить за ними взглядом

Заискрились, засверкали Выполнить руками движение «нож-

Белые подружки. ницы»

Заспешили на прогулку Шаг на месте

Дети и старушки.

Упражнения для осанки

Карточка №5

Цели: улучшение функции вестибулярного аппарата, укрепление опорно-двигательного аппарата.

И. п. : стоя на правой ноге, согнуть левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постоять так немножко. Затем на левой ноге. Повторить 34 раза.

Когда цапля ночью спит,

На одной ноге стоит.

Не хотите ли узнать:

Трудно ль цапле так стоять?

А для этого нам дружно

Сделать позу эту нужно.

(2-й вариант: ногу, согнутую в колене, поднять вперед, вверх, под углом.)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться

Игра малой подвижности

Карточка №4

«Ворота»

(игра для детей 4-7 лет)

Дети идут по площадке парами, держась за руки.

На сигнал воспитателя: «Ворота!» все останавливаются и поднимает руки вверх. Последняя пара проходит под воротами - и становится впереди. Игра продолжается.

Игровой массаж

Карточка №10

«Паровоз»

Дети выполняют массаж спины, встав друг за другом

и положив друг другу на плечи ладони

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями

Стоять на месте не хочу!

Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Поворот на 180, поколачивание ку-

Стоять на месте не хочу! лачками

Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание паль-

Колесами стучу, стучу, цами

Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание ладо-

Садись скорее, прокачу! нями

Чу, чу, чу! Легкое поглаживание пальцами

Релаксация

Карточка№3

Релаксация «Полет высоко в небе»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе

А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Оздоровительно – игровой час

старший дошкольный возраст

ноябрь

подвижная игра

КАРТОЧКА № 7

«Жмурки»

Цель: Учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

Оборудование: платок.

Описание: Выбирается водящий – «жмурка». Он встаёт в середину комнаты, ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате, а Ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности, для жмурки, дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь «жмурка» передаёт свою роль пойманному.

Правила: Завязанную на глаза повязку не снимать и не подглядывать.

Варианты: Если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.

Пальчиковая гимнастика

Карточка 13

Щука хищная, зубастая,

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться?

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает!

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок!

Двумя руками изобразить пасть щуки.

Щука щёлкает зубами – пальцами. Ладонь сложить лодочкой.

Руками имитировать движения рыб.

Помахать кистями рук, как хвостом.

Пасть щуки захлопывается.

Указательным пальцем изобразить крючок,

Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды щуку.

Карточка 17

«Кукушка»

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду,

И кричала: «Ку – ку!»

Раскрывай один кулак.

Руки согнуты в локтях, скрещены перед грудью. Выполняют плавные, волнообразные движения от предплечья до кончиков пальцев.

Лицевая сторона левой ладони развёрнута вверх, пальцы от себя, пальцы правой руки – в «щепотку», клюют.

Положение рук меняется, выполняются те же действия. Пальцы имитируют крик – раскрывая и закрывая клюв.

Пальцы сжимаются в кулак.

По очереди раскрывают каждый кулак по два раза.

Дыхательная гимнастика

Карточка №13

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх,

хорошо потянуться, подняться на носки – вдох,

опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох.

На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Карточка №18

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука

поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во

время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р».

Повторить 5–6 раз.

Гимнастика для глаз

Карточка №7

Гимнастика для глаз

(все движения рук прослеживать взглядом, не поворачивая головы)

Вот полянка, а вокруг Широким жестом развести руки в стороны

Липы выстроились в круг. Скругленные руки сцепить над головой

Липы кронами шумят, Руки вверх, покачать ими из стороны в

Ветры в их листве гудят. сторону

Вниз верхушки пригибают Наклониться вперед

И качают их, качают. Наклонившись, покачать туловищем из

стороны в сторону

После дождика и гроз Выпрямиться, руки поднять

Липы льют потоки слез. Плавно опустить руки, перебирая пальцами

Каждый листик по слезинке Руки вниз, встряхивать кистями

Должен сбросить на тропинки.

Кап и кап, кап и кап – Хлопать в ладоши, описывая руками круг

Капли, капли, капли – кап! сначала в одну, потом в другую сторону

До чего же листик слаб! «Уронить руки»

Он умоется дождем, Погладить сначала одну, потом другую руку

Будет крепнуть с каждым днем. Сжать кулаки

Упражнения для осанки

Карточка №8

«Ах, ладошки, вы, ладошки!»

Цели: формирование правильной осанки, координация движений верхних конечностей.

И. п. : встать прямо и, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположить кисти рук так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти нужно приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Удерживать позу и произносить:

«Ах, ладошки, вы, ладошки! Это нужно для осанки, это точно!

За спиною спрячем вас! Без прикрас!» Медленно опустить руки вниз, стряхнуть кистями рук и выполнить спокойный выдох.

Игра малой подвижности

Карточка №8

«Летает - не летает»

(игра для детей 4-7 лет)

Дети садятся или становятся полукругом.

Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки вверх или в стороны. Если не летает - руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, при этом у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься.

Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, если назван нелетающий предмет.

Игровой массаж

Карточка №11

«По таинственной дороге»

Гимнастика для стоп

По таинственной дороге Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку

Шли таинственные ноги.

По большой дороге Ходьба на месте, не отрывая носки от пола

Зашагали наши ноги.

По пыльной дорожке Перекаты с носка на пятку, стоя на месте

Шагали наши ножки.

А маленькие ножки Быстрая ходьба с высоким подниманием ног,

Бежали по дорожке. согнутых в коленях

На узенькой дорожке Ходьба со сведенными носками ног

Устали наши ножки.

Усталые ножки Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа

Шли по дорожке. туловище прямо и глядя вперед

На камушек мы сели, Сидя на стуле, поднимать и опускать носки

Сели, посидели. ног, не отрывая пяток от пола

Ножки отдыхают, Погладить мышцы ног и ступни

Мышцы расслабляют.

Релаксация

Карточка№5

Релаксация Космос.

Мы друзей хороших на Луне нашли.

Пригласили в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки, в вышине.

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок - проказник вскоре прилетел.

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

(лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей,

Конспект оздоровительно - игрового часа в старшей группе

Тема: «Зов Джунглей»

Цель: организация активного отдыха детей. Улучшение физического воспитания дошкольников, повышение двигательной активности.

Задачи:

    Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать приобщению детей к физкультуре и спорту.

    Доставить детям удовольствие от спортивных мероприятий.

    Способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

    Развивать умение взаимодействовать друг с другом, оказывать помощь и поддержку в группе в решении основных задач в достижении цели.

(Видео телепередачи «Зов джунглей»)

Выходят две команды.

Воспитатель:

Вас сегодня встретят джунгли,

Где хищники и травоядные живут.

И всех, детей и взрослых,

Приключения и испытания зовут!

Итак, все гости собрались,

Спортсмены заждались.

Наш праздник начинается, команды представляются.

1.Хищники, 2.Травоядные.

1 команда:

Рысь, Пантера, Тигр, Леопард, Лев, Крокодил.



Девиз:

Хоть с виду мы и грозные,

В душе мы очень добрые,

Травоядным всем привет,

Не уйти нам без побед.

2ая команда:

Слон, Панда, Коала, Зебра, Кенгуру, Мартышка.



Девиз:

Мы команда травоядных,

Все красивы и стройны.

Ну, а шансы на победу

У нас очень велики!

Воспитатель: Джунгли…..

Дети: Зовут!!!

Воспитатель:

Перед началом наших испытаний давайте разомнемся.

Утром рано спозаранку вышли звери на полянку

Расправляют дружно спинки

Будем делать мы разминку

Капитан краб: «Разминка» !(видео разминка)

Воспитатель:

Ребята, скажите все ли из вас любят приключения?

Дети : Да!

Воспитатель: В джунглях нам предстоит много испытаний.

А сейчас послушайте загадку.

Он с тобою и со мною

Шел лесными стежками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застежками.(Рюкзак)

Дети : Рюкзак.

Воспитатель: Правильно, рюкзак.

Но перед тем как собраться в путешествие мы должны собрать рюкзаки и положить в них самое необходимое, что нам понадобиться в путешествие.

1 испытание « Собери рюкзак»

Воспитатель: Джунгли..

Дети : зовут!

Слушайте правила:

Каждый из участников должен с рюкзаком добежать до стола, где лежат предметы, взять предмет положить его в рюкзак, последний участник берет предмет складывает его в рюкзак, закрывает его и надевает на плечи.

Побеждает та команда кто быстрее соберет и наденет рюкзак!

Атрибуты – стола, 2 рюкзака

Предметы: 2 бутылки воды, 2 аптечка, 2 коврика, головной убор, кружка, 2 ложки, 2 термос, 2 пачки печенья.

За каждую победу травоядные получают банан, а хищники кость.

Воспитатель : Команды вы готовы?

Дети : да!

Воспитатель: На старт, внимание марш!

Подведение итогов по первому испытанию.

Воспитатель: Рюкзаки собраны, погода прекрасная, вокруг пальмы и бамбук.

По деревьям скачут обезьяны, слышны голоса птиц. И мы с вами вышли к реке. Вам сейчас нужно аккуратно и быстро преодолеть препятствие.(голоса птиц)

Воспитатель : Джунгли!

Дети: Зовут!

2 испытание « Полоса препятствий»

Необходимо преодолеть дикие заросли и переплыть через реку.

(Первые участники, по команде, бегут преодолевая полосу препятствий, состоящую из и гимнастической скамейки («река»)туннеля («заросли») и кочек.

Обегают ориентир (стоящий на полу и выполняющий роль тропического дерева) и возвращаются к своей команде и т. д. Побеждает команда первая преодолевшая полосу препятствий.

Воспитатель: Джунгли!

Дети: Зовут!

Воспитатель : Команды готовы?

Дети: Да!

Воспитатель : На старт внимание,марш!

Воспитатель:

3 испытание « тропические лягушки»

По тропическим лесам лягушки скачут тут и там

Как лягушки вы скачите лягушат своих везите!

Участники делятся на пары (мальчик, девочка), мальчики лягушки а девочки маленькие лягушата! Мальчики должны довезти девочек на листочке(коврик и небольшой канат) и вернутья назад. Побеждает та команда кто быстрее добежит!

Воспитатель: Джунгли!

Дети: Зовут!

Воспитатель : На старт внимание,марш!

Подведение итогов после испытания.

Воспитатель:

А сейчас музыкальная пауза для всех. Болельщики выходите вместе с нами.

Арам зам зам(видео)

И участники и болельщики.

Воспитатель:

Для достижения успеха

Нам усталость не помеха

Чтобы пройти все состязания

Мы продолжаем испытания.

4 испытание «Невод».

Участник одной команды (остальные сидят) ловит на время игроков другой команды «неводом» (обручем) за сколько поймал.(кого поймал садятся на скамеечку). Затем игрок второй команды. Кто больше поймает, тот и выиграл. (секундомер)

Воспитатель: Джунгли!

Дети: зовут!

Подведение итогов после испытания.

5 испытание « Собери пальму»

Стояли пальмы тут и там,

Вдруг развалились по частям.

Ствол и листья соберите,

Пальмы те восстановите!

Дети и по очереди бегут на другую сторону зала, берут по коробке, бегут назад. Нужно установить коробки так, чтобы получился ствол пальмы. В последнюю коробку воткнуть листья. Кто построит пальму первым, тот и выигрывает.

Воспитатель : Джунгли!

Дети зовут!

Подведение итогов после испытания

6 испытание «Бой вожаков» (конкурс капитанов)

Участники становятся на длинную дощечку. Берут в руки мягкую подушку и по команде « Джунгли зовут » , стараются ударить соперника «подушкой» и сбить его на пол.

Кто сошел с доски тот проиграл.

Подведение итогов после испытания.

7 испытание « затонувшие корабли»

Корабли зашли в шлюзы(шлюзами служат - емкость для воды).

Дети носят ведерками воду в шлюзы, побеждает та команда чей кораблик поднимется быстрее из шлюза.

Воспитатель: Джунгли.

Дети: Зовут!

Воспитатель : Ну что ж, закончилось наше путешествие по джунглям. Пора подсчитать, сколько костей у хищников, сколько бананов у травоядных.

Со счетом 5\4 победила команда « Хищники»

Однако все команды достойны похвалы за активность, взаимовыручку, желание к победе

Поэтому призы получают все участники игры « Зов джунглей»!

До свидания, до новых встреч!

Джунгли зовут!

Приложение 1


Оздоровительно - игровой час

«Зов джунглей»