Памятник воинам советской армии в трептов-парке в берлине. Чтобы помнили

В АПРЕЛЕ 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-й гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома к дому продвигаясь к имперской канцелярии. Уличные бои шли днем и ночью.
За час до начала артподготовки Николай Масалов в сопровождении двух ассистентов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Гвардейцы знали, что здесь, в Тиргартене, — перед ними главный бастион военного гарнизона германской столицы. Бойцы выдвигались к рубежу атаки мелкими группами и поодиночке. Кому-то предстояло форсировать канал вплавь на подручных средствах, кому-то прорываться сквозь шквал огня через заминированный мост.

До начала атаки оставалось 50 минут. Установилась тишина — тревожная и напряженная. Неожиданно сквозь это призрачное безмолвие, смешанное с дымом и оседающей пылью, послышался детский плач. Он доносился словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно. Ребенок с плачем произносил одно понятное всем слово: «Мут-тер, муттер...», ведь все дети плачут на одном языке. Раньше других детский голос уловил сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, он поднялся почти во весь рост и напрямик побежал в штаб — к генералу.
— Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он...
Генерал молча разглядывал невесть откуда взявшегося солдата.
— Только обязательно вернись. Надо вернуться, ведь этот бой— последний, — по-отечески тепло напутствовал его генерал.
— Я вернусь, — промолвил гвардеец и сделал первый шаг в сторону канала.
Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы. Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин, ощупывая руками каждую трещину. Совсем рядом, выбивая каменистую крошку, проносились пулеметные очереди. Смерть сверху, смерть снизу — и негде от нее укрыться. Уворачиваясь от смертоносного свинца, Николай нырнул в воронку от снаряда, будто в воды родной сибирской Барандатки.

В Берлине Николай Масалов насмотрелся на страдания немецких ребятишек. В чистеньких костюмчиках они подходили к солдатам и молча протягивали пустую консервную банку или просто исхудавшую ладошку. И русские солдаты

совали в эти ручонки хлеб, куски сахара или усаживали худющую компанию вокруг своих котелков...

Николай Масалов пядь за пядью приближался к каналу. Вот он, прижав автомат, уже перекатился к бетонному парапету. Тут же хлестнули огненные свинцовые струи, но солдат уже успел скатиться под мост.
Вспоминает бывший комиссар 220-го полка 79-й гвардейской дивизии И.Падерин: «И исчез наш Николай Иванович. Он пользовался большим авторитетом в полку, и я боялся стихийной атаки. А стихийная атака, как правило, лишняя кровь, да еще в самом конце войны. И вот Масалов будто почувствовал нашу тревогу. Вдруг подает голос: «Я с ребенком. Пулемет справа, дом с балконами, заткните ему глотку». И полк без всякой команды открыл такой яростный огонь, что я, по-моему, за всю войну не видел такого напряжения. Под прикрытием этого огня Николай Иванович вышел с девочкой. Он был ранен в ногу, но не сказал...»
Вспоминает Н.И.Масалов: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку — и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим — выручили, открыли огонь со всех стволов».
Орудия, минометы, автоматы, карабины прикрывали Масалова шквальным огнем. Гвардейцы прицельно били по огневым точкам врага. Русский солдат встал над бетонным парапетом, закрыв собой от пуль немецкую девочку. В этот момент над крышей иссеченного осколками дома с колоннами поднялся ослепительный диск солнца. Его лучи ударили по вражескому берегу, на некоторое время ослепив стрелков. Одновременно ударили пушки, началась артподготовка. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата, его человечности, которую он не растерял на дорогах войны.
Вспоминает Н.И.Масалов: «Перебрался я через нейтральную зону. Заглядываю в один, другой подъезд домов — чтоб, значит, сдать ребенка немцам, гражданским. А там пусто — ни души. Тогда я прямым ходом в свой штаб. Товарищи окружили, смеются: «Покажи, что за «языка раздобыл». А сами кто галеты, кто сахар девочке суют, успокаивают ее. Сдал ее с рук на руки капитану в накинутой плащ-палатке, который воды ей из фляжки давал. А потом я вернулся к знамени».

ЧЕРЕЗ несколько дней в полк приехал скульптор Е.В.Вучетич и сразу же разыскал Масалова. Сделав несколько набросков, распрощался, и вряд ли Николай Иванович в тот момент представлял, зачем понадобился художнику. Вучетич не случайно обратил внимание на воина-сибиряка. Скульптор выполнял задание фронтовой газеты, подыскивая типаж для плаката, посвященного Победе советского народа в Отечественной войне. Эти эскизы и наброски пригодились Вучетичу позже, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля-памятника. После Потсдамской конференции глав союзных держав Вучетича вызвал к себе Климент Ефремович Ворошилов и предложил приступить к подготовке скульптурного ансамбля-памятника, посвященного Победе советского народа над фашистской Германией. Первоначально предполагалось поместить в центре композиции
величественную бронзовую фигуру Сталина с изображением Европы или глобусным полушарием в руках.
Скульптор Е.В.Вучетич: «Главную фигуру ансамбля смотрели художники, скульпторы. Хвалили, восхищались. Но я испытывал неудовлетворенность. Надо искать другое решение.
И тут я вспомнил советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Метнулся в Берлин, побывал в гостях у советских солдат, встречался с героями, сделал зарисовки и сотни фотографий — и вызрело новое, свое решение: солдат с ребенком на груди. Вылепил фигуру воина метровой высоты. Под ногами его — фашистская свастика, в правой руке автомат, левая придерживает трехлетнюю девочку».
Пришла пора продемонстрировать оба проекта под светом кремлевских люстр. На первом плане — монумент вождя...
— Слушайте, Вучетич, вам не надоел этот, с усами?
Сталин указал мундштуком трубки в сторону полутораметровой фигуры.
— Это пока эскиз, — попытался кто-то заступиться.
— Автор был контужен, но не лишен языка, — отрывисто бросил Сталин и устремил взгляд на вторую скульптуру. — А это что?
Вучетич поспешно снял пергамент с фигуры солдата. Сталин осмотрел его со всех сторон, скупо улыбнулся и сказал:
— Вот этого солдата мы и поставим в центре Берлина, на высоком могильном холме... Только знаете, Вучетич, автомат в руке солдата надо заменить чем-то другим. Автомат — утилитарный предмет нашего времени, а памятник будет стоять в веках. Дайте ему в руку что-то более символичное. Ну, скажем меч. Увесистый, солидный. Этим мечом солдат разрубил фашистскую свастику. Меч опущен, но горе будет тому, кто вынудит богатыря поднять этот меч. Согласны?
Вспоминает Иван Степанович Одарченко: «После войны я еще три года служил в комендатуре Вайсензее. Полтора года выполнял необычное для солдата задание — позировал для создания монумента в Трептов-парке. Профессор Вучетич долгое время искал натурщика. Меня представили Вучетичу на одном из спортивных праздников. Он одобрил мою кандидатуру, и через месяц меня откомандировали позировать скульптору».
Строительство памятника в Берлине приравнивалось к заданию чрезвычайной важности. Было создано специальное строительное управление. К концу 1946 года набралось 39 конкурсных проектов. Перед их рассмотрением в Берлин приехал Вучетич. Идея памятника целиком и полностью завладела воображением скульптора... Работы по сооружению памятника воину-освободителю начались в 1947 году и продолжались больше трех лет. Здесь была задействована целая армия специалистов — 7 тысяч человек. Мемориал занимает огромную площадь в 280 тысяч квадратных метров. Заявка на материалы озадачила даже Москву — черные и цветные металлы, тысячи кубометров гранита и мрамора. Складывалась крайне затруднительная ситуация. Помог счастливый случай.
Вспоминает заслуженный строитель РСФСР Г.Кравцов: «Ко мне пришел изможденный немец, бывший узник гестапо. Он видел, как наши солдаты выбирают в развалинах зданий куски мрамора, и поспешил с радостным заявлением: ему известен в ста километрах от Берлина, на берегу Одера, потайной склад гранита. Он сам разгружал камень и чудом избежал расстрела... И эти груды мрамора, оказывается, по заданию Гитлера были припасены для строительства памятника победы...над Россией. Вот ведь как получилось...
При штурме Берлина погибли 20 тысяч советских воинов. В братских могилах мемориала в Трептов-парке, под старыми платанами и под курганом главного монумента, покоятся более 5 тысяч солдат. Вспоминает бывшая садовница Фрида Хольцапфель: «Нашей первой задачей было удалить с участка, предназначенного для памятника, кусты и деревья; на этом месте должны были вырыть братские могилы... А потом стали подъезжать машины с бренными останками погибших солдат. Я просто не могла сдвинуться с места. Всю меня словно пронзила острая боль, я заплакала навзрыд и ничего не могла с собой поделать. Мысленно я представляла себе в эту минуту русскую женщину-мать, у которой отняли самое дорогое, что у нее было, и теперь опускают в чужую немецкую землю. Невольно я вспомнила о сыне и муже, которые считались без вести пропавшими. Может быть, и их постигла такая же судьба. Вдруг ко мне подошел молодой русский солдат и сказал на ломаном немецком языке: «Плакать нехорошо. Немецкий камерад спит в России, русский камерад спит здесь. Все равно, где они спят. Главное чтобы был мир. Русские матери тоже плачут. Война для людей нехорошо!» Потом он еще раз подошел ко мне и сунул в руки какой-то сверток. Дома я развернула его — там лежали полбуханки солдатского хлеба и две груши...».
Вспоминает Н.И.Масалов: «О памятнике в Трептов-парке я узнал случайно. Спички в магазине купил, на этикетку глянул. Памятник воину-освободителю в Берлине работы Вучетича. Вспомнил, как он делал с меня набросок. Я никак не подумал, что в этом памятнике запечатлен тот бой за рейхстаг. Потом уж узнал: рассказал скульптору о случае на Ландвер-канале маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков».
Памятник завоевывал все большую популярность у людей из многих стран и порождал различные легенды. Так, в частности, считалось, что действительно советский солдат вынес немецкую девочку с поля боя во время перестрелки, но при этом был тяжело ранен и умер в госпитале. Одновременно с этим отдельные энтузиасты, которых не устраивала эта легенда, предпринимали неоднократные, но до поры безуспешные поиски неизвестного героя.

Как выяснилось, мало кто из гостей города знает, где находится памятник советскому солдату в Берлине. Впрочем, это не хитро, т.к. в основных его не всегда можно найти.

Итак, памятник солдата освободителя в Берлине находится в Трептов-парке в восточной части города. Для того, чтобы добраться до парка, нужно доехать до станции электропоезда S-Bahn „Treptow Park“. Оттуда пешком минут 5. Советую сразу посмотреть на карте в какую сторону двигаться, т.к. не смотря на то, что памятник стоит довольно высоко, его совсем не видать за деревьями.

В одной из своих заметок я уже писал о том, что проходят торжественные мероприятия, связанные с годовщиной освобождения Германии от фашизма.

Очень жаль, что в последнее время эта тема получила совершенно дикую окраску. Все мы слышали разные бредовые вещи на эту тему, не будем на них заострять наше внимание. Тот, кому интересен этот памятник, меня поймёт.

Итак, 8 и 9 мая здесь очень много народу. Люди приходят поклониться советскому воину-освободителю и почтить память дедов. Я каждый раз удивляюсь тому, как много немцев приходит к памятнику, чтобы возложить цветы. Также недалеко на площадке проходят разные мероприятия антифашистских организаций. Публика собирается, скажем так, пёстрая. Народ гуляет допоздна.

Памятник находится в идеальном состоянии, что требует немалых вложений. Очень рад, что деньги на это выделяются. Хотя в Германии это норма.

Мало кто знает…

Очень мало кто знает, что в Берлине есть ещё один очень ухоженный и не менее торжественный мемориальный комплекс — это кладбище советских солдат. Этот комплекс находится в районе Райникендорф в дали от общественного транспорта. Мемориал также находится в идеальном состоянии, в прошлом году был проведён капитальный ремонт.

Вот это место на карте

У кого будет полдня времени, рекомендую заглянуть в это место. Нужно помнить, что памятник закрывается в 18 часов. Вероятно, это связано с возможным вандализмом. Утверждать не буду, но задаю себе вопрос, зачем закрывать большой мемориал на замок. Это очень нетипично для Берлина. Здесь такие места всегда открыты.

И ещё два места

Если уж я завёл разговор о наших военных памятниках, то следует упомянуть ещё два места с этой тематикой. Это памятник воинам-освободителям за Бранденбургскими воротами (на карте) и русско-немецкий военный музей в Карлсхорсте (на карте). Кстати, именно там была подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Здесь можно осмотреть зал, в котором, собственно, состоялось подписание документа, означавшего конец войны. В музее представлено множество различных военных экспонатов. Очень рекомендую это место!

Желаю приятного времяпровождения в Берлине!

Берлин известен своими парками и «зелёными» зонами. Более трети всей территории столицы Германии отданы под зоны отдыха. Трептов-парк в этом богатом перечне занимает особое место. Главная его достопримечательность - монумент Советским воинам-освободителям, открытый еще в 1949 году. Это самый большой мемориальный комплекс, посвященный погибшим во Второй мировой войне, за пределами России. Мемориал имеет не только историческую, но и художественную ценность. К его созданию причастны десятки талантливых скульпторов, архитекторов и художников СССР и Германии.

Отдайте дань уважения русским солдатам в Трептов-парке. (Нажмите для увеличения)

История Трептов-парка

История одного из крупнейших парков Берлина начинается в начале XIX века, когда на берегу реки Шпрее был посажен «искусственный лес». Когда в столице Бранденбурга был создан Директорат городских садов, его глава Густав Майер приступил к разработке проектов сразу нескольких парков, среди них был и Трептов парк.

В теплый летний день можно взять лодку напрокат и поплавать по Шпрее.

Проект Трептова включал в себя не только аллеи и лужайки, но был облагорожен фонтанами, пристанями, прудами, площадкой для занятий спортом и розарием. Сам Майер успел поучаствовать только в церемонии закладки парка. Все работы были завершены после его смерти, для публики Трептов был открыт в 1888 году . Благодарные немцы не забыли о вкладе мастера ландшафтного дизайна, его бюст установлен здесь на одной из аллей.

Дух Густава Майера навеки поселился в сердце его творения.

В конце XIX и начале XX века именно Трептов парк был любимым местом отдыха горожан. Место было тихим, уединенным, вдали от главных городских магистралей. Берлинцы плавали на лодках по Шпрее, обедали в летних кафе, наблюдали за карпами в пруду, гуляли по тенистым аллеям.

После войны, в 1949 году, накануне 9 мая, на территории парка был открыт мемориал Советским воинам-освободителям . В том же году весь комплекс был передан в ведение городских властей Берлина. Которые были обязаны поддерживать порядок, реновировать и реставрировать мемориал. Договор бессрочный. По этому договору немецкая сторона не имеет права ничего менять на территории комплекса.

Небольшой фонтан сделал парк еще более живописным.

В середине 50-х годов стараниями немецких дизайнеров в Трептов парке в Берлине появился сад подсолнечника и огромный розарий. В то же время в парке были установлены утраченные во время войны скульптуры, начал функционировать фонтан.

Мемориал воину-освободителю

Штурм Берлина в апреле 1945 года стоил жизни 22 тысячам советских солдат. Чтобы увековечить память погибших, а также решить вопрос с захоронениями воинов, командование Советской армии объявило конкурс на лучшие проекты мемориалов. Трептов парк стал местом, где захоронены были около 7 тысяч солдат и офицеров, погибших в последние дни войны. Поэтому к вопросу создания здесь мемориального комплекса подошли особенно требовательно.

Парк служит живым памятником всем погибшим в последние дни войны.

Всего было представлено более 30-ти проектов. Выбрана была работа архитектора Белопольцева (первая монументальная работа) и скульптора Вучетича (автор известных скульптурных портретов советских военачальников). За этот проект и его воплощение авторы были удостоены Сталинской премии I степени.

Мемориал можно разделить на несколько частей:

  • Скульптура «Скорбящая мать» - открывает комплекс, является началом «легенды» мемориала;
  • Аллея берез - ведет посетителя ко входу на братское кладбище советских воинов;
  • Символические ворота - преклоненные знамена и скульптуры скорбящих солдат;

Скульптура скорбящего солдата - лишь небольшая часть целого комплекса. (Фото увеличивается при нажатии)

  • - символические мраморные кубы с барельефами, рассказывающими и подвигах советских солдат во время войны, в центральной части аллеи расположены пять братских могил, где и захоронены 7 000 воинов, сами саркофаги сделаны из мраморных плит Рейхстага;

На аллее саркофагов захоронено более 7 000 русских воинов. (Фото увеличивается при нажатии)

  • Скульптура воина-освободителя - главная доминанта комплекса.

Главная скульптура мемориала

Фигура солдата с девочкой на руках полна символических деталей, составляющих главный смысл всего комплекса:

  • Попираемая и рассеченная свастика - символизирует победу над нацизмом;
  • Опущенный меч - скульптор хотел изобразить своего героя с автоматом в руках, но лично Сталин приказал заменить современное оружие на меч, что сразу сделало скульптуру монументальней по смыслу. Несмотря на то, что оружие опущено, герой крепко сжимает его в руке, готовый дать отпор всякому, кто посмеет нарушить мир.
  • Девочка на руках - была призвана символизировать благородство и бескорыстие советских воинов, которые не воюют с детьми. Первоначально скульптор предполагал изобразить на руках героя мальчика, девочка появилась, когда автор узнал о подвиге сержанта Масалова, спасшего немецкую девочку во время штурма столицы Германии.

Самая известная и символичная скульптура - Воин-освободитель!

Моделями для скульптора служили сразу два солдата - Иван Одарченко (сержант пехотинец) и Виктор Гуназа (десантник). Обе модели были замечены Вучетичем во время спортивных состязаний. Позирование было делом скучным, поэтому на сеансах солдаты сменяли друг друга.

Очевидцы создания скульптуры утверждают, что сначала автор монумента выбрал в качестве модели повара комендатуры Берлина, но командование было недовольно подобным выбором и попросило скульптора модель заменить.

Моделью для девочки на руках солдата стала дочь берлинского коменданта Котикова, будущая актриса Светлана Котикова.

Постамент главной скульптуры

В основании скульптуры воина-освободителя находится мемориальная комната, в центре которой расположен черный каменный постамент. На постаменте стоит золоченый ларец, в ларце находится пергаментный фолиант в красном переплете. Фолианта содержит имена тех, кто похоронен в братских могилах мемориала.

Мозаичное панно - классическое изображение дружбы советских народов.

Стены комнаты украшены мозаичными панно. На них представители всех республик СССР возлагают венки на могилы погибших воинов. В верхней части панно находится цитата из речи Сталина на одном из торжественных заседаний.

Потолок мемориальной комнаты украшает люстра в виде Ордена Победы. Для изготовления люстры были использованы высококачественные рубины и кристаллы горного хрусталя.

Потолок украшен люстрой из горного хрусталя и рубинов, а на стене высечена цитата из речи Сталина.

Парковая жизнь сегодня

С начала 90-х годов XX века в парке мероприятия проводят очень редко. Весной, особенно в преддверие Дня победы, здесь бывает очень людно. В основном приходят суда туристы и «русские» берлинцы с детьми. Представители целого ряда посольств возлагает венки 8 и 9 мая. Памятник воину-освободителю в эти дни утопает в цветах.

Частыми гостями в парке являются представители многочисленных антифашистских организаций Германии, которые проводят здесь свои слеты, торжественные мероприятия.

Большую часть года мемориал Трептов парка безлюден. Чистота и сохранность здесь поддерживаются педантично, даже снежной зимой все дорожки расчищены.

Зимой парк замирает…

На территории парка находится несколько достопримечательностей, привлекающих туристов:

  • детская площадка с «горками», «теремками» и водными аттракционами;
  • лодочная станция предлагает прогулки по Шпрее;
  • обсерватория Архенхольд, где можно осмотреть телескоп с огромными линзами.

Особенно интересно посещение обсерватории Архенхольда будет детям.

Туристические фирмы Берлина предлагают туры по столице Германии, в которые входит посещение Трептов парка. Отдельно по мемориалу экскурсии не проводят.

Как добраться?

На карте транспорта Берлина видно, что лучше всего добраться до Трептов парка на электричке: маршруты S7 и S9 до остановки Ostkreuz , потом пересадка на кольцевую линию до остановки Treptower Park.

Весь пусть от центра Берлина займет не больше 30 минут.

Есть еще несколько автобусов (166, 365, 265). Но в этом случае придется прогуляться по Пушкинской аллее.

Дорога из центра Берлина до парка не займет более получаса.

Андрес Якубовскис

Что говорят туристы?

Евгений, 36 лет, Москва:

«Трептов парк 9 мая производит сильное впечатление. Видел, как родители читали со своими детьми на русском языке надпись над братской могилой: «Родина не забудет своих героев!» Большая группа молодых антифашистов что-то громко скандировали и фотографировались на фоне памятника. Людей очень много. Обратно к станции возвращались на лодке. Заплатили 5 евро, а удовольствия получили массу».

Ирина, 24 года, Белгород:

«Экскурсию заказали в русском туристическом бюро, заплатили по 25 евро. В маршрут входили зоопарк, Рейхстаг, музейный остров и Трептов парк. Экскурсовод попался знающий, рассказал много интересного. На территории мемориала, кроме нас, никого не было. Но цветы лежат повсюду».

Маленькая немецкая девочка испуганно прижимается к груди советского солдата, который стоит на обломках свастики с опущенным мечом. Это всемирно известный памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. Мемориал был официально открыт 8 мая 1949 года. Авторский коллектив возглавляли архитектор Яков Белопольский и скульптор Евгений Вучетич.

Далеко не всем известно, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура Сталина с глобусом в руках. Именно таким представлял себе памятник первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича. Однако фронтовик Евгений Вучетич на всякий случай сделал второй вариант – с солдатом Красной армии, держащим на руках немецкую девочку. Оба проекта были представлены Сталину, и тот выбрал «запасной» вариант.

Прототипом «Воина-освободителя» стал сержант Николай Масалов, который 26 апреля 1945 года во время боя вынес трехлетнюю немецкую девочку из зоны обстрела. Сам герой так вспоминал свой подвиг: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков. Сам факт подвига Масалова подтвержден документально, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о десятках других похожих случаев по всему Берлину. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха до последнего». После войны Евгений Вучетич встретился с Николаем Масаловым, подвиг которого и подсказал ему ключевую идею монумента в Трептов-парке: спасая девочку, солдат защищает мир и жизнь.

Однако в качестве натурщика Вутечич выбрал совершенно другого человека. На праздновании Дня физкультурника скульптор приметил 21-летнего рядового Ивана Одарченко, который участвовал в соревнованиях по бегу. Любопытно, что Одарченко, проходивший службу в Берлине, несколько раз был в карауле памятника «Воину-освободителю». К Ивану постоянно подходили люди и поражались сходству с памятником, однако гвардии рядовой так и не раскрыл посетителям тайну этого сходства. По воспоминаниям Ивана Одарченко, натурщицей для изваяния девочки, которую воин держит на руках, сначала была немецкая девочка, а потом русская – 3-летняя Света – дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Многие считали, что в статуе «Воин-освободитель» меч неуместен, и советовали скульптору поменять его на какое-нибудь современное оружие, например, на автомат. Но Вучетич настаивал именно на мече. К тому же он делал не меч вообще, а точно скопировал меч псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался за Русь против «псов-рыцарей».

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая бронзовая фигура «Воина-освободителя» была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями морским путем.

Осенью 1 октября 2003 года скульптура воина была разобрана и отправлена на реставрацию. Весной 2004 года памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом в Берлине был возвращен на прежнее место.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе объединительного договора «два плюс четыре», заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Самый мирный памятник воину. Опущен меч. К солдатскому плечу прижалась девочка. Величественный памятник Воину-освободителю возвышается на холме в берлинском Трептов-парке. На этом месте, где сегодня тишину нарушает лишь шорох листвы, 70 лет назад гремели взрывы. 30 апреля 1945 года молоденький боец, рискуя жизнью, вынес из-под огня трехлетнюю немецкую девочку. Солдат – Николай Масалов. Сибиряк из крестьянской семьи. Когда он попал на фронт, ему едва исполнилось восемнадцать.

Это было в мае, на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

Минометчиком сражался на Брянском фронте, в составе 62-й армии держал оборону на Мамаевом кургане. «Сталинград я с первого до последнего дня защищал. Город от бомбежек превратился в пепел, мы в этом пепле и воевали. Снаряды и бомбы перепахивали все вокруг. Наш блиндаж завалило землей во время бомбежки. Так нас похоронило заживо, – вспоминает Николай Масалов. – Дышать нечем. Самим бы не выбраться – насыпало сверху гору. Из последних сил кричим: «Комбат, откапывай!»

Их откапывали дважды. За бои в Сталинграде 220-й полк получил гвардейское знамя. И это боевое знамя Николай Масалов пронес до Берлина. По фронтовым дорогам и форсируя чуть ли не все реки Европы. Позади остались Дон, Северный Донец, Днепр, Днестр, Висла и Одер… из первого состава полка до Берлина дошли двое: капитан Стефаненко и знаменщик полка сержант Масалов.

«Муттер, муттер...» – услышал боец слабый голос перед самой артподготовкой у Ландвер-канала. Сквозь мины и пулеметные очереди сержант пополз на детский плач.

«Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

Количество спасенных жизней в войне никто не считает. И каждый подвиг в бронзе не увековечишь. Но солдат с маленькой девочкой на руках стал символом человечности…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
(Стихотворение Георгия Рублева, 1916–1955)

Фигура Воина-освободителя, стоящего с мечом на обломках свастики, – работа Евгения Вучетича . Его Солдата выбрали из 33 проектов. Более трех лет работы скульптора над памятником. Целая армия специалистов – 7 тысяч человек сооружали мемориал в Трептов-парке. А гранит, использованный для постамента, – трофейный. На берегу Одера был склад камня, заготовленного по приказу Гитлера для строительства памятника победы над… Советским Союзом.

Теперь это часть мемориала советской воинской славы и освобождения Европы от фашизма. Памятник возвышается на кургане. У подножия, в братских могилах, захоронены около семи тысяч советских воинов. Всего же при штурме Берлина погибли более 75 тысяч бойцов. Мемориал, по договору стран – победителей во