Пейзаж в русском искусстве 19 века. Пейзаж в русском и советском искусстве живописи

Подробности Категория: Жанры и разновидности живописи Опубликовано 30.11.2015 18:35 Просмотров: 5414

Пейзажная живопись в России развивалась очень интенсивно. Она представлена многими замечательными художниками, картины которых являются мировыми шедеврами пейзажной живописи.

Пейзажный жанр в России окончательно сформировался в XVIII в. Его основоположником считают С.Ф. Щедрина.

Эпоха классицизма

Семён Фёдорович Щедри́н (1745-1804)

Выпускник Петербургской Академии художеств, С. Щедрин стал профессором пейзажной живописи в Академии. Работал в стиле академического классицизма , который продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX в. Много работал на пленэре. Его пейзажи отличаются эмоциональной выразительностью.
Наиболее известные его работы – виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофе.

С. Щедрин «Вид на Гатчинский дворец с серебряного озера» (1798)
В этом же стиле работали Ф. Матвеев и Ф. Алексеев.

Фёдор Михайлович Матвеев (1758-1826)

Также является выпускником Петербургской Академии художеств. Но его творчество, в отличие от творчества С. Щедрина, посвящено в основном пейзажам Италии, где он прожил 47 лет и где умер.
Его пейзажи отличают лёгкость исполнения, точность, тёплый колорит, особое умение в изображении дальних планов.

Ф. Матвеев «Окрестности близ Тиволи» (1819). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (1753/1755-1824)

Ф. Алексеев – один из основоположников русского городского пейзажа, крупнейший мастер русской ведуты .
Окончил Академию художеств, совершенствовался в Венеции как театральный художник, но в то же время писал и пейзажи. Позже полностью оставил работу над театральными декорациями и занялся любимым делом – пейзажем. Его городские пейзажи отличаются лиричностью и тонкостью исполнения.

Ф. Алексеев «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки». Русский музей (Петербург)

Андре́й Ефи́мович Марты́нов (1768-1826)

Русский живописец-пейзажист. Выпускник академии художеств. Долго жил в Риме, затем вернулся в Россию и стал академиком живописи. Путешествовал с российским посольством в Пекин и написал много видов сибирских и китайских местностей; затем посетил Крым и берега Волги, откуда также заимствовал сюжеты для своих пейзажей. Предпринял вторичную поездку в Италию и умер в Риме.

А. Мартынов «Вид реки Селенги в Сибири»

Эпоха романтизма

В этот период самыми выдающимися художниками-пейзажистами были С. Щедрин (1791-1830), В. Садовников, (1800-1879), М. Лебедев (1811-1837), Г. Сорока (1823-1864) и А. Венецианов (1780-1847).

Сильве́стр Феодо́сиевич Щедри́н (1791-1830)

С. Щедрин «Автопортрет» (1817)
Родился в семье известного скульптора Ф.Ф. Щедрина. Художник Семён Щедрин – его дядя. В число воспитанников академии художеств был принят в возрасте 9 лет.
Первые его картины написаны в стиле классицизма, верны натуре, но в них ещё не выработался индивидуальный почерк художника.
Автор итальянских морских пейзажей.
В пейзажах 1828-30-х гг. уже присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам. Картины отличаются тревожным драматизмом.

С. Щедрин «Лунная ночь в Неаполе»

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев) (1823-1864)

Г. Сорока «Автопортрет»

Русский крепостной живописец. Учился живописи у А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. Венецианов просил помещика дать вольную Григорию, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого – помещик готовил его в садовники. После крестьянской реформы участвовал в крестьянских волнениях против помещика. Писал жалобы от крестьянской общины на своего помещика, за что был арестован на 3 дня. Считается, что этот арест послужил причиной самоубийства художника.
Как и большинство художников школы Венецианова, Г. Сорока писал городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты. Произведения венециановской школы отмечены поэтической непосредственностью изображения окружающей жизни.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов «Автопортрет» (1811)
Одним из первых показал очарование неяркой природы среднерусской полосы.
Род Венециановых происходил из Греции.
Наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. Но на многих его картинах присутствует пейзаж – художник прекрасно умел передавать светотень.
А. Венецианов является автором теоретических статей и заметок о живописи.

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824)

Пейзажная живопись второй половины XIX века

Во второй половине XIX в. пейзажная живопись в России стала развиваться в разных стилях: по-прежнему писали в романтическом стиле М. Воробьёв, И. Айвазовский , Л. Лагорио, А. Боголюбов.
П. Суходольский (1835-1903) работал в технике сепии. Сепия – техника изображения, распространённая в живописи, графике и фотографии. Буквально слово «сепия» переводится как «каракатица» – изначально краска этого цвета для художников изготавливается из чернильных мешков каракатицы и кальмара. Этот мешок помогает моллюскам скрываться от опасности: он выбрасывает краску, которая мгновенно распространяется и делает тысячи литров воды полностью непрозрачными для хищника. В настоящее время существует и искусственная сепия для художников, но применяется и натуральная, которая привозится из Шри-Ланки. Считается, что именно натуральная сепия имеет более насыщенный цвет, она более стойкая, чем искусственная.

П. Суходольский «В деревне зимой» (1893)
Многие живописцы начали работать в реалистическом стиле (И. Шишкин), сказочно-поэтической форме (В. Васнецов), в эпическом жанре (М. Клодт) и др. О творчестве всех художников этого периода рассказать невозможно, остановимся только на некоторых именах.

Фёдор Алекса́ндрович Васи́льев (1850-1873)

Ф. Васильев «Автопортрет»

Русский живописец-пейзажист, умерший совсем молодым, но оставивший множество замечательных пейзажей.
Его картина «Оттепель» сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.

Ф. Васильев «Оттепель» (1871). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
П.М. Третьяков приобрёл картину ещё до начала выставки. Повторение картины заказал император Александр III, именно эта копия была в Лондоне.

Ф. Васильев «Мокрый луг» (1872). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (1870-1905)

В. Борисов-Мусатов «Автопортрет»

Этот художник с удивительно чистой душой тяготел к обобщённым образам, красочности и декоративности пейзажа.

В. Борисов-Мусатов «Весна» (1898-1901)
Он умел выражать настроение через состояние природы. Весна, с цветущими деревьями и «пушистыми» одуванчиками, погружает человека в состояние светлой радости и надежды.

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (1878-1927)

Б. Кустодиев «Автопортрет» (1912)
Б. Кустодиев считается мастером портрета. Но многие его работы выходили за эти рамки – он обращался к пейзажу. В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжал на натурные работы в Костромскую губернию и создал много картин бытового и пейзажного жанра. Большое значение он придавал линии, рисунку, цветовому пятну.

Б. Кустодиев «Масленица» (1903). Государственный Русский музей (Петербург)
В этот же период времени в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленэр. В дальнейшем развитии пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм , оказавший влияние на творчество почти всех серьёзных живописцев России.

Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830-1897)

А. Саврасов (1870-е гг.)
А.К. Саврасов стал основоположником лирического пейзажа, он сумел показать ненарочитую красоту и нежность неброской русской природы.
А. Саврасов окончил Московское училище живописи и ваяния. Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду». По замечанию историка искусства Н. А. Рамазанова, художник «передал... момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы – быть ливню».

А. Саврасов «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду» (1851)
Самой известной работой А. Саврасова является картина «Грачи прилетели». Но она стала настолько культовой, что затмила все другие его замечательные пейзажи.
Жизнь художника сложилась не очень счастливо и закончилась трагически. Любимый его ученик Исаак Левитан писал: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле <...> и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества». А литературовед И. Гронский считал, что «Саврасовых в русской живописи немного... Саврасов хорош каким-то интимным, только ему свойственным восприятием природы».

Михаи́л Васи́льевич Не́стеров (1862-1942)

М. Нестеров «Автопортрет» (1915)
М. Нестеров, ученик А. Саврасова, также изображал неброскую красоту среднерусской природы. Он создал уникальный тип пейзажа, близкий по духу И. Левитану, – лирический, лишённый броскости и ярких красок, проникнутый любовью к России. Этот пейзаж получил потом название «нестеровского». Неизменные «персонажи» его пейзажа – тонкие белоствольные берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа: одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе.

М. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Архи́п Ива́нович Куи́нджи (1841 или 1842-1910)

В. Васнецов «Портрет Куинджи» (1869)
Русский художник греческого происхождения. Был очень беден, зарабатывал ретушёром, делал безуспешные попытки поступить в Академию художеств. Только с третьей попытки стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. В это время он познакомился с художниками-передвижниками , в числе которых были И. Н. Крамской и И. Е. Репин. Это знакомство оказало большое влияние на творчество Куинджи, положив начало реалистическому восприятию им действительности.
Но в дальнейшем Товарищество передвижников стало для него во многом сдерживающим, ограничивающим его талант строгими рамками, поэтому наступил разрыв с ним.
Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха. А это, как мы уже знаем, признак импрессионизма.

А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (1880). Государственный Русский музей (Петербург)

А. Куинджи «Берёзовая роща» (1879). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Другие замечательный пейзажисты XIX в.: Василий Поленов (1844-1927), Константин Коровин (1861-1939), Илья Репин (1844-1930), Николай Ге (1831-1894), Валентин Серов (1865-1911), Кириа́к Коста́нди (1852-1921), Николай Дубовской (1859-1918) и др. Это художники русского импрессионизма.
Судьба многих из них сложилась нелегко из-за начавшего в 30-е годы отрицательного отношения к «этюдничеству», оценивать их творчество стали с недомолвками, избегая прямой характеристики их стиля.
Давайте просто рассмотрим их замечательные пейзажи.

В. Борисов-Муса́тов «Осенняя песнь» (1905)

И. Репин «Какой простор!» (1903)

К. Коровин «Осенний пейзаж» (1909)

Пейзажная живопись в XX веке

В пейзажная живописи XX в. развивались традиции и направления, заложенные в XIX в.: Пётр Кончаловский (1876-1956), Игорь Граба́рь (1871-1960), Константин Юо́н (1875-1968) и другие художники.

И. Граба́рь «Мартовский снег» (1904)
Затем начался поиск новых выразительных средств для передачи пейзажа. И здесь следует назвать имена авангардистов Казимира Малевича (1879-1935), Василия Кандинского (1866-1944), Натальи Гончаровой (1881-1962).

К. Малевич «Пейзаж. Зима» (1909)
Павел Кузнецов (1878-1968), Николай Крымов (1884-1958), Мартиро́с Сарья́н (1880-1972) и др. создавали свои пейзажи в духе символизма .

П. Кузнецов «В Степи. Мираж» (1911)
В эпоху метода социалистического реализма продолжали развиваться новые формы, индивидуальные стили, приёмы. Среди художников-пейзажистов можно выделить Василия Бакшеева (1862-1958), Николая Крымова (1884-1958), Николая Ромадина (1903-1987) и др., которые развивали лирическую линию пейзажа.

В. Бакшеев «Голубая весна» (1930). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Константин Богаевский (1872-1943), Александр Самохвалов (1894-1971) и др. работали в жанре индустриального пейзажа.
Александр Дейне́ка (1899-1969), Георгий Нисский (1903-1987), Борис Угаров (1922-1991), Олег Лошаков (1936) творили в выработанном ими «суровом стиле».

Г. Нисский ««Зелёная дорога» (1959)
Пейзаж – вечная тема и вечный жанр, он неиссякаем.

Современный художник А. Савченко «В лето»

Лев Каменев (1833 – 1886) «Пейзаж с избушкой»

Пейзаж, как самостоятельный жанр живописи, утвердился в России примерно в середине XVIII века. А до этого периода пейзаж был фоном для изображения иконописных композиций или частью книжных иллюстраций.

Про русский пейзаж 19-го века написано очень много и писали такие, без преувеличения, большие специалисты в области живописи, что мне, по существу, добавить нечего.

Первопроходцами российской пейзажной живописи называют Семёна Щедрина, Фёдора Алексеева и Фёдора Матвеева. Все эти художники изучали живопись в Европе, что наложило определённый отпечаток на их дальнейшее творчество.

Щедрин (1749 – 1804) получил известность, как автор работ с изображением императорских загородных парков. Алексеева (1753 – 1824) прозвали русским Каналетто за пейзажи с изображением памятников архитектуры Петербурга, Гатчины и Павловска, Москвы. Матвеев (1758 – 1826) большую часть жизни работал в Италии и писал в духе своего учителя Гаккерта. Работам этого талантливого итальянского художника подражал и М.М. Иванов (1748 – 1828).

Специалисты отмечают в развитии русской пейзажной живописи 19-го века два этапа, которые органически не связаны друг с другом, но хорошо различимы. Эти два этапа:

  • реалистический;
  • романтический.

Граница между этими направлениями чётко сформировалась к середине 20-х годов XIX века. К середине восемнадцатого века русская живопись начинает освобождаться от рационализма классической живописи XVIII века. И большое значение в этих переменах имеет русский романтизм, как отдельное явление в российской живописи.

Русский романтический пейзаж развивался по трём направлениям:

  1. городской пейзаж в основе которого лежали работы с натуры;
  2. изучение российской природы на основе «итальянской почвы»;
  3. русский национальный пейзаж.

А теперь я вас приглашаю в галерею работ русских художников XIX века, которые писали пейзажи. Я взял всего по одной работе от каждого художника – в противном случае эта галерея была просто бесконечной.

Если у вас возникнет желание, то о творчестве каждого художника можно прочитать (и, соответственно, вспомнить работы художника) на этом сайте.

Русские пейзажи 19-го века

Владимир Муравьёв (1861 – 1940), «Голубой лес»


Владимир Орловский (1842 – 1914), «Летний день»


Пётр Суходольский (1835 – 1903), «Троицын день»


Иван Шишкин (1832 – 1898), «Рожь»


Ефим Волков (1844 – 1920), «Лесное озеро»


Николай Астудин (1847 – 1925), «Горная дорога»


Николай Сергеев (1855 – 1919), «Летний пруд»


Константин Крыжицки1 (1858-1911), «Звенигород»


Алексей Писемский (1859 – 1913), «Лесная речка»


Иосиф Крачковский (1854 – 1914), «Глицинии»


Исаак Левитан (1860 – 1900), «Берёзовая роща»


Василий Поленов (1844-1927), «Старая мельница»


Михаил Клодт (1832 – 1902), «Дубовая роща»


Аполлинарий Васнецов (1856 – 1933), «Ахтырка. Вид усадьбы»

Рады вас приветствовать на блоге о современном искусстве. Сегодня хочется поговорить о живописи, поэтому данный пост всецело посвящается пейзажам русских художников . В нем вы найдете наиболее полную информацию о творчестве Александра Афонина, Алексея Савченко и Виктора Быкова. Все они не просто талантливы, а одаренные свыше личности. Их творчество многогранно, оригинально и искусно. Они привлекают к себе внимание не только граждан русской земли, но и представителей, коллекционеров дальнего зарубежья. Написать о них коротко достаточно непростая задача, но мы постараемся сингулировать информацию, чтобы представить вашему взору только самое интересное и важное из жизни художников и их творчества. Ну что же, перейдем к пейзажам русских художников?

Пейзажи истинного русского художника Александра Афонина

Александра Афонина называют истинным русским художником, современным Шишкиным, что вполне оправдано. Он является членом Международной федерации художников ЮНЕСКО (1996 г.), удостоен звания заслуженного художника РФ, начиная с 2004 года. Художник родился в 1966 году в Курске. Начал рисовать в 12 лет. Постепенно взрослея молодого человека стали привлекать репродукции мировых шедевров живописи. Отец Павел был опорой для Александра, он ему объяснял основы рисунка, тональность. Постигая искусство «на дому», Афонин поступил в Курскую художественную школу, которую окончил в 1982.

Период с 1982 по 1986 год стал для художника переломным на всю дальнейшую жизнь. Кроме того, что в этом временном промежутке Афонин получал образование в Железногорском художественном училище, именно тогда он научился профессионализму. Сегодня Александр считает данное училище одним из лучших на территории России.


Александр Павлович Афонин предпочитает писать пейзажи не с фотографии и не в кабинете, а с натуры. Художник утверждает, что копирование фотографических пейзажей - хорошая почва для деградации, в частности, потери чувства свежести и ощущения воздуха. Недаром великие мастера вроде Левитана, Саврасова, Куинджи выхаживали километры в поисках натуры.


Благодаря таланту и трудолюбию в 1989 году Афонин поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, которая в то время только начала историю своего существования. Александр окончил аспирантуру, стал доцентом академической кафедры живописи и рисунка, а также назначен заведующим пейзажной мастерской. Теперь Александр Павлович уже профессор, завкафедрой и заслуженный художник своей Родины. Художник считает, что каждый глухой уголок русской земли может и должен быть запечатленным в области высокого искусства.


Картины автора настолько поэтичны и пронизаны свежестью, что даже не хочется отрывать взгляд от одного полотна, дабы взглянуть на другое. Желаем вам получить море положительных эмоций во время просмотра пейзажей русского художника.

Пейзажи природы разных времен года от Алексея Савченко

Алексей Савченко довольно молодой художник, но уже узнаваемый и очень перспективный. Главная тематика его картин, созданных благодаря этюдной манере письма, - маленькие городишки, наполовину забытые деревушки, уцелевшие церквушки, словом, глубинка необъятной России. Савченко специализируется на пейзажах природы разных времен года. Как правило, его картины передают природу средней полосы РФ.

Пейзажи русского художника Алексея Савченко берут не цветом, а каким-то своенравным северным настроением. , максимум цветового реализма - пожалуй, именно это очень выразительно просматривается на авторских полотнах.


Алексей Александрович уроженец 1975 года. Ему посчастливилось родиться в чудесном историческом городе Сергиевом Посаде, жемчужине «Золотого Кольца», прежде всего, известного как место массового православного паломничества.


В 1997 Алексей получил специальность художника-оформителя, окончив Всероссийский колледж игрушки. В 2001 - факультет изобразительного искусства и народных ремесел в Московском педагогическом университете. Начиная с 2005 года - член Творческого Союза Художников России. Постоянно принимает участия на выставках профессиональных художников. Многие из его работы находятся у коллекционеров живописи России и за её пределами.

«Лес, как живой» российского художника Виктора Быкова

Виктор Александрович Быков является известным российским пейзажистом, автором множества работ, напрямую связанных с красотой и лиричностью русской природы. Художник родился в 1958 году. Заниматься живописью начал достаточно рано. В 1980 окончил художественное училище. В период с 1988 по 1993 года Виктор Быков обучался в именитой «Строгановке», которая ныне называется Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова.


Сегодня авторская манера живописи в кругах современного искусства называется натуралистическим реализмом, в былые времена прошлого века сказали бы «лес, как живой». Сочные тона в руках опытного художника дают желанный эффект живых картин. Едва соединимые линии в сочетании с фактурными густыми слоями краски, нанесенной сплошным массивом на холст, делают авторские пейзажи русского художника одновременно яркими и насыщенными деталями. Посредством этого приема достигается восторженное ощущение фантастичности картин, их сказочной бесконечности.


Пейзажи на картинах русского художника передают невероятную реалистичность, кажется, будто бы они рассказывают о природе жизни солнечных лучей и, вмести с тем, огромными объемами перемещают прозрачный воздух. Картины художника насыщены гармоничными цветами, свежими образами, настроением природы-матушки.


Восхищают его зимние , в которых тонко подобранные оттенки совершенно чудесным образом воссоздают различные природные состояния - от сопротивления мороза по весне, хрустальной свежести снежного утра до таинственного молчания позднего зимнего вечера. Снежный покров на картинах художника дает ощутить структуру снега, зернистость его стройных кристаллов.


Пейзажи русского художника Виктора Быкова популярны как в родном Отечестве, так и за его пределами (частные коллекции во Франции и Германии). Репродукции художника используются в декоративном оформлении, даже при создании схем для вышивки. И кто знает, возможно, с творчеством Виктора мы сталкиваемся гораздо чаще, нецеленаправленно, инкогнито, не придавая этому особого значения либо мысленно придаваясь мечтаниям о красочных пейзажах русской земли и её талантливых мастеров искусства.

В довершении поста посмотрите чудесное видео о классических пейзажах русских художников:

Величественная и многообразная русская живопись всегда радует зрителей своим непостоянством и совершенством художественных форм. В этом особенность произведений знаменитых мастеров искусства. Они всегда удивляли своим необыкновенным подходом к работе, трепетному отношению к чувствам и ощущением каждого человека. Возможно, поэтому русские художники так часто изображали портретные композиции, на которых ярко сочетались эмоциональные образы и эпически спокойные мотивы. Недаром Максим Горький когда-то сказал, что художник – это сердце своей страны, голос всей эпохи. Действительно, величественные и элегантные картины русских художников ярко передают вдохновение своего времени. Подобно устремлениям знаменитого автора Антона Чехова, многие стремились внести в русские картины неповторимый колорит своего народа, а также неугасимую мечту о прекрасном. Сложно недооценить необыкновенные полотна этих мастеров величественного искусства, ведь под их кистью рождались поистине необыкновенные работы разнообразных жанров. Академическая живопись, портрет, историческая картина, пейзаж, работы романтизма, модерна или символизма – все они до сих пор несут радость и вдохновение своим зрителям. Каждый находит в них что-то более чем колоритные цвета, изящные линии и неподражаемые жанры мирового искусства. Возможно, такое обилие форм и образов, которыми удивляет русская живопись, связана с огромным потенциалом окружающего мира художников. Еще Левитан говорил, что в каждой нотке пышной природы заложена величественная и необыкновенная палитра красок. С таким началом появляется великолепное раздолье для кисти художника. Поэтому все русские картины отличаются своей изысканной суровостью и притягательной красотой, от которой так нелегко оторваться.

Русскую живопись по праву выделяют из мирового художественного искусства. Дело в том, что до семнадцатого столетия, отечественная живопись была связана исключительно с религиозной темой. Ситуация изменилась с приходом к власти царя-реформатора - Петра Первого. Благодаря его реформам, русские мастера стали заниматься и светской живописью, произошло отделение иконописи как отдельного направления. Семнадцатое столетие – время таких художников, как Симон Ушаков и Иосиф Владимиров. Тогда, в российском художественном мире зародился и быстро стал популярным портрет. В восемнадцатом веке появляются первые художники, перешедшие от портретной живописи к пейзажной. Заметна ярко выраженная симпатия мастеров к зимним панорамам. Восемнадцатое столетие запомнилось также зарождением бытовой живописи. В девятнадцатом веке в России популярность получили целых три течения: романтизм, реализм и классицизм. Как и прежде русские художники продолжали обращаться к портретному жанру. Именно тогда появились известные во всём мире портреты и автопортреты О. Кипренского и В. Тропинина. Во второй половине девятнадцатого столетия, художники всё чаще и чаще изображают простой русский народ в его угнетённом состоянии. Реализм становится центральным течением живописи этого периода. Именно тогда появились художники-передвижники, изображающие только настоящую, реальную жизнь. Ну, а двадцатое столетие – это, конечно же, авангард. Художники того времени значительно повлияли как на своих последователей в России, так и во всём мире. Их картины стали предшественниками абстракционизма. Русская живопись – это огромный удивительный мир талантливых художников, прославивших своими творениями Россию

Тема урока: «Пейзаж в русской живописи».

Цель: Расширить знания учащихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности на примере

Задачи:

учебная:

продолжить знакомство с пейзажем, как жанром изобразительного искусства, на примере творчества И. И. Левитана;

уметь проводить простейший анализ содержания художественных произведений, отмечать выразительные средства изображения;

воспитательная:

уметь видеть красоту окружающего мира,

уважать труд и талант великого художника,

воспитывать гордость за свое Отечество;

развивающая:

развивать наблюдательность, зрительную память, внимание к деталям.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «Творчество И.И. Левитана», альбом, гуашь, кисти.

Материал: Л.А. Неменская. Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека», 6 класс, Москва «Просвещение», 2014 год.

Подготовка к занятию. Перед уроком детям даются индивидуальные задания: найти информацию о жизни и творчестве И. И. Левитана, создать презентацию.

План урока:

I. Организационный момент - 2 мин.

II. Рефлексия материала прошедшего урока – 3 мин.

III . Введение в тему:

Сообщения в сопровождении презентаций учителя и обучающихся по теме урока- 15 мин.

IV. Практическая работа - 20 мин.

V. Подведение итогов - 3 мин.

VI. Домашнее задание - 2 мин.

"Природу украшать не надо,

но надо почувствовать ее суть

и освободить от случайностей."

( Левитан И.И. )

Учитель – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с одним из жанров изобразительного искусства – пейзаж, пейзажем в русской живописи на примере творчества художника И.И. Левитана.

Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой – либо сцены.
И только в 17 веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали называть «маленькие голландцы».

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать состояние природы.

Так что же такое "пейзаж”?

(Сообщение учащегося)

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа;

Учитель - Какие виды пейзажа вы знаете?

(Сообщение учащегося)

Городской, деревенский, лесной, лирический, архитектурный, марина, индустриальный.

Учитель – Пейзаж - это не механическое воспроизведение окружающей человека среды, это художественный образ природы или города, т.е. эстетически осмысленное, опоэтизированное изображение, как бы пропущенное через личное восприятие художника.

В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, "радостной” или "мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

Развитие русского пейзажа в XIX веке питалось растущей, все более осознанной любовью русских людей к родной земле.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Вряд ли кто- нибудь в нашей стране не слыхал имени художника

Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это совсем, как на картине Левитана».

И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности.

Первые работы И. И. Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения.

Скромный осенний пейзаж: уходящая вдаль аллея парка, с обеих сторон высокие старые сосны и молодые клены, засыпавшие землю осенней листвой.

Ветер гонит по осеннему небу клочья туч, раскачивает верхушки сосен, сметает с кленов листву и обвевает фигуру идущей по аллее женщины. В картине чувствуется гармония и музыкальность. Можно уловить музыкальный ритм, она чем-то напоминала осеннюю песню без слов.


Ощущение, создаваемое картиной, можно определить одним словом - праздник. Светлая сторона дома, отражающая солнечный свет, оранжевые столбики крыльца, густо-коричневые тени на двери, голубые – на снегу, светло-фиолетовые рефлексы на кронах молодых деревьев, ярко-синяя глубина неба – таков ликующий, полный жизни колорит картины.


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора!

Весь лес стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Ф.И.Тютчев

С
самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее всех лоно вечного покоя.


И.Левитан изображает волжский пейзаж с широкими просторами в дальних планах и маленьким городком. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа.

З
елень ближнего берега, виднеющаяся церковь, дома – это та реальная, повседневная среда, где проходит жизнь человека; здесь и холоднее краски, и четче силуэты. На втором плане – подернутый дымкой далекий берег, золотистая река, будто опрокинутое в воду золотое небо, как мечта, как иной, волшебный, мир, располагающий к раздумью и вселяющий надежду.

Ощущая гармонию бытия в природе, «божественную благодать», Левитан будто грустит о том, чего лишен человек в действительности. На картине вечер, конец уже прожитого дня и своеобразный звон, свойственный именно вечерней службе. Окончание дня жизни и закат солнца не может не навевать некоторую печаль.


Левитан поднял пейзажный жанр до глубокой символико-философской картины с размышлениями о человеческой жизни, о вечности…

Это картина души человеческой в образах природы

Практическая работа:

Сегодня вы попробуете в живописи отобразить мир окружающей природы.

Проявите фантазию, творчество. Отразите свои чувства и образы родной природы. Для работы нам потребуется: кисти и гуашь.

Подведение итогов.

Учитель - Сегодня на уроке вы узнали о творчестве великого художника И.И. Левитана, попытались сами работать в живописи.

Работы учащихся оцениваются и оформляются на сменной выставке.

Рефлексия. Составление синквейна на тему «Творчество И.И. Левитана».

Пример выполнения:

Художник

Талантливый и трогательный

Искал, творил

Создал прекрасные работы

Гордость России.

Учащиеся выборочно зачитывают полученные пятистишия.

Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Литература:

    Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель, 2008.

    Пауэлл У. Ф. Уроки рисунка и живописи. Разберемся в цветовой гамме. М. АСТ – Астрель, 2006.

    Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков/ авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-132 с.: ил.

    Художники пейзажисты. Энциклопедия живописи для детей. Белый город, Москва, 2008

    Шедевры Русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город, Москва, 2006

Приложение.

Вечер. Золотой Плес

После дождя. Плес