Петров, Петра и Павла или Апостольский пост. Питание и сроки поста

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божьи можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом”.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Как правильно питаться в дни Петровского поста?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы - относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е. Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, - не для тебя посланы апостолы, - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. - М., 1882. Сс. 151-152).

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю - 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке - Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий. - За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…

По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви». Далее св. Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божьи можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, «потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов».

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петровского поста?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно - по средам и пятницам - воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Петров (или Апостольский) пост -один из основных многодневных церковных постов (наряду с Великим, Успенским, и Рождественским постами). Цель каждого из этих постов - подготовить человека к достойной встрече великих праздников и способствовать преображению, обновлению души, подобно тому, как четыре раза в год обновляется и сама природа. Традиция поститься родилась у древних христиан, дабы людям было легче ощутить величие праздника. К соблюдению Апостольского поста мы призваны по примеру святых апостолов Петра и Павла , великих угодников Божиих (недаром они названы первоверховными, то есть особо значимыми).

Из истории установления Апостольского поста
Об установлении этого поста впервые упоминается в III веке. В «Апостольском предании» святого Ипполита Римского сказано, что данный пост, следующий через неделю после Троицы (поэтому Петров пост ранее имел также название поста Пятидесятницы), призван выполнять своего рода компенсаторную функцию: если «ниву» человеческой плоти не обрабатывать постоянно, то на таковой легко могут произрастисорняки, которые принесутхудой плод, закономерно отправляемый на сожжение. Апостольский пост был установлен в память святых апостолов Петра и Павла, ведь сами они, согласно библейской истории, восприняв Святого Духа в день Троицы (Пятидесятницы), постом и молитвой, подобно Господу, приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия.
Об Апостольском посте упоминается, в частности, в связи с постройкой в Риме (тогда еще пребывавшем в лоне Православия) и Константинополе церквей в честь первоверховных апостолов. Константинопольский храм, согласно истории, освятили именно в день памяти святых Петра и Павла, ставших мучениками 29 июня (12 июля - согласно новому стилю).
С начала IV века святоотческие свидетельства о Петрове посте встречаются все чаще, например, о нем упоминают святители Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский, позже –святитель Лев Великий и блаженный Феодорит Кирский (это уже V век).

Почему святые апостолы Петр и Павел именуются первоверховными?
Апостолов, как известно, изначально было двенадцать. Хотя некоторые из них (например, Петр, Иоанн, Павел и Иаков) в Евангелии упоминаются чаще остальных, по традиции, ни один из них не являлся главным и не превосходил честью других.
Поскольку в книге Деяний Апостольских рассказывается преимущественно о трудах, совершенных апостолами Петром и Павлом, ведомые Духом Святым, святые отцы Церкви, преклоняясь перед каждым из апостолов, именно Петра и Павла особо отметили, наделив их эпитетом «первоверховные».
Церковь воспевает апостола Петра как первого из апостольского сообщества, кто исповедал Господа нашего Иисуса Христа в качестве Сына Бога живаго; Павла же - поскольку тот более всех потрудился на ниве Христовой; первого - за твердость духа, второго - за мудрость.

Длительность Петрова поста
Продолжительность Апостольского поста находится в зависимости от даты Святой Пасхи. Традиционно он начинается спустя неделю после Троицы, и завершается 28 июня по старому стилю, если день памяти первоверховных апостолов не выпадает на среду или пятницу (в противном случае и в праздник должно соблюдать пост). Самый продолжительный Петров пост может быть сроком в шесть недель, а самый короткий - сроком в восемь дней.
Сводом законов Православной Церкви всем христианам (и мирянам, и монашествующим) предписано обязательно поститься за семь дней и больше до дня почтения памяти первоверховных (то есть минимум неделю до праздника), а непостящихся было положено отлучать от общества православных христиан.

Значение Апостольского (и не только) поста
Однажды некий мудрец сравнил душу человека с музыкантом, а тело - с его инструментом. Когда инструменту нанесен вред, музыкант, как бы он ни старался, не в состоянии извлечь из него стройных звуков. И наоборот, если музыкант заболел, инструмент, как правило, безмолвствует. Но это лишь метафора. В здоровом теле душа поет и славословит Бога, ведь тело и душа составляют единую человеческую личность.
Жизнь христианская немыслима без подвига. Пост - это своеобразный малый подвиг. Благодаря ему тело делается изысканным инструментом, который способен улавливать каждое движение музыканта - души. Образно выражаясь, оно из африканского барабана превращается в прекрасную скрипку, принадлежащую Страдивари. Пост способствует восстановлению иерархии внутренних сил человека, подчинению сложной душевной организации высшим духовным целям.

Трапеза Апостольского поста
Петров пост считается менее строгим, нежели Четыредесятница, - из рациона питания, согласно церковному уставу, традиционно исключаются только продукты животного происхождения (то есть мясное и молочное). Разрешено использовать в пищу растительные продукты и рыбу, вино. Кроме того, мирянам по средам и пятницам возбраняется употреблять рыбу и растительное масло, а также вино (монашествующим - еще и в понедельник). По субботам и каждое воскресенье Петрова поста, а также в дни почтения памяти великих святых или дни престольных праздников также разрешается рыба.
Однако пост, как и некоторые церковные положения, особенно в наше время, находится в опасности утратить свой истинный смысл и стать бесполезным - при формальном его соблюдении он ничем не отличается от так называемой диеты.

Тропарь (святым первоверховным апостолам Петру и Павлу), глас 4:
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим вели милость.

Кондак (святым первоверховным апостолам Петру и Павлу), глас 2:
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо о нех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.

Величание :
Величаем вас, /апостоли Христовы Петре и Павле, /весь мир ученьми своими просветившия /и вся концы ко Христу приведшия.

Молитва святому апостолу Петру:
О святый Петре, великий апостоле, самовидче и сотаинниче Божий, всемощною десницею Учителя твоего приятый из вод волнующихся и крайняго потопления свобождшийся! Не забуди и нас, убогих, в тине греховной увязших и волнами житейскаго моря заливаемых, подаждь нам твою руку крепкую, помози нам и удержи нас от потопления в страстех, похотех, лжах и клеветах. Сотвори и ты с нами милость, тебе от Господа явленную, да не в сомнении и маловерии изгибнем. Научи нас, учителю наш, пролияти слезу покаяния, да плачемся горько деяний наших в веце сем. И аще твою слезу, в покаяние излиянную, милостию Своею покры Господь и Учитель твой, испроси и нам, с дерзновением апостольским, прощения в буести нашей ежечаснаго от Христа отречения. Град сей, ко святым стопам твоим поверженный, сохрани и от прилучающихся козней лукавых врага спасения нашего огради; воздвигни твои преподобнии руце ко Господу за народ наш, да тихое и безмолвное житие поживем в веце сем до часа, в онь же имать призвати нас Владыка Господь, наш Судия нелицеприятный. Ты же, о всехвальный апостоле, не отвергни вопля нашего и стенаний к тебе о заступлении нас пред Христом, да выну славим Его милосердие к нам со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва святому апостолу Павлу:
О святый верховный апостоле Павле, сосуде избранный Христов, небесных таин сказателю, всех языков учителю, церковная трубо, пресловущий витие, многия беды за имя Христово претерпевый, море измеривый и землю обшедый и нас от лести идольския обративый! Тя молю и к тебе вопию: не гнушайся мене сквернаго (имя), возстави падшаго греховною леностию, якоже в Листрех храмаго от чрева матерня возставил еси; и якоже Евтиха мертва бывша оживил еси, воскреси и мене от мертвых дел; и якоже молитвою твоею основание темницы некогда потрясл еси и узники разрешил еси, сице исторгни мя творити волю Божию. Вся бо можеши данною ти властию от Христа Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Согласно уставу православной церкви, существует всего четыре поста, длящихся продолжительный период времени. Из них строгими являются два - Великий пост и Успенский. Два других - менее строгие (во время их осуществления разрешается есть рыбу), это Рождественский и Петров пост. Сегодня пойдет речь о последнем из них.

Гармония души и тела

Под церковным постом подразумевается попытка верующих людей освободиться от совершенных ими грехов. При этом речь идет о двух сторонах этого процесса. С одной стороны это очищение души, с другой - тела. Первая сторона подразумевает молитвы, размышления о Боге, раздумья о своей жизни. А вторая - ограничения в употреблении отдельных продуктов.

Отцы церкви рассматривают такие действия в единстве, потому что природа человека устроена таким образом, что умеренность в еде дает организму легкость, которая помогает сосредоточиться на высоких стремлениях. Такая же цель ставится и перед проведением Петрова поста, который еще называют Апостольским.

Откуда пошло название

Об Апостольском посте упоминалось еще в письменных источниках, относящихся к III веку. Оба названия имеют отношения к ученикам Иисуса Христа, которые прибегали к посту (духовному и физическому) перед тем, как отправиться в далекое путешествие с целью проповеди о жизни и учении Сына Божия.

Раньше он назывался постом Пятидесятницы (50-го дня после Пасхи - Дня Святой Троицы) и предназначался для тех людей, которые по тем или иным причинам не смогли предаваться Великому посту, например были больны или находились в длительном путешествии, или же состояние здоровья вообще исключало для них эту возможность в принципе.

Сегодня такое понимание остается актуальным, но акцент переносится на связь с апостолами, а именно с Петром и Павлом - любимыми учениками Христа. При этом подчеркивается не только значение ограничений для организма, но и в первую очередь для души. Ведь Петр и Павел являются примерами истинных христиан, связь с подвигом которых не прерывается и в наши дни.

Начало и конец

Какого числа начнется Петров пост? Он начинается по прошествии одной недели после Дня святой Троицы и следует за девятым по счету воскресным днем после Пасхи. В связи с этим каждый год сроки выдерживания Апостольского поста разнятся. Какого числа заканчивается Петров пост? Последним его днем является строго фиксированный день - канун дня святых Петра и Павла - 12 июля (в простонародье - Петров день).

Таки образом, если происходит раннее наступление Пасхи, длительность Петрова поста становится намного больше. Самым коротким был восьмидневный пост, а самым длинным - пост в 42 дня. В 2018 году он будет равен 38 дням, срок его проведения - с 4 июня по 11 июля включительно.

Однако сам день чествования и Павла не входит в этот пост. Но нужно учитывать, что если он приходится на среду, пятницу, то относится к

и питание

Как уже говорилось выше, этот пост не относится к строгим, но это нельзя понимать буквально. Ведь изначально он предназначался для служителей церкви, жизнь которых в принципе подвергнута массе ограничений. Поэтому то, что для них является нестрогим постом, необязательно будет таковым для мирян.

«Легкость» Апостольского поста выражается в том, что из животной пищи можно употреблять рыбу, да и то не во все дни. В связи с летним периодом упор делается на овощи и фрукты, что должно поддержать организм во время ограничений. Для усвоения правил проведения Петрова поста нужно обратить внимание на следующие установки:

  1. Животные белки (кроме рыбы) исключаются.
  2. Не допускаются молочные продукты и блюда, в состав которых они входят.
  3. Приветствуется легкая, приносящая здоровье пища.
  4. Применяется готовка только с использованием растительных масел.
  5. В среду и пятницу запрещается подвергать пищу термической обработке.
  6. В понедельник можно есть горячее, но приготовленное сугубо на воде, без масла.
  7. Овощи, фрукты, зелень можно употреблять в любые дни. Во все дни, кроме среды и пятницы, можно есть рыбу, грибы, орехи, каши.

Схема для мирян

Для мирян схема питания выглядит следующим образом:

  • В понедельник, среду и пятницу практикуется сухоядение. Под этим подразумевается, что продукты можно есть в сыром виде, но не только. Можно их варить, запекать, тушить на воде. Например, разрешается сварить кашу, но не добавлять в нее мяса, молока, масла. Пища принимается однократно, в 3 часа дня.
  • Во вторник и в четверг можно есть ту же пищу, что и в указанные выше дни, но уже два раза в день.
  • В субботний и воскресный дни допускается употреблять продукты в горячем виде, например, сварить постный борщ, приготовив зажарку для него на подсолнечном масле, добавить грибы. Разрешается есть блюда из рыбы. Принимается пища два раза в день.

Послабления

Как видим, требования к православному Петрову посту не такие уж и легкие, и выдержать его может не каждый. Поэтому существует так называемое послабление (или же полный отказ от поста), которое позволено женщинам кормящим и находящимся в состоянии беременности, престарелым, путешественникам, людям со слабым здоровьем - физическим и психическим.

В связи с этим, соблюдая пост, не нужно ориентироваться на образ жизни в монастырях, а отдавать себе отчет в необходимости разумного подхода к осуществлению ограничений в продуктах. Тем более что существует и духовная сторона поста, которая является не менее важной. В любой ситуации не помешает обратиться за советом к служителям церкви.

Во время поста предусмотрен и ряд других ограничений, таких как избегание интимной близости, неучастие в разного рода увеселительных мероприятиях. К ним относится и запрет на венчание, о котором мы поговорим подробнее.

Свадьба и венчание

Лето является излюбленным временем для проведения свадеб, поэтому многие задаются вопросом, играют ли свадьбы в Петров пост. Можно ли планировать бракосочетание на это время, и что делать, если оно уже назначено? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться, что в церкви понимается под заключением брака.

Дело в том, что, с точки зрения церковных канонов, вступление в брак - это не официальная регистрация отношений в органах ЗАГСа и не свадебное торжество как таковое. Это одно из таинств, которое предполагает венчание в храме, освящающее союз двух сердец перед Господом Богом.

Как поступить правильно?

Но есть один нюанс: как правило, для венчания в церкви необходимо свидетельство о браке. То есть эти два события взаимосвязаны. При этом время любого поста, как и Петрова, не рассчитано на проведение венчания. Какие выводы можно сделать из всего сказанного - играть или не играть свадьбу в пост? Ответ будет следующим.

  • Если речь идет о свадьбе, которая рассматривается только в смысле регистрации в ЗАГСе, то скромная церемония не будет являться нарушением ограничений, накладываемых правилами поста.
  • Что касается свадебного торжества, то, когда человек является глубоко религиозным, он не будет закатывать шумное веселье в этот период.
  • Если молодожены и их родственники не придерживаются строгих церковных канонов, и все же свадьбу решено играть в пост, стоит подумать о тех людях, которые приглашены на нее, но соблюдают ограничения в еде. Для них подаются те блюда, предписанные календарем для мирян, о котором сказано выше.
  • Если речь идет о регистрации брака с учетом одновременного проведения как «гражданской» церемонии, так и венчания в церкви, то сделать это не получится. Для осуществления венчания в храме жениху и невесте будет предложено назначить дату свадьбы на день, следующий за 12 июля.

Можно ли есть рыбу
Рыба разрешается по вторникам, четвергам, субботам, воскресениям и в праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля).

Можно ли пить вино
Употребление этого спиртного напитка разрешено в небольших количествах по субботам и воскресениям и в праздник Рождества Иоанна Предтечи.

Традиции

В период поста следует избегать шумных компаний и вечеринок, стараться не ссориться.

Не желательно стричься, иначе волосы станут редкими.

Можно ли крестить ребенка
Крещение детей разрешено абсолютно в любой день года.

Можно ли играть свадьбу
Регистрация брака допускается, но если молодые - верующие люди, то желательно перенести свадьбу на другие дни года. Церковь не благословляет данное событие в период поста. Есть поверье, что пара, связавшая себя узами брака в постные дни, не сможет обрести счастье в семейной жизни. Венчание во время Петрова поста не совершается.

Поговорки и приметы

Петровка (Петров пост) - голодовка, Спасовка (Успенский) - лакомка.

Петровка - на хлеб голодовка.

Дворянская кровь и в Петровки мерзнет (зябнет).