Платонов, анализ произведения юшка, план. Cочинение «Образ Юшки (по рассказу Платонова «Юшка»)

Жанр произведения – рассказ. Главный герой – подручный кузнеца Юшка. Рассказ – это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит.

Кульминация – спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка – приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее дальнейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуации и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писатель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений – простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа – подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случайный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали замечать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчезли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то становится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека – девушка-сирота выучилась на скопленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая больным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострадания людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж много. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, – вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных качеств.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской...
  2. Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре....
  3. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...
  4. Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского...

Жанр произведения — рассказ. Главный герой — подручный кузнеца Юшка. Рассказ — это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит. Кульминация — спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка — приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее даль-нейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуа-ции и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писа-тель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений — простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа — подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случай-ный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали заме-чать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчез-ли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то стано-вится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека — девушка-сирота выучилась на скоп-ленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая боль-ным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострада-ния людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж мно-го. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, — вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных ка-честв.

План

  1. Портрет Юшки и рассказ о том, в чем состояла его работа.
  2. Его материальное положение.
  3. Отношение детей к Юшке.
  4. Взрослые тоже, как и дети, обижают и калечат Юшку.
  5. Каждое лето Юшка берет отпуск и куда-то на месяц уходит. Материал с сайта
  6. Юшка стал слабеть и в этом году никуда не пошел.
  7. Случайный прохожий убивает Юшку.
  8. Проститься с человеком, которого они мучили, прихо-дят все.
  9. После смерти Юшки жизнь вокруг изменилась.
  10. Приехала приемная дочь Юшки, стала его разыскивать и поведала, куда он отправлялся каждое лето.
  11. Погоревав, девушка навсегда осталась в этом городе для того, чтобы работать врачом.
  12. Всю свою жизнь дочь Юшки несет людям добро.

Рассказ «Юшка» Платонов написал в 30-х годах ХХ века. В литературе произведения автора принято рассматривать в рамках русского космизма – философского течения, центральными идеями которого были тезисы о целостной природе вселенной, космическом предназначении человека, гармонии существования.

В рассказе «Юшка» Платонов затрагивает темы вселенской любви, сострадания. Главный герой произведения, юродивый Юшка, становится воплощением человеческой доброты и милосердия.

Главные герои

Юшка (Ефим Дмитриевич) – «сорок лет отроду» , «болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени» ; двадцать пять лет проработал помощником у кузнеца; его обижали и дети, и взрослые.

Дочь Юшки – девочка-сирота, которой Юшка помог выучиться; стала врачом.

Кузнец – у него Юшка работал помощником.

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек» . Он работал в кузнице подручным помощником, так как плохо видел и «в руках у него было мало силы» . Мужчина помогал носить в кузницу песок, уголь, воду, раздувал горн и делал другую подсобную работу.

Звали человека Ефимом, но все люди называли его Юшкой. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его» «росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца» .

За работу кузнец его кормил, а также выдавал жалование – семь рублей шестьдесят копеек в месяц. Однако Юшка деньги почти не тратил – чай с сахаром он не пил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же» .

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался – что пора ужинать и ложиться спать.

Все в городе обижали Юшку. Когда мужчина шел по улице, дети бросали в него камни и ветки. Юшка не ругался, не обижался на них и даже не закрывал лицо. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь» . Юшка же не понимал, зачем они мучают его. «Он верил, что дети любят его» , «только они не умеют любить, и поэтому терзают его» .

Родители, ругая детей, говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» .

Иногда и пьяные взрослые начинали ругать и сильно бить Юшку. Он все переносил молча и «потом долго лежал на пыли в дороге» . Тогда за ним приходила дочь кузнеца и, поднимая, спрашивала Юшку, зачем он живет – лучше бы уже умер. Но мужчина каждый раз удивлялся: «зачем ему умирать, когда он родился жить» . Юшка был уверен, что народ его хотя и бьет, но любит: «сердце в людях бывает слепое» .

Юшка с детства «грудью страдал» , из-за чахотки он выглядел гораздо старше своих лет. Каждое лето, в июле или августе, он уходил в деревню. Зачем – никто не знал, только догадывались, что где-то там живет его дочь.

Выходя за город, Юшка «дышал благоуханием трав и лесов» , здесь он не чувствовал мучавшей его чахотки. Уйдя далеко, он «склонялся к земле и целовал цветы» , «поднимал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво» , «чувствуя себя без них осиротевшим» .

Через месяц он возвращался и снова «работал с утра до вечера в кузнице » и снова люди «терзали» его. И снова он ждал лета, брал с собой накопленные «рублей сто» и уходил.

Однако болезнь все сильнее мучила Юшку, поэтому в одно лето он остался в городе. Как-то, когда мужчина шел по улице, его начал задевать «веселый прохожий» , спрашивая когда уже Юшка умрет. Всегда кротко молчавший, Юшка неожиданно рассердился и сказал, что раз он «по закону родился» , то без него, как и без прохожего, «всему свету нельзя» .

Прохожий тут же возмутился, что Юшка посмел сравнять его с собой, и сильно ударил мужчину в грудь. Юшка упал, «повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» . Мертвого Юшку нашел столяр: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» На похороны Юшки пришли все люди, которые мучили его при жизни.

«Юшку похоронили и забыли его». Но людям без него стало жить хуже – теперь вся злоба и глумление, которые они вымещали на Юшке «оставались среди людей и тратились меж ними» .

Глубокой осенью к кузнецу пришла девушка и спросила, где найти Ефима Дмитриевича. Она рассказала, что была сиротой, а Юшка поместил ее маленькую «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом» . Каждый год он приходил ее проведывать, принося деньги, чтобы она жила и училась. Теперь она уже окончила университет, выучившись на врача, и приехала сама, так как этим летом Ефим Дмитриевич не приходил ее проведать.

Девушка осталась в городе и стала работать в больнице для чахоточных, бесплатно помогая больным людям. «И все ее знают, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Заключение

В рассказе Платонова «Юшка» юродивый Ефим изображен добрым и сердечным человеком. Несмотря на то, что все в городе его обижают, вымещая на нем всю свою злость, мужчина терпит все издевательства. Юшка понимает, что без него в мире стало бы хуже, что у него есть свое особое предназначение в жизни. После смерти юродивого его доброта воплощается в приемной дочери. Заботясь о маленькой сироте, Юшка учит ее любить окружающий мир и людей так же, как любит он. И девушка перенимает его науку, помогая затем всему городу.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1114.

Особенностью рассказа А. П. Платонова «Юшка» можно назвать потрясающую достоверность описанной обстановки. У нас, читателей, нет повода сомневаться в правдивости истории. Все - и характеры героев, и сама ситуация - кажутся вполне правдоподобными и очень узнаваемыми.

О характере людей, имена которых не называются за редким исключением, можно сказать очень и очень многое, несмотря на то, что мы о них очень мало знаем. Отличительные качества этих людей - жестокость и равнодушие.

Между тем писатель ни про одного человека не говорит откровенно плохо. Мы понимаем, что люди, изображенные Платоновым, вполне обыкновенные. Они живут своей привычной жизнью, работают, растят детей. Не совершают ничего плохого, не переступают законы, не нарушают неписаных правил поведения.

Почему же этим людям так досаждает несчастный старик Юшка? Ведь он беспомощен и беззащитен, в нем нет ни капли зла. Он открыт, как на ладони, его душе чужда ненависть, зависть, злоба...

Показателем отношения окружающего мира к Юшке являются дети. Казалось бы, в детской душе не должно быть злобы и зависти. Но Платонов рисует детей совершенно иными. Эти дети уже усвоили все законы взрослой жизни. Скорее всего дети перенимают от взрослых в первую очередь плохое. Иначе как объяснить, что дети издеваются и обижают несчастного старика, бросают в него комья земли и мусор. Детям хочется разозлить Юшку: «Пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете». Платонов не описывает для нас какого-то конкретного ребенка, мы видим толпу детей, злобную и жестокую. Мы узнаем, что «сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов». Дети считают хорошим развлечением издеваться над стариком. Детские души уже порядком ожесточились, дети уже поняли, что в этом мире есть сильные и слабые. И удел слабых - терпеть мучения и издевательства от сильных.

По сравнению с другими взрослыми дети слабы, но по сравнению с Юшкой они чувствуют свое превосходство. Но не в характере Юшки было обижаться. Старик удивительно терпелив и смиренен. Он видит в людях только хорошее, не понимает истинных мотивов поведения окружающих. Юшка говорил детям: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..» А дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

В рассказе очень мало сказано о взрослых людях, окружающих Юшку. Однако безликие образы прохожих складываются в один, пугающий своей жестокостью, кажущийся нам отвратительным. «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. «...Взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Чем же так досаждал несчастный старик окружающим? Тем ли, что он был на них так непохож? Или тем, что он был так беззащитен? Старика называют «блажным», над ним издеваются, его бьют. Между тем в душе Юшки намного больше тепла и добра, чем у всех окружающих. Об этом мы узнаем в финале рассказа, когда становится ясно, что несчастный бедняк помогал сироте, дал ей возможность выучиться, получить образование. Характер этой девушки вызывают уважение и восхищение. Она выгодно отличается от всех окружающих. Девушка не просто добра, она на редкость бескорыстна. Она готова жертвовать собой для того, чтобы хоть немного облегчить страдания несчастных больных. Заслуживают ли люди такой жертвы? Она об этом не думает. Для нее важно отдавать себя без остатка, ничего не оставляя взамен. Становится искренне жаль, что девушка приехала в город только после смерти Юшки. Ведь она могла бы хоть немного скрасить его беспросветное существование.

Юшка был совсем одинок. Хотя несчастным он себя не считал, Он умел видеть красоту окружающего мира: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». В этом отличие Юшки от всех людей, живших в его городке. Юшка полон добра и света, а окружающие погрязли в жестокости, злобе и ненависти.

Анализ произведения

Жанр произведения — рассказ. Главный герой — подручный кузнеца Юшка. Рассказ — это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит. Кульминация — спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка — приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее даль­нейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуа­ции и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писа­тель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений — простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа — подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случай­ный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали заме­чать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчез­ли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то стано­вится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека — девушка-сирота выучилась на скоп­ленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая боль­ным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострада­ния людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж мно­го. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, — вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных ка­честв.

План

1. Портрет Юшки и рассказ о том, в чем состояла его работа.

2. Его материальное положение.

3. Отношение детей к Юшке.

4. Взрослые тоже, как и дети, обижают и калечат Юшку.

5. Каждое лето Юшка берет отпуск и куда-то на месяц уходит.

6. Юшка стал слабеть и в этом году никуда не пошел.

7. Случайный прохожий убивает Юшку.

8. Проститься с человеком, которого они мучили, прихо­дят все.

9. После смерти Юшки жизнь вокруг изменилась.

10. Приехала приемная дочь Юшки, стала его разыскивать и поведала, куда он отправлялся каждое лето.

11. Погоревав, девушка навсегда осталась в этом городе для того, чтобы работать врачом.

12.Всю свою жизнь дочь Юшки несет людям добро.