Поцелуй (Роден). Скульптура поцелуй смерти в барселоне Мистический Медный всадник

12 ноября 1840 года в Париже появился на свет всемирно известный скульптор Франсуа Огюст Рене Роден. Отец Родена служил в префектуре и для сына желал совсем другой судьбы, чем искусство, но в 1854 году Огюст поступил в парижскую Школу рисования и математики, где проучился до 1857 года. Позже Роден пошел учиться к известному французскому скульптору-анималисту Антуану-Луи Бари, работавшему в реалистической манере и желавшему отойти от холодных академических канонов.

Признание не пришло к Огюсту Родену легко – первые его работы не были приняты, а также он три раза неуспешно пытался поступить в парижскую Школу изящных искусств. Отчасти это объясняется тем, что уже тогда Роден, признанный родоначальником импрессионизма в скульптуре, обладал смелой манерой, которая позже будет доминировать в его произведениях. Всю свою последующую жизнь Роден будет культивировать в себе нелюбовь к конвенциональному искусству, нарушая его традиции в своей работе. Скульптор стремился передать мгновение в выражении лиц и позах своих изваяний, выразить движение и эмоции, внутреннее напряжение, привыкшие к скупому на эмоции академизму критики оказались не готовы к свежему взгляду художника. Но именно этот новаторский для того времени подход и принес Родену известность и признание позже.

Мыслитель (1880-1882, Музей Родена)

В период с 1880-х по 1890-е годы Роден создает ряд своих самых значительных творений, в число которых вошли «Ева», «Старуха», «Мыслитель», «Вечный идол», «Поцелуй», «Вечная весна» и другие. Все эти изваяния должны были стать частью скульптурной группы бронзовых «Врат ада», заказанных властями Парижа для так и не построенного Музея Декоративных искусств. В создании образов скульптор опирался на сюжеты «Божественной комедии» Данте Алигьери.

На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что самой известной скульптурой авторства Родена является «Поцелуй» - мраморный шедевр, представленный в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Бронзовая версия скульптуры сегодня хранится в ГМИИ им. Пушкина. В период времени, когда был создан «Поцелуй», Роден активно развивал тему любви в своем творчестве. Часто критики соотносят это с увлечением скульптора своей 19-летней ученицей Камиллой Клодель, которая в 1885 году стала брать уроки у мастера.

«Поцелуй» (1882, Музей Родена)

Ученик Родена, французский скульптор Эмиль Антуан Бурдель сказал о «Поцелуе»: «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Однако именно эта чувственность стала причиной того, что многие сочли скульптуру неприличной для демонстрации широкой аудитории. Интересно, что в скульптуре Родена влюбленные на самом деле не касаются друг друга. Основанная на все той же «Божественной комедии» Данте, работа скульптора рассказывает о знатной итальянке Франческе де Римини, полюбившей младшего брата своего мужа. Последний убил пару, хотя никакой физической измены не произошло.

«Данаида» (1901, Новая глиптотека Карлсберга)

Композиция «Поцелуя» кажется весьма динамичной, линии тел влюбленных приковывают внимание зрителя, в то же время их лица остаются в тени. Закрытость и зацикленность скульптуры, выражающаяся в том, что влюбленные обращены исключительно друг к другу, передает то, что чувства, охватившее героев, должно быть тайной и не может быть свободно. Критики и исследователи творчества Родена с восторгом отмечают, как мастеру удалось передать напряжение, охватившее пару.

Сам же Роден достаточно прохладно отнесся к «Поцелую», считая, что в этой скульптурной группе нет ничего особенного, и не понимая, почему она наделала столько шума. В 2004 году общественное мнение Великобритании признало изваяние самым любимым среди жителей Туманного Альбиона. Оригинал «Поцелуя» можно увидеть в Париже, в Музее Родена.

Каждому бывалому туристу хорошо известно, что в европейских странах существуют кладбища, на которых некоторые надгробия охраняются государством как ценное историческое наследие. Поэтому такие надгробные памятники являются одними из главных достопримечательностей любой европейской страны. Почти каждое городское кладбище в Европе представляет собой музей под открытым небом, наполненный скульптурами работы великих мастеров. Одним из таких является самое первое кладбище Побленоу, располагавшееся в былые времена за пределами окружавших Барселону крепостных стен. Это новое место для усопших горожан было открыто в 1775 году и освящено епископом Барселоны.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 октября:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Наполеоновские войска в 1813 году полностью разрушили это кладбище, и только после окончания войны в 1819 году его удалось восстановить. Кладбище отстроили в неоклассическом стиле по проекту итальянского архитектора Антонио Гинези.

Считается, что смерть всех уравнивает, но это утверждение мало касается кладбища Побленоу. Изначально его территория была разделена на две зоны. В одной части хоронили бедняков, используя для их бренных тел бетонные ниши, а в другой — покоились состоятельные жители Барселоны с фамильными склепами. Могилы усопших богачей украшали надгробия и статуи, над которыми трудились лучшие мастера и скульпторы того времени.

С ростом населения в Барселоне возникла потребность расширить границы кладбища, и в 1849 году городские власти производят на его территории ряд работ, связанных с модификацией и увеличением площади. Реконструкция не затронула внешнего облика старых надгробий и склепов, отражающих архитектурные стили разных периодов. Благодаря бережному отношению к прошлому, на кладбище Побленоу сохранились памятники, представляющие собой настоящие произведения искусства готического стиля и ренессанса.

История памятника Поцелуй Смерти

Одним из таких памятников является знаменитый «Поцелуй Смерти», установленный у надгробия единственного сына испанского мануфактурщика Жозепа Ллаудета Солера. От чего умер юноша в столь раннем возрасте, никто уже не знает. Кое-кто утверждает, что тайна смерти молодого человека вызвана «дурной болезнью», связанной с распутным образом жизни богатого молодого повесы. Возможно, из-за этого его могила находится в самом укромном месте кладбища.

Убитый горем отец никак не мог смириться с непоправимой утратой. Чтобы увековечить образ сына, он обратился к лучшему скульптору Испании. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, кто же создал этот мистический памятник. Одни считают «Поцелуй Смерти» творением рук Жоана Фонберната, а другие доказывают, что это произведение искусства создано Жаумом Барба. Сохранились сведения о том, что безутешный отец, увидев готовый памятник, не мог прийти в себя от избытка нахлынувших на него противоречивых чувств, и просидел у могилы сына около трех суток. После этого он не смог найти в себе силы вновь проведать своего усопшего отпрыска и никогда больше не приходил к его могиле.

Описание скульптуры

Эта скульптура действительно вызывает бурю эмоций, связанных с ужасом, какой-то нелепой нежностью и непонятным состоянием экстаза. Смешанные чувства вызывает юноша с крепким мускулистым телом и прильнувшая к нему костлявая окрыленная фигура Смерти. Создается впечатление, что молодой мужчина добровольно отдается желанию костлявой любовницы. Он бессильно опустил руки вдоль туловища, покорно запрокинув голову, всем своим видом демонстрируя полное отсутствие воли и нежелание сопротивляться смерти как таковой. Возможно скульптор пытался передать настроения какой-то части молодежи того времени, которая, имея все, не видела смысла в своей собственной жизни.

Образ ужасной смерти в этой скульптуре выглядит совершенно нетрадиционно. Смерть нежно касается виска юноши, осторожно поддерживая его тело костлявыми руками. Она не впилась в него хищно и безжалостно, как это обычно изображают художники. Здесь все наоборот. Даже крылья Смерть использует для защиты юноши, нежно ограждая его от всего, что окружает молодого человека.

Образ смерти

Фигуру Смерти и юноши можно толковать по-разному. Образ Смерти может выглядеть и коварно. Подлая костлявая властительница загробного мира исподволь подкралась к юноше и вместе с поцелуем забирает у него молодость и силу. Не случайно молодой человек в изнеможении опустился на колени. Смерть наклонилась над ним, чтобы он уже никогда не смог подняться.

Эпитафия на надгробии усопшего юноши в какой-то мере отображает безысходность того момента, когда человек попадает в объятия смерти. Каждый, кому доведется побывать у этой скульптуры, сможет прочитать на могиле о том, что юное сердце молодого человека навсегда перестало биться, а кровь перестала течь по его венам. Силы его оставили и он всецело стал принадлежать Смерти.

Есть мнение, что именно благодаря этой своеобразной скульптуре на экраны вышел мистический фильм «Седьмая печать». Идея его создания появилась у кинорежиссера Бергмана как раз после того, как он побывал в Барселоне на кладбище Побленоу и увидел легендарный «Поцелуй Смерти».

Эта удивительная скульптура таит в себе мистику, и многие верят, что прикоснувшись к ней, можно ощутить легкое покалывание как от электричества.

Среди прекрасных соборов, шумных узких улочек старого города и знаменитого футбольного клуба в Барселоне есть места тихие и укромные, хранящие прекрасные произведения мастеров там, где господствует вечный покой. Возможно, прекрасные скульптуры, возвышающиеся над надгробиями усопших жителей Барселоны, являются отображением главного смысла быстротечности жизни. То есть, каждому живущему на Земле необходимо помнить, что его ждет та же участь, а значит нужно ценить каждый прожитый миг.

Когда-то давно, путешествуя по заллам Эрмитажа, я увидела удивительную скульптуру. Тела мужчины и женщины переплелись в объятии, а нежный, белый мрамор подчеркивал всю чистоту их поцелуя. Скульптура была необыкновенно эротична, прекрасна, говорила о любви, страсти, чувствах соединивших этих двух людей, для которых весь остальной мир не существовал. Они друг для друга были Весь мир. То, что это и есть знаменитый "Поцелуй" Родена, я не сомневалась. Это произведение я видела на репродукциях. Но в реале оно вызвало у меня шок. Это как удар, теплой нежной волны в самое сердце-стоишь, смотришь и не можешь оторваться. Такова необычайная сила этого произведения. Казалось мастер создал идеал любви. Но это не так. Фигуры влюбленных глубоко характерны и точны, в них Роден изобразил себя и свою возлюбленную-Камиллу. Именно эта характерность и придает такой реализм его работе, потому так трогает душу. Потому что реальна, потому что близка, потому что похожа на всех нас. Даже спустя столетия.
Именно влюбленность великого мастера-Огюста Родена в свою помощницу и талантливого скульптора Камиллу Клодейль, послужила огромным творческим стимулом. Он создал свой великоллепный цикл, полный чувственности, движения, любви и нежности. Роден изображал влюбленные пары и для самых известных его скульптур, таких как "Поцелуй" позировала сама Камилла.
Камилла Клодейль родилась в 1864 году в семье далекой от искусства. Отец занималься продажей недвижимости, а мать вела хозяйство и воспитывала троих детей. Двое из которых впоследствии стали широко известны. Брат Камиллы -Поль стал поэтом и дипломатом, а сама Камилла блестящим скульптором. В возрасте 15 лет она начала учиться в художественной студии скульптуре, а впоследствии семья переехала из Рамбуйе (Северная Франция) в Париж.
Камилла была очень начитанна, хорошо образованна и лишена всяких предрассудков.
Их знакомство произошло в Школе изящных искусств, где Роден пришел провести занятие в женской мастерской, но провел там совсем немного времени, преподавание его не интересовало. Однако он обратил внимание на гипсовый бюст, красивого ребенка. Это была скульптура Камиллы "Поль Клодейль в 13 лет". Мастера приятно удивили способности молодой девушки, да и сама восемнадцатилетняя Камилла была великолепна: синие глаза, изящная фигура. Она начала работать в мастерской Родена. В качестве секретаря, помощницы, ученицы, подмастерья. Камилле было очень непросто. Все подмастерья держались от нее подальше, их смущала половая принадлежность, а еще больше красивая внешность Камиллы. Да и сам метр ни в чем не делал ей поблажек. Она вместе со всеми работала по многу часов, месила глину, уберала мусор. И тем не менее он отличал образованную и талантливую девушку от остальных учеников. Его интересовало и волновало ее мнение.
Роден снял ветхий особняк неподалеку от площади Италии. Особняк имел три этажа. На первом разместилась мастерская, очень скоромная, но чисто прибранная и светлая. В ней Огюст и Камилла провели много часов вместе, в ней же и родились гениальные скульптуры Родена, как отражение его глубокой и поздней любви, к прекрасной Клодейль. На втором этаже была спальня, а третий скульптор отвел под кладовую для материалов. Кроме всего прочего, дом имел вымощенный булыжником двор с фонтаном посередине, а позади-ухоженный сад. В особняке царили тишина и покой, располагая к творчеству и уединению. В этой мастерской Камилла позировала для Родена. Мэтр лепил ее голову, руки, делал сотни набросков с фигуры. Камилла по многу часов ходила по мастерской, а Огюст рисовал ее. Иногда работа заканчивалась только под утро.
Это было счастливое время для Родена. Он сразу распознал в Камилле талант скульптора, но не ожидал встретить настолько близкого человека, близкого со всеми стремлениями и помыслами, женщину которую полюбит.
Их связь продлилась 15 лет. За это время Камилла Клодейль стала известным скульптором, а Огюст Роден создал многие свои замечательные произведения: Граждане Кале, портрет Виктора Гюго... но особой живой струёй в его творчестве была и остается серия замечательных, эротичных скульптур. Своеобразный памятник влюбленным всех времен.

Огюст Роден «Поцелуй»

Огюст Роден
          "Поцелуй"

Не было и не будет мастера,
способного вложить в глину, бронзу и мрамор
порыв плоти более проникновенно и напряженно,
чем это сделал Роден:»
(Э.-А. Бурдель)

Скульптура «Поцелуй» - одно из самых знаменитых и любимых произведений Огюста Родена. Глядя на прильнувших друг к другу влюбленных, трудно представить себе более выразительное воплощение темы любви. Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной пары.

В своем творчестве Роден не раз обращался к теме любви. Его группы «Убегающая любовь», «Вечная весна», «Обладание», «Вечный идол» полны гармонии и совершенства. Скульптор выполнял эти произведения в разных материалах, но особенно поэтичны они в мраморе. Благодаря своеобразной обработке камня, контуры скульптуры словно растворяются в воздухе.

В «Поцелуе» мягкая дымка окутывает тело девушки, а по мускулистому торсу юноши скользят вспышки света и тени. Это стремление Родена создать «воздушную атмосферу», игра светотеней, усиливающая эффект движения, сближают его с импрессионистами. Новаторский характер произведений Родена вызывал негодование широкой публики. Когда в 1878 г. скульптор выставил свою первую значительную работу «Бронзовый век», его обвинили в том, что статуя юноши - не что иное, как слепок с натуры, настолько живой она казалась.

Родену пришлось представить документы, фотографии и свидетельства друзей, чтобы доказать абсурдность таких обвинений. Именно с этой скульптуры начались споры вокруг творчества художника, которые сопровождали каждую новую работу. Острую полемику вызвали «Мыслитель», «Граждане Кале», памятники Бальзаку и Гюго.

И все же благодаря поддержке влиятельных друзей, Роден стал получать официальные заказы. В 1880 г. ему было поручено создать монументальные бронзовые двери для Музея декоративных искусств, который предполагалось построить напротив сада Тюильри. Художник сам предложил тему для этого грандиозного проекта, она была навеяна образами «Божественной комедии» Данте. Отсюда и название дверей - «Врата ада».

Однако в ходе работы над «Вратами» скульптор ввел туда образы, связанные с творчеством своего самого любимого поэта Шарля Бодлера, сборник которого «Цветы зла» он иллюстрировал. Эта работа, над которой скульптор трудился всю жизнь, так и не была завершена. Только спустя пятьдесят лет после ее начала и через восемь лет после смерти скульптора в 1917 году «Врата» были отлиты в бронзе. Тем не менее, многие образы этой композиции стали жить самостоятельной жизнью. Так появились «Мыслитель», «Уголино», «Блудный сын» и другие шедевры.

«Поцелуй»

«Поцелуй» тоже был задуман для «Врат», но в окончательный вариант не вошел.
Моделью для «Поцелуя» послужила возлюбленная Родена Камилла Клодель.

Благородная внешность Камиллы, ее изящество и элегантность поразили художника. Несмотря на разницу в возрасте (более двадцати лет) они буквально с первой встречи почувствовали взаимное влечение и духовную близость

Эта красивая и умная девушка из хорошей семьи мечтала стать скульптором. К Родену ее привел скульптор Альфред Буше, у которого она брала уроки ваяния. Их роман был очень эмоциональным и страстным. Несколько лет Камилла была возлюбленной Родена, хотя он не прекращал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866 года. В 1885 г. Роден взял Клодель помощницей в свою мастерскую, но она создавала и собственные работы, свидетельствующие о ее несомненном таланте.


Именно в годы их близости появляются многочисленные группы страстных любовников. Но с годами отношения Родена и Клодель начинают омрачать ссоры. Камилла понимает, что Огюст не покинет ради нее Роз, и это отравляет ей жизнь. После их разрыва в 1898 году Роден продолжает способствовать карьере Клодель, видя ее талант.

Однако роль «протеже Родена» была ей неприятна, и она отказывается от его помощи. К сожалению, многие работы Камиллы Клодель были утрачены за годы ее болезни, но сохранившиеся доказывают, что прав был Роден, говоря:     «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».

Татьяна Балановская, искусствовед,
заведующая отделом Востока Музея западного и восточного искусства

Мы уже знакомились с творчеством Родена,но сегодня мы ближе рассмотрим одно из самых знаменитых и любимых произведений Огюста Родена скульптуру ПОЦЕЛУЙ.

Так говорили о Родене.

«Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор

порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден»

(Э.А. Бурдель)

Французский скульптор Огюст Роден, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Он родился 12 ноября 1840 в Париже, в семье мелкого чиновника. В 1854-1857 учился в парижской Школе рисования и математики, куда поступил вопреки желанию отца. В 1864 учился у А.Л.Бари в Музее естественной истории.

Камилла Клодель.

В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором.

Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и несмотря на то, что Роден продолжал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866, и не собирался разрывать с ней отношения.

Но с годами отношения Родена и Клодель начинают омрачать ссоры. Камилла понимает, что Огюст не покинет ради нее Роз, и это отравляет ей жизнь. После их разрыва в 1898 году Роден продолжает способствовать карьере Клодель, видя ее талант.

Однако роль «протеже Родена» была ей неприятна, и она отказывается от его помощи. К сожалению, многие работы Камиллы Клодель были утрачены за годы ее болезни, но сохранившиеся доказывают, что прав был Роден, говоря: «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».

Камилла Клодель за работой.

В годы близости с Камиллой Огюстом Роденом были созданы многочисленные скульптурные группы страстных любовников- ПОЦЕЛУЙ.Прежде чем создать Поцелуй в мраморе, Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы.

Существует три оригинальных работы ПОЦЕЛУЯ.

Первая скульптура была представлена Огюстом Роденом в 1889 году на Всемирной выставке в Париже. Изначально изображённая обнимающаяся пара являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада , заказанные Родену для будущего музея искусств в Париже. Позднее была оттуда удалена и заменена скульптурой другой пары любовников, расположенной на малой правой колонне.

Скульптура снискала такую популярность, что компания Барбединни предложила Родену контракт на ограниченное количество уменьшенных бронзовых копий. В 1900 г. статуя переехала в Музей в Люксембургском саду, а в 1918 г. была размещена в Музее Родена, где пребывает и поныне.

Роден.Поцелуй.1882.Музей Родена.Оригинал.

Глядя на прильнувших друг к другу влюбленных, трудно представить себе более выразительное воплощение темы любви. Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной пары.

Весь трепет и нежность прикосновений невольно передаются зрителю. Кажется, что начинаешь в полной мере ощущать… пока еще сдержанную приличием страсть. Эта работа, как бриллиант, отражает в себе все оттенки чувств. Мы видим не жаркие объятия и ненасытное желание, но истинный поцелуй любви.

Взаимную осторожность и чуткость. Их губы едва соприкасаются. Они слегка дотрагиваются друг до друга и вместе с тем стремятся безмерно приблизиться друг к другу.

Красота обнаженного тела завораживала Родена. Человеческое тело было для скульптора неиссякаемым источником вдохновения и в своих очертаниях и линиях скрывало бесчисленные возможности интерпретации. «Иногда оно напоминает цветок. Изгибы торса похожи на стебель, улыбка груди, головы и сияние волос – словно цветущий венчик…"

В «Поцелуе» мягкая дымка окутывает тело девушки, а по мускулистому торсу юноши скользят вспышки света и тени. Это стремление Родена создать «воздушную атмосферу», игра светотеней, усиливающая эффект движения, сближают его с импрессионистами.

Вторая работа.

В 1900 г. Роден сделал копию для Эдварда Перри Уоррена, эксцентричного американского коллекционера из Льюиса (Англия, Суссекс), имевшего коллекцию древнегреческого искусства.Вместо оригинальной скульптуры Роден предложил сделать копию, за которую Уоррен предложил половину начальной цены в 20000 франков, но автор не уступил. Когда скульптура прибыла в Льюис в 1904 г., Уоррен разместил её в конюшнях позади своего дома, где та оставалась в течение 10 лет.

Наследник Уоррена выставил скульптуру на аукцион, где она не нашла покупателя по своей отправной цене и была снята с продажи. Несколько лет спустя статую одолжила Галерея Тейт в Лондоне. В 1955 г. Тэйт купила эту скульптуру за 7,500 фунтов. В 1999 г., с 5 июня по 30 октября, Поцелуй ненадолго вернулся в Льюис, как часть выставки работ Родена

Третья копия была заказана в 1900 г. Карлом Якобсеном для его будущего музея в Копенгагене. Копия сделана в 1903 г. и стала частью первоначальной коллекции Новой глиптотеке Карлсберга, открытой в 1906 г

"Поцелуй" в мраморе в Новой глиптотеке Карлсберга, Копенгаген.(Третья копия).

С середины 1880-х гг. постепенно меняется манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. На Всемирной выставке 1900 французское правительство предоставило Огюсту Родену целый павильон.

19 января на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии . 12 ноября тяжело заболел Роден. Доктор определил у него воспаление лёгких. . Скульптор умер утром 17 ноября в своём доме в Мёдоне. Похороны прошли там же, на могиле была установлена копия «Мыслителя».

В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора.

В завещании Родена есть такие слова:

«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой
вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину»