Почему опытный городничий поверил хлестакову. Алгоритм написания сочинения

Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Кульминационным моментом комедии Николая Василь­евича Гоголя «Ревизор» становится эпизод, в котором почт­мейстер Шпекин читает всем чиновникам задержанное им письмо Хлестакова. Именно тогда у городничего и других чи­новников раскрываются глаза и они узнают, что приняли за грозного ревизора «елистратишку простого», как называет своего хозяина слуга Осип. Ошеломленный городничий пора­жается своей ошибке: «Сосульку, тряпку принял за важного человека!» И сокрушается: «Ну что было в этом вертопрахе по­хожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизин­ца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор!» Почему же многоопытный городской хозяин, которому, как он сам вспоминает, доводилось обманывать куда более зна­чительных лиц, так опростоволосился? Одна из причин заключается в том, что существующая в России система чинопочитания поселяет в душах людей страх перед вышестоящими. Существуя много лет в этой системе, яв­ляясь ее винтиком, городничий прекрасно усвоил ее принципы, главный из которых: всячески угождать вышестоящим и помы­кать теми, кто ниже тебя на служебной лестнице. Страх перед начальством высокого ранга настолько укоренен, что не нужда­ется в действительных причинах. Как говорит Бобчинский, по­слушав болтовню Хлестакова: «В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху». Ему вторит Добчинский. Когда Анна Андреевна спрашивает его: «Да вам то чего бояться? ведь вы не служите», - тот сознаётся: «Да так, знаете, когда вельможа говорит, чувствуешь страх». И этот страх становится сильнее житейской опытности городничего. При первой встрече с Хлестаковым он еще испытывает не­которые сомнения. Уж очень не вяжется фигура молодого пе­тербургского чиновника с витающим в его сознании образом сурового ревизора: «…ведь какой невзрачный, низенький, ка­жется, ногтем бы придавил его». И поначалу молодость Хлес­такова вызывает у городничего надежду: «Молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху». Затем, после неумеренной похвальбы Хлестакова, чутье не позволяет городничему до конца поверить всем этим россказ­ням: «Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда? (Задумывается.) Да как же и не быть правде? Подгу­лявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на язы­ке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не го­ворится никакая речь». Но страх не дает ему сделать верный вывод из своих наблюдений. Тут в полной мере оправдывает­ся русская пословица: «У страха глаза велики». К этому нужно добавить, что городничему прекрасно изве­стно: высокие чины достаются не тем, кто добился их деловы­ми качествами и служебным рвением, а тем, кто имеет высо­кую протекцию. Поэтому нет ничего невероятного в том, что человек в возрасте Хлестакова может занимать высокую госу­дарственную должность. Главная же причина того, что городничий поверил в значи­тельность Хлестакова, - это его собственная нечистая совесть. Ведь истинный, а не мнимый ревизор обнаружил бы в городе столько злоупотреблений и прямых преступлений власти, что возникающий в сознании городничего призрак Сибири как наказания за его грехи, кажется ему вполне заслуженным. «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» - сокру­шается он, когда узнаёт, что Хлестаков уже так долго находит­ся в городе. А еще, из жалобы слесарши Февроньи Пошлепкиной, мы узнаём, что городничий, нарушив закон, ее мужу «приказал забрить лоб в солдаты», получив взятку от тех, кто должен был идти в рекруты по очередности. Итак, система общественных отношений, основанная на страхе и чинопочитании, а также злоупотребление служебным положением, отягощающее совесть городничего, становятся причинами рокового заблуждения, сделавшего его посмеши­щем всего города.

I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

2. Времяпрепровождение жителей города;

3. Всестороннее изображение государственного правления;

4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

1. Сценический принцип;

2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;

3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

4. Детали городского быта.

IV. Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произ­ведения?

С1 Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?

С1 В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?

С1 Кто из героев одерживает победу в данном «поединке»? (Свой ответ обоснуйте.)

С1 Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

С1 Что имел в виду мудрец, утверждавший, что наказание Ларры - в нем самом?

С1 Почему городничий с такой легкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому?

С1 Чем объясняется базаровская ирония по отношению к представителям старшего поколения?

С1 Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

С1 В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?

С1 Как в данной сцене переплетаются две темы - любовная и социальная?

С1 От чего предостерегает читателей Чехов, показывая жизненный путь доктора Стар­цева?

С1 В чём заключается сущность противоречий в душе Николая Ростова?

С1 Как в небольшом эпизоде из «Тихого Дона» отразилась трагедия Гражданской войны?

С1 С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

С1 Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон?

С1 Какую роль в дальнейшем развитии действия и в судьбах героев «Слова о полку Игореве» играет этот эпизод?

С1 Какое из событий романа описывается в данном фрагменте и ка­кую роль в дальнейшем развитии действия романа «Тихий Дон» играет этот эпизод?

С1 Какая идея, важная для всего произведения, получает развитие в данном фрагменте «Дикого помещика»?

С1 В чем, по-вашему, основная мысль фрагмента и как она перекли­кается с одной из главных проблем романа - проблемой поиска смысла жизни?

С1 Сформулируйте главную тему данного фрагмента и определите, какую роль в романе Ф.М.Достоевского играют выразительные описания жизни и быта героев?

С1 Что является главной темой приведенного выше фрагмента «Слова о полку Игореве» и с какой целью Автор «Слова» включает лири­ческий фрагмент в эпическое повествование о воинском походе?

С1 Какую роль дневниковые записи играют в композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

С1 Почему принимая воинскую присягу, Григорий думает не о воин­ском долге, а о семье и какое развитие эта тема получает в романе?

С1 Какие темы, значимые для всего романа, поднимает Лермонтов в данном фрагменте текста?

С1 В чем смысл конфликта, возникшего в данном эпизоде комедии «Горе от ума»?

С2 В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения предста­вителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с турге­невскими «Отцами и детьми»?

С2 Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А.Н.Островского и чем?

С2 В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И.Фон­визина?

С2 В каких произведениях русской классики отображены идейные столкновения пред­ставителей разных поколений и в чем эти произведения можно сопоставить с тур­геневскими «Отцами и детьми»?

С2 В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чем эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

С2 В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

С2 В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чем эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

С2 В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чем эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

С2 Кто из отечественных писателей обращался к теме отцов и детей и в чем их по­зиция созвучна проблематике тургеневского романа?

С2 В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?

С2 В каких произведениях отечественной классики авторы обращались к теме народ­ного бунта и в чем их можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

С2 В каких произведениях русских писателей дан собирательный образ провинциаль­ного города и в чем он сопоставим с Калиновым?

С2 В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотноше­ний личности и среды и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским «Ионычем»?

С2 В каких произведениях русских писателей изображены герои-предприниматели и в чём этих героев можно сопоставить с чеховским Лопахиным?

С2 В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и в чём эти произведения можно сопоставить с фонвизинской пьесой?

С2 В каких произведения русской литературы герои испытывают мучительные сомнения и в чём их можно сопоставить с толстовским героем?

С2 В каких произведениях русской классики изображается судьба «маленького человека» и в чём эти произведения созвучны роману Ф.М.Достоевского?

С2 В каких произведениях русских писателей изображены картины военного времени и в чём они перекликаются с шолоховским «Тихим Доном»? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М.Горького? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чём их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.Грибоедова? (Приведите 2-3 примера с указанием авторов).

С2 В каких литературных произведениях судьбы героев развивают­ся на фоне масштабных исторических событий, продолжателем каких традиций русской литературы выступил М.А.Шолохов, создав роман-эпопею?

С2 Какова позиция М.Е.Салтыкова-Щедрина по отношению к геро­ям, и какие произведения русской литературы характеризуются схожим отношением авторов к действительности?

С2 Что сближает роман «Война и мир» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленно­го, жестокого предрассудка - дуэли?

С2 Что сближает роман Ф.М.Достоевского «Преступление и нака­зание» с другими произведениями русской литературы, авторы которых создают образы «униженных и оскорбленных»?

С2 Можно ли говорить о связи художественной системы «Слова о полку Игореве» с народной поэзией, и в каких произведениях русской классики присутствуют элементы образности русского фольклора?

С2 С какой проблемой романа перекликаются вопросы, заданные ге­роем самому себе в приведенном выше фрагменте, и как они соотно­сятся с проблематикой других произведений русской классики?

С2 Сопоставьте роман-эпопею М.А.Шолохова «Тихий Дон» с произ­ведениями русской классической литературы, в которых соотно­сятся темы семьи и служения Отечеству?

С2 Почему вопрос о предопределенности судьбы так занимает Печо­рина, и в каких произведениях русской классики затрагиваются подобные вопросы?

С2 Назовите известные вам русские классические комедии и опреде­лите темы, сближающие их с пьесой А.С.Грибоедова.

С3 Что придает центральному образу стихотворения художественную яркость и глу­бину?

С3 Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А.Есенина?

С3 Каким предстает в стихотворении А.А.Блока «Русь» образ Родины?

С3 Каким предстает внутренний мир лирической героини стихотворения М.И.Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)

С3 Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта - опи­сание анчара и рассказ о гибели раба?

С3 Почему размышления B.Л.Пастернака о личности и судьбе сопровождают много­численные образы и детали, связанные с миром театра?

С3 Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

С3 Какой предстает в стихотворении А.А.Блока «идеальная» возлюбленная?

С3 Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение С.А.Есенина к фило­софской лирике?

С3 Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к жанру элегии?

С3 Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу сти­хотворения «Незнакомка»?

С3 Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В.Маяковского «Нате!»?

С3 Каким содержанием наполнен у Блока традиционный для поэзии образ весны?

С3 Каково внутреннее состояние лирического героя Пушкина?

С3 В чём драматизм звучания любовной темы в стихотворении Н.А.Некрасова?

С3 Какие злободневные и «вечные» вопросы поднимает В.В.Маяковский в своём стихотворении?

С3 Что скрывается за «спокойствием» лирической героини стихотворений А.А.Ахматовой?

С3 Какой предстаёт в некрасовском стихотворении жизнь крестьянина – труженика?

С3 Каким предстаёт духовный мир героя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»?

С3 В чём особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А.Есенина?

С3 Определите тему стихотворения А.А.Фета, опираясь на выска­зывание С.Я.Маршака: «Природа у него - точно в первый день творения...».

С3 Каким настроением окрашены чувства лирического героя в сти­хотворении Ф.И.Тютчева «Полдень»?

С3 В каких образах стихотворения «Заря прощается с землею...» во­площены представления Фета о бесконечности бытия?

С3 В каких образах воплощены представления поэта о Родине и ка­кие особенности лирики С.А. Есенина позволяют называть его «поэтом истинно русским»?

С3 Назовите основные темы и мотивы стихотворения А.С.Пушкина «В поле чистом серебрится...».

С3 Каковы, по-вашему, ведущие темы или основные мотивы этого стихотворения А.С.Пушкина?

С3 Какими вам видятся основные мысли и чувства лирического ге­роя стихотворения А.А.Блока «Ветер принес издалека...»?

С3 В каких образах стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь» воплощено представление лирического героя о красоте окружаю­щего мира?

С3 Какие параллели можно провести между образом Гамлета и об­разом лирического героя стихотворения Б.Л.Пастернака?

С3 Можно ли назвать стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая...» философской лирикой? Свой ответ обоснуйте.

С4 В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А.А.Блока?

С4 В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема России и в чем они созвучны стихотворению А.А.Блока?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чем они созвучны стихотворению М.И.Цветаевой?

С4 В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

С4 Кто из русских поэтов близок B.Л.Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? (Дайте ответ с указанием произведений и обоснованием сопостав­лений.)

С4 В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и при­роды и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А.А.Блока?

С4 Какие философские произведения русских поэтов созвучны проблематике есенин­ского стихотворения? (Свой ответ обоснуйте).

С4 Какие произведения русских поэтов, отображающие связь между внутренним ми­ром человека и природой, созвучны лермонтовским «Тучам»?

С4 В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрас­ном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

С4 В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В.Маяковского?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А.А.Блока?

С4 Какие стихотворения русских поэтов близки к пушкинской элегии по своей тематике и в чём проявляется эта близость?

С4 В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви и в чём эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением?

С4 В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В.Маяковского?

С4 В каких произведениях русских поэтов отображён конфликт поэта и эпохи и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А.Ахматовой?

С4 Что составляет главную тему «Несжатой полосы» и какие произведения русских писателей созвучны некрасовскому стихотворению?

С4 Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чём они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения? (Приведите 2-3 примера.)

С4 Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чём эти произведения созвучны есенинскому стихотворению? (Приведите 2-3 примера.)

С4

С4 Какие особенности лирической поэзии Ф.И.Тютчева позволяют называть его «мастером изображения внутреннего мира», и в сти­хотворениях каких русских поэтов можно найти описание тон­чайших состояний души?

С4 В каких произведениях русской поэзии лирический герой раз­мышляет о связи мироощущений человека и природы, и в чем эти произведения созвучны стихотворению А.А.Фета «Вечер»?

С4 Какими чувствами наполнено стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» и каким русским поэтам удалось создать в своих произ­ведениях образ России - Руси?

С4 Почему в творчестве А.С.Пушкина часто появляется образ доро­ги, и в каких произведениях русской литературы также звучит тема выбора жизненного пути?

С4 В чем особенность восприятия мира природы в пейзажной лирике А.С.Пушкина, и какие русские поэты обращались в своем твор­честве к теме природы?

С4 Как в стихотворениях А.А.Блока перекликается душевное состо­яние поэта и состояние окружающего мира, и что сближает его стихотворения с произведениями других русских поэтов - при­знанных мастеров интимной лирики?

С4 Какие стихотворения русских поэтов обращены к родной природе и какие мотивы сближают их со стихотворением «Еще майская ночь»?

С4 В чем видит Б.Л.Пастернак трагедию лирического героя, и какие русские поэты разрабатывали эту же тему в своем творчестве?

С4 В произведениях каких русских поэтов звучат мотивы прощания с юностью, краткости бытия и что сближает их со стихотворени­ем С.А.Есенина?

Проблемные вопросы развёрнутых высказываний на литературную тему.

С5.1 Как в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

С5.2 Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н.Остров­ского «Гроза»).

С5.3 Как в прозе М.А.Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной люб­ви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

С5.1 В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С.Пушкина «Евге­ний Онегин».)

С5.2 Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По рома­ну Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

С5.1 Что дает основание рассматривать пьесу А.С.Грибоедова «Горе от ума» как траги­комедию?

С5.2 Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?

С5.3 Каким предстает «русский труженик-солдат» в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?

С5.1 Почему Софья, героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, - «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

С5.2 Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение JI.H.Толстого о том, что «сущность ее жизни - любовь»?

С5.3 В чем особенность звучания революционной темы в поэзии А.А.Блока?

С5.1 Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».)

С5.2 Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л.Пастернака?

С5.1 Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

С5.2 Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

С5.3 Каким предстает образ родного дома в лирике С.А.Есенина?

С5.1 Чем объясняется неоднозначность отношения Гринёва к «злодею» и «самозванцу» Пугачёву? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

С5.2 Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 В чём своеобразие любовной лирики А.А.Блока?

С5.1 Каким образом в поэме «Слово о полку Игореве» выражена мысль о единении Руси?

С5.3 Кого из героев комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад» можно назвать «недотёпами» и почему?

С5.1 Что дало поэту основание утверждать: «…В мой жестокий век восславил я свободу»? (По лирике А.С.Пушкина).

С5.2 Как в пьесе А.Н.Островского «Гроза» соотносятся поэзия и проза жизни?

С5.3 Как в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» отображён идеал и антиидеал человека?

С5.1 Почему так трагически завершилась дружба Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

С5.2 Что придаёт сатирическим произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина современное звучание?

С5.3 Как в лирике А.А.Блока отобразились прошлое и настоящее России?

С5.1 Что помогает Чичикову располагать к себе «нужных» людей? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

С5.2 Как в поэзии А.А.Фета раскрывается тема возвышенной любви?

С5.3 В чём смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»?

С5.1 Как в лирике В.А.Жуковского проявляются черты романтизма?

С5.2 Как в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» раскрывается тема подлинной и мнимой красоты?

С5.3 В чём схожи и чем отличаются друг от друга первая и последняя сцены пьесы М.Горького «На дне»?

С5.1 В чём причины трагического финала взаимоотношений Печорина и Грушницкого? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Чего больше в проблематике произведений Н.А.Некрасова: вечного или злободневного?

С5.3 Что сближает и что различает жизненные позиции Луки и Сатина? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.2 Справедливы ли слова критика Н.Н.Страхова о том, что «злоба Базарова – это только оборотная сторона его жажды любви к людям»? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)

С5.3 В чём проявляется гуманизм «жестокой прозы» М.А.Шолохова? (По роману «Тихий Дон».)

С5.1 Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Почему для Катерины неприемлем путь Варвары? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

С5.3 Что делает лирическую героиню М.И.Цветаевой «совершенно одинокой»?

С5.1 Что сближает Онегина и Печорина и в чём они различны? (По романам А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

С5.2 Каким представляет мир природы в восприятии лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

С5.3 Почему образ Луки вызывает подчас противоположные оценки читателей, зрителей и критиков? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.1 Печорин: «герой времени» или «скучающий чудак»? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»).

С5.2 Чем, по-вашему, объясняются причины душевного одиночества Катерины, героини драмы А.Н.Островского «Гроза»: особенностями её характера, непониманием со стороны окружающих или тем и другим одновременно?

С5.3 Подтвердите или опровергните мысль современного литературоведа о том, что рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» повествует «не только об отдельном человеке» и любви, но и о России, «о её дореволюционном настоящем и возможном, желаемом будущем».

С5.1 Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».)

С5.2 Что такое, по мысли Л.Н.Толстого, «жизнь настоящая» и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью?

С5.3 Почему мечта ночлежников подняться «со дна» для большинства из них оказывается несбыточной? (По пьесе М.Горького «На дне».)

С5.1 Почему судьба благоволит простосердечному Гринёву, а не расчётливому Швабрину? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

С5.2 В чём необычность изображения мира природы в лирике Ф.И.Тютчева?

С5.3 Почему Григорий Мелехов так и не нашёл своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».)

С5.1 Как смысл эпиграфа к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?

С5.2 «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Свой ответ аргументируйте. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

С5.3 Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль».)

С5.1 Почему комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспи­тания»?

С5.2 Кого из героев романа «Война и мир» - Пьера Безухова или Анд­рея Болконского - можно считать любимым героем JI.H.Толсто­го? Свое мнение обоснуйте.

С5.3 В чем, по-вашему, особенность мироощущений лирической геро­ини стихотворений М.И.Цветаевой?

С5.1 Согласны ли вы с утверждением самого А.С.Грибоедова о том, что «в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего чело­века»? Свое мнение обоснуйте (по пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»).

С5.2 Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - история трагической судьбы - женщины или социально-политическая драма?

С5.3 Почему чувства и переживания лирического героя ранних произ­ведений В.В.Маяковского всегда драматичны?

С5.1 Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличе­ния в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

С5.2 Какую роль в судьбах своих детей сыграл старый князь Болкон­ский? (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир».)

С5.3 Почему лирические произведения А.Т.Твардовского называют «стихами-раздумьями»?

С5.1 В чем, по-вашему, истинная причина взаимной неприязни Печо­рина и Грушницкого (по роману M.IO.Лермонтова «Герой нашего времени»)?

С5.1 В чем, по-вашему, смысл эпиграфа к первой главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«И жить торопится, и чувствовать спешит».

Князь Вяземский

С5.2 Почему действие полемического, полного жизни и борьбы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» завершается описанием сельского кладбища?

С5.3 В чем заключаются представления Луки о «правде и лжи» и почему эти представления неприемлемы для Сатина (по пьесе М. Горького «На дне»)?

С5.1 Серьезно или иронично звучит название романа М.Ю.Лермонто­ва «Герой нашего времени»? Свое мнение обоснуйте.

С5.2 Как вы понимаете смысл названия поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

С5.3 Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? (По пье­се М.Горького «На дне».)

С5.1 Зачем Н.В.Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни «трудолюбивого хозяина» Плюшкина (по поэме Н В.Гоголя «Мертвые души»)?

С5.2 Что, по-вашему, объединяет лирические стихотворения Ф.И.Тют­чева «Есть в светлости осенних вечеров», «Как весел грохот летних бурь», «Весенняя гроза» с поэзией А.А.Фета?

С5.1 Зачем Н.В.Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» исто­рию жизни Чичикова (по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)?

С5.2 На какие особенности поэзии Ф.И.Тютчева указывал Н.А.Не­красов, назвавший поэта «величайшим лириком на земле»?

С5.3 В чем, по-вашему, смысл выражения «жить не по лжи» (по рас­сказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)?

С5.1 Почему именно в финале шестой главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэ­зией и романтизмом?

С5.2 Ф.И.Тютчев писал о природе, писал о любви, почему же его лири­ческие стихотворения в литературоведении традиционно называ­ют философской лирикой?

С5.3 В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

С5.2 Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир»,JI.H.Тол­стой намеренно избегает героизации образа полководца?

С5.3 О чем предупреждает читателей А.П.Чехов в своем рассказе «Ионыч»?


Городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому по нескольким причинам. Самой главной является страх городничего, который затмил его разум; вместо того, чтобы усомниться в словах болтунов, герой начинает думать о произошедших за время пребывания Хлестакова беспорядках в городе N: он вспоминает, что за последние две недели была «высечена унтер-офицерская жена», что «арестантам не выдавали провизии»… Боязнь того, что ревизор видел эти нарушения и доложит о них в Петербург настолько сильно повлияла на городничего, что он не мог думать ни о чём другом.

Второй немаловажной деталью является тот факт, что Хлестаков ведёт себя так же, как и должен вести себя ревизор: он отказывается платить за номер и еду, заглядывает в чужие тарелки, поселяется в самом дешёвом номере. И если читатель понимает, что герой так поступает из-за собственной бедности, то городничий с Добчинским и Бобчинским видят в этих поступках намерение найти как можно больше нарушений, происходящих в городе N.

Нравы чиновничества изображены во многих произведениях отечественной классики, одним из которых является пьеса А.С.

Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении чиновники, как и в гоголевском «Ревизоре», изображены людьми необразованными и жаждущими получить как можно больше денег, как можно высший чин. Однако если в пьесе Н. Гоголя чиновники оказываются высмеяны и наказаны за свои пороки, то фамусовское общество остаётся не наказанным.

А.П. Чехов также изображал нравы чиновничества. Героя рассказа «Смерть чиновника», Червякова, и гоголевских персонажей, объединяет то, что они очень боятся вышестоящих чиновников. Однако если такое отношение героев «Ревизора» к начальству обосновано страхом наказания за казнокрадство и недобросовестное отношение к своим обязанностям, то Червякову, наоборот, страшно оказаться без наказания. Чеховский герой буквально не может жить без наказания за то, что он чихнул на лысину генерала Бризжалова.

Обновлено: 2018-08-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому? В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?
3. Почему опытный городничий поверил в " значительность " Хлестакова? (по комедии Гоголя "Ревизор").
Для уездных чиновников петербургский ревизор – это прежде всего высокий чин. Документы свидетельствуют: ревизии осуществляли, как правило, сенаторы и флигель-адъютанты. Отсюда двойная власть ревизора: его собственного высокого чина и еще более высокого у тех, кто посылает ревизовать. Если прибавить к этому местное, уездное чинопочитание, можно представить, в какой атмосфере формировалась психология провинциального обывателя, служилый он человек или нет. "Электричества чин" в таких условиях и рождал "силу всеобщего страха" в уездном городке.
Но не только в нем. Хлестаков ведь тоже имеет звание, и поскольку оно невысокое – коллежский регистратор ("елистратишка"), оно не может вырвать человека из плена вечного состояния испуга (да и какое звание, кроме царского, могло вырвать?).
Это и объединяет Хлестакова с городничим и другими уездными чиновниками, и их общий страх становится основой всего драматургического действия в "Ревизоре". Городничий боится Хлестакова, но и Иван Александрович в таком же страхе перед уездным градоначальником. Надо понять глубину мысли Гоголя о странном внутреннем сходстве людей, рожденном неестественным чувством, чтобы оценить сатирический гротеск писателя, с комическими подробностями воссоздающего, в сущности, нелепую, анекдотическую историю.
В чем оправданность гротеска? Мотивирован ли реалистически анекдотический сюжет? Суетливость городничего перед Хлестаковым, его затянувшееся заблуждение насчет истинной сановной ценности "елистратишки", а с другой стороны, поразительные метаморфозы Ивана Александровича – от униженной просительности тона до наглого, беззастенчивого фанфаронства – все истинная человеческая и художественная правда. Гоголь гениально угадал те, пользуясь выражением Щедрина, "готовности", которые есть или могут быть в человеческой натуре. Готовность к слепой вере, готовность к мимикрии, ко всему, что хочет среда.
Уездная среда требует (такова ее собственная психологическая "готовность"), чтобы столичная "штука" возвышалась над нею, и Хлестаков, при всем своем легкомыслии знающий правила этой социальной "игры", радостно идет навстречу подобному желанию. И чисто хлестаковская бесшабашность, безудержное вранье – все сходит с рук герою, ибо среда уже покорена мимикрией Ивана Александровича, быстро сумевшего ей "соответствовать" в деталях бытового поведения, а с другой стороны – исступленно жаждет фантастического сочинительства (в нем – и вера и мечта маленького уездного человека).
Гоголь именно так характеризовал Хлестакова: "Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор".
Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной. Течение могло быть иным, и ему подчинился бы Иван Александрович. Он готов ко всему: собственная духовная стертость, обезличенность могут сотворить в его сознании как вполне реальную и картину предельного унижения. В словах об унтер-офицерской вдове, которую высекли, он способен услышать намек на подобную экзекуцию его, Хлестакова. Несоразмерность вины (задолженность за гостиницу) и наказания не приходят в голову, тут – опять всесилие чувства некоей постоянной вины и постоянного страха "елистратишки".
Но воля среды иная, и замысел драматурга иной: дать художественный портрет целого города, большого объединения охваченных страхом людей – и судьба Хлестакова такова, какой ее знают читатели и зрители почти полтора столетия.
Внутренний мотив основного действия в "Ревизоре", "оправдывающий" все внешне неправдоподобные сюжетные эпизоды – безудержное стремление городничего и Хлестакова стать выше чином. Сквозник-Дмухановский прямо выражает свою мечту, и Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, "сыграть роль чином выше своего собственного". Разница лишь в формах поведения. И также только внешне отличаются их конкретные идеалы и различна читательская реакция на них. Генеральское будущее городничего просто устрашает, "государственная" деятельность Хлестакова вызывает лишь улыбку. Но Гоголь предупреждает: различия эти несущественны, нельзя заблуждаться насчет комической хлестаковщины – она вовсе не безобидна. Недаром городничий с восторгом слушает речи Ивана Александровича – в них он видит собственную реализованную мечту.
И это единство Хлестакова и городничего рождает трагикомический гротеск пьесы, делает понятной маловероятную ситуацию, когда молодого пустомелю принимают за государственного сановника.
Есть и другой художественный мотив, сходный с тем, что мы видели в "Носе": сюжетная гротескность должна передать нелепость общественного правопорядка, когда владение большим чином достигается не по разумному человеческому закону, не по истинной духовной ценности личности, а, в сущности, по случайной прихоти судьбы.
Гоголь комедийно заостряет эту мысль. Хлестаков, по словам автора, "будучи сам неоднократно распекаем, он это должен мастерски изобразить в речах", быстро входит в роль, искусно и даже с блеском (по провинциальным нормам) представляет грозного вельможу. Этот игровой, гротескный момент очень содержателен: здесь – прозрачный намек на случайность, полную необоснованность, психологическую, интеллектуальную, появления значительных лиц.
Мы знаем – и Гоголю это было прекрасно известно, – что в таком появлении была социальная логика, но ему, гуманисту и просветителю, было важно сказать: истинный разум признает ее нелогичность, невероятность ее результатов.
Противоречие между сущим и должным и зафиксировано в "Ревизоре". Разве не странно, что в "сборном городе" вместе с Сквозник-Дмухановским истинными хозяевами чувствуют себя такие монстры, как судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника и смотритель училищ Хлопов? Нелепо и безумно их существование в этой роли, как жестоко-нелепа организация жизни, созданная такими "отцами города". Их власть реальна, но, с точки зрения Гоголя, и призрачна.
Гротеск в "Ревизоре" прекрасно выражает идею "призрачности", но он реалистичен в своей основе и в каждой подробности. Своеобразие его в том, что его главный, комический элемент постоянно "соседствует" с пафосом трагического. Читая пьесу, мы все время представляем, что вполне реален настоящий ревизор, и даже почти с той полнотой власти, какая рисуется в разгоряченном воображении Ивана Александровича, только без буффонадного хвастовства, но зато с мрачной суровостью, еще более устрашающей. И вовсе не пустым прожектерством кажутся иногда мечтания Антона Антоновича о генеральстве с естественной придачей в виде одного из "первых домов в столице" и с единственной возможной формой использования этого генеральства: безграничной, тяжкой властью над слабыми мира сего.
Такая многослойность содержания "Ревизора" удивительна. Хотя перед нами типичный уездный город России, бытие которого протекает в какой-то странной изолированности от государства, постоянно думаешь о последнем: его образ рисуется в комедии. Это чиновничий мир всей страны крутится в страшном и шутовском хороводе, управляемом самодержавным ревизором. Такое предельное обобщение нельзя было не заметить сразу, и оно было замечено, как известно, самим царем, побывавшим на первом представлении комедии 19 апреля 1836 года на сцене Александрийского театра ("Всем досталось, а мне – больше всех", – будто бы произнес Николай I).
Где скрыта столь обобщающая сила "Ревизора"? И в сюжете конечно, и в конкретном смысле речей, произносимых персонажами, но прежде всего – в структуре характеров. Поверхностный взгляд может констатировать их однолинейность, внимательный читатель заметит психологическое богатство, динамизм. Они не выступают в пьесе простыми иллюстрациями данного уклада или авторского представления о нем, как это могло бы быть в драматургии классицизма.
"Ревизор" – подлинная комедия характеров. Знаменитая "немая сцена" в конце пьесы – это конец психологических функций персонажей, исчерпанность их динамизма. Здесь уже звучит итоговая авторская мысль, предупреждение об устрашающем возмездии. Так и трактовал сам Гоголь эту сцену. В "Развязке "Ревизора" он писал: "Самое это появленье жандарма, который, точно какой-то палач, является в дверях, это окамененье, которое наводят на всех его слова, возвещающие о приезде настоящего ревизора, который должен всех их истребить, стереть с лица земли, уничтожить вконец, – все это как-то необъяснимо страшно".

Николай Васильевич Гоголь не нуждается в представлении. Он известен, в частности, тем, что боролся с недостатками современного ему общества с помощью смеха. В 1835 году Гоголь задумал сочинить пьесу, где были бы представлены истинно русские пороки и характеры. Так в 1836 году родилась комедия "Ревизор". Главный герой ее - Хлестаков Иван Александрович. Сегодня мы поговорим о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, большого чиновника из Петербурга. Ведь, казалось бы, истинное его положение в обществе нетрудно было разгадать.

Весть о скором прибытии ревизора

Для того чтобы ответить на вопрос о том, почему Хлестакова приняли за ревизора, необходимо обратиться к самому началу произведения. Комедия Гоголя начинается тем, что Антон Антонович, городничий, собирает вместе чиновников и говорит, что у него есть для всех "пренеприятное известие". Оказывается, вскоре должен приехать из Петербурга ревизор с проверкой. При этом неизвестно, как он будет выглядеть и когда именно собирается приехать. Эта новость, естественно, повергла в шок чиновников города N. Она внесла некоторую сумятицу в их размеренную и ленивую жизнь.

Положение дел в городе N

Следует сказать, что чиновники были мздоимцами. Каждый из них озабочен лишь тем, как бы получить больше денег. Создается впечатление, что в то время в городе N обычными вещами были расходование чиновниками городской казны и получение взяток. Даже закон был против этого бессилен.

Городничий, например, оправдывался тем, что жалование его было недостаточным. Его якобы не хватало даже на чай с сахаром. Что же касается городского судьи, тот и вовсе не считал, что является взяточником, поскольку брал не деньгами, а щенками. Отличился и почтмейстер города N. Для получения информации он вскрывал чужие письма.

Безусловно, такое безответственное отношение чиновников к служебным обязанностям в итоге привело к тому, что город пришел в запустение. Ясно, что новость о предстоящей проверке всполошила местную верхушку власти. Неудивительно, почему Хлестакова приняли за ревизора в этой суматохе.

Подготовка к прибытию ревизора

Ожидая прибытия начальства с проверкой, каждый из чиновников принялся судорожно вспоминать, что необходимо сделать. Наконец-то все они начали предпринимать попытки навести порядок в своих ведомствах. Работы было очень много. Слуги в здании суда сушили белье и развели гусей. Больные в местной больнице курили табак и носили грязную одежду. Церковь должны были построить уже давно, 5 лет назад, однако ее открытие не состоялось. Городничий велел всем говорить, что пожар разрушил это здание. Приказано было снести старый забор, находящийся возле сапожника. На его место велено было поставить макет из соломы. Городничий Антон Антонович сам, глядя на такое плачевное состояние дел, самокритично признавал, что это "скверный город".

Прибытие Хлестакова

Городские чиновники, конечно же, боялись вышестоящего начальства. Поэтому они готовы были увидеть проверяющего из столицы в любом приезжем. Вот почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора. Когда распространился слух о том, что в гостинице города N уже давно живет какой-то неизвестный, все решили, что этот незнакомец непременно должен был быть ревизором. К тому же Хлестаков Иван Александрович (так звали гостя) прибыл из Петербурга и одет был по самой последней столичной моде. Действительно, зачем жителю столицы приезжать в уездный город? Ответ может быть лишь один: для осуществления проверки! Надеемся, вам теперь ясно, почему чиновники Хлестакова приняли за ревизора.

Встреча "ревизора" с городничим

Весьма любопытна встреча Ивана Александровича с городничим. Последний в панике надел вместо шляпы себе на голову коробку. Городничий раздавал на ходу последние поручения своим подчиненным перед встречей с важным гостем.

Комичность сцены встречи этих героев заключается в том, что оба они опасаются. Хлестакову пригрозил трактирщик, что сдаст его городничему, и его посадят в тюрьму. И вот появляется городничий... Оба героя боятся друг друга. Иван Александрович к тому же громко кричит и горячится, что заставляет его гостя трястись от страха еще сильнее. Городничий пытается дать ему взятку, чтобы задобрить, приглашает "ревизора" пожить у себя. Встретив неожиданно радушный прием, Хлестаков успокаивается. Иван Александрович сначала даже не подозревает, кем его считает городничий. Он не сразу задумывается о том, почему его приняли так тепло. Хлестаков совершенно искренен и правдив. Он оказался простодушнее, а не хитрее, ведь он не собирался сначала обманывать. Однако городничий полагает, что ревизор таким образом пытается скрыть, кто он есть на самом деле. Если бы Иван Александрович был сознательным лгуном, у него было бы намного больше шансов быть разгаданным и понятым. То, как приняли Хлестакова за ревизора, весьма показательно. Всеобщий страх не дал чиновникам и городничему открыть глаза.

Как Хлестаков в комедии "Ревизор" играл свою роль

Заметим, что и в дальнейшем Иван Александрович не растерялся. Навязанную обстоятельствами роль он исполнил великолепно. Сначала Хлестаков подумал, увидев чиновников и городничего, что они прибыли, дабы за неуплату долга за гостиницу посадить его в тюрьму. Однако затем догадался, что его приняли за какое-то высокопоставленное должностное лицо. И Иван Александрович оказался не прочь этим воспользоваться. Сначала он с легкостью взял денег в долг у каждого из городских чиновников.

Хлестаков в комедии "Ревизор" сделался уважаемым человеком и желанным гостем в любом доме. Он очаровал дочку и жену городничего, а дочке даже предложил выйти за него замуж.

Сцена вранья

Сцена вранья Ивана Александровича - кульминационный момент произведения. Хлестаков в роли ревизора, изрядно выпив, рассказывает о том, что в столице у него отличное положение. Он знаком с Пушкиным, обедает с министром, является незаменимым служащим. А в свободное от работы время Хлестаков якобы пишет музыкальные и литературные произведения.

Кажется, что из-за своего вранья он вот-вот будет разоблачен, однако местная публика ловит каждое его слово и верит во всевозможные нелепицы. Осип, слуга Ивана Александровича, оказывается единственным, кто понял совершенную Хлестаковым ошибку. Опасаясь за своего господина, он увозит его из города N.

Обман обнаруживается

Каково же пришлось городским чиновникам, когда они обнаружили, что их обманул какой-то мелкий служащий, прибывший из Петербурга! В пьесе далее завязывается драка между ними. Каждый из них стремится выяснить, кому не удалось распознать самозванца, почему Хлестакова приняли за ревизора. Однако злоключения чиновников города N на этом не заканчиваются. Ведь поступает известие о том, что приехал настоящий ревизор! Этим и завершается пьеса.

Положительный герой пьесы

Николая Васильевича нередко упрекали в том, что в его произведении отсутствуют положительные герои. Гоголь отвечал на это, что один такой персонаж все же есть - это смех.

Итак, мы ответили на вопрос: "Почему Хлестакова приняли за ревизора?" Кратко подытоживая сказанное выше, отметим, что страх - основная причина всеобщей ошибки. Именно он является двигателем сюжета в произведении Гоголя и создает ситуацию заблуждения. Именно страх лишиться теплых мест и боязнь проверки порождает в которую попали абсолютно все персонажи комедии.