Повесть печальный детектив. Роман в

Виктор Петрович Астафьев

«Печальный детектив»

Сорокадвухлетний Леонид Сошнин, бывший оперативник уголовного розыска, возвращается из местного издательства домой, в пустую квартиру, в самом дурном расположении духа. Рукопись его первой книги «Жизнь всего дороже» после пяти лет ожидания наконец-то принята к производству, но это известие не радует Сошнина. Разговор с редакторшей, Октябриной Перфильевной Сыроквасовой, которая пыталась высокомерными замечаниями унизить автора-милиционера, осмелившегося называться писателем, разбередил и без того мрачные мысли и переживания Сошнина. «Как на свете жить? Одинокому?» — думает он по дороге домой, и мысли его тяжелы.

В милиции он своё отслужил: после двух ранений Сошнин отправлен на пенсию по инвалидности. После очередной ссоры от него уходит жена Лерка, забрав с собой маленькую дочурку Светку.

Сошнин вспоминает всю свою жизнь. Он не может ответить на собственный вопрос: почему в жизни так много места горю и страданию, но всегда тесно любви и счастью? Сошнин понимает, что среди прочих непостижимых вещей и явлений ему предстоит постигать так называемую русскую душу, и начинать ему надо с самых близких людей, с эпизодов, свидетелем которых он был, с судеб людей, с которыми сталкивала его жизнь… Почему русские люди готовы пожалеть костолома и кровопускателя и не заметить, как рядом, в соседней квартире, умирает беспомощный инвалид войны?.. Почему так вольно и куражливо живётся преступнику средь такого добросердечного народа?..

Чтобы хоть на минуту отвлечься от мрачных дум, Леонид представляет, как придёт домой, сварит себе холостяцкий обед, почитает, поспит маленько, чтобы хватило сил на всю ночь — сидеть за столом, над чистым листом бумаги. Сошнин особенно любит это ночное время, когда он живёт в каком-то обособленном, своим воображением созданном мире.

Квартира Леонида Сошнина находится на окраине Вейска, в старом двухэтажном доме, где он и вырос. Из этого дома отец уходил на войну, с которой не вернулся, здесь умерла к исходу войны и мать от тяжёлой простуды. Леонид остался с сестрой матери, тёткой Липой, которую с детства привык звать Линой. Тётка Лина после смерти своей сестры перешла на работу в коммерческий отдел Вейской железной дороги. Этот отдел «пересудили и пересажали разом». Тётка пыталась отравиться, но её спасли и после суда отправили в колонию. К этому времени Леня уже учился в областной спецшколе УВД, откуда его чуть и не выгнали из-за осуждённой тётки. Но соседи, и главным образом однополчанин отца Лавря-казак, походатайствовали за Леонида перед областным милицейским начальством, и все обошлось.

Освободилась тётка Лина по амнистии. Сошнин уже поработал участковым в отдалённом Хайловском районе, откуда привёз и жену. Тётя Лина успела перед смертью понянчить дочку Леонида, Свету, которую считала внучкой. После смерти Лины перешли Сошнины под покровительство другой, не менее надёжной тётки по имени Граня, стрелочницы на маневровой горке. Тётя Граня всю жизнь занималась чужими детьми, и ещё маленький Леня Сошнин постигал в своеобразном детском саду первые навыки братства и трудолюбия.

Однажды, уже после возвращения из Хайловска, Сошнин дежурил с нарядом милиции на массовом гулянье по случаю Дня железнодорожника. Четверо упившихся до потери памяти парней изнасиловали тётю Граню, и если бы не напарник по патрулю, перестрелял бы Сошнин этих пьяных, спавших на лужайке молодцов. Их осудили, и после этого случая тётя Граня стала избегать людей. Однажды она высказала Сошнину страшную мысль о том, что, осудив преступников, тем самым погубили молодые жизни. Сошнин накричал на старуху за то, что она жалеет нелюдей, и стали они сторониться друг друга…

В грязном и заплёванном подъезде дома к Сошнину пристают трое выпивох, требуя поздороваться, а потом и извиниться за своё непочтительное поведение. Он соглашается, пытаясь охладить их пыл миролюбивыми репликами, но главный из них, молодой бугай, не успокаивается. Разгорячённые спиртным, парни набрасываются на Сошнина. Он, собравшись с силами — сказались раны, больничный «отдых», — побеждает хулиганов. Один из них при падении ударяется головой об отопительную батарею. Сошнин подбирает на полу нож, шатаясь, идёт в квартиру. И сразу звонит в милицию, сообщает о драке: «Одному герою башку об батарею расколол. Если че, не искали чтоб. Злодей — я».

Приходя в себя после случившегося, Сошнин опять вспоминает свою жизнь.

Они с напарником преследовали на мотоцикле пьяного, угнавшего грузовик. Смертельным тараном грузовик мчался по улицам городка, уже оборвав не одну жизнь. Сошнин, старший по патрулю, принял решение пристрелить преступника. Его напарник выстрелил, но перед смертью водитель грузовика успел столкнуть мотоцикл преследовавших милиционеров. На операционном столе Сошнину чудом спасли от ампутации ногу. Но он остался хромым, долго и тяжело учился ходить. Во время выздоровления следователь долго и упорно мучил его разбирательством: правомерно ли было применение оружия?

Вспоминает Леонид и о том, как повстречал свою будущую жену, спасая её от хулиганов, которые пытались прямо за киоском «Союзпечать» снять с девушки джинсы. Вначале жизнь у них с Леркой шла в покое и согласии, но постепенно начались взаимные упрёки. Особенно не нравились жене его занятия литературой. «Экий Лев Толстой с семизарядным пистолетом, со ржавыми наручниками за поясом…» — говорила она.

Вспоминает Сошнин о том, как один «взял» в гостинице городка залётного гастролёра, рецидивиста Демона.

И наконец, вспоминает, как спившийся, вернувшийся из мест заключения Венька Фомин поставил окончательный крест на его карьере оперативника… Сошнин привёз дочку к родителям жены в дальнюю деревеньку и уже собирался возвращаться в город, когда тесть сообщил ему, что в соседней деревушке пьяный мужик запер в сарае старух и грозит поджечь их, если те не выдадут ему десять рублей на опохмелье. Во время задержания, когда Сошнин поскользнулся на навозе и упал, испуганный Венька Фомин и всадил в него вилы… Сошнина едва довезли до больницы — и едва миновал он верной смерти. Но второй группы инвалидности и выхода на пенсию миновать не удалось.

Ночью Леонида будит ото сна страшный вопль соседской девчонки Юльки. Он спешит в квартиру на первом этаже, где Юлька живёт со своей бабкой Тутышихой. Выпив бутылку рижского бальзама из гостинцев, привезённых Юлькиным отцом и мачехой из прибалтийского санатория, бабка Тутышиха уже спит мёртвым сном.

На похоронах бабки Тутышихи Сошнин встречает свою жену с дочкой. На поминках они сидят рядом.

Лерка со Светой остаются у Сошнина, ночью он слышит, как за перегородкой сопит носом дочь, и чувствует, как рядом, несмело к нему прижавшись, спит жена. Он поднимается, подходит к дочери, поправляет у неё подушку, прижимается щекой к её голове и забывается в каком-то сладком горе, в воскрешающей, животворящей печали. Леонид идёт на кухню, читает «Пословицы русского народа», собранные Далем, — раздел «Муж и жена» — и удивляется мудрости, заключённой в простых словах.

«Рассвет сырым, снежным комом вкатывался уже в кухонное окно, когда насладившийся покоем среди тихо спящей семьи, с чувством давно ему неведомой уверенности в свои возможности и силы, без раздражения и тоски в сердце Сошнин прилепился к столу, поместил в пятно света чистый лист бумаги и надолго замер над ним».

Леонид Сошнин шел домой опустив голову, погруженный в свои безрадостные черные мысли. Он вспоминал прожитое и пытался понять, почему в сорок два года остался у разбитого корыта, чем заслужил такую печальную участь. Сошнин чувствовал себя старой никому ненужной вещью, которая отслужила свой срок. Всё осталось в прошлом – и работа в угрозыске, и счастливая семейная жизнь с любимой женой и дочерью. Попытки самовыражения бывшего оперативника никто не воспринимал всерьез, редактор Сыроквасова приняла к производству его книгу «Жизнь всего дороже», но осыпала автора унизительными насмешками. По мнению окружающих, милиционер и писатель никак не могли уживаться в одном человеке, это просто выходило за рамки их восприятия реальности.

Сошнин не мог ответить на собственные вопросы. Он решительно не понимал, почему в жизни большинства людей балом правят страдания и горе, а любовь и счастье недолго играют свои роли и навсегда уходят со сцены.

Леониду нравилось сидеть ночами над чистым листом бумаги, мысленно создавая свой собственный воображаемый мир. Он философствовал и творил в старом доме на окраине Вейска. Там же прошло его детство, там умерла от тяжелой болезни мать, ушел на войну отец… У Сошнина осталась только тёткаЛина, которую несправедливо осудили и отправили в колонию. Она пыталась свести счеты с жизнью и приняла яд, но ее откачали - избежать заключения не удалось. Из-за этого инцидента Сошнин чуть не вылетел из областной спецшколы УВД, но однополчанин отца Лавря-казак спас положение, замолвив за него словечко перед милицейским начальством области. Заботы о сироте взяла на себя тетя Граня, которая всю жизнь воспитывала чужих ребятишек.

Леня уже трудился на должности участкового Хайловского района, когда Лину отпустили по амнистии.

Много печальных событий проносилось перед мысленным взором бывшего оперативника. Злой рок не пощадил даже старую добрую тетку Граню - её изнасиловали пьяные в стельку гуляки, а Сошнин чуть не учинил самосуд над провинившимися парнями. Несмотря ни на что, Леонид всегда пытался решать конфликты мирным путем, хотел торжества справедливости, но жизнь не щадила его и преподносила неприятные сюрпризы. Преступники бросались на него в подворотнях, пытались раздавить вместе с мотоциклом на грузовике, оперативник давал отпор, но снова и снова получал тяжелые ранения, «отдыхал» на больничной койке.

Казалось, что фортуна наконец-то улыбнулась Сошнину, когда он спас от насильников свою будущую жену Леру. Сыграли свадьбу, молодые жили душа в душу и у них родилась дочурка Светлана, но радость недолго царила в их доме. Жена не могла понять увлечения супруга литературой и шутливо называла его «Толстой с семизарядным пистолетом». Постепенно взаимные упреки всё больше отравляли семейную жизнь и однажды Лера забрала дочурку и ушла.

Печальным эпизодом закончилась милицейская карьера Леонида: бывший заключенный Венька Фомин проткнул оперативника вилами, заставил взглянуть смерти прямо в лицо. Сошнин чудом остался жив, но избежать инвалидности не удалось, пришлось идти на пенсию.

На похоронах соседки Леня встретил свою жену, рядом с ней сидел на поминках. Лерка с дочкой остались ночевать в старой квартире, а Сошнин не сомкнул глаз, склонился над чистым листом бумаги, наслаждаясь покоем своей мирно спящей семьи.

«Жестокий» реализм В. Астафьева (по повести «Печальный детектив»)

Оперативник на пенсии по инвалидности Леонид Сошнин приходит в редакцию, где практически утвердили к печати его рукопись. Вот только главный редактор Октябрина (светоч местной литературной элиты, сыплющая цитатами известных писателей) в разговоре с ним высказывает свое презрение к непрофессионализму литератора-пенсионера. Оскорбленный Леонид возвращается домой с тяжелыми мыслями, он вспоминает свою карьеру, думая, почему русские люди готовы из мнимого милосердия потворствовать бандитам.

Например, его тетка, которую, к несчастью, изнасиловали, страдает от угрызений совести, ведь она "засудила" тех, хоть и молодых, но подонков. Или он вспоминает, как пришлось застрелить пьяного и агрессивного водителя грузовика, который уже сбил множество невиновных человек, не подчинялся приказам милиции, а сам Леонид из-за него чуть ногу не потерял, так после всего этого кошмара Сошину пришлось пройти через служебное расследование из-за применения табельного оружия. Так он вспоминает, размышляет, а после непростого общения с семьей, под утро садится за белый лист бумаги, он готов творить.

История "печального детектива" состоит из воспоминаний бывшего оперативника, нынешнего пенсионера и будущего писателя - Леонида, которые сводятся к вопросу о противлении злу, глобально. В частности, это вопросы преступлений и наказаний в его уездном городе. Начинается произведение Астафьева со сцены в редакции, куда героя пригласили после нескольких лет рассмотрения его рукописи. Главный редактор (озлобленная одинокая женщина) пользуется своим положением, чтобы говорить со взрослым мужчиной пренебрежительно. Леонид чувствует себя оскорбленным, но даже Сама Октябрина чувствует, что перешла границы. Вроде бы, она пытается сгладить неприятную ситуацию, но настроение Сошнина испорчено.

В дурном расположении духа он возвращается к себе домой. Смотрит на свой неуютный район, что никому б не придало оптимизма. Грустные мысли нахлынули на героя, воспоминания, тоже большей частью грустные, беспокоят его. Рано пришлось оперативному работнику уйти на пенсию. Поехал в деревню, а к нему (как к доктору) обратились за помощью. У соседей пьяный закрыл в сарае двух старух и обещает их поджечь, если они не дадут ему рублей десять, чтобы опохмелиться. Вот так часто приходилось Сошнину иметь дело с пьяными и дураками... а в этот раз пьяница, испугавшись, с дуру воткнул в упавшего оперативника вилы.

Леонида еле спасли! Но с инвалидностью пришлось уходить на пенсию. Когда Леня учился еще в школе милиции его тетку Лину чуть не арестовали. Она воспитывала его с детства, во всем себе отказывая. Тут повезло - устроилась в бюджетный отдел, сразу появились деньги, дорогие вещи, дефицитные продукты. Да, она стала воровать - ради воспитанника. Его изначально направляла в школу милиции, ведь чувствовала, что самой ей ничего хорошего ждать не приходится. Когда пришли ее "забирать", она стояла на коленях и рыдала. Вся эта история стала стрессом для юного Леонида. Тогда, хотя его чуть не отчислили из школы, он поклялся бороться с преступностью, ведь бандиты, кроме обычных преступлений, еще и сбивают добрых людей, как его тетка, с пути.

Картинка или рисунок Печальный детектив

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шолохов Коловерть

    Рассказ М. Шолохова «Коловерть» описывает события Гражданской войны. В народе в тот период произошёл раскол на сторонников «красных» и «белых».

  • Краткое содержание Шукшин Критики

    Несмотря на небольшой объем произведения Василия Шукшина-Критики, автор удачно описывает момент из жизни деда и маленького внуку, показывая их характер и донося смысл до читателя. Рассказ начинается с описания главных героев, был дед, ему было 73 года

  • Краткое содержание Золотой жук Эдгар Аллан По

    Рассказчик повести знакомится с очень интересным и необычным человеком Вильямом Леграном. Вильям является главным героем этой повести. Некогда это был очень богатый человек, однако неудачи, следовавшие одна за другой привели его к нищете

  • О Генри

    Свое творчество писатель О. Генри начал еще в тюрьме. Отбывая срок за растрату, там он написал свой первый рассказ. Писатель стеснялся издаваться под своей настоящей фамилией Портер и выдумал себе новую фамилию О. Генри.

  • Краткое содержание На горке Носова

    Весь день ребятишки сооружали во дворе снежную горку. Полив её обильно водой, побежали пообедать. Котька Чижов им не помогал, только наблюдал из окна за происходящим. Но кататься ему хотелось, поэтому, когда все ушли, выскочил на улицу

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001). Книги В. Астафьева «Царь-рыба» (1976), «Печальный детектив» (1986) отличаются острой постановкой проблем экологии природы и экологии души.

«Царь-рыба»: анализ произведения

«Царь-рыба» — книга о человеке и его отношениях с миром людей и природы, наполненная мудрыми обобщениями. Писатель говорит о том, что сотворенное человеком зло возвращается к нему, жизнь мстит за нарушение справедливости. Автор обращается к библейским истинам и находит им подтверждение в сегодняшней реальности. Он говорит об одиночестве человека, о трагичности его существования, о его незащищенности в этом мире.

Одна из важнейших тем в этом произведении — тема человека и природы. Хищническое отношение к природе — браконьерство — определяет суть человеческого характера и руководит им и в семье, и в обществе. Жертвами браконьера становятся его близкие и общество в целом. Он сеет вокруг себя зло. Таков в книге Командор. Писатель обращает наше внимание на то, что многие люди не воспринимают браконьерство как волчью философию жизни. В их глазах удачливый браконьер — герой и победитель, а победа будто бы списывает грехи. Автор убедительно показывает, что это далеко не так, расплата за надругательство над природой и человеческими законами настигнет любого.

Книгу «Царь-рыба» В. Астафьева называют романом. С этим можно согласиться, имея в виду главный идейно-смысловой стержень произведения — мысль о единстве человеческого и природного мира, о философском подтексте жизни, где бывает мало случайного. Жанровая особенность этого произведения в том, что оно состоит из воспоминаний, новелл, былей — жизненных историй, не имеющих общего сюжета. Этот на первый взгляд разнородный материал объединен общим настроением, неспешным рассмотрением человеческих судеб, отдельных поступков, происшествий, которые лишь вначале выглядят случайными. Писатель как бы прозревает судьбы своих героев, видит скрытую связь «случайностей», чувствует веяние над героями высшей силы, Божьего суда.

Все герои «Царь-рыбы» прямо связали свою жизнь с природой. Это охотники-промысловики, это жители поселка на берегу великой реки Енисея, занимающиеся браконьерством, это рыбаки-любители, это случайные люди, это те, кто вернулся в родные места после долгих скитаний. Каждый вмещает в себе целый мир, каждый интересен автору — наблюдателю и рассказчику.

Дочитав книгу до конца, думаешь о том, что браконьерство — распространенное явление в жизни. Но и расплата за него жестокая. Только часто расплачивается вместе с виноватым и кто-то другой... Так писатель осмысливает жизнь современного человека, философски сводит причины и следствия. Психология разрушения оборачивается трагедиями, непоправимыми бедствиями. Иногда под влиянием каких-нибудь драматических обстоятельств или случайностей человек начинает догадываться о высшем смысле своей жизни и судьбы, догадывается, что приходит час расплаты за грехи всей жизни. Этот мотив в «Царь-рыбе» звучит в разных вариантах, неназойливо, по-философски спокойно.

В главе «Царь-рыба» изображен Игнатьич, старший брат Командора, ничуть на него не похожий, такой же браконьер, еще более удачливый. И попалась ему царь-рыба, огромная осетрина, в которой одной черной икры — два ведра! Попалась, запуталась на самоловных крючках. «Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, и то не всякому якову». Дед когда-то учил: лучше отпустить ее, этак незаметно, будто нечаянно. Но Игнатьич решил брать рыбину за жабры, и весь разговор. Ударил обухом по голове, оглушил, но огромная рыбина пришла в себя, забилась, рыбак оказался в воде, сам напоролся на крючки-самоловы, они впились в тело. А рыба острием носа уперлась «в теплый бок … и с мокрым чавканьем вбирала внутренности в раззявленный рот, точно в отверстие мясорубки». И рыба, и человек истекали кровью. На краю сознания Игнатьич стал уговаривать рыбу умереть. Еле держась руками за край лодки, опираясь на борт подбородком, сам в воде, стал припоминать, за какие грехи его топит царь-рыба. Подумалось, что это оборотень. Вспомнилась погибшая племянница Тайка. Может, она в смертный час звала отца, дядю? Где они были? На реке. Не слышали. Вспомнился еще грех, преступление против девушки в молодости. Думал, что праведной жизнью отмолит прощение.

Такие истории, в которых человек и природа сходятся в смертельном поединке, осмысливаются писателем как философия жизни. Природа не безразлична к делам человека. Где-то когда-то настигнет расплата за хищничество, за жадность. Во многих главах «Царь-рыбы» проходят непрямые, иносказательные цитаты из Библии, призыв и научение человеку быть осмотрительнее, разумнее. Писатель напоминает старую истину о том, что человек не один в мире и что свою жизнь должен строить в согласии с совестью. Надо не портить подаренный Богом мир и не засорять свою душу злобой, завистью, жестокостью, разрушением. Когда-то за все придется ответить.

Глубина философского осмысления мира — человека и природы — ставит писателя В. Астафьева на особое место в современной литературе. Многие его книги — это философская проза с отчетливо выраженной гуманистической позицией. Мудрое, терпимое отношение к человеку нашего жестокого века выражается и в спокойно-раздумчивой интонации произведений писателя, эпической и одновременно лирической повествовательности.

«Печальный детектив»: анализ

«Печальный детектив» (1986) рассказывает о драматической судьбе следователя Сошнина, отчаявшегося в борьбе с пороками и преступлениями изломанных, раздавленных жизнью людей. Он видит бесперспективность и даже бесполезность своей работы и после мучительных колебаний оставляет свою должность, видя большую пользу для общества в деятельности писателя, когда, изображая реальность, он докапывается до истоков зла. Сошнин, а вместе с ним и автор, ставят под сомнение склонность русского человека (особенно женщины) к всепрощению. Он считает, что зло может быть искоренено (он имеет в виду пьянство и бесперспективность существования), если, с одной стороны, не создавать для него почву в самом обществе. С другой стороны, зло должно быть наказано, а не прощено. Эта общая формула в жизни имеет, конечно, множество вариантов и конкретных форм реализации. Писатель встает на защиту общечеловеческих нравственных норм, утверждая ценность человека и его духовность как приоритетную.

Роман “Печальный детектив” был опубликован в 1985 году, во время перелома в жизни нашего общества. Он был написан в стиле жесткого реализма и поэтому вызвал всплеск критики. В основном отзывы были положительными. События романа актуальны и сегодня, как актуальны всегда произведения о чести и долге, о добре и зле, о честности и лжи.
В романе описываются разные моменты жизни бывшего милиционера Леонида Сошнина, который в сорок два года оказался на пенсии из-за ранений, полученных на службе.
Вспоминаются события разных лет его жизни.
Детство Леонида Сошнина, как почти у всех детей послевоенного времени, было трудным. Но, как многие дети, он не задумывался над такими сложными вопросами жизни. После того как умерли мать и отец, он остался жить с теткой Липой, которую звал Линой. Он любил ее, и, когда она стала гулять, он не мог понять, как она могла бросить его, когда всю жизнь отдала ему. Это был обычный детский эгоизм. Она умерла вскоре после его женитьбы. Женился он на девушке Лере, которую спас от приставших хулиганов. Любви особой не было, просто он как порядочный человек не мог не жениться на девушке после того, как его приняли в ее доме как жениха.
После его первого подвига (поимка преступника) он стал героем. После этого был ранен в руку. Случилось это, когда однажды он пошел утихомирить Ваньку Фомина, и тот ему проткнул плечо вилами.
С обостренным чувством ответственности за все и всех, с его чувством долга, честностью и борьбой за справедливость он мог работать только в милиции.
Леонид Сошнин всегда думает о людях, мотивах их поступков. Зачем и почему люди совершают преступления? Он читает много философских книг, чтобы понять это. И приходит к выводу, что ворами рождаются, а не становятся.
По совершенно глупому поводу от него уходит жена; после аварии он стал инвалидом. После таких передряг ушел на пенсию и оказался в совершенно новом и незнакомом ему мире, где пытается спастись “пером”. Пробить напечатание своих рассказов и книг он не умел, поэтому они пять лет пролежали у редактора Сыроквасовой, “серой” женщины, на полке.
Однажды на него напали бандиты, но он справился с ними. Ему было плохо и одиноко, тогда он позвонил жене, и она сразу поняла, что с ним что-то случилось. Она понимала, что он всегда жил какой-то напряженной жизнью.
И вот в какой-то момент он по-другому взглянул на жизнь. Он понял, что жизнь не должна быть всегда борьбой. Жизнь - это общение с людьми, забота о близких, уступки друг другу. После того как он это осознал, его дела пошли лучше: рассказы обещали напечатать и даже выдали аванс, вернулась жена, и какое-то спокойствие стало появляться в его душе.
Главная тема романа - человек, оказавшийся среди толпы. Человек, потерявшийся среди людей, запутавшийся в мыслях. Автор хотел показать индивидуальность человека среди толпы с его мыслями, действиями, чувствами. Его проблема состоит в том, чтобы понять толпу, слиться с ней. Ему кажется, что в толпе он не узнает людей, которых хорошо знал раньше. Среди толпы они все одинаковые и добрые, и злые, и честные, и лживые. Все они становятся одинаковыми в толпе. Сошнин пытается найти выход из этой ситуации с помощью книг, которые читает, и с помощью книг, которые сам пробует писать.
Мне понравилось это произведение тем, что в нем затрагиваются вечные проблемы человека и толпы, человека и его мыслей. Мне понравилось, как автор описывает родственников и друзей героя. С какой добротой и нежностью он относится к тете Гране и тете Лине. Автор рисует их как добрых и трудолюбивых женщин, которые любят детей. Как описывается девушка Паша, отношение к ней Сошнина и его негодование на то, что в институте ее не любили. Герой любит их всех, и, мне кажется, его жизнь из-за любви к нему этих людей становится намного лучше.

Леонид Сошнин принес свою рукопись в маленькое провинциальное издательство.

«Местное культурное светило Сыроквасова Октябрина Перфильевна», редактор и критик, не к месту щеголяющая эрудицией и беспрерывно курящая — неприятный тип показной интеллектуалки.

Пять лет стояла рукопись в очереди на издание. Кажется, дали добро. Однако Сыроквасова считает себя непререкаемым авторитетом и язвительно острит по поводу рукописи. И над самим автором подшучивает: милиционер — и туда же, в писатели!

Да, служил Сошнин в милиции. Честно хотел сражаться — и сражался! — против зла, был ранен, отчего в сорок два года уже на пенсии.

Сошнин живет в старом деревянном домике, к которому, однако, подведены и отопление, и канализация. С детских лет он остался сиротой, жил с теткой Линой.

Всю жизнь добрая женщина с ним и для него жила, а потом вдруг решила наладить личную жизнь — и подросток злился на нее.

Да, в разгул пошла тетка! Еще и проворовалась. Ее «коммерческий отдел» засудили и пересажали разом. Тетя Лина травилась. Женщину спасли и после суда отправили в исправительно-трудовую колонию. Она чувствовала, что катится под уклон, и устроила племянника в школу УВД. Вернулась тетка робкая, стеснительная — и быстро сошла в могилу.

Еще до ее смерти герой поработал участковым, женился, появилась дочка Светочка.

Муж тети Грани, работавший в кочегарке, умер. Беда, как известно, не ходит одна.

С маневровой платформы вылетела плохо закрепленная горбылина и ударила тетю Граню по голове. Малыши плакали, пытались стащить с рельсов окровавленную женщину.

Не могла Граня больше работать, купила себе маленький домик и обзавелась живностью: «подрезанная на путях собака Варька, ворона с перебитым крылом — Марфа, петух с выбитым глазом — Ундер, бесхвостая кошка — Улька».

Полезной была только корова — ее молоком добрая тетка делилась со всеми, кто в нем нуждался, особенно в военные годы.

Святая была женщина — попала в железнодорожную больницу, а чуть ей стало легче, тут же принялась стирать, убирать за больными, судна выносить.

И вот как-то четверо обезумевших от алкоголя парней изнасиловали ее. Сошнин как раз в этот день дежурил — и быстро нашел негодяев. Судья влепила им восемь лет строгого режима.

После суда тетя Граня на улицу выходить стыдилась.

Леонид отыскал ее в сторожке при больнице. Тетя Граня сокрушалась: «Погубили молодые жизни! Зачем в тюрьму отправили?»

Пытаясь разрешить загадку русской души, Сошнин обратился к перу и бумаге: «Отчего русские люди извечно жалостливы к арестантам и зачастую равнодушны к себе, к соседу — инвалиду войны и труда?

Готовы последний кусок отдать осужденному, костолому и кровопускателю, отобрать у милиции злостного, только что бушевавшего хулигана, коему заломили руки, и ненавидеть соквартиранта за то, что он забывает выключить свет в туалете, дойти в битве за свет до той степени неприязни, что могут не подать воды больному...»

С ужасами жизни сталкивается милиционер Сошнин. Вот арестовал он двадцатидвухлетнего негодяя, зарезавшего «по пьянке» троих людей.

— За что ты убил людей, змееныш? — спросили его в отделении милиции.

— А хари не понравились! — беспечно улыбнулся тот в ответ.

Но зла вокруг слишком много. Возвращаясь домой после неприятного разговора с Сыроквасовой, бывший милиционер сталкивается на лестнице с тремя пьяницами, которые начинают задирать и унижать его. Один грозит ножом.

После тщетных попыток примирения Сошнин расшвыривает подонков, используя приобретенные за годы работы в милиции навыки. Нехорошая волна поднимается в нем, он еле останавливает себя.

Однако одному герою башку об батарею расколол, о чем тут же по телефону сообщил в милицию.

Первоначально не озлобление вызывает у Сошнина встреча с тупым наглым злом, а недоумение: «Откуда это в них? Откуда? Ведь все трое вроде из нашего поселка. Из трудовых семей. Все трое ходили в садики и пели: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки...»

Тошно Леониду. Размышляет он о том, что силу, воюющую против зла, тоже добром не назовешь — «потому как добрая сила — только созидающая, творящая».

Только есть ли место творящей силе там, где, поминая покойника на кладбище, «скорбящие детки бутылок набросали в яму, но вот родителя опустить в земельку забыли».

Однажды приехавший с Крайнего Севера негодяй в пьяном кураже угнал самосвал и начал кружить по городу: сбил несколько человек на остановке, в щепы разнес детскую площадку, насмерть задавил на переходе молодую мать с ребенком, сшиб двух гулявших старушек.

«Будто бабочки-боярышницы, взлетели дряхлые старушки в воздух и сложили легкие крылышки на тротуаре».

Сошнин — старший по патрулю — решил застрелить преступника. Не в городе — народ кругом.

«Выгнали самосвал за город, все время крича в мегафон: «Граждане, опасность!

Граждане! За рулем преступник! Граждане...»

Преступник вырулил к загородному кладбищу — а там четыре похоронных процессии! Много народу — и все потенциальные жертвы.

Сошнин был за рулем милицейского мотоцикла. По его приказу двумя выстрелами подчиненный Федя Лебеда убил преступника. Не сразу поднялась у него рука, сперва стрелял по колесам.

Поразительно: на куртке преступника был значок «За спасение людей на пожаре» . Спасал — а теперь убивает.

Сошнин в погоне сильно пострадал (упал вместе с мотоциклом), хирург хотел ампутировать ему ногу, однако все-таки умудрился сохранить.

Леонида долго допрашивал судейский чистоплюй Пестерев: неужели не мог обойтись без крови?

Вернувшись из больницы на костылях в пустую квартиру, Сошнин принялся углубленно изучать немецкий язык, читать философов. Ухаживала за ним тетя Граня.

Мадам Пестерева, дочь богатого и вороватого директора предприятия, преподаватель филологического факультета, держит у себя «модный салон»: гости, музыка, умные разговоры, репродукции картин Сальвадора Дали — все притворное, ненастоящее.

«Ученая дама» превратила в домработницу студентку Пашу Силакову — крупную, цветущую сельскую девицу, которую мать вытолкала в город учиться. Паше бы в поле работать, стать многодетной матерью, а она пытается вникнуть в науку, которая ей чужда. Вот и платит за приличные отметки тем, что квартиру убирает да на рынок ходит, еще и продукты из деревни возит всем, кто хоть как-то может ей помочь.

Сошнин уговорил Пашу перейти в сельскохозяйственное ПТУ, где Паша училась хорошо, стала выдающейся на всю область спортсменкой. Потом «работала механизатором наравне с мужиками, вышла замуж, родила подряд трех сыновей и собиралась родить еще четверых, да не тех, которых вынают из чрева с помощью кесарева сечения и прыгают вокруг: «Ах, аллергия! Ах, дистрофия! Ах, ранний хондроз...»

От Паши мысли героя перекидываются к его жене Лере — именно она уговорила его заняться судьбой Силаковой.

Теперь Леня с Лерой живут врозь — поссорились из-за глупости, Лера забрала дочь и переехала.

Снова воспоминания. Как свела их судьба?

Молодой участковый в городе с говорящим названием Хайловск сумел арестовать опасного бандита. И все в городе шептались: «Тот самый!»

И вот встретилась Леониду на пути высокомерная, гордая модница Лерка, студентка фармацевтического техникума по прозвищу Примадонна. Отбил ее Сошнин от хулиганов, возникли между ними чувства... Мать Леры вынесла приговор: «Пора жениться!»

Теща была натурой вздорной и властной — из тех, кто только командовать и умеет. Тесть — золото-мужик, работящий, умелец: Сразу принял зятя за сына. Вдвоем они и «окоротили» на время задиристую даму.

Родилась дочка Светочка — из-за воспитания пошли раздоры. Бесхозяйственная Лера мечтала сделать из девочки вундеркинда, Леонид заботился о нравственном и физическом здоровье.

«Супруги Сошнины все чаще сбывали Светку в Полевку, на бабкин худой досмотр и неумелое попечение. Хорошо, что кроме бабки был у дитяти дедка, он мучать культурой ребенка не давал, приучал внучку не бояться пчелок, дымить на них из баночки, различать цветки и травы, подбирать щепки, скрести сено грабельками, пасти теленка, выбирать из куриных гнезд яйца, водил внучку по грибы, по ягоды, гряды полоть, с ведерком по воду ходить на речку, зимой снежок огребать, подметать в ограде, на салазках с горы кататься, с собакой играть, кошку гладить, гераньки на окне поливать».

Навещая дочку в деревне, совершил Леонид очередной подвиг — отбил деревенских женщин от терроризирующего их алкоголика, бывшего заключенного. Алкаш, Венька Фомин, ранил Леонида, испугался и на себе дотащил до медпункта.

И на этот раз выкарабкался Сошнин. Нужно отдать должное жене Лере — она ухаживала за ним всегда, когда он попадал в больницу, хотя и вышучивала беспощадно.

Зло, зло, зло обрушивается на Сошнина — и душа его болит. Печальный детектив — он слишком много знает бытовых случаев, от которых выть хочется.

«...Мама и папа — книголюбы, не деточки, не молодяжки, обоим за тридцать, заимели трех детей, плохо их кормили, плохо за ними следили, и вдруг четвертый появился. Очень они пылко любили друг друга, им и трое-то детей мешали, четвертый же и вовсе ни к чему. И стали они оставлять ребенка одного, а мальчик народился живучий, кричит дни и ноченьки, потом и кричать перестал, только пищал и клекал. Соседка по бараку не выдержала, решила покормить ребенка кашей, залезла в окно, но кормить уже было некого — ребенка доедали черви. Родители ребенка не где-нибудь, не на темном чердаке, в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М. Достоевского скрывались, имени того самого величайшего гуманиста, который провозгласил, да что провозгласил, прокричал неистовым словом на весь мир, что не приемлет никакой революции, если в ней пострадает хоть один ребенок...

Еще. Папа с мамой поругались, подрались, мама убежала от папы, папа ушел из дома и загулял. И гуляй бы он, захлебнись вином, проклятый, да забыли родители дома ребенка, которому не было и трех лет. Когда через неделю взломали дверь, то застали ребенка, приевшего даже грязь из щелей пола, научившегося ловить тараканов — он питался ими. В Доме ребенка мальчика выходили — победили дистрофию, рахит, умственную отсталость, но до сих пор не могут отучить ребенка от хватательных движений — он все еще кого-то ловит...»

Пунктиром сквозь всю повесть проходит образ бабки Тутышихи — жила разгульно, проворовалась, сидела, вышла замуж за путевого обходчика, родила мальчика Игоря. Неоднократно была бита мужем «за любовь к народу» — из ревности то есть. Выпивала. Однако всегда была готова понянчить соседских малышей, из-за двери ее вечно раздавалось: «Ой, туты, туты, туты...» — потешки, за что ее и прозвали Тутышихой. Вынянчила, как могла, внучку Юльку, которая рано начала «гулять» . Опять та же мысль: как сочетается в русской душе добро и зло, разгул и смирение?

Соседка Тутышиха умирает (слишком много выпила «бальзаму», а «скорую» вызвать некому было — Юлька на гулянку ушла). Воет Юлька — как ей теперь жить без бабушки? Отец от нее дорогими подарками только откупается.

«Провожали бабку Тутышиху в мир иной богато, почти пышно и многолюдно — сынок, Игорь Адамович, уж постарался напоследок для родной мамочки».

На похоронах Сошнин встречает жену Леру и дочь Свету. Возникает надежда на примирение. Жена и дочь возвращаются в квартиру Леонида.

«В временном торопливом мире муж хочет получить жену в готовом виде, жена опять же хорошего, лучше бы — очень хорошего, идеального мужа...

«Муж и жена — одна сатана»-— вот и вся мудрость, которую ведал Леонид об этом сложном предмете».

Без семьи, без терпения, без упорной работы над тем, что зовется ладом и согласием, без совместного воспитания детей невозможно сохранение добра в мире.

Сошнин решил записать свои мысли, подбросил дров в печку, посмотрел на спящих жену и дочь, «поместил в пятно света чистый лист бумаги и надолго замер над ним».