Презентация к уроку литер чтения куприн слон. Технологическая карта урока по литературному чтению "А

Слайд 1

А.И.Куприн (1870 – 1934 гг.) «Слон»

Слайд 2

Речевая разминка

1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте скороговоркой.

Работа над скороговоркой. Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапке кошке.

Слайд 3

Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Деньги потерял – ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял – всё потерял. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Слайд 4

Прочитайте еще раз пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон».

Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое. 2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял. 3)Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Они подходят к рассказу «Слон». 1.В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. 2.В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. 3.Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.

Слайд 5

А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план.

Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план.

План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий.

Каким бывает план?

Слайд 6

Деление текста на части.

кратким развёрнутым подробным

Прочитайте, что нужно для составления плана?

Слайд 7

Деление текста на части Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...». Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...». Шестая часть: до конца.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс УМК «Школа России» Учебник «Родная речь» 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. М.: Просвещение, 2008.

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ… Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Верите ли вы, что слон может ночевать в одной комнате с человеком? Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Верите ли вы, что сегодня мы откроем для себя «простую истину » ?

Александр Иванович Куприн 01.05.17

Рассказы для детей 01.05.17

Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит…. Слон РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

01.05.17 1.Чем, по мнению доктора, была больна девочка? А) заболеванием почек Б) опасным инфекционным заболеванием В) равнодушием к жизни

01.05.17 2.Что посоветовал доктор? А) развеселить, рассмешить девочку Б) свозить девочку на лучший курорт В) купить очень редкое и дорогое лекарство

01.05.17 3. Почему так трудно было выполнить рекомендацию врача? А) у родителей девочки было мало денег Б) лекарство было почти невозможно достать В) девочка была равнодушна ко всему

01.05.17 4. О чём девочка попросила маму? А) привести ей какое – нибудь редкое животное Б) привести ей слона В) познакомить её с настоящим волшебником

01.05.17 5.Что привёз девочки папа? А) игрушечного крокодила Б) игрушечного слона В) книжку с картинками об Африке

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Куприн «СЛОН»

Зарядка окончилась. Ты молодец!

1–я группа. Чем больна девочка? 2–я группа. Что испытывают близкие Нади? 3- я группа. Каким видит живого слона Надя? 4- я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону? 14.08.2014 4 Работа в группах

Иллюстрация Г.Мазурина 14.08.2014 5

Пословицы! 14.08.2014 6 Детство –время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство. О силе родительской любви.

14.08.2014 8 Добро красота ласка тепло счастье веселье жизнь любовь семья

Семья Дружная, любящая. Заботится, оберегает, поддерживает! Помогает преодолевать любые трудности! Крепость! синквейн

Рефлексия! Сегодня на уроке я узнал… Мне показалось интересным… Меня удивило… Я хочу похвалить …, за… 14.08.2014 10

Ответы к тестовым заданиям ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Стр 25 - 40 Пересказать текст коротко: 1гр. – от имени девочки Нади 2 гр. – от имени папы 3 гр. – от имени мамы 4 гр. – от имени доктора 5 гр. - от имени дрессировщика

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ… Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален? Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком? Верите ли вы, что животное может стать членом семьи? Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки? Верите ли вы, что сегодня мы откроем для себя «простую истину » ?

Любят тебя без особых причин; За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож... И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В. Берестов

Восстановите хронологическую последовательность событий

Папа в зверинце Девочка больна Девочка от всего отказывается Сон Нади Ночное путешествие слона Слон в гостях У Нади

АПАТИЯ состояние полного безразличия, равнодушия

1 группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение? 2 группа. Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя? Каково было его решение? 3 группа. Каким видит живого слона Надя? Какие чувства испытывает Надя к слону?

«...каждым своим рассказом призывает к человечности. O н повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье» К.Г. Паустовский Александр Иванович Куприн

Физкультминутка

Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. Здоровье приходит днями, а уходит часами.

Морис Карем Бельгийский франкоговорящий поэт, Стихи Карема были переведены более, чем на 100 различных языков мира. Писал Морис, в основном, детские стихи.

П.Пикассо «Мать и дитя»

Предварительный просмотр:

Девочка больна. Девочка от всего отказывается.

Сон Нади. Ночное путешествие слона.

Слон в гостях у Нади. Папа в зверинце.

Любят тебя без особых причин; За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож... И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В. Берестов

Ослик шел по тропинке,

И в спину вцепился репей.

И спросил этот ослик у мамы своей:

Мама, мама, скажи, неужели и мне

Нужно будет носить за поклажей поклажу

И, гремя бубенцами катать по пляжу

Тех, кто носит один лишь загар на спине?

Что ты, милый! - ответила мама- ослица.

Ты сначала поедешь учиться.

А потом ты отыщешь такие луга,

Где еще ни одна не ступала нога,

И утонешь в росе от ушей до подков

Средь ромашек, и клевера, и васильков...

И дозволено будет лишь солнцу и полной луне

К драгоценной твоей прикасаться спине.

Все мамы похожи,

Все мамы похожи,

Даже мамы в ослиной коже!

У которых длинные уши,

И такие добрые души...

1 группа.

Что испытывают близкие Нади?

О чём говорит их поведение?

Какое состояние у её родителей?

Опишите переживания родителей, используя глаголы из текста.

2 группа.

Кто в трудную минуту всю ответственность берет на себя?

Каково было его решение?

Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца.

Что помогло папе убедить немца?

3 группа.

Каким видит живого слона Надя?

Прочитайте описание слона.

Какие чувства испытывает Надя к слону?

Желание маленькой девочки Нади увидеть слона – это каприз или мечта? Докажите свое мнение, обращаясь к тексту.










8 А. Куприн «Слон» Краткое содержание рассказа. Маленькая девочка Надя (6 лет) заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить развеселить. Но девочка ничего не хочет. Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери). Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаевничают: девочка пьет чай, слон сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток». Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова.


9


10












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Оборудование к уроку: звуковая м/м презентация; мультимедийная установка; экран; выставка книг А. И. Куприна; Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2010.

Ход урока

Организационный момент

Стадия вызова

(Слайд 2). “Верите ли Вы”

Учитель: Верите ли вы, что каждый из вас талантлив и уникален?

Учитель: Верите ли вы, что лошадь может ночевать в одной комнате с человеком?

Учитель: Верите ли вы, что животное может стать членом семьи?

Учитель: Верите ли вы, что родители ради своего ребёнка способны на любые поступки?

Учитель: Верите ли вы, что мы сегодня откроем для себя “простую истину”?

(Слайд 3).

Учитель: Ребята, посмотрите на экран, кто-нибудь узнал этого человека? Что вы можете о нём сказать? Опишите его, пожалуйста.

Учитель: Что вы можете сказать о характере этого человека? Добрый это человек или злой? Любит он природу, животных? Почему так решили?

Учитель: Кто он может быть по профессии? (писатель, с его произведением мы познакомились на прошлом уроке).

Учитель: О чём писал Александр Иванович Куприн? Ответы детей

Учитель: Ребята, что по вашему мнению может подтолкнуть человека, чтобы он начал писать о животных?

Учитель: Каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? (наблюдательным).

Учитель: Рассказ о А.Куприне. (Слайд 4). Александр Иванович любил жизнь, любил цирк, животных, много о них писал, а для этого изучал их повадки, характер. Особенно любил лошадей. Друг Александра Ивановича вспоминал как однажды в деревне возвращались они на лошадях из какой-то поездки к соседям. Подъезжая к усадьбе, заметили, что чья-то лошадь забралась в овёс. Друг хотел прогнать эту лошадь, но Александр Иванович подхватил ее за чёлку и привел в дом. Сел на неё верхом, заставил подняться по ступеням балкона и, как капризный ребёнок, настоял, чтобы её оставили ночевать в доме, и привязал около своей кровати. “Я хочу знать, когда и как лошадь спит, – говорил он, – хочу с ней побыть”. На другой день повторилась такая же история, но приведена была другая лошадь. Александр Иванович за ней ухаживал, кормил, поил и решился прекратить свои опыты лишь тогда, когда его спальня пропиталась запахом конюшни.

Учитель: О каких чертах характера Куприна говорит такое поведение Александра Ивановича? Кем для него были животные? Ответы детей

(Слайд 5).

Учитель: Когда Куприны жили в Гатчине в собственном зелёном домике с садом, у них водились собаки, кошки, лошади, бойцовые петухи, медвежонок, обезьянка.

(Слайд 6).

Учитель: Многие любимые животные войдут в рассказы Куприна, такие как, например, “Сапсан”, “Мария Ивановна”, “Козлиная жизнь”, “Барбос и Жулька” и др. Вы видите эти книги на экране. Если захотите их прочитать, то где это можно взять книги? Ответы детей

Учитель: Я принесла для вас несколько книг, на переменах можно с ними познакомиться. Выставка книг

(Слайд 7).

Учитель: Куприны были гостеприимными, и в их доме всегда было много народу: писатели, поэты, знаменитые актеры, художники, акробаты, композиторы и музыканты. Но не все друзья Александра Ивановича знали, каким было его детство и юность.

(Слайд 8). Портрет А.И. Куприна

Учитель: Александр Иванович Куприн родился в 1870 году, т.е. 140 лет назад, отец умер через год после его рождения. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище. В этом училище он жил круглые сутки, подолгу не видел свою маму, поэтому испытывал огромную потребность в родительской ласке и любви.

Учитель: Ребята, почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе? В чём их важность?

Учитель: Как вы думаете, когда Александр Иванович стал писателем, о чём он начал писать? (О животных, как членах семьи; о семье, о родительской любви. В его рассказах животные объединяют семью.)

Учитель: С каким произведением А. Куприна мы начали работать на прошлом уроке? Ответы детей.

Учитель: Что вы знаете о слонах? Где живут слоны? Ответы детей.

Работа над темой.

Учитель: Вы сказали, что слон не обитает в нашей стране, а где в России можно встретить слона? (В зоопарке или в цирке).

Учитель: А вы любите цирк? Когда в последний раз ходили в цирк? Кто видел слона? Где его видел? Ответы детей

Учитель: А где девочка Надя из рассказа впервые увидела Слона? (Во сне.) Давайте вспомним, с чего началась история про Надю. Ваш пересказ я буду сопровождать иллюстрациями Германа Мазурина к этому произведению. По щелчку на Слайде 8, появляется иллюстрация Г. Мазурина

Учитель: Кто сможет кратко пересказать начало рассказа? Дети пересказывают рассказ до места, в котором отец Нади отправился в зверинец, рассказ сопровождается Слайдами 9, 10.

Учитель: Что вы испытывали при чтении текста? Ответы детей .

(Слайд 11). Физкультминутка.

Учитель: Нам предстоит сложная работа, давайте немного отдохнём под хорошую песню “Розовый слон”. (слайды со слоном под песню)

(Слайд 12). Проблемный анализ. Работа в группах.

Выбор капитана, стенографиста и оратора группы.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам проанализировать текст ответив на 5 вопросов. Вопросы на экране, распечатка вопроса у каждой команды с указанием страниц в учебнике.

Учитель: Совещаясь в группе вы находите ответ на мой вопрос и составляете рассказ-ответ.

1-я группа. Чем больна девочка? Опишите её состояние.

2-я группа. Что испытывают близкие Нади? О чём говорит их поведение?

3-я группа. Каким видит живого слона Надя? Опишите его.

4-я группа. Какие чувства испытывает Надя к слону?

5-я группа. Какой самый главный вопрос по содержанию произведения можно задать? Как вы ответите на этот вопрос?

Дети работают под музыку Слайда 12. Перед ответами учащихся, музыка по щелчку выключается.

Учитель: Давайте выслушаем первую группу. Чем же больна девочка? Выслушиваем ответы.

Учитель: Девочка болеет. Какое же состояние у её родителей? Ответ второй группы.

Учитель: Привели девочке слона?

Учитель: Девочка добилась своего – у неё есть слон. Почему ей выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?

(Слайд 13). (Звуки слона по щелчку.)

Учитель: Послушайте, вот какие звуки издаёт живой слон. Посмотрите на фотографии, правда, слон похож на слона из рассказа?

(Слайд 14).

Учитель: Каким видит слона Надя, нам напомнит 3 группа. Слайд сопровождает ответ группы.

Учитель: Какие чувства Надя испытывает к слону, может это был всего лишь каприз? Как считает следующая группа? Выслушиваем ответ 4 группы.

Учитель: Очень интересно узнать, какой вопрос подготовила для нас 5 группа. Почему считаете его важным? Как вы сами сможете на него ответить? Выслушиваем ответ группы.

Учитель: Какие последствия могла иметь болезнь Нади, если бы родители не выполнили её просьбу?

(Слайд 15) . Домашнее задание (по выбору) .

Учитель: Придумать, как можно вывести слона из дома.

Учитель: Придумать продолжение рассказа.

Учитель: Посмотреть мультфильм “Девочка и слон”.Чем отличается рассказ от мультфильма?

(Слайд 16) . Физкультминутка для глаз.

(Слайд 17). Фото писателя.

Учитель: Осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Ответы детей.

Анимация по щелчку.

Учитель: Александр Иванович Куприн именно тот автор, который, по словам К.Г. Паустовского, “...каждым своим рассказом призывает к человечности. Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье”

Учитель: В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье.)

Учитель: Семья – самое ценное. Ради счастья, здоровья детей родители не боятся никаких трудностей. Я предлагаю посмотреть ваши семейные фотографии. Один ученик рассказывает о своей семье.

– (Слайд 18). На слайд учитель размещает фотографии семей учащихся и сопровождает им свой рассказ о силе родительской любви. Затем следуют вопросы:

Учитель: А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам? (тоже любить, беречь, заботиться)

Учитель: Урок подходит к концу. Какую “простую истину” мы сегодня с вами открыли? (надо любить и беречь своих родных, свою семью)

(Слайд 19). Рефлексия .

Учитель: Я предлагаю составить синквейн. Какую тему синквейна мы возьмём, чтобы она отражала самую главную мысль нашего урока. Вспомните о чём мы сегодня говорили. (Тема: Семья) Учащиеся составляют синквейн (в качестве примера – синквейн в презентации).

Учитель: Понравился вам наш синквейн? Какую отметку поставим себе за его составление?

(Слайд 20). Самооценка участия в групповой работе.

Учитель: Сейчас каждый из вас оценит свою работу.

Учитель: Прочитайте, что вам следует оценить в работе и обведите в кружочек тот балл, который вы считаете, что заслужили на уроке. Каждая характеристика работы оценивается по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению текста – 1 2 3 4 5.
Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.
Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.
Лучше всех в группе работал...
Моя группа работала – 1 2 3 4 5

Капитаны собирают листочки и вкладывают в конверт.

– (Слайд 21).

Учитель: Я тоже хочу дать оценку вашей работе. Вы сегодня были настоящими умницами, очень хорошо и активно работали на уроке. Я хочу сказать вам “Спасибо за урок” и подарить на память вот таких симпатичных слоников. <Рисунок1>

Приложение. Музыкальные фрагменты.

Список литературы

  1. Интернет.
  2. Информация с сайта: http://history-gatchina.ru/town/kuprin/kuprin3.htm
  3. Куприна К.А. Куприн – мой отец. Художественная литература, – М., 1979 г.
  4. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий "Уроки литературного чтения. Родная речь. 3 класс." Книга для учителя.– М., Просвещение, 2009.
  5. Учебник “Родная речь” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова . Просвещение, – М., 2010.