Презентация "живописцы хх века - братья васнецовы". Братья Васнецовы Братья васнецовы

Прадед Виктора Михайловича Васнецова родился в с.Ошеть Нолинского уезда (ныне Сунской р-н). Дед и отец - в с.Талоключинское Нолинского уезда (ныне пгт.Богородское Кировской обл.). Отец художника М.В.Васнецов в 1831г. учился в Нолинском духовном училище.

"Плох тот народ, который не помнит, не любит и не ценит своей истории. Только больной и плохой человек не помнит и не ценит своего родства, детства, юности". В. М. Васнецов.

Вятский род Васнецовых.

Ольга Шихова, сотрудник Нолинского музея истории и краеведения.

Первые Васнецовы

Фамилия Васнецовых необычна для Вятки. Обычные вятские фамилии связаны с окружающим нас миром, явлениями природы или просто произошли от простонародных прозвищ - Шубин, Коровин, Онучин, Лаптев, Карасев, Громов, Сорин и тому подобные. Сам В. М. Васнецов выводил свою фамилию от слова Василий, но никаких документов по этому поводу не оставил. Наиболее вероятно, что фамилия Васнецовых произошла от новгородского собственного имени Васнец и осталось, видимо, от новгородских ушкунцев-разбойников, которые в 1374 году пограбиша Вятку.

Не исключено, что эта фамилия могла придти на вятскую землю из новгородских владений через Усть-Вым, Ныроб, Чердынь и Кай.

Род Васнецовых многочисленен. Почти все мужчины этого рода были священнослужители. По исследованиям О. Н. Виноградова, первое документальное упоминание фамилии Васнецовых относится к 1628 году, когда 370 лет назад московские писцы в книге по городу Хлынову сделали запись об Осташке Васнецове. Из нее становится известно, что по берегу реки Вятки от устья Засоры была посадская улица, которая размещалась на месте железнодорожных путей современного речного порта, и что на этой улице был собственный дом Остафья Васнецова. Остафий был купцом, занимался изготовлением серебряных украшений и их продажей. Изготовление серебряных изделий требовало от мастера высокого художественного вкуса. Следовательно, этот далекий представитель фамилии Васнецовых являлся своего рода профессиональным художником. Остафий был довольно богатым человеком, под храмом Вознесения (сейчас на этом месте Центральная гостиница) он имел лавку и платил оброку 4 рубли, что по тем временам считалось очень большими деньгами.

За 1665 год найдено краткое упоминание о том, что в городе Хлынове площадным подьячим служит Ивашко Васнецов. Это упоминание дорого тем, что Васнецовы уже в то далекое время были грамотные. Площадные подьячие служили в приказной избе для написания жалоб от неграмотных людей и должны были написанное свидетельствовать подписями двух грамотных. Ивашко был своего рода адвокатом древних вятичей, помогая оформлять материалы на незаслуженные обиды и притеснения властей.

Из многочисленных записей за 1678 год становится известно, что в пяти дворах города Хлынова живут представители рода Васнецовых: Тимошка Васнецов, его брат Ивашка Федоров сын Васнецов, а главное, здесь упоминается основатель рода известных художников Васнецовых - псаломщик Успенского монастыря Митька Игнатьев сын Васнецов. С него и началась ветвь Васнецовых, служащих по духовному ведомству.

Родословная братьев Васнецовых

Дмитрий Игнатьевич Васнецов родился в городе Хлынове в 1661 году, в 17 лет служил псаломщиком в Успенском монастыре. Затем переведен для службы в Нолинский уезд, Дворищенскую волость, село Ошеть (ныне Сунский район), где и прослужил всю жизнь дьячком. У него было пять сыновей, которые по примеру отца стали священнослужителями. Несколько поколений Васнецовых родилось и прослужило в селе Ошеть (сын Дмитрия Игнатьевича Иосиф Дмитриевич, внук Иван Иосифович). Остальные дети и внуки Дмитрия Игнатьевича были направлены для службы в другие приходы (Андрей Иосифович - иерей в Курчуме, Прокопий - диакон в Кырчанах). Некоторые из его потомков служили и в городе Нолинске: в Николаевском соборе - священник Алексей Ильич Васнецов, протоиерей Александр Николаевич Васнецов (служили в разное время, примерно с1800 по 1936 гг.); в Успенском храме - протоиерей Михаил Иванович Васнецов (1882- 1959 гг.). На территории Нолинского кладбища находится его захоронение.

Прадед художников Козьма Иванович родился в селе Ошеть. С детства помогал отцу в церкви: читал и пел на службах, затем учился в Вятской семинарии, где кроме основных предметов преподавалось также земледелие и рисовальное искусство. Он учился с успехом весьма хорошим у учителя-художника Федора Черепанова. Козьма Иванович писал портреты, этюды, натюрморты, резко выделяясь своими художественными способностями среди прочих студентов рисовального класса. По окончании Вятской семинарии в 1800 году назначен на третье священническое место в Нолинский уезд, село Талоключинное - современный районный центр Богородское, где появились на свет дед и отец знаменитых художников.

Нолинские Васнецовы

Михаил Васильевич Васнецов (отец художников) провел детские годы в селе Курчум Нолинского уезда (ныне Сунский район), воспитываясь в доме деда по материнской линии Александра Григорьевича Вечтомова, поэтому всю жизнь считал Курчум своей родиной. Начальное образование получил на дому. К семи годам умел петь, читать и писать.

4 августа 1831 года Михаил Васильевич был зачислен в Нолинское духовное училище, а через год переведен в Вятское духовное училище. После окончания его с успехом обучался в семинарии. Окончив курс богословия, Михаил Васнецов в Крестовой церкви Кафедрального собора был приведен к присяге. Текст присяги до сих пор хранится в его ставленом деле, а под текстом подпись: Под сей присягою присягаю кончивший курс воспитанник Вятской семинарии Михаил Васнецов. (Васнецовы. Материалы исследования. АО Городская газета, Вятка, 1993 г.).

Получив священнический сан, Михаил Васильевич направляется для службы в Троицкую церковь Уржумского уезда Пилинской волости (ныне Уржумский район) в село Лопьял. Там Михаил Васильевич был сразу определен наставником сельского училища, где учил крестьянских детей. Здесь появились его первенцы: Николай и Виктор. По истечении шести лет, он переведен в село Рябово Вятского уезда Сулаевской волости (ныне Зуевский район) и сразу определен учителем сельской школы.

В Рябово семья прожила более 20 лет. По приезде Михаил Васильевич строит собственный деревянный дом, который сохранился до наших дней и сейчас в нем расположен музей. По воспоминаниям односельчан, Михаил Васильевич был разносторонне развитым человеком, с мягким сердечным характером, любил природу, любил рисовать и хорошо рисовал с натуры. Об этом увлечении отца Виктор Михайлович вспоминал: ;когда мы приезжали домой на летние каникулы, ну, конечно, была радостная встреча. Мать спешила хорошенько нас накормить, а отец после этого начинал проверять, как и чему мы учились, какие получали отметки. Потом требовал показать все наши рисунки, очень серьезно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы - рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест (О. Н. Виноградов).

Таким образом, художественный талант Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича не появился вдруг, ни с того ни с сего, а накапливал, набирал силу в глухом захолустье Вятской губернии в течение нескольких поколений рода Васнецовых.

Вятский период в творчестве братьев Васнецовых

Вятский период в биографии и творчестве Виктора и Аполлинария Васнецовых, по исследованию

Т. Малышева, определяется со времени их рождения и до осени 1878 года, когда Виктор Михайлович с женой окончательно покинули Вятку и вслед за ними в Москву переехал младший брат Аполлинарий. Непосредственно с Вяткой как губернским городом братья были связаны с момента поступления Виктора в духовное училище и приездом Аполлинария, чтобы повторить путь старшего брата.

Из известных ранних работ В. Васнецова выделяется графика -натурные наброски, портреты друзей Федора Порвицкого, Михаила Кошкарева и композиция на религиозный сюжет Кающаяся Магдалина. Тогда же, по свидетельству В. Васнецова, были сделаны рисунки для собирателя русского фольклора И. Тропинина, который намеревался издать пословицы и поговорки с иллюстрациями. Но альбом был сделан позднее другим издателем, и, тем не менее, уже знаменитый художник не стеснялся этого юношеского труда и охотно дарил своим друзьям в Москве.

Обращается Виктор Михайлович и к религиозной живописи. Его внимание привлекает силой своего воздействия на окружающих образ Христа. Выполненная маслом икона Благословение детей (Христос в окружении детей малого возраста) - его первая живописная работа. Впервые живописные произведения он видел еще мальчиком в сельском храме. Иконопись Предтеченской церкви села Рябово и позднее заслуживала его одобрение - уже маститого профессора живописи.

Нелегкий выбор

В годы пребывания в Вятке у В. Васнецова не только складывались основы творчества, но и формировались общественные взгляды. Он отказывается от карьеры священнослужителя и безбедного, привычного существования и собирается поступать в Академию художеств. Еще в семье он был подготовлен к этому решению. Виктор наверняка знал об успехах в живописи прадеда Козьмы Ивановича, видел акварельные картины бабушки Ольги Александровны, он соревновался с отцом Михаилом Васильевичем в мастерстве рисунка и наблюдал работу тетушки Марии Васильевны.

Вятский период для В. Васнецова прерывается в связи с отъездом в Петербург и поступлением в Академию художеств. Юноша-провинциал, оказавшийся в столице без покровителей, после успешной сдачи экзамена по рисунку решил, что поступит без аттестации по наукам. Но оказалось все сложнее. Прежде чем поступать во второй раз, он год проучился в школе Общества поощрения художеств.

Возвращение в Вятку было связано с приездом на могилу отца. Он снова поселяется на родине, чтобы поправить здоровье и помочь младшим братьям, четверо из которых остались сиротами и еще учились.

В 1868 году в Вятку приезжает ссыльный польский художник Эльвиро Андриолли, с которым они познакомились на музыкальных, литературных и художественных вечерах у начальника почтово-телеграфной конторы Д. Я. Далматова.

Брат Виктор видел в Аполлинарии будущего художника, отметив как лучшие пейзажи реалистические, конкретные по мотиву, с тщательной проработкой рисунка изображения родных мест (Рябово, Вахруши, Батариха, Турины, Хлыновка). Некоторые из них он даже собрался показать И. И. Шишкину. В одной из поездок к родственникам Аполлинарий особо отличился, сделав рисунок Деревянная часовня в с. Елгань (музей-квартира А. М.Васнецова в Москве), который можно считать первым свидетельством неравнодушного отношения художника к старинной русской архитектуре.

1871-1872 годы, проведенные Виктором в Вятке, дали много не только Аполлинарию, утвердившемуся в выборе жизненного пути, но и ему. В этот приезд Виктор активно взялся за гравирование досок для печатных изданий. Он видел, как легко, мастерски делал это Андриолли. Яга, Тряпичница, Рюмочка, Могильщик, В гостях, Брюсов календарь, Владыка углов, Последний из могикан, Развлечение - это его лучшие работы в этом жанре.

Из Петербурга на родину в очередной раз братья возвратились в разное время. Аполлинарий задержался на три года в столице, занявшись самостоятельными поисками своего пути в жизни. Виктор, вдохновленный родными местами, написал Вятские леса, Лес за рекой Вяткой. Но самое интересное, что в этот период Васнецов писал икону маслом на холсте с изображением Богоматери, предназначенную для Крестовоздвиженского мужского монастыря в г. Слободском.

В 1878 году братья последний раз посещают Вятку. Тогда Виктором Михайловичем была написана серия портретов родственников художника - братьев Петра и Аполлинария, тещи М. И. Рязанцевой, бабушки жены Т. А. Караваевой и др. В то же время он сделал этюды к картине После побоища Игоря Святославовича с половцами: Берег реки Вятки, Луг в селе Раковка, где находилось имение Рязанцевых.

Под влиянием старшего брата первые пейзажи маслом написал и А. Васнецов. Поехав в Москву вслед за Виктором, он закончил по вятским мотивам три живописных работы Просека, Старая дорога и Вятский пейзаж.

Природа вятской земли с ее первозданной красотой, жизнь народа с традициями, характерными для будней и праздников, вятские села и города с памятниками русской старины, - все это дало братьям представление о родной Руси, о русском доме и наложило отпечаток на все их творчество. Именно в глуши вятских лесов зародилась привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев - резчиков по дереву, мастеров глиняной, расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к сказочному творчеству.

Именно в Вятке сформировалось мировоззрение выдающихся русских художников, здесь были заложены основы их творческого метода.

"Краса ветвей зависит от корней"

Практически весь род Васнецовых был священническим. В 1678 упоминается псаломщик Трифонова монастыря Дмитрий Кондратьев сын Васнецов . Но корни рода идут из Перми Великой: в 1678 там на погосте Ныроб упоминаются церковники Васкецовы .

Карта севера России, включая Великую Пермь.

Пермь Великая (Пермь Камская ) — историческая область в России. Пермью Великою назывались города Чердынь, Сольвычегодск, Соликамск, Кайгород, Старая Пермь. Город Старая Пермь находился в 140 верстах от устья Вычегды.

Фамилия возникла от имени Василий: Васка — Васкец — Васкецов, и первоначально выглядела именно как Васкецов . Подобно этой образовались фамилии Иванцов, Пашкецов.

Васнецовы были людьми, жизнь свою отдававшие служению Богу и просвещению: священники и учителя.

В 10 районах современной Кировской области есть места, связанные с деятельностью этого славного рода: это города и села, где жили Васнецовы, церкви и школы, где они служили людям.

Михаил Васильевич Васнецов

Отец будущих художников, Михаил Васильевич Васнецов, по окончании Вятской духовной семинарии был рукоположен в священники Троицкой церкви села Лопьял Уржумского уезда, куда прибыл с женой Аполлинарией Ивановной происходящей из священнического рода Кибардиных, в 1844 году. В Лопьяле родились двое детей - Николай и Виктор.

Васнецов Николай Михайлович (1845—1893) — учитель, написал книгу «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1926) — художник, мастер исторической и фольклорной живописи.

В 1850 году Васнецовы переехали в село Рябово. Здесь родились еще четверо братьев: Александр, Аркадий, Аполлинарий, Петр.

Васнецов Пётр Михайлович (1852—1899) — агроном, учитель.

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856—1933) — художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Васнецов Аркадий Михайлович (1858—1924) — народный учитель, заступающий головы города Вятка.

Васнецов Александр Михайлович (1861—1927) — русский фольклорист, народный учитель, автор сборника «Песни Северо-Восточной России» (1894).

Первоначальное образование всем шестерым сыновьям Михаил Васильевич дал дома. Он учил их читать, писать, считать, петь. От отца же они получили первые навыки рисования. «Начал я рисовать с самого раннего детства, - вспоминал Виктор Васнецов впоследствии, - и в самом первом детстве рисовал больше корабли и морские сражения - это за тридевять-то земель от всякого моря. Потом пейзажи и людей (крестьян и прочее) по воспоминанию...».

Безусловно, различные таланты, впоследствии проявившиеся в братьях, имеют наследственные корни от дедов и прадедов Васнецовых и Кибардиных.

Село Рябово - дом Васнецовых

Рябово - это «родовое гнездо», семья прожила здесь более 20 лет. В Рябово будущие художники Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) увидели красоту родной земли, получили первые уроки живописи и жизни. Прекрасны окрестности села, воспетые братьями Васнецовыми: сказочные леса, цветущие поля, заснеженные просторы. Тихие вятские пейзажи, жизнь и быт народа, сказки, песни, легенды, - все впиталось в детские души и отразилось в творчестве.

Сюда Виктор и Апполинарий приезжали, будучи уже взрослыми и знаменитыми, здесь похоронены отец и мать. Братья очень любили Рябово, часто вспоминали о родном селе, об этом свидетельствуют их письма и воспоминания современников. На рябовской земле, несомненно, возникали замыслы будущих картин.

В сохранившемся до наших дней доме Васнецовых с 1981 года находится Мемориальный музей. Бережно сохраняются драгоценные экспонаты: документы, фотографии, старинные предметы. Значительное место в коллекции музея занимают подлинные картины А. М. Васнецова, такие как "Пашня", "Дуб в Демьяново".

Добрый наставник

Род священников Васнецовых наделён от природы художественными способностями. Были среди них архитекторы, принимавшие участие в строительстве сельских каменных храмов, подготовке «художественных чертежей», по которым построена колокольня церкви села Талые Ключи. По их «художественным эскизам» сооружались каменные церковные ограды и металлические решётки к ним, торговые лавки для ярмарок и собственные дома. Художественное дарование священников Васнецовых проявилось в проведении отделочных работ и росписи стен храмов, устройстве иконостасов, написании живописных работ.

В доме матери о.Михаила Ольги Александровны Васнецовой, урождённой Вечтомовой, все стены были завешаны её картинами. Позднее Виктор Михайлович вспоминал: «...Первые настоящие картины мы с Аполлинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой наш отец возил “на поклон”, чуть только приедем из семинарии... все под стеклом, в золотых рамах, висели чинно в несколько рядов, заполняя стены гостиной… Мы гордились талантом бабушки».

Михаил Васильевич для сыновей был добрым и строгим наставником. На каникулах «отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, как-то немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками, все виды окружающих село красивых мест». «Однажды, - вспоминал Виктор Васнецов, будучи уже студентом Академии художеств, - мы все писали этюды, и единодушно рисунок отца был признан лучшим».

Через много лет, в 1929 году, семидесятилетний Аполлинарий Васнецов, в то время академик Петербургской Академии художеств, в автобиографическом повествовании «Как я сделался художником» написал об отце и своём детстве в Рябово: «Любовь к природе, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Когда наступала весна, он звал меня в лес слушать зябликов; перед окнами мы ставили скворечники, вечерами всей семьёй гуляли по полям. Ночью обращал моё внимание на небо, я с детства знал главные созвездия и звёзды; вращение небесного свода и его причины… Любовь к природе и пейзажу воспитали во мне художника, и этим я обязан отцу. Его смерть потрясла меня до глубины души… Вечное, сердечное спасибо отцу».

Михаил Васильевич Васнецов отошёл ко Господу в 1870 году в возрасте 47 лет. Четырьмя годами ранее ушла из жизни Аполлинария Ивановна. Детство братьев кончилось. Шестеро детей остались сиротами.

Из гущи народа

Старшему брату Николаю (1845-1893) к тому времени было 25 лет. Он окончил Вятскую Духовную семинарию «по первому разряду», т. е. отлично, и был направлен на родину в село Лопьял наставником начального училища. Через несколько лет определён заведующим Шурминским двуклассным училищем, где преподавал русский язык, арифметику, историю, естествознание, земледелие, черчение, Закон Божий. По своей инициативе дополнительно к программе вёл уроки географии, истории Вятского края, считая главным в своей работе «освятить душу и сердце ребёнка». Художественный талант Николая Васнецова проявился в создании моделей древних крестьянских изб, школьных зданий, церквей и соборов, которые были показаны на Казанской выставке 1890 года и удостоены медали. Но совершенно уникальным его трудом, ценность и значимость которого увеличивается с каждым годом, являются «Материалы для объяснительного Областного Словаря вятского говора», изданные в 1908 году Губернским статистическим комитетом.

Пятеро других детей о.Михаила Васнецова тоже получили духовное образование и воспитание. Художественные способности Аркадия Васнецова проявились в резьбе по дереву и созданию мебели как по собственным рисункам, так и по эскизам Виктора Михайловича. Его работы украшали многие дома Вятки и Москвы.

Александр (1860-1927) был наделён редкой музыкальностью и прекрасным голосом. На протяжении тридцати лет он собирал и хранил народную «домашнюю» хоровую песню - и сам исполнял их с большим искусством. Его книга «Песни Северо-Восточной России» вышла в Вятке в 1894 году. Уникальность её оценили современники и потомки.

Двое братьев - Виктор (1848-1926) и Аполлинарий (1856-1933) - стали художниками. Была в них с детства удивительная наблюдательность и умение видеть глубинный смысл в обыденной жизни. В позднем рассказе «Сельский иконописец» А. М. Васнецов, вспоминая «милое Рябово», сделал живые, яркие зарисовки, благодаря которым как будто видишь и слышишь его героев: «Высокая лестница, ведущая в церковь, в долгие летние вечера служила местом, где на заходящем солнышке грелись местные жители - сторож Омельян, пономари Лука и Александр Иванович, Егор Николаевич “в белом холщовом подряснике” и местный иконописец Семён Иванович Копысов. Здесь они просиживали нередко до глубокой ночи, калякая о том о сём, решая житейские дела, интересы прихода, епархии и даже всего Русского государства. Это же радужное солнышко заглядывало через окна в самую церковь, играя на золочёном иконостасе, лампадах и ризах на иконах».

И словно продолжая живописать картины сельской жизни, В. М. Васнецов написал: «Я жил среди мужиков и баб и любил их не “народнически”, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печке при свете и треске лучины».

Как и старший брат, Виктор в десятилетнем возрасте был отправлен в Вятку для учёбы в Духовном училище и семинарии. Там в число обязательных дисциплин входили церковная живопись и архитектура. С 1855 по 1867 годы вёл их Н. А. Чернышев, иконописец и хороший рисовальщик, у которого «на дому была иконописная мастерская. Он писал иконы для многих церквей, в том числе «имел договор с Вятским Преображенским женским монастырём о написании икон в 29 клеймах иконостаса холодного храма».

В. М. Васнецов с внуком Витей (1925)

После окончания Вятской духовной семинарии Виктор, а затем и Апполинарий покидают родные края и поступают в петербургскую Академию художеств, но связь с родной землей не теряют, ведут активную переписку с родственниками и друзьями, жившими в Вятке.

В 1909 году братья Васнецовы, уже известные на всю Россию художники, обратились к вятской общественности с предложением «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а также оказать содействие в приобретении произведений других художников». Предложение было поддержано художниками, другими представителями творческой интеллигенции города. Так возник в Вятке художественный музей - ныне Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых.

В музее хранится одна из самых значительных региональных коллекций живописи: около 18 тысяч произведений живописи и графики, в том числе 27 работ Виктора Васнецова и 25 - Апполинария Васнецова, полотна Шишкина, Левитана, Тропинина, Репина, Сурикова, Айвазовского, Сарьяна, Кандинского, а также работы вятских художников Рылова и Хохрякова, Вершигорова, Харлова, Вопилова.

Виктор Михайлович Васнецов - живописец, мастер-портретист и пейзажист, театральный художник

"Смотрю я на этого, высокого статного человека, и верю, что именно ему суждено возродить забытые традиции великой нашей древнерусской живописи..." (Нестеров М. В.)

Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)

Выдающийся русский живописец-передвижник, автор героико-эпических и сказочных полотен, мастер монументальной живописи, театральных декораций, график, создатель ряда архитектурных проектов. Профессор, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель ордена Почетного легиона (Франция).

«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества.

Крещение Руси, 1885-1896

Спящая царевна, 1900-1926

Имя Виктора Михайловича Васнецова - одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его творческое наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра - и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей - и эскизы театральных декораций; портретная живопись - и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты - и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника. Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но главное, чем обогатил художник русское искусство, - это произведения, написанные на основе народного творчества. Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей. Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников. «Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», - писал Васнецов. Другие впечатления, не менее сильные, получил Виктор от своей бабушки Ольги Александровны. В молодости она увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию. Решение стать художником у Васнецова укрепилось после встречи со ссыльным польским художником Э. Андриоли. От него же он узнал о Петербургской академии художеств. И Виктор решил испытать судьбу. Ректор семинарии благословил его на стезю живописца, сказав, что много есть священников, а Рублев все-таки один. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет. Когда Васнецов обратился за советом к Андриоли, тот думал недолго. Он познакомил Виктора с епископом Адамом Красинским, который привлек губернатора Кампанейщикова, и оба они оказали помощь в проведении лотереи - продажи жанровых картинок Васнецова «Жрица» и «Молочница». Шестьдесят рублей и небольшая сумма, данная отцом, составили весь «солидный» капитал будущего художника.

В 1867 г. Васнецов выдержал экзамены в академию, но, будучи застенчивым и скромным, даже не решился проверить себя в списках зачисленных. Начались мытарства: почти без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Случайно повстречав брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов. Одновременно он стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с художником И. Н. Крамским. Это знакомство сыграло немалую роль в жизни Васнецова. Когда в августе 1868 г. Виктор опять решился попытать счастья в стенах академии, то, к своему удивлению, узнал, что был зачислен еще в прошлом году. Здесь он быстро подружился с Репиным, Максимовым, Антокольским. Вместе с ними в небольшой квартире на Васильевском острове Васнецов слушал молодого ученого, историка и поэта Мстислава Прахова, который ярко излагал свое учение о Древней Руси. Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную награду - серебряную медаль второго достоинства. В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом» Васнецов получил еще одну серебряную медаль. Но с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения академии нарушилась. А в 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.

К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире» (1874 г.). Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку передвижников. В 1876 г. Васнецов включает в экспозицию картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». Более удачна последняя. Дряхлые старики, муж и жена, бредут по льду Невы, перебираясь из одной каморки в другую. В руках у них весь их скудный скарб. Безлюдье. Лишь жалкая моська, забежав вперед, поджидает их. Одетые в плохонькую одежонку, согнутые нищетой и старостью, эти обитатели трущоб выглядят особенно жалко на фоне гордо возвышающейся Петропавловской крепости. Не зря о Васнецове говорили: «Первоклассный мог быть жанрист... очень близкий по духу к Достоевскому».

С квартиры на квартиру, 1876

Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.). Через год, вернувшись в Россию, Виктор Васнецов обвенчался с Александрой Владимировной Рязанцевой. Семью свою он творил по подобию отцовской, патриархальной семьи. Без году пятьдесят лет прожил Васнецов в счастливом семейном согласии. Как вспоминала позже его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г. Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, одетый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах спускался по крутой лестнице. Его облик был величествен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветовая гамма картины создавала впечатление монументальности. Как всегда, у Васнецова был удачен фон полотна: массивная стена, покрытая богатой росписью, в ее толще маленькое оконце, из которого далеко внизу видна старая деревянная Москва, занесенная снегом. Орнаментика стенных росписей, узор печати, вышивки вносили в работу декоративность.

Царь Иван Васильевич Грозный, 1897

В 1878 г. Васнецов начал писать картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», ставшую одной из первых в его новом историко-былинном цикле. В ней художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения родине. Цветовое решение картины создавало тревожное настроение. На темно-зеленом фоне степи напряженно-красные щиты и красные сапоги воина освещает багровая луна. Трагедийное звучание картины усиливал контраст тем смерти и красоты: изображения убитых воинов на фоне пышной зелени травы, нежно-голубых цветов, красивой одежды. Однако картина не встретила единодушного одобрения. Она была настолько необычна, что единого мнения о ней и быть не могло. Сразу почувствовали «главное» в картине только Репин и Чистяков. Последний в письме к Васнецову писал: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам...».

После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880

Несмотря на непризнание картины большинством критиков, Васнецов не оставил выбранного им пути и к 1882 г. создал «Витязя на распутье». Художник изобразил сумеречную степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь (идею начертать на дремучем камне былинную надпись подал Васнецову Стасов). В образе витязя на распутье художник как бы невольно изобразил себя, свои нелегкие раздумья о будущем.

Витязь на распутье, 1882

В Москве Виктор Васнецов познакомился с семьей Саввы Мамонтова, и это стало немаловажным событием в жизни художника. Скоро этот меценат заказал ему три картины для зала заседаний Донецкой железной дороги: «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ превращения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ божества недр пробужденного края», - вспоминал о замысле этих произведений сын Мамонтова. Все три картины были такими же жизнеутверждающими, как и сами сказки.

Ковер-самолет, 1880

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина «Аленушка» (1881 г.) - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в ее горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. Фигура Аленушки неразрывно связана в картине с пейзажем. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки. С тоном осенней листвы перекликается цвет волос девочки. Композиция построена на строгом ритме, на плавном течении линий ее фигурки со склоненной головой и наклонов растений, что вносит певучесть в картину. Поэзия этого произведения глубоко национальна. Она, как родная, народная песня, понятна зрителю. Это одно из лучших полотен русского искусства.

Аленушка, 1881

С точки зрения нового народного понимания темы можно рассматривать и работу художника над сценическим воплощением «Снегурочки». Когда Репин увидал васнецовские декорации и костюмы к этой опере, то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - восторг... Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто шедевр». Особо ярко выразился дар художника в декорации, изображающей Берендееву палату. Здесь переданы, пожалуй, все формы, какие знало древнее зодчество во внутреннем убранстве теремов. На фоне этих изумительных декораций выступали берендеи и берендейки. Невозможно было не поверить в существование этой страны. Деятельность Васнецова как декоратора была кратковременной, но достаточно плодотворной: декорации к драме Шпажинского «Чародейка» и к опере Даргомыжского «Русалка». И даже спустя многие десятилетия рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, только незначительно варьировался.

С 1875 по 1883 г. в Москве возводилось огромное по тогдашним временам здание Исторического музея. Заказ на выполнение картины «Каменный век» добыл для Васнецова Адриан Прахов, брат историка М. Прахова. Это панно должно было открывать экспозицию музея. Новая тематика потребовала от художника и новой живописной техники. Здесь его живописная манера больше всего приближается к языку фрески. Васнецов использовал матовые краски и, хотя писал маслом, сумел достичь полной иллюзии живописи водяными красками по серой штукатурке, передав неяркие цвета земли, глины, обнаженного тела, воды, звериных шкур. Все современники высоко оценили эту работу, но особо обрадовала Васнецова похвала Чистякова: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения».

Такой же неожиданностью, как и заказ на панно, было для художника внезапное предложение выполнить роспись для Владимирского собора в Киеве. И опять же предложение поступило от Прахова. Вначале Васнецов решил отказаться от заказа, но материальные затруднения вынудили его взяться за роспись. За десять лет (1880-1890 гг.), шесть из которых он прожил в Киеве, художник с помощниками расписал 2880 квадратных метров во Владимирском соборе, сделал 15 композиций, выписал 30 отдельных фигур. В этих работах заключена строгая византийская вера, мягкая поэзия сказок, мощь былин. Вот Богоматерь с младенцем: она как бы парит над землей, ее типично русское лицо прекрасно, оно полно любви и скорби. В лице младенца, которого она, бережно прижимая к себе, несет в мир, тоже как бы ощущается предчувствие предстоящих мук и страданий, но есть в нем и сострадание к грешным. Недаром сам художник, говоря о своих иконописных работах, утверждал: «Мое искусство - это свеча, зажженная пред ликом Божьим...». Васнецов достойно возобновил живую и зримую школу иконописи. Впоследствии, вспоминая этот период творчества, художник удивлялся: «Видно, в молодости все можно». Он падал с лесов, разбивался. Для выполнения сложной работы требовалась крепкая сила духа и тела. Много лет спустя на замечание художника Нестерова, не схоронился ли Виктор Михайлович за сказки от жизни, тот ответил: «Куда было после Владимирского собора выше? Куда? Купчих писать? После Бога-то?! Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка».

И эта сказка - труд подвигалась к концу. «Богатыри» Васнецова прозвучали в русском искусстве не менее громко и победно, чем «Богатырская симфония» Бородина. На этой картине - возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Персонажи полотна - три всадника в древнерусском снаряжении на боевых конях. Это застава богатырская. Илья Муромец кряжист, могуч. С легкостью держит он в руке «палицу булатную». О его прямоте и честности свидетельствуют добрые крупные черты крестьянского лица. Совсем по-другому выглядит Добрыня. Изысканная украшенность, изящество снаряжения указывают на знатное происхождение героя. Суров и строг его взор, полный справедливости и благородства. Психологически сложнее Алеша Попович. Врага побеждает он не столько силой - у него ее не так много, сколько сметливостью да хваткой. Алеша - балагур и весельчак, в правой руке его «гусельки яровчаты». Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощена в картине Васнецова богатырская застава Древней Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей. «Богатыри» были блестящим завершением периода расцвета творчества художника.

Богатыри, 1881-1898

Над фольклорными темами («Баян», 1910 г.; «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», обе в 1918 г.; «Царевна Несмеяна», 1914- 1926 гг.) Васнецов работал до конца жизни, но прежней силы в этих образах уже не было. Посвятив свою жизнь служению добру и красоте, он не мог без пессимизма, усталости и разочарования принимать «новую» жизнь с ее политическими катаклизмами, революцией и Гражданской войной. Все чаще современники видели художника в Троицкой церкви. Согбенная фигура Виктора Михайловича как бы подтверждала его слова: «Бога надо не выболтать, а выстрадать». Васнецов скончался 23 июля 1926 г. на 79-м году жизни. После вечернего чая направился он к себе в светелку. Через некоторое время родные услышали, как что-то упало. Художник умер от разрыва сердца, мгновенно, без болезней и страданий. Говорят, так уходит душа, которая ищет Божественную красоту и правду и обретает покой на небесах. Современники только после смерти по достоинству оценили его творчество. В статье, помещенной в «Вестнике знания», писалось о том, что в истории русской живописи роль Васнецова «равноценна и равнозначаща» роли Пушкина в русской поэзии. И в этой оценке нет никакого преувеличения.

Аполлинарий Михайлович Васнецов - пейзажист, художник театра

"В последнее время среди художников и критиков существует тенденция, сущность которой сводится на положение: "не важно, что писать, а важно, как писать". Это почти равносильно отрицанию одного из тезисов: внутреннего образа, постигаемого глубоким внутренним чувством, что обыкновенно принято называть "содержанием". (Васнецов А. М.)

Кузнецов Н. Д. Портрет А. М. Васнецова

Живописи учился у В. М. Васнецова - старшего брата. В 1870-е годы, подражая народникам, стал сельским учителем. С 1880 по 1887 годы жил в Петербурге, работал в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», был членом «Товарищества Передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Васнецов много путешествовал, важное место в его искусстве занимают пейзажи Урала и Сибири, выполненные в стиле северного модерна («Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895). В начале 1900 годов он - уже известный художник.

К 1900 году А. М. Васнецов становится известным художником. У него появляются первые монументальные полотна из истории Москвы, в которых Васнецов стремится показать облик и самую жизнь допетровской Москвы. Для этого ему пришлось стать ученым-исследователем. Лучшие исторические картины: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», обе — 1900; «Всехсвятский Каменный мост. Конец XVII века», 1901, и многие другие. За заслуги на художественном поприще Петербургской Академией Художеств Васнецову было присуждено звание академика.

С 1901 по 1918 год Васнецов преподавал в Московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, после смерти И. И. Левитана руководил классом пейзажной живописи. В 1900 году Васнецову присудили звание академика.

На рубеже веков Васнецов увлекся театрально-декоративным искусством. Он работал над оформлением ряда спектаклей: «Иван Сусанин» (1885), «Хованщина» (1897), «Садко» (1899) для Частной русской оперы С. И. Мамонтова.

В 1906 году художник становится членом Московского археологического общества, а в 1918 году председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Для второго тома «Истории русского искусства» изданного в 1910 году под редакцией И. Э. Грабаря, написал главу «Облик старой Москвы». Критиковал декадентов, выступал за разделение модерна и авангарда. Писал живописные этюды Москвы и Подмосковья. Умер Васнецов в Москве в 1933 году.

Тайга на Урале. Синяя гора, 1891

Родина, 1886

Элегия, 1893

На рассвете у Воскресенского моста, конец XVII века

Сибирь, 1894

Озеро, 1902

Кама, 1895

Красная площадь во второй половине XVII века, 1925

Введение

Город Вятка (Хлынов, Киров) является крупным городом России, который расположен на реке Вятка в 896 км от столицы нашей страны. Датой основания Вятки считается 1374 год, именно тогда она впервые была упомянута в летописи. Известно, что в эпоху Киевской Руси (IX-XII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось «ватка», что предположительно и послужило основой для наименования главной реки края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки, исследователи также возводят слово «вяда» к финно-угорскому «венто» - медленный, спокойный, глубокий. Однозначного подтверждения какой-либо из версий нет, поэтому загадка слова «Вятка», как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной.

Известно, что на протяжении XVIII и XIX вв. Вятка была местом политической ссылки. В 1826-1828 г.г. через территорию Вятской губернии проехали, направляясь в Сибирь на каторгу и ссылку, около 100 участников восстания декабристов. Часть из них побывала в Вятке, в их числе близкий лицейский друг Пушкина И.И. Пущин. Из среды вятчан вышел декабрист А.А.Фок, он был подпоручиком Измайловского полка и принял активное участие в восстании 14 декабря, за что был разжалован в солдаты. Некоторое время в Вятке находился на службе видный декабрист А.Н.Муравьев.

В поселении при Воткинском заводе (современный Воткинск) Сарапульского уезда родился П.И. Чайковский - всемирно известный композитор и дирижер. В городе Вятка родился известный писатель-реалист Н.Ф. Бажин. Однако наибольшую известность среди деятелей культуры Вятке принесли знаменитые художники - братья Васнецовы.

Именно этими художниками здесь в 1910 году был открыт один из старейших музеев России - Вятский художественный музей.

Цель работы состоит в подробном рассмотрении деятельности Братьев Васнецовых в Вятке.

Задачи работы:

1. Рассмотреть жизнь и творчество братьев Васнецовых;

2. Изучить организационную деятельность братьев Васнецовых в Вятке.

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - жизнь и творчество

васнецов вятка творчество художник

Из двух братьев Васнецов, несомненно, более известен Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он родился в далеком вятском селе Лопьял в патриархальной семье деревенского священника. Вскоре родители с детьми переехали в село Рябове, где и прошло детство будущего художника. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и ребенка в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

В то время Вятская губерния славилась местными художниками, которые чего только не делали: вышивали, занимались резьбой по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисовывали ложки и мебель, делали глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники и за всем этим мог наблюдать любознательный и пытливый мальчик.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу. Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 2002,С. 115.

Известно, что Вятка шестидесятых годов прошлого века была переполнена политическими ссыльными. Среди них оказалось много участников польского освободительного движения - культурных и образованных людей. Виктор Васнецов, попав в новую для него среду, начал усиленно восполнять недостатки своего образования чтением художественной литературы - произведений С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, не забывая, конечно, и рисования.

Время, прожитое в Вятке (1858-1867), занятые учебой в училище и семинарии, были временем созревания твердого решения Васнецова стать художником. Он с благодарностью вспоминал тех людей, которые помогли ему осуществить это захватившее его желание. Среди них был преподаватель рисования вятской гимназии художник Николай Александрович Чернышев.

Согласно воспоминаниям учеников Чернышева, они могли делать на уроках рисования все, что угодно. Учитель же невозмутимо сидел на кафедре, время от времени подзывая к ней то одного, то другого из них, или потихоньку бродил по классу, позвякивая монетами в кармане, или играл цепочкой часов. Зато в своей иконописной мастерской Чернышев преображался: был внимательным, делал толковые замечания, давал ученикам советы. Познакомившись с рисунками Васнецова, Чернышев предложил ему заходить в его мастерскую и смотреть, как он обучает иконописцев. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 2005, С. 142.

Также человеком, оказавшим влияние на Виктора Васнецова, был преподаватель старших курсов семинарии Александр Александрович Красовский, горячий почитатель Чернышевского и Добролюбова, связанный с польским освободительным движением, приговоренный впоследствии к бессрочной каторге. Красовский, имевший небольшую, хорошо подобранную библиотечку и охотно снабжавший книгами всех желающих познакомиться с передовой литературой того времени, благотворно влиял на общее развитие юноши.

Однако больше всего в приобретении художественных знаний и навыков дал Виктору Васнецову Эльвиро Андриолли, высланный на поселение в Вятку за ту же «провинность», что и Красовский. Это был разносторонне образованный талантливый человек. До ссылки он учился в Петербургской Академии художеств, бывал в художественных мастерских Парижа, Рима, Лондона, писал портреты, увлекался гравированием.

Эти люди, очень различные по складу характера, темпераменту, вкусам и художественным увлечениям, каждый по-своему влияли на Васнецова. Они укрепили его в мысли стать художником, помогли вырваться из окружавшей его провинциальной обстановки. В числе сосланных на поселение в Вятку был виленский архиепископ, поэт и филолог, Адам Красинский. Его очень почитал местный архиерей. При содействии Адама Красинского для росписи строящегося в Вятке собора был приглашен его соотечественник Эльвиро Андриолли. В помощь Андриолли был направлен, по указанию архиерея, семинарист богословского факультета Васнецов, известный товарищам и преподавателям своим увлечением рисованием.

Андриолли, просмотрев принесенные мною рисунки, - вспоминал Васнецов, - пригласил помогать ему в работе. У нас вскоре установились дружеские отношения. Однажды Андриолли сказал мне: «Зачем вы готовите себя к священническому сану? Священников и без вас много, а с художественным дарованием людей значительно меньше. Бросайте семинарские занятия и отправляйтесь в Академию художеств в Петербурге. Там вы научитесь всему, что нужно знать художнику». Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005, С. 153.

Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005,С. 172.

Виктор Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни - Васнецов не стал священником, как мечтал отец. Для рисования использовал каждую свободную минуту в семинарии, и на последнем курсе юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Это и было сделано, Васнецов сначала начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии.

После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, заботиться о младшем брат и много работает ради заработка.

Виктора Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи», причем это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но и осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, национального направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов - автор «Аленушки», «Богатырей», ««Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

И хоть многие считают, что основной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор, однако на самом же деле он был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и по технике исполнения. Помимо картин бытового жанра художник создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизы театральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.

Творчество Виктора Михайловича Васнецова играет огромную роль в русской культуры. Художник своим обращением к фольклору углубил и расширил основную тему передвижников - тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой. Он одним из первых поднял на большую высоту русскую театрально - декорационную живопись.

Искусство Васнецова основано на подлинно народных представлениях о красоте и правде, поэтому оно пользуется неизменной любовью и признательностью и в наше время. Однако и при жизни творчество Виктора Михайлович было признан.

Он является действительным членом Императорской Академии Художеств, Почетным членом Рейнской Академии живописи, Почетным членом Московской духовной Академии, Почетным членом Киевского общества древностей, профессором живописи, действительным членом Музея изящных искусств в Москве, Почетным членом Строгановского училища, действительным членом Исторического музея, Почетным членом «Общества им. А.И. Куинджи», членом Союза художников России, награжден орденом «почетного легиона» (Франция) «за заслуги на поприще человеческой мысли и деятельности». Верещагина А.Г. Художник и время. История. Очерки русской исторической живописи XVII - начала XX века. - М.: Искусство, 2006, С. 231.

Младший брат писателя Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) известен гораздо менее, однако он не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем реальный образ древней русской столицы, редко кого оставляют равнодушными. Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 15.

Аполлинарий в отличие от брата, родился уже в селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область). Детские годы мальчика были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой, поэтому о нем стал заботиться брат Виктор, который был на восемь лет старше Аполлинария. Именно брат, увидел талантливые рисунки юноши и понял, что в семье растет еще один художник. Виктор отправил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

Окончив Вятское духовное училище в 1872 году Аполлинарий, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 24.

В 1875 году Аполлинарий возвращается в Вятку для сдачи экзамена за курс реального училища с тем, чтобы в последующем иметь право поступления в Академию художеств. Однако там принимает активное участие в работе кружка самообразования, в котором ему было поручено хранение нелегальной литературы и он решает посвятить себя просвещению простого народа. В 1875 году Аполлинарий сдает экзамен на звание народного учителя и уезжает в село Быстрица Орловской губернии.

Младший Васнецов в 1878 году покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.

С 1882 года Аполлинарий ежегодно проводит лето на даче у брата в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование Аполлинария Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами.

С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж «Серый денек» (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом. Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983, С. 28.

В 1898 году А. М. Васнецов предпринимает поездку за границу. Он посещает Францию, Италию, Германию, где внимательно знакомится с жизнью и искусством этих стран, пишет много этюдов, особенно в Риме и его окрестностях. Почерпнув много ценного для себя как художника, он возвращается на Родину. Однако при всей, казалось бы, полноте и незабываемости заграничных впечатлений Аполлинарий Михайлович вовсе не собирался отходить от своего основного творческого направления, от национальной тематики. 30 октября 1900 года Академия художеств признала А. М. Васнецова своим академиком, а 27 октября 1903 года он был избран действительным членом Академии. Помимо творческой и преподавательской деятельности, Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации. Там же, С. 32.

Аполлинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог. По свидетельству современников А.М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва», он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы. Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Знакомясь с древними планами, летописями, свидетельствами иностранных путешественников, А.М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее...» - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. / Под общ. ред. К.Ф. Юона. - М.: Искусство, 2007..

Примером общественной деятельности Васнецова является его участие в 1910 году в хлопотах по созданию в Вятке Художественно-исторического музея.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 15 мая в селе со смешным названием Лопьял. Отец Васнецова был священником, также как и его дед и прадед. В 1850 году Михаил Васильевич увез семью в село Рябово. Это было связано с его службой. У Виктора Васнецова было 5 братьев, один из которых также стал знаменитым художников, звали его Аполлинарий.

Талант Васнецова проявился с детства, но крайне неудачное денежное положение в семье не оставило вариантов, как отдать Виктора в Вятское духовное училище в 1858 году. Уже в 14-летнем возрасте Виктор Васнецов учился в Вятской духовной семинарии. Детей священников туда брали бесплатно.

Так и не окончив семинарию, в 1867 году Васнецов отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Денег у него было совсем мало, и Виктор выставил на «аукцион» 2 свои картины – «Молочница» и «Жница». До отъезда он так и не получил за них денег. 60 рублей за эти две картины он получил спустя несколько месяцев уже в Петербурге. Прибыв в столицу, у молодого художника было всего 10 рублей.

Васнецов отлично справился с экзаменом по рисованию и сразу был зачислен в Академию. Около года он занимался в Рисовальной школе, где и познакомился со своим учителем – .

К занятиям в Академии художеств Васнецов приступил в 1868 году. В это время он сдружился с , и даже одно время они жили на одной квартире.

Хоть Васнецову и нравилось в Академии, но он ее не закончил, уехав в в 1876 году, где прожил больше года. В это время там же находился и Репин в командировке. Они также поддерживали дружеские отношения.

После возвращения в Москву Васнецова сразу приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. К этому времени стиль рисования художника значительно меняется, да и не только стиль, сам Васнецов перебирается жить в Москву, где сближается с Третьяковым и Мамонтовым. Именно в Москве Васнецов раскрылся. Ему нравилось находиться в этом городе, он чувствовал себя легко и выполнял различные творческие работы.

Более 10 лет Васнецов оформлял Владимирский собор в Киеве. В этом ему помогал М. Нестеров. Именно после окончания этой работы, Васнецова можно по праву назвать великим русским иконописцем.

1899 год стал пиком популярности художника. На своей выставке Васнецов представил публике .

После революции Васнецов стал жить уже не в России, а в СССР, что его серьезно угнетало. Люди уничтожали его картины, относились неуважительно к художнику. Но до конца своей жизни Виктор Михайлович был верен своему делу – он рисовал. Умер он 23 июля 1926 года в Москве, так и не закончив портрет своего друга и ученика М. Нестерова.

В Вятском крае родились братья-художники Васнецовы. Они на многие века своим творчеством прославили нашу малую родину. Родились они в семье священника М. В. Васнецова.
Книги - это не украшение книжного шкафа, хорошая книга является своего рода шедевром. В них можно найти буквально всё, от исторических памятников до мемуаров.
Мне посчастливилось прочесть несколько книг, посвященных нашим знаменитым землякам, братьям Васнецовым.

Виктор Михайлович Васнецов - Почётный гражданин Вятского края


Годы жизни Виктора Михайловича Васнецова - (3(15) мая 1848 - 23 июля 1926). Родился в селе Лопьял Вятской губернии.

Учился в Вятском духовном училище (1858-1862), Вятской духовной семинарии (1862-1867), петербургской Академии художеств (1868-1875). В 1870-е годы утвердился как мастер бытового, а затем исторического жанра, былинно-сказочной композиции.

Его послужной список: профессор живописи, действительный член Пе¬тербургской Академии художеств, почетный член Римской Академии, кавалер ордена Почетного легиона (Франция).

Апполинарий Михайлович Васнецов


Годы жизни Апполинария Михайловича Васнецова - (6 августа (25 июля) 1856 - 23 января 1933). Родился в селе Рябове, учился в Вятском духовном училище (1866-1872). Его послужной список: академик живописи, действительный член Петербургской Академии художеств, член Союза писателей СССР.

В 1878 году покинул Вятский край вместе с братом. С 1901 по 1918 год руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где обучались многие художники-вятчане и существовало Вятское землячество. Известны его труды по теории изобразительного искусства, по научной реставрации архитектурных памятников, по вопросам астрономии, геологии, археологии.
Живя в Москве, В. М. и А. М. Васнецовы не забывали о Вятском крае, поддерживали тесную связь с малой родиной. На Вятке жили и трудились их братья Николай, Аркадий, Александр.
Виктор Васнецов был Почётным гражданином города Вятки.
В 1910 году в Вятке открылся худо¬жественно-исторический музей, инициаторами создания которого выступили Виктор и Апполлинарий Васнецовы.
С 1936 года музей стал художественным и носил имя М. Горького. В 1980-х годах в Вятском крае решили спроектировать новый музейного корпуса. Музей переименовали в честь В. М. и А. М. Васнецовых.
На территории музея установили памятник - бронзовая скульптура Васнецовых на гранитном постаменте. Открытие памятника состоялось - 28 мая 1992 года. Памятник находится со стороны улицы Карла Маркса.
С 1882 года Аполлинарий Васнецов ежегодно проводил лето на даче у брата в селе Ахтырка близ Абрамцева, имения Саввы Ивановича Мамонтова, много общался с членами абрамцевского кружка.
С 1883 года Аполлинарий Васнецов начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1885—1886 годах художник путешествовал по Российской империи, посещал Украину и Крым.
В 1898 году совершил путешествие по Франции, Италии и Германии.
В 1900 году Васнецов стал академиком петербургской Академии художеств. В 1903 году участвовал в организации Союза русских художников.
В 1901—1918 годах руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
С 1918 году возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города.
Аполлинарий Васнецов умер в Москве 23 января 1933 года, похоронен на Введенском кладбище. В столице действует мемориальная квартира-музей художника.

ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ
. «Северный край. Сибирская река» (1899).
. «Родина» (1886, ГТГ).
. «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891).
. «Кама» (1895, ГТГ).
. «Улица в Китай-городе. Начало XVII века» (1900, Русский музей).
. «Красная площадь во 2-й половине XVII века» (1925, Музей истории и реконструкции Москвы).
. Эскизы к театральным постановкам «Хованщина» (1897), «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1907).
. Книжные иллюстрации (Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси).
МУЗЕИ
. Государственный Кировский областной художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых в г. Кирове Кировской области.
. Мемориальный дом-музей В. М. и А. М. Васнецовых в с. Рябово Вятского края.
. Мемориальный музей-квартира А. М. Васнецова в Москве.