Примеры межличностных конфликтов. Рассмотрим некоторые примеры межличностных конфликтов

На этой страничке мы затронем интересную тему. В этой статье мы поговорим о причинах возникновения конфликтов, рассмотрим виды конфликтов и способы их разрешения. По факту, большинство людей хотят жить в гармонии и полном взаимопонимании с другими людьми, но существуют такие люди, которые не против поскандалить. Такие люди встречаются редко, и они рады поскандалить лишь для того, чтобы самоутвердиться, показать, какие они крутые и мужественные. Но они не понимают, что со стороны они выглядят смешно и придурковато.

Я не буду вдаваться в подробности о таких людях, просто знайте, что такие существа есть и Вы, возможно, знаете тех, кто находится в Вашем окружении. Это кстати, является одной из причин конфликтов, пусть и редких. А теперь давайте рассмотри причины конфликтов.

Причины конфликтов

Конфликты никогда не возникают на пустом месте, и всегда главной причиной их возникновения является столкновение интересов между личностями . То есть существует два или более человека, которые имеют разную точку зрения, позицию относительно чего-либо. Вследствие этого возникает разногласие, которое ведет к конфликту.

Столкновение интересов – очень распространенный вид конфликтов, который возникает из-за расхожести во мнении, взглядов, позиций. Давайте рассмотрим примеры такого вида конфликта.

Пример №1

Два бизнес-партнера. Один партнер хочет вложить средства на открытие кафе, другой считает, что лучше потратить деньги на открытие пивного бара. У каждого свои для этого причины. Деньги у них общие, а интересы разные – один хочет одно, другой другое. Вот и возникает конфликтная ситуация.

Пример №2

Ребенок после школы хочет поступить в театральное училище, а его родители хотят, чтобы он учился на экономиста. Такая ситуация ведет к одному – к конфликту из-за столкновения интересов.

Пример №3

Жена хочет в Египет из-за красного моря, муж в Турцию из-за качественного пива. И снова возникает конфликт из-за разных интересов.

Я надеюсь на этих примерах Вы поняли что это за вид такой. Предлагаю Вам развлечься и посмотреть видеоролик про возникновение конфликтной ситуации на пустом месте и его разрешения.

Следующий вид конфликта – это соперничество . Я думаю, здесь все понятно. Такой вид конфликта возникает тогда, когда на одно место, звание, претендует двое или более людей. Чтобы все стало понятным, давайте рассмотрим примеры таких ситуаций.

Пример №1

Двое парней борются за внимание одной девушки. Сами понимаете, что борьба – это соперничество, которое может довести до насилия и даже убийства.

Пример №2

Двое детей хотят одну и ту же игрушку. Они начинают ругаться, драться, проще говоря, делают всё, чтобы ее заполучить.

Пример №3

Двое ребят хотят вступить на одну и ту же высокооплачиваемую должность, в результате чего начинают говорить за спиной гадости, наговаривать, настраивать коллектив друг против друга и так далее. Борьба за свое благополучие заставляет людей вести себя совершенно непредсказуемо.

Соперничество присутствует в нашей жизни практически везде и не всегда из-за нее возникают конфликты. Иногда соперничество объединяет людей, дает повод развиваться и идти вперед.

Виды конфликтов

Существует несколько видов конфликтов: внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты . Теперь давайте по порядку.

Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда возникает противоречие и столкновение почти равных по силе, но противоположно направленных интересов, потребностей и мотивов человека. В этом виде конфликта всегда присутствуют сильные эмоциональные переживания.

Например, человеку на работе предъявляют претензии по поводу его плохой работы и выдвигают требования улучшить эффективность своего труда в следующем месяце. Этот же работник утверждает, что он выкладывается на максимум и начинает спорить со своим руководителем.

Другой пример: генеральный директор магазина дал указание продавцу неотлучно находиться на своем рабочем месте и обслуживать клиентов, а через пару дней сделал работнику выговор за то, что тот не посещает склад для разложения товаров по полкам.

Так и возникает внутриличностный конфликт – одна сторона утверждает одно, а другая совсем другое.

Межличностный конфликт в основном возникает в организациях между руководителями и сотрудниками. В большинстве случаев это происходит из-за разногласия на предприятии рабочего процесса. Например, один сотрудник не выполнил свою часть работы, который будет влиять на результаты общего дела. В этом случае конфликт заденет не только руководителя, но и весь персонал. Другой пример, это когда сотрудник не принимает устои и нормы коллектива. В таком случае вероятность возникновение конфликта тоже высока.

Очень часто межличностные конфликты возникают при смене руководства. А возникают они из-за того, что происходят изменения в стиле и методе управления сотрудниками. Предыдущий руководитель был более гуманным в своих требованиях, а нынешний придерживается к авторитарному стилю. Это не вписывается в укрепившиеся отношения между работниками и руководителем. При отвержении новых условий, которое установило «новое» начальство обязательно возникает конфликт.

Межгрупповой конфликт это конфликт между формальными и неформальными организациями, партиями, религиями. Межгрупповые конфликты объединяют людей одной группы, но как только конфликт исчезает, сплоченность тоже может исчезнуть.

Как разрешить конфликт?

С видами конфликтов мы познакомились, с причинами конфликтов тоже, теперь пришло время рассказать о способах, которые помогут Вам разрешить конфликт.

Первый способ – это избежание конфликта . На самом деле многие люди так поступают, поэтому не считайте себя трусом, если Вы так сделаете. Старайтесь игнорировать его и ведите себя миролюбиво. Если это сделать не получается, а так бывает часто, тогда Вам помогут другие способы.

Например, Вы можете сменить тему . Только делать это надо правильно и незаметно. Например, если один человек пытается Вам что-то доказать, то Вы можете сказать, что Вы слышали или видели, как… и дальше пошли развивать тему. Человек отвлечется и перестанет с Вами спорить.

Другой способ это найти компромисс . Это сделать не всегда получается, но попробуйте в своей ситуации его найти. Например, Вы с сестрой ругаетесь из-за того, что не поделили машину. У Вас она одна и ой как нужна обеим. В этом случае Вы можете договориться о том, кто и когда будет на ней ездить.

Сглаживание тоже весьма эффективный способ избежать возникновения конфликта, правда это работает против Вас. Используя этот способ, Вы соглашаетесь с претензиями своего собеседника, убеждаете его в своей правоте (хотя так не считаете). Таким способом Вы просто успокаиваете человека, так как сами находитесь в нормальном эмоциональном настрое.

Последний способ это понять, что конфликт это нормально . Во время ссор, человек тоже развивается и раскрывает свои способности, он , чувствует себя , окружающие люди относятся уважительней. Поэтому, иногда избегать конфликтов не стоит , а лучше принять в нем участие, как в соревновании. Это очень даже на пользу пойдет.

Если Вам было что-то непонятно, то я Вам предлагаю посмотреть десятиминутную видео лекцию о причинах возникновения конфликтов. Лекция очень интересная и содержит исчерпывающую информацию.

Виды и причины конфликтов

Нравится

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ярославский государственный технический университет»

Реферат принят

с оценкой

Преподаватель

Ю.В.Дыбулина

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

И ИХ РЕШЕНИЕ.

Реферат по дисциплине

“Психология и педагогика”

ЯГТУ 080502.65-004 Р

Реферат выполнила

студентка гр. ЗЭУС-38

О.Х.Давлетшина

С ОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие конфликта

2. Типы конфликта

2.1 Внутриличностный конфликт

2.2 Межличностный конфликт

2.3 Конфликт между личностью и группой

2.4 Межгрупповой конфликт

3. Причины конфликта

3.1 Причины, порожденные трудовым процессом

3.2 Причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений

3.3 Причины, коренящиеся в личностном своеобразии членов коллектива

4. Последствия конфликта

4.1 Функциональные последствия

4.2 Дисфункциональные последствия

5. Управление конфликтной ситуацией

5.1 Структурные методы разрешения конфликта

5.1.1 Разъяснение требований к работе

5.1.2 Координационные и интеграционные механизмы

5.1.3 Общеорганизационные комплексные цели

5.1.4 Структура системы вознаграждений

5.2 Межличностные стили разрешения конфликтов

5.2.1 Уклонение

5.2.2 Сглаживание

5.2.3 Принуждение

5.2.4 Компромисс

5.2.5 Решение проблемы

Заключение или как использовать конфликт

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов.

Слово “конфликт” - латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.

Некоторые авторы, в частности У. Крейдлер, подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).

1 . ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.

Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, тоже были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они признавали возможность появления противоречий между целями отдельной личности и целями организации в целом, между линейным и штабным персоналом, между полномочиями и возможностями одного лица и между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения.

Источником любого развития, в том числе и развития трудового коллектива, является противоречие, столкновение нового со старым, столкновение противоположных тенденций и сил. Конфликт представляет собой предельный случай обострения противоречий и, следовательно, является одним из факторов развития коллектива. Любой конфликт представляет собой не просто противоречие, возникшее между определенными социальными субъектами, а такое противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено. Конфликт - это ошибка антагонистических противоречий, получившая открытую форму.

Однако противоречие и конфликт не следует отождествлять. О конфликте можно говорить тогда, когда противоречия между членами коллектива обостряются настолько, что начинают препятствовать их нормальному взаимодействию в решении коллективных задач.

Отношения между членами коллектива очень различны, их интересы многообразны. В связи с этим причины противоречий имеют очень широкий диапазон.

Некоторые противоречия рождаются в самом коллективе, другие могут отражать существующие в обществе более глубокие противоречия. Однако любое противоречие приобретает характер конфликта лишь при условии, что он втягивает в психологическую сферу, влияет на мотивацию поведения людей. Степень вовлеченности людей в конфликт, его острота отнюдь не обязательно отражают глубину объективных противоречий. Некоторые конфликты вообще не имеют внешних причин и порождаются факторами сугубо психологического характера.

При этом производственный или трудовой конфликт - это есть столкновение участников хозяйственных отношений как подсистема более широкой системы социальных конфликтов, затрагивает в основном сферу распределения управленческих функций и доходов, хотя и система и подсистема проявляют конфликтность чаще всего в форме борьбы институционнооформленных и неоформленных групп интересов.

Одна из особенностей трудового конфликта заключается в том, что такая конфликтность так или иначе окрашена психологической эмоциональностью, этической заданностью борьбы, в которой участники стремятся к удовлетворению "чувства справедливости".

Термин "производственный конфликт" подразумевает столкновение систем, норм поведения, властных функций участников любых хозяйственных процессов. Это означает, что трудовой конфликт существует как в непосредственной сфере производства, так и в сферах обмена, распределения, потребления. Такие конфликты нацелены на изменение сложившихся схем разделения труда, властных структур, принципов распределения и потребления производимых продуктов и услуг.

Существует четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. В данном реферате я попытаюсь более подробно остановиться на межличностных конфликтах и путях их решения.

2 ТИПЫ КОНФЛИКТА

Конфликты в трудовых коллективах классифицируются по различным признакам:

По природе возникновения - деловые и эмоциональные. Деловые конфликты имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д. Они неизбежны. Эмоциональные конфликты имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости;

По направленности взаимодействия - вертикальные и горизонтальные, то есть между оппонентами разных рангов и одного ранга;

По влиянию на развитие трудового коллектива - деструктивные и конструктивные. Конструктивные полезны и находят выражение в спорах и дискуссиях; деструктивные тормозят развитие трудового коллектива;

По количеству участников - внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между отдельными личностями и группой, межорганизационные. Это, соответственно, конфликты в интересах одной личности, конфликты между отдельными личностями, конфликты между различными производственными группами. Рассмотрим их подробнее.

2 .1 Внутриличностный конфликт

Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

2 .2 Межличностный конфликт

Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.

2 .3 Конфликт между личностью и группой

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведет к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

2 .4 Межгрупповой конфликт

Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться "рассчитаться" с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта- конфликт между профсоюзом и администрацией.

Пpодолжаем классификацию конфликтов.

По степени организационной оформленности - стихийные и институционализированные. Стихийные конфликты возникают сами по себе, без соответствующей подготовительной деятельности со стороны отдельных субъектов или групп субъектов; институционализированные конфликты тщательно и заблаговременно подготавливаются. Субъекты будущего конфликта разрабатывают стратегию действий, оценивают свои возможности достижения цели. Происходит формирование групп, сторонников. Для успешного разрешения делового конфликта необходимо не только установить природу, объект и участников конфликта, но и выяснить динамику его развития. Она состоит в том, что любой деловой конфликт, оппоненты которого постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный конфликт. Затянувшийся деловой конфликт может привести к тому, что произойдет потеря объекта конфликта и сам объект потеряет значимость для оппонентов, и также сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу. Попытка руководителей потянуть процесс протекания конфликта приводит лишь к обострению делового конфликта, стабилизации напряженных отношений меду участниками конфликта и образованию эмоционального конфликта.

Все конфликты без исключения негативно влияют на нервно психологическое состояние людей. Человек, переживающий нервное напряжение постоянно находится в напряжении. Его организм в это время очень ослаблен, что может привести к различным заболеваниям. Это может быть как агрессивность, характеризующаяся гневом, злобностью и грубостью, так и депрессия, при которой человек охвачен чувством печали, бессилия, а иногда и отчаяния. Депрессия характерна для людей с ослабленной нервной системой.

Однако многие люди способны быть равнодушными к происходящим конфликтным ситуациям. Напряженные отношения в коллективе с другими субъектами не могут вывести их из нормального психологического состояния.

3 . ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.

Рассмотрим перечень причин возникновения конфликта, предложенный специалистом в области управления персоналом Кричевским Р. Л.

Весьма условно он может быть представлен в виде трех основных групп причин: во-первых, причин порожденных трудовым процессом; во-вторых, причин, вызываемых психологическими особенностями человеческих взаимоотношений; в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины конфликта, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать.

3 .1 Группа причин, порожденных трудовым процессом

Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций.

Н. В. Гришина изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины:

1. Конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности - получению определенных продуктов. Такими факторами могут быть:

а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе на конвейере);

б) перенос, проблем решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители);

в) невыполнение функциональных обязанностей в системе “руководства-подчинения” (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих руководителя.

2. Конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности- достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха. К этой группе факторов относятся:

а) опять-таки взаимосвязь людей, при достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива;

б) нерешимость ряда организационных вопросов “по вертикали”(т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали;

в) функциональные нарушения в системе "руководства-подчинения”, препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.

3. Возникающие в процессе реализации трудовой деятельности конфликты нередко порождаются несоответствием поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям. Или другая, похожая, конфликтогенная причина: ролевые несоответствия в системе отношений “руководства-подчинения” когда, например, имеет место несовпадение распространенных к коллективе ожиданий относительно поведения людей, занимающих определенные служебные должности, с их реальными действиями.

Последняя причина обусловлена главным образом плохим описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у людей складывается превратное представление о том, кто за что отвечает и что делает.

Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить еще немало других, порожденных организационной практикой. Например, подмеченную Л. Яккокой и типичную для вертикального управленческого среза организации: “Сотрудники штаба фирмы осуществляют общее планирование их деятельности. Именно они сводят всю работу оперативных сотрудников в единую взаимодействующую систему.

По существу, работник центрального аппарата может оказаться эффективным лишь в том случае, если он накопил опыт оперативной деятельности. Однако, преобладает тенденция, особенно в таких компаниях, как “Форд мотор”, при которой берут выпускника Гарвардской школы бизнеса, ничего не смыслящего в конкретном бизнесе, и назначают его на должность в центральном аппарате фирмы. Человек еще никакого практического опыта в руководстве предприятием не имеет, а уже указывает оперативному работнику, за плечами которого уже 30 лет работы, что тот, мол, все делает неправильно. На протяжении моей карьеры мне пришлось слишком много времени тратить на разбирательство таких конфликтов между управленцами центрального аппарата и оперативными руководителями- конфликтов, которые вообще не должны были возникать.”

Следует упомянуть также еще о всевозможных коммуникативных помехах и барьерах, которые часто встречаются в организационном процессе и вызывают в нем сильнейшие “климатические возмущения”.

3 .2 Группа причин , в ызываемы х психологическими особе нностями человеческих отношений

Наиболее яркий пример такого рода особенностей- взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости.

Казалось бы довольно безобидный фактор “симпатия- антипатия” касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений.

Можно выделить еще несколько причин конфликта, родственных только что приведенной:

1. Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе (она может быть вызвана образованием противостоящих группировок, культурными, эстетическими различиями людей, действиями руководителя и т.д.);

2. Плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).

Ключевский выделяет еще одну причину конфликта, относящуюся к разряду психологических. Речь идет вот о чем. В экологической психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами). Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность.

С проявлением территориальности мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе и на работе. Люди, входящие в ту или иную рабочую группу “обживают” определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Точно также каждый член группы занимает часть общего пространства вместе с находящимися там предметами без энтузиазма относится к вторжению в него. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним во время заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение.

3 .3 Группа причин конфликтов, коренящихся в личностно м своеобразии членов коллектива

В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой “загоняющие” нас в конфликтные ситуации. Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень самоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только набору соответствующих черт. Демографические характеристики тоже не нейтральны в этом вопросе. Так, по данным Н.В.Гришиной для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций).

С увеличением возраста рабочих больший удельный вес начинают занимать конфликты, связанные с целевыми характеристиками их деятельности, одновременно сокращается число конфликтов, вызванных проблемами адаптации работников в трудовом коллективе (нарушения трудовой дисциплины, несоответствие требованиям).

Далее остановимся вот на каком очень важном моменте. Мы нередко усматриваем конфликты там, где их в действительности нет, и, напротив, оцениваем порой отношения с другими как безоблачные, когда конфликт уже назрел. На эту человеческую особенность обратила внимание Л.А.Петровская.

В разработанной ею схеме анализа межличностного конфликта хорошо показано, что конфликт может быть адекватно, или неадекватно, или ложно понятым.

В первом случае (адекватность) это означает, что конфликтная ситуация существует объективно, т.е. стремление стороны А к достижению некоторого желаемого для нее состояния С объективно препятствует достижению стороной В некоторого желаемого для нее состояния Д. И наоборот. Причем стороны справедливо полагают, что структура их целей, интересов конфликтна, и правильно ощущают существо реального конфликта, т.е. дают адекватную трактовку происходящему.

Во втором случае (неадекватность) конфликтная ситуация существует реально и стороны это осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.

В третьем случае (ложно понимаемый конфликт) дело обстоит таким образом, что объективно конфликтная ситуация отсутствует, но вот стороны склонны рассматривать свои отношения как конфликтные.

Л.А.Петровская еще две реально допустимые ситуации: во-первых, когда объективно конфликт существует, но сторонами как таковой не обознается, и, во-вторых, когда конфликтность отсутствует и объективно и на уровне сознания.

4 . ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА

4 .1 Функциональные последствия

Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений- враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Кроме того, конфликт может уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.

4 .2 Дисфункциональные последствия

Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:

Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;

Меньшая степень сотрудничества в будущем;

Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации;

Представление о другой стороне как о "враге"; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;

Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;

Смещение акцента: придание "победе" в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.

5 . УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИЕЙ

Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Руководителям не стоит читать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно - лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта.

5 .1 СТРУКТУРНЫЕ МЕТОД Ы РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

5 .1.1 РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ

Один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.

5 .1.2 КООРДИНА ЦИОНН ЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.

Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.

5 .1.3 ОБЩЕОРГАНИЗАЦИООНЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ

Установление общеорганизационных комплексных целей - еще один структурный метод управления структурной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместного усилия двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая заложена в эти высшие цели - направит усилия всех участников на достижение общей цели.

Например, если три смены производственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать цели для своего отдела, а не для каждой смены в отдельности. аналогичным образом, установление четко сформулированных целей для всей организации в целом также будет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения, благоприятствующие всей организации, а не только их собственной функциональной области. Изложение высших принципов (ценностей) организации раскрывает содержание комплексных целей. Компания старается уменьшить возможности конфликта, излагая общеорганизационные комплексные цели, чтобы добиться большей слаженности и деятельности всего персонала.

Приводя компанию “МакДоналдс” в качестве примера организации, сформулировавшей комплексные цели для всех сотрудников, профессора Паскаль и Атос говорят:

“Начиная строить свою империю ресторанов быстрого обслуживания, “МакДоналдс” направил внимание не только на цены, качество и долю рынка. Руководство компании считало, что они действительно оказывают услугу американцам, имеющим ограниченные средства. Эта социальная “миссия” придала большой вес оперативным целям. Повара и официанты в заведениях, работающих под вывеской “МакДоналдс”, отнеслись к этим целям более высокого порядка как к полезному приему, помогающему выдержать общефирменную строгую систему контроля за качеством. Соблюдать высокие стандарты было легче, когда они подавались в контексте помощи обществу”.

5 .1.4 СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ

Вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Люди, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объема проданных товаров, то это может вступить в противоречие с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая без всякой надобности больше скидки и, тем самым, снижая уровень средней прибыли компании, или может возникнуть конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом фирмы. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта может не уложиться в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. В такой ситуации кредитный отдел может усугубить конфликт, не дав согласия на неординарную операцию и лишая отдел сбыта соответствующих комиссионных.

Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений и поощрений тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогая людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

5 .2 . МЕЖЛИЧНОСТНЫ Е СТИЛ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

5 .2.1 УКЛОНЕНИЕ

Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

5 .2.2 СГЛАЖИВАНИЕ

Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что “мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку”. “Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека повторяя: “Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня”. В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что, в конечном счете, произойдет взрыв.

5 .2.3 ПРИНУЖДЕНИЕ

В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

5 .2.4 КОМПРОМИСС

Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.

5 .2.5 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, у которого, отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми... Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.

Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы. Другие стили тоже могут с успехом ограничивать или предотвращать конфликтные ситуации, но они не приведут к оптимальному решению вопроса, потому что не все точки зрения были изучены одинаково тщательно. Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует. Они искали решение пока, наконец, не находили его. Они также старались предотвратить или уменьшить назревание конфликта, концентрируя реальные полномочия принимать решения в тех подразделениях и уровнях управленческой иерархии, где сосредоточены наибольшие значения и информация о факторах, влияющих на решение. Хотя исследований в этой области еще не так много, ряд трудов подтверждает эффективность данного подхода к управлению конфликтной ситуацией.

Таблица 1 содержит некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта

Таблица 1. Методика разрешения конфликта через решение проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИЛИ КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНФЛИКТ

Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательном явлении большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие должны понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильно управлять.

Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.

Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди наконец оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.

Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.

Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. И служащие, и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.

Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Зигер В., Ланг Л. “Руководить без конфликтов” М,1990

2. Гончаров В. “Руководство для высшего управленческого персонала”

3. “Конфликт со занком “плюс” журнал “Бизнес” №3,4, 1994

4. “Разрешение конфликта” журнал “Кентавр” №4, 1994

5. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- М., 1989г.

6. М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури. “Основы менеджмента”, М.: Дело, 1992.

7. Гришина Н.В. «Я и другие: общение в трудовом коллективе». Л., 1990.

Подобные документы

    Определение конфликта, его причины и последствия. Внутриличностные, межличностные, межгрупповые, антагонистические и компромиссные противоречия. Методы разрешения конфликтов: внутриличностные, структурные, переговоры. Функции и эффективность конфликта.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Понятие конфликта как направленного на преодоление противоречий противостояния двух начал, проявляющегося в активности сторон. Его типы: внутри- и межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Модели поведения и управление конфликтами.

    презентация , добавлен 03.05.2016

    Основные признаки конфликта. Антагонистические, компромиссные, социальные, организационные, эмоциональные, вертикальные, горизонтальные, открытые, скрытые, внутриличностные, межгрупповые и межличностные конфликты. Способы разрешения конфликтов.

    презентация , добавлен 03.11.2015

    Основные причины конфликтов и их факторы. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Соперничество, или решение конфликта силой. Уход от решения проблемы. Конфликт между личностью и группой. Решение конфликта путем компромисса, приспособления или уступки.

    презентация , добавлен 07.12.2015

    Определение конфликта. Основные типы конфликтов. Методы преодоления конфликтов. Конфликт в организации, обществе, семье. Пути выхода из конфликта. Поведение в конфликтах. Управление конфликтами в организации, обществе, семье.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2004

    Понятие и функции конфликта. Типичные стили поведения в нем. Характеристика основных типов конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и конфликт между личностью и группой. Их основные особенности. Дисфункциональные последствия конфликта.

    реферат , добавлен 13.10.2013

    Особенности межличностного конфликта. Межличностные конфликты в семье. Межличностные конфликты в педагогическом процессе. Специфика конфликта в организации. Производственные конфликты. Особенности межгрупповых конфликтов, механизмы возникновения.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2006

    Понятие, функции и сущность межличностных отношений. Социальные группы и их классификация. Управление межличностными отношениями в различных группах и коллективах. Установление контакта между людьми. Межличностные конфликты в межличностных отношениях.

    реферат , добавлен 10.03.2015

    Понятие конфликта. Существование различных определений конфликта. Возникновение конфликтов во всех сферах человеческой жизни. Межгрупповые и межличностные конфликты. Основные функции конфликтов. Объективные причины, порождающие конфликтные ситуации.

    реферат , добавлен 31.12.2008

    Рассмотрение основных типов конфликтов: межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Этапы развития конфликта: возникновение, осознание ситуации, конфликтное поведение, исход. Оптимизация организационно-управленческих условий создания компаний.


Столкновение индивидуумов в процессе их взаимодействия в конфликтологии определяется как межличностный конфликт. Существует целый ряд причин, которые приводят к этим противоречиям между людьми: социально-психологические, личностные и психологические. Предпосылкой для их возникновения является любая конфликтная ситуация.

В обыденном понятии, любой конфликт несет в себе исключительно негативный смысл, однако это заблуждение. Возникающие противоречия способствуют развитию человека как личности, а также общества в целом. Они объединяют единомышленников, способствуют расстановке приоритетов, ведут к появлению новых контактов с другими людьми и группами. Это положительные моменты, которые можно извлечь из сложившейся ситуации.
Они возникают во всех сферах жизни и деятельности человека (профессиональной, семейной, бытовой и т.д.).

Рассмотрим некоторые примеры межличностных конфликтов:

Очень часто конфликт возникает на рабочем месте между руководителем и подчиненным или между двумя работниками. Чаще всего это происходит при разногласиях в организации рабочего процесса. Например, один работник не выполнил часть работы, влияющей на успех всего общего дела. В этом случае конфликтная ситуация скорее всего затронет не только руководителя, но и коллег нерадивого работника. Иногда новый сотрудник не принимает нормы и устои сложившегося коллектива. В этом случае также высока вероятность развития конфликта.

Межличностные конфликты на работе могут возникать и при смене руководства . Они чаще возникают из-за перемены в стиле и методе управления коллективом. «Старый» начальник был более лояльным в своих требованиях, а «новый» – приверженец более авторитарного стиля. Это нарушает устоявшиеся отношения между сотрудниками и руководителем. При неприятии новых условий диктуемых начальством, непременно возникнет конфликтная ситуация.

Примером межличностного конфликта являются и всевозможные супружеские противоречия . Они могут возникнуть по любому поводу: как провести отпуск, какой купить телевизор, что приготовить на ужин и.т.д.

В быту нередки конфликты между представителями различных возрастных поколений . Каждый оппонент при этом стойко отстаивает свою позицию (какую музыку слушать, как одеваться, с кем дружить и т.п.). Эти межличностные конфликты широко освещаются в мировой литературе и известны как «конфликты отцов и детей».

Пример межличностного конфликта постоянно можно встретить, например, в общественном транспорте. Кто-то наступил каблуком на ногу, кто-то навалился сумкой на голову. Часто в этом случае люди раздражаются и конфликтуют.
Межличностные конфликты возникают постоянно, однако не следует забывать, что они еще несут и положительные функции.

Конфликт – это противоречие интересов нескольких людей, которое связанно с негативными эмоциональными переживаниями. У субъектов взаимодействия разные цели, интересы, точки зрения, понимание о способе достижения нужного. Конфликты неминуемы, не появляются на пустом месте и присутствуют там, где есть жизнедеятельность. Следовательно, необходимо осознавать, как предотвратить неблагоприятные последствия, как следует вести себя во время конфликтов, как уладить столкновение конфликтующих лиц.

Внутриличностный Конфликт

Это конфликт между «хочу» и «нужно». Члены конфликта — психологические обстоятельства внутреннего мира индивидуума, которые часто кажутся противоречивыми: требования, ценности, ощущения.

Конфликты, которые касаются деятельности в компании, могут приобретать разнообразные формы. Самая известная - ролевой конфликт, когда всяческие роли частного лица высказывают к нему претензии.

К примеру, будучи отличным семейным человеком, индивидуум обязан проводить интересно время вечером с женой и детьми, а позиция директора заставляет его остаться еще поработать. Или управляющий заводом сказал специалисту сделать конкретное число элементов, а технический начальник в то же самый момент - осмотреть промышленное оснащение.

В первую очередь – это несовпадение персональных требований и распоряжений фирмы, а также - несоблюдение правила единоначалия.

Такие несогласия появляются в компаниях из-за перегрузки или, наоборот, нехватка работы при потребности пребывать на месте работы.

Выделяют конкретные признаки всех внутриличностных конфликтов:

  • Непременно сопряжен с отрицательными реакциями;
  • “Участники” разногласия – столкновение разных интересов, целей, намерений;
  • Появляются при равносильном действии любых факторов на индивидуума;
  • Их возникновение напрямую связано с взаимодействием всех элементов внутреннего мироощущения человека.

Межличностный Конфликт

Данная разновидность конфликта популярная. В фирмах он будет проявляться всевозможными способами. Большинство начальников думают, что единое обоснование – несхожесть характеров, и в чем-то они правы. Несомненно, бывают такие люди, которым нелегко ладить с другими из-за разногласий в характерах, стиле поведения, точек зрения.

Впрочем, основательное исследование демонстрирует, что обоснование подобных конфликтов – непредвзятые мотивы. По большей части – это соревнование за узкие перспективы: денежные доходы, промышленные площади, продолжительность использования технического оснащения. Ведь все нуждаются в ресурсах.

Споры между начальником и сотрудником появляются, к примеру, когда сотрудник думает, что начальник предъявляет чрезмерные требования, а сам начальник полагает, что сотрудник не имеет желания трудиться «на полную катушку».

Непременное явление текущего конфликта в обществе — разногласия между людьми – трудности во взаимоотношениях, нахождении общего языка. По своей сути, это противостояние интересов участников конкретной ситуации, которые они происшествие как проблему, которая требует немедленного разрешения.

Конфликт между личностью и группой

Это столкновение интересов, которое появляется между социальной группой и конкретным лицом. Основа противоречий – попытки изменить внутригрупповые нормы. Это сложный процесс, даже когда все осознают, что нужны перемены. Самый напряженный конфликт – когда правила хочет поменять лишь один человек.

Неформальные группы определяют собственные правила манер и взаимоотношения. Каждый представитель подобного коллектива вынужден их придерживаться. Нарушение установленных правил группа видит как неблагоприятное происшествие, вследствие чего происходят разногласия между определенным человеком и коллективом.

Очередной неоднократно появляющийся спор - несогласованность между группой и непосредственным начальником.

Межгрупповой конфликт

Фирма содержит формальные и неформальные группы. Иногда у них случаются несогласованность (между начальством и разработчиками, деятелей разнообразных спецподразделений, начальством и профессиональным союзом).

Межгрупповые конфликты решить намного труднее, чем внутригрупповые, по нижеизложенным причинам:

  • Идет соревнование за крупные ресурсы;
  • Ярче демонстрируются несхожесть интересов;
  • Привлечено огромное число участников.

Лучше всего предотвратить межгрупповые конфликты, чем потом разбираться с последствиями. Ведь они несут риск распада проигравшей группы. Когда это происходит внутри одного предприятия, это несет вред всему коллективу.

Примеры Конфликтов

Пример внутриличностного конфликта:

Индивидууму на работе говорят, что он плохо работает и просят улучшить эффективность своей деятельности в следующем месяце. Этот же сотрудник считает, что выполняет свои обязанности максимально добросовестно и спорит с начальником.

Примеры межличностного конфликта:

  • «Война”. Безжалостный инцидент до победы одного из собеседников.
  • ”Игра”. Спор с намеренно договоренными правилами (не слишком важных для человека ценностей).
  • ”Спор”.

Пример межгрупповой конфликтной ситуации:

Небольшое количество экспертов, занятых завершением задания, могут иметь намного лучшую квалификацию, чем остальные. В данной ситуации профессионалы лучшей компетентности могут быть раздражены тем, что неопытные работники замедляют завершение работы, а последних не радует то, что от них хотят нереального. Вследствие чего возникает конфликт.

Каким методом решают несогласия?

  • Избежание конфликтной ситуации. Игнорируйте ее, ведите себя дружелюбно. Если не получается – незаметно поменяйте тему разговора.
  • Найдите компромиссный вариант.
  • Сглаживание. Данный способ будет работать против вас. Вы сможете успокоить собеседника соглашаясь с его претензиями.
  • Понять, что конфликт – обычное явление. Во время спора человек стает более решительным, уверенным, самооценка повышается. Следовательно, иногда предпочтительно принять участие в конфликте.

По У. Линкольну, положительное влияние споров выявляется в нижеизложенном:

  • Он торопит самосознание;
  • Под его воздействием укрепляют конкретный подбор ценностей;
  • Способствует осмыслению единства, ведь может оказаться что у конфликтующих сторон похожие интересы, и они хотят достичь одинаковых целей;
  • Появляются сообщники;
  • Отодвигает на второй план несущественные конфликты;
  • Содействует расстановке приоритетов;
  • Концентрируется внимание на недовольстве или предложений, которые нужно в обязательном порядке обсудить, признать, поддержать и прочее;
  • Появляются новые связи с другими лицами.

Негативное влияние конфликта:

  • Угроза социальной установке, которое обеспечивает справедливость и надежность;
  • Мешает быстрой реализации перемен;
  • Может привести к утрате поддержки;
  • Вместо обдуманного ответа конфликтная ситуация ведет к быстрому действию;
  • Ухудшается взаимодоверие;
  • Конфликты направленны на обострение и расширение;
  • Конфликт может изменять приоритеты, поэтому начинается угроза прочим интересам.

Межличностный конфликт – это конфронтация, возникающая в процессе коммуникативного взаимодействия индивида с социальным окружением. Другими словами, межличностный конфликт в группе это в некотором роде противоречие, возникающее в отдельной ситуации у субъектов, когда они начинают воспринимать события в качестве проблемы с психологической составляющей, которая требует незамедлительного разрешения. Обязательным условием для зарождения межличностного конфликта является наличие противоречия, создающего препятствие для общения или достижении персональных целей.

Межличностные конфликты в коллективе являются наиболее распространенными, нежели иные разновидности конфронтаций.

Конфликты в межличностных отношениях

Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.

Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.

Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.

Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.

Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.

Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.

Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.

Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:

— стремление к доминированию, то есть соперничество;

— разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;

— обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.

Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.

Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).

К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.

Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.

Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.

Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).

Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).

Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:

— с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;

— разрушением имеющегося совместного взаимодействия;

— негативным самочувствием оппонентов;

— низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.

Причины межличностных конфликтов

Зарождение и эскалация конфликтов обусловлены воздействием следующих групп причин: объективных и личностных групп, внутригрупповой фаворитизм, социально-психологических и организационно-управленческих.

К объективным причинам, главным образом, можно отнести обстоятельства взаимоотношений людей, приведшие к конфликту интересов, убеждений и установок. Объективные факторы ведут к созданию обстановки или ситуации, предшествующей непосредственно конфронтации.

К числу субъективных причин, провоцирующих социальные межличностные конфликты, в основном, относят индивидуально-психологические особенности соперников, из-за которых оппоненты избирают конфликтный стиль разрешения противоречий. Не существует жесткого разделения субъективных факторов и объективных причин столкновений. Кроме того, противопоставлять их считается также неправомерным. Поскольку часто в основе субъективной причины конфронтации лежать фактор практически не зависящий от индивида, то есть объективный.

Итак, среди объективных факторов выделяют:

— столкновение значимых духовно-материальных интересов индивидов в ходе их жизнедеятельности;

— низкая разработанность нормативно-правовых процедур разрешения противоречий между людьми;

— дефицит значимых для нормального существования и взаимодействия людей духовно-материальных благ;

— неудовлетворяющий потребности образ жизни большинства граждан (например, бытовая неустроенность);

— устойчивые стереотипы межличностных взаимоотношений и межгруппового взаимодействия индивидов, способствующие зарождению противостояния.

Организационно-управленческие причины конфронтаций можно подразделить на структурно- и функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие.

Противопоставление структуры организации требованиям ее профессиональной деятельности образуют структурно-организационные факторы. Устройство организации должно быть обусловлено задачами, которые ей предназначено решать. Добиться оптимальной адекватности устройства организации решаемым ею задачам практически неисполнимо.

Несоответствие функциональных связей предприятия внешней среде, нарушение взаимосвязей между структурными единицами предприятия и отдельными работниками образует функционально-организационные причины зарождения конфликтов.

Личностно-функциональные факторы характеризуются недостаточным соответствием работника по каким-то определенным качествам занимаемой должности.

С ошибками, которые допускают руководители и их подчиненные в ходе решения профессиональных задач, связаны ситуативно-управленческие факторы.

Исследования производственных столкновений показали, что вследствие ошибочных, заведомо конфликтогенных решений руководителей, возникает более 50% ситуаций конфронтаций, из-за несовместимости – 33%, вследствие неправильного кадрового подбора – 15%.

Социально-психологические факторы связаны с возможными значительными искажениями информации или ее потерями в ходе межличностного взаимодействия (например, вследствие ограниченности словарного запаса людей, дефицита времени, сознательного утаивания информации, сложностей в понимании, невнимательности). Обычно индивид, услышанное не воспринимает сразу на веру. Вначале он оценивает информацию, делает выводы. Зачастую такие выводы могут разительно отличаться от сказанного собеседником.

Несбалансированное ролевое поведенческое реагирование при коммуникации двух субъектов также провоцирует межличностное противостояние.

Различные способы оценивания личности и результатов деятельности способствуют формированию конфликтной ситуации.

Межличностный конфликт пример – руководитель оценивает плоды работы сотрудника, при этом он берет в качестве основы оценивания то, что подчиненной не смог сделать в сравнении с нормой или другими подчиненными, которые делают аналогичную работу лучше, одновременно с этим сам подчиненный оценивает собственный труд по достигнутому им результату. Результатом подобного поведения является разное оценивание одного и того же дела, что провоцирует возникновение конфронтации.

Предпочтение членов одного коллектива представителям других общественных групп, другими словами внутригрупповой фаворитизм наблюдается вследствие:

— присущего индивиду конкурентного характера взаимодействия с социальным окружением и отдельными субъектами;

— ограниченных способностей индивидов к децентрализации, то есть изменение собственного убеждения в результате его соотнесения с убеждениями окружения;

— неосознанного либо осознанного стремления получать от окружающего социума больше, нежели отдавать им;

— устремленности к власти;

— психологической несовместимости людей.

Межличностный конфликт в группе также наступает и вследствие личностных причин, таких как:

— отсутствие устойчивости к негативному воздействию стрессовых факторов при социальном взаимодействии;

— недоразвитая способность к сопереживанию (дефицит );

— заниженный либо завышенный уровень и степень ;

— различные акцентуации характера.

Особенности межличностного конфликта

Ситуации конфронтаций между личностями наблюдаются в разнообразных областях человеческой жизнедеятельности. Ведь любой конфликт в любом случае сводится к межличностному противостоянию.

Проблемы межличностных конфликтов изучали в большей мере последователи психологического подхода в конфликтологии. Можно выделить следующие главные концепции межличностного противоборства:

— психоаналитический подход (К. Хорни);

— теория удовлетворения потребностей (К. Левин);

— теория зависимости от контекста (М. Дойч).

Согласно психоаналитической традиции Хорни истолковывала межличностное противостояние в качестве результата внутриличностного конфликта. Другими словами, внутриличностное противоборство первично, а межличностное столкновение вторично. Таким образом, внутриличностные и межличностные конфликты всегда взаимосвязаны, поскольку межличностное взаимодействие индивида предопределено характером разрешения им собственных внутриличностных расхождений. Поскольку конфликты, проистекающие внутри личности, являют собой столкновение противоположно направленных ценностей индивида (интересов, мотивов, потребностей, идеалов), они воздействуют на поведенческое реагирование личности, ее самочувствие, устремления и т.п. Острые конфликты, происходящие внутри личности, ведут к деструкции имеющихся межличностных взаимоотношений на работе либо в семейной жизни.

Субъект, пребывающий в состоянии , вызванной внутриличностным противоборством, испытывает эмоциональное напряжение, вследствие чего его поведение в межличностной конфронтации зачастую может принимать разрушительные формы, направленные на уничтожение условий, которые препятствуют реализации потребностей.

Внутриличностные и межличностные конфликты взаимообусловлены. Часто внутриличностное противостояние перерастает в межличностные конфликты. Кроме того, отсутствие согласия внутри личности воздействует на эскалацию между личностями столкновений в организации.

К. Левин к противостоянию между личностями относит разногласия, возникающие между индивидуальными потребностями личности и внешней объективной реальностью. Уровень значимости межличностного противостояния объясняется глобальностью затрагиваемых потребностей.

М. Дойч рассматривал между личностями конфронтацию в качестве элемента системы межличностных взаимоотношений. Он исходил из пяти ключевых измерений межличностного взаимодействия и выделил шестнадцать типов социальных межличностных взаимоотношений.

Восемь из этих типов относятся к конфликтному (конкурентному) взаимодействию, в пределах которого складываются довольно многообразные взаимоотношения, приобретающие разные формы.

Межличностному противостоянию свойственен ряд особенностей. Во-первых, противоборство индивидов в межличностных конфронтациях основывается на фундаменте столкновения их личностных мотивов и происходит оно «здесь и сейчас».

Во-вторых, особенности и проблемы между личностями конфликтов заключаются в проявлении в них психологических индивидуальных характеристик всех участников конфликта в полном объеме. Такие характеристики влияют на динамику разгорания межличностного противостояния, его течение, формы взаимодействия и исход.

Между личностями противоборство отличается повышенной эмоциональностью, включением практически всех аспектов взаимоотношений между конфликтующими участниками и затрагиванием интересов не только прямых участников противостояния, но связанных с ними профессиональными либо личными отношениями индивидов.

Как правило, в данном виде противоречий эмоциональная составляющая превалирует над рациональной.

Субъектами межличностной конфронтации выступают индивидуумы, у которых система притязаний не совпадает. Объектом – выступает определенная потребность, основной причиной – средство ее удовлетворения. Как правило, предметом данного вида противостояния служат противоречия, включающие проявления противоположных интересов субъектов конфликтной ситуации.

Типы межличностных конфликтов

Подобно тому, как личностные конфронтации разнятся по противоречиям, затрагиваемым возникшими проблемами, можно выделить основные типы конфликтов, наблюдающихся между индивидами: ценностные противоречия, столкновения интересов, конфронтации, возникающие вследствие нарушения правил взаимодействия.

Противоречия, зарождающиеся на почве несовпадения представлений, носящих особенно значимый характер для индивидов, называются ценностными конфликтами. Ценностная система индивидов отображает наиболее значимое для них, исполненное личностного смысла.

Межличностный конфликт пример – партнеры, находящиеся в браке, видят свой смысл существования семьи, когда такие смыслы противоположны, зарождаются конфликты.

Однако не всегда различия в ценностях провоцируют ситуации конфронтации. Люди, имеющие различные политические убеждения, религиозные воззрения могут успешно сосуществовать вместе. Конфликт ценностей зарождается тогда, когда различия воздействуют на взаимоотношения людей либо же «посягают» на ценности другого. Доминирующие ценности выполняют функцию регуляции, направляя действия индивидов, тем самым создавая определенные стили их поведенческого реагирования во взаимодействии.

Поведение в межличностном конфликте зависит от схожести доминирующих ценностей. Кроме того, людям свойственно переубеждать оппонентов, навязывая собственные воззрения, вкусы, что также провоцирует конфликты.

Конфликтами интересов называются ситуации, в которых интересы, устремления, цели участников являются несовместимыми либо противоречащими друг другу. К этой разновидности столкновений относятся все ситуации конфронтации, затрагивающие вопросы распределения (потенциала, который возможно поделить) или зарождающиеся на почве борьбы за владение чем-то (доходом, который невозможно поделить).

Распространенной разновидностью между личностями противостояния являются столкновения, зарождающиеся вследствие нарушения норм взаимодействия. Правила совместного взаимодействия – это неотъемлемая часть самого взаимодействия. Они выполняют регулятивную функцию взаимоотношений людей. Без таких норм взаимодействие оказывается невозможным.

Разрешение межличностных конфликтов

Предпосылкой для появления столкновения является ситуация конфронтации. Она зарождается при несовпадении целей сторон, устремлении к противоположным интересам, применении полярных средств удовлетворения потребностей. Ситуация конфронтации – это условие появления столкновения. Для перехода ситуации непосредственно в противостояние необходим толчок.

Управление межличностными конфликтами рекомендуется рассматривать во внутреннем и внешнем аспекте. Внешний аспект отображает управленческую активность со стороны руководителя либо иного субъекта управления в отношении определенному конфликту. Внутренний аспект содержит в себе применение технологий эффективного коммуникативного взаимодействия и разумного поведенческого реагирования в конфликте.

Управление межличностными конфликтами должно учитывать причины и характер межличностных взаимоотношений участников до столкновения, их взаимные приязни и неприязни.

Выделяют основные методы разрешения межличностного противостояния:

— нежелание принимать участие в урегулировании конфронтации и защищать персональные интересы, желание выйти из ситуации противостояния (уклонение);

— стремление смягчить ситуацию конфронтации, сберечь взаимоотношения, уступая напору оппонента (приспособление);

— управление столкновением посредством давления, использования власти или применения силы, чтобы вынудить противника принять точку зрения оппонента (принуждение);

— достижение собственных целей, не учитывая интересов соперника;

— урегулирование противостояния посредством взаимных уступок (компромисс);

— совместное нахождение решения, способного удовлетворить потребности и цели всех участвующих в конфликте сторон (сотрудничество).

Урегулирование и профилактика межличностных конфликтов являются важными составляющими управленческого воздействия. Профилактика столкновений, возникающих между субъектами, должна быть устремлена на организацию жизнедеятельности индивидов, которая минимизирует вероятность появления конфронтации или деструктивного развития противостояния между ними.