Проблема человеческого достоинства в драме гроза - сочинение. Cочинение «Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза Проблема человеческого достоинства в произведении гроза

Коллекция сочинений: Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»

На протяжений своего творческого пути создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской про­винции. Одно из них - пьеса «Гроза». В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важ­ных проблем, поднятых в произведении, - проблема челове­ческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX ве­ка, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.

Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих уса­деб представители старшего поколения ругают и поучают до­мочадцев, а за оградой изображают любезность и благожела­тельность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добро­любов в статье «Луч света в темном царстве» применяет деле­ние героев этого мира на самодуров и «забитых личностей». Самодуры - купчиха Кабанова, Дикой - властные, жесто­кие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого до­стоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.

Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающи­ми, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон - типичная «забитая личность», человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недо­сягаемо.

Менее «забитые» личности - Варвара и Борис, они обла­дают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Вар­варе гулять («Гуляй, пока твое время не пришло, - еще на­сидишься»), но даже если начинаются упреки, у Варвары хва­тает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выно­сящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недо­стоин уважения.

Но сам Дикой и население города Калинова придержива­ются другой точки зрения: Дикой ругает племянника - зна­чит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью - значит, он достоин уважения.

Кабаниха и Дикой - люди недостойные, самодуры, раз­вращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, на­полненная бесконечными поучениями и выговорами домаш­ним. У них нет человеческого достоинства, потому что обла­дающий им человек знает цену себе и другим и всегда стре­мится к миру, душевному покою; самодуры же все время пы­таются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.

Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо, а двуличие - в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Каба­нихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбле­ния, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издева­тельство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. «Здесь все как-то из-под неволи», - говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису - человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.

Никому из представителей калиновского общества неведо­мо чувство человеческого достоинства, и никто не может по­нять и оценить его в другом человеке, особенно если это жен­щина, по домостроевским меркам -- домохозяйка, во всем слу­шающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Ка­терина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.

Трагизм пьесы «Гроза» - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного досто­инства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. «Гроза» - одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драма­тург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Драма гроза открывает перед нами мир провинциального города Калинов. Его обитатели негласно делятся на два лагеря: первый – это Дикой и Кабанова. Они представители властвующих, под чьим гнетом прогибаются остальные персонажи. И второй – Катерина, Тихон, Борис, Кулигин, Варвара и Кудряш. Они являются рабами тирании.

Своим характером и незаурядным умом Катерина сильно выделяется на фоне всех остальных героев. И в этом главная причина драмы, которую она переживает, будучи заложницей судьбы.

Эта молодая женщина по своей натуре мечтательница.

И в этом нет ничего удивительного, так как воспитали ее в ласке любви и понимании. Она эмоциональна, впечатлительна, еще грезит волшебными снами и ждет от жизни только хорошего и доброго. Даже ее речи свойственна образность и эмоциональность. И такой светлый и чуткий человечек попадает в это осиное гнездо, где царит атмосфера ханжества, назойливости и бездушности.

Светлая душа Катерины натыкается на колья такой нездоровой обстановки и происходит трагедия. Вся ситуация усложняется и замужеством главной героини, которая по воле злого рока оказалась женой незнакомого и нелюбимого человека. При этом она

Всеми силами старается хранить верность супругу Тихону. Все ее чаяния добиться отголосок в сердце мужа разбиваются о камни его рабской униженности, грубости и глупости. Его полное и безропотное повиновение жестокой и властной матери

Взрастило в Тихоне только одно заветное желание – ненадолго вырваться из-под материнского неусыпного контроля и нагуляться всласть. Он и сам жертва такого отношения. Эмоциональный инвалид, который не только не может помочь жене, но и элементарно понять ее душевные порывы. Ее внутренний мир для него непонятен, недоступен и высок. И его недалекость, естественно, не могла подсказать ему, что вскоре случится неповторимое.

Племянник Дикого, Борис, такая же жертва этого нездорового общества. Он, конечно, значительно выше их в культурном развитии, но его характер также не позволяет ему восстать против такой власти. И душой он понимает все терзания Катерины, только помочь молодой женщине ему не дано. Страх перед своими благодетелями не дает ему бороться за любимую. Он знает, что конец Катерины близок, но все же уговаривает склонить голову перед темной силой власти. Бесхребетность Бориса и Тихона обрекает их на вечную маету и мучения. Только одна слабая женщина Катерина бросает вызов в лицо деспотизму.

Самоубийство Катерины – это не только дерзкий вызов ее мучителям, это брошенная перчатка в лицо деспотизму и тирании, которые были основами общества России в 19 веке.

На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему реальность и жизнь российской провинции. Одно из них - пьеса "Гроза". В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с кали-новскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, - проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во час кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.

Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" применяет деление героев этого мира на самодуров и "забитых личностей". Самодуры - купчиха Кабанова, Дикой - властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.
Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон - типичная "забитая личность", человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо.

Менее "забитые" личности - Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Варваре прогуливаться ("Гуляй, пока твое час не пришло, - ещё насидишься"), но более того если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордыня, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.

Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника - значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью - значит, он достоин уважения.

Кабаниха и Дикой - люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и постоянно стремится к миру, душевному покою; самодуры же все час пытаются утвердить свою верх над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.

Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в жилье Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо, а двуличие - в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. "Здесь все как-то из-под неволи", - говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису - человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и потом сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.

Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это леди, по домостроевским меркам -- домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.

Трагизм пьесы "Гроза" - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. "Гроза" - одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них - пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, - проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.
Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” применяет деление героев этого мира на самодуров и “забитых личностей”. Самодуры - купчиха Кабанова, Дикой - властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.
Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон - типичная “забитая личность”, человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо.
Менее “забитые” личности - Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять (“Гуляй, пока твое время не пришло, - еще насидишься”), но даже если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.
Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника - значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью - значит, он достоин уважения.
Кабаниха и Дикой - люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.
Этому миру противопоставлен образ Катерины - девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь - основное средство добиться чего-либо, а двуличие - в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина - человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. “Здесь все как-то из-под неволи”, - говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису - человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.
Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это женщина, по домостроевским меркам -- домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.
Трагизм пьесы “Гроза” - в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. “Гроза” - одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза».

Особое внимание русских писателей в 50-60-е годы XIX века привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции и положение женщины в семье и обществе. В ряду этих тем была и еще одна - тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих семей, особенно женщины. Задачу обличения экономической и духовной ти­рании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».

Трагический конфликт живого чувства Кате­рины и мертвого уклада жизни - основная сю­жетная линия пьесы.

В драме представлены две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гне­тущую власть «темного царства». Это Дикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», одинаково ощущаю­щие его грубую силу, но по-разному выражающие протест против этой силы.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она по­пала в силу бытовых обстоятельств. Именно в ис­ключительности ее характера и заключается при­чина глубокой жизненной драмы, которую

Катерина должна была пережить, попав в «темное царство» Диких и Кабановых.

Катерина - натура поэтически-мечтательная. Ласки матери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посеще­ние церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок - вот круг ежедневных занятий, под влиянием которых сложился внутренний мир Ка­терины. Порой она погружалась в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. Катерина рассказывает о детстве и девичестве, о чувствах, которые она испытывает, глядя на прекрасную природу. Речь Катерины образная, эмоциональ­ная. И вот такая впечатлительная и поэтически настроенная женщина попадает в семью Кабано­вой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой опеки. Она попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Конечно же, конфликт между этой обстановкой «темного цар­ства» и светлым душевным миром Катерины за­вершается трагически.

Трагизм положения Катерины осложняется и тем, что она выдана замуж за человека, которого не знала и любить не могла, хотя всеми силами старалась быть Тихону верной женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о его рабскую приниженность, недалекость, гру­бость. С детства он привык во всем повиноваться матери, боится пойти против ее воли. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. Единственное заветное жела­ние Тихона - вырваться хотя бы ненадолго из-под опеки матери, запить, загулять так, чтобы «на весь год отгуляться». Этот безвольный человек, сам являясь жертвой «темного царства», безуслов­но, не только не мог помочь Катерине, но просто ее понять, а душевный мир Катерины для него слишком сложен, высок и недоступен. Естественно, он не мог предвидеть драму, которая назревала в душе его жены.

Борис, племянник Дикого, тоже жертва тем­ной, ханжеской среды. Он стоит значительно выше окружающих его «благодетелей». Образова­ние, полученное им в Москве, в коммерческой академии, способствовало развитию его культур­ных взглядов и потребностей, поэтому Борису трудно ужиться в среде Кабановых и Диких. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах: у него недоста­ет решимости бороться за любовь Катерины, он советует ей покориться судьбе и оставляет ее, предчувствуя, что Катерина погибнет. Безволие, неспособность бороться за свое счастье обрекло Ти­хона и Бориса на то, чтобы «жить на свете да му­читься». И только Катерина нашла в себе силы бросить вызов мучительной тирании.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Гибель молодой, одаренной жен­щины, страстной, сильной натуры на миг освети­ла это спящее «царство», сверкнула на фоне тем­ных, мрачных туч.

Самоубийство Катерины Добролюбов справедли­во рассматривает как вызов не только Кабановым и Диким, это вызов всему деспотическому укладу жизни в мрачной феодально-крепостнической Рос­сии.