Процесс работы над тематической картиной. Суриков В

Фурлова Ольга Ивановна,

МАОУ СОШ № 20

История России, 10 класс

Базовый уровень изучения истории (или урок по элективному курсу «Светочи России»)

Программа: 1 . А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, С.И.Козленко. История России с древнейших времен до конца XIX века. Программа курса. 10 кл. - М.: «Русское слово», 2006

Учебник: 1 . История России с древнейших времен до конца XIX века.10 класс. Под ред. А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова. В 2-х чч. , ч.2 - М.: «Русское слово», 2006

Тема урока:

Лицо раскола: Боярыня Морозова. (урок по картине В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»)

Урок проводится с использованием ИКТ; используемые технологии: критического мышления, проектная.

Цели урока:

Образовательная - формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе (характеристики участников событий - царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыни Морозовой с точки зрения использования разных источников; оценка церковного раскола современниками и потомками);

Подведение учащихся к выводам о роли православной церкви в истории страны; опасностям расколов в обществе и церкви;

Подведение учащихся к пониманию роли отдельной личности в истории.

Воспитательная - понимание неоднозначности оценки исторических деятелей, философских и исторических подходов к оценке старообрядчества; образное и личностное восприятие событий через призму произведений художественной культуры;

Воспитание толерантного отношения к различным религиозным и идеологическим течениям;

Формирование уважительного отношения к борцам за идеи, за веру.

Развивающая - продолжить формирование умений прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, работать с мультимедийными источниками, презентацией, интерактивной доской;

Продолжить развитие критического мышления обучающихся;

Продолжить формирование умения выделять опорные знания при анализе такого исторического источника, как художественное изобразительное произведение при помощи ИКТ;

Продолжить формирование умения работать над проектом.

Оборудование:

картина В. Сурикова “Боярыня Морозова”;

презентация:

Здесь будет файл: /data/edu/files/v1461823193.pptx (Лицо раскола) ;

творческие отчеты групп проекта:

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1461823232.doc (приложение 4),

Здесь будет файл: /data/edu/files/h1461823258.doc (приложение 6) ;

учебник для 10 класса под ред. А.Н.Сахарова; исторические источники эпохи раскола (приложения:

Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461823295.doc (приложение 1),

Здесь будет файл: /data/edu/files/a1461823315.doc (приложение 2),

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1461823333.doc (приложение 3,

Здесь будет файл: /data/edu/files/k1461823364.doc (приложение 5 ).

Ход урока.

1.Погружение.

1. Повторение изученного материала. Беседа.

Вводное слово учителя: История каждого народа знает эпохи более или менее крутого перелома умственной жизни нации. В жизни русского народа одной из наиболее замечательных эпох такого рода была II половина XVII века, начавшая собою новый период в истории интеллектуального развития страны. Почему?

Появилась необходимость в идеологических реформах. А поскольку главным идеологом была церковь, то необходимо стало заняться реформированием церкви.

1. Почему в XVII в. Возникла необходимость церковной реформы?

(презентация, кадр 3)

1. Причины и начало раскола:

а) Причины раскола(кадр 4-5)

Ученики: Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. «Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали», - писал протопоп Аввакум.

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в., в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям («оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека - таковы были обычные приемы его властного пастырства»); взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру - все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.

1. Старообрядцы боялись обмирщения церкви, нарушения благочестия.

2. Старообрядцы полагали, что изменение обрядов равносильно перемене веры (обрядоверие), уже не помнили, что вера пришла «от греков», введенные обряды не являются новыми.

3. Жесткость методов проведения реформы, особенно после отхода патриарха Никона от дел, который стремился смягчить ее проведение.

4. Косность духовенства, с трудом воспринимавшего новые служебные книги.

5. С расколом переплетался социальный протест.

б) Начало раскола (кадр 7-8)

Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 - 1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г., весьма почитаемые ревнителями московской старины.

Вывод: В основе противостояния, расколовшего русское общество во II половине XVII в., было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия. Давно известно было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону... В то время произошли первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг, напечатанных по исправлениям Никона. Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, не принимали их и употребляли старые, отчего и получили название староверов, старообрядцев, раскольников.

2. В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо узнать о главных действующих лицах раскола. Кто они?

Никон, Аввакум, боярыня Морозова, государство в лице царя.

2. Осмысление.

2. Идеология раскола.

Учитель: В чем были отличия в идеалах никониан и староверов?

Патриарх Никон (кадр 9)

Сообщение учащегося:

Вспомните теорию “Москва - Третий Рим. Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую).

С окончанием Смутного времени Россия начинает модернизироваться. Для нее открывается западный мир с его передовым знанием, культурой, технологическими возможностями. Западные специалисты едут в Россию, русские перенимают их опыт и знание. Общество начинает расслаиваться на сторонников и противников нововведений. Постепенно обновление затрагивает и область духовной жизни - церковь. Начинается церковно-обрядовая реформа, которую проводит с 1653 года патриарх Никон. Но не нужно заблуждаться на счет первенства патриарха в обозначенной реформации. За ним стоял отец Петра I, «тишайший» Алексей Михайлович, укреплявший самодержавие, для чего и подчинявший своей воле церковь. Как всегда цель реформы была благая - царь и патриарх решают укрепить церковную организацию в России, а так же ликвидировать все разногласия между региональными православными церквями, так как с течением времени накопилось много различий и отступлений от канонов. Патриарх ставил перед собой цель сделать русскую церковь могущественной, поднять ее престиж. «Третий Рим - Москва, а четвертому не бывать» - эти слова, сказанные до Никона, он стал воплощать в жизнь. Вторым Римом, как известно, называли Византию, откуда православие пришло на Русь. По указу патриарха церковные тексты стали переписываться по греческим образцам. Делали это в спешке, допуская множество ошибок, а все старые тексты были объявлены неправославными. До Никоновских реформ в России были приняты две формы крестного знамения - двуперстное и трехперстное. Никон обвинил двуперстников в ереси. А ведь смысл этих символов не слишком различается. Оба они - знаки сопричастности христианству. Двуперстие должно напоминать о двойственной природе Христа - божественной и человеческой. В трехперстии соединение трех первых пальцев символизирует единство Бога в трех лицах, а прижатые к ладони два пальца указывают на две природы Христа. Были и другие нововведения, приближавшие русское православие к византийским канонам. При этом обрядовым расхождениям был придан принципиальный характер - как различиям в вере. А если вера отцов объявлена ересью, бунт неминуем.

Работа с источником (приложение 2) : - Обращение Аввакума к царю Алексею Михайловичу

(б) протопоп Аввакум (1621-1682 гг.) (кадр 10)

…стал одним из основоположников старообрядческого движения

Сообщение учащегося:

Сын сельского священника, он благодаря проповедническому дару и ревностному благочестию был приближен к царю, стал священником церкви Казанской Божьей Матери на Красной площади. Но реформы патриарха Никона сделали его непримиримым врагом духовных и светских властей. Свою многострадальную жизнь протопоп Аввакум описал в “Житии” - замечательном памятнике русской литературы.

Протопопу Аввакуму не было и тридцати, когда он возглавил раскольников.
Ни уговорами, ни истязаниями, ни ссылками (сначала в Тобольск, потом в Пустозерск), ни посулами заставить Аввакума подчиниться патриаршей воле не удалось. В 1682 году по мотивам вполне политическим - «за великия на царский дом хулы» - строптивого протопопа сожгли. (Кстати, он на год пережил своего идейного противника, который, тоже по политическим мотивам, был сослан на Север, лишившись высокого сана.)

1) Вся жизнь Аввакума в его собственном описании - это борьба за истинную веру, против никоновских реформ, непрерывная цепь гонений и мучений. В молодости Аввакум боролся со скоморошеством, обличал несправедливых начальников, требовал от своих прихожан праведной жизни, за что много страдал и от властей, и от своей паствы.

2) Выступив против реформ Никона, Аввакум обрек себя на бесчисленные гонения, истязания и пытки в течение 30 лет. Его били кнутом, заключали в тюрьмы, ссылали в Сибирь и, наконец, сожгли с несколькими его соратниками в Пустозерске, где Аввакум находился в заточении в земляной тюрьме, на хлебе и воде, в течение 14 лет (в 1682 г. по царскому указу «за великая на царский дом хулы»).

Вопрос учащимся:

В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?

Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?

Учащиеся:

Свою жизненную позицию Аввакум сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”

Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?

Учащиеся:

В этих своих словах заложена не только религиозная, но и общекультурная позиция Аввакума - горячего сторонника традиционной средневековой культуры.

Аввакум излагает и защищает идейные основы старообрядчества: "Аще я и не смыслен гораздо, неука человек, да то знаю, что вся в Церкви от святых отец преданная, свята и непорочна суть. Держу до смерти, яко же приях; не прелагаю предел до нас положено: лежи оно так во веки веков".

Безжалостность по отношению к врагам (Аввакум готов перепластать своих противников “во един день” и, прежде всего Никона: “того собаку разсекли бы начетверо”) уживается в авторе “Жития” с трогательной сердечностью по отношению к своим близким единомышленникам. Любимыми ученицами Аввакума были боярыня Феодосия Морозова и ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Такое сочетание благодарности и милосердия характерно для нравов позднего средневековья.

Вывод: И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев - величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.

3. Социальные силы. Формы сопротивления:

а) Социальные силы (кадр 11)

В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.

б) Судьба боярыни Морозовой (кадр 12-13)

Главная наша героиня - это «Боярыня Морозова», именно об этой картине мы сегодня будем говорить. Позвольте, я начну с лирического отступления.

«Дни твои, наверное, прогорели, и тобой, наверное, не осознаны,

Помнишь, в Третьяковской галерее, Суриков, «Боярыня Морозова».

Правильно, какая из религий, и раскол уже воспринят родиной,

Нищий там, и у него вериги, он старообрядец и юродивый.

Он аскет, ему не нужно славы, он не коронованный царь улицы,

Сани прыгают через ухабы, он разут, раздет, но не простудится.

У него горит святая вера, на костре святой той веры греется,

И с остервенением изувера лучше всех двумя перстами крестится».

Это Николай Глазков, так и называется стихотворение, «Боярыня Морозова». Такое у нас начало.

Давайте попытаемся представить, какой же она была на самом деле. Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества.

Сообщение: Феодосья Прокопьевна Соковнина (Морозова) (кадр 14)

Жена Глеба Ивановича Морозова, брата Б. И. Морозова

Очень богата

- «духовная дочь» протопопа Аввакума

Арестована вместе с сестрой княжной Урусовой, посажены в земляную яму на хлеб и воду

Умерла в ноябре 1675 г.

Одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: «Дома прислуживало ей человек триста. Крестьян было 8000... ездила она в дорогой карете, устроенною мозаикой и серебром, в шесть или двенадцать лошадей; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».

Работа с источниками:

Давайте прочитаем отрывок из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный» (приложение 3), рассказывающей о судьбе непокорной боярыни и характеризующей ее как человека необычайной духовной силы.

Для того чтобы лучше понять прочитанный текст, давайте выясним, как вы понимаете значение некоторых слов.

Как вы считаете: что обозначает слово подвиг ? (Подвиг - это героический, самоотверженный поступок, который совершает какой-либо человек.)

Можно ли назвать подвигом борьбу боярыни Морозовой за старую веру? («Мне кажется, что назвать подвигом эту борьбу нельзя, в ней нет ничего героического, просто Морозова не хотела смириться с церковными нововведениями». «Я считаю, что боярыня Морозова совершила подвиг, потому что далеко не каждый человек способен отстаивать свои убеждения и идти за них до конца».)

Мы можем по-разному относиться к тому, во что верила Морозова (ведь мы оцениваем ее поступки с позиций своего времени!), но человек, способный к борьбе за свои убеждения (даже если мы не разделяем эти убеждения), достоин уважения. А как вы понимаете: что такое убеждения ? (Убеждения - это твердый взгляд на что-либо, сложившееся у человека мировоззрение.)

Что означает, по вашему мнению, слово отречение ? (Отречься - т.е. отказаться от своего мнения, от своих слов, от своих убеждений.) Действительно, отречься - означает отказаться от сказанного ранее. Но для Морозовой отречься - означает отказаться от своих убеждений, и на это она не идет.

И последнее слово - фанатизм. Что значит фанатизм? Обратимся к словарю: «Фанатизм - склонность человека следовать определенным идеям, не считаясь ни с чем, жертвуя ради их торжества жизнью людей и своей жизнью».

А что имеется в виду в тексте, когда говорится о фанатической преданности убеждениям ? (Наверное, здесь имеется в виду, что боярыня Морозова готова стоять за свою веру до конца.)

Работа с источником (приложение 5, 1):

- Была ли боярыня фанатичкой?

Сообщение: В.И.Суриков (кадр 15-16)

Итак, мы с вами узнали некоторые факты из жизни и творчества художника В.И. Сурикова, написавшего картину «Боярыня Морозова», узнали об исторических событиях далекого XVII века, касающихся религиозного раскола, о раскольнице Морозовой. Давайте теперь внимательно рассмотрим саму картину и попробуем понять и почувствовать, что изобразил на ней автор.

Учитель: (кадр 17)

XVII век. Это было трагичное время. Расцвет русской культуры - и раскол православной церкви, когда за веру можно было поплатиться жизнью. Суриков не раз перечитывал «Житие» протопопа Аввакума. От книги веяло простором русской земли. Словно сухой, морозный ветер, зарождавшийся над степями, доносил запахи дремучих лесов, дальний звон колоколов и неистовые вопли страдальцев. Композиция полотна сложилась быстро. Ради выразительности Суриков решил немного отступить от исторической достоверности. В действительности в санях сидели обе сестры. Их приковали за шею к стульям, положили на дровни и, опасаясь народных волнений, вывезли из Кремля под царскими переходами. Но Суриков изобразил не Кремль, а московскую улицу, заполненную пестрой толпой. Урусова у него идет рядом с санями, а в самом центре картины - Феодосья с вздернутой вверх в двуперстном знамении рукой. А теперь давайте вспомним «отправную точку» замысла - ворону на снегу. Художник мыслит образами. Черное на белом - сильное противопоставление, знак непокорности. Заметьте: фигура боярыни - черное пятно на фоне белого снега и цветной толпы. Рука - как сломанное («отставленное») крыло, глаза вытаращены. Жалкая и величественная. Одна против всех.

Анализируя картину, пытаемся ответить на логическое задание:

«Но почему Россия остановила выбор на Морозовой, превратив ее в символ раскола?»

Беседа по картине (ученик):

Итак, повторим еще раз: где и когда происходили события, изображенные на картине? (События происходили в XVII веке в Москве.)

Какой эпизод из тех далеких событий изобразил художник? («Возможно, на картине автор изобразил тот момент, когда боярыню Морозову по указу царя схватили и везут на допрос». «Может быть, на картине изображено, как боярыню везут в ссылку».)

Художник действительно изобразил на картине тот момент, когда непокорную боярыню, прошедшую через пытки, закованную в кандалы, увозят в ссылку.

Как изображена боярыня Морозова? (Боярыня изображена сидящей в санях.)

Безучастна ли она к происходящему, смирилась ли со своей участью? (Она не безучастна к тому, что происходит, и не смирилась со своей участью. Художник изобразил ее с поднятой вверх правой рукой с двуперстным знамением. Она пытается что-то сказать людям, которые столпились вокруг саней.)

Как художник передал, что двуперстное знамение важно для боярыни? (Боярыня высоко подняла руку с двумя распрямленными перстами, чтобы все видели, что она не отреклась от своей веры.)

Мы не слышим, о чем говорит людям раскольница (перед нами живописное полотно, язык художника - краски). Но, я думаю, мы с вами можем понять, о чем она говорит в данную минуту. Попробуйте это сделать. («Я думаю, она говорит людям о том, чтобы они стояли за свою веру до конца». «А может быть, она говорит, что не надо ее жалеть, не надо плакать, надо верить и стоять за свою веру».)

Как вы считаете, смог ли художник показать нам, что эту женщину везут из темницы, где она подверглась пыткам? Какие детали ее внешнего облика говорят об этом? («Да, художник смог это показать. У боярыни Морозовой худое, изможденное, мертвенно-бледное лицо. Щеки впалые, нос заострившийся, глубоко сидящие глаза». «У нее совершенно бескровное лицо и такая же рука. Руки и лицо худые, кажется, что даже ее богатая одежда стала ей велика». «Мне кажется, что это подчеркивает ее одежда: боярыня одета во все черное - цвет траура.)

Мы видим по ее лицу, что она перенесла страдания. Но есть в ее облике и нечто другое. Всмотритесь в ее лицо. О чем говорит нам взгляд главной героини картины? («Взгляд исступленный, страшный, кажется, он испепелит каждого». «Этот взгляд говорит о том, что героиня не сломлена, она убеждена в своей правоте». «Она не жалуется, ее взгляд говорит о ее не сломленной воле».)

О чем говорит поза героини картины? (О внутреннем напряжении: судорожно вытянутые ноги, вцепившаяся в край саней рука, напряженно поднятая вверх правая рука.)

Теперь поговорим о других действующих лицах картины.

Что является центром картины? (В центре картины изображены сани, на которых сидит опальная боярыня.)

Всмотритесь в лица людей: где больше сочувствующих людей, а где - враждебно настроенных по отношению к боярыне? (Справа больше сочувствующих, а слева - тех, кто настроен враждебно.)

Какие цвета преобладают на картине? (Трудно ответить. На картине разнообразные краски.)

Разнообразные краски, пестрота толпы, по замыслу Сурикова, должна контрастировать с черным («монашеским») костюмом боярыни. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей.

Творчество исторического живописца - особенное. Для того чтобы создать историческое полотно, необходимо обладать уникальным качеством - умением видеть сквозь пелену времени, умением чувствовать биение пульса давно ушедшей жизни. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины - угадывание».

Учитель:

Мы с вами постараемся угадать, какими чувствами переполнены те, кто столпился вокруг саней боярыни.

Выберите на картине одного из ее героев, опишите его и попробуйте угадать его мысли.

(«На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого (кадр 18).

Это традиционный персонаж старой Руси. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Юродивый, в представлении наших предков, обладал даром прорицания. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Рубаха - его единственная одежда - разорвана во многих местах и не спасает от холода. На голове - кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. На шее - огромная цепь. Это самый жалкий персонаж. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Он единственный на картине поднимает в ответ на слова боярыни руку с таким же, как у нее, двуперстием».

«Рядом с юродивым изображена нищенка. Это старая, изможденная женщина, которая стоит на коленях, опираясь на палку. Она в темном платке и темной, залатанной во многих местах одежде. На плече - сума, в которую она собирает милостыню. Она протянула одну руку к саням, словно хотела задержать их или помочь в чем-то боярыне. На лице ее выражение жалости, сочувствия, сострадания».

«Мое внимание привлекла девушка, которая стоит за нищенкой (кадр 19)

Она одета в нарядную синюю шубку и яркий желтый платок. У нее красивое и печальное лицо. Она склонилась перед боярыней Морозовой в полупоклоне. Мне кажется, что эта тихая девушка сочувствует Морозовой».

«Еще одна молоденькая боярышня стоит рядом с девушкой в синей шубке (кадр 20)

Она всплеснула руками, увидев Морозову, прижала их к груди и так и осталась стоять. Она тоже сочувствует опальной боярыне, жалеет ее, чуть не плачет, глядя на нее».

«Привлекает внимание и монашка, которая выглядывает из-за спин людей. Может быть, и она - тайная раскольница, на ее лице написаны страх и тревога») (кадр 21)

Вы пытались описать людей, которые сочувствуют боярыне. А есть ли среди толпы такие, которые не сочувствуют Морозовой? (Да, среди людей есть такие, кто колеблется, какую сторону ему принять, а есть и такие, кто открыто и издевательски смеется над опальной боярыней.)

В какой части картины поместил Суриков противников Морозовой? (В основном противники боярыни находятся на картине слева от саней.)

Как реагируют эти люди на появление саней с закованной в цепи боярыней? (Одним просто любопытно, что происходит, на лицах других написано откровенное злорадство, третьи смеются над Морозовой, зло ухмыляются.) (кадр 22)

Есть ли на картине персонажи, которые просто не понимают, что происходит? (Мальчик, бегущий за санями, скорее всего не понимает трагедии происходящего. Для него это просто возможность побегать, порадоваться хорошему дню и морозцу, да еще и неожиданному развлечению.)

А как вы думаете: зачем нам с вами сегодня обращаться к «делам давно минувших дней»? («Мне кажется, что это нужно, потому что каждый народ живет не только сегодняшним днем, у каждого народа есть его история. Эту историю надо знать, а картина Сурикова нам в этом помогла». «Когда смотришь на эту картину и думаешь над ней, рассматриваешь ее героев, то лучше понимаешь свой народ».)

С какой целью царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?

Автор Повести вкладывает в уста царя Алексея Михайловича знаменательные слова, касающиеся его распри с Морозовой: «Тяжко ей братися со мною — един кто от нас одолеет всяко». Вряд ли эти слова были когда-нибудь произнесены: не мог же в самом деле самодержец всея Руси хоть на миг допустить, что его «одолеет» закосневшая в непокорстве боярыня. Но вымысел имеет в своем роде не меньшую историческую ценность, нежели непреложно установленный факт. В данном случае вымысел — это глас народа. Народ воспринимал борьбу царя и Морозовой как духовный поединок (а в битве духа соперники всегда равны) и, конечно, был всецело на стороне «поединщицы». Есть все основания полагать, что царь это прекрасно понимал. Его приказание уморить Морозову голодом в боровской яме, в «тме несветимой», в «задухе земной» поражает не только жестокостью, но и холодным расчетом. Дело даже не в том, что на миру смерть красна. Дело в том, что публичная казнь дает человеку ореол мученичества (если, разумеется, народ на стороне казненного). Этого царь боялся больше всего, боялся, что «будет последняя беда горши первыя». Поэтому он обрек Морозову и ее сестру на «тихую», долгую смерть. Поэтому их тела — в рогоже, без отпевания — зарыли внутри стен боровского острога: опасались, как бы старообрядцы не выкопали их «с великою честию, яко святых мучениц мощи». Морозову держали под стражей, пока она была жива. Ее оставили под стражей и после смерти, которая положила конец ее страданиям в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г.

Человеческая немощь не умаляет подвига. Напротив, она подчеркивает его величие: чтобы совершить подвиг, нужно быть, прежде всего, человеком.

Итак, мы с вами рассмотрели картину и немного разобрались в тех сложных вопросах, которые возникают перед ее зрителями. Теперь попытаемся ответить на вопрос логического задания.

3.Рефлексия.

Эссе: (приложение 6)

Стихи: (приложение 4)

Суждения учащихся:

Картина очень страшная, она захватывает тебя с головой, окуная в мир прошлого, вечной борьбы и страданий. Даже смотря на репродукцию, становится страшно, а уж когда видишь оригинал, тебя охватывает благоговейный ужас, будто не Морозову в 17 веке везут на деревянных санях, а тебя!

Полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далекого прошлого. Она призывает задуматься над сложными вопросами: о жизненном подвиге, о людях, которые жертвовали собой ради идеи, о мужестве и сострадании - тех чертах, которые свойственны русскому национальному характеру.

- «Боярыня Морозова» идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е. Репиным: «В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти».

Дороги перед санями как таковой нет, она не видна, загорожена толпой, символизирующей тупик, отсутствие пути. “Бунту” Морозовой противопоставляется «смирение» странника с посохом, расположенного у правой границы полотна. В памяти народной боярыня Морозова - мученица и героиня.

Значение раскола.

Подводятся итоги работы на уроке. Коллективное обсуждение проблемы сводится к следующим выводам: (кадры 23-24)

Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

В борьбе двух церковных общественных сил - а в XVII в. в сознании всех жителей Московского государства не различались - поражение потерпели и никониане и старообрядцы. Выиграло только государство, которое при младшем сыне Алексея Михайловича Петре Первом, по существу поглотило церковь и превратилось в могущественную империю. Империя эта, однако, вовсе не напоминала ни вселенское православное царство из мечтаний Никона, ни заповедник московской истинной веры, о котором грезили старообрядцы.

Литература:

1. Мордовцев Д. А. Великий раскол. - М.: Современник, 1994.

2. Буганов В. И. , Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. - М.: Политиздат, 1991.

3. Кончаловская Н. Дар бесценный. - М.: Современник, 1998

4. Осипов В.И., Осипова А.И. Боровские мученицы. - Старообрядчество: история, культура, современность, вып. 5. М., 1996.

5. Румянцева В. Непокорная боярыня. - Наука и религия. 1975, № 6.

6. Тихонравов Н.С. Боярыня Морозова. - Русский вестник, 1865, № 9.

«Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков. Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных "житий" о ней, распространенных в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.исторический живописец


Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Картина была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее. Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. 1.Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. 2.Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. 3. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Итак, постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». Посмотрим, каков сюжет картины?


Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать – отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем.




Книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви. Старорусская Церковь Официальная Русская Православная Церковь Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским книгам. Богослужение совершать только по исправленным («никсоновским») книгам. Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку Крест почитать только восьмиконечный.Крест почитать только четырёхконечный 3. С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад.С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. Имя Спасителя писать: «Исус».Имя Спасителя писать: «Иисус». «Аллилуйя» петь дважды.«Аллилуйя» петь трижды. Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. Служить литургию на семи просфорах.Служить литургию на пяти просфорах. В восьмом члене Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истинного и животворящего». Нет информации.


П. Е. Мясоедов (). Сожжение протопопа Аввакума.


Боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века


Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия. Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми – взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, – чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.




Вы только представьте себе тридцать раз переделывать и изменять не детали, а основу замысла! Художник начал с эскиза, где намечена композиция и достаточно подробно изображены главные герои картины. Первый эскиз Суриков сделал еще в 1881 году, а непосредственную работу над картиной начал лишь три года спустя. За последующие два года он выполнил более тридцати карандашных и акварельных эскизов в поисках наиболее выразительного решения. От эскиза к эскизу он менял направление движения брёвен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов вправо), менял положение фигуры Морозовой. В первом эскизе она сидела на возвышении, а в картине изображена на соломе; в эскизе подняла левую руку, а в картине правую; исключал или, напротив, добавлял людей в толпе. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное выстраивал идейно-смысловое содержание произведения.


Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа.


Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: Три года для нее материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Феодоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд (этюд "Голова боярыни Морозовой", переданный в дар Третьяковской галерее в 1910 г.), как я ее написал.


"Боярыня Морозова". Образ боярыни. «...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после»..Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях все было определено в предварительных работах, не хватало только лица. "... И как ни напишу ее лицо толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.


В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее нашел. Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к ним начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила. Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев"... (Слова восходят к посланию Аввакума Ф. Т. Морозовой, княжне Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой в Боровск: "Персты же рук твоих тонкостны и действенны очи же твои молниеносны "; "везде им являвшаяся яко лев лисицам"; см.: Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927, кн. 1, вып. 1, стб. 409, 417 (Русская историческая библиотека, т. 39). Первоначально письма Аввакума к Морозовой были опубликованы приложением к статье Н. С. Тихонравова "Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола" (Рус. вести, 1865, 9).) Это протопоп Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет."


Справа от боярыни идет ее родная сестра княгиня Урусова в белом вышитом платке, ниспадающем из-под шапочки. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния.


Странник. В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии. Странник ушел в себя, углубился в думу, быть может, уже не столько о самой Морозовой, сколько о чем-то общем. Это тип народного философа, который не просто наблюдает событие, а стремится объяснить его и прозреть будущее.


В. Суриков. "Юродивый, сидящий на снегу." Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова" 1885 год. Холст, масло. Сложным путем шел мастер и к теме Юродивого. Это также типичный персонаж старой Руси. Юродивые обрекали себя на тяжкие физические страдания голодали, ходили полуголые зимой и летом. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.


Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: "А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю - идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой - ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер. Алкоголики ведь они все. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели.


Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был. Икона у меня была нарисована, так он все на нее крестился, говорил: Теперь я всей толкучке расскажу, какие иконы бывают".






Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием, (Варсонофий - Варсонофий Семенович Закоурцев, дьячок сухобузимской Троицкой церкви. Запечатлен в этюде для "Боярыни Морозовой" "Голова священника".) - мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.


Диагональная композиция дала автору еще одну возможность – с большим эффектом показать движение саней. Известен рассказ Сурикова, как он дважды менял размер полотна и написал картину только на третьем холсте, все время увеличивая его снизу и стремясь к тому, чтобы «сани пошли». Суриков говорил: «В движении есть живые точки, а есть мертвые. Это настоящая математика. Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Чуть меньше расстояние сани стоят. А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего убавить нельзя сани не поедут».


А как снег писал: «Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать. И чувствуешь здесь всю бедность красок... А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых».




"Боярыня Морозова". Значение картины. Разбирая споры и толки об этом полотне (оно было главным событием пятнадцатой передвижной выставки), Н. П. Кончаловская, внучка Сурикова, приводит среди прочих отзыв В. М. Гаршина: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его картине».[Цит. по кн.: Кончаловская Наталья. Дар бесценный. М., С. 151.] Современникам трудно быть беспристрастными, и предсказания их сбываются не часто. Но Гаршин оказался хорошим пророком. За те сто без малого лет, которые отделяют нас от пятнадцатой выставки передвижников, суриковская Морозова стала «вечным спутником» всякого русского человека. «Иначе» действительно не представить себе эту женщину XVII в., готовую на муки и смерть ради дела, в правоте которого она убеждена. Но почему именно суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом? Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде.


"Боярыня Морозова" идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е. Репиным: "В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, "не страшится умереть". Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти".




Интернет ресурсы html jizni-boyaryini-morozovoy jizni-boyaryini-morozovoy ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/zagadki_bojaryni_ morozovoj/ ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/zagadki_bojaryni_ morozovoj/

Слайд 2

Биография

Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевнаМоро́зова (в девичестве Соковнина́) (1632-1675, Боровск) - верховная дворцовая боярыня, деятель старообрядчества. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. . Практически же всем богатством Г.И. Морозова распоряжалась боярыня Морозова. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича.

Слайд 3

Деятельность Боярыни Морозовой

Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.

Слайд 4

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме(миниатюра XIX века)

  • Слайд 5

    “Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.”

    Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

    Слайд 6

    “Арест”

    В ночь на 14 ноября1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб.

    Слайд 7

    В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

    Слайд 8

    “Смерть”

    По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая.

    Слайд 9

    Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Феодосии Морозовой, княгини Евдокии Урусовой, Марии Даниловой и прочих с ними пострадавших в Боровске.

    Слайд 10

    Василий Суриков. Галерея живописи. “Рука боярыни Морозовой.” Этюд

  • Слайд 11

    Боярыня Морозова(картина Сурикова В.И., 1887 год, ГТГ)

  • Слайд 12

    Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова.

    Посмотреть все слайды

    Здесь и сама Морозова, и множество других людей, поразному относящихся к происходящему событию. Здесь
    лица сочувственные: в одних читается тревога, в других –
    сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица
    безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица
    суровые, задумчивые.

    Картина – словно единый многоголосый хор, в
    котором звучат и голоса страстной мольбы, и
    возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи
    сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это
    сложное переплетение человеческих страстей
    выражает борьбу, происходившую в самой жизни.

    Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях,
    которым она посвящена. Боярыня Морозова была
    видной раскольницей. Раскол – это религиозное
    движение, распространившееся на Руси в XYII веке.
    Раскольники были яростными защитниками старины,
    они боролись за сохранение отсталых обычаев.

    Суриков взял тот
    момент из жизни
    Морозовой, когда её,
    закованную в
    кандалы и
    брошенную в сани,
    провозят по
    многолюдным улицам
    Москвы. Царь и его
    слуги надеялись
    таким образом
    публично опозорить
    знаменитую
    раскольницу.

    Сколько призывной силы во вскинутой руке
    Морозовой, поднимающей вверх два пальца,
    - символ старой веры (раскольники
    крестились двумя пальцами – перстами

    набросок

    Ей отвечает
    своим
    двуперстием
    юродивый

    В толпе мы
    видим людей
    разных
    возрастов и
    сословий,
    разного
    душевного
    склада.
    Посмотрите, ни
    одно лицо не
    похоже на
    другое, у
    каждого свое
    выражение. А
    как
    многообразны и
    не похожи друг
    на друга жесты
    людей!

    За санями,
    увозящими
    боярыню –
    заступницу,
    тянется
    рука
    нищенки,
    словно
    повисшая в
    воздухе.

    эскиз

    Спокойно и
    крепко
    сжимают
    посох руки
    странника.

    Руки молодой
    боярышни
    печально
    опустились. Рядом
    с ней растерянно
    скрестила руки на
    груди другая
    молодая женщина,
    а у старухи, подле
    неё, свой особый
    привычный
    горестный жест,
    много перенёсшего
    в жизни человека.

    Этюды

    Кроме эскизов, Суриков исполнил
    десятки этюдов маслом, акварелью и
    карандашом. В его работе над картиной
    наиболее ярко выразился натурный
    метод. Художник для каждого
    персонажа искал реальный прототип в
    жизни, конкретных людей, писал с них
    этюды и уже по ним изображал фигуру
    в картине.

    Думая о
    красоте,
    помнил и
    трагедию, а
    думая о
    трагедии,
    помнил о
    красоте

    Бегущий подросток

    От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они
    шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из
    эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.

    художник в своей картине изображает рядом резко
    отличающиеся друг от друга типы и характеры, он
    использует противопоставления или, как мы говорим,
    контрасты. Контраст – это величайшее средство
    выразительности в искусстве. Особыми возможностями
    и в противопоставлении различных человеческих
    образов располагает тематическая картина.

    Сани с боярыней уедут, а народ, добрый, отзывчивый,
    мечтающий о справедливости и не знающий, где её
    найти, останется. Этим художник подчёркивает ту
    мысль, что главный герой картины – народ, а не
    отдельная личность, как бы сильна она не была.

    Композиционное противопоставление усиливается и колоритом. В
    цветовом решении толпы много ярких красок. Одежды горожанок расшиты
    богатыми узорами. Даже передок и дуга саней расписаны. Художник словно
    любуется всей этой праздничной красотой, в которой выразилась мечта народа
    о радостной, светлой жизни. Только боярыня Морозова одета во всё чёрное.
    Подчёркнутый белизной снега чёрный цвет её шубы контрастирует с нарядной
    яркостью одежд толпы. Он настраивает нас на суровый лад, создаёт ощущение
    драмы. Попробуйте мысленно “ переодеть” неистовую раскольницу во чтонибудь яркое, пёстрое, и вы почувствуете, что драматический строй картины
    нарушится.

    Кроме обычных способностей и знаний,
    художник, создавая полотна на темы
    истории своего народа, должен
    обладать редким качеством – умением
    проникать в дух прошлой жизни.
    Костюмы, виды города и прочие
    внешние черты можно почерпнуть в
    музеях и книгах, облик героев увидеть в
    жизни, но из этого еще не сделать
    историческую картину. Нужно уметь
    почувствовать, внутренне ощутить
    течение давно ушедшей жизни.

    Биография Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́) (, Боровск) верховная дворцовая боярыня, деятель старообрядчества. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой.. Практически же всем богатством Г.И. Морозова распоряжалась боярыня Морозова. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича


    Деятельность Боярыни Морозовой Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.реформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницуреформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницу




    Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Алексей Михайлович1670 годаАлексей Михайлович1670 года


    АрестАрест В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб. В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб.14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников


    В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна


    СмертьСмерть По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой



    Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова.