Пунктуальность, или как научиться приходить вовремя. Обязан ли работник приходить на работу раньше времени

21/07/2010

«Сломался каблук», «долго стоял в пробке» - все это вы слышите в качестве оправдания за опоздание от своих подчиненных каждое утро. Но из-за отсутствия того или иного сотрудника в нужное время у вас опять сорвалось важное дело. Пришла пора приучить подчиненных к дисциплине.


З аставить некоторых приходить на работу вовремя крайне сложно, и даже самые жесткие методы могут вам в этом не помочь. Здесь уместно подать личный пример. Начните приходить в офис немного раньше. Людям будет просто неудобно опаздывать, когда шеф уже в кабинете.

Контролируйте приход на работу
Изначально вы должны дать своим сотрудникам понять, насколько важно, чтобы в назначенное время все были на своих местах. В любую минуту могут возникнуть обстоятельства, требующие присутствия того или иного работника. А его отсутствие может вызвать существенные проблемы в рабочем процессе. Не стоит говорить об этом с каждым человеком индивидуально - соберите весь коллектив. И еще раз напомните о том, что в офис необходимо приходить в назначенный час, одинаковый для всех. Нелишне сказать, что пребывание сотрудника на рабочем месте будет строго контролироваться. Например, охранник на проходной станет фиксировать время прибытия каждого, или ваши подчиненные должны будут по внутрикорпоративной почте отправлять шаблон сообщения, как только займут рабочее место за компьютером. На входе вы можете установить контроллер с магнитным считывателем. Все это необходимо, чтобы указать сотруднику на его нарушения. Не всякий захочет получать нагоняй каждый день.

В законодательстве не предусмотрено взимание штрафов с сотрудников за опоздание. Но каждый работодатель вправе ввести во внутренний распорядок компании определенные правила, которым обязаны следовать все. Приходить на работу вовремя - одно из них. В случае несоблюдения дисциплинарных норм сотрудник рискует понести материальные затраты. Но это крайняя мера, и лучше ее все-таки избегать. Попробуйте стимулировать людей приходить вовремя с помощью материальных благ. Разделите зарплату каждого подчиненного на оклад и премию. Бонус сотрудник сможет получить только в том случае, если будет соблюдать правила, принятые в компании, в том числе и время прихода на работу. Уж в получении ежемесячной или ежеквартальной премии однозначно заинтересован каждый.

Подарите будильник
Если вы не хотите держать своих подчиненных в страхе, то можете, к примеру, подарить опоздавшим будильники. Скорее всего, в следующий раз человек выйдет на работу на час раньше, только бы оказаться в офисе в нужное время. Попробуйте стимулировать своих сотрудников не только деньгами. Допустим, организуйте среди них соревнование - тот, кто в течение месяца будет вовремя приходить на работу, станет победителем. Его фотографию как самого дисциплинированного сотрудника поместите на доске почета. Сделайте ему подарок - например, проездной. Также выберите и нарушителя дисциплины. Его снимок как человека, который всегда опаздывает, тоже вывешивайте на доске, но уже на доске позора.

Неплохо также с утра проводить пятиминутные планерки со всем коллективом. Причем заранее каждый раз поручайте одному из сотрудников выступить с небольшим сообщением о том, что сегодня особо волнует компанию, приучая людей к командному духу. Ответственность, которую призваны воспитать такие собрания, заставит человека стараться не опаздывать. Постепенно сотрудники привыкнут к такому распорядку, и ничего не помешает им приходить на работу вовремя.

«Вы никогда не ели пельмени под душем? Значит, вы просто никогда не опаздывали на совещание!» – говорит Екатерина Королева, менеджер проектов INOSTUDIO . Но вам-то можно, а вот сотрудникам – нет. Ниже Екатерина дает 5 советов, после которых команда точно будет собираться вовремя.

Часто ли вы опаздываете? Случалось, ли вам спешить на встречу, нарушая правила дорожного движения? Помните ли вы ощущение, когда стараешься отдышаться перед дверью переговорной прежде, чем войти? Думаю, каждый из нас может положительно ответить на любой из этих вопросов.

Но одно дело, когда опаздываешь ты, и совсем другое, когда опаздывают к тебе. Особенно важным этот момент становится, когда ты выступаешь в роли организатора совещания. В такие моменты ты превращаешься в ответственного не только за свой своевременный приход, но и за то, чтобы участники встречи тоже пришли вовремя.

Если с первой частью разобраться легко (каждый может самостоятельно определить причину своих опозданий и исправить положение), то с вопросом «Как научить людей не опаздывать?» дела обстоят сложнее. Предлагаю вашему вниманию несколько работающих приемов, которыми я используюсь на практике.

В первую очередь предлагаю определиться с тем, что же такое совещание.

Мы часто слышим такие высказывания: «Не хочешь работать – устрой совещание», либо: «Вокруг одни митинги, когда работать?» – и так далее. Сотрудники недолюбливают совещания. Различные собрания и встречи воспринимаются ими как обязательное, но ненужное действие.

Но многим участие в подобных мероприятиях помогает:

    Сократить время решения вопросов;

    Донести информацию одновременно до нескольких коллег;

    Поддерживать актуальность получаемой информации;

    Повышать сплоченность коллектива;

    Определить значимость каждого участника;

    Предоставить возможность проявить себя.

И этот список можно продолжать.

Отсюда вывод: совещания – это полезный инструмент , которым необходимо правильно пользоваться.

Теперь предлагаю разобраться с тем, что же такое опоздание .

Бывает, человек задержался, но при этом сделал все возможное, чтобы сократить время своего опоздания. Случается, что несвоевременный приход на совещание оправдан и все ответственные лица предупреждены. Редкие случаи опоздания – это вполне нормально, мы все-таки люди, а не роботы, и никто не застрахован от форс-мажоров.

А вот регулярные опоздания - это уже серьезные проблемы. Постоянный срыв начала встречи может привести к неблагополучному ходу как самого совещания, так и работы команды в целом. Ваша команда может заразиться банальным неуважением друг к другу и к руководству и перестать понимать важность мероприятия. В атмосфере регулярных опозданий копится негатив, который так или иначе начнет выплескиваться.

Регулярные опоздания – это симптом , который помогает выявить проблемы в организации и в команде.

Как и при любой болезни, тут надо вовремя выявлять симптомы и начать лечение, так как заболевший член команды в скором времени начнет заражать всех коллег. Но лучше принимать меры еще до появления симптомов. Так сказать, проводить профилактику и вакцинацию.



Думаю, у каждого из менеджеров есть секреты и правила, по которым они назначают и проводят регулярные совещания. Ниже я расскажу вам свои хитрости.

Выбирайте максимально удобное время для всех участников встречи. Это самый простой и одновременно важный совет.

Всегда стоит учитывать несколько моментов:

    Часовые пояса участников совещания;

    Обеденное время;

    Личные планы;

    Особенности рабочей активности.

Приведу простой пример.

В нашей команде работает 10 человек, у всех примерно одинаковая позиция в штате и примерно одинаковый фронт работ. Мы имеем два общих совещания в неделю.

Первое – 10:00 – четверг;

Второе – 17:30 – вторник.

На собрания по четвергам за полгода не опоздал ни один человек. А вот по вторникам опаздывают практически через раз. В чем же причина?

10:00 – это утренние рабочие часы, вас еще не успел поглотить рабочий круговорот, и вы спокойно приходите к назначенному времени на совещание.

17:30 – в это время появляется множество причин для опоздания. И причины эти уважительные. Кому-то звонит зарубежный клиент, кто-то старается успеть завершить рабочие обязанности до конца рабочего дня, у кого-то есть планы на вечер, и он хотел бы уйти в 18:00.

Наблюдая такую картину, я сделала вывод, что верно выбранное время совещаний – это один из способов борьбы с опозданиями.

За совершенное опоздание участник обязательно должен понести неизбежное наказание. При этом важно выбрать верную форму штрафа. Форму, которая не будет раздражать, а будет стимулировать к своевременному приходу на встречу. Это должно быть что-то полезное для собравшихся, но не очень приятное для исполнителя.

Например, опоздавший должен:

    Принести вкусные сладости к чаю на всю команду;

    Написать отчет об итогах встречи;

    Подвезти коллег пешеходов с работы;

    Прийти на следующее совещание пораньше и подготовить помещение.

Однако сразу хочу заменить, что только финансовые штрафы, на мой взгляд, не работают вообще. Назначить большую сумму штрафа не позволит совесть, а маленькая сумма не мотивирует.

Для того, чтобы люди стремились успеть к началу встречи, нужно это самое начало делать необычным.

Такой способ борьбы с опозданиями я открыла для себя совсем недавно. На одном из еженедельных совещаний у нашей команды есть необходимость писать письмо с итогами встречи. Делать это не хотелось никому, так как это дополнительная работа, которая отнимает немало времени.

Решить этот вопрос можно несколькими способами. Например, можно выбрать постоянного ответственного стенографиста, либо нести это бремя по очереди. Однако и тот, и тот варианты единогласно были признаны скучными. Поэтому мы в начале каждого собрания кидаем кости: у кого меньшая сумма, тот сегодня и конспектирует встречу.

Такая форма определения стенографиста вносит в начало встречи элемент игры, позволяет честно (волею судьбы) назначить «крайнего» и порадовать всех победивших. И вот у вас только начало встречи, а участники уже разогреты и улыбаются:)

При этом, если кто-либо опаздывает на встречу, он автоматически становится стенографистом (тут мы прибегаем к наказанию из совета №2). Поэтому ожидание опоздавшего придает момент веселого ехидства всем, кто пришел вовремя.

Кадр из фильма "Майор Пейн"

Перед написанием текста я пошла в поисковик по запросу «чтобы сотрудники не опаздывали» и честно подофигела, мне стало жаль и сотрудников, а ещё больше советчиков. Предлагали делить людей по критерию активности полушарий мозга и составлять индивидуальный график зависимо от того «интуит» сотрудник или «сенсорик», советовали вызывать чувство вины у пришедшего не вовремя и разыгрывать позорный «кубок опоздавшего». В общем мало кто думал о том, что проще сделать своевременный приход на работу приятным.

Конечно, с помощью одного контроля тоже можно достичь крутых результатов. Андрей Ковтун, основатель сервиса «Мой График» делится кейсом своего клиента: «Когда в компании R-line (более 100 человек) автоматизировали регистрацию присутствия с помощью мониторинга wi-fi, то количество опозданий сократилось более чем на 60% через 2 месяца после внедрения». Но правильная (положительная!) мотивация плюс учёт времени прихода действуют ещё лучше.

Вкусная мотивация

Вкусности - одно из самых популярных поощрений. Иногда оно возникает спонтанно и особенно круто работает, когда лакомств хватает только на самых пунктуальных.

«Некоторое время назад один наш сотрудник каждую пятницу приносил самодельные сладости. Удивительно было, что это во-первых, мужчина, во-вторых, он действительно пёк вкусные, нестандартные и каждый раз разные печенья или пирожные. В компании работает более 80 человек, поэтому на всех их не хватало. Буквально через 2-3 недели сотрудники, которые обычно к пятнице сильно уставали, задерживались и находили множество причин, чтобы прийти на работу попозже, стали приходить не просто вовремя, а заранее, чтобы первыми попробовать вкусности. Теперь пятница у нас - самый пунктуальный день!», - делится Ольга Бакунова, руководитель отдела маркетинга в «Сиам консалтинг».

Печенья от Сергея для Halloween

Многие компании вводят такую практику осознанно. «Если рабочий день начинается в 9-00, то есть компании, в которых до 8-45 сотрудникам предлагают бесплатный завтрак, шоколадки или другие угощения. Таким образом, день пришедших вовремя начинается с общения и позитива», - рассказывает Мария Ковалева, управляющий партнер Talentedme.

Вдвойне хорошо, когда угощения полезные и витаминные. «Рабочий день в компании стартует в 9:00, для тех, кто приходит рано или вовремя, в 8:50 выкладываются фрукты в ограниченном количестве. В 9.05 они убираются», - говорит Анна Матвеева, руководитель Департамента Персонала и Коммуникаций ГК «ГЭНДАЛЬФ».

Маленькие планерки перед началом рабочего дня

Утро в больнице начинается с планерки, на ней должны присутствовать все сотрудники. У меня мама врач и я не понаслышке знаю насколько важно туда успеть, чтобы быть в курсе всего.

Такие планерки, где обсуждаются задачи на день и открытые вопросы можно устраивать и в коммерческих компаниях. «В идеале внутренние совещания должны проходить в дружеском режиме и «заряжать» на работу. Поэтому утром отмечают успехи сотрудников, а всё, что касается проблем, - обсуждают в другое время. Эта система хорошо работает в отделах маркетинга, телемаркетинга и продаж», - делятся опытом в компании БКГ «Информаудитсервис».

Это работает. Роман Алехин, основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» делится кейсом: «Отдел маркетинга - "творческие люди" и очень сложно было найти способ мотивировать приходить на работу вовремя. Штраф демотивировал, остальные методы принуждения аналогично. Неделю назад начал внедрять управление по SCRUM, которое предполагает маленькие планерки, не более 10 минут, ежедневно в одно и то же время со всей командой проекта. Планерки сделал в 9.00. За неделю ни одного опоздания на работу в командах».

Превратить дисциплину в игру

Особенно круто это работает с миллениалами, которые ненавидят контроль и обожают «играть».

Валерия Краскова, PR менеджер компании «Персональное решение» рассказывает о таком опыте: «Мы разработали поощрительную практику, которая стимулирует проактивность и дисциплину. В оборот введена местная валюта, баллы, которые можно получить за профессиональные достижения и личностные качества. Также было решено вручать некие номинации. Одна из номинаций - это «самый пунктуальный». Вручается сотруднику, который всегда приходит вовремя или раньше всех. Полученные баллы можно потратить на любой продукт в образном «магазине» компании. Среди «товаров» такие, как билеты в кино, театр, лишний выходной, поездка в загородный СПА и даже неделя дополнительного оплачиваемого отпуска. За раз можно получить 10-35 баллов и порядок цен таков, что если билет в кино стоит 50, то неделя отпуска уже 250, то есть нужно стать лучшим в среднем 12 раз, чтобы получить дополнительный отдых, а это уже результат, который явно положительно отразится на компании».

Неожиданное вознаграждение

Можно дарить подарки тем, кто за месяц не опоздал ни разу. «В компании дистрибьюторе светотехнической продукции руководитель поручил секретарю строго фиксировать время прихода сотрудников в офис. По итогам каждого месяца тот, кто ни разу не опоздал, получал вознаграждение. Это мог быть дополнительный день к отпуску, отгул в пятницу, подарочные карточки популярных сетевых магазинов, купоны на посещение фитнес-клуба или спа-салона. Результат: системные опоздания прекратились через 2 месяца, разовые опоздания случались крайне редко», - делится кейсом Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».

Можно поощрять целые отделы: «Каждый месяц мы составляем рейтинги самых неопаздывающих отделов. В конце года их ждет приятный сюрприз», - делится Анна Матвеева.

Можно выбирать случайный день в месяце и поощрять тех, кто пришел вовремя именно в него. Лариса Богданова, директор кадрового агентства IBC Human Resources считает, что это самая верная стратегия: «Главное, чтобы эта возможность была не каждый день, а в непрогнозируемый день, чтобы был стимул верить и надеяться на горячий завтрак именно сегодня».

Искренняя забота и внеочередной выходной опаздывающему

Позаботьтесь о тех, кто опаздывает. Возможно, им сейчас особенно нужна ваша поддержка.

«Я заметил, что люди опаздывают или хуже работают, когда не все в порядке. И часто это проблема не из-за работы. Так, пару месяцев назад у одного моего прекрасного сотрудника все стало получаться из рук вон плохо. Оказалось, что у него тяжелая депрессия, и он попросил его поддержать и наоборот ставить ему больше смен, чтобы он вошел в ритм. Мы так и поступили, он выходит из депрессии и прекрасно работает.

Замечательный инструмент - это просить человека отдохнуть одну-две смены. Если сотрудник меня подводит, мы вместе разговариваем и я ему даю внеочередной выходной», - делится Роман Сабиржанов, учредитель Hotconsulting.ru.

Главное

Опоздание само по себе - не провинность. Если компания не теряет от опозданий сотрудников, то не нужно никого муштровать. И, конечно, для любого человека важно, чтобы в компании было дружно, руководитель вызывал уважение, а задачи вдохновляли. Да простит меня капитан очевидность, но почему-то об этих простых истинах умудряются забывать.

Мoygrafik.ru - сервис, помогающий повысить трудовую дисциплину, минимизировать невыходы и опоздания персонала, оптимизировать фонд оплаты труда. В июне 2016 года в стартап вложился венчурный инвестор Александр Румянцев.

Видеокамеры с таймерами, контроллеры, магнитные считыватели карт с индивидуальным номером, считыватели отпечатков пальцев… Чего только не придумано, чтобы руководители могли всегда точно знать, сколько человек сегодня прибыло в офисс опозданием и сколько попробует уйти раньше, чем окончится рабочий день. Но практика показывает, что без обычного охранника любые современные системы учета рабочего времени могут давать сбой.

Total control

Установив в офисе такую систему, как Keri Systems или Hirch Electronics, основное назначение которых – контроль доступа, можно автоматически иметь информацию обо всех прогулах и опозданиях каждого работника, так как учет рабочего времени является частью таких систем. Делается это при помощи так называемых проксимити-карт или магнитных брелоков с индивидуальным номером, которые нужно прикладывать к считывателям информации при входе в офис.

Но во избежание попадания в офис посторонних людей по украденным, утерянным и т. д. картам, одновременно с этими сложными механизмами в офисе потребуется система видеонаблюдения и несколько охранников, которые будут проверять, соответствует ли внешность владельца карты фотографии, хранящейся в базе данных под номером этой карты и отображаемой на мониторе.

Программа учета и планирования рабочего времени, входящая в состав таких систем, позволяет быстро составлять отчеты о рабочих графиках с различной степенью детализации (по каждому сотруднику, группе, отделу, цеху и т. д.), а также табель учета рабочего времени.

Автоматизация «для галочки»

Менее надежный, но более дешевый способ быть в курсе, во сколько ваши работники выходят на работу и уходят с нее, – это установка при входе в офис одного контроллера с магнитным считывателем. Входя в офис, сотрудник прикладывает свою карту к считывателю, чтобы отметить время прихода. При этом, если система контроля доступа не установлена, турникет или замок открываетсяи без использования карты. Ничто не помешает сотруднику приложить сразу несколько карт «за себя и за того парня» или, отметив свое присутствие, снова на какое-то время выйти с территории предприятия. Выход из этой ситуации – все тот же вахтер или охранник, который будет подстраховывать автоматику.

Устройство таких контроллеров также способно накапливать информацию, и в конце месяца с их помощью можно составлять отчеты и табели учета рабочего времени для бухгалтерии. Хотя, конечно, их программа менее совершенна и не позволяет делать такие детальные отчеты с индивидуальным графиком для каждого сотрудника, как описано выше.

Проверенный способ

Если учет рабочего времени необходим вашей компании больше для того, чтобы сотрудники не слишком расслаблялись и сами стремились сократить число опозданий, стоит ограничиться охранником, отмечающим у входа время прихода сотрудников, и теми же самыми видеокамерами, установленными перед входом, информация с которых записывается на магнитофон. Сотрудники, поставленные в известность о том, что каждое их опоздание или преждевременный уход документально фиксируется и на бумаге, и на видеопленке, как правило, сами стараются соблюдать трудовую дисциплину. Видеокамеры также удержат работника охраны от необъективного проставления времени в зависимости от личного отношения к опоздавшим. Ну а составлять табель учета рабочего времени придется вручную.

Как выбрать

Как объясняют в компании «Армо-Петербург», сложные системы доступа с возможностью учета рабочего времени нужны далеко не всегда. И зависит это не столько от количества людей, работающих на предприятии, сколько от профиля его деятельности – скажем, если сотрудники работают в несколько смен и необходима строгая пунктуальность при выходе на работу, чтобы не простаивал конвейер.

Во время кризиса дисциплина в компаниях начинает хромать. Перегруженные делами сотрудники слишком устают и просыпают работу. Снижение зарплаты и премии лишает людей стимула приходить в офис вовремя. Как можно наказать непунктуального подчиненного?

Есть работа, которая требует прихода на работу точно в срок. Секретари, операторы call-центров, рабочие заводов - словом, все, кто отрабатывает свою смену от и до, должны приходить на рабочее место вовремя. Но есть множество профессий, где приход в офис на 20 минут позже никак не скажется на качестве выполненной работы. Стоит ли требовать от людей, занятых такой работой, пунктуальности?

1. Штрафом по голове

Денежный вычет, или депремирование, остается самым популярным у начальства и самым нелюбимым работниками видом наказания. С одной стороны, наказание рублем - мера эффективная: когда каждая минута опоздания стоит 500 рублей, все начинают приходить в офис как штык, а чаще всего - за 10–15 минут до начала рабочего дня. Но с другой стороны, здесь будет действовать жесткое правило: ваши подчиненные будут делать ровно то, за что вы им платите. То есть если хорошим работником в вашей компании считается тот, кто приходит вовремя, если вы премируете или лишаете премий именно за это, то работники, безусловно, не будут опаздывать. Но и результата показывать не будут. Так что прежде чем штрафовать, определитесь: что вы вкладываете в понятие «хороший работник» - тот, кто добивается результатов, или тот, кто сидит в офисе с 9.00 и до отбоя.

У жесткого требования приходить на работу вовремя есть оборотная сторона. Как только сотрудники начнут приходить к началу рабочего дня, они и уходить будут сразу после его окончания. У них появится железный аргумент: «Я работаю с 9.00 и до 18.00». Возразить на это будет нечего, так что если ваш бизнес предполагает форс-мажоры и сверхурочную работу, то не имеет смысла требовать точного соблюдения рабочего графика.

2. Отрабатывай, а то уволю

Идея заставлять отрабатывать вечером утреннее опоздание чревата иском от сотрудника - за неоплату переработок. Поэтому ответственно отнеситесь к написанию Правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР), особенно в части описания взысканий за нарушение правил. Так, за каждым опозданием может следовать официальное взыскание с записью в личное дело. Еще одно взыскание - и работник увольняется по статье.

Соблюдение ПВТР можно и нужно сделать одним из показателей, по которым рассчитывается сумма премии. Если сотрудник выполнил работу, но при этом у него более трех опозданий, то к премии применяется понижающий коэффициент. Единственное «но»: система должна быть сбалансирована таким образом, чтобы за пунктуальность не платили больше, чем за основные результаты труда.

3. Равняйся на шефа

Если руководитель собственным примером показывает, во сколько надо приходить на работу и во сколько уходить, подчиненные начинают следовать этому графику. Приход и уход с работы в определенное время становится показателем личной лояльности. «У нас не принято уходить раньше шефа», - говорят в таких компаниях. Такой подход - хороший способ достичь того, чтобы все сотрудники приходили вовремя. Но к результативности работы это никакого отношения не имеет.

4. Отчитывайся о приходе

Системы автоматической фиксации прихода и ухода неплохо работают на режимных объектах вроде банков, где любая дверь открывается только персональным ключом и можно легко отследить не только время нахождения сотрудника на рабочем месте, но и все его перемещения по зданию. Однако применять подобные системы повсеместно не всегда рекомендуется - они дорогостоящи и сложны в эксплуатации. К тому же назвать их эффективным средством контроля нельзя: со времени появления таких карточек сотрудники «пробивают» их друг за друга. Так что в дополнение к карточкам придется утром и вечером пересчитывать сотрудников. В кризис это самая неэффективная система учета времени и определения меры наказания.

5. Казни одного - запугай других

Разговор тет-а-тет с провинившимся подчиненным работает только тогда, когда подчиненный либо уважает начальника, либо боится его. Во всех остальных случаях беседа по душам остается беседой по душам - без выводов и результатов. Словами до злостных нарушителей трудового распорядка удается достучаться очень редко - они понимающе кивают головой, демонстрируют искреннее раскаяние, а потом опаздывают снова. Как показывает практика, иногда достаточно ввести правило трех опозданий в квартал и уволить злостного прогульщика. Тогда другие начнут приходить в офис вовремя.

6. Повесь на доску позора

В некоторых компаниях и сейчас имеется доска позора - информационная доска, на которую вывешиваются списки опоздавших. Но такое всеобщее порицание будет эффективным, только если сам сотрудник считает свои опоздания проблемой. Иначе доска позора превратится в еще один повод для шуток с коллегами. Кстати, это весьма значимый признак, позволяющий руководителю компании узнать мотивацию подчиненных. Если среднее время опозданий увеличилось, это верный признак того, что она снизилась.

7. Опоздал - мой клозеты

Руководители не оставляют попыток призвать своих подопечных к дисциплине. Один из способов - физическое воздействие. С последним вариантом проще всего в рабочей среде - опоздавшие получают самую тяжелую и грязную работу. А в некоторых салонах сотовой связи, к примеру, они должны вытирать пыль. Офисных сотрудников можно нагрузить дополнительными обязанностями. Почему бы опаздывающему не начать отвечать за наличие чая в офисе или не подменить курьера во время пика нагрузок? Подобные поручения мало кому понравятся, и у работников появится стимул приходить в офис четко по расписанию. Но этот способ неприменим к наиболее ценным и профессиональным работникам. Отправив лучшего аналитика развозить почту, вы будете похожи на варвара, который колет орехи ценной статуэткой.

Дарья Вахрушева