Рай в скандинавской мифологии. Представления о рае в различных религиях

Мир мертвых в скандинавской мифологии называется Хельхейм (Helheim на старо-скандинавском). Буквально слово «хельхейм» переводится как «владения Хель», этимологически от первой части этой словоформы (hel) происходит английское «hell», что значит «ад». Хель - могущественная богиня мертвых, вероятно - одно из самых сильных существ в германо-скандинавской мифологии. При этом история происхождения Хель крайне неоднозначна и запутанна, причем разные фольклорные источники приводят диаметрально противоположные версии.

Географически Хельхейм находится в Нифльхейме, мире льдов и туманов. В тоже время мир Хель является абсолютно независимым топонимом, он составляет Древо Миров наряду с тем же Нифльхеймом, Асгардом, Мидгардом и другими мирами. При этом Хельхейм отгорожен от остального Нифльхейма каменной стеной (по другой версии - горной грядой), отсюда происходит второе название этого мира - Хельгард. Этимология образования достаточно проста: «Хель» - имя богини мертвых (также иногда называют весь Хельхейм), «гард» - огороженное пространство. Вероятно, от древнескандинавского «gardr» происходит корень «гард», который позже в славянских языках приобрел форму «град».

В первой части «Младшей Эдды» Снорри Стурлуссона, которая называется «Видение Гюльви», говорится о том, что Хельхейм по периметру окружен рекой Гьелль. Гьелль относится к Эливагар, двенадцати ледяным потокам, которые вытекают из Хвергельмира (дословный перевод с древнескандинавского «кипящий котел») в Нифльхейме. Гьелль протекает через Гуннингагап (мировую бездну) и попадает в мир людей, окаймляя Хельхейм. Через Гьелль перекинут тонкий мост, который охраняет адский пес Гарм и могучая великанша-воительница Модгуд. Мост называется Гьялларбру и к этому образу мы еще вернемся.

Таким образом, фактически Хельхейм (он же Хельгард) представляет собой мир-крепость, который связан с Нифльхеймом, и вроде бы является его локацией, но в германо-скандинавском эпосе прочно укоренился образ мира Хель, как самодостаточного и независимого образования.

Мир мертвых в скандинавской мифологии

Хельхейм (Helheim) выглядит достаточно мрачно, его описание во многом похоже на описание славянской Нави или греческого Аида. Сравнение с Аидом наиболее наглядно, потому что в этом смысле мир Хель сильно напоминает Элизиум. Здесь вечные туманы, промозглая погода, холод и полумрак. Это очень важный момент. Практически во всех мифологиях мира нижний пласт Вселенной (в нашем случае это как раз Хельхейм) ассоциируется с темнотой и холодом, никогда - с огнем и светом. Даже в традиционной христианской парадигме нижние «слои» дантовского ада - мир льда, тогда как Престол Бога (в соответствии с Книгой Еноха) - мир чистого пламени.

В Хельхейм попадают души умерших, но Владычица Хель принимает к себе далеко не всех. Точнее, она то как раз не против получать душу каждого умершего, но порядок, установленный Одином, предполагает иной исход. Души доблестно павших воинов попадают в Вальхаллу, становясь эйнхериями. Половину погибших воинов забирает Фрейя, они попадают в Фольквангр. И только умершие от старости или болезней, а также нарушавшие законы предков навеки попадают в мир Хель. Важно отметить, что это касается не только людей, но и асов, и ванов и даже ётунов, ведь эддические мифы не предполагают наличие во Вселенной бессмертных существ. А мир мертвых в скандинавской мифологии - один на всех.

Из мира Хель (Helheim) не может вернуться ни одно существо - ни человек, ни бог. Единственный, кто был в Хельхейме и вернулся оттуда - это сын Одина, великий ас Хермод. Хермод отправился в Хельхейм за своим братом , который был убит слепым богом судьбы Хедом стрелой из омелы (об этом подробно повествует соответствующий миф из уже упомянутого «Видения Гюльви»). Хермод прошел мимо великанши Модгуд, честно сказав ей, ради чего он спускается в Хель. Великанша позволила ему войти и выйти. Кроме того, у Хермода в тот момент был скакун Одина - быстроногий Слейпнир. Так что обстоятельства его пребывания в Хельхейме вполне можно назвать исключительными.

«Золотой мост» через Хельхейм

Итак, в мир Хель можно попасть только одним способом - по тонкому золотому мосту Гьялларбру. Интересно, что мост не издает звуков, когда по нему движется мертвый, но если через реку Гьелль переходит живой - мост оглушительно звенит. При этом многие исследователи полагают, что Гьялларбру мог быть придуман самим Снорри Стурлуссоном, потому что до XIII столетья упоминание этого моста не встречается ни в одном списке.

Тем не менее, у народов Северной Европы в раннем средневековье существовала традиция надевать умершим прочную обувь, которую называли «башмаками Хель». Считалось, что путь до «золотого моста» в Хельхейме долог и труден, и без хорошей обуви усопший может стереть ноги в кровь. Кроме того, зачастую человека сжигали вместе с повозкой или лошадью, считалось, что эти объекты также попадут с ним в Хельхейм и существенно облегчат умершему путь.

После того, как мертвый пересекал мост Гьялларбру, он оказывался в Ярнвиде, Железном Лесу Хельхейма (который был назван так потому, что на его деревьях росли железные листья). Железный Лес - обиталище пса Гарма, который убивал каждого, кто не помогал нуждающимся во время своей земной жизни. Только прошедшие через Железный Лес и оставшиеся невредимыми могли оказаться перед Вратами Хель, чтобы войти в мир мертвых.

Суммарный образ покрытого кровью пса Гарма и могучей, но справедливой великанши Модгуд можно рассматривать как воплощение принципа вселенской справедливости, возможно даже - совести человека. В этом аспекте описание «золотого моста» в Хельхейме очень напоминает знаменитый «Калинов мост» из славянского фольклора.

Хельхейм: залы Хель и Час Рагнарека

Эльвиднир - дворец в самом центре Хельхейма, один из самых больших и величественных Чертогов во всех Девяти Мирах. Принято считать, что Эльвиднир наполовину роскошный и величественный, а вторая его половина - это древние руины, темные и холодные. Однако не совсем понятно, откуда взялось такое описание, ведь ни исландский, ни скандинавский эпос не сохранил произведений, описывающих Чертоги Хель. Вероятно, этот образ - современная реконструкция, основанная на эддических описаниях самой Хель.

Хельгарду не всегда суждено быть пристанищем мертвых. Когда наступит Рагнарек (дословно «гибель богов»), великий и ужасный Хельхейм (Helheim), изменится до неузнаваемости. Как сказано в «Старшей Эдде », «могучие сыны Муспеля» (огненные великаны из Муспельхейма) присоединятся к Владычице Мертвых и вместе с ней поведут армию Хельхейма к вратам Асгарда. Мерзостный корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, вместит в себя все души, когда-либо попавшие в этот темный и жестокий мир. Так начнется «апокалипсис по-скандинавски». При этом Хельхейм будет полностью уничтожен, как и остальные восемь миров.

Hellblade: Senua"s Sacrifice - это проект от студии Ninja Theory, который является приключенческим экшеном, вдохновленным скандинавской мифологией. В игре нам, игрокам, предстоит гулять, не много, не мало, по аду.
Меня зовут Илья, я хочу немного углубится перед прохождением Hellblade: Senua"s Sacrifice в мифологию, которой Ninja Theory вдохновлялись. А вот это видок сандинавского ада - Хельхейма:

Впечатляет, однако.

Один из девяти миров, мир мёртвых, в Хельхейм бог Один низверг великаншу Хель, где она теперь и властвует.
Это холодное, темное и туманное место, куда попадают все умершие. Хельхейм расположен в Нифльхейме, на самом дне вселенной. Он окружён непроходимой рекой Гьёлль. Ни одно существо, даже боги, не может вернуться из Хельхейма (Ну, правда, был там один посол, но он по блату пролетел). Вход в Хельхейм охраняется Гармом, чудовищной собакой, и великаншей Модгуд, которых вы можете увидеть на картинке ниже. Перед вратами в Хельм находится железный лес - Ярнвинд. Если человек ни разу не помог нуждающимся, то пёс их непременно сжирал. Он есть некое жестокое правосудие, наказывающее небытием подлецов.



Выглядит как не вход в ад, а на стоянку. Ну, это претензии к художнику, не важно .

Оттуда не выходит никто из смертных. Физических страданий в Хельме не так много, сколько психологических. Из физических можно выделить лишь постоянных холод и голод. Местечко отвратное и попадёте вы туда если не боролись с честью и отвагой, детишки! В Вальгаллу попадёт лишь храбрый воин. Днём он будет драться, вечером пировать а ночью его будут ублажать женщины. Вот так-то вам, честные рабочие!
Попасть туда можно только через тонкий золотоой мост Гьялларбр. Если по мосту движется мёртвый, то он не издаёт никаких звуков. Но если по нему пройдёт живой - то он безумно зазвенит. Была даже традиция надевать мёртвых хорошие ботинки, ведь дорога в ад длинная, можно и ноги в кровь стереть.
А во время апокалипсиса Рагнарёка Хельм вместе с остальными мирами падёт, а души оттуда улетят в небытие.

Хельхельм в играх

Можно выделить два появления этого отвратного места в видеоиграх. Это в World of Warcraft. Скриншот локации ниже:


Из особенностей стоит выделить, что при смерти на этой локации вы получите дебафф «Потерянная душа». Ваша душа станет принадлежать Хелии. Да и вообще, место угнетающее.

Вторе появление Хельхейма в играх это Tomb Rider: Underworld.


Аутентичненько.

Лара Крофт в игре попадает в царство мёртвых через ледовитый океан, как ни странно, но окей, я это принял.

Из больших появлений это всё, но не стоит забывать про God Of War, который ещё, правда, не вышел, но можно с уверенностью сказать, что царство мёртвых там будет.

Подытожим вышесказанное.


Собсна, вышло коротко и сердито, но это всё, что стоит знать про царство мёртвых перед игрой в Hellblade: Senua"s Sacrifice. Удачи вам в царстве мёртвых и не сойдите там с ума. Ну, знаете, такая обстановочка не будет будить ваших бабочек в животе. Максимум скелетов в шкафу. Место холодное, страшное и брутальное. Всё, мир во всех мирах , народ, пока!

Почти любая религия или мифология рассказывает о рае, предоставляющем бесконечное блаженство последователям, соблюдающим правила. В этих представлениях существует множество общих черт - в основном вечная молодость, умиротворение и отсутствие зла или вражды, но существует и множество отличий.

10. Тлалокан (Tlalocan)
Мифология ацтеков

Для ацтеков Миктлан (Mictlan) был местом, куда попадали почти все смертные после смерти, независимо от того, как они жили. Однако, если душа соответствовала нескольким условиям, ей предоставлялся доступ к другим загробным мирам. Один из этих миров был Тлалокан - дом бога дождя Тлалока. Сюда попали только те, кто погибал от дождя, молнии, различных болезней кожи или кто был пожертвован какому-либо божеству. По легенде это было мирное место полное цветов и танцев (достаточно логично, учитывая дожди). Те, у кого присутствовали физические недостатки, за которыми и при жизни присматривал Тлалок, также попадали в этот рай. Души тех, кто попадал в мир Тлалокан, зачастую перевоплощались в другое тело и переходили из одного мира в другой.

9. Ган Эден (Gan Eden)
Иудаизм



Ган Эден (Эдемский сад на иврите) - последняя духовная стадия в иудаизме, где души праведников проводят вечность с Богом. Ган Эден описывается, как что-то в 60 раз лучше чем то, что мы испытываем на земле, и является противоположностью Геиномы (Gehanna) - еврейского чистилища, куда грешники попадают для того, чтобы очистить себя от всех совершённых грехов (большинству приходится оставаться там всего 12 месяцев, но по-настоящему порочные люди не выходят никогда). Очень часто Ган Эден сравнивают с Эдемом из Библии, но это отдельное место, которое никогда не видели смертные люди.

8. Фолькванг (Fólkvangr)
Скандинавская мифология



Большинство людей, скорее всего, слышали о Вальхалле - подобном раю месте, куда попадают души павших воинов из скандинавской мифологии. Однако, согласно мифам, половина из них на самом деле попадали в место под названием Фолькванг, что переводится как «поле людей» или «народное поле». Этим загробным миром правила Фрейя и это было фактически противоположностью Вальхаллы. Очень мало описаний Фолькванга сохранилось до сих пор, но мы знаем, что именно там был расположен главный зал Фрейи Сессрумнир (Sessrúmnir), который описывают как «великий и справедливый». Считалось, что женщины также могли попасть сюда, даже если они не погибли во время битвы.

7. Поля Иару (Fields Of Aaru)
Древнеегипетская мифология



Поля Иару также известные, как «Елисейские поля» (в древнегреческой мифологии) и «Поля блаженства», были местом, где жил Осирис после своего воскрешения. Несколько ворот, 15 либо 21, каждые со своим собственным стражем стояли на пути души праведника к Полям Иару. Когда души наконец-то достигали своей цели, они оказывались на землях вечного покоя, богатых прекрасным урожаем и «вечными хлебом и пивом», которые никогда не выдыхались. Присутствовали и другие физические удовольствия - мужчинам позволено было обладать несколькими женами и наложницами (про то, что получали женщины ни слова, впрочем, они может, и не могли туда попадать). Иару почти полностью соответствовали реальному миру, только чуть лучше.

6. Вайкунтха (Vaikuntha)
Индуизм



Последним пристанищем душ, достигших мокши или «спасения», является Вайкунтха - самый высокий уровень рая в индуизме, где проживает сам Вишну (верховный бог индуизма). По достижению этого места души получают любовь и дружбу Вишну, которые длятся вечность. Все в Вайкунтхе красивы и молоды, особенно женщины, которые сравниваются с Лакшми - богиней процветания в индуизме. Животные и растения тут намного лучше, чем в реальном мире, и жители Вайкунтхи летают на воздушных кораблях, сделанных из лазурита, изумрудов и золота. Помимо этого, в лесах есть деревья желаний, специально выращенных для обитателей рая. И снова, мужчины получали столько жён и наложниц, сколько им было угодно.

5. Тир на Ног (Tir Na Nog)
Ирландская мифология



Тир на Ног, известный среди ирландцев как «остров юных», является островом, расположенном в Атлантическом океане, и являющемся землёй вечного счастья и молодости. Смертным обычно был запрещён доступ на остров, но они могли достичь его, если бы прошли несколько сложных испытаний, или были бы приглашены феями, жившими там. Одним таким смертным был Оссиан - самый великий бард в истории Ирландии. Он попал туда с Ниам Златоглавой (Níamh Chinn Óir), дочерью короля Тир на Нога, и они оставались там вместе 300 лет - хотя для Оссиана это показалось всего одним годом. Всё что может пожелать человек есть на этом острове. Однако Оссиан со временем захотел вернуться на родину и погиб по возвращению в Ирландию.

4. Загробный мир (Otherworld)
Кельтская мифология



В отличие от большинства представлений рая, загробный мир кельтов был расположен на Земле, где-то в Атлантическом океане. Иногда его описывали как остров или гряду островов, иногда говорили, что загробный мир находится на дне океана. Это было идеализированным отражением Земли, где болезни, старость, голод, война и другие напасти мира отсутствуют. Различные божества кельтской мифологии жили в Загробном мире и души праведных людей могли всю вечность с ними общаться. Помимо этого, в отличие от других райских мест из этого списка, сюда также иногда навещались простые смертные.

3. Элизий (Elysium)
Древнегреческая мифология



Также известный как Элизиум, Елисейские поля и Острова блаженных, Элизий играл различные роли для греков. Вначале, только смертные, которым делали специальное одолжение боги, могли попасть туда, но со временем приглашение распространилось на всех праведных людей. Гомер описывал его как идеальное место, где не нужно было работать и не приходилось горевать. Гесиод писал, что «сладкие как мёд фрукты» вырастали тут три раза в год, балуя блаженных. Затем греческие писатели указывали, что восточные Эгейские острова или другие острова Атлантического океана могут быть настоящим Элизием. Когда в древнегреческой мифологии появилось понятия реинкарнации, Элизий разделили на несколько ступеней - душе необходимо было четыре раза попасть в него до того, как ей разрешался доступ на Острова блаженных.

2. Шлараффенланд (Cockaigne)
Средневековая европейская мифология



Шлараффенланд не был связан с какой-либо религией и был мифическим местом очень похожим на рай, где все делали то, что им хотелось. Тут текли реки вина, а дома и улицы были сделаны из пряников (молочные реки и кисельные берега другими словами). Предположительным местоположением земли был Атлантический океан и её часто считали альтернативой «скучному» христианскому раю. Сексуальная активность тут была на высоте и все увлекались разнообразными порочными увлечениями (отдельно упоминались монашки и монахи). Помимо этого, никто не должен был работать, а по улицам расхаживали зажаренные гуси, упрашивающие их съесть. Миф о Конфетной горе (Big Rock Candy Mountain), распространённый среди американских бродяг, считается развитием этой идеи.

1. Рай (Heaven)
Христианство


Версия рая по христианству, самой распространённой религии в мире, известна всем. Такие черты как отсутствие горя, войны и греха знакомы любому, как и врата рая, но существует и несколько странных характеристик, отличающих христианский рай от других. Для начала - вечный рай ещё не существует, согласно Библии, новая Земля, где будет существовать рай, появится только после Армагеддона. До того мёртвые просто пережидают в промежуточном раю, не чувствуя течение времени. Согласно «Откровению Иоанна Богослова» рай будет великим городом, несравнимым ни с чем по своей красоте, стены которого будут сделаны из драгоценных камней, а улицы вымощены золотом. Бог будет ходить среди людей, попавших в рай, и они будут его почитать всю вечность. Ведётся много споров на предмет того, помнят ли о своих жизнях люди в раю, и библия не даёт точного ответа на этот вопрос, но обещание Иисуса повидать своих последователей там, скорее всего, означает, что люди должны помнить себя.



На рубеже I и II тысячелетий нашей эры вся Европа, в особенности жители ее прибрежных территорий, испытывали постоянный ужас перед кровожадными, не знающими ни жалости, ни страха викингами, известными в Западной Европе, как норманны, а в Восточной - как варяги. Ужас перед викингами объяснился их крайней жестокостью. Недаром одной из самых популярных молитв в южной Англии и северной Франции была: "Боже, спаси нас от норманнов" .
Но викинги вызывали не только ужас, но и восхищение своей вошедшей в предания храбростью и бесстрашием в бою. Именно поэтому викинги-варяги составляли элитную часть дружин русских князей времен Киевской Руси. Да и многие короли Западной Европы стремились нанять викингов, зная о их пренебрежении перед смертью в сражениях, которых в те времена было немало.
В чем же причина легендарного бесстрашия викингов?
На мой взгляд, одна из главных причин неустрашимости норманнов во время сражений заключалась в их религиозных верованиях, в основе которых лежал не страх перед Божьим наказанием, как в христианстве, а убежденность в том, что лишь доблестная смерть в бою гарантирует им счастливое посмертное существование в скандинавском мифологическом раю - ВАЛЬХАЛЛЕ - царстве верховного божества Одина. А попасть туда без помощи ВАЛЬКИРИЙ было невозможно.
Так кто же такие эти валькирии?
Ответу на этот вопрос и посвящено данное иллюстрированное эссе .


ВАЛЬКИРИЯМИ в скандинавской мифологии (VALKYRJA - с древнеисландского - "выбирающая убитых" ) называли воинственных дев, подчиненных Одину и участвующих в распределении побед и смертей в битвах.

"... девы в шлемах с просторов небесных
Мчались в кольчугах, обрызганных кровью,
Свет излучали копья валькирий."

(См.: "Первая песнь о Хельги Убийце Хундинга" / Скандинавский эпос: Старшая Эдда, Младшая Эдда. Исландские саги. - М, 2009. С. 81.)

Обладающие внешностью прекрасных дев, валькирии были сродни норнам, только норны определили судьбу мира и богов, а валькирии - каждого конкретного человека, точнее, воина в битве. Образно выражаясь, "из костей и кишок" валькирии ткали будущее каждого сражения.
Вот какие слова были вложены в уста валькирий в "Саге о Ньяле" :

"Соткана ткань, большая, как туча,
Чтоб возвестить воинам гибель.
Окропим ее кровью.
Накрепко ткань, стальную от копий,
Кровавым утком битвы свирепой
Ткать мы должны.
Сделаем ткань из кишок человечьих...

Мы ткем, мы ткем стяг боевой,
Рвутся вперед смелые воины.
Конунга жизнь мы защитим, -
Нам выбирать, кто в сече погибнет."

(См.: Исландские саги. В 2 томах. - СПб., 1999.)

Заранее определив исход сражения, валькирии кружили над полем битвы в облике всадниц, скачущих на крылатых конях-облаках. Из грив коней-облаков валькирий капала на землю оплодотворяющая роса, а от их мечей и копий исходил свет. Во время самого кровавого действа валькирии витали над битвой и забирали с окровавленной земли (или палубы драккара) отважных воинов - ЭЙНХЕРИЕВ . Забирали не просто куда-то, а уносили в Вальхаллу (с древнеисландского - "чертог убитых" ).

В находящемся на небе, принадлежавшем самому Одину жилище, павшие в бою храбрые воины - эйнхерии проводят свою загробную жизнь в привычных им в жизни земной реалиях: смертельных поединках. Но наносимые им друг другу смертельные раны заживают сами собой, а отрубленные боевыми топорами и мечами конечности волшебным образом вновь отрастают.

После сражений эйнхерии пируют за столом Одина, пьют неиссякающее медовое хмельное молоко козы Хейдрун и едят никогда не кончающееся мясо вепря Сэхримнира , которое варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир . При этом съеденный храбрыми мертвецами волшебный вепрь ежедневно возрождается целым и невредимым.
Во время пиров в Вальхалле отважным погибшим воинам прислуживают валькирии. Они подносят им питье, меняют посуду и чаши.

Всего валькирий тринадцать. Это известно благодаря саге "Речи Гринмира" из "Старшей Эдды" , в которой приводится полный перечень валькирий:

"Христ и Мист пусть рог мне подносят,
Скеггьёльд и Скегуль, Хильд и Труд,
Хлёкк и Херфьётур, Гейр и Гейрёлуль,
Рангрид и Радгрид, и Регинлейя
Тоже цедят пиво эйнхериям."

(См.: "Речи Гринмира" / Скандинавский эпос... С. 42-43.)

Некоторые имена валькирий расшифровываются:

- Хильд - "битва";
- Херфьётур - "путы войска";
- Хлёкк - "шум битвы";
- Труд - "сила";
- Христ - "потрясающая";
- Мист - "туманная".
Остальные имена: Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахед (Гейрёлуль), Рандгрид, Радгрид и Регинлейя - точной расшифровке пока не подаются.

(См.: Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. - М., 1994. Т. 1. С. 211.)

Впрочем, учитывая транскультурные параллели, скорее всего валькирии оказывали эйнхериям и другие услуги, ублажая их по ночам. По крайней мере, в поздней, романтизированной традиции.

В поздних скандинавских мифах образ валькирий романтизировался, и они превратились в нордических красавиц с ослепительно яркими голубыми глазами и длинными светлыми волосами. Как достойные пары павшим героям, одеты валькирии были соответственно: обычно в доспехи (чаще всего в облегченном варианте), в руках - мечи или копья, на голове - шлем, украшенный рогами либо птичьими крыльями.

Согласно поверьям, от блеска их доспехов на небе возникает северное сияние.

Романтизация образа привела к тому, что валькирии стали более самостоятельными персонажами, способными противостоять воле Одина, влюбляться в земных героев, выходить за них замуж и рожать от них детей. Природа валькирий серьезно изменилась: они перестали быть дочерями Одина и обзавелись человеческой сущностью.

"Одного конунга звали Эйлими. У него была дочь Свава. Она была валькирией и носилась по небу и по морю. Она дала Хельги имя и часто потом защищала его в битвах."

(См.: "Песня о Хельги сыне Хьерварда" / Скандинавский эпос... С. 88.)

Немного груба и приземлена. Хотя чего можно было ожидать от сурового северного народа - завоевателей, считающих за честь доблестно умереть на поле битвы? Именно такими воинами и были викинги. Вальхалла, согласно их представлениям, это рай, вот только там отсутствуют привычные для христиан мир и согласие, доброта и покорность.

Что это такое?

Вальхалла — это небесный дворец, где после смерти отдыхают бесстрашные воины. Чертог этот не простой: его крыша сложена из позолоченных огромных щитов, которые со всех сторон подпёрты гигантскими копьями. Внутри находится всего лишь один зал: попасть в него можно через 540 врат. Все жители Вальхаллы, вставая с восходом солнца, облачаются в доспехи. Начинается кровавый бой, который завершается только тогда, когда все без остатка будут убиты. Затем воины воскресают: от их смертельных ранений не остаётся и следа. Они дружно садятся за стол и пируют до позднего вечера.

В германо-скадинавской мифологии часто упоминается Иггдрасиль — Дерево мира, что растёт в самом центре Вселенной и соединяет все миры. Его крона — основа, на которой держится Вальхалла. Это своеобразный фундамент, на котором, кроме рая для викингов, расположены и другие чертоги божественного города Асгарда. Среди них обитель которая забирала себя часть павших воинов, — Фолькванг. Также здесь находился Дворец блаженства - Вингольв, — который должен уцелеть даже после

Обитатели Вальхаллы

С самой верхушки Древа мира стекает медовая роса: над её бесконечным потоком кружатся пчёлы, собирающие нектар. Падая на землю, она образует величественное озеро, в котором плавают белоснежные и грациозные лебеди. Викинги верили, что эти птицы волшебные. Именно в них любили превращаться валькирии — главные помощницы и спутницы верховного бога Одина. На пути в Вальхаллу павшие воины неизменно встречали перевоплощённых в пернатых созданий дев: они и провожали героев прямо к входу в рай — «Воротам мёртвых» (Вальгринд).

В мифологии порог Вальхаллы описывается как блестящая роща. В ней растут необычные деревья: их листья сделаны из красного золота, которые отражают яркие лучи солнца. На самой кровле рая, сделанной из щитов, стоит Хейдрун — коза, поглощающая листья ясеня и дающая хмельной мёд. Этот напиток, текущий из вымени, наполняет огромный жбан, который пирующие воины опустошают, напиваясь допьяна. Рядом с козой стоит олень Эйктюрнир: с его дубовых рогов капает влага и наполняет кипящий котёл — ту отправную точку, от которой берут начало двенадцать земных рек.

Один

Именно под его покровительством находится Вальхалла: это как раз то место, где верховный бог ждёт убитых на поле боя воинов, чтоб угостить их вкусной едой и ароматным вином. Сам же Один к пище не притрагивается. Он сидит во главе пиршественного стола, медленно потягивает из огромного бокала вино и бросает двум волкам огромные куски мяса. Звать их Прожорливый и Жадный (Фреки и Гери): они с удовольствием поглощают самые лучшие части дичи. На плечах у верховного бога удобно умостились два ворона - Помнящий и Думающий (Мунин и Хугин). Этих птиц Один отправляет летать по миру: они приносят ему самые последние известия и нашёптывают их на ухо. Кстати, вороны и волки - животные, которые питаются трупами, поэтому они стали талисманами бога смерти.

В одном из углов Вальхаллы сидит ещё один волк Фенрир, закованный в цепи. Ему когда-то предназначено поглотить самого верховного бога. Зная это, Один своим единственным оком пристально всматривается в глаза животного. Он пытается узнать, когда же наступит тот роковой час, - последняя битва, и все боги погибнут. С этой же целью он путешествует мирами на своём коне, у которого восемь ног, - Слейпнире.

Валькирии

Они встречают воинов на пути в Вальхаллу. Валькирии - девы, которые определяют судьбу героя: пасть ему в бою или нет. Имена воительниц прямо указывают на род их занятий: Хильд - Битва, Христ - Потрясающая, Мист - Туманная и так далее. Первоначально валькирии были ангелами смерти: они проносились над войском, верша судьбу бойцов. Наслаждаясь видом крови и сценами убийств, они выбирали свою жертву и уносили её в Вальхаллу, где герои продолжали совершенствовать военное искусство и наслаждаться пиршествами.

Уже в поздней мифологии образы дев стали романтическими: их описывали как девственниц-красавиц с белой кожей, золотистыми волосами и огромными голубыми глазами. Бывших воительниц сравнивали с лебедями, которые кружили над полем битвы, орошая его слезами-росами. Англосаксонские легенды гласят, что некоторые из валькирий произошли от прекрасных эльфов. Другие были когда-то обыкновенными земными девушками, дочерьми знатных князей: боги избрали их исполнять почётную миссию.

Нити жизни

Вознесение в Вальхаллу происходило сразу же после того, как мужчина испускал дух. Павшим на поле боя он становился вовсе не случайно: вопрос о дальнейшей судьбе решали валькирии. Говорили, что, будучи раньше обыкновенными земными девушками, они обращали внимание на внешний вид и удачу бойца. То есть с собой забирали только наилучших, тех, кто им понравился: юных, статных, красивых, бесстрашных, мужественных и благородных. Вот почему сложить голову в бою считалось для викингов высшей наградой. После их смерти героев чтили как самых достойных, избранных.

Валькирии, будучи девами судьбы, пряли нити жизни. Но эта пряжа страшна: основой ткани служили человеческие кишки, вместо ткацких инструментов у них были орудия убийства - мечи, стрелы и копья, вместо грузил - черепа умерших людей. Они сами решали, когда оборвать пряжу и тем самым лишить человека жизни. Кстати, попав в рай, викинги не унывали: днём они продолжали воевать, а вечером садились за праздничный стол, поедая мясо волшебного вепря.

Владения Одина

Они огромны. Центральное место занимает всё тот же чертог колоссально больших размеров. Только подумайте, он должен вместить всех павших на поле битвы героев от начала сотворения мира! А таких бойцов - миллиарды. Попав в дворец, они рассаживаются за пиршественным столом в соответствии с подвигом, который совершили: чем храбрее проявил себя воин во время битвы, тем его место ближе расположено к трону верховного бога. Кстати, престол, на котором восседает Один, называется Хлидскьяльв, что в переводе означает «утёс, скала». Обычно под этим названием подразумевалась вершина, с которой как на ладони просматриваются все существующие миры.

Зал, в котором отдыхают воины, окружён Тундом. Чтобы попасть на торжество, викингам приходится переходить его вброд. В воде резвится большой змей, который кольцом опоясывает мир людей. Чтобы попасть в небесное царство, павшие воины Вальхаллы преодолевают Биврёст - радужный мост. всегда встречал героев, будучи одетым в золотой шлем и вооружённым чудесным копьём, которое всегда попадало в цель.

Вальхалла сегодня

В наши дни она из мифических сказаний перекочевала в мир людей, обретя физические формы. Проще говоря, сегодня Вальхалла - это памятник, посвящённый погибшим солдатам. Он находится на крутом берегу Дуная в окрестностях Регенсбурга и является одним из самых величественных и красивых мест на территории современной Германии. Памятник построен в форме античного храма, напоминающего Парфенон. Возвести объект приказал король Баварии Людвиг I. По его замыслу Вальхалла должна была стать памятником воинам: начиная с битвы в в IX веке до нашей эры и заканчивая тем столетием, в котором жил правитель.

Вальхалла была построена в 1842 году по проекту архитектора Лео фон Кленце. Первых 160 человек, которых увековечили в Зале, выбирал король, ориентируясь на их принадлежность к германской культуре. Поэтому среди них были не только чистокровные немцы, но и представители Швеции, Швейцарии, Дании, Австрии, а также Польши, России и стран Прибалтики. При открытии памятника там было 96 бюстов и 64 С тех пор число «обитателей» Вальхаллы постоянно пополняется новыми именами.