Речевая характеристика кулигина дикого кабановой катерины. Речевая характеристика катерины

1. Речевая характеристика как элемент композиции литературного произведения и её роль в создании художественного образа.

2. Речевая характеристика Катерины. Совмещение в речи героини разных стилистических пластов – доказательство сложности её духовного мира и противоречия между воспитанием и природными задатками.

· Религиозность воспитания Катерины и религиозные элементы её речи

А) странницы и богомолки в доме

Б) насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией

В) Катерина в церкви (д. 1 явл.7, д. 3 сцена 2 явл.2) Экзальтация

Г) боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза».

· Духовное богатство, поэтичность и мечтательность, порождённые воспитанием на устном народном творчестве. Народнопоэтические элементы в речи героини. «…а вечером опять рассказы да пение". (д. 1 явл.7)

· Свободолюбие, решительность, неспособность ко лжи, искренность – те черты, которые даны Катерине от природы.

А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. (Д. 2 явл.7) «Отчего люди не летают?» (д.1 явл.7)

Б) «Такая уж я зародилась, горячая!»- страстность натуры, проявленная ещё в детстве. (Д. 2 явл. 2)

В) «Напраслину-то терпеть кому ж приятно?» Острое чувство справедливости. (Д. 1 явл. 5)

Г) «Что мне только захочется, то и сделаю». Решительность и своеволие. (Д.2 явл. 2)

Д) «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Ложь ей претит. Правдивость. (Д.2 явл 2, д.3 сцена 2 явл.3)

· Противоречие между природными задатками Катерины (решительность, свободолюбие, отсутствие смирения) и воспитанием (религиозная экзальтация, поэтичность) – конфликт драмы, причина трагедии.



· Использование речи как элемента композиции для выявления диссонанса в душе героини, приведшего к трагедии.

· Островский – мастер речевой характеристики.

Задание №2.

Напишите черновик сочинения по данному плану, используя материалы таблицы.

Образец сочинения.

Пункты плана, вставки, место для редактирования Текст сочинения
1. Вступление 2.мостик к основной части Тезис – начало основной части Мостик · А) Странницы и богомолки в доме · Б) Насыщенность речи героини религиозной лексикой и фразеологией · В) Катерина в церкви. Экзальтация. · Г) Боязнь греха и его предчувствие. Мотив искушения в речи героини. Толкование ею слова «гроза». · Духовное богатство, поэтичность и мечтательность… · А) Свободолюбие, стремление к полёту, желание оторваться от земли. · Б) Страстность натуры, проявленная ещё в детстве · В) Острое чувство справедливости. · Г) Решительность и своеволие · Д) Правдивость 3, 4.Ппротиворечие между природными задатками и воспитанием – конфликт драмы. 5. Островский – мастер речевой характеристики Речевая характеристика – один из элементов композиции любого литературного произведения. (продолжить о роли речевой характеристики в произведении и в драматическом произведении в частности) (о мастерстве Островского в создании речевых характеристик), и Катерина в его драме «Гроза» - не исключение. Речь Катерины совмещает в себе разные стилистические пласты, что доказывает сложность и богатство её духовного мира, а также дорисовывает, выявляет основной конфликт, заложенный в этом образе, - противоречие между природными задатками героини и религиозностью её воспитания. В доме матери Катерина с детства … Именно поэтому речь её насыщена религиозной лексикой. (Привести примеры речи из таблицы) Героиня мыслит этими категориями, погружена в атмосферу богобоязненности и религиозной экзальтации. То, как она молится в церкви, показывает силу её религиозного чувства. (Привести иллюстративный материал, дополнить цитатами) Греховное стремление любить порождено в Катерине её воспитанием на устном народном творчестве. Она поэтична, мечтательна. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Так и видится здесь русский размах и ширь волжских просторов. Как не пропеть здесь: «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» Но в этих словах проявилась и другая сторона натуры Катерины – свободолюбие, стремление к полёту. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Свободолюбие – это признак страстной, темпераментной натуры. А Катерина именно такая. Не случайно ещё в детстве… Нет в ней должного смирения, о котором говорил Достоевский: « Смирись, гордый человек!» В ней живёт острое чувство справедливости. (Дополнить цитатами, примерами из текста) Решительность и своеволие – ещё одна сторона детского поступка Катерины. Но то, что проявилось на заре её дней, сохранилось и, наверное, стало более заметным. (Цитата) Но другая сторона той же решительности – это правдивость. Ложь ей претит. (Расширить за счёт иллюстративного материала) Все эти противоречия между страстностью и отсутствием смирения, с одной стороны, и религиозностью и богобоязненностью, с другой, - вылились в трагедию, которая закончилась в омуте Волги. Благодаря тому, что Островский как бы разбил речь героини на разные стилистические пласты, он показал диссонанс в душе героини, неразрешимый конфликт между задатками натуры и воспитанием.

Задание №3.

Напишите сочинение на тему «Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза», используя данный план.

1. «Гроза» - великая русская драма, поднимающая всечеловеческие проблемы.

2. Многозначность названия драмы Островского «Гроза».

· Гроза – гнёт «тёмного царства», который ощущается всеми «подчиняющимися».

· Гроза – наказание в понимании Дикого и других невежественных жителей города Калинова.

· Гроза – это трагедия, которая разразилась в семье Кабановых и в душе Катерины.

· Гроза несет разрядку в мир, не зря Добролюбов сказал, что «в пьесе есть что-то освежающее».

А) высказывания Кулигина

Б) мнение Добролюбова

В) самоубийство Катерины

Г) протест Тихона

Д) побег Варвары

Трагедия, описанная в пьесе, разбудила протест против дикости, жестокости, невежества, самодурства и произвола

3. «Гроза» - вечно современная пьеса.

Задание №4.

Напишите сочинение на тему «Сильный или слабый характер Катерины?» Используйте данный план.

1. Катерина – героиня, вызвавшая в критике неоднозначную оценку.

2. Сложность натуры Катерины. Противоречие между задатками натуры и воспитанием

· Задатки натуры

А) Свободолюбие Катерины (обида в детстве, мечта о вольной и страстной любви)

Б) правдивость («лгать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», прилюдное покаяние)

В) поэтичность, возвышенность (монолог «Отчего люди не летают?»; сны чудесные в детстве, церковные видения

· Религиозность воспитания (жития святых, посещение церкви)

· Замкнутый круг, в который попала Катерина

· Вопрос, на который нет ответа (и сила, и слабость)

3. Образ, вызывающий раздумья и споры.

Задание №5.

Напишите сочинение на тему «Нравы жителей города Калинова», используя данный план.

1. «Гроза» - драма, изобразившая купеческую жизнь любого провинциального города России.

2. Ужас «тёмного царства».

· Деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой

А) «ругатель» Дикой

Б) Кабанова заела домашних совсем. Домостроевские законы, по которым живёт Марфа Игнатьевна

· Лицемерие и ханжество

А) «чужих оделяет, а домашних заела совсем»

Б) «верующая» Кабанова никому ничего не прощает

· Ложь – принцип, по которому живёт «тёмное царство»

А) Варвара: «Делай, что хочешь, главное – чтобы всё было шито-крыто»

Б) Борис: «Как бы кто не узнал»

· Невежество

А) вера в рассказы Феклуши

Б) разговор о литовском разорении

В) «Гроза в наказание нам послана» (Дикой)

· Отсутствие поэтичности

А) отклик Кудряша на реплики Кулигина

Б) Отклик Варвары на монолог Катерины

· Беззакония, царящие в городе (монолог Кулигина)

3. Город Калинов – собирательный образ

4. Современное звучание пьесы

Занятие №4. Сочинение-анализ эпизода.

Эпизод – это та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Анализ эпизода художественного произведения – это один из типов сочинения, предлагающегося на экзамене в 11 классе. Поэтому мы будем учиться анализировать эпизоды.

Эпизод необходимо анализировать изнутри, как маленькое самостоятельное произведение, но также понять, какое место данный эпизод занимает во всём произведении, то есть наметить ближние и дальние связи.

Эпизод может выполнять разные функции:

1. использоваться для характеристики персонажа

3. создавать определённое настроение

Эпизод по типу может быть:

· описанием (природы – пейзаж, помещения – интерьер, внешности – портрет)

· повествованием (рассказывается о событиях)

· рассуждением

· диалогом (разговор нескольких лиц)

· совмещать в себе разные типы

Так как работа с эпизодами эпических, лироэпических и драматических произведений при всём их многообразии имеет общие приёмы, то план сочинения может быть следующим:

1. Вступление.

А) что такое эпизод? Своеобразие эпизода в данном конкретном произведении.

Б) Роль рассматриваемого эпизода в художественном произведении.

2. Главная часть

А) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с предыдущим

· Раскрываются какие-то стороны характера персонажа, его мировоззрение

· Даётся представление о душевном состоянии персонажа

· Показан поворот во взаимоотношениях героев

В) Общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим.

Г) Своеобразие языковых средств, художественных приёмов, служащих воплощению авторской идеи.

3. Заключение. Роль эпизода в произведении, его содержательной функции, художественное своеобразие

Данный план имеет один недостаток: анализировать эпизод необходимо в единстве формы и содержания. Надо отталкиваться от языковых средств и выходить на идею отрывка, авторскую позицию. Поэтому данный план дан как ориентировочный.

Ещё один недостаток работ подобного плана: сбивание на пересказ.

Вопросы для анализа содержания

1. Какова тема? (О чём эпизод, как его можно озаглавить)

2. Какова основная мысль? (Что хочет этим эпизодом сказать автор)

3. На какие части можно разделить эпизод? (Озаглавить части)

4. Какую роль играет эпизод в раскрытии основной мысли всего произведения?

5. Как данный эпизод связывает предыдущий и последующий?

6. Какова функция данного эпизода?

Вопросы для анализа формы

1. Какие эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения использует автор?

Вопросы повторения:

· Что такое «эпитет»?

· Что называется «метафорой»?

· Что такое «сравнение»?

· «Олицетворение»?

2. Каково настроение (тональность) и какими средствами создаётся?

4. Исследовать синтаксис отрывка. (Короткие или длинные предложения, есть ли повторы, вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы)

Все эти наблюдения необходимо делать в тексте особыми условными значками. С этого начинается работа над анализом эпизода.

Читая пьесы Александра Николаевича Островского, отмечаешь, что им присуща неизменная ясность авторской позиции, что достигается прежде всего через речевые характеристики. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Так воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
Островский в драме «Гроза» очень четко разграничивает положительных и отрицательных героев своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их место в сюжетных перипетиях.
Рассмотрим речевую характеристику как часть образа Катерины. Эпиграфом к пьесе служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. Песня предвосхищает судьбу героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было... летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
«Какая я была резвая! - обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: - Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире диких и кабановых.
Измена Катерины - это, несомненно, преступление, и она понимает всю тяжесть своего поступка, но не может жить без любви, которую она нашла в Борисе. И, как бы оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж все равно, уж душу я свою ведь погубила». Героиня чрезвычайно совестлива и религиозна. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.
Катерина слишком тяжело переносит духовные муки в этом ужасном обществе: издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви. Катерина надеется, что Бог простит ей ее грехи как мученице.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?» Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо! так хорошо. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет не надо... нехорошо!»
Ее смерть - вызов всем обитателям «темного царства». Катерина не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обрекать свою живую душу на жалкое прозябание. Катерина протестует против кабановских понятий о нравственности. А Тихон только в самом финале этой страшной трагедии демонстрирует что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы...»

В 1856 году А. Н. Островский путешествует по Волге. Впечатления от поездки находят отражение в его творчестве, «Гроза» тоже написана по мотивам этой поездки. Это история о купеческой жене, воспитанной в строгости и нравственности, полюбившей молодого человека. Изменив мужу, она не в силах скрывать это. Публично покаявшись в измене, она бросается в Волгу.

Вконтакте

Противоречивый образ Марфы Игнатьевны Кабановой

Пьеса построена на сопоставлении двух сильных противоположных образов: Екатерины и Марфы Игнатьевны Кабановой. На самом деле, у них много общего: главенство патриархального мира, свойственный обеим максимализм, сильные характеры. Несмотря на свою религиозность они не идут на компромисс и не склонны к милосердию. На этом их сходства заканчиваются. Они находятся на разных полюсах патриархального мира. Кабаниха - земная женщина, ее волнует соблюдение порядка до мелочей. Человеческие отношения ее не интересуют. Патриархальный уклад жизни для Катерины заключен в мечтательности, одухотворенности.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» - один из центральных . Она - вдова, оставшаяся с двумя детьми, Варварой и Тихоном. Ее справедливо можно назвать суровой и беспощадной за упреки Тихона в том, что мать он любит меньше, чем свою жену Катерину, и постоянно стремится уйти от воли матери.

Преобладающим свойством личности Кабанихи можно назвать деспотичность, но не сумасбродство . Каждое ее требование к окружающим, будь то ее сын или невестка, подчинено нравственно-житейскому кодексу «Домострою». Поэтому она свято верит в принципы, о которых в нем говорится, и считает правильным их неуклонное соблюдение. Обращаясь к домостроевским понятиям, она считает, что дети должны настолько почитать своих родителей, что воля детей не имеет никакого значения. Отношения между супругами должны строиться на боязни женой своего мужа, беспрекословном ему подчинении.

Кабаниха в речи посторонних людей

Характеристика Кабанихи получается понятной читателю, благодаря высказываниям персонажей пьесы. Первое упоминание о Марфе Игнатьевне звучит из уст Феклуши. Это нищая странница, которая благодарна ей за доброту и щедрость. В противовес звучат слова Кулигина о том, что она щедра к нищим, а не к родным людям. После этих кратких характеристик читатель знакомится с Кабанихой. Слова Кулигина подтверждаются. Мать придирается к словам сына и невестки. Даже своей кротостью и искренностью Катерина не вызывает у нее доверия. В сторону сына летят упреки за отсутствие любви к матери.

Мнение о Кабановой членов ее семьи

Один из самых эмоциональных моментов пьесы - сцена проводов сына Тихона . Кабаниха упрекает его в том, что он не кланяется матери в ноги, и с женой прощается не так, как должно. Катерина после отъезда Тихона, по мнению Кабанихи, должна показать свою любовь к нему - выть и лежать на крыльце. Молодым поколением нарушаются все обычаи и традиции, и это приводит Кабаниху к грустным размышлениям.

Катерине - невестке, достается больше всех остальных. Любое ее слово обрывается резкими нападками и замечаниями. Заметив ласку, а не страх, в обращении с Тихоном, Кабаниха со злобой упрекает ее. Её безжалостность доходит до предела после признания Катерины. По ее мнению, невестка достойна, быть живьем закопанной в землю.

Кабаниха с презрением относится к Катерине , считая ее примером того, как непочтительно молодежь относится к старшему поколению. Больше всего ее тяготит мысль о том, что она может остаться без власти. Ее поведение приводит к трагическому финалу пьесы. В самоубийстве, совершенном Катериной, есть и ее вина. Невестка долго терпела унижения в свой адрес и однажды не выдержала.

Подчиняясь приказам сумасбродной матери, Тихон становится бесхребетным существом . Дочь сбегает, устав от постоянных вмешательств родительницы в ее личную жизнь. Старинный уклад жизни с истинной высокой моралью исчезает из жизни, оставляя только мертвую давящую оболочку. Молодые герои пьесы притворяются, что соблюдают патриархальные заповеди. Тихон делает вид, что любит мать, Варвара ходит на тайные свидания, только Катерину мучают противоречивые чувства.

Марфа Игнатьевна занята земными делами. Она считает себя справедливой, потому что, по ее мнению, строгость родителей отразится самым лучшим образом на детях - они научатся быть добрыми. Но старый уклад жизни рушится, патриархальный строй исчезает. Это трагедия для Марфы Игнатьевны. Однако вспыльчивость и сумасбродство не в ее характере. Она недовольна вспыльчивостью своего кума Дикого. Своевольным поведением и жалобами на семью Дикой раздражает ее.

Кабаниха предана традициям своей семьи и предков и чтит их, не осуждая, не оценивая и не жалуясь на них. Если жить по завещанию отцов, это приведет к миру и порядку на земле. В характере Кабанихи есть религиозность. Она верит, что человек попадет в ад, за совершенные злые поступки, но в то же самое время себя не считает виновной ни в чем. Унижение окружающих за счет своего богатства и власти для нее в порядке вещей.

Кабанихе свойственна властность, жестокость и уверенность в правильности своих взглядов . По ее мнению, поддерживание старинных порядков сможет уберечь ее дом от беспорядков, творящихся за пределами ее дома. Поэтому жесткость и твердость проявляется в ее характере все отчетливее. А искоренив свои собственные, лишние эмоции, не выносит их проявления и у других. За неповиновение ее словам самые близкие люди бывают наказаны хладнокровными унижениями и оскорблениями. В то же самое время к посторонним людям это не относится, с ними она благочестива и уважительна.

Марфа Игнатьевна Кабанова - неоднозначный персонаж, сложно жалеть или только осуждать ее. С одной стороны, она причиняет боль членам своей семьи, а с другой - свято верит в правильность своего поведения. Таким образом, отрицательными качествами характера Кабанихи можно назвать:

  • жестокость;
  • властность;
  • хладнокровие.

А положительными:

  • сильный непоколебимый характер;
  • религиозность;
  • «доброту и щедрость к посторонним».

Пьеса «Гроза» одна из самых известных в творчестве Островского. Яркая, социально-бытовая драма, события которой происходят в 19 веке в городке Калинове. Женские образы в пьесе заслуживают отдельного внимания. Они колоритны и уникальны. Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» несомненно, важны в произведении. Она главный деспот и тиран в пьесе. Она же виновна в смерти Катерины. Цель Кабанихи подчинить себе как можно больше народа, чтобы навешать им нравы, традиции и законы, свято соблюдаемые ею. Истинный страх закрался в ее душу, когда она поняла, что надвигается новое время, время перемен, противостоять которому она не в силах.



Марфа Игнатьевна Кабанова – она же Кабаниха. Вдова. Купчиха. Мать Варвары и Тихона.

Образ и характеристика

Фамилия Кабанова подходит главной героине очень точно, характеризуя ее с первых минут. Дикое животное способно наброситься на человека без весомой причины, так же и Кабаниха. Яростная, свирепая. Способна «загрызть насмерть» человека, если он ей не угоден, что и произошло с Катериной, которую вдова просто сжила со свету. Угодить ей невозможно. Она всегда найдет повод к чему придраться, как ни старайся.

Кабаниха, после смерти мужа осталась с двумя маленькими детьми на руках. Унывать было некогда. Пришлось заботиться и поднимать Варвару и Тихона. Брат с сестрой совершенно разные по характеру и внешне, хотя воспитывались одинаково.

Властная, деспотичная женщина , держащая в страхе не только домочадцев, но и всю округу.

«Маменька-то у вас больно крута…»

Подчинять и властвовать вот ее кредо. Абсолютно убеждена, что семья строится на страхе и подчинении младших старшим. «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть». В своем отношении к детям не видит ничего ненормального.

«Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Религиозна. Эта не вера религиозного фанатика, свято соблюдающего все посты и божьи законы. Скорее дань традиции. Она выполняет обряды на автомате, не особо вникая в процесс и его значение. Вера в прощение и милосердие у нее отсутствует. Для нее главное строгое выполнение патриархальных порядков. Это святое.

«Ну, я Богу молиться пойду; Не мешайте мне…».

К окружающим она требовательна не меньше, чем к себе. Что по этому поводу думают сами люди и какие чувства испытывают ей глубоко безразлично.

Зануда. Постоянно всем недовольна. Брюзжит по поводу и без. Угодить ей сложно. Собственная семья и та ее раздражает, особенно сын и сноха. Вот где Кабаниха отрывается по-полной программе. Сует нос в их жизнь, лезет с советами. Считает, что сын после женитьбы охладел к матери, превратившись в тряпку и подкаблучника.

«Может ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».

Сноха отдельная тема. Поведение невестки из ряда вон. Традиции не соблюдает, мужа ни во что не ставит. Совсем отбилась от рук. Старость не уважает и не чтит.

Самоуверенна. Убеждена, что делает все правильно. Искренне верит, что если поддерживать старинный порядок и уклад, то дом не пострадает от внешнего хаоса. С хозяйством управляется жестко, похлеще мужика. Проявление эмоций ей не свойственно. По ее мнению это лишнее. При малейшем проявлении бунта со стороны домашних, Кабаниха пресекает все на корню. Любой проступок с их стороны влечет за собой наказание. Ее сразу приводит в бешенство, если они молодежь пытается пойти ей наперекор. Посторонние люди ей родней, чем сын и сноха.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем…».

Слово доброе скажет, милостыней наградит.

Любит деньги. Кабаниха привыкла, что держит на себе все хозяйство. Она уверена, что прав тот, у кого больше наличных в кармане. Поселив у себя богомолок-приживалок она каждый день слышит их хвалебные речи в свой адрес. Льстивые бабки совсем задурили ей голову. Кабаниха даже мысли не допускает, что может сделать что-то не так. Своими разговорами о конце света, старухи поддерживают представление Кабанихи о жизни на земле.

Другие рефераты по предмету Литература

»евая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.

Глава 4. Сравнительная речевая характеристика Дикого и

Кабанихи

В драме Островского Гроза Дикой и Кабаниха представители Тёмного царства. Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живёт какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта, ведь вся эта жизнь только и стоит на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. Темное царство цепко держится за своё старое, устоявшееся. Это стояние на одном месте. А такое стояние возможно в том случае, если оно поддерживается людьми, имеющими силу и власть.

Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущее только данному герою. Мы видим, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: Раз тебе сказал, два тебе сказал; Не смей мне на встречу попадаться; тебе все наймётся! Мало тебе места-то? Куда ни пади, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?. Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшего сопротивления. Он ругает всех, над кем чувствует свою силу, но если кто-то обругает его самого, он не сможет ответить, то тогда держитесь все домашние! На них-то Дикой и сорвёт всю свою злость.

Дикой значительное лицо в городе, купец. Вот как говорит о нём Шапкин: Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё. Ни за что человека оборвёт.

Вид необычный! Красота! Душа радуется!- восклицает Кулигин, но на фоне этого прекрасного пейзажа рисуется безотрадная картина жизни, которая предстает перед нами в Грозе. Именно Кулигин даёт точную и чёткую характеристику быта, нравов и обычаев, царящих в городе Калинове.

Так, же как и Дикой, Кабаниха отличается эгоистическими наклонностями, она думает только о себе. Жители города Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это даёт возможность получить о них богатый материал. В разговорах с Кудряшом Шапкин называет Дикого ругателем, Кудряш же называет его пронзительным мужиком. Кабаниха называет Дикого воином. Всё это говорит о сварливости и нервозности его характера. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет её ханжой и говорит, что она нищих оделяет, а домашних заела совсем. Это характеризует купчиху с плохой стороны.

Нас поражает их бессердечие по отношению к зависимым от них людям, нежелание расстаться с деньгами при расчётах с рабочими. Вспомним, что рассказывает Дикой: О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил… Согрешил таки я: изругал, так изругал… чуть не прибил. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве.

Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!.

Ещё одна черта, которая их объединяет это религиозность. Но Бога они воспринимают, не как кого-то, кто прощает, а как того, кто может их наказывать.

Кабаниха, как никто, отражает всю приверженность этого города к старым традициям. (Она учит Катерину, Тихона, как надо жить вообще и как вести себя в конкретном случае.) Кабанова пытается казаться доброй, искреннеё, а главное несчастной женщиной, пытается оправдать свои поступки возрастом: Мать старая, глупая; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Но эти утверждения больше похожи на иронию, чем на искреннее признание. Кабанова считает себя центром внимания, она не может представить себе, что будет со всем миром после её смерти. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.