Реставрация фрески с ликом христа испания. «Пушистый Иисус»: Как испорченная фреска принесла процветание целому городу

"Се человек",
фреска Элиаса Гарсиа Мартинеса

В маленьком испанском городке Борха, расположенном около Сарагосы, с населением 5000 человек есть храм Милосердия, главной достопримечательностью которого была фреска «Ecce Homo» («Се человек»). Ее написал известный до сего времени лишь специалистам художник Элиас Гарсиа Мартинес. Родился он в 1858 году в муниципалитете Рекена, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств портретную живопись. Умер в 1934 году. Его творчество оценено критиками не очень высоко.

Фреска находилась в плачевном состоянии – часть лика Христа стерлась, местами из-за влажности осыпалась краска. Прихожан сильно огорчало такое состояние картины.


В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес решила самостоятельно ее отреставрировать. По ее словам реставрацию разрешил настоятель. По словам же представителей церкви никто ничего не знал о художественной деятельности прихожанки. В это сложно поверить, учитывая, что «реставрация» продолжалась в течение двух лет и прервалась летом 2012 года, когда в церковь приехали специалисты, специально нанятые для восстановления фрески внучкой автора Тересой Мартинес за свой счет.


В прессе началась шумиха. Одни требуют по-настоящему отреставрировать картину, другие сравнивают Сесилию с Гойей, Мунком и Модильяни, считая, что нужно сохранить работу, как интереснейший образец примитивизма, третьи издеваются над результатом, называя его «Ecce Mono» («Се обезьянка»).

Моё мнение таково.

Во-первых, удивляет позиция церкви в этом вопросе – то они не замечают проводящуюся в течение двух лет реставрацию, то вдруг начинают брать деньги с туристов, чтобы вернуть фреску в исходное состояние. Конечно, множеству людей для самоутверждения просто необходимо заниматься общественно-полезной деятельностью. Сесилия Хименес прожила тяжелую жизнь, а это сильно приближает человека к религии. Она умеет рисовать, и пастор вполне мог бы разрешить ей работать над росписью храма. Но нельзя же поручать неспециалисту такую серьезную работу над памятником культуры, а потом еще и трусливо прятаться, не желая прямо сказать: «да, Сесилия действовала из лучших побуждений, и виноваты в сложившейся ситуации только мы».

И во-вторых, после шумихи в прессе многие узнали о существовании такого художника, как Элиас Гарсия Мартинес, которого, по-моему, абсолютно напрасно сочли посредственным. То, что можно разглядеть на оригинале полуразрушенной фрески, впечатляет и берет за душу. Сколько же еще открытий предстоит сделать совершенно случайно?

Задача реставраторов - восстановить ветхие и поврежденные произведения искусства. Просто замазать или подрисовать не получится, в противном случае шедевр будет испорчен. Но иногда за дело берутся горе-профессионалы, после которых либо приходится все переделывать, либо ничего уже не спасти. При виде такой работы ценители искусства открывают пузырек с валерианой.

«Пушистый Иисус»

Самый сенсационный случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить фреску с изображением Иисуса, украшавшую храм Милосердия в городе Борха. Но по какой-то причине вышло совершенно непохоже на оригинал. Возможно, зрение подвело пожилую женщину. Получившуюся картину назвали «Пушистый Иисус».

Можно бесконечно спорить о том, виновата Сесилия или нет. С одной стороны, фреска была испорчена. Но с другой стороны, храм стал известен во всем мире, а Сесилию теперь называют новым Гойей.

Героев фресок лишили глаз

Реставрация фресок в Сикстинской капелле стала самой обширной реставрационной работой XX века. Но многие искусствоведы считают, что ее результат не самый удачный.

Когда мастера отчищали сажу, они затронули верхний слой фресок с исправлениями самого Микеланджело. В результате некоторые из героев фресок потеряли глаза.

Прихоти Берлускони

В 2010 году рабочие установили статуи Марса и Венеры перед резиденцией Сильвио Берлускони. Но статуи были найдены с отсутствующими частями тела. А Берлускони приказал восстановить их. Все получилось довольно неплохо, но искусствоведы не оценили порыв премьер-министра. Считается, что «исправление» античных скульптур сродни вандализму, потому что мы не знаем, как статуи выглядели изначально. После этой критики Марс и Венера были возвращены в исходное состояние.

Осветлили картину

Картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» была восстановлена и получилась намного ярче и светлее. Если раньше на картине преобладали темные оттенки, то после реставрации картина стала ярче, будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит видению да Винчи. Некоторые из экспертов консультативного комитета Лувра даже прекратили работу в знак протеста против такой реставрации.

Неузнаваемый Ленин

В каждом российском городе есть статуя . А в Краснодарском крае одной из статуй не повезло: после реставрации Ленин получил непропорционально длинную руку и чужое лицо. Оказывается, в таком виде памятник простоял долгое время, пока в 2016 году фотографии этого «непотребства» не получили распространение. Эта история даже появилась на центральном телевидении, после чего вождя мирового пролетариата переделали.

Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший архитектурный памятник. К сожалению, она медленно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали одну из красивейших секций стены длиной 780 метров, просто покрыв ее бетоном. Дело в настоящее время расследуется, и к восстановлению остальной части стены отнесутся внимательнее.

Замок Матрера

Реконструкция древней крепости Матрера в Испании получилась очень спорной: башня стала выглядеть слишком современной. Оказалось, что реставратор Карлос Кевадо хотел показать, какая часть крепости новая, а какая - древняя. Кстати, Architizer, авторитетное сообщество архитекторов, заняло сторону Кевадо. Но местные жители все еще недовольны.

Борода Тутанхамона

В 2014 году сотрудница Каирского музея уронила 10-килограммовую золотую маску , и борода отвалилась от реликвии. Вместо того чтобы идти к профессионалам, женщина обратилась к мужу-реставратору.

Он приклеил бородку суперклеем. Да еще и под неправильным углом. К тому же он испачкал подбородок Тутанхамона клеем, решил соскоблить его и поцарапал маску. К счастью, она была недавно восстановлена должным образом.

Младенец с чужой головой

Скульптура Мадонны и младенца Иисуса в канадском городе Садбери когда-то пострадала от рук вандалов: голову младенца откололи и украли.

Художник Хизер Вайз вызвалась исправить ситуацию. Но результат ее работы выглядел более чем странно и вызвал недовольство среди местных жителей. Голова скульптуры получила сильное сходство с самым младшим персонажем «Симпсонов» - Мэгги.

Но в итоге действия Хизер сыграли положительную роль в этой истории: человек, который украл настоящую голову, смутился (видимо, работой Хизер) и вернул ее. Скульптура была восстановлена.

Стоит отметить, что случаи неудачного восстановления произведений искусства встречаются редко. На сегодняшний день благодаря кропотливой работе реставраторов сохранились бесчисленные работы мастеров прошлого. Одним из хороших примеров является эта скульптура ангела на базилике Святого Петра в Ватикане.

21 августа в испанском издании Heraldo появилась небольшая заметка, в которой речь шла о том, как ужасно жительница небольшого города Борха, 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. К публикации прилагались фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа было не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации в Heraldo вокруг поступка Сесилии Хименес, решившей отреставрировать фреску, которая, по разным данным, датируется концом XIX - началом XX века, разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов - "фотожабы" на пушистого Иисуса можно найти, .

Люди строят дома и пишут картины, создают предметы быта и искусства. Соприкасаясь с такими предметами каждый день, мы незаметно для себя «влияем» на них, приводя к износу и разрушению. Дома покрываются трещинами как красочный слой картин, одежда изнашивается, а книги обрастают потертостями. Именно поэтому наряду с искусством созидания появилось искусство восстановления - реставрация. В реставрации нуждается все, что теряет свой эстетичный вид на определенном этапе времени. Это ответственный и трудоемкий процесс, требующий практических навыков художника, а потому история знает не только качественные примеры реставраций, но и весьма удручающие. О таких неудачных примерах реставрации произведений искусства в этой статье.

Ярче, выше, сильнее!

Французские эксперты в сфере искусств затеяли настоящий скандал, обвиняя Лувр в ужасной реставрации. Стоит заметить, что речь идет о картине Леонардо да Винчи. Это не рядовой портрет знатной особы, а произведение, написанное кистью величайшего мастера живописи. Суть обвинений сводится к излишней яркости, которую полотно приобрело после реставрационных работ. Такая степень яркости, по мнению экспертов, не соответствует первоначальной задумке автора. В Лувре отмечают, что это была самая обсуждаемая реставрация из всех, которые планировались, и комитет с особой тщательностью подошел к выполнению работы. Но это все красочные слова, а на деле из комитета в знак протеста против неуместной реставрации вышли два представителя музея. Это Сеголен Бергеон Лангль, которая несла ответственность за работу реставраторов во всех национальных музеях Франции, и Жан-Пьер Кюзан - бывший хранитель живописных полотен в Лувре. По их мнению, в ходе восстановительных работ не осуществлялось проведение важных анализов, которые бы определили губительное влияние сильнодействующего растворителя. Лангаль и Кюзан вообще посчитали недопустимым использование растворителя, однако британские мастера заявили, что материалы не испортят уникальный живописный эффект Леонардо, называемый сфумато. Комитет в итоге оценил работу реставраторов как приемлемую, однако независимые эксперты сходятся во мнении, что осветление поверхности изрядно подпортило картину. Возможно, британские реставраторы придали яркость, чтобы мы могли видеть шедевр таким, каким он изначально выглядел в мастерской да Винчи, ведь некоторые пигменты краски со временем темнеют и теряют свою сочность.

Невеселые картинки

Реставрация исторического наследия всегда имеет большое значение в каждом государстве. Это могут быть замки, сооружения, картины или фрески. В нашем случае объектом работы стала многовековая фреска династии Цин, находящаяся в храме на Горе Феникса. Рисунок, украшавший стены, пребывал в плачевном состоянии, очертания фигур потеряли ясность, а краска, измученная временем, заметно облупилась. Предприимчивый настоятель храма сам организовал сбор пожертвований для восстановления, для этого требовалось 660 тыс. долларов. В ходе реставрационных работ было допущено множество нарушений, а самое печальное, что художник практически нарисовал новых героев, которые не повторяют сюжет оригинальной росписи. Реставрация категорически не допускает создания нового изображения поверх старого, а только подкрашивает необходимые фрагменты. Посетители храма отмечают, что красивая фреска была безнадежно испорчена и выглядит как дешевое оформление. Два чиновника, отвечавшие за проведение подобных работ, были уволены, но заказчик отметил, что удовлетворен результатом. К сожалению, очевидно, что использование простых цветов и манера художника явили миру мультипликационные сценки в залах древнейшего китайского храма.

Пушистый Иисус

Иногда неудачные реставрации могут стать объектом не только разочарований и критики. Так случилось с фреской, изображающей образ Христа в храме Милосердия. Храм находится в провинциальном городке Бохра, автор фрески - Элиас Гарсиа Мартинес. Прихожанка храма решила, что произведение нуждается в восстановительных работах и решила лично этим заняться. В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес начала личную реставрацию, по ее словам, настоятель храма позволил ей это делать, однако эту информацию официально не подтвердили. Процесс завершился летом 2012 года, и труд Сесилии буквально взорвал интернет, когда снимки попали в сеть. Законченная работа напоминала больше мохнатую обезьяну или при тщательном осмотре - Иисуса в меховой шапке. Эксперты были возмущены, резюмируя, что это худшая в истории реставрационная работа. Возможно, это так, но у Сесилии Хименес, помимо недоброжелателей, появились защитники, которые указывали на преклонный возраст пенсионерки, а поднявшаяся шумиха - следствие ее доброты и желания помочь храму. А помощь действительно была значительной. Неудачная реставрация привлекла огромное количество туристов, а храм собрал благотворительной помощи на сумму свыше 50 тыс. евро.

Мокрое дело

Художники-новаторы удивляют публику не привычными глазу картинами, а инсталляциями и арт-объектами, которые собирают из всех доступных материалов. Современное искусство настолько выходит за рамки понимания, что иногда с ним происходят весьма курьезные случаи. Один из таких произошел в Дортмундской галерее при участии добросовестной уборщицы. Следящая за порядком женщина испортила произведение искусства, решив, что это просто мокрое пятно. Произведение называлось «Когда начало капать с потолка», выполненное скульптором Мартином Кипенбергером. Арт-объект представлял собой резиновое корыто, внутри которого расположилась деревянная башня из досок. Известковый раствор на дне емкости имитировал дождевую воду и являлся неотъемлемой частью композиции. Трудолюбивая уборщица, однако, внесла свои коррективы и старательно вытерла лужу. Скульптура оценивается в 800 тыс. евро, была арендована галереей у частного коллекционера. Работники галереи утверждают, что восстановлению работа не подлежит, а горе-уборщица, чьи данные не разглашаются, получила выговор.

Пушистый Иисус

Испанская 80-летняя пенсионерка, отреставрировала фреску "Ecce Homo" ("Се человек"), написанную художником Элиасом Гарсиа Мартинесом. Мы видим фотографии фрески с изображением Иисуса Христа до и после реставрации. На обновленном варианте произведения Христа не узнать - фреска стала напоминать детский рисунок, изображающий то ли обезьянку, то ли пушистую картофелину с глазами.

После публикации новости в испанских и мировых СМИ разразился настоящий скандал. Одни обрушились на старушку с жесточайшей критикой, другие же встали на защиту пожилой испанки, провозгласив ее новым Мунком и Модильяни в одном лице. Как бы то ни было, созданное Хименес изображение Иисуса Христа, кажется, уже заняло свою нишу в современном искусстве.

Сесилия Хименес рассказала журналистам, что начала работать над реставрацией фрески "Ecce Homo", расположенной на церковной колонне, несколько лет назад. По словам прихожанки церкви, ее расстраивало состояние произведения, которое портилось из-за влажности в помещении религиозного сооружения.

Пенсионерка, как она сама утверждает, обратилась к священнику, и тот якобы дал согласие на то, чтобы она провела реставрационные работы. "Конечно, все знали о том, что я делала. Когда люди приходили в церковь, они видели, что я рисую. Настоятель знал. Как я могла делать такие вещи без разрешения?", - цитируют Хименес СМИ. При этом представители церкви заявляют о том, что ничего не знали о художественном труде своей пожилой прихожанки.

Так или иначе, начатая в 2010 году реставрация завершилась летом 2012-го. Результаты работы Сесилии Хименес обнаружились пару недель назад, когда в церковь приехали специалисты, которые должны были оценить состояние фрески с изображением Христа для составления плана восстановительных работ. Реставрацию должны были проделать за счет средств внучки автора фрески Тересы Мартинес - именно она выделила деньги и направила их в церковь.

Прибыв в Борху, эксперты обнаружили вместо фрески нечто совсем иное - примитивное изображение некоего существа с покрытой мехом головой (как вариант - одетого в шерстяной капор), печально повернутой в сторону. С фрески на специалистов взирал, как написали сотрудники BBC News, "карандашный набросок с изображением очень волосатой обезьяны в мешковатой тунике". О первоначальном облике "Ecce Homo" напоминала лишь эта самая безразмерная туника - и до, и после реставрации она была свекольного цвета (кстати, как отметила Тереса Мартинес, туника вышла у Сесили Хименес не так ужасно, как все остальное). Церковь в Борхе пообещала, что пушистый Иисус исчезнет - фреску планируется отреставрировать вновь, уже силами профессионалов.

После разошедшейся в англоязычной прессе новости о проведении самой неудачной реставрации в истории искусства в Сети развернулась кампания по сохранению пушистого Иисуса (блогеры уже успели дать работе Хименес новое название - "Ecce Mono", что они перевели как "Се обезьянка"). Разумеется, творение пожилой испанки всего за несколько часов стало одним из самых популярных интернет-мемов.

На сайте change.org появилась петиция в защиту отреставрированного Иисуса. Автора обновленной версии старинной фрески сравнивают с Гойей, Мунком и Модильяни, а в самой работе видят критику "креационистских теорий" Церкви. На момент написания этого текста за сохранение "Ecce Mono" высказались более десяти тысяч человек. Возможно, все они правы в своем стремлении признать пушистого Иисуса самостоятельным произведением искусства.

Гойя - не Гойя, но фреску авторства Сесилии Хименес вполне себе можно назвать интересным образцом примитивистской живописи (если абстрагироваться от существования оригинальной версии). Примитивизм как живописный стиль зарождался примерно тогда, когда Гарсиа Мартинес, следуя академическим традициям, расписывал стены небольшой церкви в Борхе; сейчас же работы крупнейших примитивистов, например Нико Пиросмани и Анри Руссо, висят в музеях и стоят огромных денег. Нечего уж говорить про авангардистов, экспериментировавших с этим стилем и обращавшихся к нему, в отличие от испанской бабушки, абсолютно осознанно.

В этой истории Сесилия Хименес показала себя, конечно, не Пиросмани, но точно грандиозным популяризатором, подарившим миру знание. "Самая ужасная реставрация" обернулась настоящим триумфом для художника Элиаса Гарсиа Мартинеса, которого и знать-то до этого момента в мире никто не знал. Родился он в муниципалитете Рекена в 1858 году, начал там заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. Там женился, преподавал, рисовал, умер - словом, ничего впечатляющего. Самой же интересной страницей в биографии художника стало создание фрески с изображением Иисуса, превратившимся в XXI веке в обезьянку.

То, что обновленная фреска принесет пользу, наверняка поняли уже и в самой церкви, которая в последние дни в усиленном режиме принимает любознательных туристов. И их можно понять - канонических изображений Христа полно, а в капоре - только одно.

В своей статье арт-критик The Guardian Джонатан Джонс справедливо замечает , что набожная пенсионерка могла бы сделать карьеру в комическом жанре. Ее поступок можно сравнить разве что с реставрацией портрета матери Джеймса Уистлера, произведенной знаменитым Мистером Бином, который в прямом смысле начихал на картину, а потом в ужасе приводил ее в порядок. Даром комического разрушения тоже нужно обладать, и, грамотно его используя, сейчас можно выстроить целую стратегию популяризации искусства.