Роль захара в развитии внутреннего конфликта. Печать двух эпох, отразившаяся на образе Захара

Роман И.А. Гончарова, основная тема которого - обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности созерцание жизни вокруг себя при отсутствии груда и практической деятельности, выстроен как рассказ о жизненном пути Ильи Ильича Обломова с детских лет до смерти. Самый знаменитый роман писателя, как считается, с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Еще в заслугу Гончарову, по признаниям современников и литературных критиков, ставят то, что роман смог нанести удар по «лишним людям», людям слова, а не дела, столь же, как и Обломов, не способным к действию.

Этот типичный для крепостничества характер обломовщины становится особенно ясен, если обратиться к образу не только Ильи Ильича, но и его слуги Захара. Недаром критика указывала, что Захар - тот же Обломов, они выросли на одной и той же почве и невозможны друг без друга.

Слуга находится при барине с самого его детства: «Он только что проснется у себя дома, как у постели уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч».

Как и самого Илью Ильича, «сонное царство» Обломовки с самого детства приучало Захара к лениво-неспешно-сонному бытию. Из «Сна Обломова» мы узнаем, что батюшка Ильи, сидя у окна, прикрикивал на Захарку: «А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? Вот я тебе дам бегать!.. Пошел опять в прихожую! И Захарка шел опять дремать в прихожую». Любовь к дремоте и сну сохранится на всю жизнь rie только в хозяине, но и в его слуге.

Конечно, положение заставляло Захарку исполнять свои обязанности, т. е. трудиться. При этом приходилось быть даже расторопным, кидаться исполнять любое желание барчука, не то получишь от старших колотушку. Но с тех пор как Илюша вырос и стал жить самостоятельно, его слуга «как-то не чувствовал над собой барина». Поэтому он в какой-то мере даже любил капризы барина, «на которые хотя и ворчал, и про себя и вслух, но которые уважал внутренно, как проявление барской воли, господского права...».

Безволие Ильи Ильича, видимо, меняет и характер Захара. Тот становится все ленивее, понимая, какое из приказаний барина стоит выполнять, а о каком можно вообще забыть. Захар очертил себе круг деятельности, за который никогда не переступал. Утром он ставил самовар, чистил сапоги и то платье, которое барин спрашивал, мел не всякий день середину комнаты и обтирал пыль со стола, на котором ничего не стояло. «Затем он уже считал себя вправе дремать на лежанке или болтать с Анисьей... Никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начертанных им себе занятий».

Для Ильи Ильича жизнь разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая - из покоя и мирного веселья. Служба была для него неприятна, и он очень быстро ушел в отставку. Он может себе это позволить: в его распоряжении кроме Захара еще 350 душ крепостных, которые работают на него. И если дела в имении идут плохо, то только из-за нежелания и неумения Обломова управлять поместьем.

Из этого можно сделать вывод, что, возникнув в помещичьем кругу, обломовщина заразила близко стоящих к нему дворовых людей. Захар «был убежден, что они с барином дело делают и живут нормально, как должно, и что иначе жить не следует». Это автор подтверждает даже бытовыми зарисовками. Как Обломова невозможно представить без любимого им халата из персидской материи, так Захар любит свой старый, рваный серый сюртук - «слабое воспоминание ливреи» и не стремится изменить свой внешний вид.

В нравственном отношении барина и его слугу сравнивать не приходится: Илья Ильич обладает чистой душой, открытой высоким чувствам, он уважителен и нежен по отношению к обеим женщинам, которых любит, он верен дружбе, мы не видим его злословящим в обществе. В этом он выше Захара, у которого полным-полно недостатков.

Он и грязнуля, и неловок, и ворчун, и сплетник, и подворовывает у барина потихонечку, и выпить любит, и с женой своей груб, но при всем том «он был глубоко преданный барину слуга». И в этом его главное нравственное достоинство, унаследованное от предков. «Боже сохрани, чтоб он поставил другого какого-нибудь барина не только выше, но даже наравне со своим!» Барин был для него неотделим от Обломов-ки, которую Захар любил, «как кошка - свой чердак, лошадь - стойло, собака - конуру, в которой родилась и выросла».

«Старинная связь была неистребима между ними. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, пи отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренно благоговеть перед ним».

Взаимная обусловленность существования Обломова и Захара выражается и в том, что Захар, будучи рабом Обломова, держит своего барина в рабской зависимости от себя, и в том, что смерть Обломова ст ановится началом гибели Захара. В финале романа Штольц встречает у церкви полуслепого, оборванного нищего. Штольц признает в нем Захара. Расспрашивая его, как он дошел до нищенства, он узнает, что Захар, изгнанный после смерти барина из дома братцем барыни, оказался непригодным ни к какому делу: пытался служить у купца буфетчиком, но при своей известной неловкости разбил дорогую посуду и лишился места. Попав в швейцары к графине, не удержался в ее доме из-за нечистоплотности склонности к спиртному. Извозчиком быть нет у него уже сил по старости. Штольц предлагает ему кров и стол у себя в деревне, но Захару не хочется уезжать от могилы своего барина: ему все кажется, что тот его зовет.

Так типичный для крепостничества характер обломовщины в романе подтверждается образом Захара, тем самым помогая более глубокому раскрытию основной темы произведения.

(351 слово)

Свой бессмертный роман «Обломов» И.А. Гончаров посвятил изображению Ильи Ильича Обломова, ленивого и праздного человека, и вместе с тем, раскрыл посредством его образа неизбежный упадок русского дворянства. Одним из ярких персонажей романа, в полной мере раскрывающих главного героя, стал слуга Обломова Захар. Его роль — это человек-зеркало, человек-отражение своего барина и всех его самых низменных ипостасей.

Захар родом из той же Обломовки, сказочной и оставшейся далеко в прошлом. Он живёт этими тёплыми воспоминаниями, лелеет свои поседевшие бакенбарды – символ прежнего величия господского дома, ныне угасшего. Именно в ту пору жизни герой научился преданности хозяину и взрастил собственную леность до невообразимых масштабов.

В последующей жизни у Обломова он не изменял старым принципам - много спал, ленился, лгал барину. И всё же никому другому служить не мог, просто не умел. Его неуклюжесть лишь подчеркивала общую неприспособленность этой пары к столичным реалиям. Лишь в одном расходились хозяин и слуга - в вопросах ума и внутренней наполненности. Илья Ильич, несмотря на общую апатичность, человек со светлым умом, начитанный и образованный. Он сторонится светской суеты и предпочитает смиренное одиночество. Захар же просто тёмный крестьянин, которого годы крепостничества развратили и унизили. По сути, герой не в состоянии понять глубинных чувств своего хозяина, он воспринимает его со своей стороны как собственность, Богом данную. Именно это и объясняет его ревностное отношение к любимому барину. В то время как Штольц и Ильинская пытаются вытащить Обломова из омута вечной рутины, Захар наоборот затягивает его ещё глубже, на дно, укутывая старым персидским халатом и приговаривая тёплым голосом: «А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!».

Финальным аккордом в романе «раздаются» отношения Захара и Анисьи. Она, живая и смышленая, становится спасительницей для простого слуги. Благодаря их странному союзу можно проанализировать, какой бы стала семейная жизнь самого Обломова и Ильинской, если бы она всё-таки приняла его беспомощность. Вряд ли бы их брак стал счастливым, а романтика разбилась бы о вечные несовпадения в ритмах жизни.

Гончаров совершенно не случайно посвятил столько усилий образу слуги. Через Захара он раскрывает всё то убогое, что есть в Обломове. Они - как продолжения друг друга, погрязшие в устаревших бесчеловечных крепостных порядках, абсолютно несчастные и зависимые друг от друга.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ОБЛОМОВ

(Роман. 1859)

Захар - слуга Ильи Ильича Обломова. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный «Слуги старого века», в котором вспоминает хорошо известных ему представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия. Литературная родословная 3. идет от пушкинского Савельича («Капитанская дочка»). При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго - вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду.

3. - «пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой... в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды... Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, Бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святыней».

Портрет 3., изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам 3., «он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло».

Полное равнодушие к сору, пыли, грязи отличает этого слугу от других слуг-персонажей отечественной литературы. 3. на этот счет составил собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводит своему слуге в пример живущее напротив семейство настройщика, 3. приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: «А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму... У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да с пивом и выпьют».

При внешней разболтанности 3., однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро - когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, 3. немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.

Верность 3. своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом - прибегая к «жалким словам» и называя 3. «ядовитым человеком». В минуту раздражения 3. позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то еще ни было. И это пробирает 3. больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям.

3. не лишен и недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как «рыцаря со страхом и упреком», который «принадлежал двум эпохам, и обе наложили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, поздней, утонченность и развращенность нравов». 3. любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Может 3. при случае и прикарманить деньги - не крупные, медные, но непременно оставляет себе сдачу от покупок. Все, к чему 3. прикасается, бьется, ломается - к началу повествования в доме Обломова уже совсем мало целых вещей, будь то стул или чашка. Еду барину 3. подает, как правило, уронив то булку, то вилку...

И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: «Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече с зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, 3. непременно бы заснул».

С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и 3. - как два последних представителя Обломовки, являющейся лишь прекрасным сном, они каждый по-своему свято хранят в душе те «преданья старины глубокой», что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Даже когда 3. неожиданно женится в середине романа на кухарке Анисье, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.
Жизнь его действительно заканчивается со смертью Ильи Ильича, превратившись в ненужное и горькое прозябание. После смерти Обломова вскоре умерла и жена 3. Анисья, а домохозяйка Агафья Матвеевна Пшеницына, ставшая женой Ильи Ильича Обломова, не смогла при суровом «братце» держать 3. в доме. Единственное, чем в состоянии помочь Пшеницына 3., это давать ему на зиму немного теплой одежды да изредка подкармливать. В финальном эпизоде друг Обломова Андрей Штольц встречает 3., нищего, почти ослепшего, выпрашивающего милостыню старика, у церкви на Выборгской стороне. Но предложение уехать в деревню, где Штольц позаботится о нем, не соблазняет 3.: он не хочет оставить без присмотра могилу Ильи Ильича, возле которой, придя помянуть своего барина, только и находит умиротворение.

ОБРАЗ ЗАХАРА И ЕГО РОЛЬ В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА. В романе И. А. Гончарова «Обломов» парадоксальным двойником главного героя выступает его старинный и преданный крепостной слуга Захар, хранящий верность фамильным портретам, предани­ям о старинном быте и важности дома Обломовых.

При первом знакомстве мы встречаемся с пожилым человеком, которому за пятьдесят. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, а позднее, в Петербурге, стал его камердинером.

От природы Захар был ленив. Он родился и вырос в благословен­ном уголке, где «все тихо и сонно». Как и все крепостные Обломо­вых, он был тихого нрава, не подвержен сильным страстям, не стре­мился к отважным предприятиям, а представления о внешнем мире имел самые ограниченные. Все крестьяне в Обломовке жили такой же тихой счастливой жизнью, так как были убеждены, «что все другие живут точно так же и что иначе - грех».

Лакейская служба развила в Захаре полученную от природы леность до крайних пределов. Мы узнаем, что в молодости он был «проворным, прожорливым и лукавым парнем» (именно таким его помнит Обломов). Когда же он стал лакеем, его обязанностью было провожать господ в церковь и гости. Поначалу он изнывал от скуки, стремился убежать из прихожей, но барин Илья Иванович пресе кал эти попытки. Все чаще и чаще Захар оставался дремать в при­хожей, сплетничал в людской и на кухне или часами стоял у ворот. После того как он был произведен в дядьки к маленькому Илюше, и вовсе стал считать себя аристократической принадлежностью бар­ского дома, предназначенной для полноты и блеска старинной фа­милии. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.

Захар получил воспитание и приобрел манеры в деревне, на про­сторе и вольном воздухе, где ничто не стесняло его движений, пото­му, попав в город, в стесненное пространство квартиры, он выгля­дит неуклюжим и чувствует себя неловко. Поэтому он старается не «изменить не только данного ему Богом образа, но и своего костю­ма, в котором ходил в деревне».

Писатель наделил Захара выразительной и комичной внешнос­тью. Главной деталью его портрета являются «голый, как колено, череп» и «необъятно широкие» и густые с проседью бакенбарды, «из которых каждой хватило бы на три бороды». Он дорожит свои­ми бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, ко­торых он видел в своем детстве. Бакенбарды напоминают Захару о его прежней службе и былом величии дома Обломовых, они же за­печатлевают и трагические изменения в его судьбе: «…бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по кому снега ». А вот одежда, несмотря на стремление «не изменить», - самая динамичная деталь в обра­зе Захара. Она обозначает все этапы его карьеры слуги. В Обломовке Захар носил ливрею - форменную одежду лакеев, расшитую ми­шурной тесьмой. В Петербурге на Гороховой он сменил ливрею на сюртук с медными пуговицами, а в доме Пшеницыной носит непо­нятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова (халат, прекрас­но сшитый сюртук и снова халат).

Женился Захар в пятьдесят пять лет, «вследствие ли разрыва с кумой или так, по убеждению, что человек должен быть женат». В жены взял «живую, проворную бабу» Анисью из петербургской об­слуги. Анисья добровольно взяла на себя все обязанности по дому и бессознательно разделила судьбу мужа, неразрывно связанную с жиз­нью, домом и особой Ильи Ильича Обломова.

Захар - зеркальное отражение Обломова. «Барин, кажется, ду­мал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! Ты мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет». Захара вообще от­личают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, непово­ротливость, о которой уже говорилось, а также неряшливость, нео­прятность и преклонение перед барством, но прежде всего - лень. Раз и навсегда определив для себя круг своих обязанностей, он ста­рался никогда за него не переступать и «никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начер­танных им занятий». Свое желание отгородиться от новой, столич­ной жизни (которая несет с собой новые обязанности) и свою лень он силится обосновать даже философски. Вот отчего он уподоблен Об­ломову, «сращен с ним».

Захар и Обломов постоянно ссорятся. Конфликты возникают из- за нерадивости и лености Захара, и в такого рода стычках он, как правило, выходит победителем. Лишь только возникает необходи­мость что-то сделать по дому, Захар доказывает, что это повлечет громадную возню, хорошо зная, что сама мысль о каких-либо дей­ствиях в доме приводит Илью Ильича в ужас. Но Обломова выводит из себя не столько леность слуги, сколько его душевная грубость и нетактичность. За свою жизнь Захар не изменил не только своей внешности и привычек, не вышел за круг своих обязанностей, он не изменил также и своей внутренней сути, оставаясь равнодушным к чувствам и переживаниям барина.

Несмотря на способность методически изводить один другого, Захар и Илья Ильич неразрывно связаны, просто немыслимы друг без друга. Без помощи Захара Обломов «не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать». Захар же «не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать.и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Он безгра­нично верен и предан своему барину и всему, что носит имя Обломо­ва. Он, не задумываясь, сгорел бы или утонул за барина. И Обломовку он любил, « как кошка свой чердак, лошадь - стойло, собака - кону­ру, в которой родилась и выросла».

Именно Захар - первая и последняя инстанция, препятствую­щая Обломову вырваться, выйти из круга обломовщины. Это он сво­ей грубостью и приземленностью разрушил, пусть и невольно, в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы с Ольгой. После слов Захара: «Стало быть, свадьба-то после Рождества будет? …Из­вестно какая: ваша!.. Ведь вы женитесь? …Люди Ильинские еще летом сказывали… Разве я выдумал?» - краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что «тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Иль­инских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…» После смерти Ильи Ильича Обломо­ва завершается и судьба Захара. Он не может жить в чужом доме, не может служить другому барину. Такие слуги, как Захар, не под­ходили новому времени и новым господам, которые не прощали слугам неловкости, неопрятности и грубости. Теперь требовались грамотные, проворные, ловкие и умелые лакеи, камердинеры, швей­цары. Время Захаров прошло.

В одном из откликов на роман Гончарова говорилось о том, что Захар и Обломов «выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками».

Крепостнический уклад жизни сформировал и барина, и его слугу, лишил обоих уважения к труду, воспитал безделье и празд­ность. Захар действительно едва ли не «еще больше Обломов», чем сам Илья Ильич. Ценность этого образа в том, что Захар представ­ляет в романе всех крепостных Обломовки. Он - один из «трехсот Захаров», и основная его функция состоит в типизации и дополни­тельной обрисовке образа центрального героя. Но при этом он инте­ресен и колоритен и сам по себе. Не случайно ему посвящена в ро­мане особая глава первой части, а критика называла его.«целой по­эмой» о прошлом России.

Иван Александрович Гончаров создал свое произведение в 1859 году, всего за два года до отмены крепостного права. Одним из главных является образ Захара в романе "Обломов". Этому типу Иван Александрович Гончаров посвятил отдельный очерк под названием "Слуги старого века", в котором автор вспоминает представителей данного сословия, которых он знал, людей старой закалки, тяжело вживающихся в изменившиеся жизненные условия.

Литературная родословная Захара

У Захара была своя литературная родословная. Она идет от пушкинского слуги Савельича из произведения "Капитанская дочка". Несмотря на всю разность характеров этих двух лиц (развращенный петербургской жизнью и ленью своего хозяина Савельич и вечный дядька, для которого Обломов всегда остается неразумным малым ребенком, Захар), их сближает переходящая в одержимость верность не только своим баринам, но также и всему помещичьему роду.

Портрет Захара

Образ Захара в романе "Обломов" характеризует его портрет. Иван Александрович Гончаров так описывает этого слугу. Это пожилой уже человек, "в сером сюртуке" и такого же цвета жилете с медными пуговицами, с голым черепом, "как полено", и с густыми и широкими русыми бакенбардами с проседью, каждой из которых хватило бы "на три бороды". Изображающий нелепую и смешную внешность портрет Захара дополняется автором и особенным голосом: герой или хрипит, или ворчит, как собака, а не говорит. Данный Богом голос, по словам Захара, он "потерял на охоте", когда вместе со старым барином ездил туда и когда ему будто бы в горло дунуло сильным ветром.

Слуга Захар: характеристика

Равнодушие к грязи, пыли и сору отличает этого человека от других персонажей-слуг, изображенных в отечественной литературе различными авторами. Слуга Захар имеет на этот счет свою философию, которая не позволяет ему бороться с клопами и тараканами, поскольку они выдуманы Господом. Когда Илья Ильич приводит в пример ему семейство настройщика, живущее напротив, тот отвечает аргументами, в которых чувствуется его незаурядная наблюдательность. Захар говорит о том, что у немцев нет грязи потому, что эти герои "Обломова" голодают, а сюртук с отцовского плеча переходит сыну, поэтому у семьи нет изношенного платья, горой лежащего в шкафах, как в доме у Ильи Ильича.

Этот слуга, при всей своей внешней разболтанности, тем не менее, довольно собран. Так, не дает ему растрачивать барское добро вечная привычка слуг старой закалки - когда жулик Тарантьев, земляк Ильи Ильича, просит того одолжить на время фрак, слуга Обломова Захар тут же отказывает: он ничего больше не получит, пока не вернет жилет и рубашку. Илья Ильич теряется перед его настойчивостью.

Верность Илье Ильичу Обломову

Образ Захара в романе "Обломов" невозможно себе представить без упоминания важнейшей черты этого героя - преданности Илье Ильичу. Верность своему барину этого слуги, следование давно забытым всем устоям родной Обломовки изображаются особенно ярко в эпизоде, когда Илья Ильич наставляет Захара самым действенным и привычным способом - называя его "жалкими словами", в частности "ядовитым человеком". Слуга в минуту раздражения позволил себе сравнить Илью Ильича с другими, которые переезжают легко с одной квартиры на другую и отправляются за границу. Это вдохновляет Обломова на гордую и грозную отповедь о том, что невозможно сравнивать его с кем-то другим. Такой ответ задевает Захара больше, чем все ругательства: он ощущает, что переступил некоторую запретную границу, когда уподобил другим людям своего барина.

Печать двух эпох, отразившаяся на образе Захара

Не лишен этот слуга и недостатков, как и другие герои "Обломова". Иван Александрович Гончаров определяет своего героя термином "рыцарь со страхом и упреком", принадлежавшим одновременно двум эпохам, которые наложили на этого персонажа свою печать. От одной к нему по наследству перешла не ведающая границ преданность Обломовке, а от другой, более поздней, - развращенность нравов и утонченность. Захар любит посплетничать с другими слугами на дворе, при этом зачастую приукрашивая своего хозяина или же выставляя его таким, каким тот никогда не являлся, не отказывается также выпить с приятелями. Не прочь этот слуга иногда и прикарманить деньги - медные, некрупные, но обязательно забирает себе сдачу, оставшуюся от покупок. Все предметы, к которым прикасается Захар, ломаются, бьются - так, к началу повествования осталось уже очень мало целых вещей в доме Обломова, будь то чашка или стул. Еду этот слуга подает барину, как правило, роняя при этом то вилку, то булку...

Другая черта, на которую указывает Иван Александрович Гончаров, характерна для смешения двух различных эпох: Захар готов был умереть вместо своего барина, расценивая это как свой природный и неизбежный долг, но когда требовалось всю ночь просидеть не смыкая глаз у его постели, если бы от этого зависело здоровье и даже жизнь Ильи Ильича, то непременно заснул бы этот герой произведения "Обломов". Проблемы связи двух эпох, таким образом, также поднимаются в этом романе.

Нерасторжимая связь с Обломовкой

Со временем отчетливее проявляется нерасторжимая связь между Обломовым и его слугой - как двух последних обитателей и представителей Обломовки, являющейся всего лишь прекрасным сном, каждый из них по-своему хранит в душе святые "преданья старины", сформировавшей их взаимоотношения, характеры, жизни, конфликты. Поднимаемые в произведении "Обломов" проблемы во многом обусловлены тем, что противопоставляются два мира - сонный мир родной Обломовки и прозаическая объективная реальность. Даже когда Захар в середине романа неожиданно женится на кухарке Анисье, намного более чистоплотной, умелой и ловкой, чем он, этот слуга старается по мере сил не подпускать ее к Обломову, сам выполняя привычные обязанности, без которых не может представить своей жизни.

Связь с Обломовым

Существование Захара и в самом деле заканчивается со смертью хозяина, после которой жизнь его превращается в горькое и ненужное прозябание. Вскоре после кончины Ильи Ильича умерла и жена Захара, Анисья, а Агафья Матвеевна Пшеницына, супруга Обломова, не сумела держать в доме Захара при суровом "братце". Она лишь изредка его подкармливает и дает немного теплой одежды на зиму.

Образ Захара в романе "Обломов" полностью раскрывается в заключительной сцене произведения. В финале Андрей Штольц, друг Ильи Ильича, встречает Захара, почти ослепшего, нищего старика, выпрашивающего милостыню возле церкви. Но предложение этого героя уехать в деревню не соблазняет его: он не может оставить могилу Ильи Ильича без присмотра, ведь только возле нее он находит умиротворение.